Периоды жизни по Пифагору
Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:
- Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
- Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
- Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
- Зима – угасание, от 60 до 80 лет.
Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.
К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.
Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.
9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.
В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.
В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние – эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.
Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.
Товарищеские отношения базируются на «кодексе товарищества», включающем в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. В этом возрасте осуждаются такие качества, как эгоистичность, жадность, нарушение данного слова, измена товарищу, зазнайство, нежелание считаться с мнением других. Такое поведение в группе сверстников-подростков не только не приветствуется, но и отвергается. Подростку, продемонстрировавшему подобные качества, могут объявить бойкот, отказать в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо делах.
В подростковой группе обязательно появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства
Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером
Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.
К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами – это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.
Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.
Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.
Реакция группирования с одногодками
Подростки на инстинктивном уровне группируются с ровесниками. Подростковые группы бывают:
- Однополые (чаще всего, мужские). В таких группах присутствует постоянный лидер, у каждого члена есть своя жестко фиксированная роль. Лидер удерживает свою позицию с помощью сильного, но не очень умного помощника. Однополые группы часто имеют «свою территорию», редко принимают новичков, пользуются своим «языком».
- Смешанные. Лидер выбирается согласно требуемой ситуации. Члены группы могут постоянно меняться. От участников ничего не требуют.
В закрытых подростковых заведениях (интернатах, спортлагерях) группирование проявляется очень сильно. Это может спровоцировать «подрыв» установленного режима.
Что это такое?
Еще в начале прошлого столетия слово «подросток» почти не употреблялось, люди обычно говорили «отрок». Однако после революции это слово старались не произносить из-за того, что от него веяло ушедшим прошлым. Сейчас же «отрок» ассоциируется с религией, речами священников, а в обиходе употребляется «подросток» и английский синоним «тинейджер».
Научное понятие «подростковый возраст» появилось в конце XIX столетия. Случилось это во многом из-за проявления интереса к проблемам юности со стороны писателей, философов, мыслителей того времени. Например, Достоевский в своем романе «Подросток» описывает характерные для юности проблемы ничуть не хуже, чем это делают психологи.
Что же это такое? Согласно научному определению, это специфический возрастной период в жизни человека. Он является переходным между детством и взрослой жизнью. Соответственно, и характеризуется множеством изменений, происходящих как в физиологии, так и в сознании человека.
Подростковые страхи
Специфические страхи – это тоже возрастные особенности. В старшем подростковом возрасте дети, как правило, боятся следующего:
- не быть собой;
- неудач, провалов, казусов;
- наказаний и осуждения со стороны сверстников;
- физического несовершенства или же уродства;
- одиночества;
- отсутствия перспектив и возможностей для самореализации.
Каждый из этих страхов в той или иной степени присущ всем тинейджерам
Задача родителей заключается не в том, чтобы разубедить подростка, а в том, чтобы не зафиксировать его внимание на конкретном переживании, не превратить юношеский страх в фобию
Достаточно парадоксально то, что на этапе младшего подросткового периода, тинейджеры почти не испытывают страха перед самостоятельной жизнью, а, наоборот, всячески стремятся к ней. Однако как только тенденция к взрослости меняется на ее чувство, этот страх тут же возникает.
Тинейджеры – это уже не дети, но и взрослыми их считать тоже нельзя. Это утверждение справедливо как в отношении психики, так и в вопросах физиологии и социальных навыков.
Понятие
Разделение жизни на различные промежутки необходимо для определения той или иной стадии развития человеческого существа в зависимости от прожитых им лет. Этот анализ нужно проводить не только в научных целях, но и для регулирования общественных процессов: существует граница, при достижении которой наступает уголовная ответственность, возникает ряд прав и обязанностей. В рамках этого материала нас будут интересовать другие аспекты, касающиеся взросления – это психические и связанные с ними физиологические особенности, проблемы и ценности. Знания о них помогут лучше понять себя, свои мотивы и решения, выстроить грамотный диалог с внутренним «я» и миром.
Список литературы
- М. Аксюта, Т. Сандлер «Почему одни подростки трудны, а другие — нет. Воспитание с помощью окружения», 2014.
- Д. Бокум, Г. Крайг «Психология развития».
- А. Булгаков «Наши неуправляемые подростки», 2008.
- Л. С. Выготский «Психология развития человека».
- Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком», 2011.
- Н. Ю. Дмитриева «Кризисы детского возраста. Воспитание подростков»: моногр. 2016.
- М. Омарова «Особенности самосознания подростков», 2014.
- Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и способы его улучшения / Н. В. Полунина // Вестник Росздравнадзора. — 2013. — № 5.
- Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко Е. О. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе».
- Ф. Райс «Психология подросткового возраста», 2014.
- Т. Роберт, Дж. Байярд. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей», 2011.
- Юрченко, И. В. Подростковая агрессия, 2012.
Особенности поведения подростка
Основой характеристикой поведения подростков в период их взросления является нестабильность. Развивающееся чувство зрелости рождает тенденцию к независимости и свободе, он стремится больше общаться с друзьями, с противоположным полом, но находится под контролем и опекой родителей. Эти противоречия влекут за собой мощное внутриличностное противостояние, которое трансформирует послушного и ласкового ребенка в бунтаря.
Как вёл(ведёт) себя Ваш ребёнок в переходном возрасте?
У меня абсолютно спокойный подросток, не доставляет никаких проблем 0%
Иногда возникают сложности с поведением. Дерзит, не воспринимает родительское мнение 100%
Пропали взаимоотношения. Мало разговариваем, стал(-а) что-то скрывать, уходит от разговора. 0%
Всё очень сложно. Часто возникают конфликты, недопонимание, иногда уходит из дома 0%
Проголосовало: 6
Отождествление себя со взрослыми и отделение от родительской опеки являются признаком того, что подросток своевременно и правильно проходит все этапы своего развития. «Я лягу поздно» и «погуляю допоздна» — так он начинает нащупывает грань дозволенного, стремясь к большему. Таким способом он узнает, к чему готовы взрослые. Проявляется негативность и неуступчивость, игнорирование требований взрослых. Подобное вызывающее поведение на самом деле означает стремление самоутверждению.
Желание обладать привилегиями взрослых заставляет молодых людей отстаивать свои права. Раздражительность, эмоциональность, юношеская гипертония, повышенная потливость – результаты гормональных скачков, присущих подростковому периоду.
Сверстники становятся в жизни подростков главными людьми, эталонами для подражания, лидеры компаний – авторитетами. Высшей целью становится завоевание признания и уважения среди ровесников. Подобными способами взрослеющий ребенок стремится стать частью общества.
Подростки начинают постигать социальные места мужчины или женщины, тянутся к другому полу, осваивают способы построения отношений. Они влюбляются, хотя с опаской относятся как взаимности, так и к возможности быть отвергнутыми, потому что не совсем понимают, что делать в обоих случаях. Первые чувства обычно очень экспансивны или отличаются стеснительностью и робостью. Скачки половых гормонов усиливают влечение.
Вы помните себя подростком? Как Вы оцениваете своё поведение?
Я был(-а) спокойным подростком. Подростковый возраст прошёл незаметно для моих родителей
33.33%
Спасибо моим родителям, им было сложно со мной в этот период 66.67%
Я был(-а) сам(-а) по себе, родители не обращали внимание на меня и мои проблемы 0%
Проголосовало: 6
Риск и вызывающее поведение — еще одна особенность взрослеющих детей. Это познание себя и проверка своих возможностей. Среди подростков о человеке обычно судят по внешности
Поэтому еще одной особенностью поведения молодых людей становится повышенное внимание к своему внешнему виду. Они начинают следить за модой, иначе одеваться, меняют прическу, макияж, придирчиво ищут в себе недостатки, поскольку от того, как они выглядят, зависит, примут ли их ровесники
Что такое подростковый возраст. Когда ребёнок становится подростком
Подростковый возраст — это не только период активного полового созревания, это сильнейший кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к самостоятельности. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки.
Пубертат проходит в течение нескольких лет. В среднем возраст от 11 до 17 лет. Всемирная Организация Здравоохранения немного увеличила рамки с 10 до 19 лет. А некоторые современные психологи уверены, что первые признаки могут появиться уже в 8-10 лет, а завершается взросление ближе к 23 годам. Сильнейшее стремление к самостоятельности и обособленности оставляет отпечаток на все стороны личности.
Подросток уже не является ребёнком, но вместе с этим он ещё не является и взрослым. То есть он требует большей свободы действий, но сталкивается с ограничениями и запретами взрослых. Таким образом, назревает конфликт в семье. Особенно это касается тех случаев, когда родители напрочь отказываются признавать взросление собственного ребёнка и продолжают себя вести с ним как с маленьким.
Психологи выделяют три этапа взросления:
-
Ранний подростковый период
Возраст 10-14 лет. В это время происходит активные физиологические изменения организма. Половое созревание, интенсивная выработка гормонов приводит серьёзным внутренним и внешним изменениям. У девочек наблюдаются скачки настроения, эмоциональная нестабильность. Внешне они становятся более женственными, округляются формы, появляются волосы в интимных местах, подмышками, а также происходит наступление первой менструации. У мальчиков созревание наступает немного позже, чаще всего на год, полтора. Оно характеризуется увеличением половых органов, появлением растительности на теле и поллюциями. Часто возникают перепады настроения так же, как и у девочек. -
Средний подростковый период
На него приходится 15-17 лет. В этом возрасте основные физиологические изменения уже заканчиваются. Подросток физически похож на вполне взрослого человека, гормональные перестройки завершились и стабилизировались. С физиологической точки зрения в это время юноши и девушки уже готовы к продолжению рода. Однако психологическое состояние ещё далеко не стабильно. Подростки отличаются крайней лабильностью и импульсивностью поведения. В этот период молодые люди часто категоричны в своих убеждениях и действиях, а также плохо ориентируются в последствиях собственных поступков, решений. -
Поздний подростковый возраст
Начинается он в 17-18 лет и полностью завершается к 23-25 годам. К этому возрасту молодые люди, как правило, уже умеют рационально мыслить, оценивать свои действия, имеют профессию, увлечения. Они имеют свои цели и знают, чего хотят добиться в жизни.
Цитата
Глобальные проблемы усложнились настолько, что за их решение не берутся даже подростки.
Роберт Орбен
Совет 1. Наделите ребёнка обязанностями
От родителей часто можно услышать фразу: «У тебя сейчас только одна задача — хорошо учиться!». Однако требовать от подростка исключительно учебных достижений, ограждая от домашних дел, ошибочно.
Для успешной учёбы важно осознавать последствия своих действий, а бытовые обязанности — прекрасный тренажёр ответственности. Чем больше подросток будет отвечать за чистоту в своих вещах, тем быстрее наведёт порядок в делах и взаимоотношениях
Пусть отвлекается на помощь родителям, пусть знает, сколько пыли за неделю скапливается на полке, пусть сам начинает замечать, что футболка несвежая и закончились носки.
Всё это укрепляет процесс саморегуляции, а значит и границы, самоощущение и самооценку подростка, которые так важны для успешной учёбы.
Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст обозначен рамками от 10-11 до 15 лет. Этот период часто называют переходным возрастом, поскольку в его течение наблюдается своеобразный переход от детского к взрослому состоянию (незрелость переходит в зрелость). В этом смысле подростки еще дети, но уже проявляют многие качества взрослых людей. Детство уходит, а зрелость еще не наступила.
Переход от периода детства к взрослости осуществляется на основе изменения всех аспектов развития подростка, включая анатомо-физиологическую форму, интеллектуальное и нравственное развитие. Изменениям подвергается учебная, трудовая и игровая деятельность ребенка.
В подростковый период серьезно меняются условия жизни и деятельности школьника. Это ведет к перестройке психики, ломке старых и сформированных форм взаимоотношений с людьми. У детей существенно изменяется общественная позиция и положение в коллективе. Они начинают играть существенную роль в школе и семье. Это связано с тем, что к подростку предъявляются более серьезные требования со стороны взрослых людей.
Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на личность
Безусловно, подростковый возраст является переломным и крайне сложным этапом в жизни человека. Все изменения, которые проходят в этот промежуток времени, в значительной мере затрагивают не только самого ребенка, но и окружающих: его родителей, учителей, сверстников и т.д. В возрастной психологии подростковый период считается кризисным, поскольку сопровождается резкими качественными изменениями всех сторон жизни и развития человека. Кризис подросткового возраста, как правило, связан с изменением ведущей деятельности и социальной ситуации.
Главная особенность подросткового периода заключается в промежуточном статусе подростка, так как он занимает определенную возрастную нишу между взрослостью и детством. Соответственно, социальная ситуация развития в подростковом возрасте переходная (характеризует переход зависимого состояния к самостоятельному).
Что касается ведущей деятельности, то у младших школьников она учебная, а в подростковом возрасте ее постепенно вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками, в ходе которого происходит становление абсолютно нового уровня самосознания ребенка и формирование навыков социального взаимодействия. Он учится подчиняться, но по необходимости отстаивать свои права. Помимо этого, общение становится для подростка важнейшим информационным каналом.
Основные особенности подросткового возраста объясняются резкой сменой интересов. Очень часто этот период сопровождается снижением школьной мотивации, в результате которой страдает учебная деятельность. В попытках вернуть былые школьные успехи своего ребенка родители нередко ограничивают его контакты со сверстниками, однако далеко не всегда подобное решение является правильным. Не стоит забывать, что общение с ровесниками является важнейшей деятельностью для любого подростка, и оно крайне необходимо для полноценного психоэмоционального развития личности.
Многие характерные особенности поведения подростков объясняются не только психологическими аспектами, но и физиологическими изменениями, которые происходят в организме в этот период. Из-за полового созревания и неравномерного физиологического развития подростковый возраст характеризуется резкими колебаниями настроения (от депрессии до экзальтации) и эмоциональной неустойчивостью.
Поведение подростков может быть просто непредсказуемым. За достаточно короткий промежуток времени они могут демонстрировать абсолютно противоположные реакции:
- нежность и ласковость проявляются на фоне абсолютно недетской жестокости;
- романтические настроения могут граничить с расчетливостью и цинизмом;
- потребность в общении быстро сменяется потребностью уединения;
- развязность в поведении нередко сочетается с застенчивостью;
- излишняя самоуверенность, категоричность, безаппеляционность в суждениях может быстро сменяться ранимостью и неуверенностью;
- на смену неуемной жажде деятельности может внезапно прийти апатия, отсутствие желания и стремления что-либо делать;
- настойчивость и целеустремленность могут сочетаться с импульсивностью.
Пиком эмоциональной неустойчивости принято считать возраст 13-15 лет для девочек и 11-13 лет для мальчиков. При этом самые бурные аффективные реакции у подростка возникают при попытках окружающих ущемить его самолюбие.
Во многом важность этого периода заключается в возникновении ряда важнейших индивидуальных задач. Приоритетные линии развития детей подросткового возраста связаны с прохождением кризисов личности
Первый связан с отделением от родителей и приобретением самостоятельности. Второй является кризисом идентичности.
Особенности психологии подросткового возраста
Подростковый возраст и собственное «Я»
Главным психологическим новообразованием подросткового возраста является появление самосознания, отчётливое ощущение своего собственного «Я», желание построить его в соответствии со своими идеалами. Формирование самосознания начинается у ребёнка уже с 10 лет, но приобретает отчётливые черты к 12 годам.
С его появлением становится заметным более глубокое управление своим собственным поведением, чуткое понимание эмоций других людей, стремление к личностному развитию
Вместе с этим приходит и ощущение мнимой взрослости, теперь для подростка имеет основную важность лишь собственное мировоззрение, построенное на основе общественно-значимых и личностно-значимых ценностей конкретного ребёнка
Социальная ситуация остаётся прежней, подросток всё так же является членом своей семьи, ходит в школу, общается со сверстниками, но его ценностные ориентации меняются, порой кардинально. Теперь школа для него уже не образовательное учреждение, а место активного построения взаимоотношений, ведь интимно-личностное общение – ведущая деятельность данного жизненного этапа.
Именно сейчас закладываются основы морали, усваиваются нормы социального поведения, закладывается нравственность. Любое поведение подростка является активным отражением социальной ситуации.
Так, к примеру, слишком ярое стремление к независимости вашего ребёнка отражает лишь то, что в семье к нему относятся не как к подростку, а как к маленькому.
Амбивалентность реакций
Характерной чертой переходного возраста является амбивалентность реакций – подростка словно разрывает в разные стороны. Он очень стремится уйти из детства, но при этом оно является ему очень привлекательным.
Поэтому не стоит удивляться тому, что тинэйджер сначала долго, агрессивно и упорно доказывает вам, что он может и должен самостоятельно уехать на концерт любимой группы в другой город, но через некоторый промежуток времени уже просит вас поскорей вернуться домой с работы, потому что ему страшно одному дома или же он сильно соскучился.
Вне зависимости от пола ребёнка, успешность переходного возраста, в первую очередь зависит от семейных взаимоотношений.
Психологическая ломка
Психологический дискомфорт в период активного взросления испытывают не все, но большинство подростков. Причин для ломки немало — это и физиологические изменения, и неприятие со стороны родителей, отвержение сверстниками, непонимание собственных задач и места в мире. На фоне психологической нестабильности подростковый период становится временем появления серьезных нарушений — депрессии, повышенной тревожности и более тяжелых расстройств психической сферы.
Самомнение подростков
В подростковом возрасте ребенок начинает ощущать себя не как часть родителя, а как отдельную, полноценную личность. Это проявляется в демонстрации своего несогласия с родителями, конфликтах с ними. Ребенок настаивает на своем мнении — именно его он считает самым правильным.
Не все мамы и папы готовы принять и понять такое поведение еще вчера такого послушного малыша. Подобное неприятие влечет за собой проблемы в отношениях внутри семьи, отстраненность и недоверие со стороны подростка. Но он нуждается в том, чтобы делиться и получать эмоции, в понимании, чувствовать свою причастность к группе. Находит подросток это в компании сверстников — одноклассников, или друзей со двора.
Быстрые изменения в подростке и статичность родителей, их неготовность к изменениям — главная причина проблемы. Если же мать с отцом проявляют гибкость, не стремятся демонстрировать свой авторитет и с уважением относятся к ребенку, ломка проходит мягко.
Внутренний конфликт
Основное противоречие, которое не дает покоя подросткам — несоответствие между “я сильный и взрослый, я могу и хочу” и “мне нельзя”. Действительно, подросток уже физиологически созрел для продолжения рода, достаточно силен чтобы работать, считает, что так же умен, как взрослые. Но поступать, как взрослые, нельзя.
Ограничение не только в том, что у подростка нет тех прав, которые предоставлены совершеннолетним людям. Особенности строения мозга в возрасте 14-17 лет таковы, что подросткам сложно прогнозировать последствия своих действий. Отсюда возникает тревожность, страх будущего и неуверенность в своих силах.
Отрицание действительности
Средний подростковый период — время отрицания. Негативизм возникает на фоне того, что ребенок дезориентирован во внутреннем и внешнем мире. Он больше не видит в зеркале знакомого человека, воспринимает окружающий мир не так, как раньше. Это создает в его душе раздрай, непонимание ситуации.
Переход из детства в состояние взросления сопровождается ломкой устоявшихся интересов, разрушением привычных схем поведения. Для подростка особую трудность представляет соприкосновение с различными психологическими установками, что создает почву для внутреннего и внешнего протеста, отрицания всего и вся.
Проявления кризиса независимости |
Проявления кризиса зависимости |
|
|
Выдержка, спокойствие и понимание требуется от родителей ребенка в период отрицания. Такое состояние ребенка большинство психологов считает необходимым элементом взросления, а отсутствие отрицания — неблагоприятным признаком.
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет. Тинейджер — (10 — 19). Герою романа Достоевского «Подросток» исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок — «не имеющий права говорить», значение этого слова — раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности — удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Это состояние удачно выразил американский подросток: «В 14 лет мое тело будто взбесилось». Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
Список литературы
- Баярд Р., Баярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1999. — 223 с.
- Божович Л.И. Этапы становления личности в онтогенезе // Проблемы становления личности: Избр. психологические труды / Под ред. DI. Фельдштейн. М .; Воронеж, 1996. — 345 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгунова. М., 1966. — 325 с.
- Крейг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9 изд. — СПб .: Питер, 2006. — 940 с.
- Шаповаленко И. В. Психология развития (Возрастная психология и психология развития). — М .: Гардарики, 2007. — 349 с.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
- Реферат на тему: Пожар в жилом помещении
- Реферат на тему: Наркотики и их влияние на развитие полноценной личности
- Реферат на тему: Гражданская война в США
- Реферат на тему: Свадебные обряды
- Реферат на тему: Крестьянская реформа 1861 года
- Реферат на тему: Алалия
- Реферат на тему: Подвижные игры для дошкольников
- Реферат на тему: Лексика
- Реферат на тему: Канада
- Реферат на тему: Добро и зло по этике
Как меняется физиология?
Подростки 12-16 лет по-разному не только ведут себя, но и выглядят. Что же происходит в их организме? Тело начинает взрослеть, меняться точно так же, как и сознание. Некоторые изменения проходят постепенно, другие же словно появляются из ниоткуда, пугая тинейджеров.
В переходном периоде начинается и заканчивается половое созревание. В это время у девочек начинаются месячные, и устанавливается менструальный цикл. У юношей возникают поллюции, случается самопроизвольная эрекция. Конечно же, появляются и вторичные половые признаки.
Помимо изменений, связанных с репродуктивной системой, идут и другие процессы. Меняется голос, появляются волосы на теле. Внутри организма устанавливается новый гормональный баланс, меняется и обмен веществ. Физиологические особенности подростков заключаются в том, что в их телах одновременно проходит большое количество различных процессов, что может негативно отразиться на функциональности внутренних органов. К примеру, может нарушиться сердечный ритм, периодически наблюдаться расстройство кишечника или же почечная дисфункция. Однако наиболее часто встречается нарушение жирового обмена, из-за чего волосы становятся сальными, а лицо покрывается угрями.
Но при наличии наследственной склонности к серьезным заболеваниям в переходном возрасте следует проявлять повышенную осторожность и регулярно проходить медицинские осмотры
Основные этапы детского возраста
Детский возраст делится на три неравных по продолжительности, но одинаково важных по значению периода: внутриутробный, интранатальный (во время родов) и внеутробный, который состоит, в свою очередь, из отдельных периодов.
Детство (в медицинском понимании) — это период развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого происходит развитие основных функций органов и систем. В педиатрии принято выделять шесть основных периодов детского возраста, эти этапы делятся на:
1. Период новорожденности длится с момента появления на свет до 28 дней. Перед младенцем стоит трудная, но вполне посильная задача — адаптироваться в новом для него мире. Природа наделила его хорошей адаптационной способностью, а мама должна помочь ему приспособиться к условиям внешней среды.
2. Такой период детского возраста, как грудной, определяется длительностью грудного вскармливания и теоретически продолжается до 1 года, хотя некоторые женщины отнимают ребенка от груди практически с рождения, а другие кормят до 2-3 лет. К концу этого периода ребенок начинает ходить и говорить.
3. Ранний. Этот детский возрастной период длится от возраста 1 года до 3 лет. К году ребенок обычно знает 10-15 слов, к трем годам уже разговаривает фразами, начинает различать цвета, учится рисовать, у него совершенствуется координация.
4. Дошкольный возраст — от 3 до 7 лет. Ребенок начинает осознавать себя личностью, что определяет особенности его поведения
Совершенствуются координация и двигательная функция, в том числе и мелкая моторика рук, что очень важно для подготовки к школе
5. Младший школьный возраст—от 7 до 12 лет. Особенность этого периода детского возраста заключается в том, что ребенок начинает получать теоретические и практические знания: осваивает школьную программу, учится взаимоотношению с ровесниками и взрослыми людьми, осваивает навыки общения в коллективе, выбирая роль лидера или оставаясь в тени.
6. Подростковый, пубертатный, или период полового созревания — длится от 12 до 18 лет. Если кратко характеризовать этот период детского возраста, то его можно назвать самым сложным в развитии личности. Он сопровождается бурными гормональными процессами и окончательным формированием центральной нервной системы.