Изготовление барышни из пластилина
Искусные мастера из села Дымково с древности создавали именно фигуры девушек. Среди них можно различить и настоящих барышень в кокошнике, а также простых крестьянок с детьми на руках либо вёдрами на коромыслах. Несмотря на широкий выбор декорирования, все женские фигуры обладают довольно простой общей формой, с помощью которой можно легко понять, что перед вами именно дымковская фигурка.
Можно создать барышню из пластилина. Для красивой и пышной юбки нам потребуется каркас — можно взять обрезанное горлышко из-под пластиковой бутылки. Его нужно облепить тонким слоем пластилина, сохраняя при этом начальную форму. После этого на основе пробки от бутылки нужно сформировать туловище, укрепить к нему шарик-голову. Далее можно дать своей фантазии волю, использовать всю возможную креативность — вылепить руки, головной убор и волосы. Также можно украсить фигурку дополнительным декором, дать барышне что-то в руки. Готовую фигуру нужно дополнительно покрыть грунтом и раскрасить.
Инструкция поэтапного создания фигурки
Для создания барышни понадобятся:
- пластилин;
- доска для лепки;
- салфетки;
- пластиковая бутылка с общей ёмкостью 0,5 л (будущая юбка).
Для лепки нужен каркас — чаще всего создаётся пластиковой булкой, она своей формой очень напоминает юбку дымковской барышни, крыша должна оставаться на месте, чтобы пластилин не проваливался внутрь.
Если фигурку создаёт ребёнок, то с каркасом ему должны помочь родители. В зависимости от того, какая форма у бутылки, такая же юбка будет у барышни.
Пластилиновая лошадка
Пластилиновая лошадка может послужить не только предметом для лепки, но и быть развивающей игрушкой. Вспомните пластилиновые мультики! Ребенок будет пробовать активно руководить лошадкой, всеми ее действиями. Расскажите, что очень легко это делать так как она пластилиновая.
Единственный минус — малыш может испачкать руки, тем более если дело касается самой лепки. Но творческий процесс того стоит, поверьте!
В семье растет творческая личность, но пока еще у ребенка не все хорошо получается? Не расстраивайтесь.
Каждый раз когда планирую что-либо слепить из пластилина, думаю о том, что испачкаюсь, но когда пластилин уже в руках и процесс творения начался… это чудо, это столько удовольствия! Потому не избавляйте своего ребеночка удовольствия творить.
Итак, приступим. Нам нужен картон, качественный пластилин и, конечно же, золотые ручки мастера :). Все готово? Тогда время творить! Поехали!
Сначала предлагаю определиться с цветами. Я выбрала традиционные — коричневый и черный. Разделим на несколько частей для туловища, головы, ног, гривы, хвоста.
Далее лепим туловище и ноги. Не забывайте не просто их соединять, но и хорошенько разглаживайте пластилин.
Все получилось? Здорово! Следующие этапы лепки — лепим нашей лошадке вначале шею, далее голову и все это соединяем. Затем лепим отдельно уши, глаза, хвост и гриву и также крепим.
Как вам наша пластилиновая лошадка? Теперь вы наверняка знаете как слепить пластилиновую лошадку. Творите вместе с малышом! Творите с удовольствием! До встречи на следующих уроках лепки из пластилина!
Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов
Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.
Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.
Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:
Эскиз для раскрашивания | Описание рисунка и принципа работы с ним |
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные. | |
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов. | |
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом. |
Лепка — дымковский козёл
Сегодня мы слепим с вами дымковского козла – конечно, на самом деле наш козел будет только условно «дымковским», а если подумать как следует то и «козлом» его можно будет назвать только условно.
Возьмем за образец картинку из интернета — крепкого и упитанного козлика.
Слепим его из одного куска пластилина. У бруска пластилина с одного конца загибаем примерно одну треть вверх: это будут шея, голова и рога.
На месте сгиба и на другом конце бруска обозначаем по две ноги. Сначала эти ноги напоминают лишь небольшие выступы – следует убедиться, что их месторасположение выбрано правильно, и только затем удлинять их, перегоняя пластилин с туловища. Именно перегоняя пальцами, а не отрывая куски. Примерно так можно перегонять пюре или кашу, создавая на тарелке разнообразный рельеф.
Тут соль в том, что дети, как правило, научаются в детском саду лепить только из частей и с трудом переключаются на другой способ. Мы не против лепки из частей, у нас есть статьи и по лепке из частей, но данного дымковского козлика даже с точки зрения здравого смысла удобнее вытягивать из одного куска.
Пока мы отвлеклись на пояснения, фигурка приобрела характерные очертания козлика: обозначена голова с рогами и ноги подросли. Немного вытянем и туловище.
Теперь «отделочные работы»: разгладим поверхность скульптуры, «прищипыванием» вытягиваем из подбородка бороду, из висков — уши. Голова уменьшилась и приобрела окончательную форму. Теперь нарисуем глаза и наметим несколько полос на бороде.
Всё, больше украшать не нужно, так как дымковский козёл из пластилина уже вполне готов.
История промысла
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты
Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел
История промысла
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты
Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел
Глиняный гусь
Делать глиняную игрушку в этот раз будем в Дымковском стиле. Такие игрушки считались шумовыми и имели отличия от всех остальных изготавливающихся в давние времена. Создаваться она будет в два этапа это изготовление и непосредственно раскрашивание игрушки.
Для работы потребуются:
- Художественная глина.
- Вода.
- Краски.
- Печь для обжига.
Поэтапное выполнение работы:
- Каждая игрушка, создаваемая в дымковском стиле, имела основание, поэтому сначала вылепим его для нашего гуся.
- На основание нужно слепить туловище гуся и вытянуть сразу из него шею с головой и клювом.
- К туловищу нужно прилепить два крыла. Их делаем из небольших скатанных глиняных шариков. После придания им формы приделываем их к телу гуся.
- Скатав ещё один небольшой шарик из глины, делаем кепку и приглаживаем её к голове птицы.
- Ставим в печь на обжиг нашу заготовку для игрушки.
- После того как произошёл обжиг можно приступить к окрашиванию гуся.
В давние времена все дымковские игрушки окрашивали натуральными красителями, а мы в современном мире можем заменить их акриловыми красками. Окрашивание, так же как и изготовление будет происходить в два этапа. Первый этап — это нанесение белого фона на игрушку, а второй окончательная разрисовка.
Очень важно покрыть белой краской игрушку как минимум 2—3 раза, не жалейте краски и времени на высыхание. В итоге на такой хорошей белой базе получиться отличный и сочный основной рисунок, а на меньших слоях он будет блёклым
Как следует, просушите игрушку с нанесённым белым фоном на неё.
Развитие дымковского игрушечного промысла
История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде лошадей, баранов, коз и уток, изготовленные к ежегодному празднику «Свистульки», или «Свистки» — в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами недалеко от г. стены Хлыновского кремля (Хлынов — старое название Кирова).
По легенде, ночью, не узнав друг друга, в бой вступили два дружественных войска. Для случайно погибших ежегодно отмечали праздник. Позже она переродилась в народные гуляния. Праздник длился несколько дней и был наполнен свистком вятчан из красочных свистков. «Когда вы выходите на площадь и идете среди свистящей толпы, создается впечатление, что вы идете по воздуху. У всех смеющиеся и несколько дерзкие лица. Идущие люди осторожно держат перед лицом небольшую глиняную игрушку стоимостью три-пять копеек, изображающую двуглавого зверя или барана с золотыми пятнами по бокам. Свистят в хвосте этого барана … » («Вятские записки», В
Лебедев.).
Раньше изготовление дымковских игрушек было семейным ремеслом. В летние месяцы готовили глину, растирали вручную или натирали кусковой мел в малярной мельнице, в остальное время лепили, сушили, обжигали изделия; ближе к «Свисту» побелили мелом на обезжиренном коровьем молоке, расписали яичными красками, украсили ромбами из золотого листа. А весной дымковскую игрушку привезли в город на лодках на праздник, радуя своим творчеством детей и взрослых.
В конце 19 века ремесло пришло в упадок. В 30-х годах ХХ века в рамках возрождения некоторых народных промыслов была оказана поддержка возрождению и изготовлению дымковской игрушки. Несколько потомственных мастериц организовали артель «Вятская игрушка» при поддержке первого исследователя ремесла — художника А. И. Денипина.
Игрушка вылеплена из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые вылеплены из цельного куска глины). Перед обжигом игрушки сушат и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигают в муфельных печах.
Обожженная дымковская игрушка имеет характерный для глины красно-коричневый цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунается дымковская игрушка. В этом случае поверхность покрывается плотным белым слоем. Для окрашивания использовались сухие краски, натертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.
За 400 лет развития ремесла, несмотря на разнообразие композиционных решений, были закреплены определенные сюжеты дымковской игрушки, закреплены определенные дизайнерские приемы и определенная цветовая гамма.
Дымковские игрушки чужды полутонам и незаметным переходам. Неразбавленные яркие цвета создают ощущение радости в жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетки, волны. Всего в каждой игрушке можно использовать до 10 цветов. До сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка — уникальное авторское произведение. Как и прежде, основными мотивами дымковских игрушек являются кони, бабы, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Исторически поначалу основной темой все еще были животные и женские фигуры. Позже, с развитием ремесла, возникли городские мотивы. Дымковской игрушке до сих пор присуща некоторая ирония: козы и бараны одеты в яркие штаны, медведи играют на музыкальных инструментах.
Сегодня мастера соблюдают традиции дымковских игрушек, но все же каждая мастерица (а это ремесло исключительно женское) старается выработать свой особенный авторский стиль.
Техника изготовления дымковской игрушки
Техника изготовления дымковской игрушки-скульптуры несложна. Игрушка лепится из заранее заготовленной красной жирной глины, в которую добавляется небольшое количество чистого речного песка. Мятую глину накладывают на сосновую или еловую доску и приступают к лепке.
Лепить начинают с основной, массивной части – туловища у животных, а барыню со ступки – с широкой юбки, для чего раскатывают из глины блин и свертывают его в конус. К основной части прикрепляют остальные, более мелкие детали, а отверстия прокалывают палочками (протыкалками).
После этого игрушку полируют мокрым пальцем, затем сушат на воздухе, но не на солнце. Мелкие игрушки просыхают за два дня, а крупные – за неделю или даже за две. После сушки игрушку подвергают обжигу в муфельной электрической печи при температуре до 900°С, обожженные мелкие игрушки несколько раз погружают в раствор молотого и просеянного мела в снятом молоке, крупные – дважды покрывают этим же раствором.
Такой раствор об- разует на глиняной поверхности игрушки прочный белоснежный «казеиновый» грунт. Затем игрушку раскрашивают темперными (растертыми на яичном желтке), а иногда анилиновыми или гуашевыми красками.
Узор дымковских игрушек своеобразный и состоит из ярких круглых пятен, кругов, мелкого горошка, клеток, полос и т. д. Для усиления декоративности иногда на них наклеивают небольшие квадратики и другие фигурки из сусального золота и серебра.
Дымковские игрушки похожи друг на друга, но двух одинаковых фигурок не найти. Кроме того, каждая мастерица работает в своей индивидуальной манере. Отличаются дымковские игрушки также безупречным соответствием росписи форме изделия.
Наряду с архаическими, сказочными образами оленей, двуглавых коней, птиц в ассортименте игрушек появились изображения медведей, домашних животных, представленных в необычных ситуациях. Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки – все это усиливает ощущение праздничности игрушки.
Интерес к бытовому жанру, передаваемому довольно своеобразно, проявил- ся в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками. В настоящее время дымковские игрушки изготовляют, в основном, в мастерских Кировского дома художников, некоторые художницы работают у себя в Дымкове.
Ход работы.
1. Размяли ручки,пластилин разогрели до мягкого состояния и покрыли им цветочный горшок.
2. Разгладили пластилин на заготовке, чтобы поверхность была гладкой и ровной. У нас поучилась юбка- колокол.
3.Отдельно слепили: голову, руки, косу, кокошник, детали наряда — всё собрали на заготовке и закрепили.
4. Заготовку из пластилина присыпаем тальком или мукой.
5. Покрываем заготовку белой акриловой краской (2 слоя)
или
гуашью с клеем ПВА 1:1(2 слоя)
. Даём просохнуть.
6. Далее, раскрашиваем теми цветами, и той росписью, которая есть на образце, выбранном детьми.
Мастер-класс предполагает активное взаимодействие всех участников, поэтому такой формат совместных встреч очень актуален. У родителей и детей складывается совместный опыт занятия творчеством, что позволяет почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом. Также это замечательная возможность побывать на занятии своего ребёнка, увидеть разнообразие деятельности детей в саду.
Сегодня вы познакомились с декоративно- прикладным искусством «Дымковская игрушка»
, научились основным способам лепки и росписи. При создании образа и росписи«Дымковской барышни» дети и родители получили удовольствие от совместного творческого труда. Фотоотчёт «Дымковская игрушка — подарок к Новому году» На праздник мам родители получили в подарок не только свои портреты, но и дымковскую игрушку — барышню-водоноску. Они были в восторге. Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.
Лепим простые поделки с малышами
Лепить следует на специальной досочке для лепки или противне. Также подготовьте маленькую скалочку, чтобы раскатывать тесто, кисточку (придется иногда смачивать тесто водой), стеки ‒ палочки для работы с пластилином или тестом, другие детали, в зависимости от направления вашей работы (краски, формочки, украшения и т. д.).
Если вы только начинаете заниматься с маленьким ребенком, выбирайте наиболее простые схемы и мастер-классы, чтобы деткам было несложно и интересно лепить изделия.
Сначала можно делать что-то самое, демонстрируя это ребенку, затем совершать действия его рукой, а потом и дать попробовать ему самому создать игрушечку из соленого теста своими руками.
Придумывайте вместе с малышом сказку про вашего персонажа. К примеру, очень просто сделать небольшую симпатичную гусеничку или даже всю ее семью, а потом поиграть с ними.
- Покажите ребенку, как делать гусеницу: нужно отщипывать небольшие кусочки от теста и катать с них шарики разного размера.
- Для головы изделия понадобится большой шарик, а для туловища – несколько деталей поменьше. От того, сколько у вас получится шариков, и какого они будут диаметра, зависит окончательный вид поделки.
- Потом можно соединять все шарики между собой. Чтобы элементы лучше приклеивались друг к другу, смачивайте их водичкой в местах стыка.
- Мордочку гусенице можно нарисовать или слепить, а усики сделать из обрезанных спичек.
- Теперь изделие нужно высушить. Некоторые предпочитают делать это в естественных условиях. Такой метод займет у вас около 3-4 дней. Также фигурки из соленого теста можно сушить в духовке: если она была предварительно разогрета до 55-80°C, то нужно будет держать там изделие на противне с пергаментной бумагой около часа, а если вы положите фигурки в холодную духовку, тогда выставляйте температуру до 150°C и, подсушив немного, оставьте поделки в духовке, пока она будет остывать.
- Когда игрушка высохнет, раскрасьте ее вместе с ребенком. Это можно сделать гуашью, акриловыми красками или акварелью.
Таким же образом, очень просто создаются и другие игрушки ‒ осьминожки, змея, котики, рыбки, птички, овощи и фрукты. Можно вырезать заготовки из картона, а потом обводить их уже на тесте.
Также для маленьких деток будет доступным очень простой мастер-класс по изготовлению фигурок из соленого теста в качестве ёлочных украшений.
Приготовьте несколько разноцветных кусочков теста.
Хорошо их раскатайте, и, используя разнообразные формочки для печенья, вырезайте нужные вам фигурки.
Сделайте с помощью трубочки или палочки в фигурках дырочки, чтобы их потом можно было повесить за ниточку или ленточку на ёлку.
Если делать много дырочек, то у вас получатся настоящие ажурные фигурки.
Изделия также можно украшать бусинками (только с пластмассой нельзя будет сушить их в духовке), различными крупами, пуговицами, ракушками, кусочками стекляруса и т. д. Готовую игрушку посыпьте блестками (на слой клея или лака).
Очень красиво смотрятся и фигурки, разрисованные перманентными маркерами, или украшенные всевозможными штампами (для детского творчества, любой фактуры).
В качестве памятного домашнего сувенира можно сделать отпечатки ножки и ручки ребенка, а на обратной стороне подпишите, сколько малышу было лет.
Простые раскраски дымковских узоров для маленьких детей
На развитие детей благотворно повлияет роспись крупных составных частей рисунка, используя при этом самые насыщенные цвета.
Среди наиболее популярных вариантов таких картинок:
Рисунок для раскрашивания | Описание рисунка и принципа работы с ним |
Лошадка. Задачей для малыша будет раскрасить лошадь так, как он считает это будет максимально красиво. Обычно детям предлагается использовать красный, белый, оранжевый и желтый карандаши. Этого набора цветов, как правило, достаточно не только для их индивидуального использования, но и создания новых оттенков. На этом варианте раскраски ребенок, при желании, может дорисовать животному мордочку, а может просто придать рисунку яркости, без дополнения его узорами. | |
Матрешка. Раскрашивание этого рисунка с изображением матрешки лучше всего сочетать с рассказом малышу истории возникновения исконно русской игрушки. Интересно ребенку будет узнать также и принцип игры с такой деревянной куклой. Для придания яркости этому эскизу обычно используются карандаши красного, черного, белого и желтого цветов. | |
Барыня. Процесс раскрашивания барыни также станет для малышей увлекательным занятием. Несмотря на внешнюю простоту рисунка, придание ему цвета требует продумывания оттенков, используемых в работе. Для усложнения задачи, перед ребенком можно поставить цель раскрасить очертания женщины так, чтобы предметы ее одежды сочетались между собой, а не сливались. С этой целью рекомендуется предложить ему выбрать оттенок для работы среди неограниченного количества карандашей. Опыт показывает, что ребята чаще всего делают выбор в пользу красного, желтого, зеленого, синего, черного и белого цвета. |
Лепим дома. Какого персонажа выбрать
Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке
Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:
- клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
- стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
- тряпки, которыми можно вытереть руки;
- деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.
Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.
История происхождения дымковской игрушки
Глина — это особый материал, который отличается своей пластичностью в сыром виде, а также она приобретает высокую прочность после обжига. Из-за таких характеристик материала изделия из глины пользуются широкой популярностью с глубокой древности и до нашего времени. В давние времена посуду и фигурки из глины создавались почти в каждом регионе нашей родины.
При этом в каждой местности были свои формы фигуры, авторские традиции декорирования и росписи полученных игрушек. Село Дымково (Кировская область) на всю страну стало известно своими искусными мастерами, которые создавали небольшие яркие игрушки, издающие разные звуки. Любопытно то, что традиционную игрушку изготавливали не для развлечения детей, а для защиты своего дома от нечистой силы.
В старину думали, что нечисть очень боится громкого звука. Именно по этой причине в те времени все игрушки могли свистеть, греметь и издавать звуки. Создавали их традиционно к празднику Свистопляски, во время которого люди изгоняли злых духов и веселились всем селом.
Особенности игрушек от мастеров
Сегодня в самом селе Дымково можно найти не только погремушки и свистульки, но и простые игрушки в виде статуэток, которые не могут издавать никаких громких звуков. Главной особенностью такого изделия считается сравнительно небольшой размер. Мастера, которые остаются верны древним традициям, изготавливают чаще всего фигурки птиц (индюков), животных (олешек), барышень, а в некоторых случаях и мужчин.
Впрочем, можно встретить и более сложные по форме изделия: женщины, держащие в руке каравай, либо добрые молодцы верхом на красивой лошади. Простой узор и небольшое количество расцветок во время росписи конструкции — это то, чем в большинстве своём и отличается игрушка.
Можно создать лошадь из пластилина своими руками в стиле такого народного промысла. Делается это довольно легко: форма фигурки должна отличаться своей простотой в исполнении, а для росписи готовой продукции применяют простые точки и линии. Стоит отметить, что при традиционном создании фон обязан быть белого цвета, но сегодня очень часто можно встретить игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.