Как научить ребенка разговаривать и выговаривать шипящие буквы?

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка

Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д

— мир так богат для тренировки чувства осязания!

Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.

Зрение
Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание)
Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.

Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?

Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги)

Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками

Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.

Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Как создать развивающую среду?

Всегда необходимы благоприятные условия для развития той или иной функции. Самое главное – окружить сына или дочь общением. Они должны слышать речь постоянно. Ведь в основе формирования речевых навыков  у детей лежит подражание.

Они стараются повторить все слова, фразы и выражения за взрослыми. Соответственно стоит обратить

внимание на свое произношение. Кроме того, старайтесь в течение дня комментировать все, что вы делаете: описывайте ваши действия, эмоции, какие-либо предметы и т.д

Например, вы садитесь завтракать, при этом поговаривая: «Мы собираемся завтракать. Давай наденем слюнявчик. Вот тарелка с омлетом. Бери ложку в правую руку и начинай кушать. Тебе вкусно? Давай попьем водичку».

Специальные игры и упражнения

Самым действенным средством для развития речи дошколят являются игры и упражнения. Среди их разнообразия родители всегда могут выбрать те, которые будут им наиболее доступны, просты в исполнении, привлекут малыша

Особое внимание уделяется играм по развитию речи, направленным на совершенствование правильного произношения, развитие артикуляции, обогащение словаря

Что предлагают педагоги и психологи?

Классические игры «Отгадай и опиши предмет», «Чудесный мешочек», «Отгадай, чей голосок» являются хорошим средством для пополнения словаря, построения предложений. В них можно играть и с маленькими детками, и с детьми постарше: надо правильно назвать предмет, дать его характеристику (цвет, форму, назначение).
Полезно проводить с малышами игры на подражание животным «Кто как кричит», «Кто гуляет на лугу», они помогут в правильном произношении звуков и пополнят словарный запас.
Со старшими детками можно провести упражнение «Найди словечко» для совершенствования звукопроизношения. Взрослый неторопливо произносит слова, а ребенок находит слово с определенным звуком и хлопает в ладоши. Например, звук д: «Дети гуляют в парке», «Прилетел добрый волшебник».
Дошколятам также понравится игра «Путаница». В ней все слова перепутаны, их надо правильно произнести: шинама (машина), басока (собака), касум (сумка). Родители могут придумать множество слов-перевертышей, что позабавит детей и поможет в развитии их произношения.
Большое значение придается играм, направленным на обогащение словаря. С этой целью можно предложить такие игры, как «Придумай словечко»: бы-бы-бы, мы в лесу нашли… (грибы), су-су-су, мы увидели …(лису), ра-ра-ра, мы увидели…(бобра). «Я начинаю, а ты продолжай»: взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Зимой холодно, а летом…», «Летом листья зеленые, а осенью…», «Медведь зимой спит, а заяц…».

В игре «Чем похожи и не похожи» дошкольнику предлагается составить сравнение и описание двух однотипных предметов: две куклы, , медведя, машины, мячика.
Для развития грамматического строя можно предложить ребенку поиграть в «Непослушные слова». Взрослый предлагает придумать небольшой рассказ со словами, которые не склоняются: какао, пальто, домино, шимпанзе. Например, «Мы в зоопарке видели шимпанзе. Шимпанзе ловко прыгает по веткам. Мы бананы дали шимпанзе».
Полезны для обогащения словарного запаса, совершенствования грамматики, развития артикуляции словесные игры с мячом: мяч ребенку летит с определенным словом, а он его возвращает со словом, противоположным по значению. Например, «Съедобное-несъедобное (яблоко едят, а камень ‒ нет)», «Летает-не летает (самолет летает, а корабль ‒ нет)», «Скажи наоборот (добрый-злой, зима-лето, снег-дождь)».
Для артикуляционной гимнастики используются специальные упражнения, которые укрепляют правильное дыхание во время произнесения фраз. Родителям не стоит выполнять сложные упражнения, которые под силу только специалистам. Достаточно будет простейших заданий. Например, игровое упражнение «Удлини фразу». Взрослый строит предложение и предлагает удлинять его, добавляя новое слово: «Наступило лето. Вот и наступило лето. Вот и наступило теплое лето. Вот и наступило теплое веселое лето». Удлинение фразы продолжается до тех пор, пока ребенку будет хватать дыхания

Важно следить, чтобы вся фраза произносилась на одном выдохе.
С целью тренировки дыхания и чистоты речи можно подобрать скороговорки, чистоговорки, например, классические:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Правильная организация среды и подбор доступных средств помогут родителям добиться хороших результатов в развитии речи детей.

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
Говорить много

Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова

С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы
Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Сенсорные игры, развивающую мелкую моторику

В первые годы жизни ребенок познаёт мир на ощупь и на вкус. Ему интересно всё потрогать, попробовать «на зуб», даже поломать. Это совершенно естественная деятельность, так как малыш попал в мир физических предметов и явлений. Предоставьте ему широкое поле деятельности для исследования и изучения нашего мира, будьте проводником в этом мире.

Список развивающих игр:

  • раскладывание мелких предметов по ячейкам (например, в форму для заморозки);
  • вылавливание ситом предметов из тазика с водой, потом сито замените на кухонные щипцы с эргономичной ручкой;
  • вылавливание предметов из кастрюли (без воды) половником;
  • работа с рамками-вкладышами;
  • катание машинки с грузом по дороге;
  • разбирать предметы на части и складывать их;
  • рвать вату, бумагу на кусочки;
  • игры с прищепками;
  • сортировать предметы (например, разные орехи и семечки);
  • сортировать предметы по цвету, форме, величине;
  • переливание воды из разных емкостей;
  • просеивание муки/крупы через сито;
  • собирание пирамидки из колец;
  • собирание матрешки;
  • захват предметов пинцетом.

Также важно изучать мир на контрастах: горячо-холодно (вода в бутылках), жестко-мягко (пол, подушка), легкий-тяжелый (одна бутылка с малым количеством воды, вторая наполнена до половины), пустой-полный (одно ведерко пустое, второе с песком).

По мере взросления ребенка давайте сложные игры: пазлы, лото, конструкторы, мозаику и т. д

С двухлетнего возраста дети с интересом осваивают пластилин и поделочную глину.

Упражнения для развития правильной речи у детей от 1 до 2 лет

Прежде чем начинать развивать речь малыша, родителям нужно учесть следующие правила:

Упражнения необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей ребенка, а также его индивидуальному психическому развитию. Так, один малыш в 1 год и 11 месяцев может не мочь делать то, что отлично дается другому в полтора года. Старайтесь избегать чрезмерно сложных игр и упражнений, так как малыш потеряет интерес, и обучать его в дальнейшем будет сложнее

Важно учитывать зоны ближайшего развития. Сначала малыш должен начать произносить открытые и закрытые слоги, потом нужно учить с ним одно- и двуслоговые слога

Только после того как он сможет обозначать определенное действие или предмет словами, можно будет переходить к фразам
Примите во внимание психические особенности малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Для них вполне нормально неустойчивое внимание до десяти минут
В этом возрасте в мозгу лишь формируются нейронные связи, и перегрузка может только навредить, вызвав головную боль и плач или вовсе отвращение к развивающим урокам. Оптимальная длительность занятия – 5-10 минут.

Ежедневно уделяя время простым упражнениям, вы поможете малышу лучше развить речевые навыки. Для детей в возрасте 1-2 года подойдут следующие приемы:

Научите малыша выражать эмоции через звуки: «ох» и «вау» при восторге и удивлении, «эх» при разочаровании и так далее. Благодаря этому он начинает интуитивно поднимать, для чего предназначена речь. Пойте вместе с ребенком либо учите его регулировать высоту голоса иными способами. Если он умеет хорошо подражать, можете просто перекликиваться с ним звуками, регулярно повышая высоту голоса. Так он поймет смысл игры. Кстати, это упражнение можно использовать при игре в прятки, или же находясь в разных комнатах с ребенком. Произносите названия предметов, если они находятся в поле зрения малыша. В возрасте до 2-3 лет они понимают, о чем вы говорите, если видят это (наглядно-действенное мышление). При кормлении говорите о ложке, тарелке, называйте другие находящиеся рядом с ребенком предметы. То же самое делайте при купании, укладывании ребенка спать и других регулярных процессах. Предлагайте ребенку подуть на одуванчик, игрушечную крутилку, давайте ему пить через трубочку. Это способствует развитию артикуляционного аппарата. Учтите, что питье через соску и трубочку – это разные вещи. При использовании соски ребенок не задействует губы и щеки. Питье через трубочку намного сложнее, так как малыш должен втягивать жидкость сам. Поэтому некоторые специалисты отмечают, что детки на грудном вскармливании начинают говорить раньше. Мышцы их щек и губ подготовлены лучше, отточек навык прикладывать язык к небу. Давайте малышу для игры предметы, имеющие разную фактуру: крупы в сухом и мокром виде, слегка влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы

Важно, чтобы он играл с ними под вашим присмотром. Пусть малыш часто играет со старшими детками

Наблюдайте за их общением между собой. Годовалый малыш слабо выражает что-то понятное, а вот трехлетний ребенок говорит уже намного лучше. Под его влиянием первый также будет стараться объясниться. Предложите деткам игры, в которых они могут взаимодействовать: построить вместе пирамиду, катать машинку по очереди и так далее.

Также существует ряд специальных логопедических разработок, помогающим деткам в возрасте 1- лет быстрее развить речь. Вот некоторые их примеры:

  1. Для малышей в возрасте от года до года и трех месяцев отлично подходят игрушки в виде животных. В процессе игры предложите покормить зверушку, но перед этим она должна будет попросить об этом – «мяу-мяу», «ав-ав» и так далее. Ребенок должен активно подражать, повторяя звуки и слоги.
  2. В возрасте от года и трех месяцев до полутора лет можно играть в катание машин, строительство башенок, загрузку кузова. Вместе с ребенком называйте предметы и действия, чтобы малыш умел отличать названия от процессов.
  3. От полутора до двух лет необходимо работать над расширением словарного запаса ребенка. Объясняйте ему название предмета на картинке и просите найти аналогичный в помещении либо среди игрушек.

Регулярно играя с малышом и делая с ним простые и интересные упражнения

Важно проявлять терпение и ответственно относиться с попыткам малыша и ошибкам, которые он совершает

Возможные проблемы, требующие обращения к специалисту

Как известно, развитие каждого ребёнка происходит в своём темпе. Между тем существуют определённые средние нормы становления речи, на которые могут ориентироваться родители:

  1. 3–6 месяцев. Малыш пробует свой артикуляционный аппарат в действии, «играет» со звуками (гуление, гуканье).
  2. 1 год. Появляются первые слова («мама», «папа», «дай» и пр. – обычно до 10 слов).
  3. 2 года. Кроха строит простые фразы из 3–4 слов. Активный словарный запас составляет 150–300 слов.
  4. 3 года. Ребёнок говорит довольно много, распространёнными предложениями (из 4–5 слов), рассказывает стихи наизусть. Активный словарный запас — 400–800 слов.
  5. 4 года. Активный словарный запас — 1300–2000 слов. В речи используются все части речи.
  6. 5 лет. Активный словарный запас достигает 5000 слов, быстро запоминаются новые слова. Связная речь хорошо развита.

Сегодня многие дети начинают говорить значительно позже, чем их ровесники ещё лет 20 назад. Это связано прежде всего с социальными факторами: современные малыши с ранних лет проводят много времени перед телевизором и рано начинают приобщаться к гаджетам, сами взрослые постоянно заняты и не поощряют речевую активность ребёнка. Однако в некоторых случаях значительное отставание от указанных норм может быть связано с довольно серьёзными физиологическими или психическими причинами:

  1. Проблемы во время беременности: гипоксия у плода, перенесённые женщиной инфекции, стрессы, резус-конфликт между матерью и плодом.
  2. Родовые травмы: деформация черепа при родах, обвитие пуповиной и пр.
  3. Врождённые проблемы со слухом у малыша.
  4. Врождённые аномалии строения речевого аппарата.
  5. Тяжёлые инфекционные заболевания, перенесённые в грудном возрасте (менингит, энцефалит, гнойный отит и пр.).
  6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, педагогическая запущенность. Бывает и другой вариант — гиперопека (когда предугадывается каждое желание ребёнка, так что ему просто незачем говорить), излишнее сюсюканье (малыш не стремится совершенствовать свою речь).

Недоразвитие речи может быть связано с проблемами во время беременности и родов, например, ребёнок родился обвитый пуповиной

Родители всегда должны быть очень внимательны к своему малышу, чтобы заподозрить возможные отклонения и обратиться к специалисту (неврологу, лору, психологу и пр.). Например, если грудной ребёнок не реагирует на звуки — вероятно, что у него проблемы со слухом. В этом случае он навряд ли начнёт сам разговаривать, ведь он попросту не слышит звуков окружающего мира. Другой вариант: если подросший кроха не откликается на своё имя, обращённые к нему слова, не смотрит взрослому в глаза, предпочитает уединение, у него может быть аутизм. Это расстройство психики, при котором человек избегает социальных контактов с окружающим миром.

Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм — и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи

А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша

Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось.

Ошибки родителей

Естественно, всем родителям хочется поскорее пообщаться со своей крошкой. Тогда он сможет рассказать о своих нуждах и желаниях.

Становится намного проще всем вокруг. Развивающие игры и занятия, без сомнения принесут свои плоды.

Но не совершайте грубых ошибок, проводя занятия с ребенком:

  1. Часто родители ждут немедленных успехов. Не ждите! Получайте удовольствие от настоящего момента общения. Не требуйте многого и сразу: сначала это могут быть отдельные звуки, затем слоги, после — фразы. Главное — положить начало, чтобы отойти от жестов к звуковому общению.
  2. Сравнение со сверстниками — ваш ребенок индивидуален, забудьте о других детях.
  3. Проводя игры на развитие речи, не затягивайте занятия — ребенок не должен уставать.
  4. Игры и занятия должны соответствовать уровню развития, усложняйте задания постепенно. Сомневаетесь, предложите — он сам проявит интерес, если нет — отложите пока.
  5. Не раздражайтесь и повторяйте малышу одно и тоже несколько миллионов раз, это нормально.
  6. Мама должна принимать активное участие в упражнениях, тем самым максимально заинтересовать. Малютке должно быть интересно заниматься и играть.
  7. Повторяйте материал — но сегодня делайте то, что не делали вчера.
  8. Занимайтесь только в хорошем расположении духа. Не заставляйте ни себя, ни его: пользы это не принесет, лучше отложите на завтра.
  9. При разговоре делайте паузу, дайте возможность ответить. Если малыш молчит, задавайте наводящие вопросы, предоставьте несколько вариантов ответа.
  10. Составьте собственный план развития ребенка, подходящий только для него.
  11. Развитие речи детей раннего возраста требует регулярных занятий, приведенных выше, тогда вы непременно заметите успехи.

Опыт — лучший учитель, поэтому мотивируйте малыша на общение с другими детками, задавайте вопросы, будьте заинтересованы и очень скоро вы услышите ответные реплики.

Как устранить задержку речевого развития

Если основания для постановки диагноза нет и проблемы носят временный характер, родителям нужно внимательно подойти к формированию правильной речевой среды — естественной обстановки вокруг ребенка, которая оказывает как положительное, так и негативное влияние на развитие речи. 

Правильная речевая среда рационально организована и наполнена различными сенсорными раздражителями, в ней развита вербальная и невербальная коммуникация. 

Важно:

  • как можно больше общаться с ребенком, используя разные интонации;
  • читать книжки и стихи вслух;
  • минимизировать взаимодействие с гаджетами;
  • обеспечить физическое развитие ребенка;
  • отказаться от гиперопеки и стимулировать ребенка на самостоятельную речевую активность;
  • проконсультироваться с логопедами.

Даже в животе у мамы ребенок способен слышать и узнавать знакомые ему голоса, реагировать на мелодии

Поэтому важно начать говорить с ребенком, петь колыбельные как можно раньше. Например, петь детские песни или рассказывать потешки грудничку во время гигиенических процедур

После шести месяцев родители должны играть с ребенком в ладушки, сороку-белобоку, козу рогатую, показывать и называть части тела, просить повторять звуки и простые слова. 

Примерно в шесть месяцев ребенок учится ползать на четвереньках. Поэтому в этот период стоит больше стимулировать двигательную активность и внедрять игры на развитие крупной моторики. 

Ближе к году, когда малыш научился ходить, у него начинается активная фаза исследования окружающего мира. И задача родителей — не мешать в этом. Бегать, прыгать и разбрасывать игрушки — абсолютно нормально для здорового ребенка.

На втором году жизни ребенок также активно пытается подражать взрослым, поэтому можно привлекать малыша к бытовым процессам — к приготовлению пищи или уборке дома, ребенок с удовольствием будет повторять за взрослым.

Не стоит покупать для малыша дорогие разрекламированные игрушки. Лучшими помощниками в игре станут:

  • кубики;
  • пирамидки;
  • книжки с большими картинками;
  • обычные бытовые предметы.

Дети любят пакетики, фольгу, все, что мама держала в руках. Для развития мелкой моторики, координации движений и обогащения чувственного опыта можно играть с крупами и мукой — пересыпать, трогать пальчиками и ладошками или делать массаж. Для расслабления помогает тесто.

Намного важнее, не во что играть с ребенком, а играть вместе с ним. Любая совместная деятельность ребенка с мамой и папой, общение и обмен эмоциями — это основные факторы здорового развития малыша и его речи. 

Материалы по теме:

  • Людмила Вайс: «В работе логопедов всё перевернулось с ног на голову»
  • Сенсорная комната для детей. Для чего нужна и как сделать самостоятельно

Примеры игр/упражнений для развития речи ребенка в 1 год

Когда ребенок начинает говорить первые слова, то ему самому это очень нравится. Чтобы помочь малышу как можно быстрее заговорить, необходимо чаще с ним общаться. Младенец понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому разговаривать с ним нужно выразительно. Купание, кормление, массаж и все другие действия необходимо сопровождать ласковыми словами.

Называйте ребенка по имени, говорите ему названия окружающих предметов, хвалите его, повторяйте первые звуки, которые он произносит.

Когда малыш станет постарше рекомендуется разговаривать с ним понятными и простыми предложениями. Нужно стараться поддерживать разговор, задавать наводящие вопросы, постепенно увеличивать продолжительность бесед.

Быстрому развитию речи способствуют следующие игры, упражнения и занятия:

1. Пение, чтение книг

Крайне полезно читать малышу книги, показывать яркие, привлекающие внимание картинки. Это развивает память, звуковое и визуальное восприятие, помогает ребенку запоминать новые слова

Совместное разучивание песен и коротких стишков для годовалого ребенка для развития речи не только улучшает произношение звуков, но и укрепляет эмоциональную связь родителей и ребенка.

2. Развитие мелкой моторики.Для этого ребенку нужно выполнять мелкие движения пальцами рук и ног: играть с пуговицами, бусинками, перебирать крупу (под контролем родителей, чтобы малыш ничего не проглотил).

3. Развитие словарного запаса.Делать это можно разными способами. Можно показывать малышу различные предметы, называть их и простым языком объяснять значение. Так ребенок не только выучит новые слова, но и расширит кругозор, узнает много интересного об окружающем мире, быстрее научится говорить.

4. Отказ от коверкания слов и языка жестов. Ребенок учится разговаривать, слушая окружающую речь, поэтому если взрослые много сюсюкают, коверкают слова, то ему будет трудно научиться говорить правильно. Также нужно отучать ребенка разговаривать жестами и стимулировать его произносить свои желания вслух. Действовать необходимо мягко, не доводя малыша до истерики и плача.

5. Музыкальные игры. Помогают развивать речевое дыхание, учат протяжно произносить гласные и четко согласные звуки. Развитию речи способствуют короткие песенки с повторением слогов, игрушки, которые воспроизводят звуки животных, музыкальные инструменты (ребенка просят сказать название инструмента и воспроизвести звуки, которые он издает).

6. Пальчиковые игры. Это изображение различных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее активировать центр речи. В пальчиковых играх используют движения руками (хлопанье в ладоши, опускание и поднимание ладоней, разгибание и сгибание пальцев). Самими известными пальчиковыми играми являются «Летели гуси», «Ладушки, ладушки».

7. Артикуляционная гимнастика для речи ребенка в 1 год направлена на развитие подвижности органов речи. В нее включают упражнения для щек, языка, губ, мимические упражнения. Примеры упражнений:

  • Гримасы.Стоя вместе с ребенком перед зеркалом, показывайте язык, широко улыбаетесь, надувайте щеки.
  • Игры на дыхание. Выдувайте мыльные пузыри, сдувайте обертку от конфет в ладони, дуйте на одуванчики.
  • Игры с языком. Показываете и прячьте язык,делайте круговые движения языком, пытайтесь достать языком до кончика носа.

Работа над речью через изучение алфавита

Дети в возрасте до 10 месяцев имеют способность запоминать буквы алфавита. Казалось бы, это не совсем логично, что дети понимают его, когда в месяц начинают гулить. Однако если вы проанализируете уникальные преимущества алфавита, успех в его понимании детьми становится понятен.

В русском алфавите 33 буквы, каждая из которых предлагает вашему малышу поэкспериментировать с упрощёнными звуками. К примеру, гласные содержат только один звук, в то время как короткое слово, состоящее из трёх букв, содержит уже три звука.

Хоть и шаги к достижению понимания алфавита маленькие, зато награда за это большая. Такое обучение влияет на малыша с разных сторон, хоть мы часто этого просто не осознаём. Естественно, это достижение способно поднять самооценку ребёнка и развить чувство самоуважения, положительно повлиять на развитие речи у детей

Важно ещё и то, что из-за этого не пропадает интерес, и развивается способность сосредоточиваться на уроке, как и то, что развивается чувство доверия к вам. Вы тот человек, который начал этот урок, и вы же объясните малышу, что у него всё получится

Ребёнок будет доверять вам.

И, наконец, самое большое преимущество алфавита заключается в том, что урок продолжается даже тогда, когда вы уже закончили. Буквы окружают ребёнка везде, раньше он их просто не замечал. И вдруг надписи на игрушках или на экране телевизора превращаются в возможности попрактиковаться в изучаемом вопросе. Такой урок может быть бесконечным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: