Лепка дымковской игрушки в старшей группе: занятия «олешек», «козлик», «лошадка», «утка», «барышня»

Техника изготовления

От чего же эта игрушка такая уникальная в своем роде? Отчасти это из-за ее формы, что напрямую зависит от глины: для изготовления филимоновских свистулек использовали особую глину — синику.

Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из нее приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний они и получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные);

После обжига глина приобретает белый цвет, без каких либо дополнительных усилий со стороны мастера.

Технология заготовки синики

Но чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно еще заготовить: раньше это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек

Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.

Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.

Технология росписи

Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.

Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено — традиционно их три.

  • Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.
  • На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».
  • Последний этап — «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.

Для раскрашивания игрушки используют тонкую кисть.

Это отражается в лепке и пропорциях фигур: животные с длинными шеями, такие же пластичные люди. Мало детализации, например, барыню от кавалера отличает только юбка и головной убор. Зверей тоже можно только по голове различить. Так, у барана рога-завитки, у медведя — уши, и тому подобное.

В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.

Лепим из пластилина филимоновскую игрушку Курица

Ну, эта игрушка чуть более упитанная. И шея не такая уж безразмерно-длинная.

Приступим:

Этапы те же,что и у Петуха. Но Курица проще выглядит. Но у неё есть очень характерная для народной игрушки деталь — хвост сделан так,чтобы в нём была свистулька.То есть,я в пластилиновом варианте эту внутреннюю полость с горошинкой делать не буду,но покажу,что туловище слегка вздуто,а хвост-трубка.

Чтобы слепить петушка — понадобится разного цвета пластилин, например красный, оранжевый, голубой и зеленый и немного черного. Из оранжевого пластилина лепим самого петушка туловище с головой и лапками, затем из зеленого лепим хвостик и из голубого прилепляем несколько перышек, чтобы зеленый проглядывал, так же из зеленого пластилина крылышки лепим и несколько перышек из голубого, из красного лепим гребешок прикрепляем к голове,и бородку тоже из красного, тоже прикрепляем.Глазик из черного и можно еще клюв подчеркнуть черным. На шейке из оранжевого пластилина перышки выделить, и на штанишках тоже.

Из шарика скатайте конусообразный валик. Соедините три красных шарика между собой и прикрепите гребешок к туловищу петушка. Из белых шариков сделаем глазки: налепим на них маленькие черные точки (зрачки). Из оранжевого шарика слепите колбаску и придайте форму дуги (клюв). Из зеленых шариков скатайте трубочки и расплющите их. Прикрепите к туловищу петушка. Хвостик сделайте трхцветным: три разных шарика(размером с горошину) раскатайте в колбаски и соедините между собой. Из двух оранжевых шариков сделайте валики и расплющите, нарисуйте насечки.

Символ 2017 года, сделанный из пластилина ничем не уступит другим изделиям в виде этого животного. Подделки из пластилина легко сделать и в этом могут участвовать даже дети.
Для петуха вам придется взять пластилин разных цветов.
Как делать петуха подробно можно увидеть в видео:

Если ваш ребенок попросит помочь вас в его лепке и сделать самостоятельно петушка,то конечно вы сможете ему в этом помочь,и для этого использовать вот эту схему подсказку,которая рассказывает вам по шагам,как слепить симпатичного петушка из пластилина.

Нам понадобится цветной пластилин зеленого,голубого,фиолетового,желтого и оранжевого цвета.
И для начала следует поочередно вылепить детальки для тела петушка.Это его туловище,гребень,ножки,хвостик и головку.Затем подетально собираем фигурку нашего петушка.
А затем нужно будет нарисовать ему ноздри и коготки.И в итоге получаем вот такого симпатягу-красавца. А вот еще одна подобная схема лепки такого оригинального петушка.

Вот, пожалуй, достаточно простой петушок для лепки. Нужно слепить два шарика и к ним уже добавить пластилиновые детальки. .

Вот, еще интересные идеи для лепки.

Принято мастерить символ, ориентируясь на указания восточного календаря. Наступающий 2017 год
считается годом петуха
, поэтому в этой статье речь пойдет о том, .

Во-первых, петух должен обязательно быть ярким, во-вторых, для его изготовления нужно использовать только понятные детям методики и безопасные материалы. Например, тканевая или фетровая поделка может выполняться только детьми-школьниками, поскольку такая работа подразумевает использование швейной иглы, бумагу также следует вырезать ножницами, поэтому подобный вариант не подойдет детям из детского сада. Есть еще один популярный материал – . Он яркий и податливый, из него легко можно выполнять различные геометрические фигуры и соединять в единое изделие. Как раз из пластилина и можно слепить петушка к Новому 2017 году
. Единственный нюанс, который должны помнить родители и воспитатели – они должны следить за малышами, чтобы дети не попробовали внешне аппетитные кусочки на вкус.

Ближе к людям!

Кажется, увеличь солдата или павлина раз в десять – и будет арт-объект для международной выставки! Это искусство доступно на разных уровнях – от государственных художественных галерей до раскрасок для детского сада. Заполучить их, кстати, несложно.

  • Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)

  • Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
  • Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка

Раскраски можно сохранить и распечатать с интернет-сайта фабрики. В сети есть большой выбор шаблонов и презентаций, как с образцами расписанных фигур, так и контурных рисунков для свободного полета фантазии.

Есть возможность и поучаствовать в настоящем производстве – на нем проводятся мастер-классы по лепке и раскрашиванию. Главное – соблюдать аккуратность и расписывать заготовку с каждой стороны поочередно, держась руками только за белый фон.

Иначе можно нечаянно смазать невысохшие полосы и нарядные солнышки. Акриловым краскам требуется время, чтобы подсохнуть. Глиняная заготовка выдается на мастер-классе – слепленная вами просто не успеет высохнуть.

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.

Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.

Значение цветов:

  • желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
  • зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
  • красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.

Типы расписных игрушек:

  • Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
  • Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
  • Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
  • Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.

Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.

Изображения:

  • круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
  • схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.

Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть.

Поэтапное описание поделок

Итак, к работе все приготовлено, можно начинать творить. Рассмотрим пошагово несколько простых примеров интересных поделок для малышей.

Пластилиновый ежик с семечками

Забавный ежик легок в исполнении, а смотрится очень креативно и здорово. Для работы потребуется пластилин коричневого цвета для тела, бусинки для глаз и обыкновенные черные семечки подсолнуха.

  1. Из коричневого пластилина нужно скатать шарик.
  2. С одной стороны шарик немного вытягиваем, что бы получилось подобие капельки.
  3. Глазки и носик можно сделать так же из пластилина, а можно заменить бусинками.
  4. На спинку ежика помещаем семечки подсолнуха, острыми концами кверху.
  5. Когда вся спинка утыкана «иголками», разместите готовую поделку на кусочке картона. Можно украсить спинку ежика миниатюрным пластилиновым грибочком или яблочком.

Конфеты на палочке

Разноцветные пластилиновые леденцы на палочках несомненно понравятся детишкам. Для работы понадобится разноцветный пластилин и спички или шпажки для канапе.

  1. Слепите сколько угодно небольших шариков из разных цветов.
  2. Шарики раскатайте в тонкие колбаски.
  3. Дальше можно импровизировать с внешним видом наших леденцов. Брать по две колбаски разного цвета и скручивать их в спиральки. Предварительно колбаски можно скрутить в косичку. Готовые леденцы нанизать на палочки и можно делать красочное фото.

Букет цветов

Разнообразие создаваемых из пластилина букетов ограничено лишь фантазией скульптора. Проведем небольшой мастер — класс по изготовлению несложного варианта такой поделки.

  1. Приготовьте красный, розовый и зеленый пластилин.
  2. Зеленый раскатайте в тонкие колбаски и разрежьте на семь примерно одинаковых частей.
  3. Розовый пластилин раскатайте в колбаску, затем превратите колбаску в полоску, сплющивая ее.
  4. Полоску поделите так же на семь частей и каждую часть сверните в спираль, это будут бутончики.
  5. Бутончики роз посадите на зеленые стебельки.
  6. Соберите букет и украсьте бантом из красного пластилина.

Пластилиновая елочка

В предновогодние дни можно сделать с детишками красавицу-елочку. Для этого потребуется зеленый пластилин, бамбуковая палочка и ножницы.

  1. Из зеленого пластилина соорудите конус, размер выбирайте на свой вкус.
  2. Конус насадите на бамбуковую палочку, ствол елочки.
  3. Кончиками ножниц сделайте небольшие надрезы по всему конусу в шахматном порядке, кончики полученных «иголочек» слегка загните вверх.

Забавная черепашка

Пошаговая инструкция поможет легко сделать вместе с ребенком смешную и симпатичную черепашку.

  1. Для основы понадобится пластилин коричневого и зеленого цветов. Для глаз можно использовать бисер, а можно вылепить глазки из белого и черного пластилина.
  2. Из зеленого пластилина скатайте шесть шариков. Один побольше, для головы, и пять поменьше, для лапок и хвостика.
  3. Из коричневого пластилина сделайте большой шар, затем сформируйте панцирь.
  4. На панцирь прилепите маленькие расплюснутые кружочки из коричневого пластилина, имитируя текстуру панциря.
  5. Слепите голову на вытянутой шее, лапы и хвостик. Прикрепите их к панцирю.
  6. Зубочисткой проделайте ноздри , нарисуйте улыбку. Приделайте черепашке глаза и поделка готова.

Занимаясь скульптурой с ребенком, родители помогают собственному чаду развиваться творчески, а еще существует вероятность открыть истинный талант у своего малыша.

Ход НОД:

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой называется оно.

Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки.

Ребята, а как вы думаете, где берут такое количество нужной глины? (ответы детей).

Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое?. Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.

Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?

Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка.В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.

Глина в этих краях очень ластичная и жирная. При просушки филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.

Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревне в овраге (объяснить как утроены такие печи). Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.

Вы, может,слышали выражение от взрослых: «Довести до белого коления» Как вы думаете, что означает эта фраза? (ответы детей).

А когда дрова догорят и игрушки остынут, оказывается, что все они стали бело – розовыми и твердыми, как камень.

Филимоновские игрушки, в отличии от дымковских игрушек, не отбеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.

А вы знаете, что роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером? (ответы детей). С кисточки краска на глину не пристает, а с гусиного пера пристает.

Сейчас я предлагаю вам превратить в филимоновских мастеров. Попробуем? (да). Закройте глазки. 1, 2, 3, ребят в мастеров преврати. Открывайте глаза мастера.

Физминутка:

Дети имитирую слова воспитателя.

Мастерам нужна глина, вот они и пошли копать колодец. Копают, копают, устали. Сели, отдохнули и опять копают. Выкопали. Смотрят мастера в колодец и дна не видно. Давайте попробуем бросить камушек в колодец (имитирование звука полета камня в колодце). Вот, 2 мастеров спускаются в колодец за глиной, а остальные ждут их наверху. Спустились мастера и зажгли свечку. Набрали целые ведра глины и стали поднимать эти ведра наверх. А наверху (другие мастера) помогают им. Крутят колесо и поднимаются ведра. Вот и глина есть. Устали мастера, стряхнули пот с лица и пошли домой игрушки делать для детей на праздник.

(Дети проходят за столы на которых лежат эскизы игрушек, краски, кисти и вода) Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)

А что бы глаза не устали всегда говорили:

Мы на стульчиках сидим,

Во все стороны глядим:

Вправо, влево, вверх и вниз

Посмотри и улыбнись.

Выше глазки поднимай,

Вверх смотри и не мигай.

Нарисуй глазами солнце,

Светит пусть оно в оконце.

Закрывай глаза, дружок,

Ночь шагнула на порог.

Утром снова открывай

Быстро – быстро поморгай.

Отдохнули глаза, подготовили руки, поставили мастера перед собой узоры игрушек, чтобы не забыть и не перепутать (выкладываются элементы узоров на мольберт перед детьми, акцентировать внимание детей на основных элементах росписи филимоновской игрушки). Расписывают мастера свои игрушки и радуются, (дети «расписывают» свои свистульки – игрушки). Расписывают мастера свои игрушки и радуются, (дети «расписывают» свои свистульки – игрушки)

Расписывают мастера свои игрушки и радуются, (дети «расписывают» свои свистульки – игрушки).

После окончания работы: 1, 2, 3 – мастеров в ребят преврати.

Сегодня мы с вами сделаем выставку игрушек – свистулек для наших родителей.

Молодцы! Спасибо!

Филимоновская русская народная игрушка

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Деревня эта находится около залежей хорошей белой глины. Согласно преданию, в этой местности жил некий старец Филимон, который мастерил игрушки. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

Филимоновская русская народная игрушка «Дама с самоваром»

К середине XIX века филимоновский промысел получил широкую известность за пределами Тульской губернии. Русский народ любил яркие самобытные глиняные фигурки, покупал их на ярмарках и дарил детям. В это время почти все жители деревни Филимоново жили за счет гончарного производства. Но в начале ХХ века промысел потерял былую популярность. Люди принялись искать новые способы заработка, умельцы стали утрачивать навыки, следовательно, число мастеров и мастериц значительно сократилось. В деревне проживали три женщины, которые не утратили искусство лепки и продолжали делать игрушки. Производство более-менее наладилось в 1950-е годы, когда стал возрождаться среди народа интерес к филимоновским игрушкам. В 1980-е годы филимоновская игрушка вернула себе былую популярность и достигла новых высот, благодаря творческой группе, состоящей из выпускников художественно-промышленного лицея.

Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. Существуют и местные особенности изображения игрушки. Например, барыню всегда лепят в длинной юбке, в форме колокола, со шляпой на голове. Мужчину изображают в мундире с погонами, фуражке с козырьком и в сапогах с небольшим каблуком. Животных изображают с тонкой талией и длинной изящной шеей. Порой сложно различить зверей друг от друга, и в этом помогает только окрас фигурки или определенные черты. Коня лепят с некрупными коричневыми ушками, барана — с круглыми рогами, а корову — с рогом в форме полумесяца.

В целом филимоновская игрушка отличается от других вытянутой формой и удлиненными пропорциями. Это продиктовано особенностями местности, так как в Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке значительно оседает и трескается. Мастера неоднократно выправляют фигуру, вытягивают ее, чтобы тем самым скрыть неровные контуры и трещины.

Филимоновская русская народная игрушка «Баран»

Расписывают филимоновскую игрушку скудно. В основном используются желтый, красный и зеленый цвета, а иногда синий и фиолетовый. Однако роспись происходит в определенном порядке: изначально пишут желтые пятнышки, затем обводят их красным цветом или же рисуют узоры, а потом уже дополняют зеленым цветом. Расписывать узорами начинают из центра, используя плавный переход к краям изделия. Следует отметить, что узоры весьма несложные и незамысловатые: полосы, елочки, геометрические фигуры и звезды. При росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и цветы.

Инструменты и материалы

Перед тем как приступить к изготовлению данной статуэтки, следует подготовить все необходимое для этого:

Издавна на Руси в деревнях целые семейства вручную изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барышни, фантастические животные и птицы,, дудочки, петушки-свистульки

Такие игрушки всегда привлекают внимание и пользуются любовью самых разных людей, благодаря своей оригинальности, яркости и народному духу

К сожалению, в наше время представления детей о русской культуре отрывочны и поверхностны. Чтобы приобщить детей к народной культуре, мы проводим занятия и выставки народно-прикладных игрушек.

Особенно привлекает детей самостоятельное изготовление игрушек. Все знают, что готовые игрушки такого плана стоят достаточно дорого. А у нас в группе остается очень много использованного пластилина, смешанного из кусочков разных цветов.

Для работы нам понадобятся различные пластиковые формочки (от киндер-сюрпризов, части пластиковых бутылок).

Если пластилин твердый, мы кладем его в тепло (например, на батарею). Тогда его легко можно моделировать.

Облепляем наши заготовки, придаем ей задуманную форму. Обсыпаем картофельным крахмалом. Даем подсохнуть.

Затем окрашиваем смесью белой гуашевой краски и клея ПВА.

После того, как высохнет последний слой, можно приступать к окрашиванию!

Получаются замечательные, яркие и индивидуальные игрушки! Все — на выставку!

Мастер-класс «Аист из пластилина» Изготовление туловища аиста. Из белого пластилина изготавливаем большой шар и придаём ему каплевидную форму. Лепим шар среднего размера.

Мастер-класс «Бегемот» из пластилина Бегемот приехал из Африки,из жаркой саваны. Дома он больше всего любить сидеть в мутной реке, высунув из воды нос, уши и глаза, и пускать.

Мастер-класс «Лилия из пластилина» Для изготовления лилий нам потребуется: заготовки лилии из картона на каждого ребенка; желтый, коричневый, оранжевый пластилин; доски для.

Мастер-класс «Паровозик из пластилина» Изобразительная деятельность в детском саду, конечно же, не представляется без лепки. В ходе работы с пластилином или глины дети отображают.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки из пластилина «Петушок» Цель: Изготовление игрушки. Задачи: Познакомить детей с народными промыслами России. Развивать художественно — эстетическое восприятие,.

Конспект НОД «Русские народные деревянные игрушки» НОД в областях «Социализация», «Коммуникация». Открытый просмотр «Совместная деятельность педагога и детей по реализации представлений о.

Улитка из пластилина. Мастер-класс Цель: Развитие познавательно-творческой деятельности детей. Создание детьми поделки — улитка из пластилина. Задачи: 1. Закрепление навыков.

Мастер-класс по лепке с использованием бросового материала «Дымковские барышни» подготовительная группа Лепка «Дымковские барышни» Чтобы слепить такую «красавицу» нам с ребятами понадобился следующий материал. Пластилин — разного цвета; картон — для подставочки, кокошника (можно разного цвета); верхняя част от 0.5 л. бутылки с крышкой — для основы (чем меньше бутылочка, тем.

Конспект занятия по лепке «Дымковская игрушка лошадка» Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова. Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. Дымковская игрушка — изделие ручной.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока – знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки

Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
Следующий шаг – чтение стихов, загадок об этих игрушках.
После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев.

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше

Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию

Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!. Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета

Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, – рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап – знакомство с основными элементами и узорами

Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку

Урок лепки филимоновской игрушки Петух

Лепить буду из пластилина – из одного куска, вот примерно такой величины :

Чем характерны филимоновские игрушки? Кроме очень специфической росписи, в глаза сразу бросается их удлинённость и извилистость. Особенно это относится к шее, филимоновские звери явно произошли от жирафов или змей.

Кусок пластилина разминаю и леплю фигуру вроде рогатки:

Вы уже догадались где будет голова, а где хвост? Сейчас уточним:

Хвост загнём, туловище вытянем до толщины шеи, шею тоже вытянем и странно изогнём. Лапы заменяет стилизованная круглая подставка.

Теперь детализируем. Вытянем из головы небольшой гребень, клюв и бородку. Ну, вот вам игрушка – филимоновский петух из пластилина. Я его даже слегка подкрасила в фоторедакторе, чтобы выглядел готовым.

На этом не остановимся, дальше лепим курочку.

Символизм филимоновской игрушки

Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила — языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

Каждый рисунок на этой потешке — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» – это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:

  • Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.

  • Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов — это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.

  • Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.

  • Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.

  • Всадник на коне – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.

  • Корова – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.

  • Волк – как ни странно, любовь и добро.

  • Петух – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух — вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи — обозначали плодородие.

  • Утка — женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.

  • Собака – верный друг и помощник.

  • Птица – это свет и счастье, посредник между мирами.

Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

  • люди;

  • животные;

  • птицы;

  • композиции из нескольких фигур;

Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

Единственное что — современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.

Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.

Филимоновский промысел в наше время

В Тульской области, в поселке Одоеве десять лет назад открылся музей Филимоновской игрушки. Шесть лет назад здесь же стартовал творческий проект – фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки. С каждым годом «Сказки деда Филимона» собирают все больше участников. Да и музей привлекает новых туристов: а посмотреть есть на что, аутентичных игрушек, созданных руками мастеров из разных стран мира в экспозиции больше 2000!

Удивительно, что многовековая история промысла, что прославившая Филимоново роспись удостоилась музея только в 2009 году. Но благодаря музею и фестивалю самобытное народное творчество живет и развивается, находит новых почитателей, а также получается новые способы отображения. Узнаваемые элементы, цвета, орнаменты появляются уже не только на глиняных игрушках, но и в принтах канцелярской продукции, тканей и т.д.

Стоящая в одном ряду с дымковской, богородской, каргопольской игрушкой, филимоновская – это не только промысел предков, а одухотворенная культура русского народа. Она запечатлела быт, верования, традиции народа. Потому глиняные свистульки часто становятся домашним оберегом, талисманом, хранителем семейного благополучия – в маленькой игрушке так много любви, примиряющей простоты и лаконичной творческой осмысленности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: