Содержание понятия «планирование в детском саду»
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:
- обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
- рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).
Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.
Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду
Виды планов
В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:
- годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ, соответствующее Федеральному закону об образовании, отражающее принципы организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по ФГОС, федерального и муниципального законодательства, а также базирующиеся на инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим процессом;
- планирование по темам — перечисление тем, планируемых для изучения в период с августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом под руководством методиста);
- комплексно-тематическое (или комплексное) планирование — это перечень видов активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе (разрабатывается методистом ДОУ);
- перспективный план — схема последовательности реализации процесса обучения, развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач (разрабатывается педагогом группы);
- календарно-тематическое — план последовательной разработки тем учебной программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);
- недельное — перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);
- план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды работы и приёмы, используемые ежедневно;
- поурочное — то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).
Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности
Формы составления планов
Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:
- текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
- блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
- табличный, имеющий форму записи таблицей;
- модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).
Планирование режимных моментов
Самой популярной среди всех форм календарного планирования у педагогов остается планирование образовательной работы с режимными моментами. Применяя его, следует предусматривать возможность различных видов деятельности детей в течение дня, их продолжительность, периодичность и учитывать рациональность и целесообразность их проведения в определенный промежуток времени.
Утреннее время
В утреннее время целесообразно планировать:
- индивидуальную работу (с указанием имен воспитанников, цели, необходимых материалов);
- беседы на морально-этические и познавательные темы с небольшой группой детей;
- игровую деятельность (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, дидактические, подвижные игры малой и средней подвижности);
- наблюдения за объектами и явлениями окружающей среды;
- трудовые поручения и дежурство;
- работу с привития культурно-гигиенических навыков;
- различные виды самостоятельной деятельности детей (изобразительная, двигательная, художественно-речевая и тому подобное).
В летний период образовательная деятельность в ДОУ предусматривает такое планирование, чтобы обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе. При этом последовательность и продолжительность разных видов деятельности следует менять, несмотря на погоду, характер предыдущей и последующей деятельности, возраст, интересы и потребности воспитанников.
Пребывание на свежем воздухе
Пребывание детей на свежем воздухе сокращается или не допускается из-за неблагоприятных погодных условий, в частности таких, как:
- сильный ветер;
- температура воздуха выше +35С в тени;
- ливень, гроза.
Организация УПД в первой половине дня
В первой половине дня, после завтрака, с детьми проводят организованную учебно-познавательную деятельность в форме занятий различного направления: по физическому развитию (ежедневно); познавательного развития; коммуникативно-речевого развития; художественно-эстетического развития.
Планируя занятия, необходимо указывать их тему, программные задачи, необходимый материал и специальное оборудование, ход в виде плана.
В летний период занятия по возможности следует проводить на свежем воздухе. Их тематику, количество, продолжительность, периодичность определяют в зависимости от возрастной группы детей и конкретной образовательной цели.
Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает организация прогулок. Основное время прогулок следует отводить разнообразной игровой деятельности детей, используя все виды игр (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, дидактические, подвижные).
Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает использование атрибутов для игр. В календарном плане воспитатель должен определить атрибуты и игрушки, которые нужны для определенной сюжетно-ролевой игры, и спланировать чтения соответствующих художественных произведений и бесед по содержанию игры.
Эти формы работы дают воспитателю возможность косвенно управлять самостоятельной игровой деятельностью детей, ведь чтение интересного художественного произведения возбуждает у детей желание воспроизвести услышанное в игре и способствует развитию ее сюжета (воспитателям младшей и средней группы следует отражать не только создание условий для развертывания сюжетно-ролевых игр, а и приемы обучения детей действиям с игрушками, показ определенных игровых действий, собственную участие в играх детей; воспитателям детей старшего дошкольного возраста следует записывать в плане приемы, стимулировать детей к самостоятельности, скажем: выбор темы игры, распределение ролей, установление позитивных дружеских отношений и тому подобное).
На прогулке
На прогулках в первой и второй половине дня обязательно следует проводить подвижные игры, в том числе игры с элементами спорта. Стоит не только предлагать детям знакомые игры, но и разучивать с ними новые. До этих игр необходимо привлекать всех детей группы.
Воспитателю следует помнить, что активное участие в подвижной игре без принуждения создает у детей радостное настроение и способствует достижению педагогической и оздоровительной цели игры.
Стоит отметить, что при благоприятной погоде во время каждой прогулки целесообразно проводить 4-5 подвижных игр.
В жару, при слишком высокой температуре воздуха, подвижные игры необходимо заменять на более спокойные виды деятельности детей (игры с водой, с природными материалами и др).
Тематические недели
В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.
Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:
- НОД, то есть занятия;
- праздники;
- игры;
- экспериментирование;
- экскурсии.
Такой формат планирования позволяет;
- добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
- привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
- развлечь участников учебно-воспитательного процесса.
Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.
Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему
Конспект занятия по теме недели
По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.
Таблица: этапы и временные отрезки занятия в детском саду для детей разного возраста
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) | 2 минуты | 3 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основной (разработка темы с обязательной физкультминуткой) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Особенности перспективного планирования по ФГОС
С внедрением ФГОС изменился подход к содержанию перспективного планирования на год. Задачи плана сегодня утверждаются с ориентацией на развитие личности и компетенций ребёнка, а не на усвоение знаний, умений и навыков, как это было принято до смены образовательной парадигмы.
СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ
Рекомендации по планированию деятельности педагогического состава ДОУ читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:
(инструкция для ваших воспитателей)
Также ФГОС дошкольного образования определяет место перспективного плана в структуре планирования ДОО. Так, выделяется всего пять типов планов:
Перспективный план развития детского сада на три года.
Тематические планы по направлениям ФГОС ДО.
Индивидуальные планы педагогов.
Календарное и перспективное планирование в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.
Таким образом, перспективное планирование в детском саду — это проект, который определяет, какие задачи должны решаться в ДОУ в ближайший год или три, и, какая воспитательно-образовательная деятельность будет для этого осуществляться каждый месяц. Перспективный план обрисовывает последовательность и содержание ежемесячной работы администрации детского сада и воспитателей в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.
За перспективное планирование — на год и на месяц — отвечает старший воспитатель, хотя в составлении перспективного плана обязательно участвуют и остальные педагоги. Следует помнить, что без перспективного плана, т.е. не понимая образовательного маршрута всей организации и развития отдельной группы, педагог будет делать ошибки. Календарное планирование структурирует день воспитателя и группы, но само по себе не помогает достичь отдалённой цели.
Как организовать день дошкольника (пример)
Утро.
Встреча детей согласно погоде. Наблюдения за людьми( куда так спешат, как одеты, почему?).
Д/игра «На чем я путешествую?»(довк).
Утренняя гимнастика.
Дежурные по столовой накрывают на столы.
Воспитывать аккуратность, желание помогать помощнику воспитателя.
Познавательное развитие.
- Грамота. Твердые и мягкие согласные звуки.
Задачи: дать детям знания о том, что согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Формировать умение проводить звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными, пользуясь соответствующими фишками. Закреплять умение подбирать слова с заданным твердыми и мягкими согласными звуками.
Материал: фишки, картинки. - Физкультура.
Задачи: совершенствовать навыки метания мешочки с песком из –за спины через плечо и прыжков вверх с отталкиванием обеими ногами. Развивать ловкость и быстроту во время игры «гуси – лебеди».
Инвентарь: 2 стойки, шнур, мешочки с песком на каждого ребенка.
Ход.
- Ходьба (45с) с изменением темпа, с остановками по сигналу воспитателя (4-5р). ходьба на внешн. и внутренней сторонах стоп(25с). Бег в медленном темпе (до 1.5 мин), ходьба. Перестроение в две колонки. Комплекс упражнений.
- Метание мешочка с песком из –за спины через плечо на дальность (8р).
Прыжки с толчком обеих ног вверх с попыткой достать погремушку.
Игра «Гуси – лебеди» (бег)-3р - Ходьба (45) в медленном темпе с движениями рук вверх и вниз, как гуси крыльями.
Дневная прогулка.
Наблюдение за погодой днем (какого цвета небо?, так греет солнце, как в начале осени? Как одеты дети?).
Р/игры «Волк во рву» (прыг) -3р, «Кто самый меткий» (кид) -3р.
Д/игра «Чей это дом?(прир).
С/р игры «Семья», «Магазин» — обсудить сюжеты игр
Поручить Ване К, Саша Т вскопать песок. Воспитывать трудолюбие.
Игры по желанию детей. Воспитывать интерес к совместным играм.
II половина дня
Закаляющие процедуры и корректируя гимнастика
Беседа по валеологии «Наше тело»
Протереть шкафы для полотенец (Власть П, Сергей М). Воспитывать трудолюбие
Дежурные в уголке природы поливают цветы, протирают крупные листья цветов. Воспитывать любовь к живой природе.
СХД «Букет осенних цветов»
Речевая игра «Кто больше»
Чтение и обсуждение В.Сухомлинского «Трудно быть человеком»
Д/игра «Исправь ошибку» (грамм)
Вечерняя прогулка.
Наблюдение: за транспортом (виды транспорта, его назначение, кто управляет? Вспомнить правила уличного движения).
Р/игры «Мышеловка» (бег)-3р, «Ловля обезьян» -3р.
Игры с любимыми игрушками, строительно –конструктивным материалом.
Логика как учебная дисциплина
Логика как философская категория в современном понимании зародилась в Греции предположительно в VI веке до н. э. Само слово логика обозначает не что иное, как «наука о верном мышлении». То есть логика в первоначальном понимании в определенной мере формализовала такие представления, как рассуждение, подтверждение и опровержение.Таким образом, постижение логики дозволяет овладеть формами, способами и законами верного мышления, а также содействует выработке рефлексивных навыков и скептического воспринятия – как собственных, так и чужих мнений.Помимо этого, логическое мышление разрешает определиться в выработке собственной позиции по разным вопросам также мнений и нужной аргументации по ним.Постижение логики как научной дисциплины дает вероятность сформировать довольно широкий круг компетенций исходя из этого, решать целый ряд задач в разных сферах деятельности.
Объекты составления плана
Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:
- НОД, то есть занятий (например, ознакомление с миром вокруг, куда включаются и элементы изучения естествознания, и направления учебно-воспитательной деятельности в целом, к примеру, правовое воспитание), а также вариативной части, то есть части программы, реализуемой на усмотрение конкретного ДОУ при наличии часов и педкадров (английский язык, немецкий язык);
- режимных моментов (прогулки, работы перед сном и пр.);
- кружковой работы (например, деятельность кружка по краеведению, где описываются все виды организации взаимодействия с ребятами, в том числе и работа мини-музея);
- нерегламентированной деятельности, то есть совместной с дошкольниками и их семьями активности (так, в аспекте воспитания навыков личной гигиены это может быть санитарно-просветительская работа, в контексте трудового воспитания — домоводство, в вопросах организации учебно-воспитательной работы — взаимодействие с одарёнными малышами, а при организации сотрудничества с семьями воспитанников — консультационный пункт, например, по адаптации детей в садике или материнская школа);
- работы узких специалистов (к примеру, деятельности дефектолога).
Этапы создания плана
Написание плана урока для малышей можно производить в несколько этапов:
- Составьте краткий обзор занятия. Он должен включать в себя наименование раздела общего учебного плана для конкретной группы детского сада, в который включен данный урок, а так же цель и задачи. Так же этот раздел должен включать в себя описание материалов, необходимых для работы.
Для воспитанников детского сада следует выбирать простые и достижимые цели занятий. Также нужно удостовериться, что все используемые материалы соответствуют возрасту детей. Следует продумать возможность расширения занятия посредством домашней работы или связи с последующими уроками.
- Следующий этап – описание научных исследований, относящихся к цели уроков. Они могут быть взяты из разных источников: например, детских учебных пособий или веб-сайтов.
При планировании уроков для детсадовцев стоит учитывать, что внимание у детей такого возраста ещё рассредоточено, поэтому для его постоянного поддержания занятие должно содержать больше действий
- Решите, в какой форме будет проходить занятие. Так, детям младшего возраста просмотр видеоматериалов, прослушивание познавательных аудиозаписей или интересный рассказ воспитателя будет более интересен, чем живая дискуссия.
Если педагог уже имеет наработанный стиль ведения урока, можно придерживаться его. Дети детсадовского возраста эффективней воспринимают новые знания, преподаваемые в уже знакомой им манере.
Определитесь с первым упражнением. Оно должно ввести детей в тему занятия
Составьте краткое описание упражнения, принимая во внимание его цели и время, отводимое на каждое действие
Пусть упражнение будет коротким и интересным – маленькие дети быстро теряют интерес и не могут длительно заниматься одним делом.
- Продолжайте кратко описывать все упражнения и действия. Органично впишите их в привычный режим детского сада, выделив время на еду и дневной сон. Неплохо будет включить активные игры, например, разыгрывание сценки по ролям – это поможет детям не только внимательно изучить тему, но и израсходовать энергию.
Удостоверьтесь в том, что на каждое упражнение и действие отведено достаточное количество времени.
- Сделайте примечания о способах проверки знаний и умений детей, о критериях оценки понимания ими материала. Как вы узнаете, усвоили ли они то, что должны были? Приобрели ли навыки, которые вы пытались привить им во время урока?
- Закончите план урока пунктом, позволяющим увидеть пролонгированное действие урока. Дело в том, что маленьким детям обычно требуется время на обработку и усвоение новой информации. Плоды вашего труда могут стать заметны лишь через неделю.
Поэтому следует обозначить соответствующую возрасту домашнюю работу, например, попросите родителей говорить с ребенком на тему проведённого занятия или прочесть детям книги соответствующей тематики.
Сценарный план
Сценарный план (СП) – это унифицированная форма написания конспектов занятий и иных мероприятий. Он может быть оформлен в двух вариантах: табличном и простом текстовом.Сценарный план предусматривает наличие титульного листа, на котором отображены:
- наименование ОУ;
- форма мероприятия (НОД, сценарий праздника и пр.);
- тема;
- возрастная группа;
- ФИО, должность разработчика (-ов);
- город, год составления.
Если воспитатель делает ссылки в ПВОР на СП, то СП должны быть приложены в папку ПВОР. Чаще всего педагог работает со СП НОД, поэтому целесообразно завести накопитель СП, выделяя возрастные группы и образовательные области.
Немного подробнее остановимся на написании СП НОД
Второй лист СП НОД: тема занятия, образовательная область, возрастная группа, цель, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), планируемые результаты, методы, приемы, формы, работа над словарем, создание развивающей предметно-пространственной среды для организации и проведения НОД (РППС), виды детской деятельности, интеграция образовательных областей.
Далее с нового листа идет План НОД, который включает в себя три этапа: вводный (мотивационно-побудительный), основной, рефлексивный.
- Мотивационно-побудительный этап представляет собой создание проблемной ситуации для детей, определение цели.
- Основной этап – показ, комментирование, физкультурная минутка, изготовление, игра (подчеркнутое является обязательным на данном этапе).
- Рефлексивный этап – оценка деятельности детей, самооценка детей, подведение итогов.
Компоненты планирования деятельности ДОУ
Определение 1
Планирование – это определение основных направлений будущей деятельности, этапов и методов ее реализации, исходя из условий и особенностей данной деятельности.
Планирование воспитательно-образовательной работы является сложным и многофакторным процессом. Оно требует от педагогов высокого квалификационного уровня развития, организаторских способностей и навыков видения перспектив педагогической работы.
На основании планирования воспитательно-образовательной работы дошкольное учреждение формирует содержание своей работы и делает процесс обучения и воспитания подрастающего поколения целенаправленным и личностно-ориентированным.
Планирование воспитательно-образовательной деятельности ДОУ реализуется на основании общеобразовательной программы, которая включает целевое назначение деятельности заведения и ее содержание в определенный временной период.
Основными компонентами планирования образовательной деятельности дошкольной организации являются:
- Перспективный план работы ДОУ.
- Календарный план воспитательно-образовательного процесса.
Перспективный план работы ДОУ- это формирование этапов реализации воспитательной и образовательной работы, последовательности ее исполнения, включающее решение конкретных целей и задач на каждом этапе реализации плана.
Перспективный план составляется на определенный временной период работы ДОУ и включает распределение деятельности воспитателя и мероприятия, которые требуется организоваться в этот период. Перспективный план составляется, исходя из целей и задачи работы ДОУ, определенных в его образовательной программе, на срок, равный месяцу, кварталу, полугодию, году. Если план составляется на год, то в ходе его реализации в него могут вноситься поправки.
Структурное строение перспективного плана включает следующие разделы:
- Целевое назначение воспитательно-образовательной работы ДОУ.
- Период реализации плана.
- Виды детской деятельности, реализуемой в течение данного временного периода.
- Литературное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности и методические пособия.
- Организация взаимодействия с родителями воспитанников.
Рисунок 1. Планирование воспитательно-образовательной работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
Календарный план – это совокупность мероприятий и действий с указанием этапов, сроков, порядка и условий их выполнения, с разбивкой на каждый отдельный рабочий день.
Календарный план помогает распределить воспитательно-образовательную деятельность по дням того временного отрезка, на который составлен перспективный план т.е. если перспективный план составлен на месяц, то на его основании составляется календарный план, распределяющий все мероприятия и виды детской деятельности, работу с родителями на каждый день. Это позволяет полноценно реализовать перспективный план и обеспечить качественную воспитательно-образовательную деятельность ДОУ. Он составляется на основе перспективного плана и дорабатывается, исходя из особенностей развития детей отдельной возрастной группы, оценки их деятельности, установления взаимодействия с родителями.
Ориентировочное распределение времени при организации жизнедеятельности детей в течение дня в летний период
Режимные моменты | Ориентировочное распределение времени | |||
третий год жизни | четвертый год жизни | пятый год жизни | шестой год жизни | |
Утренняя встреча детей, игры. Утренняя гимнастика. |
07.30-08.15 | 07.30-08.20 | 07.30-08.25 | 07.30-08.30 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. | 08.15-08.45 | 08.20-08.50 | 08.25-08.50 | 07.30-08.30 |
Игры, общение, самостоятельная деятельность детей. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. | 08.45-09.00 | 08.50-09.00 | 08.50-09.00 | 08.50-09.00 |
Организованная учебно-познавательная деятельность | 09.00-09.30 | 09.00-09.40 | 09.00-09.25 09.30-09.55 |
09.00-09.30 09.35-10.05 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. | 09.30-11.30 | 09.40-12.00 | 09.55-12.15 | 10.05-12.25 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Закаливающие процедуры. | 11.30-11.45 | 12.00-12.15 | 12.15-12.30 | 12.25-12.40 |
Обед. Подготовка ко сну. | 11.45-12.30 | 12.15-13.00 | 12.30-13.00 | 12.40-13.10 |
Дневной сон. | 12.30-15.00 | 13.00-15.00 | 13.00-15.00 | 13.10-15.10 |
Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. |
15.00-15.20 | 15.00-15.20 | 15.00-15.30 | 15.10-15.40 |
Игры, СХД, развлечения. Занятия по интересам. |
15.20-15.40 | 15.20-15.45 | 15.30-16.00 | 15.40-16.10 |
Подготовка к полднику. Полдник. |
15.40-16.00 | 15.45-16.05 | 16.00-16.20 | 16.10-16.30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Индивидуальная работа. Самостоятельная игровая деятельность. Работа с родителями. Возвращение детей домой. |
16.00-18.00 | 16.05-18.00 | 16.20-18.00 | 16.30-18.00 |
Занятия по художественной литературе
Занятия по художественной литературе проводятся во всех возрастных группах: фронтальные или групповые занятия не реже, чем один раз в неделю, индивидуальные, индивидуально-групповые – практически ежедневно.
В системе учебно-воспитательной работы математического содержания надо предусмотреть интегрированные, комплексные занятия.
Например: сочетание занятий по математике с другими видами деятельности – конструированием, изобразительной деятельностью, физическим воспитанием, экскурсиями в природу.
Дважды в неделю планируется занятия по физической культуре и музыкальное.
Осенью, зимой и весной два занятия по физкультуре проводятся в физкультурном зале, а три – на свежем воздухе.
Формы работы | Особенности организации занятий | Группа | Продолжительность, в мин. |
Занятия по физической культуре | ежедневно | младшая | 20-25 |
средняя | 25-30 | ||
старшая | 30-35 | ||
подготовительная | 35-40 |
Примерная схема календарного планирования учебно-воспитательной работы воспитателя за основными режимными моментами первой и второй половины дня
Первая половина дня | Вторая половина дня | |||
Утро | Занятия | Прогулка | Труд, самостоятельная художественная деятельность | Развлечения, игры |
Игры, беседы, наблюдения, труд, индивидуальная работа с детьми и родителями; самостоятельная двигательная деятельность детей | Тема. Программное содержание. Материал. План (ход) занятия. |
Игры, труд, наблюдения, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа по различным разделам программы, экскурсии, прогулки. походы за пределы детского сада, самостоятельная двигательная деятельность детей |
Разные виды труда (ручная, хозяйственно-бытовая, в природе) в разных формах. самостоятельная художественная деятельность детей (изобразительная, художественно-оформительская, речевая, музыкальная, театрализованная) |
Различные виды театров (кукольный, теневой, игрушек и др), игры-драматизации, инсценировки, концерты, физкультурные, музыкальные, литературные досуг |
На вторую половину дня можно запланировать и работу занятий кружков согласно планам руководителей кружков.
Примерная схема календарного планирования образовательной работы воспитателя по видам детской деятельности и формами работы педагога с детьми
Игровая деятельность | Различные виды игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, драматизации, дидактические и тому подобное. |
Учебно-познавательная деятельность | Занятия (тема, программное содержание, материал, ход занятия) |
Трудовая деятельность | Различные виды и формы труда |
Коммуникативная деятельность | Индивидуальные, групповые, коллективные беседы с детьми на личностные, морально-этические темы, организация и разыгрывание ситуаций межличностного общения и др |
Познавательная деятельность | Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, детское экспериментирование, опыты, чтение художественной литературы и т.д. |
Двигательная деятельность | Подвижные игры, элементы спортивных игр и упражнений, физкультурные праздники и развлечения; прогулки-походы за пределы детского сада, самостоятельная двигательная деятельность детей |
Кружковая работа | Тематика кружковых занятий по планам руководителей кружков |
Индивидуальная работа с детьми и родителями | Индивидуальная работа с детьми по различным разделам программы (игры, упражнения, беседы, разговоры и другие формы), индивидуальные беседы, беседы, консультации для родителей |
Как составить перспективный план в детском саду
Чтобы перспективный план на год стал пригодным для работы, его делят на более мелкие временные блоки: полгода, квартал, месяц. Временной шаг определяет для себя каждая образовательная организация, но чаще всего используется планирование по кварталам.
Календарное планирование является неотъемлемой частью перспективного, так как именно оно определяет последовательность и объём образовательного процесса. Т.е. перспективным планом мы очерчиваем цель и опорные точки воспитательно-образовательного маршрута, а календарным — определяем ежемесячную и ежедневную деятельность в группах.
Несмотря на то, что работа педагога заранее продумывается, ФГОС ДО требует при реализации перспективного и календарного планов оставаться гибким. Воспитатель должен иметь в виду задачи, которые требуется решить по плану, но воплощать их не по календарной сетке, а по готовности воспитанников и уместности момента.
Перспективное планирование в детском саду обязательно включает:
Даты начала и окончания планируемой деятельности.
Ежемесячные цели и задачи.
Перечень методических материалов для работы.
Детскую деятельность по всем направлениям ФГОС ДО:
Методическое обеспечение программы
Для реализации целей программы используются пособия и материалы, утвержденные стандартами образования. Воспитателю необходимы:
- учебно-тематические конспекты, планы;
- рабочие тетради;
- прописи;
- наглядные пособия, таблица, схемы;
- счетный материал;
- мультимедийные презентации.
Обратите внимание! Дидактические материалы и необходимые пособия по творчеству могут быть изготовлены самостоятельно. Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе
Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний
Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе. Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний.
Подсказки воспитателю
Сделайте копии плана занятия и кратких описаний упражнений. Это позволит вам иметь при себе необходимые материалы и при необходимости провести занятие вне группы, допустим, в парке.
Выпишите слова, ещё неизвестные детям, и определите их значение. Помните, что детсадовцы всё ещё активно пополняют свой словарный запас, поэтому постарайтесь вводить в их лексикон как можно больше простых и коротких слов.
Запланируйте занятие несколько длиннее, чем собираетесь провести на самом деле. Легче сократить часть урока при нехватке времени, чем, в случае более быстрого окончания занятия заполнять оставшееся время, придумывая упражнения на ходу.
Неплохо будет создать веб-сайт группы и обновлять его каждую неделю, добавляя планы уроков и объявления. Поощряйте родителей ознакамливаться с новостями сайта и учебными планами, создав рассылку на их электронные адреса.
Спросите родителей, не имеющих доступа к сети Интернет, хотели ли бы они получать копии учебных планов на руки.
При отсутствии компьютера, выходом для воспитателя может стать вывешивание объявлений, учебных планов и детских творческих работ в приёмной детской группы. Так родители, приходя за детьми, смогут знакомиться с ходом образовательного процесса и успехами своих детей.