Скороговорки для детей с согласными М-Л-Н
Лапти лыковые,
Лыки липовые. |
Лилипуты пили пилюли и лопотали. |
Над лугом летели белые лебеди. |
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. |
Лень не ленится, к лентяю клеится. |
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. |
У ежа и ёлки иголки колки. |
Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку залеть было лень: искала булавку весь день. |
Маленький мальчик менял марки на мячик. |
Макар да кошка, комар да мошка. |
В тину невод закину, с тиной и выну. |
Далеко до калитки маленькой улитке. |
Лапти лыковые, лыки липовые. |
Елена пельмени любить-любила, да лень пельмени лепить ей было. Лепил Емеля пельмени умело, без лени Елена неделю их ела. |
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осёл. |
Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей. |
Есть у Ляли кукла Лёля, Лёля сделана из льна — Ляле нравится она. |
Ход занятия:
1. Орг. момент
Логопед: Здравствуй, Анжела! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому, ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – её краса.
Этот зверь лесной – …
Ребенок: Лиса.
Логопед: Правильно, это лиса. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу
со звуком . Будем стараться произносить его правильно.
2. Основная часть
1. Развитие речевого дыхания.
«Подуй на листья»
(Раскладываю листья на столе)
Логопед: Началась осень, весь лес засыпало листьями. Помоги Лисе убрать свою норку. Подуй на листья так, чтобы сдуть их со стола.
2. Пальчиковая гимнастика «Мы пошли в лесок гулять»
Логопед: Помогли мы лисе и снова пошли гулять по лесу.
Раз, два, три, четыре, пять.
(сжимают и разжимают кулачки)
Этот пальчик по тропинке
(загибают пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Давай покажем лисе, какие упражнения мы научились делать.
(Работа с использованием иллюстрационного материала на ПК, «Презентация Артикуляционная гимнастика для свистящих».
Логопед: Ты молодец. У тебя очень хорошо получается.
4. Автоматизация звука в слогах.
(Самомассаж су-джок шариками).
Логопед: Лиса очень любит играть в игру «Повторяшка». Нам поможет этот шарик. На каждый слог будем катать шариком по каждому пальчику на правой, а затем на левой руке.
Давай повторяй за мной, а лиса будет внимательно слушать.
Са-са-са Ас-ас-ас
Со-со-со Ос-ос-ос
Су-су-су Ус-ус-ус
Сы-сы-сы Ыс-ыс-ыс
Логопед: Как красиво у тебя получилось. Лиса очень довольна!
5. Развитие фонематического восприятия
Логопед: Теперь похлопаем лисе в ладоши. Я буду называть звуки, слоги, слова. Ты как только услышишь звук С хлопаешь в ладоши.
(С, Ш, Р, С, Т, М, С, Л, С, С, К)
Ла, са, ры, вы, ка, то, су
Сок, дом, санки, сумка, кот)
6. Автоматизация звука в словах.
Логопед: Посмотри, какой красивый конвертик у лисы. Там много разных картинок. Лиса предлагает тебе взять и назвать только те картинки, в названии которых есть звук .
(медведь, кастрюля, мяч, сумка, лошадь, рыба, носки, яблоко, кастрюля, стул, самолёт)
7. Игра «Скажи ласково»
Логопед: Соберём бусы для красавицы – Лисицы. Скажи ласково. Если назовешь правильно, нанизываешь бусину на шнурок.
Лес-лесок сахар – сахарок
сумка – сумочка стул – стульчик
сад-садок собака – собачка
носок-носочек
сундук-сундучок
самолет-самолетик
Санки – саночки
Логопед: Какое красивое получилось ожерелье! Лиса тебя благодарит.
8. Формирование навыка звукового анализа
Игра «Где спрятался звук ?»
Логопед:Лиса приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука в словах: в начале, в середине или в конце слова? Каждую картинку нужно положить рядом с подходящей схемой.
(в начале – сапоги, собака, сова, стакан; в середине – чеснок, колесо, часы, капуста; в конце – лес, кактус, ананас, автобус).
9. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Игра «Один-много»
– Лиса любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.
Полоса – полосы
Оса – осы
Касса – кассы
Салют – салюты
Стол – столы
Сундук – сундуки
Сова – совы
Сад – сады
10. Итог занятия.
Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Ребенок: Звук .
Логопед: Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук .
Подготовительные упражнения
Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:
- подготовку детей к занятию;
- упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
- изучение органов речи;
- знакомство с приемами самомассажа;
- упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
- развитие мелкой моторики.
Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.
Подготовительный комплекс:
-
Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
- от середины лба к вискам;
- вокруг глаз;
- от переносицы к ушам;
- по спинке носа вверх и обратно.
- Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
- Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
- Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
- Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.
Когда нужна коррекция звука ребенку?
Мамы часто лучше понимают то, что говорит ее ребенок. Однако речевые дефекты, которые многие родители долгое время не замечают, могут принести в будущем малышу проблемы в развитии и общении. Прежде, чем начать паниковать, что ребенок не говорит как-то звук и принимать меры, необходимо выяснить какие звуки должны быть сформированы в определенном возрасте:
- До 3-х лет малыш верно произносит звуки – Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й. Возможное смягчение звуков – это считается нормой.
- От 3-х до 4-х лет ребенок учится произносить С-СЬ, З-ЗЬ;
- В возрасте 4-5 лет дошкольник осваивает Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.
- Примерно в 5-6 лет ребенок уже умеет правильно говорить Р-РЬ, Л-ЛЬ.
Теперь, когда известны возрастные нормы, можно произвести оценку: как дитя произносит звук, искажает ли его, заменяет его более простым. Если неправильно произносится звук, то необходимо проводить коррекцию звукопроизношения. С ребенком необходимо заниматься (родителям, логопеду), без занятий произношение будет еще хуже.
Работа логопеда делится на 3 этапа:
- Постановка звука.
- Автоматизация звука.
- Различие звуков.
Самостоятельно родителем не рекомендуется ставить звуки, это должен делать профессионал – логопед. А вот со 2-го этапа родители могут в домашних условиях продолжать процесс обучения.
Если имеются другие нарушения речевого аппарата, то ребенка обязательно показывают невропатологу. Будет назначено индивидуальное комплексное лечение.
Ставим звук [Й]
Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».
Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.
От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.
Упражнения на произношение «с»
Изолированный звук «с» сначала дети проговаривают, повторяя за педагогом или логопедом. Этот этап не должен быть длительным. Рекомендуется использовать звукоподражательные игры только в самом начале, когда малыш только научился правильно артикулировать «с». Упор в данном случае делается на ассоциации, например, «повтори свист птички», «скажи, как шумит вода», «покажи, как дует ветер». Чтобы ребенок понимал разницу близких по звучанию звуков, в игре добавьте ассоциативные упражнения на «ш» и «с».
На первом этапе можно с детьми поиграть в следующие игры:
- «Юла» — логопед или мама раскручивают волчок, и пока он крутится, ребенок должен повторять выученный звук «с».
- «С кочки на кочку» — малышу дается полоска бумаги с наклеенными кружочками. Можно в помощь ребенку предложить маленькую игрушку, например, зайчика. Он перепрыгивает с круга на круг, а ребенок при каждом прыжке зверька повторяет звук «с».
- «Говорящая ручка» — дается ребенку листик, на котором пунктиром нарисованы длинные линии. Малыш ручкой наводит их и тянет при этом «с».
- «Поймай шарик» — маленький мячик или теннисный шарик ребенок перебрасывает с одной руки в другую, при этом «ловит» «с». Можно поиграть вдвоем. Мама кидает малышу мяч и произносит звук «с». Ребенок ловит игрушку и повторят «с» самостоятельно.
Скороговорки для детей со звуками Ч-Ц
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. |
У четырех черепашек четыре черепашонка. |
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки |
Чем чаще чищу, тем чашка чище |
Цыплята и курица пьют чай на улице |
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас |
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя |
Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме. |
Шильце, мыльце, кривое веретенце, шёлковое полотенце на полке за дверцей. |
Куцая лисица в платьице из ситца мучицу из пшеницы сеет через ситце. |
Две девицы брали водицу из криницы — поливать пшеницу. |
Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется. |
Чики-чок, чики-чок, трещит за печкою сверчок. |
Грач сгоряча осерчал на грача. |
Чики-чики-чикалочки. Едет гусь на палочке. Уточка — на дудочке, курочка на чурочке, зайчик на тачке, а мальчик на собачке. |
Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход. В дымоходе чернота, отыщите там кота! |
Колокольчики, бубенчики, летели голубенчики. |
Важный штрих в работе над звуком
Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.
Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.
Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.
Причины
Выделяют социальные и индивидуальные причины отклонения от норм произношения. Особенности
социальных:
отсутствие артикуляционных упражнений
Для развития воспроизведения любого звука важно уделять внимание специальным упражнениям для правильнойартикуляции. Каждому звуку характерна своя постановка речевых органов;
недостаток обучения
С ребенком не проводятся регулярные занятия для устранения произношения без ошибок;
невнимательное отношение родителей, двуязычие в семье.. Характеристика индивидуальных
Характеристика индивидуальных
причин
- неправильное дыхание во время речи. Возникает из-за плохой развитости дыхательной системы (заикание, ринит);
- проблемы с фонематическим слухом.
- дефекты тонуса мышц. Проблема характерна при дизартрии . Устранением занимается логопед, проводя поэтапные индивидуальные занятия;
- дефекты со строением речевых органов.
Как закреплять результаты занятий?
Проведенные тренировки должны обязательно закрепляться. Для этого используются обычные логопедические игры и упражнения. Популярными методами, помогающими закрепить результат, является проговаривание скороговорок, чтение текстов, произношение цепочек из слов, содержащих свистящие звуки.
Чтение скороговорок является самым эффективным способом и помогает развить речевой аппарат полностью, отработать произношение многих звуков. Сначала следует выбирать простенькие и коротенькие скороговорки. В качестве примера можно отметить такое выражение: «У лисички в миске – рис и сосиски».
Также хорошо помогает чтение рассказов, в которых часто применяется буква «С». Необходимо читать текст неоднократно, добиваясь точного произношения звука. Кроме того, нужно задавать малышу вопросы. Отвечая на них, он опять будет применять свистящие звуки, а также будет развивать свое мышление.
Таким образом, родители должны внимательно следить за тем, как воспроизводит звуки их ребенок
Важно своевременно выявить дефект и начать работу по его коррекции, чтобы артикуляция звука была правильной
n1.doc
1
АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВЗВУКИС,Сь,3,Зь,ЦРечевой материалдля автоматизации и дифференциациизвуков у детей 5-7 летАВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВАВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С
- Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…
- Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.
- Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.
- Повтори слоги, где звук С находится между гласными.
5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.Стечение согласных: Как гусеница овцу хотела обмануть
- Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.
- Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.
18. Повтори скороговорки*.Шесть слов.Семь слов.14. Повтори пословицы и поговорки.15. Повтори и отгадай загадки.(Комар)(Снег)(Морковь) (Бабочка)16. Повтори стихи и чистоговорки.В. ШулъжикА. Хмелёва17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С — Ц. Перескажи сказки.Кот и птица8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.10. Повтори слова с двумя звуками С.11. Повтори словосочетания.12. Повтори предложения.Три слова: соцветие спутница солнце гостиница лисица сухарница пословица самоцвет станция гусеница гостинцы скворцы масленица страницаЧетыре слова:Пять слов:Шесть слоя:Семь слов:Семь слов:Восемь слов:I3. Повтори пословицы и поговорки.14. Повтори и отгадай загадки.(Иголка)(Тень) (Часы)8. Повтори слова со звуками С- Ц в начале слова.9. Повтори слова со звуками С — Ц в середине слова.10. Повтори слова со звуками С — Ц в конце слова.11. Повтори слова со звуками С- Ц в одном слове. спица свинец песец столица цистерна ресница расцветать 12. Повтори словосочетания.
садовые цветы синяя пуговица ситцевая косынка садовый цветок весенний цветок пёстрая курица
13. Повтори предложения.Три слова.Четыре слова.Пять слов.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С Ц1. Повтори изолированные звуки С — Ц.2. Повтори прямые слоги со звуками С — Ц. Ас-ас-ас — у нас дома квас, ас-ас-ас — у нас дома ананас, ос-ос-ос — в саду много ос, ус-ус-ус — у Сони кактус, ус-ус-ус — у Сани новый автобус, ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс. Е. Спивак Сту-сту-сту, сту-сту-сту, Едет Савва по мосту. Сты-сты-сты, сты-сты-сты, Тут высокие мосты. А. Хмелёва3. Повтори обратные слоги со звуками С — Ц.4. Повтори слоги, где звуки С — Ц находятся между гласными.5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.7. Повтори прямые слоги со стечением согласных С — Ц. 15. Повтори стихи и чистоговорки. Я несу суп-суп! А кому? Псу-псу! А. ШибаевЕ. СпивакА. Хмелёва16. Послушай рассказ. Назови слова со звуком С. Перескажи рассказ.17. Повтори скороговорки.АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ
- Спой «песенку водички». Произнеси звук Съ с улыбкой, длительно, на одном выдохе: сь-сь-сь…
- Повтори прямые слоги: си-се-сё-сю-ся.
- Повтори обратные слоги: ась-ось-усь-ысь-ись-есь-ёсь-юсь-ясь.
- Повтори слоги, где звук Сь находится между гласными.
5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори слова, где звук Съ находится в начале слова.Си: Се: Стечение согласных: 7. Повтори слова, где звук Сь находится в середине слова.Ось: Си: Си-си-си, зи-зи-зи, Тазики сюда вези. Зе-зе-зе, се-се-се, Тазики везём не все. Зю-зю-зю, сю-сю-сю, Тазик Сене отдаю.
9. Послушай сказку. Назови слова со звуками Сь — Зь. перескажи сказку.Добрый ТузикЕ. Спивак
- Ко-ко-ко! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.
- Иди, вместе зимовать будем. Идёт мимо будки индюк.
- Бу-бу-бу! Впусти меня, Тузик в будку, я озяб.
- Иди, вместе зимовать будем.
10. Повтори скороговорки*.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ ЗЬПовтори изолированные звуки Сь Зь.2. Повтори прямые слоги со звуками Сь — Зь.3. Повтори слоги, где звуки Сь Зь находятся между глас-ными.4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.5. Повтори слова со звуками Сь Зь.6. Повтори словосочетания.7. Повтори и отгадай загадку.(Снежинка)8. Повтори стихи и чистоговорки*. 1
Как научить ребенка 3-4 лет правильно говорить свистящие звуки С и З? Видео
Если у ребенка хорошо получаются движения артикуляционной гимнастики, то, как правило, несколько нехитрых приемов позволяют ему практически сразу научиться правильно говорить свистящие звуки с и з. О том, как можно научить ребенка дома правильно говорить звук с и исправить его произношение, Вы узнаете из видео Ирины Денисовой. Она делится некоторыми профессиональными логопедическими секретами с родителями.
Если Вам удалось успешно вызвать звук, то остается лишь автоматизировать его правильное произношение в слогах, словах и фразах. Об играх и упражнениях для автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вы можете узнать в статье
«Автоматизация свистящих звуков С и СЬ»
Если же у ребенка нарушено произношение многих звуков, ему очень трудно даются артикуляционные упражнения, а вызвать «правильный» звук не удается, то Вам обязательно нужно обратиться к логопеду в детскую поликлинику или в логопедический детский сад. Адреса всех учреждений, в которых можно бесплатно получить помощь логопеда, Вы всегда может узнать в районном или городском управлении образования.
А в заключении статьи – несколько песенок для речевых занятий с детьми по звуку с.
Стихи для автоматизации звуков С, Сь
Упражнение №1
«Спусти воздушный шар».
Представим, что у нас в руках –
большой воздушный шар, проколотый
иголкой. Сжимаем двумя руками шар –
воздух выходит через дырочку и свистит:
«Сссссссс». Тянуть звук как можно
дольше. Если поднести к нижней губе
ладонь, должна ощущаться сильная,
холодная, направленная вниз струя воздуха.
Упражнение №2
«Подуй в бутылку»
В бутылочку с узким горлышком
сильно подуть на улыбке: ссссс,
бутылочка касается нижней губы.
Упражнение №3.
Са – са – са – Саня идет в сад.
Со – со – со – Соня пьет сок.
Су – су – су – сумку я несу.
Сы – сы – сы – у осы усы.
Упражнение №4.
Ас – ас – ас – у нас дома ананас.
Ус – ус – ус – на окне кактус.
Ос – ос – ос – вот мой нос.
Ыс – ыс – ыс – Денис пьет кумыс.
Упражнение №5.
В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит.
Упражнение №6
Мы видим на суку совят.
Совята вместе тут сидят.
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.
Упражнение №7.
Днем сонные совы
На соснах сидят,
А как все уснут –
На охоту летят.
Упражнение №8
Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
– На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.
Упражнение №9.
Есть у Сани снегокат,
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад –
Он катать всех станет.
Упражнение №10
Стынет суп у Сони, Светы,
А они сосут конфеты.
Упражнение №11.
Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет – самокат.
Упражнение №12.
Из кискиной миски пес
Сегодня «Вискас» унес.
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Упражнение №13.
Мы сидим на лесенке,
И поем мы песенки.
Все поют, и я пою
Песню новую свою.
Упражнение №14.
Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.
Упражнение №15.
У киски в миске
Сливки скисли.
Упражнение №16.
Си-си-си – сено отнеси.
Ся-ся-ся – испугались мы гуся.
Упражнение №17
Ось-ось-ось – по лесу ходит лось.
Усь-усь-усь – никого я не боюсь.
Упражнение №18
Непоседа Васенька
Не сидит на месте.
Непоседа Васенька
Всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки,
На усах – сединки,
Хвост дугой у Васеньки
И пятно на спинке.
Упражнение №19.
В гости к Косте,
В гости к Ване,
В гости к Насте,
В гости к Тане.
У Кости – дыни,
У Вани – тыква,
У Насти – киви,
У Тани – клюква.
Упражнение №20.
Вместе с мамой я встаю,
Сам постель свою стелю,
Умываюсь, одеваюсь,
С мамой в детский сад иду.
_____________________________________________________________________________________________
Предыдущий материал из рубрики —
Автоматизация звуков:
СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?
Рубрики: Автоматизация звуков
Игры на автоматизацию звуков С и Сь в словах
“Хвосты”
Игра заключается в том, что вы начинаете слово, а ребёнок заканчивает. Начните со слога СА-, а малыш пусть назовет несколько вариантов окончания, например, самокат, самка, сабля, садик и так далее. Затем предложите другое начала СКА-.
“Слова в лукошке”
Суть игры заключается в том, чтобы ребёнок увидел свой результат в буквальном смысле. Расскажите историю, жил на свете Старичок-Речевичок. Он насобирал много слов со звуками С и Сь, но по дороге домой все растерял. Надо помочь Старичку-Речевичку снова наполнить лукошко.
Можно нарисовать лукошко на листике или на мольберте. Когда ребёнок называет слово с нужным звуком, нарисуйте в лукошке квадратик или овал. Еще одно правильное слово – еще один кружок в лукошке. Если у вас дома есть настоящее лукошко, поиграйте с ним. В него можно класть кубики. Так ребёнок увидит, как много слов он знает.
“Угадайка”
Возьмите мешочек или шапку. Насобирайте предметы, в которых есть С или Сь. Положите предмет в непрозрачный мешок, дайте ребёнку его пощупать. Пусть он догадается, что это за предмет и назовет его.
Артикуляция звука [Ц]
Она представляет собой тесное соединение смычного согласного и щелевого :
- в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
- мягкое нёбо поднято;
- голосовые связки разомкнуты;
- вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука .
Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
Гимнастика для языка
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.
«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.
Дыхательная гимнастика
«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Возможные трудности
Безусловно, проблема в том, что воздушная струя должна проходить точно по центру язычка, а середина совпадать с серединой зубных рядов. Даже отклонение в какую-нибудь сторону искажает звучание:
- вверх — шепелявость, замена на Ш
- вниз — сильное выпячивание спинки, патализация, в итоге смягчение, замена на СЬ
- вправо-влево — боковой сигматизм
- между зубов — межзубный сигматизм
- призубный — часто бывает при изучении английского языка, похоже на звук th
Все эти патологические рефлексы образуются не просто так, а из-за того, что есть проблемы какая-то патология, либо в строении речевого аппарата либо его иннервации
Поэтому очень важно понять причину дефекта, а только потом начинать ставить звук всеми доступными и известными способами. Нельзя ставить звук, если язык узкий, напряженный, а воздушная струя растекается в щеки
Поэтому надо обязательно сочетать как минимум артикуляционную гимнастику с дыхательной и логопедическим массажем.
Норма, правильное произношение звуков С, Сь
Звуки , самостоятельно, в норме у ребенка появляются в возрасте от 3 до 4 лет.
Если у ребёнка в 4 года отсутствуют звуки , обязательно обратитесь к логопеду.
Если в речи ребенка звуки , появились в искажённом варианте (может быть даже раньше 3 лет), обратитесь к логопеду сразу, как вы это заметили. Искажённые звуки сами по себе никогда не восстанавливаются.
Как правильно произносится звук .
- кончик языка упирается в нижние резцы;
- боковые края языка прижаты к коренным зубам;
- передняя часть спинки языка выгнута;
- вдоль языка по его средней линии образуется желобок;
- между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель;
- зубы сближены до расстояния 1-2 мм;
- губы слегка растянуты в улыбке, видны передние зубы;
- сильная струя воздуха, проходя через щель, вызывает свистящий шум;
- воздушная струя узкая, холодная, сильная;
- голосовые складки разомкнуты – не производят голос.
Артикуляционные признаки звука .
– согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;
– ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки,воздух попадает в ротовую полость;
– глухой звук. При произнесении звука голос не образуется, так как голосовые связки раскрыты, не вибрируют;
– щелевой (фрикативный) звук по способу образования. Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами;
– переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка.
Акустические признаки звука .
– на слух длительный звук, глухой,шумный. Относится к группе свистящих звуков;
– твёрдый звук — средняя часть спинки языка не принимает активного участия.
Нарушения звука .
Звук отсутствует в речи ребёнка — сигматизм.
Звук заменяется — парасигматизм:
— на – призубный парасигматизм;
— на – губно-зубной парасигматизм;
— на , – шипящий парасигматизм.
Звук искажается:
— носовой сигматизм;
— боковой сигматизм;
— межзубный сигматизм.
Как правильно произносится звук .
- губы растянуты в улыбке, чуть шире, чем при звуке ;
- зубы сближены на расстоянии 1-2 мм;
- кончик языка у нижних резцов;
- передняя часть спинки языка выгнута больше, чем при звуке ;
- боковые края языка прижаты к коренным зубам;
- по средней линии языка образуется желобок;
- между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель;
- голосовые складки разомкнуты – не производят голос;
- воздушная струя узкая, холодная, сильная.
1). Артикуляционные признаки звука .
– согласный звук. Из ротовой полости выходящий воздух встречает преграду;
– ротовой звук. Мягкое нёбо поднято, нёбный язычок прижат к задней стенке глотки,воздух попадает в ротовую полость;
– глухой звук. При произнесении звука голос не образуется, так как голосовые связки раскрыты, не дрожат;
– переднеязычный звук по месту образования. Преграда для выходящей воздушной струи образуется передней частью спинки языка;
– щелевой (фрикативный) звук по способу образования. Передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами.
2). Акустические признаки звука .
– на слух длительный звук, глухой, шумный. Относится к группе свистящих звуков;
– мягкий звук — средняя часть спинки языка дополнительно приподнимается к твёрдому нёбу.
3). Нарушения звука с’].
Звук отсутствует в речи ребёнка — сигматизм.
Звук заменяется — парасигматизм:
— на – губно-зубной парасигматизм;
— на – шипящий парасигматизм.
— на – призубный парасигматизм;
Звук искажается:
— носовой сигматизм.
— боковой сигматизм;
— межзубный сигматизм.