Доклад «познавательное развитие дошкольников в условиях реализации фгос до»

Классификация принципов экспериментирования

  1. Характер объектов. К данному принципу относят опыты, которые можно проводить с саженцами, животными, с различными объектами неживой природы.
  2. Место осуществления опыта. В групповой комнате, на огороде, в лесном массиве и т.д.
  3. Число участников. Можно провести опыт с одним ребенком, или включить в него несколько дошкольников, или даже организовать эксперимент с детьми всей группы.
  4. Причина организации опыта. Случайный эксперимент, плановый и т.п.
  5. Продолжительность эксперимента или опыта. Кратковременный (от 5 до 15 минут), продолжительные (свыше 5 минут).
  6. Характер познавательной активности. Иллюстративный опыт, если дети знают, чем закончится опыт; поисковый, если дети не догадываются о предстоящем результате опыта.

Игровая деятельность

Познавательное развитие детей наилучшим образом стимулируется в игре, как и любое другое. Для этого можно подобрать и придумать множество игровых занятий, интересных заданий. Приведем несколько примеров.

  • Взрослый ставит какой-то предмет на стол. Ребенок должен достать такой же на ощупь из мешочка, не глядя.
  • Малышу предлагают построить лесенку (пирамидку), используя бруски разной толщины, располагая элементы от самого толстого к самому тонкому.
  • Перед ребенком выкладывают разноцветные кружочки и просят подобрать к ним в пару, например, квадратики или любые предметы того же цвета.
  • Перед малышом ставят несколько игрушек. Его задача – отгадать, какую именно описывает словами взрослый, и показать на нее. Так же можно отгадывать геометрические фигуры.
  • Малышу предлагают отгадать, тени каких предметов изображены на листе. При необходимости можно помочь наводящими вопросами.
  • Ребенку дают набор картонных геометрических фигурок и предлагают собрать из них определенный предмет. Если самостоятельно дошкольник не справится, можно показать ему готовый образец.
  • Из четырех предметов или слов малыш должен выбрать лишний и объяснить признак, по которому он исключил предмет (слово).
  • Дошкольнику показывают картинку с изображением, характеризующим какое-то время года (листья, цветы, ягоды, сугробы, лужи, погодные явления). Его задача – назвать время года. Усложненный вариант – угадать время года по словесному описанию взрослого.
  • Отличными играми можно назвать «найди отличия», «кто не на месте», «угадай животное (ягоду, транспорт)».

Наградой за успех может быть похвала, яркая наклейка (которые малыш может собирать в специальный альбом для лучшей мотивации), аплодисменты или любой другой вид поощрения, приятный маленькому почемучке.

Планирование режимных моментов

Самой популярной среди всех форм календарного планирования у педагогов остается планирование образовательной работы с режимными моментами. Применяя его, следует предусматривать возможность различных видов деятельности детей в течение дня, их продолжительность, периодичность и учитывать рациональность и целесообразность их проведения в определенный промежуток времени.

Утреннее время

В утреннее время целесообразно планировать:

  • индивидуальную работу (с указанием имен воспитанников, цели, необходимых материалов);
  • беседы на морально-этические и познавательные темы с небольшой группой детей;
  • игровую деятельность (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, дидактические, подвижные игры малой и средней подвижности);
  • наблюдения за объектами и явлениями окружающей среды;
  • трудовые поручения и дежурство;
  • работу с привития культурно-гигиенических навыков;
  • различные виды самостоятельной деятельности детей (изобразительная, двигательная, художественно-речевая и тому подобное).

В летний период образовательная деятельность в ДОУ предусматривает такое планирование, чтобы обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе. При этом последовательность и продолжительность разных видов деятельности следует менять, несмотря на погоду, характер предыдущей и последующей деятельности, возраст, интересы и потребности воспитанников.

Пребывание на свежем воздухе

Пребывание детей на свежем воздухе сокращается или не допускается из-за неблагоприятных погодных условий, в частности таких, как:

  • сильный ветер;
  • температура воздуха выше +35С в тени;
  • ливень, гроза.

Организация УПД в первой половине дня

В первой половине дня, после завтрака, с детьми проводят организованную учебно-познавательную деятельность в форме занятий различного направления: по физическому развитию (ежедневно); познавательного развития; коммуникативно-речевого развития; художественно-эстетического развития.

Планируя занятия, необходимо указывать их тему, программные задачи, необходимый материал и специальное оборудование, ход в виде плана.

В летний период занятия по возможности следует проводить на свежем воздухе. Их тематику, количество, продолжительность, периодичность определяют в зависимости от возрастной группы детей и конкретной образовательной цели.

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает организация прогулок. Основное время прогулок следует отводить разнообразной игровой деятельности детей, используя все виды игр (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, дидактические, подвижные).

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает использование атрибутов для игр. В календарном плане воспитатель должен определить атрибуты и игрушки, которые нужны для определенной сюжетно-ролевой игры, и спланировать чтения соответствующих художественных произведений и бесед по содержанию игры.

Эти формы работы дают воспитателю возможность косвенно управлять самостоятельной игровой деятельностью детей, ведь чтение интересного художественного произведения возбуждает у детей желание воспроизвести услышанное в игре и способствует развитию ее сюжета (воспитателям младшей и средней группы следует отражать не только создание условий для развертывания сюжетно-ролевых игр, а и приемы обучения детей действиям с игрушками, показ определенных игровых действий, собственную участие в играх детей; воспитателям детей старшего дошкольного возраста следует записывать в плане приемы, стимулировать детей к самостоятельности, скажем: выбор темы игры, распределение ролей, установление позитивных дружеских отношений и тому подобное).

На прогулке

На прогулках в первой и второй половине дня обязательно следует проводить подвижные игры, в том числе игры с элементами спорта. Стоит не только предлагать детям знакомые игры, но и разучивать с ними новые. До этих игр необходимо привлекать всех детей группы.

Воспитателю следует помнить, что активное участие в подвижной игре без принуждения создает у детей радостное настроение и способствует достижению педагогической и оздоровительной цели игры.

Стоит отметить, что при благоприятной погоде во время каждой прогулки целесообразно проводить 4-5 подвижных игр.

В жару, при слишком высокой температуре воздуха, подвижные игры необходимо заменять на более спокойные виды деятельности детей (игры с водой, с природными материалами и др).

Что такое ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

· к объему образовательной программы и ее структуре;

· к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;

· к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников.

Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.

Стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.

Познавательное развитие детей в ДОУ и экспериментирование

В старших группах дети научены задавать вопросы, у них наблюдается развитие самостоятельной деятельности в плане постановки вопросов.
Дети старшей группы выслушивают педагога, выполняют задания, получают следующие, могут сами следить за проведением опыта. Однако, надо всегда напоминать детям, чтобы при самостоятельном экспериментировании они были очень внимательны, делали все аккуратно, чтобы опыт проходил в безопасной атмосфере. Старшие дошкольники учатся экспериментированию, самостоятельно анализируют полученные в процессе опыта результаты, формулируют выводы. Учатся подробно рассказывать об увиденном в ходе эксперимента.

Когда дети переходят в подготовительную группу, они знакомятся с окружающим миром, как наиболее успешным приемом развития процесса мышления. Именно в результате эксперимента объединяются все виды детской деятельности. У дошкольников развиваются наблюдательность, познавательные умения. Они учатся изобретать при использовании принятия нестандартных решений. Трудные ситуации способствуют становлению творческой личности.

Занятие по познавательному развитию в детском саду в условиях реализации ФГОС

ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей. Таким образом происходит реализация определенных видов деятельности. Федеральный государственный стандарт развивает интеллектуальные качества будущих школьников. Поэтому есть основное условие для реализации данного направления:

  • определение познавательных задач;
  • применение экспериментирования в работе с детьми;
  • осуществление целей.

Занятие в условиях реализации ФГОС

Пример составления конспекта НОД с элементами познавательной деятельности

Большой интерес у детей вызывают такие формы организации, как занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к….», «Путешествие по реке времени»

Каждый дошкольник во время путешествия проходит испытания, преодолевает препятствия, выполняет задания на внимание, память, мышление. Игровая форма будет помогать детям в определении прошлого, настоящего и будущего

Выбор тем для путешествий в прошлое предметов зависит от возраста и возможности показать тот или иной образец. Педагогика использует методические пособия Дыбина О. В. «Что было до… Игры путешествия», Дыбина О. В, Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: игры — занятия для дошкольников».

Обратите внимание! Повышать познавательный интерес помогают досуги, например, занимательный досуг «Чья потеря, моя находка», веселый досуг «Новая тайна известных предметов», забавный досуг ” Мы — фокусники«, а также другие интересные игры — соревнования, КВНы

Познавательное развитие

Направление познавательного воспитания включает в себя развитие любознательности в детском возрасте. Основными задачами можно назвать:

  • обучение познавательным действиям;
  • формирование представлений об окружающем мире;
  • становление знаний о себе;
  • изучение понятий формы, цвета, размера.

Обучение строится на развитии воображения и творчества.

Ознакомление с окружающим социальным миром

В основе программы лежит ознакомление с нормами поведения в семье, взаимоотношении со сверстниками и старшими. Формируются представления об эмоциональном состоянии людей, моральными качествами.

Ознакомление с окружающим природным миром

Занятия по изучению окружающего мира проводятся в детском саду на протяжении всего учебного года. Они включают в себя изучение явления природы, времени года, признаках. Теоретический материал необходимо подкреплять проведением экскурсий, сочетать с творческой деятельностью, рисованием, лепкой, созданием аппликаций.

Формы работы по развитию познавательной деятельности

Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

· личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

· применение различных дидактических заданий и игр;

· использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Методы и приемы познания

Тяга к познанию организует ребенка. Познавательный интерес, необходимость что-то узнать требуют поставить цель и подчинить ей свои действия. Нужно проявлять организованность, настойчивость, самостоятельность и инициативность. Развитие познавательных процессов приобретает важнейшее качество – произвольность.

Многое дает дошкольнику познавательное общение с взрослыми. Любознательные малыши сыплют вопросами. Это самый простой способ расширить свою осведомленность. В общении со взрослым решаются познавательные задачи, но этот прием получить готовые знания не дает того осознания, в котором нуждается ребенок. Поэтому дошкольники ищут другие методы почерпнуть информацию.

Экспериментирование

Эта форма познавательной активности направлена на получение недоступных непосредственному восприятию характеристик и качеств предмета или явления. Идея в буквальном смысле «добыть» знания принадлежит самому ребенку. Он самостоятельно, без участия взрослого, ставит перед собой задачу и находит средства для ее решения.

Детское экспериментирование необычайно гибкое. Дошкольник проверяет самые невероятные предположения и применяет в своем опыте необычные способы.

Может ли плавать ботинок, получится ли есть суп вилкой, как рисует мамина помада – подобные вопросы не терпят сухих ответов. Дети предпочитают самостоятельно получать ответы на подобные вопросы с помощью эксперимента.

В экспериментировании неизбежны пробы. Не получилось так, нужно проверить иначе. Дошкольник в этом отношении поступает гораздо правильнее, чем взрослый. Он не боится делать ошибки, а повторяет свой эксперимент, сделав выводы и изменив условия. «Ботинок утонул, листочек плавает. А как тапки?».

При проведении самостоятельных экспериментов дети учатся высказывать предположения и оригинальные суждения, анализировать связь между причиной и следствием, развивают логическое мышление.

Поисково исследовательская деятельность

Когда вопрос становится средством самостоятельного познания, включается исследовательская активность дошкольников. Шестилетние дети, читая и рассматривая всевозможные детские энциклопедии или наблюдая за различными явлениями жизни, формулируют поисковые вопросы. И активно включаются в поиск ответов. Если ребенок посещает детский сад, его возможности расширяются, поскольку самостоятельная деятельность детей в ДОУ поощряется.

Поисково исследовательская деятельность хорошо структурирована и состоит из нескольких шагов:

  • формулировка гипотезы;
  • выбор средств получения ответа;
  • собственно действия;
  • соотнесение результата с гипотетическим предположением;
  • заключительный вывод.

Например, озадачившись вопросом, могли бы в настоящее время существовать динозавры, дошкольник начинает выяснять, в какое время они жили на нашей планете, чем питались, почему исчезли. Выдвигает свои гипотезы относительно существования в современных условиях, ищет аргументы за и против.

Игровые действия и технологии

Так как дошкольник большую часть времени проводит в игре, познавательная деятельность пронизывает игровые сюжеты и действия. Игра выступает как наглядная модель отношений в обществе и дает множество информации ребенку.

С одной стороны, дошкольник усваивает важные знания, выполняя различные роли. Но с другой стороны, игры часто создаются как иллюстрация познавательного процесса.

Заинтересовало детей взвешивание при помощи гирек, они включают этот элемент в свой сюжет. Освоили действие циркуля – чертят круги для новой игры.

В настоящее время многие системы знаний, предназначенные для дошкольников, подаются в форме игровых технологий. Такая подача понятна и привычна ребенку, и зарекомендовала себя как эффективная учебно-познавательная деятельность дошкольников.

Особенности проведения занятий для детей с задержкой психического развития и нарушениями зрения

Психическое и интеллектуальное познание ребят до пяти лет помогает в определении таких важных понятий, как «знак», «символ», «время». Изначально воспитатель знакомит малыша с глобусом, картой, символами. Ребенок начинает создавать портреты месяцев, символы групп, интересные макеты, климатические зоны с разными ландшафтами.

Особенности проведения занятий для ребят с задержкой психического развития

Воспитатель готовит аттестационный материал, который может включать серьезные темы, например, «Время». У ребенка перестраивается психология. Старший класс в детском саду учится фиксировать время по часам, изучать прошлое на примере динозавров, воссоздавать уголки далекого прошлого, используя макет.

Виды деятельности для познавательного развития в детских садах

К основным видам деятельности детей по ДОУ можно отнести следующие:

  • Двигательную — обогащает двигательный опыт детей, формирует у воспитанников потребности в двигательной активности.
  • Игровую — развивает игровую деятельность ребёнка, формирует положительное отношение к себе, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
  • Продуктивную (когнитивный компонент) — развивает продуктивную деятельность, развивает детское творчество, приобщает ребенка к изобразительному искусству.
  • Коммуникативную — развивает все компоненты устной речи.
  • Трудовую — воспитывает ценностное отношение к собственной деятельности.
  • Познавательно-исследовательскую — развивает сенсорную культуру, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор детей.
  • Музыкально-художественную — приобщает к музыкальному искусству.
  • Художественную литературу (чтение) — развивает речевой аппарат ребенка.

Виды деятельности

Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников

Изначально воспитатель выбирает занятие, учитывая особенности детей.

Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет)

Основной целью является цветовосприятие, зрительная память и внимание. Задача воспитателя: положить на стол цветные карандаши около 10 штук

Ребенок внимательно смотрит и запоминает все оттенки. Затем воспитатель просит закрыть глаза и убирает один цвет. Малыш открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало

Задача воспитателя: положить на стол цветные карандаши около 10 штук. Ребенок внимательно смотрит и запоминает все оттенки. Затем воспитатель просит закрыть глаза и убирает один цвет. Малыш открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

Ласковые лапки (для детей с 3 лет)

Обратите внимание! Основная задача — это снять напряжение, снизить агрессивность. Педагог предлагает выбрать предметы различной фактуры

Это может быть кисть, емкость от краски, вата, ремешок, флакон от духов. Все эти предметы выкладываются на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек», касаться ласковыми лапками

Педагог предлагает выбрать предметы различной фактуры. Это может быть кисть, емкость от краски, вата, ремешок, флакон от духов. Все эти предметы выкладываются на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек», касаться ласковыми лапками.

Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Что нужно знать о дидактических играх

Дидактические игры занимают особенное место в познавательно-речевом воспитании детей дошкольного возраста. Только посредством игры, многократно в ней участвуя, ребенок запоминает информация, прочно ее усваивает. В зависимости от цели игры, ребенок учится запоминать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, выделять качества предметов. К таким играм относятся «Найди одинаковы предметы», «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Узнай по описанию», «Запомни и повтори» и т.д.
Кстати, по требованиям СанПиНов в ДОУ занятия подобными играми, то есть ориентированные на познавательно-речевой блок, могут проводиться только со вторника и по четверг, до полудня. Именно эти дни считаются наиболее удачными для обучения и характеризуются высокой работоспособностью детей. А чтобы малышу обучение не наскучило, не было переутомления, занятия на познавательно-речевое развитие рекомендуется чередовать с физкультурой, музыкальными уроками, организовывать для малышей динамические паузы.  

Любопытство – основа познавательного характера

Естественное желание ребенка с самого маленького возраста – это увидеть, пощупать, попробовать как можно больше. Эти методы знакомства с реальностью достаточно примитивны, однако необходимы. Со временем это элементарное любопытство должно углубляться и быть достаточно осознанным.


Познавательное развитие – формы и методы

Существует четыре стадии развития любопытства:

  • Желание первоначально познакомится с предметом. Узнать цвет, вкус, тяжесть и так далее, не вникая в суть дела.
  • Если ребенка поощряют в этом, он приучается видеть мир как объект познания и в нем формируется постоянная черта характера – любознательность.
  • При поощрении любознательности ребенок формирует познавательный интерес. Он отличается тем, что имеет четкую цель, определенную мотивацию, глубокий интерес. Например, если речь идет о шитье, то ребенка будет интересовать не только то, как шить конкретное платье, он будет изучать закономерности, как шьются такие юбки, как на любое изделие прикрепить пуговицы, как использовать новое оборудование для той или иной задачи.
  • Последняя стадия – познавательная активность, когда ребенок самостоятельно ставит перед собой задачу, понимает, как ему нужно действовать и что изучать и выполняет ее, то есть проходит весь акт обучения по своей инициативе, без посторонней мотивации и получает в конце удовлетворение от результата.

Любопытство у детей – основа познавательного развития Важно понимать, что первичная задача родителей не привить ребенку пресловутую любовь к определенному знанию, а развивать в нем его естественный интерес к окружающему миру – любопытство. Например, если все только наглаженные и настиранные простыни были вывернуты на пол и тщательно измяты, это не значит, что чадо хотело добавить маме работы

Ребенок просто хочет пощупать, какая бывает ткань, попробовать ее на прочность, на вкус, как на ней будет выглядеть красный или зеленый цвет из любимого набора карандашей. Это и есть та познавательная деятельность, которую нужно развивать, а не пресекать.Игры с материалами

Например, если все только наглаженные и настиранные простыни были вывернуты на пол и тщательно измяты, это не значит, что чадо хотело добавить маме работы. Ребенок просто хочет пощупать, какая бывает ткань, попробовать ее на прочность, на вкус, как на ней будет выглядеть красный или зеленый цвет из любимого набора карандашей. Это и есть та познавательная деятельность, которую нужно развивать, а не пресекать.Игры с материалами


Игры с различными материалами

Конечно, это не повод отдавать в жертву обучению нужные вещи. Сделайте для ребенка небольшой альбом, в котором будут приклеены с одного бока разные ткани небольшими кусочками, с изнанки и с лицевой стороны. Разрешите малышу делать с этим альбомом все что угодно, только желательно постирать и прогладить материалы, вдруг ребенок потащит их в рот.

Познание через игру

Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности.

Малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.

Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: