Физминутка для 4 класса на уроке окружающего мира или природоведения
Физминутка на уроке окружающего мира или природоведения для 4 класса может включать в себя игровые элементы с упоминанием различных животных и природных явлений. Можно прыгать, как белочки (или зайчики), махать руками, как ветки деревьев при ветре. Дополнительно можно повторять дни недели, как, к примеру, в этой физминутке:
В понедельник я плескался, (Дети изображают плавание.)
А во вторник — я лепил. (Дети изображают, что мнут руками глину.)
В среду тщательно умывался, (Дети делают вид, что умываются)
А в четверг я много бегал (Дети бегут на месте.)
В пятницу в футбол играл (Дети бьют по воображаемому мячу)
Очень долго танцевал. (Кружатся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Все дни я отдыхал. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза).Эффективно детям можно подавать новую информацию в виде стихотворений. К слову, можно брать не только детские стишки, но и известные произведения русской литературы о природе, например, Сергея Есенина. В зимнее время можно использовать следующую физминутку.
Поёт зима — аукает (дети поворачиваются в разные стороны, делают вид что аукают)
Мохнатый лес баюкает (дети укачивают воображаемую куклу)
Стозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокою (дети кружатся на месте)
Плывут в страну далёкую (дети делают руками гребки)
Седые облака.А по двору метелицаКовром шелковым стелется. (Дети приседают, расстилают воображаемое одеяло)Для весеннего времени лучше подойдёт другое произведение:
Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зелёной весны. (дети руками показывают, как струится река)
Солнце садится за горы лесистые, (дети садятся на корточки)
Рог золотой выплывает луны. (дети встают)
Запад подёрнулся лентою розовой,Пахарь вернулся в избушку с полей, (дети шагают на месте)
И за дорогою в чаще берёзовойПесню любви затянул соловей. (кланяются в разные стороны)
Использование для физминутки произведений русских классиков позволяет не только развить вкус детей, привить любовь к поэзии, но и даёт возможность познакомиться с разнообразием отечественной природы.В классах, оснащённых интерактивными досками или экранами, можно проводить физминутки, сопровождающиеся видеорядом, например, с изображением зимних пейзажей, как в первом случае, или создать целое путешествие по городам страны, как в видеоролике, приведённом ниже.
Упражнения для глаз для детей в стихах
Один – влево, другой – вправо,
Третий – вверх, четвертый – вниз.
Словно круг рисуем прямо,
Будто солнышка эскиз.
Мы посмотрим дальше, ближе,
Глазки чтоб тренировать,
После – вниз, как можно ниже,
Потом – вверх, где не достать.
Нашим глазкам отдых нужен:
Им мы сделаем массаж.
И теперь нам стало лучше
За окном смотреть пейзаж.
Упражнения для глаз
Повторяем каждый час.
Не ленимся выполнять,
Чтобы зренье улучшать.
Посмотрели вправо, влево
И по кругу провели,
Часто-часто поморгали,
Стало лучше – посмотри!
Сможешь рассмотреть свой нос?
Сможешь лоб увидеть свой?
Нарисуй глазами солнце,
А теперь глаза закрой.
Сильно глубоко вдохни,
А на выдохе моргни.
Хорошо позанимались
И здоровыми остались!
Мы по улице бежим
И по сторонам глядим.
И назад, и вперед,
Вправо, влево, поворот.
На ногах – два башмака,
А на небе – облака.
Ветер листьями шуршит
И по улице кружит.
Я глаза закрыл – темно,
А открыл – уже светло.
Поморгал, подмигнул,
Прищурился и – уснул.
И налево, и направо,
Далеко и близко,
На ладошки посмотрели
И на ножки низко,
Повернулись, огляделись,
Головою покачали,
Наши глазки завертелись
Роль физминуток в начальной школе
Дети активнее выполняют упражнения, если учитель делает движения вместе с ними
В организме ребят 6–10 лет некоторые функциональные системы ещё не сформировались до конца. Речь идёт о:
- центральной нервной системе;
- зрительных и слуховых анализаторах;
- опорно-двигательном аппарате.
Вот почему на уроках в начальной школе так важно не только уделять внимание реализации образовательных целей, но и способствовать укреплению здоровья деток. Для комплексного решения этих задач используются физминутки. Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха
Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха.
Кроме того, физминутки в 1–4 классах помогают:
переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);
настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физминутка как раз таки и сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);
дать отдых пальчикам (на уроке письма или рисования), глазам (на занятиях чтению), а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках арифметики);
расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физминутки были обязательно включены в конспект занятия, тогда и уровень усвоения материала будет выше);
поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).
Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке), в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.
Тематические паузы на уроках математики, языкознания и прочих
Объединение физминуток вокруг какого-то учебного предмета полезно и для запоминания материала урока
Каждый учитель знает, как важно продуктивно использовать время на уроке. Поэтому даже физминутки должны подбираться не только в соответствии с целями сохранения здоровья малышей (это, конечно, первостепенно), но и отвечать задачам урока
Поэтому методистами был разработан целый набор разминок для основных школьных курсов.
На уроках математики будут очень кстати разминки, в которых есть цифры и счёт, а также интенсивные движения рук, ног и туловища, чтобы отвлечься от умственной работы:
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнём мы ножки.
Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнём левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Поворот, наклон, прыжок
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
В ладошки мы похлопаем
В ладошки мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз — присели, два — привстали,
Три — нагнулись и достали
Правой ручкой башмачок,
Левой ручкой — потолок.
И ещё разок присядем!
А теперь на место сядем.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Уроки грамматики строятся на освоении и автоматизации навыка письма, поэтому разминки должны в основном задействовать руки и пальчики ребят:
Капуста
Мы капусту рубим-рубим, (Размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («Мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («Берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (Сгибания и разгибания кистей рук)
Физминутка «Овощи»
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши).
Грибы
(По очереди сгибают пальчики)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
Для уроков рисования можно подобрать разминки, которые предполагают перемещение детей по кабинету:
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Вокруг парты побежали,
Тихо сели, вновь за дело.
* * *
Мы маленькие зайки,
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.
* * *
По дорожке шли, шли, (дети проходят по периметру кабинета)
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.
Творческий подход учителя к планированию урока реализуется не только в выборе учебного материала, но и в систематизации, отработке физминуток. Главное, чтобы такие паузы были вовремя, то есть не прерывали сосредоточенную работу детей, а становились своего рода переходным элементом от одного этапа занятия к другому.
Физминутки в начальной школы крайне важны не только для того, чтобы дети меньше утомлялись, не теряли интерес к уроку, но и для сохранения здоровья подрастающего поколения. Педагог может воспользоваться имеющимися разработками или придумать свои, основываясь на интересах и увлечениях младших школьников. Ведь малыши с удовольствием декламируют рифмовки, поют песни и играют, особенно если учитель не просто наблюдает за ними, а столь же азартно и весело участвует.
Физкультминутки для начальной школы
1. Физкультпаузы-потешки
При чтении потешек надо прикасаться всей рукой к каждому пальцу по очереди и делать ему небольшой массаж.
1-я потешка: Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Их попробовать хочу (3 хлопка в ладоши).
2-я потешка: Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А теперь быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Приседай скорей со мной,
Держим руки за спиной.
Встали прямо, руки вбок,
Влево — вправо поворот.
Все, закончили. Ура!
За занятия пора!
3-я потешка: Необычная физзарядка
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Покиваем головой,
Верх посмотрим над собой.
Руки вверх мы поднимаем,
А теперь их опускаем.
Кулачки сейчас сожмем
И опять писать начнем.
4-я потешка: Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Пальцы сделали замок
И продолжили урок.
5-я потешка: Веселый счет
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Семь — успокоились совсем.
6-я потешка: Мы ребята, как утята!
Мы веселые ребята,
Мы ребята, как утята!
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук:
Гуси шеи выгибают,
Клювом перья расправляют.
Зашумел в пруду камыш:
Ш — ш — ш
Закричал вдали малыш:
Ай — ай — ай!
Ты утяток не пугай!
Вот какие мы утята,
Мы спортивные ребята!
7-я потешка: От одного до десяти
Раз, два — встать всем вместе нам пора,
Три, четыре — руки вытянем пошире,
Пять, шесть — всем присесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
Девять — сядем дружно мы опять,
Десять — начали писать.
2. Стихотворные физкультпаузы
1. Мы писали, рисовали,
Наши пальчики устали,
Мы немного отдохнем
И опять писать начнем.
Чтобы лучше отдохнуть,
Надо пальчики встряхнуть.
(Вначале ритмическое сжимание-разжимание пальцев, а затем — встряхивание кистей).
2. В нашем классе, на уроке
Появились две сороки.
Стали дружно стрекотать.
Как нам это показать?
Надо ручки нам согнуть,
Правым глазом подморгнуть,
Быстро пальчики сжимаем,
Словно ротик открываем!
(Ритмическое сжимание и разжимание пальцев обеих рук).
3. Мы старались, мы писали и немножечко устали,
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки,
Уходи от нас скорей, не пугай ты нас — детей.
Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло.
4. Мы писали, мы считали, на вопросы отвечали
А теперь мы отдохнем, сладко, сладко все заснем.
Снится детям сон смешной, сон веселый, озорной,
Как волчище глупым был: в лапы к зайцу угодил,
А проказник-колобок напугать лисичку смог,
Чуть ее не проглотил, но подумал и простил.
Семь козлят на волка сели, громко песенку запели.
Мы козлятам подпоем и скорей плясать пойдем.
5. Поработали мы дружно, а теперь поспать нам нужно (дети кладут головы на парты, закрывают глаза).
Тише, тише, тишина в нашу комнату вошла.
Деткам снится сладкий сон, нравится ребятам он:
Про зефир, про мармелад и про вкусный шоколад,
Про конфеты, про варенье, про торты и про печенье.
Добрый Гена-крокодил нас на праздник пригласил.
Он детишек угощает и на танец приглашает.
6. Наши ушки на макушке,
Как у зайки на опушке.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Раз — подняться на носки и улыбнуться.
Два — руки вверх и потянуться.
Три — согнуться, разогнуться.
Четыре — снова все начать,
Пять — поглубже всем вздохнуть.
Шесть — на пояс руки ставим.
Семь — повороты туловища начинаем.
Восемь — столько раз приседаем,
Девять — потягиваемся и отдыхаем.
Десять — и урок наш продолжаем.
7. По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
(подскоки на правой ноге).
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим (бег на месте),
До лужайки добежим (бег продолжается).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
(прыжки на месте на обеих ногах).
Стоп! (присели). Немного отдохнем.
И с лужайки в класс пойдем (ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).
Все, закончилась игра —
Заниматься нам пора.
Физминутка на повторение для 4 класса на уроке русского языка
Физминутки на уроках русского языка и литературы можно использовать для повторения пройденных тем. К примеру, учитель даёт детям следующее задание: сесть, если услышат слово с корнем «лес» и встать, если слово имеет корень «сад». Далее учитель называет слова: садовник, лесник, садовод, лесной, усадебный, садовый
Чтобы внимание не притупилось, необходимо, чтобы слова с одинаковым корнем в некоторых случаях шли друг за другом.Задание может быть в стихотворной форме. Учитель может предложить ученикам выполнять указания, вычленяя глаголы из стихотворения, как в этом примере:
Вы, наверное, устали? (Дети делают вид, что устали)
Встали! Руки вверх подняли! (Дети встают и поднимают руки)
Потянулись высоко (Дети подтягиваются)
И вздохнули глубоко!Опустили плавно руки. (Дети вздыхают и опускают руки «по швам»)
На уроке — не до скуки!Теперь за парты сели дружно. (Ученики рассаживаются по места)
Конечно, поработать нужно!
Поскольку на уроке русского языка дети много пишут, не помешает пальчиковая гимнастика. В этом случае прекрасно подойдёт всем известное «Мы писали-мы писали, наши пальчики устали» или более интересные варианты, например:
***В начале комплекса дети прижимают ладони друг к другу.На двери висит замок. (пальцы соединяют в замок)Кто его открыть бы смог?— Потянули! (Дети тянут пальцы, не расцепляя «замок»)— Покрутили! (Дети крутят руками)-Постучали! (Дети стучат ладонями друг о друга, не расцепляя при этом пальцы)И – открыли! (Упражнение закончено, пальцы расцепляются)
***Мы капусту рубим, рубим, (Дети делают резкие движения кистями вверх-вниз)Мы морковку трём, трём, (Дети сжимают руки в кулаки и двигают ими от себя и к себе)Мы капусту солим, солим, (Дети собирают пальцы в щепоть и якобы «солят»)Мы капусту жмём, жмём. (Дети интенсивно сжимают пальцы в кулак)
Физкультминутка для глаз на уроке русского языка для 4 класса
Небольшие перерывы во время занятий необходимы для того, чтобы снять усталость с глаз и не допустить развитие заболеваний зрительного аппарата. Физминутки для 4 класса на уроке русского языка могут проводиться в виде простых упражнений для глаз:• Упражнение 1: Смотри сначала вправо, затем влево (повторяем три-пять раз).
• Упражнение 2: Делаем круговые движения глазами по и против часовой стрелки (повторяем три-пять раз).
• Упражнение 3: Смотрим сначала вверх, потом вниз (повторяем три-пять раз).
• Упражнение 4: Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза (повторяем три-пять раз).Однако намного интереснее для детей интерактивные физминутки для глаз. Они представляют собой видеоряд с весёлой мелодией, во время которого по экрану движется крупный контрастный предмет. За ним дети должны следить глазами.
Как проводится лечебная гимнастика для глаз в школе?
Методов разработано достаточно много. Главное, что должен сделать педагог, — заинтересовать детей. Учитель может придумать и собственную методику. Так, некоторые преподаватели используют специальные стихи, которые школьники произносят, выполняя упражнения. В этих незамысловатых стихотворениях могут быть такие слова, как «Глазки видят все вокруг, обведу я ими круг». Дети произносят вслух эти строки и двигают глазными яблоками по и против часовой стрелки. Такое упражнение помогает:
- расслабить глазные мышцы;
- повысить циркуляцию крови в глазах;
- снять эмоциональное напряжение и поднять настроение;
- повысить работоспособность.
Кроме того, заучивание и разыгрывание стихов способствует развитию памяти. В интернете таких стихотворений можно найти очень много.
На втором уроке желательно использовать другие упражнения. Для укрепления глазных мышц подойдет следующая гимнастика:
- поместите указательный палец левой руки на дистанции 25-30 см от лица;
- смотрите на кончик пальца 5 секунд;
- прикройте на это же время ладонью правый глаз;
- после этого закройте левый, открыв правый, не отрывая взгляда от пальца;
- откройте оба глаза и снова сфокусируйтесь на кончике пальца на 3-5 секунд.
Завершить упражнения можно частым морганием на протяжении 10-15 секунд. Следующую физминутку организуйте по такому алгоритму:
- движения глазами вверх и вниз;
- вращение по часовой стрелке и против;
- представление при закрытых глазах всех цветов радуги;
- рисование в воздухе глазными яблоками спиралей, окружностей или ломаных линий (их можно изобразить мелом на доске перед началом урока).
Лечебную гимнастику для расслабления глазных мышц следует выполнять стоя. Это способствует улучшению кровообращения. Кроме того, дети смогут немного взбодриться. Ребенок во время физкультминутки должен чувствовать себя хорошо, расслабленно. Задача учителя — мотивировать ученика, сделать так, чтобы он захотел выполнять упражнения. Подобным методикам будущих педагогов обучают в институтах.
Игра «Ловим комаров»
Позволяет подвигаться в свободном ритме и темпе, снимает зажимы.
Педагог предлагает детям представить лето:
«Наступило лето, я открыла форточку, и к нам в класс налетело много комаров. Нужно их поймать. Вот так!».
Учитель сначала медленно, затем ускоряясь, делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки — то по одному, то по два. Ученики повторяют. Они могут «ловить комаров» каждый в своем темпе, главное — не задевая тех, кто сидит рядом. Закончить игру можно так:
«Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки, встряхните несколько раз ими. А теперь снова за работу!».
Лечебная гимнастика для взрослых
Взрослым, чья трудовая деятельность связана с чрезмерной нагрузкой на органы зрения, также нужно делать зарядку для расслабления глазных мышц. Выполнять упражнения рекомендуется не менее двух раз в день. Кроме того, при работе за компьютером следует каждые 40 минут прерываться и давать глазам отдых. На несколько минут лучше отойти от монитора и пройтись по кабинету. Взрослым подойдет гимнастика, которая применяется в школе. Можно выполнить и такой комплекс упражнений:
- раскройте максимально широко оба глаза и в воздухе нарисуйте ими восьмерку или знак бесконечности, повторите задание несколько раз, двигая глазными яблоками в разных направлениях;
- выставьте вперед руку с отведенным в сторону большим пальцем, после чего двигайте ею влево и вправо, следя за пальцем взглядом, но не двигая головой;
- сядьте у окна и вытяните руку вперед, разместив ее на расстоянии 30 см от лица, далее следует сфокусироваться на кончике пальца на 5-10 секунд и перевести взгляд на какой-либо предмет за окном на это же время, после этого нужно снова посмотреть на руку;
- распахните веки широко и с силой зажмурьтесь, повторите это задание 15 раз.
Завершить зарядку можно легким массажем век. Выполняется он круговыми движениями кончиками пальцев. Перечисленные упражнения подойдут всем людям, которые не имеют проблем со зрением. При имеющейся близорукости, дальнозоркости, астигматизме или пресбиопии необходимо подобрать другую методику. В зависимости от дефекта рефракции упражнения будут направлены на различные группы глазных мышц. Есть к лечебной гимнастике и противопоказания. Ее нельзя делать:
- при инфекционном или воспалительном глазном заболевании;
- при отслойке сетчатки;
- в первые недели после операции на глазах.
Зарядка для глаз — это один из самых доступных методов профилактики ухудшения зрения. Делать ее можно прямо на рабочем месте или во время школьного занятия. Много времени гимнастика не отнимет. Эффект же она оказывает достаточно сильный. Уже через 2-3 недели люди отмечают, что глаза стали меньше уставать, а острота зрения не снижается даже в очень продолжительный и тяжелый рабочий день.
Подготовка к упражнениям
В качестве подготовки к зрительным упражнениям применяется пальминг. Он помогает быстро снять зрительное напряжение и усталость, восстановить четкость восприятия предметов. Суть пальминга заключается в том, что глаза словно изолируются от света на несколько минут. При этом подключается визуализация – представление абсолютно черного холста или черных предметов. Появление световых мушек говорит о перевозбуждении зрительного нерва.
Сначала нужно потереть ладони, чтобы разогреть их. Затем глаза закрываются на несколько минут. За это время нужно как следует расслабиться, представить себе черные предметы.
Игра «Морские волны»
Снижает мышечное напряжение, переключает внимание детей с одной деятельности на другую. Учитель дает сигнал «Штиль», и все дети в классе замирают
Затем звучит команда «Волны» — и школьники по очереди встают. Сначала с мест поднимаются ученики с первых парт, через две-три секунды — со вторых и так далее. Как только встают последние, дети хлопают в ладоши и начинают в обратном порядке линиями парт возвращаться на места.
Учитель дает сигнал «Штиль», и все дети в классе замирают. Затем звучит команда «Волны» — и школьники по очереди встают. Сначала с мест поднимаются ученики с первых парт, через две-три секунды — со вторых и так далее. Как только встают последние, дети хлопают в ладоши и начинают в обратном порядке линиями парт возвращаться на места.
Учитель в игру может добавить сигнал «Шторм». Тогда ученикам не нужно держать интервал — они одновременно встают с мест и хлопают. Завершить игру лучше командой «Штиль».
Комплекс упражнений для глаз
Упражнения для улучшения зрения необходимо выполнять ежедневно. Следует выбрать наиболее благоприятное время дня, когда ребенок спокоен и не занят своими делами. Главное – заинтересовать маленького пациента в происходящем. В течение одного месяца выполняется одна схема упражнений, после чего необходимо ее поменять.
Для снятия напряжения с глазных мышц надо зажмуриться и посчитать до 10. После этого открыть глазки и расслабить их
Повторить 5-10 раз.
Для укрепления мышц необходимо повесить на стену два листа бумаги с интересным изображением, поочередно концентрировать внимание на правом и левом в течение 10 секунд
Важно объяснить ребенку, что при переводе глаз с одного листа на другой нельзя поворачивать голову
Повторить упражнение 5 раз.
Укрепить глазки поможет движение зрачками. Для выполнения упражнения необходимо зафиксировать голову в неподвижном состоянии
Сначала сконцентрировать зрение на верхней точке, а затем перевести в нижнюю. Аналогичные движения выполняются в горизонтальной плоскости. Повторять не менее 4 раз в каждом направлении.
Гимнастика для глаз в виде игры со змейкой понравится каждому ребенку. Необходимо вырезать спираль в виде змейки и повесить ее к потолку. Задача ребенка состоит в том, чтобы пройти путь змейки в прямом и обратном направлении. Основное правило – не двигать головой.
Перемещение концентрации внимания с ближнего на дальний предмет и обратно положительно влияет на состояние глаз. Зарядка для восстановления зрения требует посмотреть в окно и найти самый ближний предмет. После этого следует отыскать самый дальний и зафиксировать внимание на нем.
Родители могут придумать самостоятельно комплекс упражнений. Основная задача – концентрировать зрение на близком предмете и перемещать на дальний, переводить поочередно взгляд в противоположные стороны, делать круговые движения глазами. Не следует самостоятельно выполнять массаж глазного яблока. Давление может принести вред состоянию зрительных органов ребенка.