Игры с пиктограммами
Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:
Подбери и назови
Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.
Найди пару
Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения
Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать
Превращения настроений
Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.
Колобки
Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.
Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.
Эмоции в стране Смешарии
Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.
Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.
Нарисованные картинки
Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.
Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.
В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.
Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм
Маска кролика из бумаги
Вариантов, как сделать маску множество. Все зависит от идеи костюма. Если речь идет о главной роли в новогоднем спектакле или выступлении на массовом празднике, нужно сделать эффектный аксессуар хорошего качества. Не только визуально эстетичный при взгляде из зала на сцену, но и функциональным — прочно держащимся на голове во время действий юного актера.
Если речь идет просто о забавном фото на память, маска на голову из бумаги может быть простейшей, сделанной буквально за несколько минут.
Для такой маски потребуются:
- лист бумаги (можно белой, зайка зимой именно белый, или серой);
- дополнительные оттенки для выделения деталей;
- фломастеры или маркеры;
- бельевая резинка для крепления маски;
- клей, ножницы.
При кажущейся простоте такая маска кролика получается объемной из-за вырезов, которые после склеивания придают форме объем. Прорези для глаз позволяют без труда видеть окружающее пространство.
Остальное зависит от выбранного шаблона — это может быть аккуратная детская полумаска с ушками, закрывающая только лоб и верхнюю часть лица малыша или полноценная мордочка, закрывающая даже подбородок.
Чтобы аксессуар получился практичным, стоит выбрать плотную бумагу, а дырочки для крепления резинки дополнительно уплотнить от разрыва. Это можно сделать при помощи обычного скотча.
Посмотрите видео-урок по изготовлению маски из бумаги:
Вытынанки кролика с морковкой на окна на новый год
Ну какой-же кролик без морковки? Именно с ней ассоциируется символ 2023 года, кстати несколько блюд с этим овощем должны быть в этом году на праздничном столе. Распечатайте вытынанку, вырежьте по контуру и приложите к окну, распылите снег. Теперь уберите бумагу — должен остаться след.
А еще такие рисунки можно нарисовать на плитке в ванной, на холодильнике, или на входных дверях (если разрешит мама). Обведите шаблон по контуру и закрасьте красками.
Желаю всем новогоднего настроения и волшебных сказок на окне! Такие моменты совместного творчества сближают, заряжают позитивом, создают семейную атмосферу.
Определение эмоций для детей
Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:
Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.
Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.
Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям
Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок
Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса
Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет
Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.
Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.
Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.
Вытынанки (шаблоны) зайца на окна — распечатать бесплатно
Милые крольчата с добродушным взглядом, которых нашла в сети обязательно понравятся детям.
Обратите внимание на трафареты и шаблоны с изображением главного символа 2023 года — кролик на окнах (или стенах) принесет финансовое благополучие, везение и удачу. Деткам нравится делать игрушки на елку и заниматься украшениями помещений к веселому торжеству
Деткам нравится делать игрушки на елку и заниматься украшениями помещений к веселому торжеству.
Пушистый зверек тоже любит получать в подарок морковку, играть с белками в горелки, кататься с друзьями на санках. А также они любят встречать Новый год в компании лесных друзей.
Стало очень модно делать цифры наступающего года.
Чтобы было веселее работать, добавим еще несколько новогодних картинок. Вашими стараниями на окнах появится настоящая сказка. Аккуратно вырезаем картинку по контуру маленькими ножницами (или канцелярским ножом). Ее можно просто распечатать и детки раскрасят, а затем творение приклеим двусторонним скотчем к стеклу. Будет очень даже симпатично.
По китайскому календарю наступающий год кролика (это ласковое и нежное животное) — олицетворяет теплый очаг, семью, дом.
Надеюсь, что подборка трафаретов и шаблонов будет полезной. Они подойдут для творческих занятий с детьми, рисования, вырезания из бумаги на окна. Создадим сказку своими руками. Совместное творчество заряжает позитивом. С наступающим Новым Годом! Счастья всем. Пока.
Как сделать маску из ваты
Создание игрушек из ваты — забытое прикладное искусство. Прочный и практичный материал хорошо подходит для изготовления любых поделок. Маску кролика в такой технике тоже можно сделать.
Работа по шагам:
- Продумать модель, сделать рисунок-набросок.
- Выбрать форму, на которой будет выкладываться маска. Подойдет старая детская маска, у которой уже есть объем или воздушный шар.
- На заготовке нарисовать контуры маски. Пока это лицевая часть без ушей.
- Ватой, смоченной в клее ПВА, выложить первый слой, выделяя зоны глаз.
- Высушив первый слой, его можно снять с шарика. Это упростит работу дальше — уши удобнее делать сразу, но для этого заготовка должна лежать на плоской поверхности.
- Доделать объем маски. Полностью пропитать клеем. Высушить. Нужно не менее 3 суток, в противном случае краска будет скалываться из-за влаги.
- Раскрасить маску акварельными красками и после просыхания покрыть клеем.
Оформление маски можно позаимствовать из картинок в стиле ретро. Длительное время маски из ваты были самыми популярными на новогодних праздниках.
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников
Вот еще примеры логопедических игр и упражнений для дошкольников, которые используются педагогами в детском саду и родителями дома.
Грусть или радость
Посмотри на картинку и назови тех героев, лицо которых выражает то или иное чувство. Затем усложните игру, предложив угадать эмоцию, которую показывает другой ребенок.
Гусенички
Попросите детей найти гусеницу, настроение которой не похоже на чувства других и придумать ситуации, когда оно может возникнуть. В продолжении игры создайте «Дерево настроений». Каждый ребенок получает бумажную гусеничку, у которой он дорисовывает мимику так, чтобы передать то или иное настроение. Готовые фигурки прикрепляются на одно дерево.
Рассказ
Составьте рассказ по картинкам. В этом помогут вопросы:
- Кто изображен на первом рисунке?
- Какое настроение у девочки и ее подруги?
- Как изменились их чувства?
- Почему это произошло?
- Что будет дальше?
Секрет хорошего настроения
Предложите детям выполнить задание к рисунку, а затем попросите каждого вспомнить то, что поднимает настроение лично ему. Это может быть подаренный цветочек, наблюдение за клоуном, игры в детском лабиринте и т.п.
Мы не ленивые, мы трудолюбивые
Дети получают задание обсудить те ситуации, которые изображены на рисунках и рассказать о том, почему некоторые герои на них — лодыри. Продолжить эту игру можно, вспоминая ленивцев из детских сказок и мультфильмов.
Где это случилось
Попросите ребят описать случаи или обстоятельства, которые вызвали у Буратино изображенное чувство, состояние. Игру проводите и с другими эмоциями для детей в картинках, с иллюстрациями к сказкам (с животными или людьми).
Собери лицо
Для игры понадобится шаблон лица и отдельные части, выражающие эмоции: глаза и рот. Попросите ребенка составить веселую рожицу, а затем грустную. Используйте готовые шаблоны или изготовьте сами при помощи цветной бумаги и маркера.
Эмоции в картинках для детей — интересный и полезный материал, использование которого позволяет логопедам, психологами и педагогам совершенствовать активный словарь дошкольников и связную речь. Тема сложна, но правильно подобранные иллюстрации и игры помогут детям освоить ее в полном объеме.