Речевая игра с игрушками 3. Зайчата
Давайте познакомимся с игрушечными зайчатами: часть 1.
Учим малышей описывать картинки с изображением игрушек, сравнивать, анализировать, точно по смыслу употреблять глаголы (различать глаголы совершенного и несовершенного вида), использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшка, заинька, зайчоночек, зайчишка, глазки, ушки, хвостик и т.п.).
Для игры Вам понадобится картинка или три игрушечных зайчонка, которых Вы оденете по-разному. Это могут быть и мишки, и куклы и любые другие игрушки вместо зайчат.
Первый зайчонок – Шустрик. Он одет в курточку и брюки. Второй – Торопыжка. Он одет в куртку, которая застегнута неправильно – в результате один нижний край выше другого, некрасиво торчит, шапочка на боку, шарф завязан неаккуратно на боку. Третий – Догоняйка. Он еще не успел одеться, на нем только брючки.
Рассмотрите с малышом картинки или игрушки и расскажите ему историю про трех зайчат.
«Живут у Вани и Тани три игрушечных зайчонка. Первый зайчишка всегда спешит, торопится и поэтому многое делает неправильно. Так и прозвали его ребята – Торопыжка. Найди его на картинке. Как ты догадался, что это Торопыжка?
Второй зайчонок всё делает проворно, умело, быстро, правильно, шустро. Придумай, как его звали? Как бы ты назвал проворного шустрого зайчонка? Интересные имена ты придумал! Хочешь узнать, как его называли Таня и Ваня? Они его назвали Шустрик, потому что он был очень … (шустрый).
Третий зайчик всегда опаздывает, не успевает, дела делает очень медленно и неторопливо. Ему часто говорят: «Догоняй-ка нас». Поэтому его и назвали – как ты думаешь, как? Придумай ему имя, из которого было бы понятно, что он всё делает медленно. Как бы ты такого зайчика назвал? (Поощрите любой вариант ребенка – это его словотворчество, и предложите свои варианты). А Таня и Ваня называли его так — Догоняйка.
Найди на картинке Шустрика и Догоняйку. Как ты догадался, что это Шустрик, а это Догоняйка (ребенок объясняет).
Играем в загадки: часть 2.
Эти игрушечные зайчата – братья. Они очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (У них длинные уши, короткие хвостики, круглые глазки, маленькие носики, они беленькие, пушистенькие, умеют прыгать, любят морковку и т.д.).
Чем отличаются зайчата? (Рассмотреть одежду, обувь, глазки, носики, что делают зайчата).
Как зайчонка можно назвать ласково? (Зайчишка, заюшка, зайчоночек, заинька).
А как ласково назвать уши зайчика? Да, ушки.
А как ласково назвать нос ? (носик).
Глаза — ? (глазки)
Лапы — ? (лапки)
Хвост? (хвостик)
Давай поиграем в загадки. Я загадаю зайчонка, а ты догадайся, как его зовут.
Вы описываете зайчонка – игрушку или зайчонка с картинки, а ребенок должен отгадать, как его зовут.
«Этот зайчонок очень веселый. У него большие синие глаза. Носик у зайчишки черный и маленький. Ушки у заиньки длинные, а хвостик короткий. На нем красная курточка и синие брючки. На курточке есть синий воротничок и много круглых пуговиц. Зайчонок любит петь песни. Кто это?»
А теперь ты загадай мне загадку: «Мой зайчонок… У него…. Глазки у зайчишки…. Носик у зайчонка… Заинька любит…» (Мы помогаем малышу построить высказывание – описание, давая ему опору – начала фраз).
Кто что делает: часть 3.
Каждое утро Таня и Ваня играют с зайчатами. Посмотри на игрушки (разыграйте сценку). Торопыжка и Шустрик уже встали с постели (показываем), а Догоняйка ещё встаёт. И всегда так бывает. Послушай и догадайся, кто что делает (ребенок договаривает конец фразы по аналогии).
- Шустрик уже умылся, а Догоняйка ещё…(умывается).
- Шустрик уже оделся, а Догоняйка ещё…(одевается).
- Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка ещё…(чистит).
- Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка ещё…(завтракает).
- Торопыжка и Шустрик уже собрались на прогулку, а Догоняйка ещё…(собирается).
Дидактические игры на тему «Игрушки»материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дидактические игры по лексической теме «Игрушки» в старшей группе
1. «Чего не стало»
Цели:
- Обогащение словарного запаса по теме.
- Развитие зрительного внимания.
На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.
2. «У кого какая игрушка»
Цели:
- Сравнение игрушек по величине.
- Активизация словаря.
Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине.
3. «Найди пару»
Цели:
- Сравнение игрушек по цвету.
- Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.
4. «Какой игрушки не хватает»
Цели:
- Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме.
- Воспитание зрительного внимания.
- Активизация словаря.
Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает.
5. «Что здесь спрятано»
Цели:
- Развитие воображения.
- Активизация словаря по теме.
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.
Дидактические игры по теме: ОДЕЖДА
1. «Одень Таню, одень Ваню»
Цели:
- Развитие зрительного внимания и логического мышления.
- Активизация словаря по теме.
- Закрепление названий цветов.
На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все.
2. «Выбери одежду для матрешек»
Цели:
- Развитие зрительного внимания.
- Закрепление названий цветов.
- Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.
3. «Кто во что одет»
Цели:
Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом.
Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.
4. «Мишка и Мишутка»
Цели:
- Развитие умения сравнивать предметы по величине.
- Воспитание зрительного внимания.
- Активизация словаря.
- Образование уменьшительной формы существительных
Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.
Речевая игра с игрушками 3. Зайчата
Давайте познакомимся с игрушечными зайчатами: часть 1.
Учим малышей описывать картинки с изображением игрушек, сравнивать, анализировать, точно по смыслу употреблять глаголы (различать глаголы совершенного и несовершенного вида), использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшка, заинька, зайчоночек, зайчишка, глазки, ушки, хвостик и т.п.).
Для игры Вам понадобится картинка или три игрушечных зайчонка, которых Вы оденете по-разному. Это могут быть и мишки, и куклы и любые другие игрушки вместо зайчат.
Первый зайчонок – Шустрик. Он одет в курточку и брюки. Второй – Торопыжка. Он одет в куртку, которая застегнута неправильно – в результате один нижний край выше другого, некрасиво торчит, шапочка на боку, шарф завязан неаккуратно на боку. Третий – Догоняйка. Он еще не успел одеться, на нем только брючки.
Рассмотрите с малышом картинки или игрушки и расскажите ему историю про трех зайчат.
«Живут у Вани и Тани три игрушечных зайчонка. Первый зайчишка всегда спешит, торопится и поэтому многое делает неправильно. Так и прозвали его ребята – Торопыжка. Найди его на картинке. Как ты догадался, что это Торопыжка?
Второй зайчонок всё делает проворно, умело, быстро, правильно, шустро. Придумай, как его звали? Как бы ты назвал проворного шустрого зайчонка? Интересные имена ты придумал! Хочешь узнать, как его называли Таня и Ваня? Они его назвали Шустрик, потому что он был очень … (шустрый).
Третий зайчик всегда опаздывает, не успевает, дела делает очень медленно и неторопливо. Ему часто говорят: «Догоняй-ка нас». Поэтому его и назвали – как ты думаешь, как? Придумай ему имя, из которого было бы понятно, что он всё делает медленно. Как бы ты такого зайчика назвал? (Поощрите любой вариант ребенка – это его словотворчество, и предложите свои варианты). А Таня и Ваня называли его так — Догоняйка.
Найди на картинке Шустрика и Догоняйку. Как ты догадался, что это Шустрик, а это Догоняйка (ребенок объясняет).
Играем в загадки: часть 2.
Эти игрушечные зайчата – братья. Они очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (У них длинные уши, короткие хвостики, круглые глазки, маленькие носики, они беленькие, пушистенькие, умеют прыгать, любят морковку и т.д.).
Чем отличаются зайчата? (Рассмотреть одежду, обувь, глазки, носики, что делают зайчата).
Как зайчонка можно назвать ласково? (Зайчишка, заюшка, зайчоночек, заинька).
А как ласково назвать уши зайчика? Да, ушки.
А как ласково назвать нос ? (носик).
Глаза — ? (глазки)
Лапы — ? (лапки)
Хвост? (хвостик)
Давай поиграем в загадки. Я загадаю зайчонка, а ты догадайся, как его зовут.
Вы описываете зайчонка – игрушку или зайчонка с картинки, а ребенок должен отгадать, как его зовут.
«Этот зайчонок очень веселый. У него большие синие глаза. Носик у зайчишки черный и маленький. Ушки у заиньки длинные, а хвостик короткий. На нем красная курточка и синие брючки. На курточке есть синий воротничок и много круглых пуговиц. Зайчонок любит петь песни. Кто это?»
А теперь ты загадай мне загадку: «Мой зайчонок… У него…. Глазки у зайчишки…. Носик у зайчонка… Заинька любит…» (Мы помогаем малышу построить высказывание – описание, давая ему опору – начала фраз).
Кто что делает: часть 3.
Каждое утро Таня и Ваня играют с зайчатами. Посмотри на игрушки (разыграйте сценку). Торопыжка и Шустрик уже встали с постели (показываем), а Догоняйка ещё встаёт. И всегда так бывает. Послушай и догадайся, кто что делает (ребенок договаривает конец фразы по аналогии).
- Шустрик уже умылся, а Догоняйка ещё…(умывается).
- Шустрик уже оделся, а Догоняйка ещё…(одевается).
- Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка ещё…(чистит).
- Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка ещё…(завтракает).
- Торопыжка и Шустрик уже собрались на прогулку, а Догоняйка ещё…(собирается).
Речевая игра с игрушками 2. «Команды»
Учим ребенка употреблять в речи глаголы в повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.
Игрушки Тани и Вани любят выполнять их команды. Давай научим твои игрушки выполнять разные команды.
Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.
Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.
Ниже я даю подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!
Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов об игрушках по схеме»
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Беляева Лилианна Викторовна, Московская область, Рузский городской округ, п.Тучково.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение по образцу рассказать о предмете, описать его
- совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
Развивающие:
- развивать умения составлять рассказ о предмете
- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи
- развивать логическое мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечат ь на вопросы полными ответами, внимательно слушать ответы своих товарищей)
- создавать положительный эмоциональный настрой.
Предварительная работа: рассматривание игрушек, сюжетно — ролевые игры «Магазин игрушек», «Зоопарк», дидактические игры «Загадки и отгадки», «Чудесный мешочек», разучивание загадок.
Оборудование: детская игрушка Петрушка, игрушечный грузовик, игрушки в сундучке для составления описательных рассказов (мягкая игрушка ежик, деревянная матрёшка, кукла, машинка), предметные картинки (самолёт, мяч, дракон, велосипед, кукла, корабль), схема для описательного рассказа, магнитная доска, магнитики, магнитола, музыкальный диск.
Ход занятия:
Сюрпризный момент: в группу въезжает Петрушка на грузовой машине.
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я – Петрушка — веселушка, приехал к вам познакомиться!
Петрушка здоровается с ребятами. Если дети захотят потрогать Петрушку, дать им такую возможность.
Воспитатель: Здравствуй, Петрушка – веселушка! Ты приехал к нам в гости и мы очень рады тебя видеть. А как ты добирался до нас?
Петрушка: Я приехал на своей любимой грузовой машине и хочу рассказать о ней, а поможет мне вот такая волшебная карта – подсказка (вешает на магнитную доску схему описательного рассказа об игрушках).
Петрушка даёт образец описательного рассказа машины для детей: «Моя игрушка называется грузовик. Машина большого размера. У моего грузовика есть красный кузов, жёлтая кабина, чёрные колёса, фары. Кабина, кузов и колёса у грузовика пластмассовые. Я очень люблю представлять себя шофёром, водить свой грузовик, мыть его и ремонтировать, если он сломается».
Воспитатель: Какой Петрушка у тебя замечательный грузовик.
Петрушка: Я, ребята, приехал к вам не просто так. Я очень хотел, чтобы вы тоже рассказали мне о своих любимых игрушках. Я хитрый Петрушка и зашифровал в такой волшебной карте слова, которые помогут вам рассказать об игрушке.
Петрушка вешает схему описательного рассказа об игрушках.
Петрушка: Я привёз вам большой сундучок, в неё положил разные игрушки. Ваша задача: взять игрушку и рассказать о ней, используя мои зашифрованные подсказки.
Дети по очереди выбирают игрушки и составляют описательные рассказы про них при помощи схемы.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
Воспитатель: Ребята, давайте немного повеселимся с Петрушкой под весёлую музыку
(под весёлую музыку проводится физкультминутка).
Петрушка: Ребята, кто хочет поиграть со мной? Поиграем все вместе в игру «Весёлый счёт». Считать будете вместе со мной до пяти, проговаривая число и называя игрушку на картинке. Будьте очень внимательны!
Дети считают вместе с Петрушкой: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов.
(картинки: самолёт, мяч, дракон, велосипед, кукла, корабль)
Рефлексия:
Петрушка: Ребята, скажите, трудно было со мной играть? А что было самым трудным? А что было легче всего?
Петрушка прощается с детьми и уезжает на грузовой машине под музыку.
Следующая > |
Постоянно разговаривайте с ребенком!
Научить ребенка говорить, если вы не инициируете постоянное с ним общение невозможно: с малышом нужно разговаривать. Причем постоянно побуждать к ответному действию: задавать вопросы, интересоваться чем-то. Например, после прогулки попросите малыша рассказать, что интересного он увидел на улице. Спросите, чем он занимался на улице, что делала мама и т. д.
Пока ребенок не научился складывать слова во фразы, постоянно комментируйте свои действия. Это поможет малышу связать звуки с движением и запомнить слова и выражения. Родной язык маленький человек изучает, как иностранный, нужно об этом помнить. Помогайте ему быстрее освоиться в мире звуков.
Не забывайте называть и свойства предметов, а не только их название. Например, мягкий коврик или гладкий стул. Сравнивайте величину и количество предметов. Например, покажите ребенку, что на его кофточке пуговицы маленькие, а на вашей — большие. Положите в тарелку еду и скажите: здесь мало каши, а здесь — много.
Используйте методические пособия, развивающие речь, дидактический материал. Но никакие пособия не заменят эмоциональную речь родного человека — мамы. Для ребенка голос матери ассоциируется с лаской, заботой, безопасностью и другими важными моментами в жизни.
‹Предыдущая
›Следующая
Дидактические игры на тему «Игрушки»материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дидактические игры по лексической теме «Игрушки» в старшей группе
1. «Чего не стало»
Цели:
- Обогащение словарного запаса по теме.
- Развитие зрительного внимания.
На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.
2. «У кого какая игрушка»
Цели:
- Сравнение игрушек по величине.
- Активизация словаря.
Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине.
3. «Найди пару»
Цели:
- Сравнение игрушек по цвету.
- Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.
4. «Какой игрушки не хватает»
Цели:
- Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме.
- Воспитание зрительного внимания.
- Активизация словаря.
Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает.
5. «Что здесь спрятано»
Цели:
- Развитие воображения.
- Активизация словаря по теме.
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.
Дидактические игры по теме: ОДЕЖДА
1. «Одень Таню, одень Ваню»
Цели:
- Развитие зрительного внимания и логического мышления.
- Активизация словаря по теме.
- Закрепление названий цветов.
На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все.
2. «Выбери одежду для матрешек»
Цели:
- Развитие зрительного внимания.
- Закрепление названий цветов.
- Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.
3. «Кто во что одет»
Цели:
Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом.
Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.
4. «Мишка и Мишутка»
Цели:
- Развитие умения сравнивать предметы по величине.
- Воспитание зрительного внимания.
- Активизация словаря.
- Образование уменьшительной формы существительных
Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.
Речевая игра с игрушками 1. «Угадай, каких игрушек не стало»
Учим малыша употреблять слова – наименования игрушек в родительном падеже множественного числа.
Познакомься! Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня.
У Тани и Вани много игрушек. Посмотри на картинку и назови Танины игрушки (куклы, матрешки, скакалки, мишки, утята, пирамидки).
Давай поиграем с Таниными игрушками. Я спрячу игрушки, а ты догадаешься, чего не стало (своей ладонью или пальчиком закрыть одну картинку и спросить: «Чего не стало?»). Ребенок пытается угадать и отвечает: «Не стало кукол». Если Вы используете набор картинок, то просто убираете одну картинку, а малыш догадывается, чего не стало.
Обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь правильному ответу вместе с ним. Если малыш допустил грамматическую ошибку (например, сказал так: «не стало скакалков, утёнков») не повторяйте ошибку за ним. Вместо этого сразу же скажите правильный вариант: «Ты угадал. Молодец! Не стало скакалок».
А теперь посмотри на Ванины игрушки. Какие игрушки есть у Вани? (Кубики, барабаны, самолеты, машины, мячи, лопатки, лошадки). Давай поиграем с ними («не стало машин, мячей и т.д.»).
Картинки игрушек, которые можно использовать для этой игры, Вы найдете в статье «Картинки: детские игрушки», которая выйдет завтра. Все картинки хорошего качества, их можно распечатать на принтере или включить в презентацию, сделать из них игру в парные картинки или рассматривать с детьми и загадывать загадки.
Для игры можно использовать и настоящие игрушки (два мишки, два кубика и т.д.)
Развитие речевого дыхания
Многие речевые игры направлены на развитие правильного диафрагмального дыхания: ведь без плавного долгого выдоха ребенок не сможет хорошо разговаривать, будет глотать окончания слов или «захлебываться» звуками.
Выработать правильное речевое дыхание довольно просто, если обеспечить ребенка свистулькой, дудочкой, флейтой или другими игрушками «духовыми музыкальными инструментами». Тем родителям, которые устают от громких звуков можно порекомендовать следующие игры для развития речевого дыхания:
- выдувание мыльных пузырей через соломинку – прекрасно тренирует плавность и длину выдоха;
- задувание пламени свечки учит контролировать силу выдоха;
- вспомни и пропой песенку (задается тема для песен, например, «Песни про зиму» и игроки по очереди поют разные песенки про зиму. Снег, новый год и пр.). Пение помогает контролировать длину и силу выдоха.
Ход игры
Существует несколько вариантов увлекательных дидактических игр на тему «Игрушки».
Кукольный дом
Для игры необходимо сделать из подручных материалов кукольный дом и предметы мебели. Занятие развивает творческое мышление, с его помощью дети узнают, где какая мебель должна находиться в жилище, учатся правильно вести себя в доме, закрепляют знания о сторонах и углах.
Воспитанники рассматривают кукольный дом, делают расстановку мебели так, как считают наиболее правильно и комфортно. При этом приговаривают, например, «шкаф должен стоить в левом углу спальни на втором этаже», обеденный стол поставим в . Педагог попутно спрашивает, почему дети выбрали такую расстановку, почему считают ее правильной.
Одень куклу
В младшей группе можно провести соревновательную игру, взять две или больше кукол одинакового размера со схожей одеждой. Игроков столько, сколько кукол. Остальные дети болеют за играющих одногруппников.
Игру, в зависимости от количества кукол, можно проводить попарно, а можно в несколько туров с выбыванием. Побеждает самый ловкий.
Почини игрушку
Педагог подготавливает картинки, изображающие разные игрушки. Разрезает на несколько частей. Задача игроков – «починить» изображение, соединить его части.
Найди тень
Для игры нужно подготовить картинки, изображающие разные игрушечные предметы, и картинки с аналогичными силуэтами этих предметов. Задача игроков – составить пары картинок.
Подбери игрушку
Педагог показывает детям геометрические формы – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Играющие пытаются определить в ходе дидактической игры, какая игрушка похожа на каждую из фигур.
Кто во что одет
Для дидактической игры «Игрушки» в младшей группе нужно взять несколько различающихся по одежде и внешнем виду кукол. Расставив их, педагог спрашивает «у кого красный сарафан», «у кого белые носочки», «у кого светлые волосы», «у кого голубые глаза» и так далее. Дети указывают на соответствующих кукол.
Что исчезло
Для средней группы дошкольников подойдет такая игра: педагог выставляет на столе несколько игрушек, дети запоминают их, закрывают глаза. Воспитатель убирает один предмет. Дети, открыв глаза, пытаются вспомнить, какой предмет исчез.
Кому что
Воспитатель кладет три мячика разного размера, рядом ставит три куклы (или три машинки, или три плюшевых медвежонка), тоже различающихся по размеру. Задача – попарно распределить предметы, определить, как они соотносятся по величине.
Опиши игрушку
Для игры в старшей группе педагог выбирает несколько разных по внешним признакам игрушек. Дети делятся на группы. Участники по очереди называют признак, характеризующий выбранный его группой предмет.
Например:
- кукла – красивая, большая, светловолосая, нарядная, улыбающаяся, голубоглазая;
- медвежонок – плюшевый, коричневый, мягкий, добрый, милый, веселый;
- машинка – пластмассовая, маленькая, быстрая, гладкая, блестящая.
Выигрывает группа, назвавшая наибольшее количество признаков. Игра развивает способность подбирать прилагательные к существительным.
Другие статьи по теме:
Как правильно ставить ударения в сложных словах?
как научить ребенка разговаривать
Как научить ребенка говорить звук «Р»?
Как научить ребенка говорить звук Л?
Как научить ребенка пересказывать текст?
Как составить рассказ по картинке?
пальчиковый массаж
Как играть с логопедической куклой
Большакова. Алалия
Интервью с логопедом Мариной Решетко
Рекомендации для родителей детей с задержкой речевого развития; признаки нарушений речевого развития
Нормы психомоторного и доречевого развития ребенка
Интервью с логопедом Оксаной Виноградной, автором логопедических пособий для неговорящих детей
Автоматизация звука «С» в слогах и словах
Словесные игры на развитие речи и логического мышления
Дети с раннего возраста предрасположены к языку, без труда запоминают и усваивают несложные речевые лингвистические конструкции. Заниматься формированием речи необходимо, когда ребенку исполнится 1 год, иначе по мере взросления темп овладения языковыми нормами будет значительно снижен.
Речь и логическое мышление придает малышам уверенности в собственных силах. В помощь — игры со словами, звуками, музыкальным сопровождением. Постепенно, шаг за шагом, ребенок начинает осваивать традиции родного языка, приобретает навыки речетворчества и правильного использования грамматики.
Игры, направленные на развитие речи и мышления:
- Узнавание предметов по признакам. Занятие развивает внимательность, логику. Попросите ребенка назвать предмет, соответствующий признакам. Про кого можно сказать: белый, пушистый, мяукает? Или шоколадный, сладкий, вкусный?
- Собери слово из букв. Игра для детей, в которой ребенок собирает необходимые буквы для составления слова. Из специальных карточек с буквами (можно сделать самостоятельно) складывается слово из трех букв, для его выбора лучше использовать цветные картинки. Показать ребенку пример, как составляется слово, дать минуту на запоминание, попросить повторить.
- Лишнее слово. Игра для детей, позволяющая усилить мыслительные процессы. Называют 4 слова, 3 из которых объединены общими признаками. Попросить, исключить лишнее слово и объяснить свое решение. Например: стул, стол, шкаф, лимон. Лишнее слово «лимон», так как все остальное мебель.
- Очень хороши музыкальные игры, они помогают разучить новые движения с малышом, выучить новые слова. Включается любая музыкальная сказка, попросите ребенка «оживить» ее: покажи как идет мишка, как рычит волк и т.д. Такие занятия способствуют развитию образного мышления, памяти, слухового восприятия.
- Мышеловка. Игра для детей, обучающая согласовывать слова с движениями и развивающая физическую активность. Дети делятся на две команды. Одни встают в круг, другие находятся вне его. Игроки берутся за руки, изображая мышеловку, и ходят по кругу, припевая: « Как же мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь вы плутовки, доберемся мы до вас. Как поставим мышеловки и поймаем вас сейчас». Ребята останавливаются, поднимают руки вверх. Другие вбегают в мышеловку и выбегают из нее. Ведущий командует: «хлоп», дети опускают руки и приседают. Кто не успел выбежать из круга, считаются пойманными, они встают в круг, увеличивают размер мышеловки. Когда все будут пойманы, меняются ролями.
Преимущества словесных игр
Слово — основной элемент в словесных играх. Поводит их легко, ведь для проведения не нужны особые атрибуты. Достаточно подготовить ребенку мячик, бумагу, ручку, листок или разрезную азбуку с буквами, карточки с картинками. Так проводить различные занятия можно в любом месте: в дороге, в очереди, дома, на прогулке.
Дети — непоседы. Любят сочинять на ходу и преувеличивать, выражая свои эмоции, чувства, настроения
Словесные игры способствуют стимуляции, развитию познавательных процессов: речь, память, мышление, воображение, внимание и просто незаменимы в любом возрасте (дошкольном, школьном)
Игра в слова нравится всем детям, поэтому психологи уверяют, что даже учеба не станет помехой, если проводить правильно и своевременно. Речевые задания развивают языковую способность у дошколят. Учить же лучше с помощью картинок. Так дети усваивают новый материал гораздо легче.