Конспект нод в средней группе по развитию речи «звуковая культура речи: звуки з и зь»

Картотека игр по звуковой культуре речи в средней группе

Картотека игр обязательна для средних групп. Игры должны отбираться по требованиям ФГОС ДО:

  • подходить возрасту детей;
  • быть разнообразными;
  • быть безопасными;
  • быть доступными для детей и т.д.

Подбирая задания для упражнений, педагог должен подготовить и наглядные пособия. Дети среднего дошкольного возраста с легкостью запоминают вещи, которые преподносятся ярко, с опорой на зрительное подкрепление. Педагог должен проводить упражнения краткосрочно. А играть можно индивидуально или в группе

При этом детям с ограниченными возможностями здоровья требуется отдельное внимание и больше времени

Игры для картотеки можно изготовить самостоятельно, а можно приобрести. Сегодня специализированные магазины предлагают большой выбор пособий по развитию речи. Если в группе есть сложные дети, то стоит пригласить логопеда для соответствующей диагностики.

n1.doc

  1    
АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВЗВУКИС,Сь,3,Зь,ЦРечевой материалдля автоматизации и дифференциациизвуков у детей 5-7 летАВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВАВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА С

  1. Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с…
  2. Повтори прямые слоги со звуком С: са-со-су-сы.
  3. Повтори обратные слоги со звуком С: ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-яс.
  4. Повтори слоги, где звук С находится между гласными.

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.7. Повтори слова, где звук С находится в начале слова.Стечение согласных: Как гусеница овцу хотела обмануть

  • Овца, овца! Отдай мне капусту. Такую капусту заяц не ест. Он ест цветную капусту.
  • Заяц ест всякую капусту. А тебе, гусеница, стыдно меня обманывать.

18. Повтори скороговорки*.Шесть слов.Семь слов.14. Повтори пословицы и поговорки.15. Повтори и отгадай загадки.(Комар)(Снег)(Морковь) (Бабочка)16. Повтори стихи и чистоговорки.В. ШулъжикА. Хмелёва17. Послушай сказки*. Назови слова со звуками С Ц. Перескажи сказки.Кот и птица8. Повтори слова, где звук С находится в середине слова.9. Повтори слова, где звук С находится в конце слова.10. Повтори слова с двумя звуками С.11. Повтори словосочетания.12. Повтори предложения.Три слова: соцветие спутница солнце гостиница лисица сухарница пословица самоцвет станция гусеница гостинцы скворцы масленица страницаЧетыре слова:Пять слов:Шесть слоя:Семь слов:Семь слов:Восемь слов:I3. Повтори пословицы и поговорки.14. Повтори и отгадай загадки.(Иголка)(Тень) (Часы)8. Повтори слова со звуками С- Ц в начале слова.9. Повтори слова со звуками С — Ц в середине слова.10. Повтори слова со звуками С — Ц в конце слова.11. Повтори слова со звуками С- Ц в одном слове. спица свинец песец столица цистерна ресница расцветать 12. Повтори словосочетания.
садовые цветы синяя пуговица ситцевая косынка садовый цветок весенний цветок пёстрая курица
13. Повтори предложения.Три слова.Четыре слова.Пять слов.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С Ц1. Повтори изолированные звуки С — Ц.2. Повтори прямые слоги со звуками С — Ц. Ас-ас-ас — у нас дома квас, ас-ас-ас — у нас дома ананас, ос-ос-ос — в саду много ос, ус-ус-ус — у Сони кактус, ус-ус-ус — у Сани новый автобус, ыс-ыс-ыс — Денис пьёт кумыс. Е. Спивак Сту-сту-сту, сту-сту-сту, Едет Савва по мосту. Сты-сты-сты, сты-сты-сты, Тут высокие мосты. А. Хмелёва3. Повтори обратные слоги со звуками С — Ц.4. Повтори слоги, где звуки С — Ц находятся между глас­ными.5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори обратные слоги со стечением согласных.7. Повтори прямые слоги со стечением согласных С — Ц. 15. Повтори стихи и чистоговорки. Я несу суп-суп! А кому? Псу-псу! А. ШибаевЕ. СпивакА. Хмелёва16. Послушай рассказ. Назови слова со звуком С. Переска­жи рассказ.17. Повтори скороговорки.АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА СЬ

  1. Спой «песенку водички». Произнеси звук Съ с улыбкой, длительно, на одном выдохе: сь-сь-сь…
  2. Повтори прямые слоги: си-се-сё-сю-ся.
  3. Повтори обратные слоги: ась-ось-усь-ысь-ись-есь-ёсь-юсь-ясь.
  4. Повтори слоги, где звук Сь находится между гласными.

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.6. Повтори слова, где звук Съ находится в начале слова.Си: Се: Стечение согласных: 7. Повтори слова, где звук Сь находится в середине слова.Ось: Си: Си-си-си, зи-зи-зи, Тазики сюда вези. Зе-зе-зе, се-се-се, Тазики везём не все. Зю-зю-зю, сю-сю-сю, Тазик Сене отдаю.
9. Послушай сказку. Назови слова со звуками Сь — Зь. пе­рескажи сказку.Добрый ТузикЕ. Спивак

  • Ко-ко-ко! Впусти меня, Тузик, в будку, я озяб.
  • Иди, вместе зимовать будем. Идёт мимо будки индюк.
  • Бу-бу-бу! Впусти меня, Тузик в будку, я озяб.
  • Иди, вместе зимовать будем.

10. Повтори скороговорки*.ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СЬ ЗЬПовтори изолированные звуки Сь Зь.2. Повтори прямые слоги со звуками Сь — Зь.3. Повтори слоги, где звуки Сь Зь находятся между глас-ными.4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.5. Повтори слова со звуками Сь Зь.6. Повтори словосочетания.7. Повтори и отгадай загадку.(Снежинка)8. Повтори стихи и чистоговорки*.  1    

Как проверить парные согласные в корне?

При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.

Изменить форму слова:

  • изменить число существительного: дуб (ед. ч.) — дубы (мн. ч.), лев (ед. ч.) — львы (мн. ч.)
  • изменить падеж существительного: снег (И. п.) — (нет) снега (Р. п.), юбки (И. п.) — (нет) юбок (Р. п.)
  • заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: лёгкий (какой?) — лёгок (каков?), свеж (каков?) — свежий (какой?)

Подобрать родственное слово:

  • назвать ласково: сапожки — сапожок, — кружечка, когти — коготок.
  • взять слово другой части речи: морковь (сущ.) — морковный (прил.), ходьба (сущ.) — ходит (гл.).

Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.

Например: автобус, вокзал, завтра.

Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.

Виды неправильной артикуляции звука «З»

Когда произнесение свистящих звуков искажается, это называется сигматизмом, когда заменяется другими звуками — парасигматизмом.

Есть несколько видов сигматизма:

  1. Губно-зубной. При этом дефекте нижняя губа тянется кверху и получается «В» вместо «З» («задача» — «вадача»).
  2. Боковой. Язык по бокам, или только с одной стороны, не опирается на верхние зубы, и воздух рассеивается во рту, теряя напор и образуя хлюпающий звук «ХЛь» («закат»— «хлякат»).
  3. Межзубный. Язык находится между рядами зубов, создавая шепелявое звучание.
  1. Носовой. Мягкое небо опускается к корню языка, выдыхаемый воздух выходит через нос. Таким образом получается гнусавое «Х».
  2. Призубный. Язык упирается в полусомкнутые зубы и не дает свободно двигаться проходящему воздуху, в результате слышится что-то среднее между «Д» и «З» («зима» — «дзима»).
  3. Шипящий. Кончик языка отодвигается к уздечке, сам он выгибается к верхнему небу, губы округляются и получается шипение вместо свиста («замок» — «жамок»).

При парасигматизме звуки «З», «Зь», «С», «Сь», «Ц» заменяются другими, чаще всего «Ш», «Ф», «Т», «Щ», что говорит о нарушении фонематического восприятия.

Как выглядит весь процесс работы со звуком?

Важные правила:

Назовите название стихотворения, если такое имеется.
Рассмотрите картинку к стихотворению, обсудите с ребенком кто или что там нарисовано.
Прочитайте стихотворение полностью: выразительно и неспеша. Если взрослый рассказывает наизусть дети лучше воспринимают такой текст. Это на заметку.
Объясните ребенку непонятные слова.
Проговорите ВСЕ слова со звуком «З»

Напомните ребенку, что звук «З» необходимо говорить правильно.
Прочитайте стихотворение еще раз.
Важное условие — стихотворение заучивается полностью, без деления на строки и столбцы.
Поиграйте: читайте начало строки, а ребенок заканчивает рифму; вы первую строку, а ребенок -вторую и т.д.

Стихи для автоматизации звука «З» с помощью наглядности лучше заучивать в игровой форме и используя наглядность.

Чистоговорки с мягким звуком «Рь» в прямых слогах

Чистоговорки со слогом «Ре»

  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — стоят санки во дворе.
  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — мой хорек живет в норе.
  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — сказка о богатыре.
  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — носим воду мы в ведре.
  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — мы уснули на заре.
  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — стоит домик на горе.
  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — сильный холод в январе.
  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — ёжик спит в своей норе.
  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — ищем буквы в букваре.
  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — стоит терем на горе.
  • Ре—ре—ре, Ре—ре—ре — много снега в декабре.

Чистоговорки со слогом «Ри»

  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — от зари и до зари.
  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — ты стихи читать бери.
  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — на клубнику посмотри.
  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — мне котёнка подари.
  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — мы купили сухари.
  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — зажигают фонари.
  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — покупайте буквари.
  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — заключили мы пари.
  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — в саду листья собери.
  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — сидят на ветках снегири.
  • Ри—ри—ри, Ри—ри—ри — ридикюль, рифмовка, три.

Чистоговорки со слогом «Рю»

  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — чай я ночью заварю.
  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — окна настежь отворю.
  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — на цветочек я смотрю.
  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — я значок тебе дарю.
  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — я сама обед сварю.
  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — дам я хлеба снегирю.
  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — я учусь по букварю.
  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — очень много говорю.
  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — полюбуйся на зарю.
  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — я на даче загорю.
  • Рю—рю—рю, Рю—рю—рю — Нюша, трюк, урюк, горю.

Чистоговорки со слогом «Ря»

  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — мы поедем за моря.
  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — буду ждать у фонаря.
  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — едут два богатыря.
  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — поднимают якоря.
  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — светит яркая заря.
  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — вот и нету сухаря.
  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — угощаю снегиря.
  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — мне сошьют костюм царя.
  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — мы увидим дикаря.
  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — у меня нет букваря!
  • Ря—ря—ря, Ря—ря—ря — мы поехали не зря.
  • «Логопедическое пособие для детей», А. И. Богомолова;
  • «Автоматизация и дифференциация звуков у детей с легкой дизартрией», Л. И. Загляда, Т. А. Стрекатова.

Особенности формирования звуковой культуры речи дошкольников

Речь ребенка формируется на примере вербального общения взрослых людей, которые его окружают. Для некоторых родителей и бабушек-дедушек становится открытием, что даже с крохой непозволительно сюсюкать и подстраиваться под детский лепет. С первых дней жизни дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения грамматики и произношения. Только так развитие связной речи у детей дошкольного возраста будет происходить естественно и полноценно.

Начиная с трехлетнего возраста, дошкольник начнет повторять вслед за взрослыми слово за словом

Крайне важно, чтобы его звукоподражание опиралось на отчетливые правильно произносимые фразы

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста меняется с каждым месяцем благодаря естественному совершенствованию речевого аппарата.

Малыши 3-4 лет имеют характерную речевую особенность, заключающуюся в смягчении практически всех слов. Большинство детей еще не произносят звук Р, шипящих Ж, Ч, Ш, Щ.

Отмечается частая замена более сложных звуков (так называемых, заднеязычных) на простые (переднеязычные) в начале слова. Проследите за движением языка: гораздо проще выговорить «шук» вместо жук, «долова» нежели голова, «Татя» вместо Катя.

Несколько подряд стоящих согласных звуков и вовсе превращают фразы малышей в новые лексические изобретения.

К пяти годам большая часть детей избавляется от повального смягчения. Произношение слов еще неустойчиво, но звуки осваиваются почти все. Другое дело, что ребенку еще не всегда удается уместно их использовать. На радостях, что уже поддались Р, Ж и другие коварные звуки, дошкольник употребляет их, заменяя вполне лояльные к произношению Л, Т, С. По этой причине можно услышать от ребенка «рапка» (лапка), «жубы» (зубы) и подобное словотворчество.

Дети старшего дошкольного возраста, в основном, произносят чисто все звуки, если нет функциональных отклонений (шепелявость, заикание), устранение которых требует специальной логопедической помощи. Но у шестилеток может закрепиться перестановка звуков или слогов, а также привычное для ближайшего круга искажение слов («мясобурка», «велисапед»)

Причиной может быть как подражание, так и неразвитый речевой слух, слабое произвольное внимание

Рекомендуем ознакомиться:

  • Как научить ребенка выговаривать букву Р.
  • Логопедические упражнения на звук Л.
  • Постановка свистящих звуков.

Характеристики речевой выразительности

Становление звуковой выразительности речи происходит, когда высказывания дошкольника приобретают связность. Мелодику произношения предложений дети улавливают раньше, чем начинают говорить. Интонация, логическое ударение в предложении приходит, когда ребенок начинает говорить осмысленно.

Элементы речевой выразительности являются важным компонентом звуковой культуры. Интонация и четкость произношения не только придают красоту звучанию. От них зависит донесение смысла сообщения, понимание содержания слушателем. Развитие выразительности речи детей можно обеспечить рассказыванием стихов, участием в театрализованных представлениях.

Темп и речевое дыхание

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками обусловлены еще и тем, что детский организм имеет слабо разработанную систему дыхательных мышц, дыхательных путей.

Поэтому ребенок может не договаривать слова, перескакивать сложные звукосочетания, высказываться чрезмерно торопливо. При этом речь звучит взволнованно или крикливо.

Важно разрабатывать дыхательные мышцы ребенка, практикуя глубокие вдохи и выдохи. Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть

Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника

Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть. Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника.

Чистоговорки для детей 5 лет

Ш Ж Ч Щ

Чистоговорки на звук Ш

  • ША ША ША уложили малыша.
  • ША ША ША у меня лапша.
  • ША ША ША мама моет малыша.
  • ША ША ША выплывай из камыша.
  • ША ША ША каша хороша.
  • ША ША ША наша школа хороша.
  • ША ША ША наша Маша хороша.
  • ША ША ША наша шуба хороша.
  • ША ША ША вкусная лапша.
  • ША ША ША нет у нас карандаша.
  • ША ША ША выходи из камыша.

Автоматизация звука Ш в чистоговорках

  • ШЕ ШЕ ШЕ как прекрасно на душе.
  • ШЕ ШЕ ШЕ это утка в камыше.
  • ШЕ ШЕ ШЕ сидит кошка в шалаше.
  • ШЕ ШЕ ШЕ пляшем с радостью в душе.
  • ШЕ ШЕ ШЕ подарили шарфик Даше.
  • ШЕ ШЕ ШЕ забочусь о малыше.
  • ШЕ ШЕ ШЕ шепчет Маша в шалаше.
  • ШЕ ШЕ ШЕ страшно на крыше.

Чистоговорки на звук Ш для дошкольников

  • ШИ ШИ ШИ наши дети хороши.
  • ШИ ШИ ШИ в нашей шубе попляши.
  • ШИ ШИ ШИ поздравленье напиши.
  • ШИ ШИ ШИ зашумели камыши.
  • ШИ ШИ ШИ ну-ка, Маша, попляши.
  • ШИ ШИ ШИ Миша с Машей малыши.
  • ШИ ШИ ШИ в садик ходят малыши.
  • ШИ ШИ ШИ у меня карандаши.
  • ШИ ШИ ШИ что нам шепчут камыши?
  • ШИ ШИ ШИ шейте шубы от души.
  • ШИ ШИ ШИ кашу любят малыши.
  • ШИ ШИ ШИ спать ложаться малыши.
  • ШО ШО ШО в нашей шубе хорошо.
  • ШО ШО ШО пляшет Маша хорошо
  • ШО ШО ШО летом хорошо.
  • ШО ШО ШО посуду моем хорошо.
  • ШО ШО ШО поют ребята хорошо.
  • ШО ШО ШО говорим мы хорошо.
  • ШУ ШУ ШУ Мише я письмо пишу.
  • ШУ ШУ ШУ шапку новую ношу.
  • ШУ ШУ ШУ я для Маши попляшу.
  • ШУ ШУ ШУ я флажком машу.
  • ШУ ШУ ШУ дам я мишку малышу.
  • ШУ ШУ ШУ маме помашу.
  • ШУ ШУ ШУ в школу я спешу.
  • ШУ ШУ ШУ я старательно пишу.
  • ШУ ШУ ШУ пою песни малышу.
  • ШУ ШУ ШУ я под музыку пляшу.

Чистоговорки на звук Ж

  • ЖА ЖА ЖА есть иголки у ежа.
  • ЖУ ЖУ ЖУ я на веточке сижу.
  • ЖЕ ЖЕ ЖЕ дождь прошел уже.
  • ЖИ ЖИ ЖИ в речке плавают ужи.
  • ОЖ ОЖ ОЖ на кого же я похож.
  • ЯЖ ЯЖ ЯЖ пойдём вместе мы на пляж.

Чистоговорки на звук Ч

  • ЧО ЧО ЧО повешу сумку на плечо.
  • ЧА ЧА ЧА нет с собой ключа.
  • ЧИ ЧИ ЧИ лечат нас врачи.
  • ЧУ ЧУ ЧУ мы пойдём к врачу.
  • ОЧ ОЧ ОЧ наступила ночь.
  • ЧЕ ЧЕ ЧЕ сумку носят на плече.

Чистоговорки на Щ

  • ЩУ ЩУ ЩУ я тебя ищу.
  • ЩИ ЩИ ЩИ грибочки ты ищи.
  • ЩА ЩА ЩА в речке два леща.
  • ЩЕ ЩЕ ЩЕ в дождь гуляем мы в плаще.
  • ЕЩ ЕЩ ЕЩ в речке рыба лещ.
  • АЩ АЩ АЩ у меня новый плащ.
  • ЩЁ ЩЁ ЩЁ попьём молочка ещё.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры, не забывая о проговаривании чистоговорок.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Такое игровое упражнение будет интересно и для самых маленьких, и для более старших деток. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит

Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка. Отличие только в одной гласной букве

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Цель этой игры в следующем —Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук». Эта игра подойдёт для детей 6-7 лет, которые уже хорошо знают буквы. Хотя некоторые детки и в 5 лет умеют читать. 

«Угадай звук в слове»

Следующий учебный материал предназначен для детей старшей группы детского сада. Ребенок, глядя на первую картинку, должен назвать букву, на которую начинается слово. Дальше следует ряд из трех изображений предметов. Проговорив их названия вслух, ребенок должен определить наличие данного звука в этих словах.

На пособии под каждым рисунком есть пустой кружок, где ставится галочка, если заданный звук присутствует в слове. Это упражнение очень полезно не только для выработки произношения, но и для развития фонематического слуха, внимания. Картинки можно нарисовать самостоятельно или вырезать из старых книжек.

Игры

Все дошкольники имеют общую способность — быстро и прочно усваивать любые новые навыки в игре

Именно поэтому в современных ДОУ такое большое внимание уделяется этому виду деятельности. Любые картинки для детей из серии Продукты питания можно использовать в разнообразных логопедических играх, вот несколько примеров:

Какие ты знаешь продукты?

Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с целой группой дошкольников. Взрослый раскладывает перед собой картинки с изображениями продуктов. Сверху карточки закрыты кусочками картона так, что видна только часть нарисованного объекта. Ребенок должен узнать тот или иной продукт, а затем правильно назвать его.

Детям старшего дошкольного возраста стоит предложить составить простое или распространенное предложение с выбранным словом.

Будущие первоклассники, которым уже совсем немного осталось ходить в детский садик, могут играть, сочиняя про продукты загадки или простые стишки. Для этого возраста полезно использовать картинки для детей из групп «Вредные и полезные продукты питания», в наборе или по отдельности.

Назови ласково

Известную логопедическую игру «Назови ласково» нужно проводить с детьми любого возраста. Если малышам достаточно задачи вспомнить и правильно назвать уменьшительно-ласкательную форму слова (колбаса — колбаска, кефир — кефирчик, вермишель — вермишелька, творог — творожок и т. д.), то ребята постарше уже должны справляться с заданием составить с таким понятием предложение или даже короткий рассказ.

Для этой игры подходят специальные картинки для детей в детском саду из подборки «Продукты питания — назовем ласково».

Что из чего?

Обогащать активный словарь и развивать связную речь помогают задания по составлению рассказов-рассуждений о том, что разные продукты получают из различного сырья.

Эту игру можно организовать следующим образом: разложить все картинки с продуктами в две кучки. В одну нужно положить «сырье» (фрукты, овощи, молоко, муку, сахар, яйца — то, что человек выращивает или получает от домашних животных), а в другую – изображения различных готовых блюд (пюре, варенье, салаты, сок, конфеты, хлеб и т. д).

Вариант 1:

Дети младшего возраста должны выбрать пару карточек, подходящих друг другу, по одной из обеих стопок (яблоко — пюре, малина — варенье, яйца — яичница и т. п.).

Вариант 2:

Старшие дошкольники могут справиться с задачей подобрать несколько видов сырья для одного блюда (мука, яйца, сахар, ягоды — пирог).

Вариант 3:

Взрослый показывает изображение одного продукта, а дети должны назвать как можно больше наименований того, что из него можно приготовить:

молоко — творог, сыр, масло, сметану;
яблоки — компот, варенье, пирог, пюре, желе, сок;
мясо — фарш, котлеты, бульон;

Вариант 4:

Педагог просит дошкольников рассортировать картинки с полезными и вредными продуктами для питания детей и взрослых.

Эта игра позволяет:

  • расширить кругозор детей;
  • научиться описывать процесс приготовления тех или иных блюд;
  • обогатить словарь описательными прилагательными (пирог с ягодами — ягодный, варенье из малины — малиновое, ватрушки с творогом — творожные и т. п.).

Назови отдел магазина

Предложите детям, в рамках сюжетной игры, перечислить названия различных отделов магазина. Дети по очереди называют свой продукт, а затем отдел (овощной, мясной, хлебный и т. д.), в котором его можно купить.

Кефир, творог, йогурт, сметана — в молочном;

Треска, щука, горбуша, креветки — в рыбном;

Свекла, тыква, картофель, репа — в овощном;

Зефир, мармелад, конфеты, печенье — в кондитерском.

Сравни продукты

Картинки с нарисованными продуктами отлично подходят для тренировки у детей умения использовать в речи антонимы. Попросите ребенка сравнить;

сметану и молоко (густая-жидкое);

булочку и сухарь (мягкая-жесткий);

конфету и селедку (сладкая-соленая);

котлету и мороженое (горячая-холодное).

Это только несколько логопедических игр, которые можно проводить с детьми на тему «Продукты». Карточки с изображением еды позволяют тренировать речь дошкольников любого возраста, легко и эффективно.

Чистоговорки с мягким звуком «Рь» в обратных слогах

Чистоговорки со слогом «Арь»

  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — на столе лежит букварь.
  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — я опять жую сухарь.
  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — мы купили календарь.
  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — наступил уже январь.
  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — мы нашли янтарь.
  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — ты оладьи мне пожарь.
  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — я сейчас включу фонарь.
  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — на ступеньках сидит царь.
  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — сидит на веточке глухарь.
  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — будто мы попали встарь.
  • Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — поищи в столе словарь.

Чистоговорки со слогом «Ерь»

  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — скрипит входная дверь.
  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — симпатичный белый зверь.
  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — мы поедем в Тверь.
  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — задачу понял я теперь.
  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — мы починили дверь.
  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — комнату свою измерь.
  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — обойдёмся без потерь.
  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — маме ты своей поверь.
  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — ткани мне отмерь.
  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — постучите в дверь.
  • Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — белый мишка — дикий зверь.

Чистоговорки со слогом «Ирь»

  • Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — у меня снегирь.
  • Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — едем мы в Сибирь.
  • Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — в магазине много гирь.
  • Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — улетел опять снегирь.
  • Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — находчивый визирь.
  • Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — у меня поспел имбирь.

Чистоговорки со слогом «Орь»

  • Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — у Алёши корь.
  • Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — у нас в доме хорь.
  • Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — ты со мной не спорь.
  • Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — летом много ясных зорь.
  • Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — якорь, лукоморье, корь.
  • Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — горьковатый, Зорька, хворь.

Чистоговорки со слогом «Урь»

  • Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — синяя лазурь.
  • Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — не боимся бурь.
  • Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — ты глаза зажмурь.
  • Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — вкусная глазурь.
  • Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — с нами подежурь.
  • Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — глазурь, лазурь, зажмурь.

Чистоговорки со слогом «Ырь»

  • Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — ах, какая ширь!
  • Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — я надул пузырь.
  • Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — Коля — богатырь.
  • Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — едем в монастырь.
  • Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — вышли на пустырь.
  • Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — в стенку вбили штырь.
  • Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — дядя Паша лодырь.
  • Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — у меня вскочил волдырь.
  • Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — слепому нужен поводырь.
  • Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — богатырь, пузырь, волдырь.

Дидактическая игра «Веселые малыши»

Цель: Дифференциация звуков С-Ш.

Описание игры:

1 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в слогах.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей со слогами.

Ход игры:

Логопед: Познакомься это веселые малыши Соня и Миша. Они очень любят играть с мыльными пузырями, но малыши только учатся и пузырики получаются маленькие. Хочешь поиграть вместе с ними? Тогда бери пузырик и повторяй за мной (если ребенок умеет читать, то произносит сам).

Образец: Са — ша, со – шо, су – шу, сы – ши.

2 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки парных цветных мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед выкладывает два мыльных пузыря одного цвета, просит ребенка их перевернуть и назвать, что на них изображено.

Образец: Мишка – миска, пушок – носок.

Попросить ребенка назвать у кого, что получилось.

Образец: У Сони мишка – у Миши миска

3 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.

Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…

Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши.

Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.

У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.

Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.

Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.

Логопед: Чем поменялись малыши?

Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.

4 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах.

Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.

Ход игры:

Логопед: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.

Образец: Пишу – несу, ваш – вас, шило – сила…

Дидактическая игра «Паровозик».

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч изолированно.

Ход игры: Познакомься это волшебный паровозик и живет он в сказочном домике. Хочешь побывать у него в гостях? Тогда вези паровозик по тропинке и пой его песенку «ч – ч – ч».

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч в слогах.

Ход игры: У паровозика много друзей, хочешь с ними познакомиться? Тогда в путь, но на каждой станции нужно останавливаться и петь ее песенку: ча – ча – ча, чу – чу – чу и так далее. Пришло время возвращаться обратно и теперь мы с паровозиком будет петь другие песенки: ач – ач – ач, уч – уч – уч и так далее.

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ изолированно.

Ход игры: Наступила осень и все лесные полянки усыпаны листьями. Знаешь звук щетки? Подмети большие листочки и произноси звук щетки «щ – щ – щ», затем только зеленые, желтые, маленькие листочки и так далее.

Посмотри сколько тропинок в лесу и все они в листьях. Подмети тропинку с желтыми листьями, теперь с коричневыми и так далее.

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ в слогах.

Ход игры: Все листики собраны в кучку, но на нашей волшебной полянке можно раскидать их. Веди щеткой по тропинкам и пой песенки щетки: ща, щу, ще, щи. А теперь нужно навести порядок. Давай соберем листики: ащ, ощ, ущ, ещ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: