Как научить ребенка говорить

Правило 3. Развивайте пассивный словарный запас в процессе обычной жизни

Помните, что с года до двух в первую очередь набирается пассивный словарный запас малыша, он учится понимать речь, с которой к нему обращаются. Если обратиться к цифрам, то в год ребенок знает значения около 30 слов, в два их уже около 300, в три — 3000.

Представляете, какую огромную работу проделывает этот маленький человек? Важно ему помогать, обращая его внимание на самые разные предметы и называя их. С детьми старше года и младше 2 лет стоит говорить короткими фразами, делая акценты в предложении на тот объект, на название которого вам хочется обратить внимание ребенка

С детьми старше года и младше 2 лет стоит говорить короткими фразами, делая акценты в предложении на тот объект, на название которого вам хочется обратить внимание ребенка. Например: «Смотри, собака идет

Собака хорошая. Вот какая красивая собака. Собака лает. Давай скажем собаке: «Пока!». В выстроенном таким образом предложении нужное слово повторяется многократно, облегчая ребенку задачу его запоминания

Например: «Смотри, собака идет. Собака хорошая. Вот какая красивая собака. Собака лает. Давай скажем собаке: «Пока!». В выстроенном таким образом предложении нужное слово повторяется многократно, облегчая ребенку задачу его запоминания.

Помните, что ребенок не рождается с врожденным знанием языка, и если вы не сообщите ему, что круглый черный предмет — это сковородка, то больше это будет сделать некому. Этот процесс должен происходить фоном, говорите со своим ребенком — и он заговорит с вами.

Когда ребенок начинает говорить? Особенности речевого развития малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев

Первые слова ребенка

Игры для детей – это всегда интересно и весело! Существует великое множество игр для малышей. Какие из них нужны ребенку в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев? Какие игры будут развивать речь и мышление малыша, а какие будут развивать не малыша, а …маму, которая сама постоянно без пауз говорит, показывает картинки, а вот малышу достанется только роль молчаливого слушателя столь активной мамы. И тогда цель игры не будет достигнута, ведь развитие происходит только в активной деятельности самого ребенка.

Выбор развивающей игры для малыша определяется особенностями его развития. О возрастных особенностях развития ребенка от 1 года до 1 года 3 месяцев я и хочу немного рассказать в начале статьи. А потом уже поиграем вместе :)!

На мой сайт «Родная тропинка» приходят мамы с разными вопросами. От «Как научить малыша побыстрее заговорить – чтобы он начал говорить слова «мама» и «папа»  в 3 месяца?» до «Мой ребенок в три года не говорит. Отставание ли это или норма?»

Для того, чтобы ответить на эти вопросы нужно сначала понять, а что же такое слово в нашей жизни? И что такое слово по отношению к малышу, который только учится говорить?

Годовалый малыш обычно уже говорит — произносит первые слова в привычных ему ситуациях. Обычно это 10-12 самых простых слов: мама, папа, дай, бух, деда, баба, иди, на, топ-топ, ням-ням, тетя и т.д. Слова могут быть и сокращенные, например: «апа» — палка, «бобо» — больно.

Вот такие первые слова двух малышей пришли на сайт «Родная тропинка» на конкурс «Смешинки на «Родной тропинке». Отгадайте, что это за слова? Что хотел сказать малыш?

Вот несколько ответов, которые я специально написала справа налево, чтобы была возможность не сразу увидеть ответ, а отгадать его.

Как мы видим из этого примера, первые слова малыша еще не «слова» в нашем – «взрослом» и научном понимании.

Давайте разберемся, чем являются первые слова и что такое слово.

Все мы знаем, что слово всегда относится не к одному конкретному предмету, а к их классу. То есть любое слово нашей речи есть обобщение. Например, кошка – это любая кошка разного размера и цвета и разной породы, живая или на картинке.

По отношению к ребенку второго года жизни обобщение означает, что он учится называть одним словом определенный класс предметов. Например, ребенку нужно научиться называть словом «уточка» или «кля-кля» (кря-кря) как уточку, увиденную в деревне, так и уточку, изображенную  на картинке, или уточку-игрушку. Уточкой малыш называет всех уток разного цвета, размера, по-разному изображенных.

Слово как обобщение появится у ребенка не сразу, а только тогда, когда пройдет несколько стадий развития.

Стадии развития слова как обобщения

Первая стадия. Сначала в речи малыша будут слова, которые имеют не одно значение, а много. Например, «кисой» или «кыс» малыш может называть не только кошку, но и всё пушистое – и меховой воротник, и собаку, и волосы мамы, и одеяло, и мохнатую мягкую игрушку. А слово «мама» может означать от «Я очень рад тебе!» до «Я устал», от «Возьми меня на ручки» до  «Дай мне яблоко». А если малыша попросить показать тарелку, то вполне возможно, что он принесет все зеленые предметы, так как его тарелка зеленого цвета. Это первая стадия развития обобщения, которую проходит ребенок в 1 год.

Вторая стадия. Она называется «слово-имя». На этой стадии малыш относят слово только к одному конкретному знакомому предмету. Ребенок не переносит это название на другие предметы, разные по цвету и размеру. Например, «киса» для него это конкретная кошка (кошка, которая живет дома или кошка на конкретной картинке). В отличие от первой стадии малыш уже не называет словом «кис» другие предметы – волосы, мех и т.д. Кошка для него – это только вот эта кошка, конкретная и единственная.

Постепенно малыш начинает выделять главные признаки предметов и начинает использовать обобщение. Это будет третья стадия развития слова как обобщения у годовалого малыша. Тогда ребенок станет называть кошкой всех кошек, причем разных по цвету, величине. Он будет отличать кошку от других животных  и на картинке, и среди игрушек, и в жизни.

Процесс эволюции речи

Для правильного понимания того, что и когда начинает делать ребенок, важно знать примерные фазы развития речи малыша

  • До трех месяцев новорожденный издает отдельные звуки.
  • В возрасте примерно четырех месяцев ребенок начинает лепетать. Это поток бессвязных звуков, в котором иногда удается различить даже цельные слова. Однако это лишь случайность.
  • До девяти месяцев дети учатся составлять простые слова и начинают познавать богатство интонаций речи взрослых. Именно в этот период можно впервые услышать «мама», «папа» и т. п. Каким будет первое слово, в большей мере зависит от родителей. Дети склонны повторять то, что чаще всего слышат.
  • К полутора годам в арсенале малыша обычно присутствуют несколько слов, которыми он активно пользуется и понимает их значение.
  • За второй год жизни дети расширяют свой запас до двух сотен слов. Они с интересом слушают, о чем и как говорят взрослые. Запоминают каждое слово, составляют простые предложения.
  • Следующий год является очень важным в жизни ребенка. Он начинает осознавать себя как личность, учится стоить сложные предложения, начинает не только пересказывать прочитанные ему книги, но даже придумывать собственные истории. Многие дети уже идут в сад, там они начинают общаться с другими малышами и взрослыми, расширяют свой кругозор.

Это примерная схема, отражающая, когда дети обычно начинают говорить «мама», во сколько месяцев их можно научить общаться с другими людьми. Однако эти усредненные данные нельзя использовать для того, чтобы контролировать развитие крохи. Как уже говорилось выше, каждый ребенок уникален. Кто-то в год уже учит первые четверостишья, а кто-то в три еще упорно молчит.

Как научить ребенка говорить мама, ш, л, р, ж

Большинство родителей хочет, чтобы первым словом их ребенка было «мама». Однако у многих детей первое четко произнесенное слово – это «дай». Но как научить ребенка правильно говорить слово «мама»? самая главная ошибка родителей заключается в том, что они не учитывают всю специфику запоминания малышом отдельных слов.  Ведь ребенок первым произносит именно то слово, которое слышит намного чаще остальных. Чтобы ребенок запомнил слово «мама» не нужно говорить его постоянно. Достаточно просто комментировать, например, мама сделала то и то, мама взяла то. Играя с малышом необходимо стимулировать его к произношению этого слова по слогам и четко. Многим детям нравится повторять слова по слогам вместе со взрослыми.

Как научить малыша говорить звук л

Как научить ребенка правильно говорить букву «л», необходимо делать с ним определенные упражнение. Нередко дети заменяют этот звук звуком «в». В такой ситуации ощущается нарушение воздушных потоков и недостаточная подвижность языка. Для того что бы научить ребенка говорить букву «л» в такой ситуации подойдут такие упражнения, как «Лошадка тихо едет» и «Лошадка». При выполнении таких упражнений и техник ребенок звонко и тихо должен цокать языком. Чтобы убрать нарушение воздушных потоков, можно выполнять упражнение для моторики речи ребенка «Дует ветерок». При выполнении упражнения что бы ребенок научился говорить ребенок должен выдувать струйки воздуха.

Как научить ребенка говорить букву ш

Читайте вместе с ребенком

Также для многих детей проблематично произношение звука «ш». Для того что бы научить ребенка говорить букву ш необходимо освоить такое упражнение, как «Чашечка».  Для этого необходимо, чтобы ребенок приложил к нижней губе язык, приподняв при этом его кончик и боковые стороны. В итоге должен получится желобок. Также можно выполнять жевательные движения, болтушку языком и упражнение для растягивания губ.

Упражнения как научить ребенка произносить букву р

Практически третья часть детей не правильно произносит букву «р». Ведь это самый сложный звук. Так как правильно научить ребенка говорить звук «р»? Ребенок может его заменять буквой «л» или вообще не произносить. Чтобы устранить эту проблему, следует стимулировать ребенка к проговариванию слов, в которых имеется этот звук, например, кар-кар, рыба, ворона, рука и прочие. Также необходимо показать малышу правильную артикуляцию. Иными словами, то, как располагаются губы и язык во время произношения звука «р». Неплохим занятием может стать проговаривание скороговорок и стихов.

Произношение ребенком звука ж

Если ребенок не произносит букву «ж», то при его постановке необходимо делать упор на слова, где имеется этот звук. Проговаривать их следует медленно. Также можно просто пожужжать с малышом, подражая жукам.

Классические нормы нервно- психического развития в раннем детстве

Согласно принятой ранее в нашей стране показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанным Н.М. Щеловановым, ребенок:

  • К 10 месяцам – в перекличке с мамой радуется  и, подражая, повторяет за ней разные звуки и слоги. Например, «ди-ди», «та-та-та», «да-да», «ти-ти-ти».
  • К 11 месяцам – произносит первые слова типа «ав-ав», «мама», «баба».
  • К 12 месяцам ребенок начинает говорить несколько простых слов – «мама», «тетя», «Катя», «Маня», «папа», «бух», «деда», «биби», «бай-бай», «ия» (Ира), «де» (где) и т.п. (в пределах 10 слов). У каждого ребенка этот набор слов индивидуален. Кто-то говорит «баба», но не говорит «мама». Кто-то прекрасно называет всех родственников, но не говорит «где», «бух», «тик-так» и другие слова. Т.е. перечень слов, которые говорит ребенок в год,  может быть любым, но количество их примерно 10-12.

В год каждое слово ребенка имеет много значений. Так, например, «кисой» он может назвать не только кошку игрушечную или живую, но и пушистый воротник маминой шубы, цыпленка,  вату, мамины мягкие волосы, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально для речевого развития малыша, ведь каждое слово проходит ряд стадий:

  от стадии первого называния («киса» – это всё пушистое на ощупь)

до выделения основных признаков предмета  (тогда уже «кисой» будут называться только кошки, причем любые – и черные, и белые, и большие, и маленькие, и живые, и игрушечные, и на картинке, и в мультике)

 и заканчивая развитием логического мышления («киса» — так называют кошек – это животные, причем домашние животные. Такое обобщение  происходит гораздо позже в конце дошкольного возраста).

Показатели нервно-психического развития ребенка, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Однако в последнее время всё больше и больше детишек «не успевают» заговорить и сказать первые лепетные слова в положенные по норме 12 месяцев. И даже стоит вопрос об изменении возрастных норм в сторону их «американизации», считая нормальным отсутствие речи даже у 2,5 летнего ребенка. А вот в три года отсутствие речи уже рассматривается как тревожный знак.

Когда начинает формироваться осознанная речь

Малыш начинает осознанно произносить слова при достижении годовалого возраста. Элементарные слова («мама», «папа») начинают употребляться в контексте (например, «мама дай»). Но это только начальный этап на пути к становлению осознанной речи. Затем наступает период активного развития пассивного и активного словарного запаса, которые позволит малышу ассоциировать предметы, четко выражать свое мнение или желание.

Постановку простых предложений ребенок осваивает в возрасте полутора лет. У него уже достаточно знаний, чтобы составить простые фразы (например, «кукла упала»). Наблюдается появление первых глаголов, которые могут неправильно сопоставляться с родами существительных и местоимениями. Вполне нормально услышать из уст своего крохи предложение: «Саша играет» (вместо: «я играю»).

При достижении ребенком двухлетнего возраста в его активном запасе уже 50 слов, которые он выстраивает в предложения (например, «я пошел гулять» или «я хочу играть»).

При этом малыш прекрасно понимает речь взрослых, запоминает и воспроизводит короткие стишки, потешки. Далее его словарный запас будет стремительно пополняться, что позволит облекать свои мысли в более полной форме.

Как правильно формировать речь ребенка

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их;
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня;
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день;
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки;
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов;
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях;
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.);
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова;
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события;
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним;
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует;
Ставьте малышу детские песенки и сказки;
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной;
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами;
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака»;
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие;
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока»;
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»);
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться;
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку»;
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!;
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь;
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну;
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами;
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете;
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам;
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты;
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения;
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы;
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?

Еще раз напомним: каждый ребенок — личность со своими индивидуальными особенностями. Возраст выхода на каждый из этапов речевого развития сильно варьируется для разных детей. Если малыш сказал свои первые слова на месяц-два позже нормы — ничего страшного. Говорить о возможной проблеме можно только в том случае, если малыш отстает на этап и больше:

Почему ребенок никак не произносит первые слова?

Если ребенок демонстрирует признаки задержки речевого развития, сначала необходимо провести поиск медицинских проблем. Помимо состояний, связанных с аномалиями развития головного мозга (ДЦП, аутизм и другие), это могут быть нарушения слуха и физические дефекты аппарата речи — гортани, голосовых складок, глотки, челюстных мышц1.

Если они исключены, скорее всего, это временная психологическая проблема. Малыш перерастет ее с помощью специалиста по развитию речи. И дальше родители будут мечтать о другом — как заставить его замолчать

Когда ребенок начинает говорить, если в семье разговаривают на двух языках?

Если с рождения ребенок находится в двуязычной среде, он начнет разговаривать позже своих сверстников2. Зато на обоих языках сразу! Причина очевидна: малышу приходится самостоятельно разбираться, почему взрослые произносят определенные звуки при разных действиях, а если они называют одну вещь двумя словами, понять механику «говорения» значительно сложнее.

Вовсе не обязательно, чтобы на разных языках говорили именно мама и папа. Источником альтернативных лингвистических знаний может быть и бабушка, и няня, и более взрослые малыши в яслях. Если вы стремитесь к тому, чтобы с младенчества ребенок знал два языка, просто запаситесь терпением в ожидании первых слов. Но если в ваши планы не входит обучение малыша родному языку няни или особенному диалекту бабушки, попросите их разговаривать в присутствии крохи на максимально чистом русском языке.

Малыш выучил первые слова. Что дальше?

Речь — основа коммуникации, значит, перед вами открываются огромные возможности для общения с ребенком и его обучения. Объясняйте, рассказывайте, отвечайте на вопросы

И ни в коем случае не забывайте: важно не только говорить, но и слушать, узнавая и учитывая потребности маленькой личности

  1. Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации под редакцией академика РАН Н.Н. Володина и академика РАО В.М. Шкловского. Линк: https://minzdrav.gov-murman.ru/documents/poryadki-okazaniya-meditsinskoy-pomoshchi/Diagnostika_razvitia_rechi.pdf
  2. Bilingual Infants. Линк: https://www.psychologytoday.com/intl/blog/life-bilingual/201012/bilingual-infants

Помогаем заговорить

Обычно считается, что девочки начинают говорить несколько раньше, они более эмоциональны и непосредственны. Хотя и с этим можно поспорить: каждый малыш развивается индивидуально. Есть замкнутые девочки и активные мальчики, и предсказать, кто из них начнет говорить предложениями первый, нельзя. И дело не только в природных задатках, а еще и в том, чем, как и сколько занимаются с ребенком родители, чтобы стимулировать развитие его речевых навыков.

Что значит стимулировать? «Подталкивать» речевой аппарат, совершенствовать движения малыша и делать все, чтобы он был готов к говорению как можно раньше. Как этого достичь? Комплексно воздействовать на мозговые центры ребенка, отвечающие за развитие мелкой и крупной моторики, мышления, чувства равновесия, которые связаны с центром речи; развивать артикуляционный и понятийный аппарат. Приведенные ниже упражнения и занятия помогут в этом.

  • Примерно с 4 месяцев малыша нужно учить трогать и ощупывать, а затем хватать самые разные предметы (отличающиеся по размерам, материалам, текстуре, свойствам), развивая его тактильные ощущения. Мелкую моторику стимулируют растирающий массаж и пальчиковые игры. Став старше, малыш сможет манипулировать мелкими предметами: крутить, стучать, раскладывать, нанизывать, завинчивать и т. д.
  • Полезно менять положение ребенка в пространстве: наклонять поднимать, кружить, переворачивать, раскачивать. Впоследствии вестибулярный аппарат тренируют детские велосипеды, качели, игры с мячами, ходьба по бревну.
  • Развивать артикуляционный аппарат ребенка нужно обязательно. Для этого хорошо играть в подражание разным звукам (ветер, дождь, шум пылесоса, гул самолета или машины) или в зоопарк, имитируя голоса самых разных животных. При этом мама должна четко и медленно показывать малышу, как она получает звук. Еще лучше – делать это у зеркала, так кроха учится сравнивать свои действия и мамины. Такой простейшей артикуляционной гимнастики на первых порах вполне достаточно. Более сложные упражнения для деток постарше можно найти здесь.
  • Чтение книжек, стишков, детских потешек помогает ребенку научиться ритму речи, интонации, обогатить пассивный словарный запас.
  • Активное речевое окружение – непременное условие для того, чтобы ребенок своевременно заговорил: сначала простыми словами, а затем и фразами. С малышом нужно постоянно говорить обо всем: что происходит, что для чего нужно, как называется, куда пойдем, зачем и т. д. Даже если ребенок пока еще не в состоянии повторить это все, он накапливает пассивный словарь, обогащает кругозор и постоянно имеет перед собой пример того, что речевое общение необходимо.
  • Пение также способствует речевому развитию. Когда поет мама, ребенок развивает слух, память, чувство ритма. Когда поет он сам – раскрепощаются мышцы артикуляционного аппарата, что облегчает освоение звукопроизношения.
  • После года полезно иногда включать «маму-непонимаку». В этот период детки обычно активно пользуются мимикой или жестами (особенно указательным). Поэтому если все время потакать малышу, подавая или разрешая все, что он выражает жестами, у него просто не будет необходимости в использовании речи. А если мама упорно не понимает малыша – придется потрудиться, чтобы как-то выразить свои желания с помощью слов.

Для правильного речевого развития важно развивать и дыхание. Слабое дыхание может привести к тому, что ребенок начнет говорить слишком тихо. Или будет затихать к концу короткой фразы, добирать воздух посередине слова, говоря взахлеб

Или будет затихать к концу короткой фразы, добирать воздух посередине слова, говоря взахлеб.

Постановке дыхания способствуют несложные игры, в которые малыш будет играть с удовольствием:

  • можно задувать свечки;
  • дудеть (дудочка, свисток, рожок – любой детский музыкальный инструмент подойдет);
  • пускать пузырьки в стакане воды (дуя в него через трубочку);
  • пускать мыльные пузыри;
  • дуть на одуванчики или на бумажную бабочку, привязанную к веревочке;
  • сдувать бумажные или ватные кусочки со стола или тарелки;
  • дуть на игрушки в ванной во время купания.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: