Скооперируйтесь с учителем
Если ребенок нарушает дисциплину, надо, во-первых, сделать так, чтобы он перестал плохо себя вести, во-вторых, устранить причину такого поведения — именно в этой последовательности.
В случае с Романом надо было сначала объяснить мальчику, что нехорошо кривляться, а затем разобраться, почему он все время хочет быть в центре внимания. Первый шаг к решению проблемы — встреча с учителем.
Узнайте у педагога, когда ребенок начал себя плохо вести и в каких ситуациях проявляется такое поведение. Можно ли предположить, что его что-то провоцирует? Направлены ли его действия конкретно на кого-то из одноклассников?
Некоторые дети ведут себя слишком активно после перемены, потому что еще не успели успокоиться. Или, наоборот, если, например, у ребенка возникли на уроке проблемы с чтением, то после урока он может завязать с кем-нибудь драку.
Родители Романа обсудили с учителем также и то, что сына не взяли в команду лучших футбольных игроков (и что он, конечно, переживает по этому поводу). Рассказали и о том, что его младший брат начал говорить и теперь стал центром внимания в семье. Быть может, все это имеет какое-то отношение к поведению мальчика.
Выслушайте своего ребенка
Прежде чем составлять план действий, выслушайте своего ребенка. Роман, например, пожаловался, что его учительница несправедлива к нему и что он не виноват. «Не моя вина, что мои друзья считают меня забавным! А Татьяна Андреевна просто не понимает шуток!»
Родители отнеслись к его объяснениям с пониманием, но изъявили желание посидеть на уроке, чтобы лучше разобраться в происходящем. При этом они проявили твердость. «Мы сказали ему, что рады, что у нашего сына такое отличное чувство юмора, — говорит его отец. — Но было бы лучше, если бы он развлекал своих друзей после уроков».
Вместе они выписали на листок бумаги правила, когда в школе можно дурачиться (на переменах, после занятий), а когда надо быть серьезным, и договорились, что один вечер в неделю Роман может «устраивать цирк дома».
К вопросу о почерке
На форумах мам регулярно появляются посты о том, что ребенку несправедливо снижают оценку за почерк. Подобный воспитательный процесс практикуется во многих школах. Но почему? Дело в том, что учитель младших классов должен проверять не только знания, но и обучать малыша дисциплине, аккуратности, усидчивости.
Тем временем примерный ребенок, который старательно делает домашнее задание, внимательно слушает на уроках и даже дает списывать правильные ответы менее подготовленным ребятам, получает оценку ниже, чем остальные. Это расстраивает малыша и через время приводит к выводу, что чтобы он ни делал, к нему придираются, и балл все равно будет низким. Подобные мысли не мотивируют, а наоборот, заставляют сложить руки и плыть по течению.
Как должны выставлять оценки?
Чтобы детально разобраться в вопросе, следует ознакомиться с Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». В нем говорится, что система оценивания не может ограничиваться исключительно проверкой усвоения материала. Школа ставит перед собой более важную социальную задачу. Школьник должен научиться:
- контролировать и проверять себя;
- самостоятельно научиться оценивать свои действия;
- находить ошибки и устранять их;
- уметь применять знания в нестандартных ситуациях.
Оценка и отметка выполняет не только оценивающую функцию, но и воспитательную, эмоциональную, информационную и управленческую. Балл улучшает мотивацию к любому виду деятельности, снимает страх учеников перед контрольными работами, создает эмоциональный фон. Чтобы оценка не огорчила ребенка и не усугубила низкую самооценку, эмоциональная реакция учителя должна соответствовать детской. Если педагог покажет беспокойство, поддержит и скажет, что все обязательно получится, малыш постарается скорее добиться нужного результата.
Кроме этого учитель должен понимать, что оценки выставляются не только для ученика и его родителей. Они показывают пробелы и недостатки в организации учебного процесса и недоработки педагога. Это устанавливает своеобразную связь между ребенком и взрослым.
Следует отметить также, что в Письме Министерства предусмотрена оценка «за общее впечатление от письменной работы». Это обозначает, что учитель оценивает внешний вид письменного задания, привлекательность, аккуратность, чистоту. Отметка выставляется в тетрадь и дневник через дробь, например 5/3, но в журнал не вносится. Таким образом, снижение оценки допускается, если:
- в тетради не меньше 2-х небрежных исправлений;
- работа плохо читаема, содержит много зачеркиваний, ненужных сокращений;
- отсутствуют поля и красные строки.
Позиция учителя с оценочной точки зрения считается правильной, так как помогает объективно ответить не только на вопрос качества полученных знаний, но и приложенных стараний. А разве педагог младшей школы не должен научить ребенка организовываться во всех жизненных сферах?
Советы родителям
Если вы заметили в дневнике оценку, написанную через дробь, и вторая ниже первой, не спешите идти ругаться в школу. Во-первых, она не выставляется в журнал и не отразится в табеле
А во-вторых, обратите внимание на сигнал учителя. Задумайтесь о том, какие трудности ждут вашего ребенка, если он не научится разборчиво писать, а любые документы будет в будущем заполнять с помарками и неаккуратными исправлениями
Не самая приятная картина, правда?
Чтобы ребенок не расстраивался, его самооценка не снизилась, а желание учиться не пропало, нужно:
поговорить с учителем и попросить мягко обосновывать плохую оценку малышу;
объяснить школьнику важность каллиграфии;
развивать мелкую моторику не только с помощью письма, а выполнением кропотливой мелкой работы, например, можно заняться лепкой или бисероплетением;
похвалить за высокий уровень знаний и выразить гордость за то, что сегодня в тетради написано все красивее, чем вчера.
Школьник поймет претензии учителя, и не будет стараться улучшить результат. При этом вы не потеряете с ребенком связь и сможете радоваться его успехам вместе с ним. Не ругайте малыша, а покажите ему свою поддержку, заботу и любовь. Тогда вы со всем справитесь и больше не вернетесь к вопросу почерка.
Чего не имеет права делать учитель.
По интернету гуляет утверждение:
Учитель не имеет права:
— Применять к учащемуся меры физического и психического насилия. (1) — Опаздывать на урок. (2) — Выгонять ученика с урока. (3) — Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося. (4) — Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы. (5)
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57
Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.)
(2) Трудовой кодекс РФ, ст. 21
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
- незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
(3) Конституция РФ, ст. 43
В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13). Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.
(4) Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65
ст. 65. Учителя должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными для оценки успеваемости учащихся, но при этом должна быть исключена несправедливость по отношению к отдельным учащимся.
(5) Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха).
Главное- уважать друг друга. И учитель. и ученик имеют свои права и обязанности.
Уважаемые родители!
Если у ребёнка конфликт с учителем, не позволяйте себе стать участником конфликта. Постарайтесь объективно разобраться в ситуации, не унижая достоинство учителя или ребёнкa.
Две модели поведения родителя
Когда складывается подобная ситуация, все родители делятся на два лагеря: одни начинают яростно защищать своего ребенка, обвиняя в случившемся всех окружающих, а другие присоединяются к «обвинителям» и вместе со всеми начинают ругать свое чадо. Скажу вам сразу: и одна, и вторая модель поведения — неправильные. Так как в первом случае вы делаете все возможное, чтобы вырастить из своего ребенка инфантильного человека, а во втором — своим же поступком взращиваете в нем комплекс неполноценности и массу прочих «тараканов», справляться с которыми ему потом придется долго и дорого (без специалиста тут не обойтись).
Как правильно реагировать на двойки ребёнка
Двойка — это не катастрофа, особенно если ребёнок не получает их регулярно. И даже если учёба даётся с трудом — это не значит, что он навсегда останется аутсайдером.
В то же время плохую оценку не стоит игнорировать. В противном случае ребёнок начнёт также безразлично относиться к результатам своей учёбы.
Ругать и наказывать ребёнка за двойки также не следует. Плохая оценка уже заставляет его чувствовать себя хуже других, и ваша негативная реакция только усилит чувство собственной неполноценности.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Ругая ребёнка за двойки, вы взращиваете в нём страх допустить ошибку, который никак не способствует школьной успеваемости и приводит только к новым неудачам. Но теперь, опасаясь наказания, ребёнок может скрывать от вас плохие оценки. Так один скандал из-за двойки может привести не только к серьёзным проблемам с учёбой, но и к потере доверия в семье.
Из личных наблюдений
Для начала немного о личном. Восемь лет я была школьным учителем, потом перешла в государственный вуз. И везде сталкивалась как с блестящими учениками или студентами, так и со слабыми. И все они были разными. Попадались отличники, которые вызывали восхищение своим трудолюбием, умением и желанием добиваться поставленных целей, воспитанностью и доброжелательностью. Встречались и те, кто хотя и учился прекрасно, но были настолько неприятными людьми, что просто оторопь брала. То же и с не самыми лучшими учениками: со многими троечниками мы до сих пор нежно дружим и постоянно общаемся, а о некоторых отличниках и даже «медалистах» и вспоминать не хочется.
Была, например, в одном из моих классов такая пара закадычных друзей: красавец, словно с советского пропагандистского плаката, учившийся почти на одни «пятёрки», и слегка заикавшийся худенький неприметный мальчик-троечник. Долгое время я думала, что дружба их настоящая, а потом случайно увидела, как «гордость школы» обращается со своим приятелем, когда думает, что их никто не видит. Увиденное оставило ощущение гадливости: столько надменной презрительной снисходительности и незавуалированной жестокости было в словах красивого успешного парня, адресованных «другу». После этого я стала специально наблюдать за отношениями этих мальчиков (их классным руководителем я не была, просто учителем-предметником, поэтому видела ребят не очень часто, но и остаться равнодушной не могла), и убедилась, что «дружба» там в одни ворота. Поэтому обрадовалась, когда жизнь развела мальчиков: я перешла работать в другую школу, и со мной ещё десять моих учеников, тихий троечник среди них.
В новой школе я стала его классным руководителем и благодаря этому имела возможность наблюдать за его взрослением. Тесно общаясь с ним, я окончательно убедилась, что за неприметной внешностью скрывается, как бы пафосно это ни звучало, нежная, добрая и благородная душа. Ему и его родителям школа давалась нелегко, но они все вместе упорно «сражались» с уроками, нехваткой времени и многими другими проблемами. И победили. В старших классах бывший троечник стал учиться гораздо лучше и в итоге поступил в хороший вуз. Кстати, и друзья у него появились настоящие, с большинством из них он дружит до сих пор.
Сейчас этот мальчик уже взрослый мужчина (кстати, высокий, крепкий и очень симпатичный), отец двоих детей и прекрасный специалист в своей области. А отличник, к несчастью, погиб в пьяной драке несколько лет назад. Мне очень жаль его родителей, и я ни в коем случае не злорадствую. Историю эту рассказываю не для того, чтобы морализировать, а для тех родителей слабых учеников, которым «неуспешность» детей отравляет жизнь. Не опускайте рук и обязательно боритесь за своих детей!
И второй момент: я не только учитель, но и мама троих мальчиков. И одному из моих сыновей учёба даётся очень тяжело. Всё, что двое других делают играючи, лихим кавалерийским наскоком, ему достаётся большим трудом, многодневной и, увы, не всегда успешной осадой. Поэтому всё, о чём написано в этой статье — взгляд одновременно с двух сторон (учителя и мамы), выводы, сделанные в результате многолетней работы с детьми и подростками.
А теперь несколько советов родителям тех детей, у кого нелады с учёбой:
Совет 3. Помните о наследственности
Парадоксально, но подавляющее большинство тех родителей, кто и сам не слишком хорошо учился в школе, уверены, что их дети просто обязаны учиться «за себя и за того парня», то есть за своих родителей. И они совершенно забывают о такой штуке, как наследственность. Но если вам самим тяжело давалась математика или вы при письме пропускали буквы, то ребёнок мог унаследовать ваши проблемы с учёбой.
Для начала вспомните себя в детстве, побеседуйте со своими родителями (пусть они освежат вашу память, если сами мало что помните), проконсультируйтесь с учителями, логопедами и нейропсихологами. Возможно, у ребёнка, как и у вас когда-то, дислексия, дисграфия, синдром дефицита внимания или другие проблемы. И он рад бы учиться хорошо, но не может. А виновата в том числе и наследственность. В этом случае ругать ребёнка бесполезно. Ему необходима действенная помощь.
Что лежит в основе конфликта?
Зачастую стороны принимают во внимание только свои позиции. Разговор будет носить конструктивный характер только в случае, если родители и учитель наберутся терпения выслушать другую сторону
С точки зрения педагога, в данной ситуации может иметь место недостаточное время подготовки, невнимательность ученика, его нежелание выслушивать замечания. Несмотря на то, что такие факты вряд ли могут быть приятны для родителей, необходимо попытаться найти в них рациональное зерно.
Важно принимать и точку зрения преподавателя
К примеру, жалобы педагога на то, что ребенок невнимателен, рассеян, могут говорить о многом таком, что не относится к успеваемости. Ребенок плохо спит, нездоров, у него нет возможности спокойно заниматься и многое другое.
Могут не совпадать подходы к педагогической составляющей обучения. Преподаватель основывает свою деятельность на строгости, четких требованиях. Родители придерживаются более мягких, демократичных взаимоотношений. Необходимо помнить, что всегда существует «золотая середина», разумный компромисс. Такой подход к вопросу обеспечит поддержку ребенку. Стоит ли говорить о том, что при личном знакомстве с преподавателем легче выяснить накопившиеся недоразумения.
Можно поговорить с учителем, чтобы он, возможно, изменил подход к ученику
По итогам разговора, можно предпринимать дальнейшие шаги.
Несмотря на повышение активности родителей в целом, не все могут собраться с силами и обратиться с жалобой к директору. Немало родителей считает, что ситуация после этого только усложнится. Возможно, часть испытывает вполне справедливую вину за то, что уделяет мало времени и внимания занятиям ребенка.
Как правильно поступить, если Вы не уверены в положительных результатах жалобы на учителя? Как и прежде, напомним, что надо рассмотреть ситуацию со всех сторон, учесть интересы всех действующих лиц. Вполне вероятно, ребенок страдает от необъективности педагога. В таком случае будет несправедливо оставить его без поддержки.
Участие родителей, конечно, очень важно: возможно, стоит поговорить с ребенком, обсудить проблемы
Бывают ситуации, в которых необходима помощь профессионала медицинского профиля. Выяснив, какие проблемы стали причиной конфликта, можно отправляться на беседу с учителем. Как уже говорилось выше, большинство участников конфликтов предполагает достижение хороших результатов. Но человеческая природа такова, что люди легко приписывают свою точку зрения другим. Пока позиция педагога не станет ясна в полной мере, сдвигов в сторону урегулирования не получится.
Такие ситуации – отличная возможность продемонстрировать ребенку ваш личный опыт успешного разрешения конфликтов. Отмахнувшись от существующей проблемы или оставив ее решение на самотек, вы создадите другие сложности там, где их возможно избежать.
Родители должны показать ребенку, объяснить, как правило решить такой конфликт
Примерное поведение
Выше говорилось о том, что работа педагога содержит много трудностей, связанных с особенностями поведения учащихся. Действительно, в некоторых ситуациях учителю трудно в одиночку, без помощи родителей, объяснить ребенку, почему надо соблюдать правила поведения. И этот момент проявляется при выставлении оценок. По мнению некоторых учителей, плохое поведение и высокие оценки могут стать примером для подражания другим ученикам в классе. Одним словом, плохой пример.
Родители могут в спокойной домашней обстановке объяснить правила поведения в общественных местах, во время школьных занятий. Требования дисциплины направлены на создание обстановки для работы, обучения. Поэтому они регламентируют начало, конец уроков, время, отпущенное на перемену. Преподаватели должны строго придерживаться плана урока, чтобы успеть реализовать все намеченное. Бывает так, что нарушители дисциплины мешают не только педагогу, но своим одноклассникам.
Родители обязательно должны объяснять детям, как вести себя на уроках, с одноклассниками, учителем
В школе ребенок не только приобретает знания, но изучает взаимоотношения между людьми, формирует навыки общения.
Размышления о том, что ответственный подход к созданию эффективных отношений с учителем, сверстниками станет хорошим инструментом для будущих успехов, может значительно изменить поведение ребенка.
Ребенок должен понимать, что дружелюбный и ответственный подход к созданию отношений с учителем и сверстниками поможет ему в будущем
Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?
Согласно букве закона, учители подобным правом не наделены. Даже в том случае, когда конкретный ученик подрывает образовательный процесс своим поведением, учитель не может выгнать его из класса, так как в данном случае такое решение будет напрямую являться нарушением должностной инструкции представителей интересующей нас профессии.
Однако, неподобающее поведение наглых учеников не должно оставаться без внимания. Лучшим выходом из данной ситуации станет:
- снятие с себя какой-либо ответственности за определение мер пресечения дурного поведения школьника;
- вызов руководства школы и введение его в курс дела непосредственно во время урока.
Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока
Совет 6. Найдите сильные стороны ребёнка
Выясните, как проще отвечать вашему ребёнку, устно или письменно. Конечно, школьная программа предполагает, что дети должны в равной мере владеть и устной, и письменной речью, но всё же учителя, как правило, готовы пойти навстречу излишне стеснительному ребёнку, или ученику-дисграфику. Определите, как ребёнок лучше усваивает информацию: на слух, или визуально (в Интернете есть много тестов, помогающих определить, аудиал или визуал ребёнок). Дома используйте именно тот канал восприятия, который развит сильнее. Например, если ваше чадо – явный аудиал, то даже если ему задали прочитать сказку, не поленитесь и прочтите её повторно вслух. Так ребёнок запомнит и поймёт гораздо больше.
Двойка по поведению. Что делать родителям?
Во втором классе Роман обнаружил, как здорово быть клоуном. Ему ловко удавалось передразнивать учительницу, строить гримасы и воспроизводить неприличные звуки, когда Татьяна Андреевна отворачивалась к доске. Как-то он изобразил особенно звучную отрыжку, и учительница стала его отчитывать.
А мальчик тем временем свел глаза «в кучку» и языком облизнул кончик носа. Одноклассники сочли все это очень смешным, но Татьяна Андреевна почему-то не разделила их веселья. В тот же вечер она позвонила родителям Романа.
Одни дети все время получают за поведение отличные оценки, но у других возникают проблемы с дисциплиной. Они могут острить, хамить учителю, отпускать шутки по поводу того, что проходят на уроке, бить товарищей. Иногда дети придумывают такое, что ни родители, ни учителя даже не могут себе представить.
Моего сына как-то оставили после уроков в наказание за то, что он и три его приятеля лезли на стены в классе!
Родители должны понимать, что нарушения дисциплины могут быть и довольно безобидными, и не очень. Одно дело шутить, другое — обзывать учителя. А драки с одноклассниками, угрозы в их адрес — уже не пустяки.
Педагог не имеет права оскорблять ученика
Начнем с базового принципа педагогики: оскорблять детей ни в коем случае нельзя. И это не только нравственная, но и законодательная норма.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться, и в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения.
А, может, оскорбления и не было? Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства.
В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь. У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала. Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку. На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился. Инцидент исчерпан.
Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами. Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить. И безопасно ли ему в раздевалке». Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.
Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам.
Источник фото stockking/freepik