Согласные звуки в русском языке: пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Учимся играя

Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая “Найди пару”.

Все, что необходимо – это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!

Какие звуки называют согласными? Из чего состоит согласный звук? Какими бывают согласные звуки? Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков? Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие? Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками
. Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие
. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Только из шума состоят звуки: , , , , , , , , , . Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости-
глухости
:
,
,
,
,
,
.

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ
».См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных .

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ?

Фу!
».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б
, В
, Г
, Д
, Ж
, З
, Й
, К
, Л
, М
, Н
, П
, Р
, С
, Т
, Ф
, Х
, Ц
, Ч
, Ш
, Щ
.

Всего в русском языке есть 21 согласная буква
.

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки
различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые
Мягкие

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание:
в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

Твёрдость

согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А

, О

, У

, Ы

, Э

.

Мягкость

согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е
, Ё
, И
, Ю
, Я

, а также буквой Ь
(мягкий знак).

Сравни: нос
нёс
, угол
уголь
.

Непарные звонкие звуки , , , , , , называют сонорными
, что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки , , , называются шипящими
. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки
,
— это непарные твёрдые шипящие звуки. Звуки
и
— это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки , , , , называются свистящими
.

Согласный звук не бывает
ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки и .

Внимание!
Согласный звук может образовывать слог только с

Парные и непарные согласные по глухости-звонкости

Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.

Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).

Два сонорных согласных – и – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».

Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:

  • ,
  • ,
  • ,
  • ,
  • .

Иногда не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.

звонкие

б

в

г

д

ж

з

й

л

м

н

р

глухие

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук .

В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому .

«Парные звонкие и глухие согласные звуки» Урок русского языка в 1 классе

Организация: КОУ «Адаптивная школа-детский сад №76»

Населенный пункт: Омская область, г. Омск

Цель: Формирование и развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные на письме и устно.

Задачи:

— научиться проверять слова с парной звонкой и глухой согласной на конце слов

— закрепить умение применять правило

— вырабатывать самостоятельность

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся распознавать парные глухие звонкие согласные звуки.

Учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова.

Учащиеся научатся подбирать проверочные слова.

Метапредметные:

Учатся договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Учатся оценивать правильность выполнения действий.

Личностные:

Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой:

Настроение у нас отличное,

А улыбка – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора!

2.Актуализация знаний.

1) Повторение изученного материала, необходимого для изучения нового материала:

— Ребята, чтобы приступить к изучению нового знания,

что необходимо нам сделать: (повторить, то, что мы знаем).

— Разделите слова на 2 группы: в 1-ю слова, в которых все согласные звуки глухие,

во-2-ю слова, в которых все согласные звонкие.

мыло ток рыба сук

-Приготовим пальчики для письма (пальчиковая гимнастика).

Вот смотри два пальчика-

Это ушки зайчика.

От страха заинька дрожит

И ушами шевелит.

— Запишите в 2 столбика.

мыло ток

рыба сук

1-я группа слов — все согласные звуки звонкие

2-я группа слов — все согласные глухие.

2)Проблемная ситуация.

-Посмотрите на слова:

гора- кора, жар-шар.

-Запишите эти слова.

-Чем похожи эти слова?

-Какие звуки в словах разные? (в первых словах г-к, во вторых словах ж — ш), подчеркните эти буквы.

-Как вы думаете, какая тема урока?

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Цель: Формирование и развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные на письме и устно.

3.Открытие нового материала.

1) Беседа.

Давайте посмотрим на ленту букв.

— Назовем звонкие согласные звуки.

— Назовем глухие согласные звуки.

— Также есть парные и непарные звуки.

2) Практическая работа.

-Посмотрите на парные согласные .

Почему звонкие и глухие согласные объединились в такие пары?

-Проведем опыт: Поизноси звук Ж все громче и громче.

-Какой он звонкий или глухой? (звонкий согласный звук)

-А теперь произносим звук ж все тише и тише, почти шепотом. Чувствуешь, что голос исчез, остался шум?

И ты уже произносишь глухой согласный звук ш.

— так же произнесем з и с

Вот почему они объединились в такие пары.

Вы затруднялись, какую букву надо вставить. Да мы должны поставить перед собой задачу: Научиться проверять слова с парной звонкой и глухой согласной на конце слов.

Слово, в котором надо проверить написание буквы называется — проверяемым; проверочное слово — это слово в котором проверяемая буква, находится перед гласным звуком.

-Давайте выучим правило: Парный звук ты проверяй! Рядом гласный подставляй!

— Как проверим?

Сосед — соседи

Крот — кроты

Ледоход — ледоходы

Гараж – гаражи

Дуб – дубы

Зуб — зубы

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

4. Самостоятельная работа по эталону.

— Нашли упр.12 на стр.99.

— Я покажу вам образец выполнения

Дуб — дубы

Круг –

Медведь –

Мороз –

5. Закрепление изученного.

Вставьте пропущенные буквы.

Хорош наш ле…(с,з). Там много сочных тра…(в, ф). Вот ду…(п, б). Под дубом рос белый гри…(б, п).Рядом частый ельни…(к, г). В кустах пел дроз…(т, д).

6. Рефлексия деятельности (итог урока)

Вопросы:

— Какую задачу ставили?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Каким способом? (правило)

-Где можно применить новые знания?

Светофор оценивания.

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,9 КБ

  2. file1.pdf.. 1,3 МБ

Опубликовано: 04.04.2021

Парные согласные

Главный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.

Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.

Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия

При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне. Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

  1. б, в, г, д, ж, з,
  2. п, ф, к, т, ш, с,
  3. й, л, м, х, ц, ч, щ.

Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.

Парные согласные

О и Ё после шипящих и Ц

Всегда твердые согласные звуки требуют к себе особо внимательного отношения, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это касается не только букв И и Ы, но и О и Ё:

  • шёл ;
  • шёпот ;
  • шёлк ;
  • жёрнов ;
  • жёлудь ;
  • шорох ;
  • шоссе ;
  • жокей .

Название этой орфограммы- «О и Ё в корне после шипящих». Правило: «Если можно подобрать слово с буквой Е в однокоренном слове, то пишем -Ё, в случае отсутствия такового — пишем О». Давайте проверим:

  • жёлудь — желудёвый;
  • шёлк — шелка;
  • жёрнов — жернова;
  • шорох — нельзя проверить;
  • жокей — нельзя проверить.

В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш пишется буква О под ударением:

  • моржовый;
  • большого.

Без ударения нужно писать букву -Е:

  • оранжевый;
  • грушевый.

После Ц не пишется никогда буква Ё, только О (под ударением) или Е (без ударения).

  • цокольный;
  • церковный;
  • торцовый;
  • борцовский;
  • сланцевый;
  • глянцевый;
  • полотенце;
  • рыльце.

Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видим, с ними связано очень большое количество орфограмм. По школьной программе предусматривается контрольная работа, связанная с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот такой диктант:

«Однажды мы ходили на охоту, и наши собаки побежали за нами.

В лесах осенью бывает много всего вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевики, жёлуди. Животные отъедаются в это время и жиреют.

Вот мы уж в самой чаще леса, слышим лай собак и бежим к тому месту. Там видим нору лисицы. Собаки разрыли вход и вытащили её наружу. Мы отогнали псов. Лисий рыжий пушистый наряд слегка помят, но всё же он шёлковый и гладкий. Вокруг глаз жёлтенькие круги. Грудка белая, лапки чёрные. Хороши лисы!

Мы отпустили бедолагу, она живо юркнула в кусты, и след простыл от лисицы-сестрицы».

Что мы узнали?

Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.

Классификация

Сонорные согласные звуки состоят из голоса и шума, голоса больше, чем шума. Таких звуков всего 9: , , , , , , , , .

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные звуки состоят из голоса и шума, шума больше, чем голоса. Таких звуков всего 11: , , , , , , , , , , . Глухие согласные звуки состоят только из шума. Таких звуков всего 16: , , , , , , , , , , , , , , , .

К шипящим согласным относятся звуки , , , . А свистящие согласные звуки включают: , , , , .

К мягким согласным звукам относятся: , , , , , , , , , , , , , , , . Из них всегда мягкими являются согласные звуки , , , то есть пар по мягкости-твёрдости у этих согласных звуков нет.

Твёрдые согласные звуки включают: , , , , , , , , , , , , , , , , , . Из них всегда твёрдыми являются согласные звуки , , , то есть пар по мягкости-твёрдости у этих согласных звуков нет.

Мягкость согласного звука на письме можно обозначить мягким знаком (ь) , а также с помощью букв е, ё, и, ю, я .

Согласные звуки состоят или из одного шума, или из голоса и шума, который возникает в ротовой полости, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути.

Согласных звуков всего 36.

Сонорные согласные звуки

состоят из голоса и шума, голоса больше, чем шума

Звонкие согласные звуки

состоят из голоса и шума, шума больше, чем голоса

С е к р е т ы Ф о н е т и к и

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

ПОДГОТОВЛЕНО:

Юськив Оксана Стефановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Петровская школа № 1»

Красногвардейского района

Республики Крым

В русском языке все гласные делятся на мягкие и твердые.

Мягкие гласные — Е, И, Я, Ю

Твердые гласные — А, О, У, Ы, Э

Все согласные, стоящие перед мягкими гласными будут мягкими – РИ, ПЯ, ПИ, МЕ, ЛЕ

Все согласные, стоящие перед твердыми гласными будут твердыми – РА, РО, ПУ, МЫ, МЭ

Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая?

согласные Ч, Щ, Й – всегда мягкие

Ь тоже всегда смягчает согласные

( его вторая функция – разделение звуков)

согласные Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые . Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е.

остальные согласные могут быть и твердыми, и мягкими, в зависимости от того, какие звуки являются их «соседями» справа.

Мягкую согласную можно определить по следующей за ней букве:

лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое),

мята (М мягкое), конь (Н мягкое)

согласная Н перед мягкими Т, Д : ба нт ик, у нд ина.

согласная Н всегда смягчается перед Ч, Щ : лимо нч ик, го нщ ик.

согласные Т, Д перед мягким Н : рабо тн ик, вса дн ик.

согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н :

мо ст ик, бе зд елье, пе сн и, во зн я.

(Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются!

смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.)

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Современный учебный процесс требует от ученика не только концентрации внимания при усвоении материала, но и дополнительных усилий при подготовке к занятиям. Так и должно быть, но. Для начальной школы важнее всего не только научить, а еще и о здоровье не забыть. Порой материал учебника изложен довольно специфически. К сожалению авторы учебников забывают об одном «золотом правиле»: просто о сложном.

Наш принцип сводится к следующему: чем меньше слов употребит учитель при объяснении материала, тем проще этот материал будет для усвоения учащемуся.

Фонетика — это просто. Изучайте ее вместе с нами.

Юськив Оксана СтефановнаНаписать 15390 13.05.2015

Номер материала: 525708

  • Начальные классы
  • Другие методич. материалы
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников
  • 13.05.2015 596
  • 13.05.2015 1817
  • 13.05.2015 1435
  • 13.05.2015 2062
  • 13.05.2015 901
  • 12.05.2015 717

Не нашли то что искали?

Парные согласные в корне слова: что это такое и каково их правописание – примеры

Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.

Основы правописания

Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.

Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.

Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.

Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.

В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.

Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением. Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается

В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается

Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается.

Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия.

Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.

! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова

Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:

  • Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
  • Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.

Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта.

Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта.

Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.

! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.

Вывод

Знание основ русского языка существенно упрощает процесс написания. Доскональное изучение парных согласных звуков в корне слова предупреждает ошибки и безграмотность учащихся.

Что такое звуки речи и буквы?

Изучая с ребенком язык, нужно четко дать ему понять различия между устной и письменной речью

Для этого важно ему дать понятие о том, что такое звук, а что – буква

Звуки — это то, что мы воспринимаем своим слухом. То, что относится к речи наш мозг легко отделяет от остальных звуков и интерпретирует их в образы. Звуки речи мы можем записать буквами, формируя из них слова.

Буква — это графический символ алфавита, благодаря которому мы можем отобразить на бумаге, то что слышим на слух. Но, тут для ребенка кроется очень большая сложность. Ведь количество звуков и букв, их воспроизводящих на бумаге, в разных словах может отличаться как в одну, так и в другую сторону.

Лента букв и звуков для начальной школы

Очень хорошо помогают в изучении русского языка в различные пособия. Одним из таких пособий является «Лета букв». Она помогает понять различие между буквами, быстрее развить навык чтения у детей и облегчить фонетический разбор слова.

Хоть на первый взгляд «Лента букв» несет минимум информации, это далеко не так. Это пособие можно использовать не только в школе, но и дома. Родители могут самостоятельно обучать ребенка грамотности с помощью этого инструмента.

«Ленту букв» можно купить в магазине канцтоваров или сделать самостоятельно. Например, можно воспользоваться вот этой схемой.

Схема «Ленты букв»

Смягчающие гласные

Гласные русского языка можно разбить на пары: а — я, у — ю, о — ё, ы — и, э — е. Сделаем фонетический разбор слов с использованием одной из пар (а — я), исследуя влияние разных гласных на один и тот же согласный звук:

  • ананас (никаких изменений не происходит);
  • сияние (наблюдаем смягчение звука «н», которое находится между «я» и «и»).

Делаем вывод, что гласные, которые находятся первыми в паре, на мягкость соседних согласных не влияют.

Гласные, смягчающие согласные, в виде таблицы:

я яблоко , судья , кровля , пяльца
ю юрист , любить , плюшевый
ё ёлка , полёт , варёный
е лежать , генерал , вешенки
и лис , синий , писать

Смягчение согласных также обеспечивает графема «ь», не имеющая обозначения в транскрипции: учитель , рьяный , бегать .

Интересный факт: иногда гласной не обязательно располагаться рядом со звуком, чтобы его смягчить. Возьмем для примера прилагательное «твердый», в котором чаще всего допускают фонетическую ошибку. За счет явления, которое характеризует это слово, кажется что и произносить его стоит соответственно. Но если попробовать произнести медленно, можно заметить как на первых движениях языка речевой аппарат готовится к последующим звукам. Именно поэтому в транскрипции слова «твердый» присутствует неожиданное смягчение: . Аналогичный эффект можно наблюдать в словах вроде басня , стекло , гвоздик .

Звонкие согласные звуки

Звонкая согласная вмещает в себя голос и небольшой шум. Последний возникает из преодоления барьера – положения языка, губ. К таковым причисляют:

  • парные звонкие – , , , , , ;
  • непарные – , , , , .

Все они имеют пару из мягких, за исключением .

Мягкость и твёрдость произношения зависит не от самой буквы, а от сочетания. Если за литерой следует мягкая гласная – ё, ю, я, то их комбинация произносится мягко. Согласная превращается в свою мягкую версию, в транскрипции она отмечается как литера с чёрточкой сверху, а стоящая дальше гласная обозначается как своя собственная твёрдая пара.

Пример:

  • пёстрый – ;
  • белый .

Если за литерой стоит твёрдая гласная – а, о, у, буква произносится твёрдо и коротко.

Урок русского языка для 1 класса на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Согласные звуки

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

1) Я на том берегу

И на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу. (Мост.)

2) Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро, в час любой

Провезу вас под землёй. (Метро.)

3) Обгоняя ночь и день,

Вкруг Земли бежит олень.

Задевая звёзды рогом,

В небе выбрал он дорогу.

Слышен стук его копыт,

Он Вселенной следопыт. (Спутник.)

4) Не корабль, не лодка,

Ни вёсел, ни паруса,

А плывёт — не тонет. (Плот.)

— Прочитайте слова, которые вы записали. Какие задания можно составить к этим словам?

(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Можно предложить разделить данные слова на две группы (по количеству слогов).)

— Слова какой группы нельзя разделить для переноса? Почему?

(На доске записаны слова.)

Муравей.., чай.., май.., кофей.., строй.., лей…

— Добавьте к каждому слову слог -КА или -НИК. Запишите получившиеся слова, разделите их для переноса.

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 9 на с. 40—43; ТТ, тест 7 на с. 49-55; ПКР, задания на с. 51—54).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Лён, лом, мех, мэр, мял, мал, рис, рык.

— Прочитайте слова. Разделите их на две группы. (Лён, мех, мял, рис. Лом, мэр, мал, рык.)

— По какому признаку вы поделили слова? (В первой группе слов первый согласный мягкий, во второй — твёрдый.)

— Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О твёрдых и мягких согласных звуках.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 81)

— Прочитайте. Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.

— Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.

— Что вы заметили?

— Какие звуки мягкие?

— Какой звук твёрдый?

— Выполните последнее задание.

— Назовите слова, которые выписали.

Упр. 2 (с. 81)

— Рассмотрите рисунки. Что изображено? (Лук и люк.)

— Сравните эти слова. Чем они отличаются по произношению? (В слове лук первый звук твёрдый, а в слове люк — мягкий.)

— Чем ещё отличаются эти слова? (Значением. Лук — 1) огородное или дикорастущее растение; 2) ручное оружие для метания стрел. Люк — закрывающееся отверстие, например в танке, на палубе, в борту самолёта, в полу сцены.)

— Как на письме обозначена твёрдость или мягкость согласных? (Гласными буквами.)

— Вспомните, прочитав текст на с. 82, как обозначаются твёрдость и мягкость согласных.

V. Физкультминутка

Топ-топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ёжик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет пёсик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке,

Пляшет утка на реке,

Черепаха — на песке.

Топ-топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что стоишь? Пляши и ты!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 82)

— Прочитайте пары слов. Найдите в каждой паре выделенные буквы. Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?

— Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет буквы из разрезной азбуки на наборном полотне: А, О, У, Ы, Э.)

— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске 

А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

— Придумайте слова, в которых первый согласный звук: вариант 1 — твёрдый, вариант 2 — мягкий.

— Прочитайте сведения о языке.

— Как обозначается мягкость согласных на письме?

— Как обозначается твёрдость согласных на письме?

Упр. 4 (с. 82)

— Рассмотрите звуковые обозначения слов. Назовите слова. Объясните значение каждого слова.

— Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 42)

(Самостоятельное выполнение задания.)

Упр. 2 (с. 42)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Назовите слова, которые вы записали.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 38, 39; СУ, задания нас. 42; Тр., задания на с. 38, 39).)

VII. Рефлексия

— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.

— Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?

— Какими буквами обозначается твёрдость согласных на письме?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какие задания вызвали затруднения?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: