Формы внеурочной деятельности в условиях фгос ноо

Формы внеурочной деятельности по ФГОС

Формы организации внеурочной деятельности могут быть самыми разными. Можно организовать её в режиме продленного дня, с предусмотренными по программе прогулками, питанием и выполнением домашних заданий. Часто включаются в программу экскурсии, спортивные игры, общественно полезный труд на участке учреждения, игры, концерты, викторины, посещение зрелищных мероприятий.

Часы, отводимые для внеурочной деятельности должны использоваться для ведения учебных курсов, которые будут направлены на различные интересы школьников, в том числе на тему этнокультуры и региона. Не рекомендовано посещение школьником более трех детских объединений.

Проблема целесообразности использования свободного времени детей в целях развития была всегда насущна. Ведь именно во время их деятельности происходит воспитание. Преимуществом внеучебной деятельности является как раз предоставление возможности обширного списка занятий для их развития.

  1. Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы внеурочной деятельности как физкультурные факультативы, соревнования, оздоровительные и подвижные игры, спортивные секции.
  2. Духовно – нравственное направление реализуется через кружки художественного и прикладного искусства (вышивка) и флористики. Сюда же относятся кружки батика, витража, технического творчества, посещение музеев, кино, различных фестивалей на тему искусства, театра. Игры на тему истории, отобранные специалистом компьютерные развивающие игры, прослушивание классической музыки.
  3. Обще – интеллектуальное направление реализуют через школьный музей, беседы, факультативы, посвященные конкретной теме. Например, «Детская риторика», «Путешествие в прошлое».
  4. В рамках занятий социальной направленности осуществляется общественно полезная деятельность в форме коллективного творческого дела, ролевых продуктивных игр, встреч с представителями разных профессий.

Роль внеурочной деятельности в развитии младших школьников. Метод театрализации

Можно сказать, что внеурочной деятельностью обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие учеников, которое должно усиливать интерес к изучению тех или иных элементов.

Внеурочная деятельность предполагает, что дети будут добровольно участвовать в ней, развивая самостоятельность, при этом внеурочную деятельность все же направляет учитель, помогая ученикам углубить знания по интересующему предмету, развить познавательные способности и интересы.

Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности предполагает, что ведущее место отведено именно учебной деятельности. Когда же взаимосвязь нарушается, и внеурочная деятельность базируется только на интересе учеников, дети начинают плохо успевать по предмету.

Организация досуга детей невозможна без внесения элементов художественности, а в частности театрализации. Показ и оживление, художественное осмысление какого-то факта или документа, события представляют суть театрализации в качестве творческого и художественного педагогического метода.

Театрализация в качестве специфического творческого метода помогает превратить игровую программу, праздник, представление, концерт в бифункциональную форму искусства, в котором информационно-педагогическая функция может быть соединена с художественно-эстетической.

Туманов И.М. указывал, что театрализация способствует возникновению у каждого ребенка на празднике и других мероприятиях потребности действовать, к сотворчеству.

Театрализацией предполагается не только особая организация материала, доступного младшим школьниками, но и игровая основа их деятельности. Педагогикой, философией и психологией игра рассматривается в качестве формы моделирования социальных отношений, в качестве важнейшего средства воспитания. Еще Луначарским А.В. было отмечено, что само слово «игра» принадлежит к категории величайших слов человеческого языка и знаменует собой необычайно широкие понятия. В значительной степени игра представляет собой основу всей культуры человечества.

Значение театрализации в современном мире крайне большое, но воспитательный эффект от ее использования полностью зависит от того, в чьих руках находится данный метод и с какой целью он применяется.

Чтобы подчеркнуть самостоятельную художественную ценность драматургии и режиссуры театрализованного досуга, можно уверенно сказать об их педагогической значимости, так как речь идет об искусстве, которое теснейшим образом связано с жизнью. В театрализованном досуге жизненный материал обрабатывают в соответствии со всеми законами драматургии, пишут и воплощают по правилам сценарного мастерства и режиссуры. Очевидно, что их знание нужно организатору массовых театрализованных зрелищ и прочих форм досуга детей.

Основой драматургии для массовой досуговой деятельности служит сценарий. Сценарий представляет собой художественно-образную основу зрелищного мероприятия. В нем монологи чередуются с диалогами, а также описываются все действенные моменты и использование разнообразных технических средств. Действие должно быть зрелищным и увлекательным, а сценарий – зримым, то есть не просто описывать события. Он должен давать четкие представления о том, как все происходит в действиях.

Начиная работать над сценарием, в первую очередь, нужно представлять, для кого и зачем он пишется, что за мероприятие планируется. Необходимо четко определить его педагогические, художественные и творческие задачи, предполагаемый состав участников, художественно-эстетические и материальные возможности, а также традиции аудитории, возраст и интеллектуальные возможности зрителей и участников.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Виды внеурочной деятельности в школе

  • Познавательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Игровая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Трудовая / производственная деятельность
  • Досугово-развлекательная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • Социальная деятельность
  • Проблемно-ценностное общение

Внеурочные спортивно-оздоровительные занятия организуются в виде спортивных соревнований, спортивных секций, подвижных игр и физкультурных праздников.

Социальное направление внеурочной деятельности ориентировано на формирование у учащегося школы гражданской позиции и патриотичности. Проведение таких занятий имеет форму военно-спортивных праздников, исследовательских работ в архивах и музеях, просмотров патриотических фильмов.

Познавательная внеурочная деятельность направлена на развитие интеллекта ребенка в форме проведения олимпиад, дидактических игр, исследовательских работ и конференций.

Внеурочные занятия по художественному творчеству предполагают посещение художественных выставок, кино и театра, экскурсии в музеи, проведение театральных постановок и выполнение творческих заданий по изобразительному и прикладному искусству.

Досуговая внеурочная деятельность реализуется посредством организации культурного или туристического похода.

Форма проблемно-ценностного общения выражается проведением с учащимися тематических бесед на этические темы, также может быть выражена дебатами и дискуссиями на культурно-познавательные темы.

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Материалы по мотивации на Педсовете

Как вовлечь ребёнка в учебу

Основы эмоциональной и когнитивной вовлеченности

Как удержать внимание в классе. Идеи из книг по мотивации взрослых

Учусь по собственному желанию! Как повысить мотивацию у школьников?

Как вовлечь детей в учебу: 7 простых приемов от выпускников Центра опережающей педагогики

Как удержать внимание на уроке-лекции

Как сделать лекцию интересной и запоминающейся?

Как заинтересовать ребёнка в учёбе? Опыт выпускницы с красным дипломом

Чудеса мотивации: на урок как в театр. Занятия по химии в антураже вселенной Гарри Поттера

Как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся?

Мотивация к учебе. Где ее раздают?

7 проверенных способов мотивировать ребенка в начальной школе

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников

8 стратегий развития мотивации школьников при изучении математики

Функции внеурочной деятельности

В школе внеурочная деятельность выполняет следующие функции:

  • образовательную – обучать ребенка по дополнительным образовательным программам, давать детям новые знания;
  • воспитательную – обогащать и расширять культурно-нравственный уровень учеников;
  • креативную – способствовать реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • компенсационную – способствовать освоению новых направлений деятельности, которые углубляют и дополняют основное базовое образование и создают для ребенка эмоционально значимый фон усвоения содержания общего образования, а также предоставляют ребенку гарантии достижения успеха в выбранных им сферах творческой деятельности;
  • рекреационную – организовывать содержательный досуг в качестве сферы восстановления психофизиологических сил ребенка;
  • профориентационную – формировать устойчивый интерес к социально-значимым видам деятельности, содействовать определению жизненных планов ребенка, в том числе предпрофессиональной ориентации;
  • интеграционную – создавать единое образовательное пространство школы.

Помимо того, во внеурочной деятельности ребенок осваивает социальный опыт, приобретает навыки воспроизводства социальных связей и личностных качеств, которые нужны для жизни, а также происходит процесс самоопределения ребенка в социально и культурно значимых формах жизни, проживание ситуаций успеха, личностного саморазвития.

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы

Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс    
Школьник знает и понимает общественную жизнь    
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы    
Школьник ценит общественную жизнь    
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс    
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни    
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: