Техника чтения в 3 классе. тексты для проверки техники чтения в 3 классе (1 и 2 полугодие)

Какую выбрать литературу для проверки скорости чтения?

Для проверки скорости чтения не подойдет любая литература, которая оказалась в данный момент под рукой. Прежде всего, нужно учесть степень подготовки ребенка, его возраст. Для младших школьников текст не должен быть слишком «заумным», содержать какие-то технические характеристики бытовой техники, например, или фрагменты художественной литературы, которую ребенок просто не поймет в силу своего возраста. Но и любимую, зачитанную «до дыр» книжку тоже не стоит брать в качестве пособия для проверки – ребенок и так знает ее наизусть. Для более старших учеников текст можно взять и посложнее.

Вот общие рекомендации по подбору тестовой литературы для младших школьников:

  • Текст должен быть незнакомым, но понятным.
  • Без обилия знаков препинания.
  • Без иллюстраций.
  • Не содержать сложных слов.
  • Помещаться на странице.
  • Шрифт – крупный и разборчивый.

Определение скорочтения

Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик. Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным.

Развитие скорочтения позволяет школьникам и студентам тратить меньше времени на домашнее задание, на подготовку к экзаменам, поиск материала для рефератов и дипломных работ. Способность быстро читать полезна и взрослым, ведь во многих профессиях приходится иметь дело с большим потоком информации.

К вопросу о том, как развить скорость чтения, есть несколько подходов. Многие из них основаны на том, что данная скорость зависит от порядка считывания информации, а его можно перестроить. В школе детей учат читать по определенной схеме: сначала отдельные слоги, затем слова, которые складываются в предложения и, наконец, осмысленный тест.

Повзрослев, многие продолжают использовать тот же алгоритм: слово – предложение – текст. Но нашему мозгу доступен и более сложный порядок, который поможет сэкономить время. Давайте рассмотрим, как освоить скорочтение при помощи конкретных упражнений и техник.

Получайте письма об образовании детей

Еще больше лайфхаков по обучению детей — в бесплатной рассылке Skysmart для родителей. Каждую неделю учителя, методисты и психологи делятся экспертными советами: как мотивировать ребенка учиться, помогать с домашкой или нет, какие навыки развивать сегодня, чтобы быть успешным и счастливым в будущем. Присоединяйтесь!

Упражнения для скорочтения: разминка

Помочь ребенку освоить быстрое чтение можно не только на специальных курсах, но и бесплатно — мы поделимся набором простых упражнений для скорочтения. Начнем с разминки, которая позволит расширить периферическое зрение и подготовит глаза к нагрузке.

Павел Палагин в книге «Скорочтение на практике» рекомендует следующее упражнение:

  • возьмите книгу стандартного размера А5 и начинайте водить взглядом по строчкам, словно лучом прожектора;
  • перемещайте взгляд вначале слева направо (как обычно), а после наоборот — справа налево;
  • расслабьте глаза и не вдумывайтесь в смысл текста, старайтесь просто различать буквы;
  • в течение 1-й минуты охватывайте взглядом одну строку, 2-ю минуту ведите взглядом по двум строками одновременно, 3-ю минуту — по трем строкам, дальше — по пяти строкам.

После такой разминки можно попробовать уже не просто различать буквы, а быстро читать текст по строке за раз.

Тексты для контрольного чтения

С текстами для контрольной проверки у родителей тоже могут возникнуть проблемы. Нельзя использовать абы-какие книги. Например, взять отрывочек из «Войны и мира» или, наоборот, из детской книжки с потешками, которую ребенок и так наизусть знает. Результаты оценки окажутся неверными.

К текстам предъявляются вполне конкретные требования:

  • он должен быть незнаком читающему;
  • должен соответствовать возрасту и быть понятным;
  • предложения должны быть короткими, без слишком замороченных конструкций;
  • лучше, если в нем не будет диалогов;
  • не должно быть иллюстраций;
  • он должен помещаться на одну страницу;
  • он должен быть напечатан удобным для чтения крупным шрифтом.

Где ж его, такого идеального взять? В книжках конечно! Вот, например, книга из серии «Светлячок», называется «Проверяем технику чтения». В ней есть и тексты, и вопросы на понимание прочитанного.

А вот еще книжка. Она создана в помощь учителям начальных классов, но, думаю, и нам с вами подойдет. Называется «Чтение. 1 – 4 классы. Тексты для проверки техники и выразительности чтения».

Если вы тренируете технику чтения дома, то обязательно фиксируйте результаты. Либо в табличке, которую можно повесить на стену перед письменным столом, либо в специальной тетрадке. Ваш юный читатель будет видеть свой прогресс, и это позволит ему заниматься еще упорнее и стремиться к новым высотам.

А стремиться есть к чему! Как вам чтение со скоростью 100000 слов в минуту? Думаете так не бывает? Я тоже так думала, пока не увидела это видео. Знакомьтесь, Никита Болдырев!

https://youtube.com/watch?v=h3lgZinLI4o

Дорогие друзья, теперь вы знаете, на что обращать внимание при домашних занятиях чтением. Я надеюсь, это поможет вам избежать ошибок и подходить к вопросу уверенно и со знанием дела

Всего самого доброго вам и вашим деткам!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении

Уроки быстрого чтения будут полезны только в том случае, если ребенок в принципе умеет хорошо читать

Поэтому специалисты не советуют начинать сразу с первого класса, когда важно освоить неторопливое и вдумчивое понимание текста. В это время лучше и вовсе не обращать внимания на скорость, позволяя ребенку двигаться в своем темпе

Большинство упражнений для развития скорочтения предназначено для детей 9-10 лет. Некоторые педагоги и вовсе считают, что они могут заинтересовать ребенка только в подростковом возрасте, когда он понимает смысл таких занятий.

Но это не значит, что до 9 лет нужно отложить любые техники. С дошкольниками и первоклассниками можно заниматься развитием внимания, делать упражнения на расширение поля зрения, визуализировать прочитанное. Умение концентрироваться и образное мышление помогут ребенку быстро освоить новое, когда придет пора специальных упражнений по скорочтению.

Что мешает нам быстро читать

Чтобы понять, как читать быстро, нужно разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (их называют саккады) занимают считанные доли секунды, но они происходят непрерывно, поэтому в целом замедляют чтение.

На устранении этих «скачков» основана одна из техник скорочтения. Специалисты советуют непрерывно отслеживать, куда направлен взгляд, и тренировать навык линейного движения — слово за словом, без забеганий вперед и возвратов назад.

У ребенка такой подход сначала снизит скорость чтения еще больше, но постепенно выработается привычка, и он сможет охватывать взглядом два-три слова сразу. Этот способ не сделает его рекордсменом, но поможет читать быстрее и лучше запоминать информацию.

Помимо привычки двигаться по тексту скачками, есть еще несколько факторов, которые влияют на скорость чтения:

  • Ограниченное поле зрения — наши глаза устроены так, что вмещают в поле центрально зрения всего 5-30°. Все остальное воспринимается периферическим зрением, которое развито намного слабее. Все, что не попало в видимый участок, мозг попросту «достраивает» по имеющимся данным. Поэтому нельзя прочитать страницу целиком за считанные секунды, но можно научиться понимать смысл текста по отдельным фразам.
  • Субвокализация или проговаривание слов — даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от субвокализации, можно попросту больше читать, но эффективнее будут все-таки уроки скорочтения.
  • Проблемы с концентрацией внимания — низкая скорость чтения у младших школьников может быть связана со слабо развитой способностью сосредотачиваться на задаче. Так бывает, когда ребенок часто отвлекается, «витает в облаках» или не может усидеть на месте. Это может быть как признак СДВГ (синдрома дефицита внимания), так и последствия стресса, плохого сна, отсутствия дисциплины. Навык концентрации тоже можно развивать.

Как оценивать технику чтения в начальной школе по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) на сегодняшний день особое внимание уделяет сформированности у выпускников начальной школы навыка быстро и осознанно читать. Однако, ФГОС не дает четких нормативов

Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов

Однако, ФГОС не дает четких нормативов. Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов.

Техника чтения состоит из следующих компонентов:

  • темп чтения (скорость – количество слов, прочитанных за минуту);
  • способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами);
  • правильность (безошибочность, т.е. без повторов, замен букв, пропуска и др);
  • выразительность (интонационные паузы, постановка ударений и др.);
  • осознанность (понимание прочитанного).

Ориентировочный темп чтения дан ФГОС на конец 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать текст про себя со скоростью 100-120 слов в минуту» [Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012]

Перед учителями встает вопрос каким образом проверять технику чтения и какие тексты подбирать?

Что учитывается при проверке техники чтения по классам

В 1 классе отметки не ставятся, но контроль будет проводиться, чтобы увидеть динамику развития читательского навыка. Делается это в начале (сентябрь), в середине (декабрь) и в конце учебного года (май).

Способ чтения в 1 классе – слоговой, в последующих – словами.

При подсчете слов (темпа чтения) учитываются все самостоятельные и несамостоятельные части речи (предлоги, союзы)

Во 2-4 классах контроль проводится 5 раз в год: начало года, по четвертям

Важно учитывать не только темп чтения, но и другие показатели: осознанность, правильность, способ чтения

К концу 4 класса ученик должен читать со скоростью, доступной для понимания смысла текста, движений речевого аппарата ученика. Без этого навыка учиться в 5 классе будет сложно.

Техника чтения в 1 классе по ФГОС

Оценка/Отметка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Чудесно! Более 20 слов Более 40 слов
«4» — Здорово! 16-20 слов 31-40 слов
«3» — Неплохо 10-15 слов 25-30 слов
«2» — Маловато Менее 10 слов Менее 25 слов

Техника чтения во 2 классе по ФГОС

Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 55 слов Более 70 слов
«4» 40-55 слов 55-70 слов
«3» 25-39 слов 40-54 слов
«2» Менее 25 слов Менее 40 слов

Техника чтения в 3 классе по ФГОС

Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 75 слов Более 90 слов
«4» 60-75 слов 75-90 слов
«3» 45-59 слов 60-74 слов
«2» Менее 45 слов Менее 60 слов

Техника чтения в 4 классе по ФГОС

Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 100 слов Более 120 слов
«4» 85-100 слов 105-120 слов
«3» 70-84 слов 90-104 слов
«2» Менее 70 слов Менее 90 слов

Характеристика цифровой отметки за технику чтения

«5»(«отлично») ставится, если выполнены все 4 требования (способ, осознанность, правильность/выразительность, темп)

«4»(«хорошо») ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

«3»(«удовлетворительно») Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

«2»(«плохо») ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтобы тренировать технику чтения в начальной школе необходимо дозировать нагрузки, доступность и посильность заданий с постепенным нарастанием сложности

При этом важно учитывать индивидуальные особенности детей и грамотно подбирать тексты для проверки техники чтения в начальной школе

Как проверить технику чтения самостоятельно

Если вы решили провести проверку самостоятельно, то следует приготовить часы с секундной стрелкой или включить секундомер на телефоне. Также следует подобрать специальный текст. Его содержание должно быть незнакомо ребенку, но понятно для него. Например, ребенку, учащемуся во 2 классе не следует давать во время проверки описание настройки кофеварочной машины или статью из газеты о политике. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и оборотов и без множества знаков препинания. Желательно отсутствие картинок и сам текст расположить на одной странице. Все это необходимо для того, чтоб ребенок мог спокойно читать написанное не отвлекаясь на переворачивание листков и разглядывание картинок.

Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь настроиться ему на предстоящее чтение. Во время проверки техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, обучающийся в 1 классе, читая может водить пальцем по строчке.

Хочу обратить еще внимание на такую деталь – засекать время следует не с момента команды «читай», а именно тогда, когда ребенок начал читать. Многие дети долго собираются с силами, поэтому время может быть упущено, и результат окажется не точным

По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение. Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста.

Если результаты проверки оказались неудовлетворительными, то не стоит ругать ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и наметить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.

Как улучшить показатели техники чтения.

Есть ли возможность исправить показатели техники чтения и улучшить ее результат? Конечно. Причем научить ребенка быстро читать можно в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов и затем — проведение регулярных занятий.

Упражнения должны затрагивать не только чтение, но и развитие внимательности, артикуляционного аппарата, физические упражнения. Необходимо также синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В каждом конкретном случае можно подобрать свой набор упражнений.

Общими же рекомендациями будут:

  • регулярное чтение с ребенком (совместные чтения, чтение вслух);
  • проведение зрительных диктантов (ребенку показывается на листочке предложение, которое он изучает в течение одной минуты, затем предложение закрывается, а ребенок его записывает на своем листочке);
  • так называемое «жужжащее чтение» (чтение текста вполголоса в течение 5 минут);
  • изучение и проговаривание скороговорок.

Упражнения для скорочтения, которые полезны в любом возрасте

Весомая часть популярных методик для скорочтения подходит взрослым и подросткам с одинаковым успехом, ниже мы предлагаем именно такие материалы.

Назови цвет

Методика помогает развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв.

Что делать: называть именно цвет, а не читать написанное.

Чтение наоборот

Возьмите любой текст и попробуйте прочитать его наоборот — справа налево

Отслеживайте, как часто вы отвлекаетесь, насколько удается сконцентрировать внимание. Именно на концентрацию направлено это простое упражнение, которое будет полезно и взрослому, и ребенку, если он уже научился беглому чтению

Можно менять принцип работы. Например, попеременно читать наоборот слова по буквам и целиком. Главное, не отвлекаться на посторонние раздражители и следить за тем, как изменяется скорость и восприятие прочитанного.

Таблицы Шульте

Методику немецкого психиатра Вальтера Шульте используют для развития периферического зрения, внимательности, также она помогает улучшить оперативную память. На ее основе разработано много онлайн-тренажеров по скорочтению, которые автоматически засекают время прохождения таблицы и перемешивают цифры и буквы для нового теста.

Что делать: попросите ребенка смотреть только в центр таблицы, словно охватывая ее всю взглядом, и отыскивать цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.

Помимо черно-белых карточек, есть также варианты другого цвета — например, красно-черные таблицы Горбова-Шульте, которые часто используются в школах скорочтения для взрослых и детей. Принцип работы с ними аналогичен: не искать цифры, перебирая их глазами, а стараться увидеть таблицу целостно, замечая нужную ячейку периферическим зрением.

Заметки на полях

Суть этой техники в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчеркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике он — в числе самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам.

Этим способом чтения пользовались многие известные деятели. Например, заметки Вольтера на полях прочитанных им книг даже были выпущены отдельным изданием. Конечно, для ребенка такая задача будет слишком сложной, но взрослым такая привычка точно пригодится.

Правильно оцениваем результат

Посчитайте количество прочитанных слов

Моменты, на которые нужно обратить внимание при подсчёте:

  • союзы, частицы, предлоги, состоящие из одной или двух букв, считаются как одно слово;
  • при переносе слово считается не как одно, а как два;
  • слова с дефисом считаются по-разному: если с обеих сторон дефиса три и более букв, то слово засчитывается за два, менее трёх букв – как одно слово.

Важна не только скорость, но и другие критерии. Обязательно оцените правильность прочитанного текста. Все допущенные ошибки следует разобрать вместе с ребенком. Если вы заметили, что присутствует много запинок, исправлений, изменений окончаний и целых слов, следует проконсультироваться с педагогом. Возможно, необходима профессиональная коррекция навыков чтения.

Также важно понять, насколько хорошо ребенок понял смысл текста. Просить школьника пересказывать прочитанное не нужно

Достаточно того, что он несколькими словами опишет содержание. Попросите его определить главную мысль. Если с этим возникнут проблемы, то тогда можно прибегнуть к пересказу.

Обратите внимание на выразительность. Школьник должен стараться соблюдать интонацию, выдерживать паузы в соответствии со знаками препинания

К сожалению, не все дети способны прочитать отрывок с выражением. Подскажите ребенку, в каких местах нужно нарастить темп и эмоциональность, на каких словах необходимо сделать голосовой акцент.

Ключевые навыки для высокой скорости чтения

Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому:

способность фокусировать внимание и не отвлекаться;
широкое поле обзора, развитое периферическое зрение;
умение структурировать информацию, выделять главное;
большой объем оперативной памяти;
высокая скорость мышления.

Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное.

Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.

Техника чтения в начальной школе по ФГОС: нормы и оценки

Евгения Климкович

Всем большой привет! Как вы думаете, откуда учителя берут цифры для того, чтобы оценивать технику чтения школьников? Может быть, они придумывают эти цифры сами? Или это идея директора учебного заведения? Или все зависит от настроения педагога? Вряд ли.

Я тут поузнавала. Оказывается, проверяется техника чтения в начальной школе по ФГОС. Это он все придумал, и прописал все нормативы, и указал учителям, кому двойки ставить, а кому пятерки.

Мы конечно не учителя (в большинстве своем) и в дневники ничего ставить не должны. Но знать о результатах, которых ожидают от наших детей, обязаны.

Показатели техники чтения

Итак, государственный стандарт устанавливает для учеников различные нормативы по чтению. Они зависят от того, в каком классе учится школьник.

Хочу отметить, что технику чтения проверять – это вам не просто скорость подсчитывать. Нужно учесть и такие параметры как:

  • способ (читает ученик по слогам  или целыми словами);
  • осознанность (ученик понимает или не понимает, то что он прочитал);
  • выразительность (правильно ли школьник ставит ударения, соблюдает ли интонационные паузы);
  • правильность (с ошибками читает или без).

Для первоклашек

В 1 классе оценки за контрольное чтение не ставят. Им вообще их не ставят, так как считается, что эти цифры травмируют детскую психику. Но это не значит, что таких проверок не будет. Будут! И не раз!

В начале учебного года, в конце первого полугодия (декабрь) и в конце второго (май). Делается это для того, чтобы в динамике увидеть развитие читательского навыка, без которого в школе никуда.

Оценить первоклашку учитель может, нормативы для первых классов имеются. Педагог чисто для себя оценку ставит и для нас, чтобы все были в курсе событий.

Итак, разрешите вам представить нормативы для самых маленьких школьников.

 Декабрь Май Оценка
>20 > 40 «5»
16 – 20 31 – 40 «4»
10 – 15 25 – 30 «3»
55 >70 «5»
40 — 55 55 -70 «4»
25 — 39 40 – 54 «3»
75 > 90 «5»
60 — 75 75 – 90 «4»
45 — 59 60 – 74 «3»
«2»

Предполагаемый прогресс на лицо!

Остальные параметры третьеклассника также не стоят на месте, развиваются:

Показатель Полугодие
1 2
Способ Словами
Осознанность Осознанное
Правильность Без ошибок
Выразительность С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста

В 4 классе вообще все серьезно!

Скорость чтения:

Декабрь Май Оценка
>100 Больше 120 «5»
85 — 100 105 – 120 «4»
70 — 84 90 — 104 «3»
«2»

Получается, что в конце четвертого года обучения, ученик должен читать со скоростью, которая является наиболее оптимальной для речевого аппарата человека. Без этого навыка учеба в пятом классе раем школьнику не покажется.

Остальные параметры так же доводятся до совершенства:

Показатель

Полугодие

1

2

Способ

Словами

Осознанность

Осознанное

Правильность

Без ошибок

Выразительность С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста и отношение к прочитанному

Можно ли улучшить технику чтения?

Как быть, если маленькому школьнику никак не удается достичь верхнего значения норматива? Для начала нужно понять, что чтение – это не то, что дано нам свыше, как талант, например. Это навык. А навыки имеют обыкновение развиваться с помощью упорных тренировок.

Так что ж, теперь придется без конца сидеть за столом в обнимку с книжкой и читать? Нет. Существует масса упражнений для улучшения показателей по всем фронтам. Здесь главное не лениться. И, конечно же, здесь многое зависит от нас с вами, от родителей.

А родителям иногда тоже нужна мотивация, для того, чтобы в свою очередь замотивировать ребенка на занятия.

Для меня такой мотивацией является знание о том, что чем быстрее читает человек, тем более умным, сообразительным, интересным и ярким он становится. И я от души желаю этого своим детям.  И вашим ребятишкам тоже.

Друзья, хочу порекомендовать вам интересный тренинг, созданный специально для родителей младших школьников «Все секреты быстрого чтения». Для того, чтобы догнать и даже перегнать установленные нормативы не нужно совершать подвигов. Достаточно всего 30 минут в день.

А еще желаю вам не останавливаться на достигнутом. 120 слов за 60 секунд – не предел! Можно читать и 300, и даже 400 слов в минуту. Но это уже скорочтение получается! Очень интересная штука. Я им занималась и мне есть, что рассказать. Торжественно обещаю посвятить скорочтению отдельную статью на блоге!

Но вот такие результаты мне и не снились! Я и не подозревала, что так вообще бывает. В общем, друзья, нам есть куда стремиться! Смотрите видео и удивляйтесь!

Жду ваших комментариев по этой важной теме. Давайте делиться опытом!. Прощаюсь до новых встреч на страницах блога «ШколаЛа»!

Прощаюсь до новых встреч на страницах блога «ШколаЛа»!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Нормы скорости чтения для начальной школы (1-4 класс)

Класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
1 кл.  «2» — меньше 10 слов

«3» — 10-15 слов

«4» — 16-20 слов

«5» —  больше 25 слов

«2» — меньше 20 слов

«3» — 20-25 слов

«4» — 26-35 слов

«5» — больше 40 слов

«2» — меньше 25 слов

«3» — 30-35слов

«4» — 35-40 слов

«5» — больше 45 слов

2 кл. «2» — меньше 25 слов

«3» — 25 – 34 слова

«4» — 35-45 слов

«5» — больше 45 слов

«2» — меньше 25 слов

«3» — 25-39 слов

«4» — 40-55 слов

«5» — больше 55 слов

«2» — меньше 35 слов

«3» — 35-49 слов

«4» — 50-65 слов

«5» — больше 65 слов

«2» — меньше 40 слов

«3» — 40-54 слов

«4» — 55-70 слов

«5» — больше 70 слов

3 кл. «2» — меньше 40 слов

«3» — 40-54 слов

«4» — 55-70 слов

«5» — больше 70 слов

«2» — меньше 45 слов

«3» — 45-59 слов

«4» — 60-75 слов

«5» — больше 75 слов

«2» — меньше 55 слов

«3» — 55-69 слов

«4» — 70-85 слов

«5» — больше 85 слов

«2» — меньше 60 слов

«3» — 60-74 слов

«4» — 75-90 слов

«5» — больше 90 слов

4 кл. «2» — меньше 65 слов

«3» — 65-74 слов

«4» — 75-90 слов

«5» — больше 90 слов

«2» — меньше 70 слов

«3» — 70-84 слов

«4» — 85-100 слов

«5» — больше 100 слов

«2» — меньше 80 слов

«3» — 80-94 слов

«4» — 95-110 слов

«5» — больше 110 слов

«2» — меньше 90 слов

«3» — 90-104 слов

«4» — 105-120 слов

«5» — больше 120 слов

В первом классе в первом полугодии обычно техника чтения не проводится. Оценки в первом классе не выставляются, в таблице они даны для ориентира.

Как оценить скорость чтения?

Скорость определяется количеством слов, которые ребенок успел прочитать за минуту. Казалось бы, все так просто! Но почему-то после подсчета слов результаты у разных людей получаются разными. Почему так происходит?

Дело в том, что далеко не каждый папа и не каждая мама знают, как правильно нужно считать. Давайте с вами попробуем.

Вот вам пример. Посчитайте, какова скорость чтения школьника, если за минуту он как раз успел прочитать весь текст, приведенный ниже.

Я специально попросила сделать это трех своих знакомых. Знакомьтесь наши тестируемые: Михаил, Татьяна, Ольга.

Варианты ответов:

  1. Михаил – 37 слов.
  2. Татьяна – 48 слова.
  3. Ольга  — 43 слова.

Ну, и кто же прав? А никто не прав. На самом деле скорость в данном случае составит 44 слова! В чем ошибки моих товарищей?

Михаил, насчитавший 37 слов, решил, что обращать внимание на всякие союзы, предлоги, типа  «и», «но», «в», «по» вовсе не обязательно. Это ошибка! Даже такие маленькие словечки считаются

Татьяна, нашедшая 48 слов, посчитала не только союзы с предлогами, но и точки с запятыми. И оказалась не права. Точки, запятые и другие знаки препинания не считаются.

Ольга, у нее 43 слова, оказалась ближе всех к правильному ответу. Но все-таки допустила ошибку. Она посчитала слово «возвращались», первая часть которого находится на одной строке, а вторая перенесена на следующую одним словом. Это неверно, если в тексте присутствует перенос слова, то это слово считается за два.

Хотите еще тест? Пожалуйста! Прочитайте на следующей картинке отрывок из рассказа и попробуйте сосчитать, сколько в нем слов?

Если бы я не знала, как правильно считать, то сказала бы, что здесь 21 слово. У кого-то может получиться 19 слов. В любом случае ответы неверны. Здесь 20 слов! В чем подвох? В словах, которые пишутся через дефис.

Если слово пишется через дефис, и с каждой стороны от дефиса более трех букв, то эти две части слова считаются по отдельности. То есть, в нашем примере «тихо-смирно» —  это два слова. А слово «как-то» — одно.

А как понять достаточно ли быстро читают дети? Или еще ускориться? На этот вопрос ответ дает федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Судя по ФГОС, к моменту окончания начальной школы ученик должен читать примерно 120 слов в минуту.

Самые низкие нормативы, естественно, в 1 классе. Когда маленький школьник подрастает и переходит во 2 класс, а потом в третий, то вместе с ним подрастают и нормативы.

Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.

1 полугодие

Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения — 25-30 слов в минуту.

2 полугодие

Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

Техника чтения во 2 классе

1 полугодие

Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.

Темп чтения — 40-50 слов в минуту.

2 полугодие

Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.

Темп чтения — 50-60 слов в минуту.

Техника чтения в 3 классе

1 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 60-70 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 70-80 слов в минуту.

Техника чтения в 4 классе

1 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.

Темп чтения — 80-90 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.

Темп чтения — 100-120 слов в минуту.

Техника чтения в 5 классе

Наблюдение за техникой чтения рекомендуется проводить и в 5 классе. Однако такая проверка уже не носит характер контроля, так как преследует совершенно иные цели обучения. В 5 классе при проверке техники чтения акцент необходимо делать не на скорость чтения, а на продуктивность (техника и осмысленность).

Как правильно проверить технику чтения?

  1. Выбрать подходящее время.
  2. Устранить все отвлекающие факторы:  телевизор, компьютер, мобильный телефон.
  3. Приготовить все необходимое: песочные часы на 1 минуту (это лучше, чем просто секундомер в телефоне) и текст.
  4. Посадить ребёнка за стол и  положить перед ним распечатанный текст (лучше 14 шрифтом).
  5. Сесть рядом и положить песочные часы.
  6. Сказать «Начали». В этот момент ребенок начинает читать, а вы переворачиваете часы.
  7. Следить за временем и в это же время нужно внимательно слушать, отмечая для себя допущенные ошибки.
  8. Сказать «Стоп», когда пройдёт ровно минута.
  9. Задать ребёнку вопросы по тексту. Хотя бы спросить о том, что он понял.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: