Нескучная классика: как увлечь подростков литературой

Введение

Литература — совершенно уникальный вид искусства. Она является одним из самых простых для понимания и при этом самым близким для души искусством. С самого своего зарождения она сопровождала человека, отражая все самые важные исторические события и являясь настоящим зеркалом души каждого народа. Многие писатели обращались к литературе, чтобы выразить свои мысли и взгляды относительно сложившейся в современном им обществе ситуации. Когда-то это были слова восторга, когда-то — острая критика.

Замечание 1

Ещё со времён Древней Руси литература использовалась не только как способ влияние на людей, но и как способ влияния на общественно-политическое развитие страны.

Писатели и поэты, обращаясь к литературе как к способу выразить свои мысли и чувства относительно всего того, что предлагал им для осмысления окружающий мир, запечатлели на страницах своих произведений исторический процесс, но, что более важно, они запечатлели самого человека. Как он жил, как менялся, что ценил, какие ставил цели — всё это поймано авторами и помещено на страницы книг

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Проблемы русской литературы 450 руб.
  • Реферат Проблемы русской литературы 270 руб.
  • Контрольная работа Проблемы русской литературы 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В литературе всегда появлялись самые нужные, самые жизненные герои, которые в своей жизни сталкивались с проблемами, похожими на проблемы реальных людей.

Какие же темы поднимались в русской литературе?

Юрий Лавут-Хуторянский, «Клязьма и Укатанагон»

В этом весьма причудливом романе переплетены несопоставимые, на первый взгляд, пласты повествования. Неспешно развивающийся набор современных житейских коллизий, причем не мегаполисных, а фактически деревенских, – это первое. Описания, размышления и дискуссии вокруг грандиозного даже для «чистой» фантастики галактического эксперимента – это второе. И вот эта смена ракурсов, помноженная на дистанцию между мироощущением нынешнего горожанина и исконно крестьянским подходом к жизни, заставляет читателя всерьез проникнуться моральными проблемами

Тяжелая жизнь – оправдывает ли она бессмысленное насилие, неважно над людьми или животными? А ставить опыты над целой цивилизацией, наблюдая за разумными существами, словно за плесенью в лабораторной чашке – это можно? Автор предоставляет читателю полную свободу поиска ответов и толкований

До новых книг!Ваш Book24

Уроки древнерусской литературы сочинение

//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kakie-nravstvennyie-uroki-mojet-prepodat-literatura/

«Без полного выявления всех художественных особенностей древнерусской литературы невозможны построение истории современной русской литературы и эстетическая оценка памятников русской литературы» — пишет Д. Лихачёв. Трудно не согласиться с мнением известного советского и российского филолога.

В глубокой основе нашей сегодняшней культуры лежит культура древнерусская. Эта культура особенная и сильно отличается от нашей, хотя и является её предком. У всей древнерусской литературы сейчас мы можем найти одну тему, это – человек, и одну идею, это – определения смысла человеческой жизни. Но древнерусская литература рассматривала человека, не как личность ли отдельного героя, а как часть одного большого механизма. Это, пожалуй, важнейшая особенность древнерусской литературы. Люди в древней Руси находились очень близко к вере, вся их жизнь была ей пропитана. Благодаря этому, человек просто не представлялся один, без семьи, друзей, соседей, тех людей, которым он мог быть полезен, он не мог быть обособлен.

7 стр., 3149 слов

Сочинения “Нравственный облик древнерусского человека”

… изменения образ героя древней литературы и художественные способы его изображения. «Человек в древнерусской литературе» — сочинение //URL: https://liarte.ru/sochinenie/nravstvennyiy-oblik-cheloveka-v-drevnerusskoy-literature/ … любящей женщины, создан в песенно-фольклорной традиции. Гимн верности и любви, нравственный идеал древней литературы представлены в образе мудрой девы …

Главной целью древнерусской литературы для нас является вложение правильных нравственных ценностей и правильное воспитание человека с моральной точки зрения. Ведь тогда не было такого разнообразия в характерах героев. Древнерусская литература была на той ступени развития, когда герой определялся не характером, а исключительно поступками и мог быть только «злым» или «добрым». Персонажи могли быть только по одну моральную сторону. Герой не мог поменять полюс, и например, исправится в ходе рассказа или стать злым. Древнерусская литература учит, что человек определяется поступками. Это один из важнейших уроков, которые она даёт.

Древнерусская литература, как и всякая литература, учит видеть мир. Особенность её в том, что она показывает не только добро и зло, но и чем они отличаются, как можно делать добро и как сделать мир лучше.

7 класс

Нравственные уроки древнерусской литературы

Сейчас читают:

  • Смотря на картину Константина Федоровича Юона «Мартовское солнце», появляются неоднозначные чувства. С одной стороны – это чувство волнительной радости, вызванное ощущением скорого прихода весны,

  • Великий русский художник Тропинин считался мастером реалистического портрета. Каждая из его работ это подлинный шедевр, которая остается в сердце надолго. Василий Андреевич любил тех людей, что писал на своих холстах, и показывал их самые яркие,

  • Швабрин один из важных персонажей повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Алексей Швабрин антипод главного героя Петра Гринева.

  • В.М. Васнецов – один из известнейших русских художников. Он нашел вдохновение для множества своих картин в народных сказках и былинах. В основу произведения «Ковер-самолет», написанного Васнецовым в 1880 году, легла сказка «Жар-птица».

  • Несмотря на окружающую нас загрязненную экологию, которая состоит из воздуха, воды, еды и др. Одаренные люди находили в природе вдохновение для своего творчества во все времена. В основном великие поэты и писатели в своих произведениях описывали

  • Весна – это чудесный, благодатный период пробуждения природы. Это время, когда тает последний снег, теплые солнечные лучи прогревают замерзшую землю, на деревьях прорастают молодые зеленые листочки,

Что такое нравственный выбор?

Это необходимость выбора между добром и злом, или между добром и равнодушием. Причем нужно сделать этот выбор в какой-то затруднительной жизненной ситуации, когда сделать этот выбор не так-то просто.

Нравственный выбор в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского»

Главный герой рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» вспоминает о своей учительнице.

Она сделала выбор в пользу своего ученика, рискнув даже тем, что про нее подумают коллеги, начальство. Лидия Михайловна настолько прониклась ситуацией способного школьника, страдающего от голода, что страх потерять свою работу ее не остановил. То есть она совсем не думала о себе, а только о том человеке, которому она решила помочь.

Учительница достигла своей цели (мальчик перестал голодать), но потеряла работу

Однако она обрела главное – это их дружбу, и то важное, что вынес для себя ее ученик из этой истории

В рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

В рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» главный герой не совсем понимает, что делает, когда подсовывает своей бабушке траву в лукошке вместо ягоды.

Но его сосед Санька вполне осознанно толкает его на этот глупый поступок. Им руководит злая зависть.

А бабушка мальчика, наоборот, выбирает любовь и прощение, потому что вместо наказания она дарит внуку давно обещанный пряник в виде коня.

И этот подарок в обмен на проступок гораздо большему научил ее внука, чем если бы она его наказала. Мы понимаем, что герой благодаря этой истории станет взрослее и не будет больше подводить тех людей, которые его так сильно любят.

В рассказе «Человек на часах» Николая Сергеевича Лескова

В рассказе «Человек на часах» Николая Сергеевича Лескова часовой Постников пожертвовал своей карьерой, спасши человека, утопающего рядом в ледяной Неве. Он знал, что должен будет пройти сквозь целую роту солдат с розгами за то, что временно оставил свою будку.

В отличие от Постникова, штаб-офицер Свиньин никогда бы не действовал, руководствуясь такими душевными побуждениями. Его карьера и репутация для него на первом месте, поэтому он ведет себя жестко и бесчеловечно.

И даже когда сам Свиньин раскаивается в этом на исповеди, священник его успокаивает, внушая ему, что он во всем поступил абсолютно правильно. Этим высокопоставленным людям далеко до нравственного подвига, на который способен обыкновенный рядовой Постников.

В романе А.С.Пушкина «Дубровский»

В романе А.С.Пушкина «Дубровский» господин Троекуров выбирает неправильный путь. Он не прощает своего товарища Андрея Гавриловича за его дерзость и гордость, а озлобляется и начинает показывать в полной мере свой мстительный нрав.

Результат такого выбора поведения – это сломленный друг (его сумасшествие и смерть), а как следствие, разорение и сиротство его молодого сына Владимира.

Но и сам Андрей Гаврилович Дубровский тоже виноват в этой ссоре, так как и он выбрал неправильное поведение. Зависть по отношению к своему богатому влиятельному другу не дала ему возможности вовремя с ним помириться. А ведь тогда бы не случилось таких трагических последствий.

Эти взрослые люди начали воевать между собой, как дети, а пострадали от этого по-настоящему и сами они, и все вокруг них, и их наследники.

В сказке-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца»

В сказке-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца» перед детьми встал выбор: остаться вместе в большом опасном лесу, как и полагается брату с сестрой, или повздорить и разойтись.

Разойдясь по разным тропинкам, они пошли напрямик к большому несчастью. И если бы не счастливый случай (помощь собаки Травки), то Митрашу ждала бы верная смерть в болоте.

Вывод: как и зачем показан нравственный выбор в произведениях русской литературы

Каждое произведение по-своему учит тому, как важно сделать в нужную минуту правильный выбор, чтобы все не закончилось трагически. Писатели говорят и о том, что когда мы совершаем доброе дело, то это создает мир в душе, который является высшей наградой для человека

Писатели говорят и о том, что когда мы совершаем доброе дело, то это создает мир в душе, который является высшей наградой для человека.

Поэтому таким героям, как часовой Постников у Лескова или Лидия Михайловна у Распутина, не нужны ни признание, ни благодарность. Как писал Н.С. Лесков, нужно любить добро просто для самого добра и не ожидать за него никаких наград, ни на земле, ни на небе. Это и будет правильным нравственным выбором.

А вы согласны  с этим?

Литература для альфа-самцов

— Учитель литературы приходит в старшие классы. У них Вконтакт, киносайты и весна на душе, у вас томик Достоевского или Шолохова. Вы к ним – о разумном, добром и вечном, они… мягко говоря, не так и рады. Можете описать спектр проблем, который возникает у вас как преподавателя литературы?

— Все же у каждого класса свое лицо.

Бывает, что подбирается класс такой, что учиться вообще не хочет, не может, не будет, не любит. В одной школе у меня был класс, который оказался просто неработоспособен. Съехались разные дети из разных городов, случайным образом их объединили в группу, и в ней сложилась настоящая стая со своей структурой: с альфа-самцом,  альфа-самкой, с бетами, с омегами, – прямо как в учебнике по зоопсихологии! Я в таком чистом виде этого никогда больше и не видела. Разумеется, учиться у них было немодно. В конце концов эту группу просто расформировали, и учиться они смогли, только когда их разъединили. Таких трудных классов сейчас у меня нет, но есть другие проблемы.

Если мы говорим о хороших детях в хороших школах, то они очень загружены. Они пашут с утра до вечера, особенно в старших классах. Им просто хочется немножко свободного воздуха. Я спрашиваю как-то:

— Дети, а что это у меня вчера на литературе было 3 человека из наличного состава?

— Ирина Владимировна, май и погода очень хорошая.

Ну что им на это ответишь? Уныло скажешь, что у меня тут, товарищи, по программе не пройдена литература 60-х годов XX века? Я понимаю, что у них выпускной класс подходит к концу, и другого такого мая у них в жизни не будет. Нет, все равно, конечно, приходится вызывать их на индивидуальные занятия и зачеты и всячески их мытарить.

Приемы создания характера в эпосе, лирике и драме

То, какими приемами раскрывается личность и характер главного героя в произведении, зависит от жанра. В эпосе человек изображается в большей мере через свои поступки и поведение. В таком жанре уместна и характеристика героя самим автором. Для драмы это не так характерно, драма раскрывает характер через поступки и речь героя, через его отличия от других людей.

В этом она сильно отличается от эпоса, который формирует характер совершенно по-иному. В центре драмы может стоять лишь одна проблема, которая и раскрывает нравственное дно героя. И его выбор говорит сам за себя, именно один определенный поступок или решение будет показывать истинный характер главного персонажа.

А в лирике героя чаще всего показывается через чувства и переживания, через наполнение его внутреннего мира. Понимая, что именно испытывает герой, какие эмоции он проявляет, читатель осознает его истинную натуру и узнает его настоящее лицо.

«Нравственные проблемы» сочинение

Вопросы нравственности, борьбы добра со злом — веч­ны. В любой литературе мы найдем произведения, в кото­рых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев ми­ровой литературы.

Проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали и русских писателей. Надо было быть очень сме­лым человеком, чтобы говорить так, как это сделал неиз­вестный автор «Слова о полку Игореве»; как делал это один из первых русских проповедников киево-печерский

игумен Феодосий, за что навлек на себя княжеский гнев. В последующие времена передовые русские писатели про­должали осознавать себя независимыми от воли князей и царей. Они понимали свою ответственность перед народом и отечественной историей, ощущали себя более высокими по своему призванию, чем сильные мира сего. Стоит вспом­нить Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Тол­стого, Достоевского, многие другие имена русских писа­телей нового времени.

В нынешнее время, когда мы только-только вступили в XXI век, когда в повседневной жизни буквально на каж­дом шагу приходится сталкиваться с аморальностью

и без­духовностью, нам как никогда прежде нужно со всей от­ветственностью обратиться к урокам нравственности.

В книгах замечательного писателя Ч. Айтматова герои всегда ищут свое место в жизни. Они способны «изо дня в день восходить к сияющему совершенству духа». Напри­мер, в романе «Плаха» писатель попытался «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе с ним прошел через духовные пространства и поднялся на более высо­кую ступень».

Главный герой произведения — сын священника Авдий Каллистратов. По словам духовных наставников семина­рии, он еретик. Авдий стремится к тому, чтобы нести доб­роту и справедливость в мир, полный жестокости и равно­душия. Он верит, что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто находится рядом с ними. Авдий стремится к любви и правде и совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокос­ти и ненависти откроется перед ним.

Встреча героя с собирателями анаши становится свое­образной проверкой сил и возможностей. Авдий как может старается донести им светлые идеи справедливости. Но этих идей не могут понять ни главарь «анашистов» Гришан, ни его напарники

Они собирают коноплю ради де­нег, а остальное для них не важно. Они считают Авдия сумасшедшим «попом-перепопом», чужим в их кругу

Авдий наивно полагает, что главным оружием в борьбе за человеческие души, за нравственность в отношениях между людьми является слово. Но постепенно выясняет­ся, что «анашисты» и обер-кандаловцы говорят с ним на разных языках. В результате анашисты выбрасывают его из вагона поезда, а обер-кандаловцы распинают на саксау­ле. С наивной верой в возможность очищения мира от зла и безнравственности искренним душевным словом Авдий взо­шел на свою плаху.

Что заставляет человека сворачивать с правильного пути? В чем кроются причины перемен, происходящих с ним? К большому сожалению, на подобные вопросы лите­ратура не может дать однозначного ответа. Литератур­ное произведение лишь представляет типичные проявле­ния нравственных болезней времени. Главный же выбор остается за нами — реальными людьми, живущими в ре­альном времени.

Нравственные проблемы являются своего рода вторым оборотом ключа в повестях В. Быкова, который открывает дверь в произведение, при «первом обороте» представляю­щее собой незначительный военный эпизод. Больше всего писателя интересуют обстоятельства, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а исклю­чительно своими нравственными принципами. Ивановский («Дожить до рассвета»), Мороз («Обелиск»), Сотников («Сотников»), Степанида и Петрок («Знак беды») — вот далеко не полный перечень героев В. Быкова, которые оказываются в ситуации нравственного выбора и с честью выходят из нее. Погибает Алесь Мороз. Но перед смертью он «сделал больше, чем если бы убил сто немцев». Гибель Сотникова оказывается почетнее жизни, купленной Рыба­ком. Погибают Степанида и Петрок, до последней минуты своей жизни отстаивая свои личные нравственные прин­ципы.

«Истинный показатель цивилизации — не уровень бо­гатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека», — говорил Р. Эмерсон. Когда мы совершенствуем себя, мы тем самым совершенствуем и окружающий нас мир. И мне кажется, что только путем нравственного развития человеческое общество сможет достигнуть вершин совершенства.

О, если бы нас не заставляли читать в школе!

 – Часто говорят, что в 13-14 лет ребенку не понять Достоевского и Чехова, часто слышишь удивление от взрослых – надо же, сел перечитывать «Капитанскую дочку» – это нельзя читать в школе – это только сейчас можно понять!!!

 – Но лет в 25-30 человек не будет знать, где все это взять. Кстати, «Капитанская дочка» у нас в прошлом году очень хорошо пошла. Я даже не ожидала, что восьмиклассники так живо откликнутся, что им это будет действительно интересно, что они книгу воспримут не как скучную дидактику про «береги честь смолоду», а начнут живое обсуждение живых героев. Нет, бывает, что какое-то произведение в каком-то классе ну никак не идет: вот «Преступление и наказание» идет, а «Война и мир» сразу за ним – нет.

— То есть бывают такие несовпадения – читатель с писателем?

— Ну вот у меня с Достоевским есть какое-то несовпадение.  Не скажу, что я его не люблю, есть вещи, которые я читаю и перечитываю: «Записки из подполья», например, или «Село Степанчиково и его обитатели». Но «Бесы», например, страшно сопротивляются, я просто вынуждена заставлять себя прорубаться через этот текст — чувствую себя ледоколом «Красин». И с Некрасовым мы не сильно дружили, пока я Чуковского не начиталась. Чуковский меня с Некрасовым не то чтобы примирил, но подружил, во всяком случае. После него мне стало понятнее, как Некрасова давать в школе так, чтобы детей не тошнило, как меня от него в школе тошнило.

Урок милосердия

Лидия Михайловна научила персонажа помогать не только добрым словом, но и настоящим делом. Она всячески старается помочь герою вынести тяжелые и голодные времена. Учительница предлагает мальчику ужин, отсылает ему продукты на «хороший обед». Несмотря на отказы героя, она не сдается. Чтобы у мальчика появились хотя бы какие-то деньги, она решает играть с ним на выигрыш. Ребенок получает средства на молоко, которое ему было необходимо пить каждый день.

Лидия Михайловна действительно милосердна по отношению к герою. Она способна к самопожертвованию. Когда учительница узнает, что главный герой играет с другими ребятами на деньги, она не раскрывает его секреты перед директором. Тем самым она ставит себя под опасность. Но большая опасность возникла тогда, когда она сама играет с ним на выигрыш. Лидия Михайловна до конца защищает мальчика, полностью берет на себя вину, в результате чего ей приходится уйти из школы и вернуться на родину. Но даже после этого героиня не забывает мальчика: она присылает ему яблоки, которые герой ни разу не ел. Своим финальным поступком Лидия Михайловна показала, что нужно делать добрые дела независимо от ситуации, какой бы трудной она ни была.

Сочинение на тему «Нравственные уроки истории»

  1. Главная
  2. Сочинения
  3. Сочинения по роизведениям Толстого
  4. Сочинения по роизведению Война и Мир
  5. Нравственные уроки истории

Лев Николаевич Толстой – один из самых известных представителей русской литературы второй половины XIX века – в своем романе «Война и мир» обращается к проблемам, которые можно назвать вечными, и это, прежде всего, нравственные проблемы. Действие романа и судьбы его героев разворачиваются на фоне трагических событий Отечественной войны 1812 года. Почему именно это сложное для России время заинтересовало писателя? Какие нравственные уроки преподает нам история борьбы русского народа с французскими захватчиками?

События войны 1812 года, описанные Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», ярчайшим образом демонстрируют нам самые лучшие качества русского национального характера. Самоотверженность, беззаветная любовь к Родине и особая, «скрытая… теплота патриотизма», как назвал это качество Пьер Безухов.

Это то, что объединяет все сословия Российской империи, всех честных и преданных Родине людей. Русский народ, объединенный общей бедой и общей великой целью, мы видим глазами героев романа. Так, во время Бородинского сражения Пьера Безухова поражает спокойное мужество солдат на батарее Раевского. Они не думают о своей судьбе, сливаясь в единое целое со всем народом.

А князь Андрей Болконский предельно четко и ясно выразил то чувство, которым были охвачены все честные люди: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям… Надо их казнить»

И в то же время в романе нет любования войной, превознесения воинских подвигов, восторженного отношения к сражениям. Свое отношение к войне Л. Н. Толстой выразил словами князя Андрея: «Война — не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость».

Пожалуй, стремление людей к единению перед лицом опасности, невзирая на сословные различия и прошлые обиды, является важнейшим нравственным уроком той далекой от нас войны. И в ней русские одержали, в первую очередь, именно нравственную победу. «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным», — пишет Л. Н. Толстой.

Другой не менее значимый урок – это понимание истинного патриотизма. Лев Николаевич в своем романе показывает, как в условиях войны и опасности общество разделяется на истинных патриотов, доказывающих делами свою преданность Родине, и патриотов ложных, которые просто прикрываются красивыми фразами. Таких людей мы видим на примере графа Растопчина, который расклеивает никому не нужные листовки, или Берга, которого в критические для Родины дни интересуют поиски «шифоньерки» для Верушки.

Истинный патриотизм в поступках Наташи Ростовой, отдающей свои подводы раненым, Пьера Безухова, который, несмотря на свою неприспособленность к военному делу, хочет быть в гуще сражения, в самоотверженности тысяч простых людей, сжигающих свое имущество, чтобы оно не досталось врагу, и сражающихся в партизанских отрядах.

Толстой показывает, как война обнажает душу человека, срывая с нее всю шелуху привычек и традиций. И душа эта может засверкать чистейшим бриллиантом или оказаться никчемной гнилушкой.

Именно истинный патриотизм превратил войну 1812 года в поистине народную. «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: