Уголок природы в детском саду по ФГОС
- Животных запрещено размещать: в раздевалках, спальнях, групповых помещениях. Для животных отводится отдельная комната, а дети туда приходят посмотреть на животных под контролем воспитателя.
- Растения в живом уголке не должны затеняться мебелью и игрушками.
- Детям не должны вреда причинять растения и животные, которые составляют живой уголок.
- Нельзя составлять уголок из колючих или ядовитых растений, мелких природных материалов (камушки, горох, ракушки).
- Для исследования растений можно давать семена, которые запаяны в пластиковые пакеты или увеличительные стекла в оправе старшим детям. Младшие группы пользуются пластиковыми муляжами растений, листьями и каштанами.
- Удостоверьтесь, что у воспитанников нет аллергии на животных или какие-либо растения.
- Мебель крепите хорошо, полки развешиваются на уровне детских глаз.
- Оформите уголок ярко и эстетически.
- Уголок необходимо снабдить необходимыми растениями и оборудованием согласно возрасту воспитанников в группе.
Рекомендации и требования по подбору материала
Требования при организации природного пространства:
- яркое и красочное оформление;
- безопасная мебель и оборудование;
- календарь природы в каждой возрастной группе;
- расположение экспонатов на уровне глаз ребенка, в зоне доступной для него;
- инвентарь располагается в закрытых контейнерах;
- природный материал в группе должен быть в достаточном количестве;
- украшения допустимы, но они должны соответствовать экологической тематике.
Требования к отбору обитателей:
Посадка растений весной
только типичные представители конкретного региона; для детей уход за жителями уголка должен быть доступным (конечно, при участии педагога), поэтому в основном подбираются неприхотливые многолетние растения; необходимо отбирать интересные растения: яркие, с необычными листьями или цветками, чтобы удерживать внимание дошкольников; каждый вид растений должен быть представлен двумя и более представителями, чтобы дети могли сравнить их между собой и с прочими обитателями; возможно размещение только безопасных растений. Необходимо проводить занятия по временам года:
Необходимо проводить занятия по временам года:
- весна — посадка растений, экологосообразная деятельность;
- лето — работа в огороде на участке, наблюдения за ростом и цветением;
- зима — упор на явления неживой природы, либо деятельность с комнатными растениями;
- осень — проведение осенних ярмарок, изучение осенней природы.
Полезно! Экология — наука, которую дошкольник должен постигать с начального этапа обучения. И природный уголок играет в обучении важную роль. При правильно организованной деятельности возможно не только сформировать у воспитанников систему понятий, но и привить трудовые навыки.
Растения, рекомендованные для выращивания в детских садах
Для формирования живого уголка подойдет достаточно много цветов, ниже представлены наиболее популярные виды, не требующие особого ухода.
Наименование | Особенности содержания |
Аспидистра Бальзамин Хлорофитум
Спатифилиум Гибискус Традесканция |
Требуется яркий свет. Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой на 3-4 градуса ниже. Полив в фазу активного роста обильный, зимой умеренный. Желательно опрыскивать цветы несколько раз в неделю. |
Бегония Адиантум | Освещение слабое, желательно полутень. Температура содержания от +20 °C до +25 °C. Полив осторожный и умеренный, но регулярный. Рекомендуется ежедневное опрыскивание. |
Колеус Драцена окаймленная Аспарагус
Лавр благородный Плющ |
Требуется яркий, но рассеянный через легкий тюль свет. Температура содержания: летом +18–21 °C, зимой на 1-2 градуса ниже. Полив умеренный, вода должна быть слегка теплая и мягкая. Необходимы регулярные опрыскивания. |
Примула Узумбарская фиалка | Освещение интенсивное и яркое. Температура содержания: летом +20–25 °C, зимой +16–19 °C. Полив регулярный. Влажность воздуха умеренная, листья не переносят опрыскивания, поэтому рекомендуется рядом с цветком поставить широкую емкость с водой. |
Щучий хвост Герань Рео
Фикус Кливия |
Освещение яркое, но рассеянное. Температура содержания: летом +18–25 °C, зимой +14–16 °C. Полив осторожный и умеренный, зимой скудный. Раз в неделю рекомендуется протирать листья влажной мелкопористой губкой или кусочком ваты. |
Оформление уголка живой природы по ФГОС
ФГОС ДО предполагает ряд требований к оформлению. Это и соответствие возрасту детей, и безопасность, и поли насыщенность. При оформлении педагог должен опираться на параметры карты развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО.
В младшей группе
Дети младшего возраста не умеют долго удерживать внимание на одном предмете. Им необходима частая смена деятельности (буквально каждые 5-10 минут), перерывы на отдых, и главное — использование игровых приемов и техник, яркой наглядности. Уголок младшей группы может включать следующее:
Уголок младшей группы может включать следующее:
- растения с четко видимыми частями;
- ярко и долгоцветущие растения;
- растения с пестрыми листьями.
Из всего многообразия педагог должен выбрать 3-4 вида и провести детальное изучение с указанием частей растения и их краткой характеристикой. Желательно, чтобы дети могли потрогать части растений, цветы рукой.
Уголок в младшей группе
В средней
Средние дошкольники имеют уже более устойчивое внимание, однако ведущим видом деятельности по-прежнему остается игра. Педагог может расширить арсенал изучаемых растений, а также привлекать детей к уходу за растениями. Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
Средним дошкольникам уже доступны простейшие действия:
- полив растений;
- опрыскивание из пульверизатора;
- отирание крупных листов влажной тряпкой;
- рыхление земли.
Дети средней группы определяют 4-5 растительных видов, а также самостоятельно выбирают инструменты для ухода. Для обогащения среды можно активно привлекать родителей.
В старшей
С помощью организованного пространства активно развивают операции мышления: сравнение, обобщение, классификация по признакам, а также формируют умение наблюдать за растениями, их ростом и изменением по сезонам года. Необходимо включать следующее:
- растения с разными видами стеблей (вьющимися, стелющимися, прямыми);
- луковицы и клубни;
- более 9 различных видов (плющ, папоротник, бегония, амариллис и прочее).
Обратите внимание! Дети могут подготовить дома доклад о конкретном виде растений. Их внимание и речь уже более развиты, что позволяет делать занятия длительными и увлекательными. В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям
В уголке обязательно должна быть наглядность, а также книги по уходу за растениями, которые можно читать детям.
В подготовительной
Подготовительная группа подразумевает значительное расширение знаний воспитанников, поэтому основная задача — формирование системы элементарных знаний:
- о видах зависимости растений от времени года, а также от различных климатических условий;
- о способах размножения растений;
- о вариантах ухода за обитателями.
Старшие школьники способны заниматься по 20 минут, поэтому перед педагогом открываются широкие вариативные возможности построение занятий. В этой группе размещают до 15 видов растений, которые дети изучают в течение года: традесканция, суккуленты, бегонии и т. д.).
Что касается материалов неживой природы, то они должны быть в каждой группе. Также начальный арсенал материалов и приемов работы с ними расширяется от младшей группы к подготовительной.
Материалы неживой природы
Дополнительная информация! Среди методов изучения явлений неживой природы основным является экспериментирование. Поэтому среди инструментов должны быть экспериментальные, а также большой арсенал предметов для изучения: вода, песок, глина и т. д.
Цикл наблюдений за растениями в младшей группе
Стенина Зоя Алексеевна
Перспективный план наблюдения за растениями во второй младшей группе
2-я младшая группа
Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь 1-я Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями Формировать понятие «комнатные растения»
,выделяя основные признаки:растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату. 2-я Наблюдение за поливом комнатных растений Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы
Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение)
3-я Покажем Дюймовочке наш уголок природы Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате, знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т. п.Формировать представление об уголке природы: это место, где находятся растения
4-я Комнатные растения украшают наш дом Формировать понятие «комнатные растения»
,выделяя основные признаки:растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначении комнатных растений: они красивые, украшают комнату Октябрь 1-я Наблюдения за комнатными растениями
Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.
2-я Знакомство с геранью Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань
3-я Рассматривание герани её цветков, листьев Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы, учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.
4-я Наблюдение за цветущими растениями
Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт
Ноябрь 1-я Знакомство с фикусом Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям
2-я Рассматривание фикуса (стебель, листья)
Знакомить с фикусом –растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним 3-я Наблюдение за протиранием широких листьев фикуса Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем
Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений
4-я Знакомство с бальзамином Продолжать обучать детей описывать растения, отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений.
Декабрь 1-я Мои зелёные друзья Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их части (стебель, цветок, лист)
. Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатныхрастении
Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними
Продолжать учить поливать растения, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя 2-я Комнатные растения, похожие на кустик Познакомить детей, ещё с одной растительной группой – куст. Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст
Продолжать учить различать растительные группы: дерево, трава, куст
Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы: дерево, трава, куст
Каких животных выбрать
Кого же можно поселить в зооуголке?
Рыбки
Полезно выбирать рыбок разных пород, чтобы дети могли сравнивать их, находить отличия. Самыми неприхотливыми породами считаются гуппи, меченосцы, барбусы, кардиналы, данио, сомики, золотые рыбки. Аквариум лучше поставить в прохладное, темное место подальше от окна.
Некоторые виды рыб нельзя содержать в одном аквариуме. Например, стайные рыбки барбусы плохо уживаются с более мелкими породами (они их попросту съедают или обкусывают плавники), а также конфликтуют с золотыми рыбками. Лучшими соседями для них будут меченосцы, данио, рыбы-попугаи.
Кроме того, необходимо учитывать чистоту, жесткость и кислотность воды. Гуппи не выносят грязи в аквариуме, поэтому плохо уживаются с золотыми рыбками. Обо всем этом стоит заранее узнать у консультанта в зоомагазине и почитать в специальной литературе.
Рептилии
Интересный экспонат — хамелеон. Наблюдая за ним, дети узнают о таком явлении, как мимикрия. В зооуголке приживутся сухопутные и водоплавающие черепахи.
Водоплавающим видам необходим аквариум с камнями. Причем часть камней должна располагаться над водой, чтобы черепашки могли выползать на сушу и греться под лампой.
Грызуны
В зооуголке дошкольного учреждения разрешается держать кроликов, морских свинок, мышей, крыс, хомяков. Мария Скрипник рассказывает, что каждый вид имеет свои особенности содержания:
Если грызуны живут в клетках, то их надо ставить на небольшом расстоянии, чтобы обитатели соседних клеток не могли поранить друг друга. Если животные содержатся в аквариумах, такой необходимости нет.
Живой уголок в МБУ ДО «ЦД (Ю)ТТ» г. Салавата
Птицы
Обычно в зооуголке живут волнистые попугайчики, канарейки, розеллы, кореллы, зеленушки. Они неприхотливы в уходе, имеют яркую окраску и нравятся детям. К тому же некоторые виды размножаются в неволе, а значит, малыши смогут наблюдать за появлением и ростом птенцов. Есть виды попугаев, у которых сильно проявляется половой диморфизм — отличие внешнего вида самцов от самок. Это тоже тема для занятия.
Растения
Растения удобно разделить по климатическим зонам. Например, тропическую зону представить фикусом, хамедореей. Пустыню — алоэ и другими суккулентами, субтропики — азалией и геранью.
Во время занятий в зооуголке ребенок включается в различные виды деятельности: игру, труд, наблюдение, обсуждение. Это способствует комплексному, разностороннему развитию. Живой уголок даст дошкольникам обширные знания о природе, привьет любовь к окружающему миру. Знакомясь с живой природой, ребенок будет развиваться нравственно, духовно и эстетически.
Экологический стенд в детском саду
Надежда Иванова
Экологический стенд в детском саду
В нашем детском саду одним из приоритетных направлений является экологическое воспитание
Любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения
Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Для осуществления работы по экологическому воспитанию был разработан стенд «Эколята—дошколята»
. с использованием образов сказочных героев«Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанниковэкологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. Главная цель создания стенда: формирование у детей основы экологического мировоззрения и природоохранных знаний умений и навыков; привить любовь и бережное отношение к родной природе, ее животному и растительному миру.
Задачи:
-понять неразрывную связь человека и природы, ее ценности для человека;
-формировать у детей культуру природолюбия;
-расширить общий кругозор и способствовать развитию творческих способностей детей.
-привлечение к экспериментальной деятельности;
-привлечение родителей к работе детского сада по экологическому воспитанию детей;
-воспитание потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности города Смоленска.
Наш стенд выполняет просветительскую и информационную функции, также в нем отражена работа по развитию нравственных качеств дошкольников. Оформление и рубрики стенда разработаны нами, опираясь на желание пробудить в детях ответственность за заботу о природе, также в нем отражена совместная деятельность воспитанников, их родителей, воспитателей и специалистов.
Рубрики стенда взаимосвязаны с героями — Эколятами:
«По тропинке с Умницей»
— выставки поделок из природного материала, новости о тематических экспозициях, мероприятиях, участия в конкурсах и эко акциях;
«Елочка – экспериментатор»
информация о проводимых экспериментах, правила поведения на природе и бережливому отношению к окружающей среде;
«Наука от Тихони»
— показана трудовая деятельность ребят в группе и на игровой площадке.
«Игры с Шалуном»
освещены подвижные, словесные, дидактические игры наэкологическую тематику.
Информация расположенная на стенде «Эколята-дошколята»
регулярно обновляется в ходе совместной деятельности.
И мы уверенно можем сказать, что воспитанники нашего детского сада «Семицветик»
растут настоящими защитниками природы, у них формируется культура природолюбия и бережного отношения к окружающей среде.
Спасибо за внимание!
Средства для оформления уголка природы
Оформление центра экологического воспитания в детском саду обычно идёт по стандартной модели:
- стенд с плакатами (о правилах полива растений, обращения с дикими и домашними животными и т.д.) и свободным местом для размещения календаря природы, рисунков малышей;
- стол для размещения материалов уголка;
- цветочные горшки, выполненные в одном дизайне;
- коробки с материалами для работы.
Таким образом, все средства оформления можно купить. При этом уголок природы лишается некой индивидуальности, того, что будет отличать его от остальных. Казалось бы, не слишком существенный для выполнения задач экологического воспитания фактор, но между тем он играет огромную роль для детей первой и второй младшей группы. В этом возрасте малыши в окружающей обстановке должны видеть как можно больше предметов, созданных руками человека — это очень важный аспект воспитания уважения к труду. К тому же в дальнейшем на своём образовательном пути ребята ещё не раз столкнутся со стандартами, клише. Поэтому в группе младшего дошкольного возраста (особенно в первой) в уголке природы должно быть как можно больше элементов, сделанных руками педагога, родителей, а возможно, и самих детей.
В некоторых случаях даже один яркий элемент, сделанный своими руками, например, оригинальный календарь природы в виде домика, делает центр природы неповторимым
- В качестве стенда может выступать кусок фанеры, на которую через поролоновую прокладку натянута ткань. Таким образом, всю наглядную информацию (рисунки, картинки) можно прикреплять кнопками (или двусторонним скотчем), то есть обеспечивать частую смену материалов.
- Для хранения материалов удобнее использовать небольшой комод, в ящиках которого можно разместить всё необходимое.
- Чтобы сделать цветочные горшки оригинальным элементом интерьера, их можно обтянуть тканью или обклеить оракалом.
- Каждый ящик с подручными материалами также можно интересно оформить (сделать декупаж, обклеить разноцветной бумагой и пр.). Одно остаётся неизменным: каждая тара должна быть подписана.
Многие педагоги при оформлении уголка природы опасаются сделать его или обычным, таким как у всех, или, наоборот, слишком оригинальным, когда красота идёт в ущерб функциональности. Чтобы избежать перегибов в ту или другую стороны, лучше скомбинировать оба подхода.
В уголке природы может обитать сказочный персонаж, от имени которого ведётся работа по экологическому воспитанию
Как назвать уголок природы
Как правило, центр экологического воспитания в группе вполне предсказуемое называется «Уголок природы». Но если есть желание уйти от обыденности, то и к названию можно подойти творчески
Для первой и второй младших групп оно должно быть кратким и по возможности легко произносимым (очень важно для малышей, которые только начинают разговаривать: сложные слова им трудно произносить). Вот некоторые примеры:
- «Малыши и природа»;
- «Мы и природа»;
- «Мир природы»;
- «Окно в природу»;
- «Я познаю природу».
Природный уголок в детском саду: оформление своими руками
Оформляя уголок природы в ДОУ своими руками помните о том, что он должен содержать много наглядного материала. Самый значимый из них – календарь природы.
В группе для малышей достаточно будет поместить картину, изображающую текущее время года. А также куклу, одетую по сезону.
Для ребят постарше на стене крепится пособие с картинками времен года и состояний погоды с подвижной стрелкой в центре. После прогулки можно обсудить с детьми погоду и переместить стрелку к нужному изображению. Также в уголке природы необходимо отвести место для детских рисунков на тему проведенных наблюдений.
В старших группах детей знакомят с условными знаками для обозначения погоды. Ежедневно дошкольники отмечают колебания погоды условными знаками и в конце месяца подводят итоги: сколько дней было пасмурных, сколько солнечных, ветреных, дождливых. К концу года ребята получат представление о климате в их регионе.
Уголок природы и календарь наблюдений – Мастер-класс по созданию календаря природы «Наблюдение за погодой дня» для младших дошкольников
Публикация «Мастер-класс по созданию календаря природы «Наблюдение за погодой…» Календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Календарь наблюдения за погодой Календарь природы является методическим игровым пособием. Соответствует ФГОС ДО и обеспечивает содержание программы в области «познавательное развитие». Отражает один из аспектов образовательной среды, т. е, непосредственно, предметно-пространственная развивающая среда….
Предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста. Центр экспериментирования «Любознательный малыш» ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ” ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ” ЦЕЛЬ: – Развитие познавательной сферы детей раннего возраста за счет приобретения жизненно необходимых представлений об окружающем мире через…
Информационный уголок, папка-передвижка «Эколята-защитники природы» В нашем детском саду творческая жизнь очень разнообразна и плодотворна. Оформление помещений детского сада, фойе, групп, музыкального зала всегда готовится всём дружным коллективом педагогов. Но всегда интересно делать что то новое, в первый раз. И вот этим то новым и очень…
Уголок природы и календарь наблюдений – Календарь природы своими руками
Статья «Календарь природы своими…» Календарь природы своими руками. Согласно программы ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с…
Фотоотчёт «Наш уголок природы» Мы с детьми подготовительной группы, каждый день ведём с детьми работу в уголке природы. Ухаживая за комнатными растениями, мы увидели, что нашим цветочкам нужна наша помощь. Вот и мы решили им помочь. Наша цель: пересадать, добавить свежей земли, удобрения. Дети были в…
Изготовление календаря природы для детей младшего дошкольного возраста В младшем возрасте дети учатся характеризовать, описывать и узнавать явления природы. А чтобы каждый день отмечать погоду ,которая происходит за окном предлагаю вам сделать календарь природы для младшего дошкольного возраста в виде дерева с цветочками. 1.Приготовьте шаблоны и…
Оформление уголка природы Уголок природы в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Какое значение имеет уголок природы? Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление…
Страницы: …
Уголок природы в детском саду
Идеи для оформления своими руками природной зоны
К сожалению, а может быть и к счастью многих родителей, санитарные нормы запрещают размещение в детском саду настоящих животных и аквариумов. И что делать? Ведь, все мы – часть природы, поэтому становится грустно от таких запретов. Несколько вариантов заполнения уголка природы предложено на сайте.
Педагоги и воспитатели делятся своими идеями и наработками. Например, если в аквариуме нельзя держать живых рыбок, это не значит, что там не может поселиться игрушечный заяц, у которого есть настоящая избушка и садик около дома. Причем, педагог меняет декорации в соответствии со временем года и в течении суток. Я уверена, что детям будет интересно наблюдать за такой панорамой.
Другой педагог предлагает макеты природных зон и варианты их изготовления. Очень интересно и необычно! У дошкольников, благодаря этой идеи развивается мировоззрение, а так же любознательность и наблюдательность. Макеты разнообразны и привлекательны, создавая и описывая их, ребенок не только получает новые знания, но и обобщает информацию то есть происходит развитие связной речи детей.
Можно просто нарисовать на стене модуль уголка живой природы. Педагог предлагает менять внешний вид и окружение уголка в зависимости от сезона. Осенью растения желтеют и листья с деревьев опадают, а весной наоборот – в уголке появляются цветы и новые растения, которые крепятся к стене с помощью обычного скотча. Зимой – белоснежные снежинки, изготовленные непосредственно детьми красиво кружатся в уголке и подозреваю, что плавно ложатся на заснеженный пол.
Работа в уголке природы
Исходя из целей и задач создания уголка природы, содействующего экологическому воспитанию малышей, он предназначен для:
- дидактических игр, через которые дети получают знания о природе;
- трудовой деятельности, прививающей ответственное отношение к миру вокруг.
В уголке природы много полезного дидактического материала, который может быть использован на любых занятиях, а не только на ознакомлении с окружающей средой
Дидактические игры
Игровая деятельность — ведущая в дошкольном возрасте, поэтому основные задачи экологического воспитания реализуются через неё.
Таблица: дидактические игры в уголке природы для первой и второй младших групп
Возраст детей Название Цель Материалы Ход игры 1,5–3 года Деревья и их плоды Учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание. Иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, клён), картинки (шишка, рябина, каштан, кленовая крылатка)
Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды. Кто в лесу живёт Закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным. Наборы игрушек или карточек: «Дикие животные» и «Домашние животные». Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, что живут в лесу. Найди цветок Закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы». Цветы уголка природы. Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название. 3–4 года Узнай животное Закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание. Аудиозаписи звуков, которые издают животные. Вариант 1.Воспитатель издаёт звуки животных или ставит аудиозапись, а дети их отгадывают.Вариант 2.Воспитатель вызывает к себе ребёнка, на ушко называет ему животное
Ребёнок издаёт звуки животного, а дети отгадывают. Примечание: второй вариант возможен, только если у детей общая подготовка на хорошем или отличном уровне. Кто как кричит Закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе. Картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы. Воспитатель показывает детям поочерёдно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют. Уход за цветами Закреплять умение детей ухаживать за растениями уголка природы; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях. Лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.). На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают и называют, что ими делают.
Трудовая деятельность
В первой младшей группе этот вид активности носит подсобный характер, то есть малыши помогают воспитателю: подносят лейку для полива, вместе со взрослым протирают крупные листья растений. На исходе первого года в детском саду ребята допускаются для посадки крупных семян или луковиц в подготовленные лунки в грунте. К такому виду работы привлекают всех малышей группы, а после работы педагог хвалит и благодарит за помощь
Очень важно также обозначить перспективу деятельности, например, «Вы — молодцы: посадили лук. Он вырастит красивым, сочным, и мы отдадим его на кухню, чтобы повара добавили лук в суп, и суп стал ещё вкуснее»
Дети с удовольствием включаются в работу по высаживанию мини-огорода
Во второй младшей труд приобретает более самостоятельный характер, дети учатся работать в парах, малых группах (4 человека максимум). При этом все участники выполняют одинаковые действия, которые педагог предваряет объяснением и показом каждого этапа отдельно. Например, малыши в парах поливают цветы и вытирают воду, попавшую на подоконник (наливаем неполную лейку, льём тонкой струйкой по четырём направлениям в горшок, ставим лейку на место, вытираем воду тряпочкой).
Зона природы в младшем дошкольном возрасте — важный элемент предметно-развивающей среды группы. Она помогает малышам осваивать основы экологической культуры, связанной с воспитанием бережного отношения к окружающему миру. И поскольку это направление образовательного процесса будет продолжаться и в школе, на педагога ложится большая ответственность, связанная с правильной организацией центра природы и выбором методически грамотных приёмов работы с материалами уголка.