Педагогические конфликты и способы их разрешения

Введение

Актуальность 
исследования. Человек – существо социальное
и общение является неотъемлемой частью
его существования. В общении складывается
важная система воспитательных взаимоотношений,
способствующих эффективности воспитания
и обучения. В педагогической деятельности
общение приобретает функциональный и
профессионально значимый характер. Оно
выступает в ней как инструмент воздействия,
и обычные условия и функции общения получают
здесь дополнительную «нагрузку», так
как из аспектов общечеловеческих перерастают
в компоненты профессионально-творческие.

Но, к сожалению, педагогическое
общение не всегда корректно. Зачастую
именно в педагогическом общении возникают
разного рода конфликты, иногда спровоцированные
учеником, а иногда сознательно создаваемые
учителем для достижения наилучшего результата
в обучении и в становлении личности учащегося.
Поэтому изучение конфликтов – их появление,
развитие, причины, разрешение – становится
очень востребованным. Не случайно в учебных заведениях уже не обойтись без помощи
психологов, которые могут грамотно разрешить
сложившуюся конфликтную ситуацию. В какой-то
степени модной становится профессия
конфликтолога, все больше приобретающая
популярность.

В связи с этим нам бы
хотелось осветить проблему педагогических
конфликтов и постараться глубже
в ней разобраться с целью 
устранения роста нежелательных конфликтов
в образовательной сфере.

Наиболее крупными исследователями 
в данной сфере являются А.А. Леонтьев,
Н.Е. Щуркова, М.М. Рыбакова.

М.М. Рыбакова исследует типичные
конфликтные ситуации между учителями
и учениками. Она выявляет причины, типы
конфликтов, позиции, которые занимают
в них учителя, поскольку считает, что
источником большинства конфликтов являются
сами учителя.

В своих исследованиях 
А.А. Леонтьев рассматривает общение учителя
с учащимися. Насколько он их понимает,
как говорит с ними, слушает их, во многом
зависит успешность обучения и воспитания.
А.А. Леонтьев показывает те качества и
умения учителя, без которых невозможно
создать благоприятные условия для педагогического
общения.

Объект исследования: педагогическое общение.

Предмет исследования: конфликты в педагогическом
общении.

Цель исследования: выявить конфликтно-стрессовые
ситуации, их возникновение в педагогическом
общении, типологию и способы разрешения

Задачами 
данного исследования являются:

  • анализ литературы по проблеме исследования
  • характеристика педагогического общения между учителем и учеником, учеником и учеником
  • выявление причин возникновения конфликтов в педагогическом общении
  • выявление специфики конфликтов в педагогическом общении
  • определение способов разрешения конфликтов в педагогическом общении.

1.2 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания.

Конфликт — форма социального 
взаимодействия между двумя или 
более субъектами (субъекты могут 
быть представлены индивидом/группой/самим 
собой — в случае внутреннего 
конфликта), возникающий по причине 
несовпадения желаний, интересов, ценностей 
или восприятия.

Говоря иначе, конфликт — 
ситуация, когда два или более 
субъекта взаимодействует таким 
образом, что шаг вперед в удовлетворении
интересов, восприятия, ценностей или 
желаний одного из них означает шаг 
назад для другого или других.

Мы рассматриваем педагогический
конфликт, то есть конфликт, субъектами
которого являются участники педагогического 
процесса.

Типологическое подразделение 
конфликтов:

«подлинный» — когда 
столкновение интересов существует 
объективно, осознается участниками 
и не зависит от какого-л. 
легко изменяющегося фактора;

«случайный или условный»
— когда конфликтные отношения 
возникают в силу случайных, 
легко поддающихся изменению 
обстоятельств, что не осознается 
их участниками. Такие отношения 
могут быть прекращены в случае 
осознания реально имеющихся 
альтернатив;

«смещенный» — когда 
воспринимаемые причины конфликта 
лишь косвенно связанны с объективными 
причинами, лежащими в его основе.
Такой конфликт может быть 
выражением истинных конфликтных 
отношений, но в какой-л. символической 
форме;

«неверно приписанный» 
— когда конфликтные отношения 
приписываются не тем сторонам,
между которыми разыгрывается 
действительный конфликт. Это делается
либо преднамеренно с целью спровоцировать
столкновение в группе противника, «затушевывая»
тем самым конфликт между его истинными
участниками, либо непреднамеренно, в
силу отсутствия действительно истинной
информации о существующем конфликте;

«скрытый» — когда 
конфликтные отношения в силу 
объективных причин должны иметь 
место, но не актуализируются;

«ложный» — конфликт,
не имеющий объективных оснований 
и возникающий в результате 
ложных представлений или недоразумений.

Следует различать понятия
«конфликт» и «конфликтная ситуация»,
разница между ними очень существенна.

Конфликтная ситуация — 
такое совмещение человеческих интересов,
которое создает почву для 
реального противоборства между 
социальными субъектами. Главная 
черта — возникновение предмета
конфликта, но пока отсутствие открытой
активной борьбы.

То есть в процессе развития
столкновения конфликтная ситуация
всегда предшествует конфликту, является
его основой.

Выделяют четыре вида конфликтов:

    • внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
    • межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
    • межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
    • личностно-групповой – возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Чтобы спрогнозировать конфликт,
надо сначала разобраться, имеется 
ли проблема, которая возникает в 
тех случаях, когда есть противоречие,
рассогласование чего-то с чем-то.
Далее устанавливается направление развития
конфликтной ситуации

Затем определяется
состав участников конфликта, где особое
внимание уделено их мотивам, ценностным
ориентациям, отличительным особенностям
и манерам поведения. Наконец, анализируется
содержание инцидента

Существуют сигналы, предупреждающие 
конфликт. Среди них:

кризис (в ходе кризиса обычные нормы
поведения теряют силу, и человек становится
способным на крайности – в своем воображении,
иногда на самом деле);

недоразумение (вызывается тем, что какая-то
ситуация связана с эмоциональной напряженностью
одного из участников, что приводит к искажению
восприятия);

инциденты (какая-то мелочь может вызвать
временное волнение или раздражение, но
это очень быстро проходит);

напряжение (состояние, которое искажает
восприятие другого человека и поступков
его действий, чувства изменяются к худшему,
взаимоотношения становятся источником
непрерывного беспокойства, очень часто
любое недоразумение может перерасти
в конфликт);

дискомфорт (интуитивное ощущение волнение,
страх, которые трудно выразить словами).

          
Педагогически важно отслеживать 
сигналы, свидетельствующие о 
зарождении конфликта

Понятие и виды педагогического конфликта

Педагогический конфликт — это сложное явление, которое
обычно возникает по объективным и субъективным причинам. К объективным причинам
относится социально-экономическая ситуация с преподаванием в целом по стране, а
конкретно — особенности условий преподавания в данной местности, районе, в
учебном заведении. Субъективные причины связаны, прежде всего, с особенностями
межличностных отношений в школьном сообществе, обусловленными особенностями
психологической структуры каждого участника образовательного процесса, т.е.
индивидуально-психологическими, социально-психологическими и
научно-мировоззренческими характеристиками личности. Таким образом, можно
сказать, что, как правило, педагогический конфликт возникает на основе
объективных условий с соответствующим включением субъективного фактора. Однако
на практике существует множество фактов, указывающих на первостепенную роль
субъективного фактора в провоцировании конфликтов в школьном сообществе.

В зависимости от того, какие субъекты взаимодействуют, можно
выделить следующие типы конфликтов: Студент-студент; студент-преподаватель;
студент-родитель; студент-администратор; учитель-учитель; учитель-родитель;
учитель-администратор; родитель-родитель; родитель-администратор;
администратор-администратор.

Давайте рассмотрим причины некоторых типов конфликтов.

Конфликты между учителями и учениками возникают, по словам
учителей, из-за:

  • Нарушение дисциплины в классе;
  • что вы не сделали домашнее задание должным образом;
  • нездорового поведения среди студентов.

Однако, с точки зрения студентов, причинами конфликтов с
преподавателями являются:

  • Оскорбление со стороны учителя, грубость, несдержанность;
  • Предвзятость оценки знаний;
  • неинтересное введение в урок;
  • неподготовленное домашнее задание;
  • Пропускает занятия.

Многие конфликты также вызваны тем, что учителя не относятся
к своим ученикам с уважением и не хотят или не могут видеть в ученике союзника
и партнера по сотрудничеству.

Объективные причины конфликта в классе могут включать:

  • Усталость студентов;
  • Конфликты в предыдущем уроке;
  • ответственная контрольная работа;
  • ссора на перемене, настроение учителя;
  • Его или ее способность или неспособность организовать работу в классе;
  • Состояние здоровья и личностные характеристики.

Пример педагогического конфликта

Опытный Учитель 1 обладает своим видением преподавания литературы, которое абсолютно не совпадает с мнением молодого специалиста Учителя 2. Однажды, Учитель 1 позволил себе строго покритиковать открытый урок Учителя 2 в присутствии учеников.

Возможно, ситуация закончилась бы обычной обидой молодого специалиста, если бы не случилось продолжения. Один из учеников рассказал родителям о некомпетентности недавнего студента-педагога. Бдительные родители добрались до администрации школы с жалобой на непрофессионализм молодого педагога.

Очевидный конфликт. При чем, это пример многогранного конфликта. Участниками его являются все субъекты образования: ученик, 2 учителя, администрация, родители. Сторонними наблюдателями является целый класс.

Структура данного конфликта: наличие давнего несовпадения взглядов учителей + конфликтная ситуация с открытым уроком + инцидент с родителями.

Последствия неразрешенного конфликта: падение рейтинга учителя, снижение его самооценки, эмоциональное и профессиональное выгорание, увольнение.

Эффективный способ решения конфликта. Грамотный руководитель, разобравшись и проанализировав ситуацию, предлагает обоим педагогам разработать и провести совместный открытый урок в том же классе, с присутствием желающих родителей.

Совместная деятельность поможет: во-первых, скрепить союз учителей; во-вторых, произведет обмен опытом (это может поменять категоричную позицию зрелого педагога).

Задача урока: повысить авторитет Учителя 2 в глазах учеников.

Таким образом, и конфликт будет исчерпан, и извинения принесены за доставленные переживания молодому педагогу. Эта ситуация станет хорошим опытом и закалит будущего мастера педагогического искусства.

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого

Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой

Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком

Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать

В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Особенности педагогических конфликтов «Педагог-ученик»

Педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Среди таких специфических характеристик можно выделить следующие:• ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как любое учебное заведение — это прежде всего доступная возрасту учащихся модель общества, где они усваивают нормы отношений между людьми;• участники конфликта имеют разный социальный статус (педагог-учащийся), чем и определяется их поведение в конфликте;• разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами педагога” и “глазами учащегося” видится по-разному), поэтому педагогу не всегдалегко понять глубину переживаний учащегося, а учащемуся — справиться со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму; присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегося делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них. Об этом всегда приходится помнить педагогу;• профессиональная позиция педагога в конфликте с учащимся обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся и зависящей от него личности;• всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие учащиеся;• конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

Выполнение последнего правила во многом зависит от того, насколько глубоко и правильно педагог осознает истинные причины своих конфликтных отношений с учащимися. Нередко эти причины кроются в особенностях его личности, а также в уровне профессионально-педагогической компетентности, касающейся психологической подготовки педагога:• ограниченные возможности педагога прогнозировать на учебных занятиях поведение учащихся. Неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход работы, вызывает у педагога раздражение и стремление любыми средствами убрать помехи.Недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего сложившейся обстановке тона обращения;• свидетелями ситуации являются другие учащиеся, поэтому педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию, до конфликтной;• педагогом, как правило, оценивается не отдельный поступок учащегося, а его личность в целом (глобальная педагогическая оценка). Такая оценка часто определяет отношение к учащемуся других педагогов и сверстников.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят

Личность преподавателя

Личность преподавателя оказывает большое влияние на
конфликтное поведение студентов. Его воздействие может проявляться в различных
аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками
служит примером для подражания в отношениях со сверстниками. Исследование
показывает, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя
оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с
одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика
«сотрудничество» вызывают наименее конфликтные отношения между
детьми. Однако этим стилем владеет лишь небольшое количество учителей начальной
школы. Учителя начальной школы с выраженным функциональным стилем общения придерживаются
одной из тактик («диктат» или «патернализм»), которые
повышают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество
конфликтов характеризует взаимоотношения в классах с «авторитарными»
учителями и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников,
регулировать их. Конечно, это не означает их подавление. В зависимости от
ситуации может потребоваться вмешательство властей, или это может быть просто
хороший совет. Вовлечение конфликтующих учеников в совместную деятельность,
привлечение других учеников, особенно представителей класса, и т.д. к
разрешению конфликтов может иметь положительный эффект.

Процесс образования и воспитания, как и любое развитие,
невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни
которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является нормальной частью
реальности. В конфликтах между учителем и учеником можно выделить следующие
подтипы:

  • Деятельность, обусловленная успеваемостью студента, выполнение внеклассных заданий;
  • Поведение (действия), являющееся результатом нарушения учеником правил поведения в школе и за ее пределами;
  • Отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений между учениками и учителями.

Деятельностные конфликты возникают между учителем и учеником
и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или в плохой
успеваемости. Такие конфликты часто возникают с учениками, испытывающими
трудности в обучении; когда учитель преподает предмет в классе в течение
короткого периода времени, а отношения между учителем и учеником ограничиваются
учебной работой. В последнее время такие конфликты участились, потому что
учитель часто устанавливает слишком высокие требования к усвоению предмета и
использует оценки как средство наказания за дисциплинарные нарушения. Такие
ситуации часто приводят к тому, что способные, самостоятельные ученики бросают
школу, а у оставшихся, как правило, снижается мотивация к обучению.

Конфликты действий. Каждая ошибка преподавателя при
разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты с участием других
студентов; конфликты в учебной работе легче предотвратить, чем успешно
разрешить.

Важно, чтобы учитель мог правильно оценить свою позицию в
конфликте, ведь если он на стороне класса, ему легче найти оптимальный выход из
ситуации. С другой стороны, если класс общается с нарушителем спокойствия или
занимает амбивалентную позицию, это имеет негативные последствия (например,
конфликты могут стать постоянными)

Конфликты в отношениях часто возникают в результате
неумелого решения проблемных ситуаций учителем и часто носят затяжной характер.
Эти конфликты приобретают личностное значение, создают длительную неприязнь
ученика к учителю, постоянно нарушают их взаимодействие.

Таким образом, конфликт — это своего рода закономерность в
процессе общения между учителем и учеником. Она обязательно возникнет в силу
определенных обстоятельств. В этом смысле, однако, можно остановить конфликт на
корню. Учитель должен знать, что ученик может видеть причину конфликта иначе,
чем учитель. Это следует учитывать на этапе разрешения конфликта.

Ряд исследователей и школьных практиков приводят
доказательства следующей закономерности: ошибки учителей приводят к конфликтам,
а конфликты вызывают стрессовые переживания. Давайте подробнее рассмотрим
некоторые типы конфликтных ситуаций в младших классах.

Особенности педагогических конфликтов

  • Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.
  • Разный взгляд на ситуацию. Зачастую учителю не всегда удается понять оппонента, а тому, в свою очередь, не удается справиться с эмоциями.
  • Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.
  • Школа — это модель общества! Учитель в этой модели главный показатель норм поведения в обществе.
  • Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения.

Конфликты в педагогическом коллективе

Сложным вариантов конфликтной ситуации является несовпадение взглядов между представителями педагогического коллектива. Чаще здесь конфликт складывается из двух составляющих: конфликтной ситуации и инцидента.

Педагоги, как принято считать, люди высококультурные, организованные и дисциплинированные. Поэтому наличие противоположных мнений еще не ведет к острой ситуации. Для развития конфликта необходимо наличие накопившихся противоречий (конфликтная ситуация) и, внезапно возникшая, точка кипения (инцидент).

При определенном стечении обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, и возникает конфликт в педагогическом коллективе.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981
  2. Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации участников // Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН, 1991
  3. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. — СПб., 1992
  5. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. –М.: Российское педагогическое агентство, 1995
  6. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001
  7. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986
  8. Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. –М.: ПЕР СЭ, 2002
  9. Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991
  10. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. – М., 1993
  11. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения – М.: Наука, 1990
  12. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999
  13. www.koob.ru
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: