Игры с мячом в помещении
Я знаю пять
Игрок берет мяч ударяет его о землю и ловит. Перед первым ударом произносит слова: Я знаю пять имен девочек — (удар) Маша, (удар) Люда и так далее. Если игрок забыл, не знает, не может долго вспомнить следующее имя, если повторил имя — игра останавливается и мяч передается другому участнику. Вместо имен можно перечислять клички животных, название цветов, породы животных, название рек, городов и так далее. Выбор огромен.
Мяч можно не ударять о землю, а подбрасывать вверх и ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Побеждает тот, кто назвал больше всех заданий.
Съедобное и несъедобное
Для игры нужно встать в круг и кидать друг другу мячик, называя любой предмет. Можно также выбрать ведущего, остальные игроки сидят напротив него. Если названное слово означает что-то съедобное, игрок, которому кинули мячик, должен его поймать. Если предмет несъедобен, то мячик нужно оттолкнуть. Тот, кто ошибся и поймал мячик, становится водящим.
Три стихии
Играющие образуют круг, а водящий становится посередине с мячом в руках. Водящий говорит одно из трёх слов ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ – и бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч, возвращает его ведущему, называя птицу, рыбу или животное в соответствии с заданным словом. Можно называть также предметы имеющие отношение к данной стихии. Например: ВОЗДУХ – самолёт.
В этой игре есть правило трёх секунд, то есть ведущий считает до трех в течение которых игрок должен дать ответ.
Кошки-мышки
Дети встают в круг. Берут два мяча: один мяч – кошка, другой мышка. Задача игроков быстро передавать мяч друг другу по кругу, чтобы кошка не догнала мышку.
Самый внимательный
Играющие встают в круг. В центре встаёт ведущий с мячом в руках и бросает любому игроку. Тот должен поймать мяч и вернуть его ведущему, а, стоящие слева и справа от него игроки, должны поднять вверх ближние к нему руки. Игра продолжается заданное время (5-10 минут). Штрафные очки получают те игроки, которые не поймали мяч, неправильно или поздно подняли руку. Побеждают те игроки, которые ни разу не ошиблись или набрали наименьшее количество штрафных очков.
Рифмующиеся слова
Дети встают в круг, поочередно бросают друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч первым, произносит какое-либо слово, например «палка». Тот, кто ловит, отвечает рифмующимся словом (например «галка») и перебрасывает третьему и т. д. Если ребенок не успел подобрать слово, он выбывает из игры.
Четвертый лишний
Эта игра прекрасно тренирует внимание и логику ребенка. Ведущему необходимо назвать 4 слова, в которых одно можно исключить по какому-либо признаку и кинуть мяч ребенку
Ребенок ловит мяч и без задержек возвращает его, называя лишнее слово. Например, ведущий бросает мяч со словами заяц, белка, лев, мышь, а ребенок возвращает мяч, называя слово лев. При желании можно объяснить почему это слово лишнее.
Примеры цепочек слов:
- гитара, рояль, музыкант, барабан;
- стол, стул, диван, радио;
- лошадь, кошка, собака, щука;
- ель, берёза, дуб, земляника;
- огурец, репа, морковь, коза;
- альбом, газета, тетрадь, портфель;
- апельсин, арбуз, яблоко, мяч;
- волк, лиса, медведь, собака;
- кукла, машинка, скакалка, книга;
- паровоз, самолёт, самокат, пароход;
- лыжи, коньки, лодка, санки;
- ягненок, теленок, коза, поросенок;
- снег, мороз, жара, лёд;
- автобус, трамвай, самолёт, троллейбус;
- змея, улитка, бабочка, черепаха;
- кисти, краски, чайник, альбом;
- дом, крыша, дверь, окно;
- молоко, чай, лимонад, хлеб;
- нога, рука, голова, ботинок.
Игра вышибалы
Игра для детей с мячом в вышибалы известна практически всем с самого детства. Если помните, то для игры в вышибалы необходима большая и ровная площадка и мячик. Играть в вышибалы можно компанией от трех человек и больше. Игра становится тем более интересной, чем больше людей принимает в ней участие, потому что в этом случае становится сложнее увернуться от мяча. Некоторые игроки сознательно прячутся за других игроков.
Играющие в игру вышибалы разделяются на, собственно, играющих двух вышибал. Два человека — вышибалы — выбираются считалкой и встают с двух противоположных сторон от играющих. Расстояние от одного вышибалы до другого зависит от размеров площадки и возраста детей, которые играют в игру. Остальные игроки — вышибаемые между вышибалами центре площадки. Цель вышибал перебрасывая друг другу мяч, попасть им в вышибаемых игроков. Игроки в игре вышибалы должны бегать и уворачиваться от мяча.
Игрок, в которого попали мячом, считается «выбитым» и выбывает из игры. Выбывшие игроки отходят в сторону от площадки и ждут окончания игры. Выбитого игрока могут «спасти» другие играющие. Для этого им надо поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету. Если мяч отскочил от земли, то ловить его нельзя. Если игрок поймал мяч от земли или мяч вывалился из его рук, пока он пытался его поймать, то такой игрок выбывает сам. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает, кому из выбывших игроков следует вернуться в игру. Когда в команде «вышибаемых» остался только один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае вышибаемая команда считается проигравшей и игра начинается заново.
Есть также несколько усложнений и классификаций бросков мяча:
1. «Свечка» — При броске «свечка» вышибала громко говорит «свечка» и кидает мяч высоко вверх. Тому из игроков, кто поймал мяч, дается дополнительная «жизнь». Игрок может спасти уже выбывшего игрока. Если выбывших игроков несколько, то игрок, поймавший мяч, сам определяет, кого следует спасать.
2. «Бомба» — При броске мяча «бомбочка» вышибала громко кричит «бомба» и кидает мяч высоко вверх. В этот момент все игроки в поле должны присесть на корточки. Если мяч упадет на игрока — он выбывает из игры. Передвигаться в момент падения мяча можно, не вставая с корточек.
3. «Ручеек» — При броске мяча «ручеек» вышибала громко кричит «ручеек» и катит мяч по земле посередине площадки. Пока мяч катится, все игроки должны успеть стать перед ним так, чтобы он прокатился между ногами. Кто не успел этого сделать, тот выбывает из этой игры.
4. «Макароны» При броске «макароны» вышибала кричит «макароны» и кидает мяч обычным способом. В этот момент все игроки обязаны остановиться на том месте, где они находились в момент броска, и двигаться волнообразно, прижав руки к туловищу. В кого мяч попадет, тот как обычно выбывает
При броске «макароны» важно, чтобы вышибала бросал мяч в момент объявления условия. Нельзя крикнуть «макароны», дождаться пока все замрут на месте, а потом кидать мяч
Так поступать нельзя и выбывание игроков в этом случае не зачитывается.
Игра с мячом штандер-стоп
Игра штандер-стоп подойдет для большой компании и большого пространства на свежем воздухе. Другое ее название хали-холо. Для игры штандер-стоп нужно четыре участника или больше и конечно нужен мяч.
Сначала играющие выбирают водящего. Водящий берет в руки мячик и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока прибавляя к его имени слово штандер. Например, это может звучать как «штандер-Ваня» или если использовать другое название этой игры, то «хали-хало Ваня». Тот игрок штандер-стоп, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются, как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок, поймавший мяч, кричит: штандер-стоп! После этого все остальные игроки должны остановиться и замереть на том месте, где они находятся.
Игрок с мячом выбирает любого другого игрока. До него игроку с мячиком нужно будет дотронуться мячом. После того как игрок с мячиком примерно оценит расстояние до выбранного им другого игрока, он сообщает, сколько и каких шагов ему понадобится для того чтобы достать до игрока.
Шаги в игре штандер-стоп классифицируются следующим образом:
- гигантские шаги — это шаг на максимальный размах ноги
- человеческие шаги — это обычный шаг.
- лилипутские шаги — это шаг, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой ноги.
- муравьиные шаги — эти шаги делают на носочках, это очень маленькие шажки, когда один шажок следует сразу за другим.
- зонтик — это оборот вокруг себя на одной ноге.
- утиные — это шаги вприсядку.
- лягушка — это небольшой прыжок
- верблюжьи шаги — это даже не шаг, а несколько шагов до того места, куда доплюнул играющий.
Приведенная классификация шагов для игры штандер не является полной. Можно придумать еще какие-нибудь интересные и забавные варианты. Лучше всего использовать комбинации шагов. Например, игрок с мячом может сказать, что ему нужно: «два гигантских, один человеческий, три лилипутских, один зонтик…».
После того как игрок с мячом назвал прогнозируемое количество шагов, он должен выполнить их и после этого кинуть мяч в сторону выбранного игрока. Выбранный игрок может поймать мяч или увернуться от него. Если это произошло, то все начинается заново с тем же водящим. Все игроки возвращаются назад, водящий снова становится в центр круга подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если игрок с мячом попал в выбранного игрока, то выбранный игрок становится водящим игры штандер.
Игра с мячом пионербол
Пионербол — это игра с мячом, любимая взрослыми с самого детства. Сейчас в эту игру играют в детских оздоровительных лагерях или в школах на уроках физкультуры. Летом даже проводятся большие турниры по пионерболу, в том числе между командами из разных детских оздоровительных лагерей.
Для игры с мячом в пионербол понадобится обычная волейбольная площадка и желательно волейбольная сетка, а также сам мяч.
Для игры в пионербол необходимо от шести до шестнадцати игроков, которые распределяются на две команды. Команды в игре располагаются по обе стороны сетки.
Правила игры пионербол очень просты и напоминают игру волейбол. Единственное отличие пионербола от волейбола заключается в том, что при подаче и ловле мяча не нужно его отбивать, мяч в пионерболе нужно ловить в руки.
Правила игры в пионербол. Игрок задней линии, находясь в пределах площадки, перебрасывает волейбольный мяч через сетку. Один из игроков соперника должен поймать мяч и, сделав с ним не более трех шагов, перебросить его обратно на сторону противника в то место, которое наиболее слабо защищено. Игрок, поймавший мяч с воздуха, таким же образом переправляет его обратно. Перебрасывание мяча в игре пионербол продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли. Команда, на чьей площадке мяч коснулся земли или чей игрок бросил мяч за пределы площадки соперника, получает штрафное очко. Игра пионербол продолжается до десяти штрафных очков. По достижении десяти очков игроки переходят на противоположную сторону площадки, меняются сторонами. Правилами игры в пионербол допускается сделать одну передачу внутри одной команды, т.е. перекинуть мяч своему игроку, чтобы он кидал его через сетку.
Игра с мячом десятки или десяты
Для игры с мячом «десятки» или второе её название «десяты» нужна небольшая площадка, стена, мяч и хотя бы два игрока.
Каждый игрок должен выполнить по десять упражнений. Примеры упражнений могут быть следующими:
1. Подбросить и ударить мяч об стену прямой ладонью один раз.
2. Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.
3. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.
4. Четыре раза бросить мяч о стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.
5. Пять раз, стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену.
6. Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки.
7. Семь раз бросить мяч из-под левой ноги, ударяя его о стену, и от стены поймать мяч руками.
8. Восемь раз бросить мяч из-под правой ноги, ударяя о стену, а от стены поймать мяч руками.
9. Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.
10. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.
Описанные выше упражнения к игре с мячом десяты приведены для примера, можно придумать свои упражнения и свою комбинацию заданий. После того как выполнены все десять заданий нужно сдать «экзамен»: каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом запрещается смеяться и разговаривать.
Если игрок с мячом во время выполнения какого-либо задания ошибся — мяч переходит к следующему по очереди игроку. По возвращению хода игра продолжается с момента, на котором игрок ошибся, но с начала ошибочного упражнения. Т.е. если, например из семи необходимых заданий сделано было пять, а потом ошибка, то когда дойдет ход, нужно снова сделать все семь заданий. Победителем считается тот, кто первым выполнит все задания и сдаст «экзамен». Как правило, на финальном этапе, т.е. при сдаче экзамена остальные игроки стараются активно мешать «экзаменующемуся», например, смешить его, или пугать, делая вид, что отбирают мяч. В общем, остальные игроки игры с мячом в десятку делают все, чтобы экзамен провалился.
Подвижные игры с мячом для школьников
Если усложнить задания игры «Мастер мяча», то она будет интересна и детям, которые уже учатся в школе. Дополнительно для них можно предложить еще три подвижные игры с мячом.
- «Я знаю пять имен». Правила этой игры таковы: игроки поочередно ударяют мяч о землю, при каждом ударе произнося по слову из фразы «Я знаю пять имен девочек», после чего на каждом последующем ударе нужно назвать 5 имен. Далее произносится фраза «Я знаю пять имен мальчиков» и собственно эти имена. Ребенок, упустивший мяч, передает его другому игроку. Для юных футболистов задачу можно изменить: не ударять мяч о землю, а набивать его ногой. Чем старше ребенок, тем длиннее становится перечень того, что ему предстоит назвать: пять названий городов, пять названий цветов, пять названий деревьев и так далее. При желании правила можно усложнить, запретив называть имена, названные другим игроком, то есть ввести условие не повторяться.
- «Собачка». Игроки становятся по окружности и перебрасывают мяч. Ведущий находится в центре и пытается этот мяч поймать. Когда ему это удается, он меняется местом с ребенком, упустившим мячик (то есть тем, кто его кинул так неудачно, что «собачка» его поцмала).
- «Горячая картошка». Ребята становятся в круг и бросают друг другу мяч. Если кто-то из них мяч не поймал, он садится в центр круга на четвереньки (в «котел»). Если, не вставая с четверенек, ему удастся коснуться меча, он выходит из круга и становится на свое прежнее место, продолжая игру. Сидящих в котле можно выручить, если попасть в них мячом.
Эти игры будут интересны и для подростков, особенно при усложненных правилах. Например, играя в «Картошку», можно потребовать, чтобы дети не ловили мяч, а отбивали его, как в волейболе. Вообще, «Картошку» можно считать игрой на основе волейбола, и бывает, что в нее с удовольствием играют взрослые люди.