Проявления девиаций
Психологи, социологи называют множество проявлений девиантного поведения. Все они так или иначе выделяют человека на фоне большинства членов общества.
Агрессия
Проявляется в физических и вербальных действиях, направлена на причинение вреда кому-либо или чему-либо. Может проявляться открыто или косвенно. В случае косвенного выражения агрессии человек использует ехидство, неприязненное отношение, иронию, сарказм — приемы, дающие возможность влиять на жертву.
Агрессия также может проявляться и другими поведенческими формами:
- аутоагрессией (суицидальным поведением);
- пристрастием к алкоголю, наркотикам, табаку, другим веществам;
- расстройствами пищевого поведения;
- рискованным поведением;
- импульсивностью;
- сверхценными увлечениями (коллекционированием, фанатичным соблюдением здорового образа жизни, изнуряющими тренировками, трудоголизмом);
- особыми характерологическими реакциями (оппозицией, компенсацией и гиперкомпенсацией, причастностью к группе сверстников, эмансипацией);
- аномалиями коммуникативной сферы (аутизацией, чрезмерной общительностью, нарциссическим поведением).
К проявлениям агрессии также относят безнравственное поведение, нежелание придерживаться эстетических норм.
Неуправляемость
Неуправляемость часто проявляется на фоне зависимостей. На первых порах, пока алкоголь, наркотики или другой предмет зависимости не занял для человека первое по значимости место, неуправляемость сложно заметить. Она проявляется в “случайных” неудачах, появляющихся проблемах.
Сам человек не осознает своей неуправляемости и не связывает ее со злоупотреблением. Вместо этого он во всех своих бедах винит окружающих. Отрицание собственной ответственности за происходящее, перекладывание вины на других ведет к усугублению проблем, конфликтам с окружающими, заставляет оскорблять их, наносить физический вред. Человек не может управлять ни своими мыслями, ни поступками.
Непредсказуемая смена настроения
Резкие перепады настроения не являются самым ярким симптомом девиации. Они часто возникают на фоне гормональных бурь в подростковом возрасте, а также когда организм человека испытывает высокие физиологические и психоэмоциональные нагрузки. Причиной скачков настроения может стать недостаточное количество сна, сильный стресс.
Перепады настроения проявляются в резкой его смене — буквально в течение нескольких минут человек может перейти из приподнятого, веселого состояния в слезливое, а иногда и крайне агрессивное. Также это проявление девиации выражается:
- постоянным эмоциональным подъемом (в течение нескольких дней подряд);
- повышенной сексуальной активностью;
- раздражительностью, внезапными приступами гнева, грубым поведением;
- повышенной разговорчивостью, фамильярностью;
- неспособностью сосредоточиться.
Перепады настроения не дают возможности нормально работать, учиться, отдыхать. Достаточно часто они приводят к разрушительным последствиям для самого человека и тех, кто его окружает.
Желание неприметности
В понимании некоторых людей, неприметность — это возможность делать что хочется, невзирая на установленные социумом и законом правила, не нести за это никакой ответственности. На самом деле, иллюзия невидимости часто превращается в большую проблему для того, кто ее испытывает и для общества. Человек, поставивший себя выше морали, законов, становится преступником. Против него восстает общество.
Желание неприметности формируется под влиянием высокого уровня тревожности, стыда и трудностей в отношениях. Искаженное восприятие собственной внешности также может спровоцировать проявление девиации. Нередко желание быть незаметным возникает у человека на фоне ощущения всемогущества, стремления к тотальному контролю и перфекционизму.
Самоубийства и преступления в молодежной среде
Намерение совершить самоубийство или попытка запугать других таким образом – ярко выраженное девиантное поведение. В зоне риска – молодые люди 16-19 лет: в это время в жизни обычно происходит разочарование из-за неудачной первой любви, невозможно найти работу или продолжить учебу.
Социальный статус, конфликты с обществом и напряженность также являются сильными стимулами для самоубийства. Для людей с суицидальными наклонностями организованы службы психологической поддержки и телефоны доверия. Большое значение имеет профилактическая работа: нужно воспитывать ребенка оптимистом, демонстрировать ему, что жизнь прекрасна, а черные полосы вносят в нее только разнообразие и терпкий вкус.
Нападение – форма антиобщественного поведения, направленная против граждан, общества и образа жизни. Мотивы у подростков разные: начиная от простого скандала и заканчивая неоправданной агрессией. Чтобы обезопасить подрастающее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки по актуальным вопросам. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушение закона – это преступление, что причинение вреда другим людям является недопустимым и наказывается.
Примеры девиантного поведения в обществе
Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:
- Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
- Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
- Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
- Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
- Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
- К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
- Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.
Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).
Общие закономерности
Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:
- конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
- агрессивное отношение к животным, людям;
- разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
- лживость, двуличность, подлость.
Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.
Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:
- открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
- скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
- скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.
К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.
Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.
Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств
Тогда внимание акцентируется на основном заболевании. Причины
Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.
Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.
Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.
Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы
Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства
Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.
Девиация — определение понятия
Девиацией в психологии называют отклоняющееся от социокультурной нормы поведение. Зачастую оно присуще подросткам, но также его могут демонстрировать и более взрослые люди.
Самые яркие примеры девиации негативного характера — это любые противоправные действия, склонность к конфликтам, злоупотребление психоактивными веществами. Даже нежелание здороваться со знакомыми при встрече или революционные взгляды на устройство общества — все это считается отклонением.
Девиация нарушает стабильность и отлаженный механизм протекания внутрисемейных и общесоциальных процессов, поэтому является для них угрозой.
Риск девиаций возрастает, если в обществе ослабляется контроль за соблюдением принятых норм. Считается, что чаще всего ярко демонстрируют отклоняющееся поведение люди, чья личность формировалась в неблагоприятных условиях, когда на элементы аномального поведения воспитатели (родители) не реагировали или даже поощряли их либо сами проявляли по отношению к ребенку (совершали насилие, вели себя аморально).
Каждый человек способен отклоняться от оси гармоничного развития и существования. Причиной этого отклонения становятся межличностные конфликты, нормативные и внеочередные кризисы, меняющиеся условия среды.
В таких условиях возникает разнообразие форм и проявлений духовного, физического, психического состояния. Это становится базой, которая способствует переходу на новый, более совершенный уровень развития личности и общества, стимулирует развитие.
Социализация подразумевает усвоение индивидом определенных поведенческих схем, социальных норм, ценностей, которые считаются нормой в обществе. В процессе усвоения этих норм личность становится социально зрелой, приобретает определенный статус в обществе.
Иногда во время социализации происходят сбои. Они проявляются в виде девиаций, при которых личность демонстрирует неодобряемое и неприемлемое в обществе поведение. Отклонения касаются нравственной сферы, проявляются отступлением от принципов морали и права.
В психологии негативное девиантное поведение рассматривается, как попытка спрятаться от проблем, возникающих в отношениях с близкими или коллегами, от бытовых трудностей. Это желание избавиться от напряжения и чувства неуверенности в себе. Исходя из этого, девиацию можно рассматривать, как попытку преодолеть личностные проблемы через определенную форму компенсации.
Не всегда девиации рассматриваются только в негативном ключе. Нередко отклоняющееся поведение — это попытка человека переформатировать себя, отказаться от прежних шаблонов поведения в пользу новых, избавится от устоявшихся взглядов. К девиациям можно причислить разные направления творчества — научного, художественного, технического.
Девиация выполняет двойственную роль. Часто она создает угрозу и дестабилизирует общество, межличностные взаимоотношения. Но, одновременно с этим, способствует поддержанию стабильности.
Виды девиантного поведения
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Девиантное поведение может выражаться в форме:
а) поступка (ударить человека по лицу);
б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);
в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:
— преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.
— пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.
— самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).
Теории происхождения девиантного и делинквентного поведения
- Теория физических типов – физические характеристики личности влияют на отклонения от общепринятых норм. Так Ломброзо в своих трудах утверждал, что девиантное поведение является следствием биологических особенностей индивида. Криминальное поведение берёт своё начало в регрессе человеческой личности к первичным стадиям эволюции. Шелдон считал, что на поступки человека влияют 3 человеческие черты: эндоморфный тип – склонность к полноте округлости тела; мезоморфный тип – атлетическое телосложение, жилистость; эктоморфный тип – склонность к худобе. Учёный каждому типу приписал совершаемые девиантные поступки, так к алкоголизму склонны мезоморфные типы. Дальнейшая практика отрицает зависимость телосложения и девиантного проявления.
- Психоаналитическая теория – изучение противоречивых тенденций, происходящих в сознании индивида. Фрейд утверждал, что причинами девиации считается слабоумие, психопатия и т.д.
- Теория стигматизации – разработана Лемертом и Беккером. Согласно теории, на человека навешиваются ярлыки преступной личности и применяются санкции.
- Теория культурного переноса девиации – сюда относятся несколько теорий. Теория подражания – разработана Тардом, согласно концепции – люди с ранних лет попадают в преступную среду, которая определяет их дальнейшее будущее. Теория дифференциальной ассоциации – разработана Сазерлендом. Согласно теории, поведение человека напрямую зависит от его окружения, чем чаще и дольше индивид находится в преступной среде, тем больше вероятность становления девиантом.
Виды девиаций
Существует несколько классификаций, описывающих виды девиаций, их формы и типы. По классификации Клейберга различают такие группы аномального поведения:
- социально нейтральное;
- позитивное;
- негативное.
Поведение людей, проявляющих позитивное отклонение, другими членами социума воспринимается как необычное, странное, но не опасное. Оно не вызывает возмущения, осуждения.
Когда речь идет о негативном отклоняющемся поведении, то осуждение высказывают большинство людей.
Обобщенная типология Змановской определяет главные критерии отклоняющегося поведения:
- антисоциальное — поступки не соответствуют установленным законом нормам, угрожают благополучию других людей, подрывают социальный порядок;
- асоциальное — нежелание придерживаться морально-этических норм, соблюдать нравственные законы, ставящее под угрозу межличностные взаимоотношения.
- аутодеструктивное — попытки суицида, жертвенное или рискованное поведение, зависимости.
- В классификации Майсак особый акцент делается на направленность поведения и степень социального принятия. Так, у взрослых и детей девиантное поведение различают:
- конструктивное — проявляется через творческие формы самовыражения;
- аутодеструктивное — проявляется через аддикции (зависимости), суицидальные наклонности и действия;
- внешнедеструктивное — противоправные действия, нарушение социальной коммуникации.
Также различают девиации по тому, насколько они одобряемые обществом:
- одобряемые и приносят ему пользу;
- нейтральны для социума (поступки отдельных его членов не угрожают благополучию других людей, но из-за неоднозначности критериев их нет возможности оценить);
- не одобряемые социумом (действия отдельных членов социума отклоняются от установленных законом норм).
В современном обществе самыми распространенными формами девиаций принято считать суицид, злоупотребление психоактивными веществами, проституцию, преступные действия.
Большинство социологов придерживается мнения, что в условиях современного мира избежать проявлений негативной и позитивной девиации нет возможности, как и избавиться от них полностью. Если есть установленные нормы, то всегда будут те, кто их нарушает.
По мнению ученых, возникновение отклонений в социуме, которые находится на этапе преобразований, переживает кризисный период, нарастает неудовлетворенность людей их положением. Это приводит к возникновению и нарастанию неудовлетворенности, отстранению от общества. Такие нездоровые тенденции требуют от социума большой слаженности и целенаправленности в блокировании угрожающих стабильности девиантных проявлений.
Коррекция девиантного поведения
Специалисты психологи лечат отклоняющееся поведения с помощью комплекса мер:
психокоррекции (коррекционные занятия, которые помогают в стабилизации эмоционального состояния, развивают внимание и мышление, дают пациенту уверенность в своих способностях, побуждают к учебе или работе);
психотерапии (с помощью индивидуальных сеансов, групповых занятий, тренингов, методов саморегуляции специалист корректирует отклонения в поведении);
фармакологии (седативные медикаменты назначает только врач пациентам с психическими расстройствами и неврологическими патологиями, которые могут быть причиной девиантного поведения);
других социально-реабилитационных мероприятий, которые организуют педагоги в условиях образовательного учреждения.
На нашем дистанционном курсе «Психолог-консультант. Методы и технологии оказания психологических услуг населению и организациям» можно получить востребованную профессию психолога-консультанта и изучить самые эффективные методы оказания психологической помощи населению. Вы познакомитесь с психологией и физиологией высшей нервной деятельности, научитесь диагностировать и корректировать эмоциональные расстройства и отклонения в поведении.
Процесс лечения отклоняющегося поведения можно дополнить простыми вспомогательными мерами:
-
физиотерапией;
-
лечебной гимнастикой;
-
закаливанием;
-
йогой;
-
гидрореабилитационными процедурами или плаванием;
-
ароматерапией;
-
сеансами массажа;
-
занятиями йогой.
Если речь идет о ребенке или подростке, то очень важно родителям выстроить с ним доверительное общение, увлечь полезными занятиями, помочь найти активное хобби (спорт, путешествия и так далее). Помните, что в большинстве случаев девиантное поведение поддается коррекции при своевременном обращении к специалистам, ведь юный организм достаточно гибкий и отзывчивый, чтобы положительно отреагировать на верно подобранное лечение.
Борьба с девиантным поведением и профилактика
Какими бы ни были причины девиантного поведения детей и подростков, это ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.
Если девиации связаны с психическими расстройствами, то такого ребёнка необходимо показать психиатру, чтобы специалист оказал квалифицированную помощь и назначил курс лечения.
Правонарушения психически здоровых подростков не должны оставаться без наказания. Мера наказания, как правило, определяется уголовным кодексом или кодексом об административных правонарушениях, в зависимости от тяжести правонарушения и возраста нарушителя закона. Однако помимо мер пресечения, целесообразно разобраться в причинах возникновения такого поведения. Для этого необходимо обратиться к психологу, который проведёт с ребёнком диагностику и поможет разобраться, из-за чего возникла такая проблема. В любом случае проявление девиантного поведения у подростка не должно быть пущено на самотёк.
Зачастую беседа с психологом, которая была проведена вовремя, помогает понять проблему ребёнка и найти пути её решения. Это, в свою очередь, поможет избежать проявлений девиантного поведения в будущем. А именно: поможет подростку научиться реализовывать свои потребности, не прибегая к совершению уголовно и административно наказуемых деяний, а также снизит риск возникновения алкогольной и наркотической зависимости.
Профилактика девиантного поведения достаточно проста.
Основная её суть заключается в формировании в достаточно раннем возрасте у детей нравственных привычек – устойчивых потребностей совершать нравственные поступки
К нравственным привычкам можно отнести правила общения, культуры поведения, дисциплину, вежливость, внимание к окружающим, честность по отношению к себе и другим, ответственность за свои поступки. При их сформированности проблема нарушения моральных и правовых норм отпадает сама собой
Ещё одно очень важное профилактическое действие заключается в проведении профилактических бесед с детьми и подростками, касающихся различных асоциальных явлений. В них должны быть включены такие аспекты:
- объяснение опасности асоциальных явлений для жизни и здоровья как своих собственных, так и окружающих;
- объяснение последствий, к которым может привести девиантное поведение, и какие меры наказания предусмотрены для правонарушителей.
Также очень важно наблюдать за поведением ребёнка. Родителям нужно знать, чем интересуется подросток, кто его друзья, как он проводит своё свободное время
Но при этом не давить его гиперопекой и излишним контролем и давать возможность выбора.
Как правило, в таком случае у ребёнка не будет причин вести себя асоциально. Если же всё-таки у подростка начали проявляться отклонения в поведении, родители, интересующиеся жизнью своего ребёнка, могут вовремя это заметить и провести с ним беседу или же обратиться к квалифицированному психологу за помощью.
Соблюдение таких достаточно простых мер поможет избежать проявления у ребёнка девиантного поведения и обезопасить его и окружающих.
Девиантное поведение – что это значит?
Девиантным считается поведение, при котором личность ведет себя отличительно от общепринятых правил и социальных норм. Под нормами подразумеваются:
-
законодательные правила;
-
мораль, принятая в обществе;
-
этика поведения;
-
существующие порядки в образовательном, трудовом или досуговом коллективе.
К девиантному относится любое отклонение от привычных человечеству норм: от отказа здороваться при встрече до вызывающего внешнего вида или откровенного хулиганства. Необходимо понимать, что один и тот же поступок будет каким-то коллективом воспринят нормально, а в другом посчитается отклонением. Поэтому расстройством поведения можно считать действия, которые:
-
противоречат правилам, принятым и почитаемым в конкретном социуме;
-
причиняют вред самому человеку или его окружению;
-
тормозят развитие и снижают качество жизни личности;
-
вызывают порицание у большинства;
-
систематически повторяются.
Не обращать внимание на отклоняющееся поведение невозможно, поскольку оно может быть опасным, нарушать стабильность взаимоотношений в обществе, стать угрозой семье, коллективу, прохожим на улице.
Девиантное поведение способно нести в себе и положительный окрас. К примеру, благодаря нестандартному поведению революционных умов и людей, стремящихся к переменам, общество может избавиться от устаревших правил, развиться и продвинуться вперед.
Виды девиантного поведения
Отклоняющееся поведение классифицируется по следующим типам:
-
делинквентное, при котором поступки могут причинить вред окружающим, а действия относятся к преступным и насильственным (кража, драка, преступление, разбой);
-
аддиктивное, которое подразумевает уход от реальной жизни при эмоциональном поведении (увлечение алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами, вызывающими состояние транса, а также компьютерными и азартными играми);
-
асоциальное, которое проявляется в нарушении моральных норм (бродяжничество, проституция, агрессия, уход из дома);
-
суицидальное, включающее все формы поведения для преднамеренного ухода из жизни (размышление, попытка, построение планов, конкретные действия); в свою очередь может быть как истинным (явным), так и театрально-демонстративным (на публику) или совершаемым в состоянии аффекта.
Функции девиантов в обществе
- Сплочающее действие в обществе, на основе понимания себя как личности, формированию личностных ценностей.
- Формы допустимого поведения в обществе.
- Нарушители представлены в виде предохранительных клапанов государства, которые снимают общественное напряжение в сложные ситуации государства (так во времена СССР дефицитные товары и продукты заменялись наркотиками, снимающими психологическое напряжение).
- Количество нарушителей показывает неразрешенную социальную проблему, с которой требуется бороться (количество взяточников приводит к созданию новых законов о борьбе с коррупцией).
Типология девиантного поведения нашла проявление в трудах Мертона, который представлял девиацию разрывом культурных целей и одобряемого поведения в обществе. Учёный выделил 4 типа девиации: инновация – отрицание способов общепринятого достижения целей; ритуализм – отрицание целей и путей достижения в обществе; ретретизм – отлучение от действительности; бунт — изменение общепринятых типов отношений.
Как и кто диагностирует девиацию?
Диагноз ставит клинический психолог, психотерапевт или психиатр. Такой специалист действует примерно следующим образом:
-
беседует с пациентом, чтобы оценить его эмоциональное состояние, поведение и манеру выражаться, выяснить привычки и увлечения;
-
знакомится с уже имеющимися данными (характеристиками работодателя или педагогов, выписками из медкарты), чтобы иметь представление об общем психологическом и физическом состоянии здоровья клиента;
-
опрашивает близких для понимания отношений пациента с окружающими, условий его существования и имеющихся привычек;
-
тестирует и опрашивает (с помощью специальных психологических тестов и заданий) для определения девиантности и выявления возможных сопутствующих психологических отклонений;
-
проводит исследование эмоций (агрессия, страх, тревога) с помощью проективных психологических методов, позволяющих получить данные о пациенте, его мышлении, установках, мотивах.