«Пирамидка»
Эта игра для детей с мячом ставит целью научить малышей простейшему навыку попадать шаром в цель и активно отталкивать его в нужном направлении.
Игровой процесс заключается в следующем. Из нескольких кубиков возводят маленькую пирамидку. Детям предлагают с отмеченного небольшого расстояния (1,5-2 метра) катить мяч вперед, пытаясь сбить пирамидку
При этом важно следить, чтобы ребенок отталкивал его от себя обеими руками, а не подкидывал
Необходимо также сфокусировать внимание детей на том, что, прежде чем толкнуть мяч, нужно посмотреть на цель. После того как пирамидка упадет, ребенка просят заново сложить ее для следующего игрока
Игры с мячом в помещении
Как правило, когда говорят об играх с мячом, на ум сразу приходят игры на свежем воздухе, но если нет возможности выйти на улицу, то можно поиграть и дома.
Например, игры с мячом могут стать серьезным подспорьем и в учебной деятельности, например, в изучении английского языка. Все, что необходимо для игры: карточки, на которых написаны английские слова, и мяч. Карточки раскладываются на полу. Ведущий называет слово на русском, а ребенку необходимо попасть мячом в ту карточку, на которой это слово написано на английском.
При помощи этой простой игры с ребенком можно не только учить языки, но и выучить строение человеческого тела, из каких частей состоит компьютер и многое другое. Варианты карточек бесконечны.
«Статуи»
Играющие встают в круг и начинают перекидывать мяч друг другу. В случае, если игрок не поймал или упустил мяч, ему назначается штраф.
Каждый раз он все серьезней и серьезней.
- При первом пропуске — встать на одну ногу.
- В случае второго промаха играющий опускается на колени.
- В третий – на одно колено.
- Упустив мяч в четвертый раз игрок, выходит из игры.
Оштрафованный игрок может облегчить свое положение, поймав мяч, за это ему снимается один штрафной балл. Например, если игрок стоял уже на одном колене, после поимки мяча он может встать на оба колена.
«Мельница»
Белорусская народная игра, отлично подойдет того, чтобы развлечь детей в помещении.
Все игроки становятся в круг на расстоянии не менее двух метров. Задача игроков — постоянно увеличивая скорость, передавать мяч друг другу из рук в руки. Игрок, упустивший мяч, покидает игру. Тот, кто остался последним, становится победителем.
«Я знаю пять…»
Игрок берет в руки мяч и говорит «я знаю пять (и говорит чего именно)». Например, пять имен девочек. Потом ударяет его о землю и называет первое имя (Маша), снова ударяет и говорит второе (Катя) и так для пяти имен. Проигрывает ребенок, который повторил уже названное слово, не может придумать ответ или долго вспоминает (не соблюдает ритм ударов). При этом игра останавливается, ведущим становится новый участник.
Во время игры можно перечислять самые разные предметы: имена, страны, животных, цветы, название мультиков и т.п.
Любую «домашнюю» игру можно перенести на улицу.
Если вы не хотите стучать мячом по полу, можно не отбивать о пол мяч, а подкидывать его в воздух над собой.
«Съедобное и несъедобное»
Игроки становятся напротив друг друга, и перекидывают мяч из рук в руки. Во время броска называют любой предмет. Если это можно скушать — ловят, если нельзя — отбивают.
Можно выбрать ведущего, который будет кидать мяч и называть слова. Тогда проигравший занимает его место.
«Кошки-мышки»
Группа детей становится кружком так, чтобы стояли достаточно свободно, но могли легко передавать друг другу мяч. С одной стороны круга игрокам дается один мячик, с другой стороны другой. И одновременно по сигналу они начинают передавать друг другу по кругу мячик.
Задача всех игроков — передавать их достаточно быстро, чтобы «кошка» не догнала «мышку».
«Три стихии»
Игроки становятся кругом, а ведущий встает в его центр. У него в руках мяч. Он громко называет одну из стихий (Земля, Вода или Воздух), а потом бросает любому игроку мяч. Тот должен в течении трех секунд назвать слово, которое имеет отношение к названной стихии (птица, рыба, животное, предмет).
- Вода: корабль,лягушка, краб, коралл.
- Воздух: орел, самолет, облако, ветер.
- Земля: дерево, кот, дом, машина.
Проигрывает от игрок, который не смог подобрать подходящее слово или назвал то, что уже было названо до него.
«В рифму»
Игроки образуют круг, и перекидывают друг другу мяч. Первый участник называет любое слово, к примеру «морковка». Второй человек ловит, называет слово в рифму (сноровка), и передает мяч следующему игроку.
Выбывает игрок, не сумевший придумать рифму.
«Четвертый лишний»
Игра развивает реакцию, логику и внимание ребенка. Ведущий называет 4 слова, три из которых можно объединить, а одно явно лишнее
После этого кидает мяч ребенку, а тот дожен поймать и сразу назвать лишнее слово. К примеру, собака, кошка, лошадь, жук. Лишний тут жук, потому что он насекомое, а не животное. Впрочем, можно как объяснять свое решение, так и нет. Обычно детям нравится вариант без поучений, чтобы игра не теряла ритм.
Примеры сочетаний слов:
- мышка, зайчик, лев, белочка;
- барабан, гитара, пианино, музыкант;
- елка, дуб, береза, клубника;
- арбуз, мяч, яблоко, апельсин;
- квас, лимонад, орехи, молоко.
Старайтесь ставить лишнее слово не в одно место, а постоянно в разное. Иначе ребенок может быстро раскусить вашу схему и, не задумываясь, выбирать нужный вариант.
Игры с мячом на улице для детей
Горячий картофель
В игре используется теннисный мячик или волейбольный мяч.Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза.Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка).Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры.Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.
Вышибалы
Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.
Задача вышибал — попасть в игроков мячом. Задача игроков — уворачиваться. Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает игровое поле. Когда на поле остается последний игрок, его задача увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если ему это удалось, игра считается выигранной, все выбывшие игроки возвращаются и всё начинается сначала. Если же последнего игрока выбили, то первые выбывшие становятся вышибалами и игра продолжается.
Свечка
Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удалось, то этот игрок становится водящим. Правила:
- Водящий должен делать «свечку», бросая мяч как можно выше.
- Водящий может ловить мяч не только в воздухе, но и с одного отскока от земли.
Штандер
Игроки становятся в круг примерно в шаге от водящего с мячом. Тот подкидывает мяч вверх и выкрикивает чье-нибудь имя. Все разбегаются, а тот, кого назвали, должен выбежать в центр и поймать мячик. Если игрок ловит мяч в полете, он становится водящим – и все действия повторяются, он может сразу же кричать имя другого игрока. А вот если мяч успевает коснуться земли, он подхватывает его с криком: «Штандер!» или просто «Стоп». В этот момент все разбегающиеся должны остановиться и замереть. Тот, кто с мячом, старается попасть в кого-нибудь. Попал – теперь он водящий, а тот, в кого попал – выбывает из игры. Не попал – все опять разбегаются. При этом игроки не имеют права отходить с места, где остановились (только увертываться разрешается), а водящий не имеет права покидать центр круга для броска.
Собачка
Участники игры встают в круг. Выбранный водящий заходит внутрь круга. Игроки передают друг другу мяч так, чтобы его не достал водящий. Тот игрок, по вине которого мяч оказывается пойманным, становится следующим водящим. Правила:
- Нельзя надолго задерживать мяч в своих руках.
- Передавать мяч можно по-разному: бросать по воздуху, перекатывать по земле, отбивать от земли. Можно договориться заранее и выбрать только один способ передачи мяча.
- Игрокам разрешается делать обманные движения, ложные передачи, броски, повороты и т.п.
- Любой игрок, и водящий в том числе, может перехватить вылетевший из круга мяч.
При желании игру можно несколько усложнить. Например, договориться, что во время игры все двигаются по кругу вправо или влево, или все упустившие мяч присоединяются к водящему и тоже стараются овладеть мячом.
Лапта
Это старинная и всеми любимая русская игра. Для нее нужны большая площадка, мяч и лапта (бита или доска). На площадке чертят две линии. За одной из них находится «дом», за другой — «город», а между ними — «поле».
Игроки делятся на две команды. Команды расходятся: одна идет в «поле», а другая — за линию «города». Один игрок из команды «города» бьет лаптой по мячу, бежит к «дому» и бегом возвращается на свое место.
Выбранные игроки «поля» стараются перехватить мяч и осалить им бегущего. Если игрок «города» понимает, что не успеет добежать до «дома» неосаленным, он может остановиться, а потом добежать до «города» вместе со следующим игроком своей команды. Если игроку удалось перебежать в «дом» и вернуться в «город» неосаленным, команде засчитывается очко. Если мяч пойман игроком «поля» на лету или если игрок «города» на бегу был осален, команда «города» получает штрафное очко.
Игра происходит в два этапа по 20 минут каждый. По окончании каждого периода команды меняются местами. Потом подсчитывают очки, и по их количеству определяют победителя.
Конечно этот список игр с мячом для улицы можно продолжить. Если есть специальные площадки, то дети могут играть в баскетбол, футбол, волейбол, теннис и т.д.
Вода природа игры: весёлые игры на воде
чехарда игра правила: игра в воде
Для этой игры нужно организовать две команды — 6 или 8 человек. Игроки встают в колонны, на расстоянии двух метров друг от друга, ноги ставят на ширину плеч. Последний, стоящий в команде перепрыгивает через впереди стоящего, опираясь на его плечи, затем подныривает между ногами следующего игрока. Следующие действия повторяются, пока игрок не окажется впереди колонны. Далее игру продолжает игрок, который оказался последним в колонне. Игра продолжается до тех пор, пока начавший игру не окажется последним. Побеждает команда, закончившая игру первая.
плыви с письмом
В этой игре участвуют дети, которые умеют плавать. Выбирается место поглубже, игроки строятся на берегу. Всем раздается по листу бумаги. На расстоянии 20 метров от берега выставляются буйки. Задача каждого игрока — проплыть до буйка, обогнуть его, и вернуться на берег. При этом, держать лист бумаги одной рукой таким образом, чтобы его не забрызгать. Нельзя нарочно брызгать на лист соперника.
игра американский футбол: на воде
Две команды выстраиваются в бассейне у противоположных бортиков, которые являются для команд домом. В середину выбрасывается мяч. Игроки перебрасывают мяч таким образом, чтоб его перехватывали только игроки в своей команде. Необходимо подобраться к дому противников и коснуться мячом бортика. При этом, бросать мяч в воду нельзя. Побеждает команда, которая больше раз коснулась мячом дома соперника.
игра попади в круг
Для игры берут надувной круг, который будет выполнять функцию кольца, куда необходимо забрасывать мяч. Это можно делать с бортика бассейна либо с берега водоема. Круг должен держать один из игроков, ему разрешено помогать, перемещая круг вслед за мячом. Чтобы выиграть, нужно большее количество раз попасть в цель.
тюлени игра: в воде
Для этой игры, так же, понадобится надувной круг. Задача состоит в том, чтобы, поднырнув, круг оказался на голове игрока. Придать игре динамичность можно, увеличивая каждый раз расстояние между кругом и игроком. Чтобы выиграть, нужно пройти все дистанции с меньшим количеством попыток.
Пляжный волейбол
Пляжный волейбол потому и называется пляжным, что играют в него на песке. До начала нынешнего века строгих правил у него не было, но сегодня и размер поля, и количество игроков строго регламентированы. Остановимся на основных правилах пляжного волейбола.
Поле. Песчаное покрытие глубиной не менее 40 см. Ширина – 8 метров, длина – 16 метров. Высота сетки для мужских команд – 2,43 м, для женских – 2,24 м. Если команда у вас смешанная, целесообразно использовать вариант, предложенный для девушек. За матч команды меняются 3 раза меняют позиции, играя на разных сторонах поля.
Команды. Международными правилами предусмотрено участие в этой подвижной игре с мячом двух команд по два человека в каждой. Причем конкретные роли за игроками не закреплены. Если вы не спортсмены, и не играете за кубок, не будет большой беды, если команды у вас будут чуть больше, например, по 3 человека. Сильно увеличивать количество участников не стоит, так как в противном случае игрокам на поле будет тесновато. Замена игроков во время матча, по правилам, не производится, однако если вы играете с друзьями на природе, произвести ее, при необходимости, можно.
Мяч. Диаметр мяча для пляжного волейбола составляет 66-68 см, то есть он больше обычного волейбольного мяча. Давление в нем обычно бывает чуть меньше
Важное требование – цвет меча. В правилах прописано, что он должен быть ярким.
Форма
Идеальная форма игроков – купальные костюмы. Допускаются шорты. А вот обуви на игроках быть не должно – в пляжный волейбол играют босиком.
Очки. Мяч подается игроками по очереди, смена производится при совершении игроками ошибки или проигрыша очка. Получая очко, команда получает и право подачи мяча.
Касания. До передачи мяча сопернику допускается не более трех касаний мяча.
Таймаут. Команды имеют право на два таймаута по полминуты каждый, взять они их могут в любой момент.
Победа. Для определения победителя играют 3 партии: первые две – до 21 очка, третью – до 15 очков. Правда, если разница составляет всего одно очко, играют до 16 очков: разница должна быть не менее двух очков. Если первые партии выиграла одна и та же команда, третья партия не назначается, так как победитель уже определен.
Пляжный волейбол – одна из самых доступных из подвижных игр с мячом для взрослых на природе. Однако если пляж не песчаный или если вы находитесь в лесу, лучше подобрать какую-либо другую игру.
На основе волейбола существуют и другие подвижные игры с мячом, например, «Картошка». Участники становятся по кругу и передают мяч (как в баскетболе). Если кто-то мяч упускает, садится в круг на четвереньки. Покинуть «котел» он может, если ему удастся коснуться летящего мяча, не вставая с четверенек, или если в него попадут мячом.
Нейропсихологические игры с мячом
Подвижные игры не только развивают координацию и моторику, они участвуют в формировании нейронных связей в мозгу. Вот и получается, что чем больше двигается ребенок, тем больше у него этих связей. А чем больше этих связей, тем выше способность ребенка к обучению.
Нейропсихологические игры и упражнения позволят ребенку регулировать свои эмоции и реакции. Для того чтобы поиграть в них совсем не обязательно посещать специалистов, в них вполне можно поиграть дома, главное наличие подходящего инвентаря. Для нейропсихологических игр понадобятся мячи разных размеров и веса. Все игры и упражнения выполняются ребенком вместе со взрослым.
Вот простые упражнения, разработанные нейропсихологом Анной Владимировной Семенович:
- Кидать большой мяч с разных расстояний. Ребенок должен ловить его двумя руками, не прижимая к себе.
- Кидать большой мяч в стену и ловить разными способами: сразу после удара о стену или после того, как мяч ударился об пол.
- Сев на расстоянии 2-3 метров перекатывать мяч по полу. Сначала мяч толкают двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой. Затем руки надо поменять.
- Перекидывать теннисный мяч из руки в руку.
- Перекидывать друг другу теннисный мячик одной рукой.
- Поставить мишени (например, на табуретку ставят две матрешки, а на полу под ним несколько солдатиков). Ребенок отступает от целей на 8-10 шагов, кидает мячи разного размера и пытается их всех сбить.
- Кидать разные мячи в вертикальную мишень. В виде мишени может выступать нарисованный круг или обруч в руках взрослого. Другой вариант этого упражнения: кидать мячи в горизонтально расположенную мишень, например, тазик.
- Ребенок стоит, а между его ног лежит маленький мячик. Он должен наклониться, и прокатить его вокруг своих стоп (описать восьмерку вокруг них сначала в одну сторону, потом в другую). Подталкивать мячик можно поочередно пальцами правой и левой руки.
Клинический психолог Анна Давидович в своих лекциях «Лето с нейрогимнастикой» предлагает следующую игру:
«Лови — отбей»
Ребенку кидают мяч, одновременно говоря, что необходимо сделать: поймать мяч или отбить его. Команды, которые отдаются ребенку, могут как повторятся длительное время, так и чередоваться.
Впоследствии это упражнение может усложняться, например ребенок принимает на себя роль ведущего, сам отдает команды и контролирует выполнение команды правильно. Для развития зрительно-моторной координации это упражнение можно выполнять с разных точек. Кидать мяч ребенку слева, справа, главное чтобы он увидел и успел среагировать.
Для детей имеющих проблемы с речевой активностью, Анна предлагала простую игру, где ведущий называет слово, а ребенок должен сказать глагол или прилагательное к этому слову. Например: птица – летит; кот – пушистый и так далее. В эту игру могут играть как взрослый с ребенком, так и дети друг с другом.
Сложно перечислить все многообразие игр с мячом для детей. Можно выбрать как уже хорошо знакомые игры, так и придумать свои. Главное, выбирая и предлагая ребенку игры с мячом необходимо учитывать, как возраст, так и двигательные навыки и общую физическую подготовку малыша. Ведь самое главное, чтобы занятия приносили удовольствие всем участникам, а не было испытанием.
Игры на воде для дошкольников
игра наполни ведро
Игра проводится в бассейне. Каждой команде выдается по одному пластиковому стаканчику. На противоположном бортике, напротив каждой команды ставится ведро. По сигналу, игроки бегут по воде с наполненным стаканом и выливают воду в ведро. Затем, возвращаются назад. Конец эстафеты — все дети поучаствовали, в ведре сравниваются объемы воды. У кого ведро наполнено больше, тот побеждает.
игра быстро в домик
Сначала нужно выбрать капитана, который будет держать, стоя в воде, гимнастический обруч. Когда начинает звучать музыка, дети двигаются по воде в разных направлениях или танцуют. По сигналу, они должны собраться внутри обруча.
игра цапли: игра в воде
У противоположных бортиков бассейна встают две команды. В середине ставят какую-либо отметку. По сигналу, дети начинают двигаться на носках к середине, колени нужно поднимать высоко. Когда самый первый игрок достигает отметки, его команда считается победителем.
Игра «Крысы»
Участники игры образуют круг. Выбирают крысу. Крыса выходит на середину круга. По сигналу участники игры стараются попасть в крысу волейбольным мячом, от которого она, бегая внутри круга, уворачивается. Попавший в крысу занимает её место.Если крысе удалось поймать мяч, брошенный в неё, она продолжает игру и получает еще одну жизнь, которая спасёт её при следующем попадании. Если попытка поймать мяч не удалась, крыса перестает быть водящей. Минимальное количество участников игры 3 человека. В этом случае двое игроков становятся друг против друга, а крыса перемещается по прямой между ними.
Правила безопасных игр
Что и говорить, интересные игры с мячом на улице, независимо от возраста участников, доставляют огромную радость. Однако все эти развлечения связаны иногда с сильным отбиванием снаряда и непредсказуемыми попаданиями. Поэтому перед тем как проводить детские игры на улице, следует ознакомить всех участников с правилами безопасности
Важно придерживаться таких рекомендаций:
- не целиться в голову играющих;
- стараться выбирать силу броска мячом в участников с учетом расстояния до них;
- внимательно следить за перемещением игроков и мяча на площадке;
- не мешать ловить снаряд игроку, который находится ближе к нему;
- не отнимать мяч у тех, кто первым поймал его;
- не падать на пол с целью увернуться от мяча;
- ловить снаряд захватом двумя руками снизу;
- избегать резких стопорящих остановок.
На самом деле, существуют различные игры без мяча или со снарядом, и все они имеют массу положительных качеств. На первый взгляд такие забавы могут показаться простыми, но они играют большую роль в интеллектуальном и физическом развитии. Подобные игры рекомендованы дошкольникам, младшим и старшим школьникам, всем взрослым.
Важно играть с мячом подальше от проезжей части