Спартанское воспитание мальчиков: методика, основные правила

1.4 Тоталитарная нравственность

     Однако 
в этом солдатском образовании нравственной
подготовке придавалось не меньше значения,
чем технической. Спартанское образование
целиком направлено на формирование характера
по совершенно определенной модели, той
самой, которую на глазах у нас, в Европе
XX века, вновь вызвало к жизни во всем ее
диком и бесчеловечном величии воскрешение
тоталитарного идеала.

     Все
приносится в жертву интересам национальной
общности: это идеал патриотизма,
преданности государству не на жизнь,
а на смерть. И поскольку единственным
критерием добра является интерес государства,
справедливым оказывается только то, что
служит возвышению Спарты. Поэтому в международных
отношениях макиавеллизм становится правилом.
И в особенности в IV веке спартанские полководцы
дадут тому скандальные примеры; ввиду
этого молодежь тщательнейшим образом
приучают к скрытности, обману и воровству.

     Что
до внутренней политики, развивать 
стараются чувство коллективизма 
и дух повиновения. «Ликург, — 
пишет Плутарх , — приучал граждан 
не желать и даже не уметь жить поодиночке,
но быть всегда, словно пчелы, объединенными
вокруг своих предводителей для общего
блага». В самом деле, основная и почти
единственная добродетель гражданина
тоталитарного государства— послушание;
ребенка приучают к нему с особым тщанием:
он никогда не бывает предоставлен самому
себе, без присмотра старшего, он обязан
повиноваться всем, кто стоит выше него
в иерархии, от маленького до педонома
(которому закон придает «розгоносцев»
готовых исполнить его приговор) и просто
всякому взрослому гражданину, который
попадется ему навстречу.

     Такая
гражданская нравственность, состоящая 
в преданности родине и повиновении 
законам, воспитывается в суровой,
аскетической атмосфере, равно характерной
и для Спарты, и для современных государств,
пошедших по ее пути: спартанская доблесть
требует «суровой атмосферы», как говаривал
Муссолини, — в ней есть явное пуританство,
отказ от культуры и ее радостей. Спартанский
воспитатель стремится сделать ребенка
выносливым к боли, он требует от него,
особенно после двенадцати лет, сурового
образа жизни, в котором нарастают элементы
жестокости и варварства.

     Плохо
одетый, с обритой непокрытой головой,
босой, ребенок спит на подстилке 
из камыша, растущего у берегов 
Эврота, которую зимой устилают пухом 
чертополоха. Кормят его плохо в расчете
на то, что он воровством пополнит свой
рацион.

     В
ребенке развивают мужество и 
воинственность, приучая его к 
побоям. Поэтому такую роль играют
потасовки между шайками мальчишек 
в Платановой роще и у жертвенника 
Орфии. При этом воспитательная ценность
раздора, которой дорожила древняя рыцарская
этика, понималась в самом прямом и грубом
смысле. Этим обусловлена и роль криптий,
которые изначально были не столько террористической
вылазкой против илотов, сколько полевыми
учениями, имевшими целью приучить будущего
солдата к войне и разбою.

Афоризмы Спартанцев

Трудно быть одновременно и милосердным и рассудительным.Жители Малой Азии – никуда не годные свободные граждане, но как рабы они превосходны.Храбрость не имеет ценности, если с ней не сочетается справедливость; но если бы все были справедливыми, не было бы нужды в храбрости.Получив в Олимпии нужный оракул от Зевса, он по приказу эфоров должен был обратиться с тем же вопросом и к пифийскому оракулу; и он послал в Дельфы спросить так: «Подтверждает ли Феб слова отца своего?»Если Агесилай слышал, что кого-либо хвалят или порицают, он полагал, что не менее важно знать характер тех, кто говорит, чем тех, о ком судят.Когда некий врач предписал ему тщательно разработанный курс лечения, выполнять который было очень трудно, царь воскликнул: «Клянусь богами, нигде не сказано, что мне непременно нужно жить и на все идти ради этого».Агесилай особенно любил детей: дома, играя с маленькими в лошадки, он скакал на палочке. Когда за этим занятием его застал один из друзей, царь попросил его не рассказывать об этом никому, пока сам не станет отцом.В битве при Левктре многие спартанцы побежали с поля битвы и, согласно закону, подлежали за это лишению гражданской чести (атимии)

Однако эфоры, видя, что город таким образом в момент крайней нужды в воинах потеряет своих мужчин, не знали, как избегнуть атимии и вместе с тем соблюсти законы. Тогда законодателем избрали Агесилая. Придя на площадь народного собрания, он сказал: «Я не согласился бы стать законодателем, чтобы вводить новые законы; и в нынешние я не стану вносить ни сокращений, ни изменений. Наши нынешние законы хороши и должны сохраняться во всей силе… начиная с завтрашнего дня».

Физическое воспитание в Афинах. Палестры и палестрика

В Афинах имелась целая система различных школ: мусические — где мальчиков 7—15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» — борьба) — где мальчики 12—16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием.

Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.

Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах — гимназиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальное — беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов.

Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание его было не столь однонаправленным, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей должны были проявлять родители.

Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.

Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.

Игры для детей 1—7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость.

Прыгун в длину перед приземлением с альтерами в руках; перед ним педатриб (судья) с розгами (археологическая находка из Аттики, VI в. до н.э.)

В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), езда на колеснице и др.

Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (стадий не имел строго определенной длины, так как отмерялся судьями ступнями — 600 ступней) — около 190 м, бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами. По свидетельству древнегреческого писателя Лукиана, бегуны состязались на глубоком песке, «…где трудно прочно стоять и нелегко упереться ногами, так как они вязнут в мягкой почве».

Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с альтерами в руках, которые символизировали оружие. Прыжок, по мнению большинства историков, представлял собой 5-кратный мно-госкок с двух ног.

Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска — на дальность. Причем метание диска выполнялось так, что снаряд летел в вертикальной плоскости, поскольку способ этого движения был полностью заимствован из военного дела. В армии диск был боевым снарядом. Диски весом от 1,7 до 4,5 кг, диаметром от 14 до 21 см изготовлялись из камня, а позже — из металла.

Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине.

Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой.

Классовая ненависть

Как обычно бывает в аристократическом и олигархическом обществе, уполномоченные граждане составляли меньшинство. Хотя соотношение спартанцев и илотов менялось с течением времени, согласно Геродоту, в пятом веке семь илотов приходилось на одного спартанца.  

Этот дисбаланс означает, что спартанцы боялись илотов. Не будет преувеличением сказать, что контроль над населением был главной заботой спартанской олигархии и центральной частью большей части законов государства.

Спартанские аристократы были правы, боясь потенциальных восстаний. Было много бунтов, включая заговоры против генерала Павсания (которого убили те самые илоты, которых он обещал освободить) и неудавшееся восстание после сильного землетрясения в 464 году до нашей эры.  

Рассказывая о неудавшихся мятежах, Ксенофонт говорит, что низшие классы Спарты ненавидели высший класс настолько, что они “были бы рады съесть их в сыром виде”.

Из-за страха перед илотами спартанцы предпринимали жесткие меры, чтобы удержать их в подчинении. В дополнение к публичным унижениям каждую(!) осень правящий совет Спарты объявлял “войну илотов”, во время которой спартанцы могли свободно убивать их. 

Таким жестоким был общественный строй в Древней Спарте.

Жизнь спартанца

В период обучения в лагерях молодым мальчишкам часто устраивали бои без правил друг с другом. Здесь со своим противником можно было делать все, что угодно, только не применять никакой вид оружия. Ареной выступала площадка, которая была окружена рвом с водой. Побеждал тот, кто сбрасывал своего противника в этот ров.

Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.

Образ жизни спартанцев:

  • жизнь как в военном лагере;
  • постоянные военные действия или подготовка к ним;
  • дети не принадлежали своим родителям;
  • полная изоляция от мира;
  • незнания ремесел, наук.

К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.

Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.

Это интересно: История стиральной машинки — разбираем основательно

Спарта

Спарта (Лакедемон) — это древнегреческое государство, расположенное на полуострове Пелопоннес в области Лакония.

Древняя Спарта. Карта.

Древняя Спарта обладала военным могуществом в античном мире и в V в. до н. э. считалась наиболее сильным государством.

Появление такого военизированного государственного устройства, обусловлено историческими событиями. В те далекие времена, у человечества еще не было таких знаний, которые бы позволили защищаться от враждебных племен с помощью научных достижений. Войны дикарей происходили непосредственно между людьми, примитивным способом.

Для своего выживания, общество Спарты объединилось и создало военную систему, которая позволила им занять доминирующую позицию в своем жизненном пространстве. Появление такого военного государства, свидетельствует о том, что его соседи не уступали по жестокости спартанцам.

Древняя Греция. Ваза. Воины.

Если посмотреть на древнюю Спарту с точки зрения психологии, то в период своей военной мощи, устройство Спарты, может послужить примером государственного образования созданного тиранами, а ее систему воспитания «агогэ», можно назвать «школой жестокости» или «системой травмирования».

Лаконичность

Река Эвротас, рядом со Спартой. Крупнейшая река Лаконии.

Слово «лаконичность» происходит от названия области Древней Греции — Лаконии, в которой находился древний город Спарта. Лаконичность — это краткий и емкий способ выражения мыслей, подходящий для отдачи военных приказов. Во время сражений необходим краткий и меткий язык, позволяющий быстро выражать мысли и мобилизовать войско.

Для тех людей, которые тонко чувствую мир, способных к высокоинтеллектуальной деятельности необходим богатый словарный запас, для точного выражения своих мыслей. А краткая форма изложения мыслей не всегда может подойти.

Краткость сестра таланта, только тогда, когда необходимо выразить основную мысль. А для глубокого научной работы необходимы обширные, подробно изложенные знания. Краткость хороша тогда, когда она является квинтэссенцией знаний.

Если же лаконичность, скованность словарного запаса, является постоянным спутником человека, то она начинает мешать ему познавать в полном объеме окружающий мир, делиться чувствами и переживаниями.

У людей с ограниченным чувственным восприятием — скудный словарный запас. Ограниченность словарного запаса, может быть и свидетельством ограниченности интеллектуальной деятельности.

Возможно, древняя Спарта может послужить историческим примером того, каким может стать общество находящееся в условиях постоянной военной опасности. Какие черты характера могут сформироваться в людях. Возможно, Спарта превратилась в страну «психопатов», людей с расстройством психики?

В устройстве спартанского общества, теоретически, существовали и положительные идеи, но из-за постоянного ведения войн они не смогли воплотиться в реальности.

Спартанская система физического воспитания

На первом месте в спартанском образовании стояло развитие физического тела

Несмотря на это, элементарной грамотности тоже уделялось внимание, но спартанцы считали более важной задачей научить молодое поколение выживать в любых условиях, стойко переносить лишения, холод, боль. Закалённое в течение долгих лет тело спартанского воина должно было быть хорошо развитым и сильным

Всё начиналось с того, что каждый отец приносил на обозрение старейшин своёго новорожденного ребёнка. Совет определял дальнейшую судьбу малыша: быть ему полноправным гражданином и принадлежать к военному сословию, или попасть в число рабов. И те и другие дети до семи лет воспитывались в своих родных семьях, после чего их оттуда забирали.

Обычай может показаться диким, но считалось, что дальнейшее становление ребят должно было проходить под влиянием старших воинов.

Детей поселяли в казармы, где для них наступала особая спартанская система физического и духовного воспитания . Здоровье закалялось холодом, так как у ребят не было тёплой одежды, а спали они на тонких соломенных тюфяках, постеленных на пол. Смирение формировалось с помощью голода и лишений, а терпение – через превозмогание боли. Не каждому ребёнку было суждено справить с такими испытаниями.

С каждым этапом взросления физические нагрузки и испытания только ужесточались. Чтобы стимулировать молодёжь к постоянным тренировкам на пределе возможностей, между воспитанниками устраивались публичные турниры и состязания. Победителей громко прославляли. Взрослые не запрещали детям драться и наносить друг другу увечья, они даже подстрекали их на это.

Ещё будучи подростками или криптиями, как их называли, юноши принимали участие в военных действиях. Этот год с 15 до 16 лет был для них своеобразным посвящением и одним из самых тяжёлых испытаний. Молодёжь участвовала в разведывательных операциях, и совершала набеги на вражеские поселения. В результате этого они учились выживать в любых условиях, самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя пропитанием.

Прошедшие естественный отбор воспитанники приступали к глубокому осваиванию военного искусства на следующих этапах воспитания. При этом, дальнейшие физические нагрузки становились неотъемлемой частью их жизни. Недаром суровые спартанские воины малым числом могли сокрушать огромные армии.

Спартанская система физического воспитания предназначалась не только мальчикам, но и девочкам . Считалось, что только крепкие телом женщины могли родить здоровое и полноценное потомство. Равноправие полов выражалось в том, что девушки могли наравне с юношами изучать военное ремесло, упражняться во владении оружием и ведении боя, некоторые даже принимали участие в боевых походах.

7 правил воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4

Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

По материалам: ped-kopilka.ru, justlady.ru

Воспитание женщин в древней спарте. Женщина в античном мире

Самый первый свой подвиг молодая Аталанта совершила во время Калидонской охоты. Артемида послала на Калидон огромного свирепого вепря за то, что царь Ойней не принес ей жертву. В охоте за вепрем, которую возглавил Мелеагр, участвовало много народу, в том числе, юная женщина, непорочная и быстроногая Аталанта. Большинство мужчин возражали против участия женщины, но Мелеагр, влекомый похотью, настоял на своем. Первая пролитая кровь оказалась кровью двух присоединившихся к охоте кентавров. Они хотели вдвоем овладеть Аталантой, но она сразила их выстрелом из лука. В течение длительной тяжелой охоты Аталанта нанесла чудовищу первое и решающее ранение, после чего его добил Мелеагр, который решил отдать трофей (голову и шкуру вепря) Аталанте. Однако сыновья Фестия посчитали унизительным отдавать шкуру убитого зверя женщине, в то время как мужчины тоже участвовали в этой охоте. Они настаивали на своем естественном праве на трофей, коль скоро Мелеагр отказался от него. Тогда разъяренный Мелеагр убил их обоих.

Как жили в спарте. Агогэ — система воспитания мальчиков всех полноправных граждан Спарты

Древнеримский историк Плутарх писал, что при рождении всех детей осматривали старейшины и, найдя следы болезни или увечий, сбрасывали со скалы Апофеты. Ну, Плутарх жил много позже настоящих спартанцев, а раскопки в ущелье выявили только останки взрослых: с этой же скалы скидывали дезертиров, трусов и прочих не очень уважаемых граждан. Так что вполне возможно, что это лишь красивый миф. Тем более в Спарте для больных, увечных и опустившихся людей существовало специальное обозначение – гипомейоны, так что хилый ребенок вполне мог избежать смерти и отделаться зачислением в касту «неполноценных».

В 7 лет мальчика забирали у родителей и отдавали в специальные военные лагеря, где из детей одиннадцать лет делали воинов. Их плохо кормили — они воровали еду из деревень илотов; им не давали одежду — красный плащ был единственным, что можно было носить с 12 лет. Спартанские дети спали на жестких прутьях, а чтобы согреться, кидали поверх крапиву, которая, обжигая, разгоняла кровь по телу.

Символом стойкости духа спартанцев служит история, когда голодный мальчик поймал лисенка, чтобы съесть его, и спрятал под плащ. Подошедший к нему воспитатель ничего не заметил, так как ребенок в этот момент разговаривал спокойным голосом, в то время как лисенок прогрызал его внутренности. В итоге мальчик умер.

Дети до 7 лет

О древней истории этого полиса ученые достаточно много сведений берут из сочинения историка Плутарха, жившего в Римской империи в I–II веках нашей эры. Он написал достаточно много биографий исторических деятелей древней Греции и древнего Рима. Среди них есть и жизнеописание Ликурга – древнего правителя Спарты, который также издал для нее законы, по которым она жила и в последующие столетия.

В этих законах большое место отводится воспитанию подрастающего поколения. Все разработанные правила связаны с особенностями истории Спарты. Дело в том, что спартанцы завоевали южную часть Пелопоннесского полуострова и заставили местных жителей работать на них, поставляя им продукты сельского хозяйства, ремесленные изделия. Это население называлось илоты. Сами спартанцы в результате имели необходимость удерживать их в повиновении и в страхе. Именно поэтому весь строй общественной жизни полиса был военизированным.

Других детей отдавали родителям до исполнения им семи лет. При этом им следовало создавать суровые условия жизни, например, их кровати делали жесткими. С семи лет детей забирали в специальные лагеря для дальнейшей подготовки.

Система воспитания спартанцев

Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.

Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.

Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.

Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.

Воспитание молодежи от 7 до 20 лет

В лагерях спартанцы спали на подстилках из соломы, а одежду им разрешали носить только с 12 лет. В лагерях они занимались физическими упражнениями, учились владеть мечом и копьём. Кормили их скудно, зато подростки учились незаметно воровать пищу.

За детьми постарше следил педон — надзиратель из числа достойных граждан. В возрасте 20 лет из юношей выбирали ирена, который считался самым достойным и выносливым и должен был командовать младшими, а заодно учить их добродетели.

Детей в подростковом возрасте учили говорить кратко и лаконично. Подростки принимали участие в криптиях, то есть в грабежах деревень, где жили земледельцы-илоты, а также в облавах на них.

Домой спартанцы возвращались в возрасте 17 лет и должны были пройти ещё одно испытание — добраться до высокогорного храма Артемиды. В нём им предстояло «принести жертву» — вытерпеть порку мокрыми розгами. Проводя её, жрец ставил целью отсечь слабых. Подросток должен был вытерпеть порку, не издав ни звука.

После 17 лет спартанец мог принимать участие в военных походах, но ему запрещалось заниматься ремеслом и торговлей. Вероятно, поэтому у Лакедемона был слабый флот и только одна колония — Тарент на юге Италии основанный около 700 года н. э. Взрослые спартанцы также жили отрядами, занимались воспитанием молодёжи и соблюдали строгую дисциплину в отношениях с женским полом.

Суровое спартанское образование привело к тому, что войско Лакедемона считалось одним из лучших в Греции и имело обычай никогда не отступать с поля боя. Например, в 480 году до н. э. спартанский царь Леонид и 300 его воинов погибли в битве с персами в Фермопильском ущелье. Достойно показали они себя и в Пелопонесской войне против Афинского морского союза, начавшейся в 431 году до н. э.

Воспитание девочек отличалось. Иногда от них требовали обучиться пользоваться оружием, а ещё заставляли много заниматься спортом. В других греческих полисах воспитание подростков было менее суровым, так как стояла цель подготовить не только воинов, но и людей других профессий.

Рис. 3. Древняя Спарта.

О воспитании и обучении в Спарте и в Афинах в эпоху античности можно рассказать в докладе или сообщении для 5 класса.

Что мы узнали?

Спартанское воспитание в эпоху античности было суровым, его целью было подготовить отважных и закалённых воинов. С самого детства дети фактически были собственностью государства, мальчики с 7 до 17 лет воспитывались вне дома в лагерях.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Система Агогэ

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.

Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.

Храм Артемиды

По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: