Содержание коррекционной работы
С детьми 3-4-х лет логопед занимается по следующим направлениям:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи;
- развитие моторной сферы;
- развитие психологической базы речи.
Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов – подготовительный (формирование артикуляционной базы), постановка, автоматизация (закрепление правильного произношения) и дифференциация (если ребенок путает звуки в речи). Автоматизацию звука проводят в следующем порядке:
- в слогах – проговаривание слоговых дорожек, чистоговорок;
- в словах;
- во фразах и предложениях – скороговорки, проговаривание и заучивание двустиший;
- в самостоятельной связной речи.
Параллельно с коррекцией звукопроизносительной стороны речи проводится работа по вышеперечисленным направлениям. При работе с моторной сферой логопед предлагает задания:
- на координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
- пальчиковую гимнастику;
- работу со шнуровкой, собирание мозаики;
- артикуляционную гимнастику.
Работа с импрессивной стороной речи включает в себя следующие задачи:
- накопление словарного запаса, усвоение новых слов, обозначающих названия частей тела, предметов, окружающих ребенка, признаки, глаголы, обозначающие бытовые и игровые действия;
- обучение пониманию обобщающих слов;
- уточнение понимания и применения личных и притяжательных местоимений и прилагательных.
В работе по коррекции экспрессивной стороны речи логопед занимается уточнением и активизацией пассивного словаря по определенным лексическим темам. В детскую речь вводят прилагательные и личные местоимения. Малыша учат сравнивать предметы, находить одинаковые признаки и различия.
На коррекционных занятиях проводят работу по формированию грамматического построения речи:
- умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
- изменение слова по числам;
- формирование умения пользоваться притяжательными прилагательными;
- формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.
ОНР 3 уровня
У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.
При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.
Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.
Упражнения и игры:
- «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
- «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
- «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
- Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
- Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
- Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
- Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
- Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
- «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.
Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей
Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей
Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.
Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития
Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.
Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи
Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения
В основном все логопедические занятия для детей 3-4 лет начинаются с небольшой гимнастики для органов артикуляции. Наиболее популярные:
- Улыбка — растянуть губы в улыбке, показав при этом зубы (то же самое без зубов).
- Дудочка — сложить губы в трубочку и сильно вытянуть вперед.
- Шарик — надуть щеки и подержать так воздух 3-5 секунд.
- Лопатка — на нижнюю губу положить распластанный язык, зафиксировать.
- Иголочка — язык сильно напрячь, сделать максимально тонким и вытянуть вперед, зафиксировать.
- Варенье — облизать языком верхнюю и нижнюю губу.
- Почистим зубы — языком провести по верхним зубам, затем по нижним.
- Горка — язык упирается в нижние зубы, середина его при этом стремится к небу, образуя горочку. При такой тренировке ребенок запоминает положение языка, используемое для произношения многих звуков.
Игры на развитие слуха
Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.
Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».
Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д
Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.
Пальчиковая гимнастика
Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:
- Замок — руки крепко сцеплены в замок, при этом пальцы обеих рук переплетены друг с другом.
- Царапки — поочередно правой и левой рукой изображать «лапки».
- Согреем ручки — сильно потереть правой ладошкой левую.
- Очки — из большого и указательного пальцев каждой руки сделать круг и поднести к глазам — надеть очки.
Пальчиковая гимнастика развивает речь
Заучивание стихов, чтение и рассказывание
Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.
Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.
Обратите внимание! В 2017 году Бардышевой Т. Ю
и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.
Бытовые навыки
- Одеваться и раздеваться;
- Кушать при помощи столовых приборов (ложка, вилка);
- Пить из чашки;
- Убирать игрушки по местам;
- Следить за своим внешним видом, соблюдать опрятность;
- Пользоваться горшком;
- Мыть руки, лицо;
- Поливать цветы;
- Вытирать пыль.
Личная гигиена ребенка 3-4 лет
- Правильное использование туалета. После 3-х лет можно постепенно приучать ребенка к использованию взрослого унитаза. Для этого необходимо приобрести специальную накладку на унитаз, чтобы малыш мог удобно сидеть, и стульчик или подставку, если рост малыша не позволяет самостоятельно забраться. Расскажите и покажите, как пользоваться туалетной бумагой или салфетками, объясните, зачем это нужно делать;
- Мытье рук. Малыш должен запомнить, что обязательно нужно быть руки после посещения туалета, улицы, перед едой и по мере их загрязнения. Помогите научиться правильно использовать мыло, тщательно мыть руки со всех сторон и между пальцами;
- Умываться. Покажите, как правильно мыть лицо, использовать полотенце;
- Чистить зубы. Малыш уже может очищать свои зубы самостоятельно с использованием детской щетки и специальной зубной пасты;
- Контроль опрятности своего внешнего вида. В 3-4 года ребенок может сам следить за состоянием своей одежды, не одевать грязные, мятые предметы гардероба, своевременно производить замену испачканных вещей.
Принципы коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста
Работа с младшими дошкольниками требует особого подхода. Занятия с данной возрастной категорией отличаются не только объемом и содержанием материала, но и особыми приемами:
В этот период малыш познает мир, подражая окружающим. Поэтому в занятия необходимо включить упражнения с подражательными элементами.
Совмещение обучения и игровой деятельности
Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают материал в ходе игры, потому что эта деятельность – ведущая.
Для закрепления навыка необходимо его повторять несколько раз.
В речевом материале должны быть предметы и ситуации, соответствующие детскому опыту.
Уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту.
У детей данной возрастной группы внимание еще непроизвольно и кратковременно. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
Структура занятия: начало, основная часть и конец
Начало и конец не занимают много времени, основная часть – дидактическая игра по теме занятия.
Нужно задействовать несколько видов деятельности – тогда малышу будет интересно, и он захочет заниматься дальше. Необходимо чередовать активные игры со спокойными занятиями.
Знания и умения, полученные на занятии, малыш должен применять на практике. Поэтому логопед взаимодействует с воспитателем и родителями ребенка.
Создание ситуации успеха.
При соблюдении принципов работы с детьми раннего возраста, коррекционные занятия будут результативными.
Занятия с детьми 2—3 лет
- В возрасте 2—3 лет, малыши подражают речи окружающих. Они активно, но неустойчиво разговаривают. Однако, встречаются детки, которые упрямо не говорят или делают это так, что их способны понять только родители.
- Логопедические занятия для самых маленьких, проводятся с учетом психологических и физиологических особенностей этого возраста. Урок состоит из 3—4 упражнений и не длится более 20 минут.
- Малыши 2—3 лет занимаются только тогда, когда им что-то интересно. Поэтому упражнения для развития речи дополняют наглядными пособиями. Урок реализовывают через игру. Тогда на эмоциональном подъеме малышу захочется повторять слова.
Познавательное развитие ребенка в 3-4 года
- Около 10 домашних животных. Уметь их назвать, показать, какие звуки они издают, рассказать, чем они полезны для человека, что кушают;
- 5-7 видов птиц, включая домашних, узнавать их на картинке;
- 4-5 видов рыб;
- 4-5 видов насекомых;
- основные растения, встречаемые в вашем регионе: 3-5 видов деревьев, 5-7 видов цветов;
- основные овощи, фрукты, ягоды, грибы, произрастающие в вашем регионе, доступные в продаже;
- чем отличаются между собой основные материалы (пластик, стекло, дерево, камень, бетон);
- разные части суток (утро, день, вечер, ночь), уметь рассказать, какие действия характерны для каждого времени;
- времена года и их отличия между собой;
- основные явления природы (дождь, гроза, солнце, ветер и т. д.);
- основные части тела. Уметь показать их на себе, другом человеке, картинке;
- 3-5 основных профессий;
- до 10 видов транспорта;
- различия между городом, деревней, природой.
Психическое развитие
- Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым;
- Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом. При этом, если преподнести то же самое в форме мнимого выбора, то малыш с удовольствием соглашается (“ты будешь кушать?” — “нет”; “что ты будешь кушать кашу или суп?” — “суп”);
- Попытка командовать. Проявление деспотизма — один из признаков кризиса 3-х лет. Малыш не только не хочет выполнять ваших команд, но и стремится заставить вас идти у него на поводу;
- Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил “Я сам” в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно;
- Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей. Ребенок негативно реагирует на проявление интереса со стороны родителей к другим детям, может драться, пытаться отогнать.
Спокойной реакцией на любые негативные проявления со стороны ребенка. Не кричите и не ругайте малыша во время истерики. Уведите или унесите из людного места и дайте ему выплеснуть все накопившиеся эмоции. После окончания истерики предложите ему в будущем выражать словами свои желания, а не криком;
Установив законы, которые будут выполняться всеми членами семьи. Если ребенку что-то запрещено, то нужно твердо сказать “нет” и не идти на уступки, несмотря на манипуляции и шантаж (истерика, крики, попытки драться);
Расширением зоны самостоятельных действий. Предоставьте ребенку самому выполнять больше действий. Излишняя опека в этот период может провоцировать усиление кризисных проявлений;
Не приказывая, а давая возможность выбрать. Мнимый выбор — лучший способ избежать отрицания или гнева. Чтобы малыш покушал, спросите его не “хочешь кушать?”, а “что ты будешь есть?”. Совершая, даже мнимый выбор, кроха чувствует уважение к своему мнению и быстрее идет на контакт;
Замените командный тон на просьбу о помощи. Если кроха отказывается брать вас за руку, переходя дорогу, то не нужно ему говорить, что так нужно для него. Попросите его помочь вам пройти через дорогу, скажите, что вы боитесь
Ребенок почувствует свою важность, необходимость своей помощи и с радостью поможет.
Нормы развития речи в 3 – 4 года
У каждого свой темп формирования навыков, в том числе разговорных. Но есть понятие нормы, которому должно соответствовать большинство деток в 3 – 4 года. Назовем принятые параметры:
- Знает, произносит свои данные (фамилию, имя, отчество);
- Знает и говорит имена родителей, бабушек, дедушек, друзей;
- Может описать, что увидел в мультике, на улице;
- Сформировано образное мышление;
- Говорит простыми фразами, прослеживается тенденция к овладению более сложными конструкциями;
- Обобщает названия вещей по группам: посуда, игрушки, одежда, еда;
- Понимает и находит признаки предметов;
- Понимает и озвучивает действия;
- Может непоследовательно пересказать сказку, историю;
- Управляет силой голоса — говорит тихо, громко и шепотом.
Таковы особенности развития речи у детей 3 – 4 лет. О задержке говорят, если малыш даже не приблизился к овладению навыками. Если он у вас не по всем показателям соответствует норме, это не говорит о дефекте
Но внимание этому вопросу уделите
Чем полезны логопедические упражнения
Описание логопедического занятия для детей 3-4 лет включает обязательную артикуляционную гимнастику для снятия тонуса и спазма мышц, динамические и статические упражнения для языка, углов губ, мышц нижней челюсти, щек, пальчиковую гимнастику и мелкую моторику, иногда рефлексотерапевтический массаж
В ходе корректирующих занятий дети учатся пространственным представлениям, развивают моторику и память, зрительные образы, внимание, мышление и наблюдательность. Развиваются сенсорные функции, практикуется конструктивное мышление, постепенно нормализуется мышечный тонус
Рекомендации родителям
Кроме занятий с логопедом, с малышом для закрепления навыков нужно заниматься дома. Но все должно проводиться в игровой форме. Для улучшения состояния общей моторики играйте с малышом в спортивные подвижные игры, объясняя их правила. Приучайте малыша помогать вам в выполнении домашних дел, при этом взрослые должны оречевлять свои действия.
Читайте вместе, задавайте вопросы по прочитанному. Обыгрывайте с малышом различные ситуации. Играйте в развивающие игры («Найти лишний предмет», «Расположить картинки по порядку» и т. д.). Во время прогулок рассказывайте о том, что окружает малыша.
Родители должны поощрять малыша к общению и взаимодействию с окружающими. Необходимо хвалить ребенка за любое достижение – тогда у него появится еще больший стимул стараться на занятиях. Все логопедические упражнения в младшем дошкольном возрасте должны сопровождаться наглядным материалом и проводиться в игровой форме.
Упражнения
Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.
Пальчиковая гимнастика
Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз
Загорелись огоньки
Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.
Вкусные блинчики
Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.
На речке
Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.
Как растут деревья
Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.
Артикуляционная гимнастика
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
Веселые квакушки
Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.
Шаловливый слоненок
Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.
Хитрый питон
Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.
Быстрая лошадка
Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком
Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!
Гребешок
Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.
Бабушкины ходики
Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.
Воздушные шарики
«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.
Игры для развития фонематического слуха
Что звучит?
Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.
Слова-вагончики
Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.
Маленькие поэты
Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)
Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.
https://youtube.com/watch?v=BHSRn0_Rcos
Упражнения для развития речи
Развитие и становление речи начинается с семьи, поэтому родители и близкие люди в силах помочь крохе справиться с этой задачей.
Говорите правильно. Дети подражают взрослым, поэтому больше общайся с ребенком, комментируй все свои действия. Речь взрослого должна быть эмоциональна, так ребенок быстрее запомнит новые слова. Обсуждай с ним бытовые предметы, явления природы и пр.
Читайте книги. В зависимости от возраста, читай малышу сказки, стихи с договариванием, повторяющимися фразами. Читай медленно, четко проговаривая каждое слово. Если малыш просит, прочитай сказку несколько раз. Когда ребенок уже знает буквы, поощряй его желание прочитать какие-то слова самостоятельно.
Задавайте вопросы. Ежедневно спрашивай ребенка, как прошел день, что нового он узнал и т. п. И при этом внимательно слушай, не торопи ребенка и не одергивай! Если сначала у вас не получится полноценной беседы, все равно вопросы будут способствовать развитию речи и умению выражать мысли
Также важно отвечать и на вопросы ребенка, не игнорировать их. Если не знаешь ответа, скажи, что посмотришь в интернете или книге
Играйте! Хорошо развивают речь и воображение сюжетно-ролевые игры, домашнийкукольный театр, настольные и пальчиковые игры под музыку, лепка и различные виды рисования. Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на речи малыша. Такие игры поднимут ребенку настроение и развлекут, если вдруг станет скучно. А детские песни и мелодии научат малыша менять высоту голоса, тональность и ритм.
Занимайтесь спортом. Не стоит ограничивать двигательную активность ребенка. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Шустрые малыши имеют больший словарный запас, быстрее воспринимают и обрабатывают информацию. Делайте утреннюю гимнастику, больше гуляйте на свежем воздухе, а в выходные устраивайте семейные вылазки на природу. Особое значение имеют подвижные игры, которые часто сопровождаются словами — стихами, песнями, речитативом. Текст задает ритм движениям.
Ограничь гаджеты. Просмотр мультиков, компьютерные игрынегативно влияют на развитие речи ребенка. Звуки с экрана не направлены на ребенка и не предполагают ответа, малыш лишь пассивный зритель. К тому же герои современных мультиков порой гнусавят, не выговаривают некоторые звуки. В результате дети говорят мало и с трудом подбирают слова, чтобы выразить свои мысли
Все внимание уходит на восприятие картинки
Психо-эмоциональное развитие ребенка
Научиться различать фантазию и реальность — это постепенный процесс. В течение этого года ваш ребенок находится на интересной стадии. Он по-прежнему практикует «магическое мышление», присваивая черты тем объектам или людям, которые невозможны, но кажутся логичными ранним умственным способностям вашего ребенка. Ваш ребенок может поверить, что письмо, брошенное в почтовый ящик, сразу же летит прямо в почтовый ящик дедушки. Он может подумать, что тигры живут на деревьях, что птицы могут разговаривать с ним, и что на Луне действительно есть человек. Иногда взрослые говорят, что они воспринимаются буквально, потому что они кажутся правдоподобными вашему ребенку: «Мошки нас едят живьем». «Я мог убить его!»
Фантазии
В то же время ваш ребенок постепенно понимает, что некоторые полеты фантазии, вероятно, нереальны: его игрушечный самолет на самом деле не летает. И не живет внутри телевизора. Этот процесс занимает годы — свидетельство восьмилетней зубной феи и верующих Деда Мороза. Не спешите: замечательно сохранить немного волшебного мышления.
Временное пространство
«Когда мы собираемся?» «Завтра», — отвечаете вы. Пять минут спустя ваш дошкольник спрашивает. «Мы уже идем?» Дети сильно различаются по тому, насколько хорошо они понимают время. В три года ваш ребенок может понять последовательность (она сделала это первым или последним) и сколько времени что-то занимает (долгое или короткое время). Но понимание прошлого (вчера) и будущего (завтра) могут быть мрачнее.
Ваш ребенок готов понимать дни недели, поэтому упоминайте их всякий раз, когда у вас есть возможность. Например, напомните ей, что по выходным, субботам и воскресеньям нет школы или работы. Или, может быть, этот понедельник — день, когда она идет в дошкольные учреждения.