Физическое развитие детей среднего школьного возраста
Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:
Вакцинация против менингококковой инфекции (Менактра, США)
- Стоимость: 6000 руб.
- Продолжительность: 30 — 40 минут
Подробнее
- интенсивный рост — около 4-7 см в год;
- интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
- рост длинных трубчатых костей рук и ног;
- интенсивный рост в высоту позвонков;
- быстрое развитие мышечной системы;
- формирование всех функциональных систем;
- улучшение координации и силовых способностей.
Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.
Малыш учится быть самостоятельным
В этом возрасте ребенок при любой возможности стремится обслуживать себя сам:
- Самостоятельно одевается и раздевается (исключение составляют только сложные предметы гардероба — колготки, перчатки, обувь со шнурками);
- Без помощи взрослых аккуратно ест и пьет за столом, пользуется салфеткой;
- Выполняет все гигиенические процедуры — умывание, мытье и вытирание рук, чистка зубов, расчесывание волос; пользуется горшком (в основном без напоминаний), носовым платком;
- Стремится поддерживать в чистоте руки и одежду;
- Участвует в поддержании порядка в доме, помогает взрослым — вытирает ноги, входя в квартиру, делает уборку в доме, в своей комнате, складывает игрушки, застилает постель, убирает одежду в шкаф, ухаживает за домашними животными и растениями.
Методы и формы организации физического воспитания
К основным формам физического воспитания малышей относят следующие методики:
1. Физкультурные занятия. Должны быть разнообразными по содержанию и интересными по форме. Во время занятий преподаватель должен оценивать, как малыш справляется с физическими нагрузками и при необходимости корректировать их интенсивность в ту или иную сторону. От этого во многом зависит эффективность всего воспитательного и образовательного процесса.
Чтобы ребенок занимался с желанием и испытывал после тренировок эмоциональный подъем, занятия лучше проводить в интересной игровой форме. Необходимо постоянно обновлять программу, включать в нее новые игры и упражнения. Постепенно задачи следует усложнять, что способствует не только физическому, но и умственному, а также эмоциональному развитию ребенка.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия. К ним относят закаливание, гимнастику, физические упражнения.
Утренняя зарядка является обязательной составляющей режима дня ребенка в семье, деском саду. Это совокупность специально подобранных несложных упражнений, которые помогают организму малыша проснуться и приступить к работе. Благодаря регулярным занятиям укрепляется иммунная защита, ребенок меньше болеет. Кроме этого, малыш становится более подвижным, у него улучшается выносливость, координация движений, растет физическая сила, ловкость, формируется правильная осанка, улучшается дыхание, усиливается кровообращение, ускоряется метаболизм.
Закаливание в сочетании с физическими упражнениями также играют большую роль в формировании здоровой личности. В детских садах и в домашних условиях для закаливания можно использовать водные процедуры, солнечные и воздушные ванны. Во время закаливания организм перестраивается. Привыкнув к таким процедурам, ребенок ощущает прилив жизненных сил, эмоциональный подъем, улучшается работа вегетативной и центральной нервной системы.
Физические упражнения улучшают работу всего костно-мышечного аппарата, нормализуют процесс теплорегуляции, помогают ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к внешнему миру.
3. Ежедневная работа по физическому воспитанию малышей. Включает в себя подвижные игры, индивидуальную работу с ребенком, прогулки.
Вот несколько упражнений и подвижных игр, которые можно предложить ребенку в домашних условиях:
1. Преодоление препятствий. На полу раскладывают разные предметы (игрушки, одеяло, стулья, подушки) и предлагают ребенку преодолеть эти препятствия.
2. Попадание в цель. На пол ставят корзину и предлагают малышу попасть в нее мячиком.
3. Хождение по ортопедическим массажным коврикам. Крайне полезное занятие в раннем детстве. Способствует формированию свода стопы, предотвращает формирование плоскостопия, развивает тактильную чувствительность.
Физическое воспитание является одним из главных компонентов гармоничного развития ребенка раннего возраста. Начиная с азов, малыш постепенно начинает выполнять все более сложные упражнения, что приводит к формированию новых навыков, повышению физической активности, развитию выносливости, ловкости, силы.
Важно понимать, что организм ребенка еще растет и развивается, поэтому давать ему сильные нагрузки пока не нужно. Занятия профессиональным спортом в столь юном возрасте могут привести к проблемам со здоровьем
Помимо тренировок крайне важно соблюдать основные правила здорового образа жизни (правильно питаться, вовремя ложиться спать, больше времени проводить на свежем воздухе).
Автор статьи
Врач высшей квалификационной категории
Специальность: гастроэнтеролог
Стаж: 24 года
Источники
- Opriş AM., Cheie L., Visu-Petra L. Back to the future: relating the development of episodic future thinking to cognitive and affective individual differences and to motivational relevance in preschoolers. // Memory — 2021 — Vol29 — N3 — p.362-378; PMID:33706674
- DeRonda A., Zhao Y., Seymour KE., Mostofsky SH., Rosch KS. Distinct Patterns of Impaired Cognitive Control Among Boys and Girls with ADHD Across Development. // Res Child Adolesc Psychopathol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33646480
- Bernier A., Cimon-Paquet C., Tétreault É. Sleep development in preschool predicts executive functioning in early elementary school. // Adv Child Dev Behav — 2021 — Vol60 — NNULL — p.159-178; PMID:33641792
- Möhring W., Klupp S., Zumbrunnen R., Segerer R., Schaefer S., Grob A. Age-related changes in children’s cognitive-motor dual tasking: Evidence from a large cross-sectional sample. // J Exp Child Psychol — 2021 — Vol206 — NNULL — p.105103; PMID:33639577
- Zhao X., Wente A., Flecha MF., Galvan DS., Gopnik A., Kushnir T. Culture moderates the relationship between self-control ability and free will beliefs in childhood. // Cognition — 2021 — Vol210 — NNULL — p.104609; PMID:33535141
- Crasta JE., Zhao Y., Seymour KE., Suskauer SJ., Mostofsky SH., Rosch KS. Developmental trajectory of subtle motor signs in attention-deficit/hyperactivity disorder: A longitudinal study from childhood to adolescence. // Child Neuropsychol — 2021 — Vol27 — N3 — p.317-332; PMID:33243074
- Hein K., Kauschke C. Word Form Processing in Primary School Children: A Psycholinguistic Perspective. // J Speech Lang Hear Res — 2020 — Vol63 — N11 — p.3685-3699; PMID:32976050
- Wang D., Liu T., Shi J. Neural Dynamic Responses of Monetary and Social Reward Processes in Adolescents. // Front Hum Neurosci — 2020 — Vol14 — NNULL — p.141; PMID:32372935
- Canada KL., Pathman T., Riggins T. Longitudinal Development of Memory for Temporal Order in Early to Middle Childhood. // J Genet Psychol — 2021 — Vol181 — N4 — p.237-254; PMID:32252609
- Jones G., Justice LV., Cabiddu F., Lee BJ., Iao LS., Harrison N., Macken B. Does short-term memory develop? // Cognition — 2020 — Vol198 — NNULL — p.104200; PMID:32004933
Младший школьный возраст
Происходит развитие навыков сотрудничества, достаточных для того, чтобы быть членом коллектива, растет самосознание и развивается широкий спектр способностей – к обучению, спортивных, артистических. Остановимся на этом подробнее.
Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:
-
задавать вопрос, договариваться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другому (4-6 лет);
-
планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет);
-
иметь свое мнение, формировать суждения с учетом мнений других, поддерживать отношения (8-10 лет);
-
считаться с другими, адекватно реагировать на других (10-12 лет).
Независимость по отношению к воспитателям и родителям должна с возрастом увеличиваться:
-
умение занять себя, развитие самостоятельность (4-6 лет);
-
иметь свое мнение, отстаивать свои интересы, самостоятельно справляться со своими делами, обращаясь ко взрослым за помощью при затруднениях (8-10 лет);
-
умение планировать свой досуг и самостоятельно заполнять свое свободное время (10-12 лет).
Учеба – приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:
-
умение работать на уроке совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет);
-
приобретать знания, умения и навыки в начальной школе (6-8 лет);
-
уметь самостоятельно учиться, проявлять терпение при овладении знаниями или навыками (10-12 лет).
Дружба – установление и поддержание контактов со сверстниками:
-
умение находить друга среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);
-
поддерживать дружеские отношения, считаться с мнением другого, умение делиться с другим, сопереживать ему (6-8 лет);
-
умение самостоятельно разрешать конфликты, иметь постоянного («лучшего») друга (8-10 лет);
-
поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками (10-12 лет).
Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:
-
убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет);
-
участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-8 лет);
-
выполнять обязанности по дому и отдельные домашние поручения: ходить в магазин, мыть посуду и т.д. (8-10 лет);
-
уметь выполнять более сложные работы – уборка, стирка, и т.д. (10-12 лет).
Пользование элементарными инфраструктурами (общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для досуга):
-
умение включать и выключать телевизор, магнитофон, и т.д. (4-6 лет);
-
пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет);
-
самостоятельно пользоваться основными элементами инфраструктуры (8-10 лет).
Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность (для жизни и для здоровья):
быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет);
уметь выбирать оптимальный способ поведения (8-10 лет);
предвидеть возможные последствия своих действий и своего поведения с точки зрения опасности (10-12 лет).
Физическое развитие: крупная и мелкая моторика
От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.
Крупномоторные навыки
- Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
- Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
- Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.
Мелкомоторные навыки
- Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
- Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
- Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.
Младший дошкольный возраст (3 — 5 лет).
Ребенок выходит из кризиса 3 лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), однако, мотивационно-потребностная сфера у него пока не развита. Поэтому основной задачей ребенка в этом возрасте становится развитие этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. Именно поэтому в 3 – 5 лет главное место в ежедневных занятиях малыша занимает сюжетно-ролевая игра. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в этом мире. Для ребенка это не просто игровой процесс – это своеобразное отношение к действительности, в нем они создает мнимые ситуации или переносит свойства одних предметов на другие
Развитие у ребенка способности переноса свойств реальных предметов на предметы заменители (например, телевизор – коробочка из под конфет и т.п.) очень важно, оно говорит о развитии абстрактного мышления и знаково-символической функции. К концу этого периода сюжетно-ролевые игры начинают приобретать «режиссерский» характер
Ребенок уже не просто моделирует ситуацию, и сам непосредственно участвует в ней – он создает некоторый законченный сюжет, который может проигрывать по нескольку раз.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка также развиваются такие способности как:
- произвольность (возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);
- способность к обобщению переживаний (начинает появляться стойкое отношение к чему-либо, т.е. развитие чувств);
- в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное;
- в нравственном развитии осуществляется переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию.
Младший дошкольный возраст – благодатная пора для развития речи. Именно в период от 3 до 5 лет в развитии речи происходят значительные изменения.К4-м годам малыш начинает активно овладевать синтаксической стороной речи, в его речи возрастает количество распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Ребенок осваивает предлоги, сложные союзы. К 5 годам дети уже хорошо понимают прочитанный вслух текст, способны пересказать сказку или рассказ, построить рассказ по серии картин, обосновывать ответы на вопросы
В этот период важно не упустить время и регулярно проводить с малышом занятия на развитие речи: беседы по картинке, упражнения на развитие дикции, театральные игры
К 5 годам происходят существенные сдвиги и в развитии логического мышления детей. Они осваивают прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине), умеют обобщать признаки и выделять из них существенные, успешно группируют и классифицируют предметы.
Виды деятельности
Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).
Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.
Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.
Цель программы для неговорящих детей от компании Полиглотики
Создать комфортные условия для запуска речевого развития у неговорящих детей – главная цель наших педагогов. Это ведет и к другим значимым изменениям в жизни ребенка.
Активно пополняется его пассивный и активный словарный запас, малыш обретает мотивацию к общению, становясь коммуникабельным и открытым, в следствие чего начинает активнее познавать мир и развиваться в целом. С помощью уникальных образовательных программ и развивающих методических материалов логопед постепенно вводит в оборот новые звуки и слова, а регулярные артикуляционные упражнения позволяют закрепить результат. После нескольких занятий всегда отмечается положительная динамика в развитии. В наших центрах работают только квалифицированные и опытные специалисты, которые отслеживают и фиксируют прогресс на каждом этапе. В ходе занятий прорабатываются сенсорная и моторная функции, ведется интенсивная работа над звукопроизношением. Стимулируя восприятие слуха, который тесно связан с нашей речью, удается правильно формировать все речевые системы, а также задать высокий темп развития разговорных навыков.
Наша способность к речи напрямую влияет на различные психические функции. Устанавливаются новые нейронные связи. Когда все функции головного мозга работают в должном режиме, для человека не составляет труда производить любые телодвижения, чувствовать, видеть и слышать окружающий мир и предметы, воспринимать любые воздействия и давать адекватную реакцию в любой ситуации. Речь младенца берет свое начало от звукоподражания и копирования жестов окружающих. Постепенно приходит понимание смысла слов окружающих и связная, осознанная речь. Однако, если этого не происходит к возрасту 2-3 лет, то такая ситуация является поводом для обращения к специалистам, ведь подобные проблемы свидетельствуют об отклонении в общем развитии или нарушении работы мозга.
Чего ждать от кризиса трех лет
«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.
Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.
Какие обследования необходимы ребенку от 2 до 3 лет
После довольно интенсивного режима плановых медицинских осмотров в первые 2 года жизни (ежемесячно в 1-й год, затем каждые 3 месяца) на 3-м году ребенок посещает поликлинику раз в полгода, а с 4-го — раз в год.
При каждом посещении педиатр измеряет рост, вес и обхват головы ребенка, а также проводит оценку соответствия нервно-психического развития малыша возрастным нормам. При необходимости врач порекомендует консультацию у профильного специалиста.
Стандартное медицинское обследование в 2 года:
- Педиатр,
- Стоматолог,
- Общие анализы крови и мочи,
- Исследование кала на яйца гельминтов.
Стандартное медицинское обследование в 3 года (перед поступлением в детский сад):
- Педиатр,
- Невролог,
- Хирург,
- Стоматолог,
- Офтальмолог,
- Отоларинголог,
- Психиатр,
- Гинеколог/уролог,
- Общие анализы крови и мочи,
- Исследование уровня глюкозы в крови,
- Исследование кала на яйца гельминтов.
К 2 годам все плановые прививки обычно уже проведены (кроме реакции Манту, которую делают ежегодно). От 2 до 3 лет малыш будет тренировать свой иммунитет, оказываясь все в новых и новых ситуациях, климатических, природных и санитарных условиях.
Самое серьезное испытание для его иммунитета еще впереди, и начнется оно после 3 лет, когда его социальная среда значительно расширится за счет коллектива в детском саду или детской студии развития.
Особенности физического воспитания и развития детей раннего возраста
Вырастить здорового ментально и физически ребенка помогают занятия физкультурой. Упражнения должны быть полезными, доступными и не очень сложными. Физические нагрузки для малыша следует увеличивать постепенно, чтобы не перегрузить растущий организм. Занятия не должны быть скучными, иначе малыш быстро потеряет к ним интерес. А если вы будете заставлять его заниматься против воли, то ни к чему хорошему это не приведет и при первой же возможности ребенок прекратит тренировки.
Важно понимать, что несмотря на быстрый рост всех систем и органов ребенка они все равно не развиты так, как у взрослых людей. К тому же у детского организма не до конца сформирован иммунитет, поэтому при слишком высоких нагрузках может наступить перенапряжение, что приводит к снижению иммунной защиты и развитию различных заболеваний
Поэтому крайне важно правильно разработать программу занятий, чтобы, с одной стороны, способствовать развитию костно-мышечной системы, формированию правильного изгиба позвоночника, не допустить развития плоскостопия, а с другой – не навредить здоровью малыша чрезмерными нагрузками и повышенной двигательной активностью
Коммуникации
Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.
Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем
Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками. Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких
Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.
Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.
Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом. Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность
Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.
Основные возрастные кризисы
Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.
Название
Возможные причины
Основные симптомы
Рекомендации родителям
Кризис трех лет
Поведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков.
Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять).
Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт
Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть).
Кризис семи лет (может также возникнуть в 6 лет)
Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить.
Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями
Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей.
Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки.
Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.