Выбор дисциплин ОРКСЭ не определяет меру симпатии к религии
Игумен Петр (Еремеев)
Выбор родителями и школьниками той или иной дисциплины в рамках предметов Основ религиозных культур и светской этики нельзя воспринимать как некое голосование за принадлежность, симпатию к той или иной религиозной культуре, либо атеистическому мировоззрению.
Тут очень много факторов, и, общаясь с родителями и школьниками, могу выделить примечательный факт: случается, что родители православных детей, которых воспитывают в семье и дают религиозное образование в воскресной школе, целенаправленно выбирают светскую этику или основы иной религиозной культуры. Некоторые из моих знакомых в Казани даже думают, не выбрать ли им основы исламской культуры, в силу того, что необходимое православное образование их чадо получает дома и при храме. А ребенку для утверждения в собственном православном религиозном выборе и подготовки к будущей самостоятельной жизни в российском мультикультурном, мультирелигиозном обществе потребуется знание и о других религиозных традициях.
Поэтому, оценивая имеющиеся процентные соотношения в выборе учебных курсов в рамках ОРКСЭ, нужно понимать, что это вовсе не показатель симпатий или антипатий детей и их родителей к религиозной культуре, или светской этике.
Можно добавить, что наряду с таким осмысленным восприятием этого предмета мне гораздо чаще приходится встречать непонимание или искаженное понимание родителями и, тем более, детьми, о чем вообще идет речь.
До сих пор содержание и задачи ОРКСЭ на местах недостаточно разъяснены по существу тем, перед кем поставлен этот непростой выбор. И поэтому восприятие этих дисциплин рассматривается через призму определенных стандартов, а, скорее, фобий, которые сопровождали обсуждение преподавания основ религиозных культур в далекие 90-е и в начале 2000-х годов. Тогда ведь велась целая компания по намеренному искажению самой сути предлагаемых к изучению предметов. Их именовали как угодно, вплоть до «Закона Божьего», чтобы создать представление у школьников и у их родителей о том, что данные курсы будут вероучительными и дискриминационными.
Фото: bazileVSki, photosight.ru
Но сегодня, чем чаще мы говорим об этом предмете с людьми, чем доступнее учебные пособия и более известен успешный опыт регионов, где основы религиозных культур преподаются уже не первый год, тем все больше и больше родителей делают выбор в пользу религиозной культуры. Люди ведь понимают, что если в семье ребенок не сможет получить эти знания, если у него нет возможности посещать воскресную школу, то, по крайней мере, в общеобразовательной школе его научат ориентироваться во всем богатстве русской религиозной культурной традиции. Помогут в рамках этого курса подготовить себя к восприятию жизни во всем многообразии, в том числе к уважению чужой духовной культуры и религиозного выбора.
Я убежден, что именно начало повсеместного преподавания ОРКСЭ в общеобразовательной школе позволит в течение этого и ближайших годов родителям и школьникам, а также школьным педагогам убедиться в полезности этого курса и далее делать выбор более осознанный, а значит и более плодотворный.
Как Православная Церковь учит относиться к представителям других исповеданий, к людям неверующим?
Православная Церковь учит со вниманием и
уважением относиться к людям, которые принадлежат другим
христианским традициям (конфессиям), к нехристианским
религиозным верованиям, а также к людям, которые
считают, что познать истину невозможно (то есть к
агностикам), и к тем, которые считают себя неверующими. Сегодня человек, допустим, называет себя неверующим, а
завтра — возможно он обратится с Богу
Потому что Бог
всем желает спастись, прийти к познанию истины, и
благочестивые предки могут умолить Бога за этого
человека.
4 марта 2012 года, в праздник Торжества
Православия после Божественной Литургии в кафедральном
соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл сказал:
«Не всегда нам легко отстаивать наши
позиции. Иногда люди, взирая на православных, говорят,
что мы не очень современны, не очень умеем идти в ногу
со временем. Это ошибочный подход. Потому что
современность не означает слепого копирования чужих
идей, чужих ценностей или стереотипов, которые
вырабатываются средствами массовой информации. Более
того, если человек хочет сохранить свободу, он должен
уметь критически оценивать все то, что ему предлагает
современный мир. Когда человек становится объектом
манипуляций, когда он теряет свою идентичность, когда он
слепо — либо по глупости, либо из страха — повторяет
чужие мысли, он теряет свободу.
У православных, в силу их приверженности
двухтысячелетней традиции, есть возможность и
способность налагать на все то, что предлагает нам
современный мир, критерий церковного предания, церковной
традиции. И до тех пор, пока мы будем способны сохранять
это, мы будем сохранять свободу».
Вопрос не стоит об исповедании веры, речь идет лишь об интересе к тому или иному предмету
Фото: media.otdelro.ru
— Процент выбравших «Основы православной культуры» в Петербурге втрое меньше, чем по стране в целом, и в 6 раз меньше, чем по Ленинградской области. Есть и другие, не менее вопиющие показатели, например, 0% выбравших конфессиональные модули в таких регионах, как Татарстан или Чукотка. Или, как было в Пензе в 2009 г., где в рамках эксперимента ОПК выбрали 0% учащихся.
Во многом стереотипы советского сознания, наследие ленинского «Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» до сих пор формируют средостение между школой и религиозной культурой. Учителям проще и понятней говорить о близком и знакомом, например о нерелигиозной этике, или, если говорить о религиозной культуре, то все-таки с позиций атеистических, как бы отстраненно, как это позволяет сделать курс «Основы мировых религиозных культур».
Причем наследие атеистической эпохи прослеживается на всех образовательных уровнях: от простой школы до вуза, готовящего религиоведов, и в органах управления образованием, видящих отечественную школу только в атеистической парадигме.
Можно ли по этим цифрам делать какие-то обобщающие выводы о религиозном интересе россиян? Думаю, что можно. Выбор модуля «Основы светской этики» православными родителями для своего ребенка — это, конечно, не отречение от веры, но есть в этом и отношение к традиции, и культурные предпочтения, и жизненные приоритеты.
Вопрос не стоит об исповедании веры, речь идет лишь об интересе к тому или иному предмету, который могут изучать дети разных народов и разных культур. Ну а если бы вопрос стоял о вере? Как много наших соотечественников знают о Православии из личного опыта духовной жизни? Много ли сегодня найдется людей, готовых пожертвовать собственным благополучием ради верности религиозным принципам?
Поэтому, думаю, процент выбравших модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», может, и приблизительно, но отражает реальное количество тех, кто стремится жить по-христиански.
Почему большинство выбрало «Основы светской этики»? Свободный выбор – выбор в первую очередь информированный. Чтобы выбирать ту или иную религиозную культуру, о них надо, по крайней мере, знать и желать узнать больше. А если этих знаний почти нет или они искажены?
Для многих родителей и педагогов «Основы светской этики» представляются неким нейтральным предметом, где ребенка не будут склонять в ту или иную веру. Иногда высказываются опасения относительно клерикализации школы и привнесения в образовательный процесс церковной проповеди.
Думаю, что все эти недоразумения и заблуждения, связанные с непониманием сути и целей курса «Основы религиозных культур и светской этики», будут разрешены в процессе более внимательного и неспешного ознакомления учителей, детей и родителей с предметным содержанием отдельных модулей, через непосредственное соприкосновение с живыми религиозными традициями России.
Подготовили Ирина Якушева и Леонид Виноградов
«Никаких оценок» и другие особенности предмета
ОРКСЭ –– необычные предмет, и о его особенностях стоит помнить во время подготовки к занятиям. О каких особенностях идёт речь?
- Мы уже сказали о том, что курс имеет культурологический, а не идеологический или вероучительный характер.
- Главная цель курса –– воспитание школьника и приобщение его к тем нравственным и мировоззренческим ценностям, которые транслируются на всероссийском уровне.
- Курс объединяет усилия государства, школы и семьи по воспитанию ребёнка.
- Все шесть модулей группируются вокруг трёх базовых национальных ценностей (Отечество, семья, культурная традиция).
- Несмотря на то, что ребёнок осваивает только один модуль, он получает общее представление о содержании всех направлений. ОРКСЭ предполагает сквозные темы, например, урок «Россия –– наша Родина», которые открывает все шесть модулей.
- Вместо оценок существуют зачёты. Каждый ученик подготавливает и защищает проект, индивидуально или в группе.
- На последних уроках школьники одного класса работают вместе. Эти занятия посвящены защите творческих работ (проектов) по результатам изучения того или иного модуля.
- ОРКСЭ подготавливает школьников к изучению истории, обществознания и литературы.
Что еще необходимо учесть при посещении родительских собраний по выбору модуля ОРКСЭ?
Посещая родительское собрание,
представителю Новосибирской Митрополии очень важно
налаживать добрые отношения с руководством школы, с
учителями 3-х классов, с другими педагогами и
сотрудниками школы. В следующем учебном году вновь будут
проводиться родительские собрания по выбору модуля, и
очень важно создавать атмосферу сотрудничества
Со
временем учебные предметы образовательной области
«Духовно-нравственная культура» будут преподаваться и в
других классах, и многое будет зависеть от того, как
были сделаны первые шаги.
Установление взаимопонимания и
взаимодействия с некоторыми школами может оказаться
делом непростым, потому что за годы господства атеизма
сложилось много предубеждений, мифов, стереотипов, и
даже «страшилок», которыми воинствующие атеисты
старались отделить школу и детей от Церкви. Но если
предубеждения против ОПК будут преодолены, то и директор
школы, и совет школы, и родители учащихся сами увидят
добрые плоды преподавания основ православной культуры.
Если кто-либо скажет, что у нас, в
стране, Церковь отделена от государства, а школа от
Церкви, то необходимо уточнить: в настоящее время в
действующем законодательстве нет положений, гласящих,
что «Церковь отделена от государства», «религия отделена
от государства», «школа отделена от Церкви» и т.п. Такие
положения когда-то были в законодательных документах, но
сейчас они утратили законную силу.
А что же имеется в современном
Российском законодательстве?
В статье 14-й Конституции РФ говорится,
что от государства отделены религиозные объединения. Это
означает, что религиозные объединения не находятся на
бюджете государства и свободны в своей внутренней
деятельности. А Церковь — это миллионы православных
верующих людей. Их невозможно отделить от государства.
Но, говоря о ст.14 Конституции РФ,
необходимо учитывать и ст.28. Эти статьи уравновешивают
и дополняют друг друга. (Противники же ОПК всегда
приводят только ст.14.)
В 28-й статье Конституции РФ прямо
говорится о свободе вероисповедания: «Каждому
гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,
включая право исповедовать индивидуально, или совместно
с другими любую религию или не исповедовать никакой,
свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и
иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Очевидно, что школа не изымается из сферы действия этой
статьи.
Почему представитель Новосибирской Митрополии (централизованной религиозной организации) может принимать участие в родительском собрании по выбору предмета (модуля) курса ОРКСЭ?
Основания этому дают три важных
документа:
Письмо Министерства образования и науки
РФ от 21 мая 2010 года (№ 03-1032).
Письмо Министерства образования, науки и
инновационной политики Новосибирской области от 7 марта
2012 года (№ 826-03/30).
Письмо Министерства образования, науки и
инновационной политики Новосибирской области от 28
ноября 2012 года (№ 5660-03/30).
В соответствии с этими документами
процедура выбора в обязательном порядке должна включать
«привлечение представителей религиозных организаций или
уполномоченных религиозными организациями специалистов с
целью возможности содействия полноценному выбору
родителями учащихся нужного им модуля курса ОРКСЭ».
Итак, цель участия в родительских
собраниях священнослужителей, или иных представителей
Новосибирской Митрополии, получивших благословение
своего священноначалия на участие в таких родительских
собраниях — содействовать полноценному выбору родителями
учащихся нужного им модуля.
В Письме Министерства образования и
науки Российской Федерации от 21 мая 2010 года
говорится, что участие представителей религиозной
организации необходимо «для обеспечения свободного
выбора родителями школьников изучения их детьми»
желанного им модуля.
Почему православные родители записывают детей на курс по светской этике?
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Значение православия и православной культуры для России
Действующим законодательством
«признается особая роль православия в истории России, в
становлении и развитии ее духовности и культуры» (Закон
РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,1997
г.). Признается вклад в культурно-историческое развитие
России и других традиционных религий, помогающих всем
народам России жить в братской дружбе.
На XVIII Международных Рождественских
Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Кирилл
сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является
неотторжимой частью как национального культурного
наследия, так и Отечественной истории, курс Основ
православной культуры призван донести до юного
гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно
переплетены и нераздельны понятия «Россия» и
«православие».
Участвуя в родительском собрании, нужно
просто и ясно свидетельствовать о цели, задачах и
содержании учебного предмета «Основы православной
культуры». При этом необходимо четко приводить данные из
правительственных решений по поводу нового учебного
предмета, из Соглашения между Министерством образования
НСО и Новосибирской Митрополией о сотрудничестве в
области воспитания детей и молодежи. Если же кто-либо
будет выступать против ОПК, то нужно просто сказать, что
у всех родителей есть право на свободный выбор.
Кто решает вопрос о выборе модуля ОРКСЭ для изучения?
Из всех модулей для изучения выбирают только один. Родители (законные представители) пишут заявление на имя директора, где указывают какой именно модуль будет изучать ребенок.
Выбор модуля осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально.
Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Обычно в конце учебного года администрация школы приглашает родителей учащихся 3 класса на общее собрание для ознакомления с новым предметом и модулями курса. Согласно Регламенту о выборе модуля курса ОРКСЭ от Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2015г №08-461, родители заранее (не менее чем за неделю) должны быть уведомлены о предстоящем им выборе модуля ОРКСЭ.
Данный документ четко регламентирует:
Будьте готовы! На родительское собрание, согласно данному регламенту, администрация школы может пригласить представителей централизованных религиозных организаций Русской Православной Церкви, мусульманских, буддистских, иудаистских централизованных религиозных организаций из числа организаций.
Однако, это не значит, что данные люди все собрание будут читать вам лекции по своей вере. Руководитель собрания должен рассказать о новом предмете, познакомить родителей с педагогами, которые планируют вести у детей данный курс, озвучить содержание образования по всем модулям ОРКСЭ.
В конце собрания родителям раздают бланки заявлений на выбор модуля.
Как не ошибиться с выбором модуля?
Чтобы сделать выбор в пользу того или иного модуля, родители могут отталкиваться от интересов и правил своей семьи. Будет полезным изучить, что предполагает тот или иной модуль – в этом помогут педагоги, которые призваны закрывать все возникающие вопросы о курсе на родительских собраниях. А еще можно заглянуть в список литературы по курсуодобренный Минпросвещением. Из него станет понятнее, чему конкретно будут учить детей, что станет предметом освещения на занятиях. Следующим шагом может стать обсуждение непосредственно с ребенком, о чем ему было бы интереснее узнать и почему. Кстати, если что-то пойдет не так, школа не должна сильно препятствовать в смене модуля.
Каковы ожидаемые результаты обучения ОПК? И как скоро будут эти результаты
Если говорить языком государственных
документов о цели воспитания в российской школе, то
можно надеяться, что преподавание поможет формированию у
школьников духовности, культуры, гражданской
ответственности и правового самосознания.
Если же говорить более простым языком,
то освоение православной культуры в школе поможет
школьникам и школьницам понять и усвоить:
— почему надо благодарно и почтительно
относиться к родителям;
— почему надо ценить возможность учиться
в школе;
— необходимость дружелюбия, честности,
трудолюбия, милосердия;
— что такое любовь к Родине;
— почему нельзя сквернословить,
воровать, наносить вред другим людям, природе,
имуществу;
— как вести себя при исполнении
Государственного Гимна, на мемориальных торжествах;
— как вести себя в храме, при погребении
людей, на кладбище;
— необходимость доброжелательного
отношения к представителям другой культуры;
— что всегда надо стремиться к добру и
избегать зла.
Конечно, доброе воспитание не
совершается автоматически или механически. Но если с
детства не привить добрые навыки поведения, то дело
духовно-нравственного воспитания будет упущено.
Как выстроить урок ОРКСЭ?
С тем, что такое ОРКСЭ, разобрались. Но как организовать урок, связанный с глубокими пластами культуры, в таком ключе, чтобы он стал интересен четвероклассникам? В этом помогут наши советы, а также разнообразные методики, которые можно использовать на уроке.
В преподавании курса ОРКСЭ лучше не использовать сложную, нагруженную терминологию, которая будет только смущать детей. Не стоит и активно этимологизировать слова, если их изначальное происхождение не слишком помогает понять смысл понятия.
Учитель должен был популяризатором знания: давать точную и занимательную информацию. Сделать это можно, например, с помощью привнесения игровых элементов в якобы серьёзный урок. Игра может появиться на уроке ОРКСЭ в формате короткой вставки. Почему? Об этом и других методах игрового обучения можно прочесть в нашей недавней статье.
По сути, преподавание курса ОРКСЭ предполагает целые лекции, посвящённые конкретной теме. Такой темп сложно выдержать, а потом занятие будет легче провести в формате диалога и обмена мнения. Чтобы дети смогли поддержать беседу, учитель может задать теоретическую подготовку в качестве домашнего задания. Этот метод называется «перевёрнутым классом».
И самое главное: как заинтриговать детей так, чтобы они с нетерпением ждали следующего урока? Ответ на этот вопрос кроется в методе «кроссенс», который можно использовать и на занятиях с четвероклассниками. Учителю помогут специально подобранные изображения, о которых можно подробно узнать из нашего блога.
А ещё подобрать удобный для себя метод можно самостоятельно: мы уже собрали главные современные идеи для учителя на одной странице.
О модуле «Основы светской этики»
Модуль «Основы светской этики» стоит
особняком. К сожалению, этот модуль сразу был поставлен
в позицию «противовеса» модулям по основам конкретных
религиозных культур. Во многих европейских странах есть
предмет «Этика», но у них он не противопоставляется
религиозным традициям. Напротив, в нем признается
историческое значение религии для формирования
нравственности. Поэтому необходимо сказать об этом
модуле особо.
В январе 2010 года на XVIII
Международных Рождественских Образовательных Чтениях
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
предупредил родителей, что «светская этика» — это
предмет по сути своей атеистический: «Многие, не вполне
осознавая значение термина «светская этика», склонны
полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах
приличия. Наши сограждане должны знать, что светская
этика — это нерелигиозная, то есть атеистическая
мораль».
Святейший Патриарх также сказал:
«Сегодня все еще приходится слышать критику со стороны
сторонников агрессивного секуляризма по поводу
преподавания «Основ православной культуры». Зачастую
делаются необоснованные утверждения о нарушении
Конституции, декларирующей светскость Российского
государства, что якобы должно исключать всякую
возможность преподавания основ религиозной культуры в
общеобразовательной школе. При этом односторонне
перетолковывается само понятие светскости, в результате
чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с
тем практически отсутствует критика в адрес преподавания
светской этики — по сути нерелигиозной этики».
На XIX Международных Рождественских
Образовательных Чтениях (24 января2011 г.), Святейший
Патриарх Кирилл сказал: «Не следует ставить знак
равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение
этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой
игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан,
относящих себя к той или иной религиозной традиции.
Российская Федерация, как и другие страны Русского мира,
является светским государством, но это ни в коей мере не
означает возможности ограничения прав и свобод верующих.
Верующие люди — такие же граждане своей страны, как и
неверующие, и приходят в школу как равноправные
участники образовательного процесса«.
Поэтому при выборе модуля-предмета по
ОРКСЭ родители должны ясно осознавать, что так
называемая «светская этика» — это не какой-то
мировоззренчески нейтральный предмет, а атеистический
учебный курс, который не случайно противопоставляется
основам религиозной культуры, а следовательно, — и
традиционному для России духовно-нравственному
воспитанию.
Президентская инициатива по введению
основ религиозной культуры в школе достигнет цели только
в том случае, если не будут продолжаться попытки под
прикрытием борьбы за светский характер образования
навязывать учащимся материалистическое мировоззрение.
Говоря об имеющихся трудностях апробации «Основ
православной культуры», Святейший Патриарх Кирилл
сказал:
«Очевидно, в данном случае мы имеем дело
с попытками идеологизировать школьное образование, под
прикрытием борьбы за светский характер школы навязать
учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо
сказать, что значение президентской инициативы состоит
как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие
в обществе запросы, предполагая уважение к свободе
выбора каждого человека».
Родители выбрали светскую этику по принципу «чтобы не навредили»
Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук
Речь в данном случае идет не о доверии той или иной религиозной конфессии и не о приоритетах выбора веры.
Я, например, сам сомневался в этом выборе для своих детей. Мы выбрали все же основы православной культуры, но определенная доля сомнения у меня была. Этот предмет в нашем классе в очень хорошей московской школе будет преподавать классная руководительница (мы с ней в достаточно близких отношениях находимся), которая сказала: «Я ничего не знаю, ничего в этом не понимаю, не смогу правильно отвечать на вопросы». Она поделилась со мной своими сомнениями, в том, что она недостаточно компетентна, чтобы преподавать этот предмет.
И в таком духе было достаточно много шума этим летом, что в настоящее время уровень подготовки преподавателей по этим предметам оставляет желать лучшего.
Поэтому мне кажется, что многие люди, не выбирающие основы той или иной религиозной культуры, а выбирающие основы светской этики, делали это по принципу, «чтобы не навредили». Чтобы не испортили, не поломали достаточно тонкую детскую религиозность.
А второй фактор, повлиявший на выбор, заключается в том, что, хотя люди и определяют свою принадлежность к религиозной конфессии, большая часть наших сограждан в вопросах религиозных доверяет только себе. С таким индивидуализмом я часто сталкиваюсь как священник. Когда начинаешь людям что-то говорить о православной вере, об отношении к каким-то конкретным вещам, они отвечают: «Да нет, вы знаете, я сам разберусь, как надо к этим вещам относиться», особенно, когда это касается всевозможных оккультных вопросов, молитвы, постов, супружеской верности – масса вещей, по которым человек так или иначе имеет свое определенное мнение, и даже голос свой возвышает в общественном пространстве на эти темы. Люди, считая себя православными, решают эти вопросы по-своему: «у меня свое православие».
Поэтому многие из них боятся, что ребенку будут навязаны какие-то взгляды, которые несовместимы со взглядами его родителей. А светская этика – «безопасный» на взгляд родителей предмет.
Если говорить о большом проценте выбора светской этики в Питере, то я бы предположил, что, может быть, этот город больше подвержен влиянию СМИ, и, хотя утверждать этого я не могу, нужно признать, что наше мнение очень сильно сформировано средствами массовой информации. И очень небольшой процент наших сограждан думает своей головой. Большинство людей все же прислушиваются к мнению людей, являющихся авторитетом. И Питер в этом смысле, может быть, представляет собой другую референтную группу, но это никак не характеризует уровень образованности выбиравших.
Влияния уровня образования на этот выбор я вообще не вижу. XX век показал, что уровень образования вообще очень слабо коррелирует с конкретными выборами конкретных людей. Например, образованнейшая немецкая нация в свое время выбрала Гитлера, и т.д. Тем более, в современном мире образование, как правило, узко специализировано, и эта проблема XX века перешла в XXI век. Человек, получивший узкоспециализированное образование, получил возможность судить обо всем на свете – эта черта всегда очень ярко проявлялась в публичных людях. Да и сейчас обычный человек, являясь, например, прекрасным врачом, считает, что он разбирается и в политике, и в экономике, и в физике. Если он физик, то тоже разбирается во всем.
Поэтому, такой выбор свидетельствует скорее о настороженности к этому предмету, которое сформировано негативным влиянием СМИ.
Герман Демидов, заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации:
Разница между культурой и религией
Упоминание религии в названии курса может вызвать озабоченность родителей. Поспешим ее развеять. ОРКСЭ – это курс не религиозные учения и основы религии, а культурный пласт, возникший и развившийся под началом той или иной религии и взглядов. И об этом детям рассказывают не представители какой-либо религии, а педагоги. Российская школа – светское учреждение. Цель – осветить культурологический аспект, поговорить о разнообразии традиций и необходимости уважать разность культур и вероисповеданий, но никак не привлечь к исполнению тех или иных духовных практик, к участию в молитвах и др.