Советоваться по важным решениям
Подросток — полноправный член семьи и имеет право голоса в ключевых решениях. Если семья планирует переехать, нужно обсудить с ребенком новый район или город.
- Мы переехали всей семьей в другую страну. До переезда я много советовалась с детьми, они согласились не сразу. У них были опасения по поводу нового языка, адаптации к школе. Но больше всего они боялись, что не смогут общаться со своими друзьями. Я обещала, что мы сможем приезжать в родной город или приглашать друзей к нам на каникулы. Пока что из-за карантина мне не удалось сдержать обещание, но я про него помню и обязательно организую встречу.
- Я думаю, если бы я приняла решение в одиночку и не спрашивала совета у детей, нам было бы сложно адаптироваться на новом месте.
Решение, конечно, принимать взрослому
Оно может не соответствовать ожиданиям и требованиям подростка, но всё равно нужно показать, что его мнение важно и его услышали
Ни в коем случае не говорить «Вырастешь — поймешь», «Нос не дорос» и всё такое. Так вы обесцениваете ребенка, его мнение и опыт.
О чем написано в методических пособиях для школьных психологов?
Существует немало различных методических пособий, в которых разъясняется то, о чем следует беседовать с трудными, проблемными подростками. Как правило, упоминаются в этих книгах одинаковые темы бесед с подростками группы риска и их родителями.
Почему же нет различий? Потому что перечень тематик изначально приводится обобщенный, примерный. Это означает, что перечислены направления, которых следует придерживаться при выборе тем для беседы.
Затрагивают эти направления важные и значимые тематики, не теряющие своей актуальности с течением времени. К примеру, осознание собственного «Я», роли в жизни коллектива и общества, персональной ответственности за действия, слова и поступки, противостояние давлению со стороны более сильных личностей. Эти вопросы были важны в прошлом, они не потеряют актуальности и в будущем.
Стоит ли ябедничать?
Каждый день, приходя в школу, ты встречаешься с учителями и одноклассниками. Ты очень хочешь подружиться со всеми ребятами. Быть со всеми в хороших отношениях не очень трудно, многое зависит от твоего поведения в школе.
В школе часто возникают ситуации, когда ты узнаёшь что-то не очень хорошее о своих одноклассниках. Ты можешь узнать, что кто-то не выполнил домашнее задание, что кто-то списал решение задачи на контрольной работе у своего соседа, что кто-то плохо отозвался об учителе и т. д. Стоит ли об этом рассказывать учителю?
Ты можешь быть очень недоволен поведением или поступком кого-нибудь из своих одноклассников и считать, что его следует наказать. Как бы ты ни был уверен в неправильности поведения своего одноклассника, не следует сразу же жаловаться на него учителю. Попробуй поговорить с этим человеком сам, обсуди с ним сложившуюся ситуацию, объясни, почему ты считаешь его поступок неправильным. Возможно, когда твой одноклассник объяснит тебе причины своего поведения или поступка, ты сможешь его лучше понять.
Если тебя обидел кто-нибудь из твоих одноклассников, к примеру, грубо поговорил с тобой, ударил или забрал какую-нибудь твою вещь, ни в коем случае не отвечай ему тем же. Спокойно спроси его, зачем он это сделал, а если у тебя что-то взяли без твоего разрешения, попроси вернуть принадлежащую тебе вещь.
И только в том случае, если твои слова не произвели никакого впечатления на одноклассника и он не изменил своего поведения, обратись к учителю и расскажи ему о своём обидчике.
Как наладить отношения с дочерью подростком?
Отношения с дочерью подростком нужно наладить, в первую очередь, матери. Идеальная мать – это мама-подруга. К ней обращаются за советом, у неё ищут поддержки, ей доверяют тайны и вместе с ней принимают важные решения.
Задача любящей матери – как можно лучше подготовить свою дочь к самостоятельной жизни. Нужно научить подростка ведению домашнего хозяйства, потому что во взрослой жизни девушки-неумёхи сталкиваются с большим количеством проблем. Заметив отсутствие полезных навыков, окружающие обычно не скупятся на колкие замечания, с готовностью весят на молодую женщину ярлык неряхи или плохой хозяйки, чем ранят её самолюбие. Неопытность хозяйки, а также её нежелание выполнять исконно женские обязанности, часто становятся причиной конфликтов в молодой семье.
Мамина задача – правильно сориентировать дочь, объяснить ей, как устроена жизнь, и научить девушку всему необходимому. Отец должен обеспечить дочери чувство защищенности, должен одобрять и поощрять приобретение полезных навыков, служить примером, на который девушка будет ориентироваться при выборе спутника жизни. Родители на примере своей семьи должны показать девушке правильную модель взаимоотношений в «ячейке общества».
Общение в жизни подростков: для чего, с кем и зачем
В принципе, в любом возрасте, в том числе и в подростковом, функции общения весьма сходны: информационная, эмоциональная, познавательная и т.д. Мы все общаемся для того, чтобы узнать что-то новое или поделиться тем, что знаем сами. Мы общаемся, чтобы получить моральную поддержку или оказать ее тем, кто в ней нуждается. Иногда общение нужно, чтобы отстоять свою правоту, свои интересы, попросить о помощи.
У тинейджеров все то же самое, только выражено намного ярче и эмоциональнее, в чем мог убедиться каждый, кто пытался что-то доказать подростку или попросить его помочь дома по хозяйству. В этом плане небезынтересно мнение самих подростков по воду того, зачем им нужно коммуницировать с миром .
Зачем подростку общение:
- Возможность узнать что-то новое.
- Возможность поделиться своим мнением.
- Возможность получить эмоциональную поддержку.
- Возможность получить помощь.
- Возможность получить заряд энергии.
Взрослым общение открывает такие же возможности. С той разницей, что у взрослых определенный процент времени занимает общение по работе и с целью решения бытовых задач: ремонт, покупки, ипотека, прочее.
Складывается парадоксальная ситуация: и взрослые, и дети ждут от общения чего-то хорошего, но когда начинают общаться между собой, возникает множество проблем. Почему они возникают? Давайте разбираться!
Что делать, если не получается найти общий язык с подростком
- Говорите с ребенком только после подготовки. Возьмите таймаут для того, чтобы подготовиться к разговору и усмирить свои эмоции. Тем более, если темой разговора будет его приход домой в нетрезвом состоянии — все равно до того, как он протрезвеет, толку от вашего общения не будет. Если вы планируете подключить к воспитательному процессу супруга, заранее договоритесь о совместной тактике поведения. Выберите для беседы время, когда в доме нет других родственников, срочной работы и не нужно никуда спешить.
- Выстраивайте разговор. Помните, что беседу стоит вести ровно, спокойно и четко по произошедшему случаю. Постарайтесь не загонять подростка в угол, рисуя ему нерадостное будущее и делая акцент на его действиях. Объясните, насколько такое поведение повлияло на вас и ваши чувства и насколько вы переживаете за самого «бунтаря». Только после этого внимательно выслушайте провинившегося.
- Будьте готовы принять правду. Если вы хотите найти общий язык с подростком и выстроить с ним доверительные отношения, учитесь воспринимать даже самые неприятные ответы спокойно и взвешенно. Иначе, получив на свое признание истерическую реакцию, ребенок больше не скажет вам правду. Зачем отвечать честно, если все закончится скандалом.
- Избегайте давления. Если ребенок не хочет объяснять причину своего поведения или не признается в неблаговидном поступке, на время оставьте расспросы. При этом обязательно объясните ему, что вы волнуетесь за него и готовы выслушать, когда он будет к этому готов. Если это не срабатывает и подросток все равно не хочет с вами говорить, подключите другого взрослого, к которому ребенок расположен и сможет открыться. Это не касается наркотической зависимости или серьезных психических отклонений — здесь без врачебной помощи не обойтись.
Две модели поведения родителя
Когда складывается подобная ситуация, все родители делятся на два лагеря: одни начинают яростно защищать своего ребенка, обвиняя в случившемся всех окружающих, а другие присоединяются к «обвинителям» и вместе со всеми начинают ругать свое чадо. Скажу вам сразу: и одна, и вторая модель поведения — неправильные. Так как в первом случае вы делаете все возможное, чтобы вырастить из своего ребенка инфантильного человека, а во втором — своим же поступком взращиваете в нем комплекс неполноценности и массу прочих «тараканов», справляться с которыми ему потом придется долго и дорого (без специалиста тут не обойтись).
Что делать, если не получается найти общий язык
На воспитание подростка влияют отношения, которые складываются между родителями, а также психологическая среда, в которой он растёт. Проблемными нередко становятся те дети, на которых взрослые члены семьи проецируют свои личные неудачи в различных сферах жизни. Эмоциональное напряжение создаётся отнюдь не детьми. Если отец и мать ссорятся, имеют склонность к спиртному, не проявляют достаточной заботы, любви, это формирует негативное восприятие ребёнка, становится причиной его девиантного поведения. Рассмотрим советы, которые помогут найти подход к вашему ребёнку.
В семье должна выдерживаться правильная иерархия – отец, мать, дети
Важно, чтобы у родителей была общая стратегия воспитания и единство требований.
Ни в коем случае нельзя игнорировать ребёнка, отстраняться от него или же идти у него на поводу, дав ему возможность жить так, как он хочет. В его возрасте ещё нет осознания, к чему может привести вседозволенность
Задача родителей – не допустить развития событий по такому сценарию. В семье должна быть сформирована система ограничений. Очертите круг обязанностей подростка и контролируйте их выполнение: уборка собственной комнаты, покупка продуктов, помощь в приготовлении пищи.
Ничто так не объединяет людей, как совместная деятельность. Выполняйте хлопоты по дому вместе, используя это время для общения. Например, кулинарные эксперименты вполне подойдут для того, чтобы создать дружескую атмосферу.
Побольше времени проводите вместе. Будет уместным посещение кинотеатра всей семьёй, театрального или циркового представления, выезд на пикник. Массу эмоций могут подарить и зимние забавы: катание на санках, лыжах, коньках.
Независимо от того, в каком настроении пребывает подросток, не забывайте спрашивать у него, как прошёл его день. С какими трудностями пришлось столкнуться? Что он сделал, чтобы их преодолеть? В чём был успешен? Общаться нужно не только на важные темы, например, такие, как кем быть и каким быть. Непринуждённый рассказ о повседневных моментах не менее способствует установлению хорошего контакта. Со временем он станет прислушиваться к вашему мнению и советам.
«Трудного» подростка создают сами родители, обвиняя его в том, что с ним невозможно общаться, что он делает их жизнь невыносимой. Вряд ли чувство вины, которое они хотят сформировать, поможет ему справиться с проблемами. Ему куда важнее знать, что родители испытывают к нему безусловную любовь, которая не зависит от каких-то внешних факторов. Он должен жить в полной уверенности в том, что его мама и папа – самые преданные друзья и защитники.
Если устранить внутрисемейные проблемы и окружить ребёнка теплом и заботой, вскоре произойдут позитивные изменения.
Как решить конфликт ученика и учителя
Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Шаг 1. Разговор с ребёнком
Вести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.
Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора:
«я знаю только одну версию случившегося и думаю, что…»;
«меня это расстраивает, я думаю, что недостаточно разговариваю с тобой…»;
«мне важно выслушать тебя, ведь у тебя тоже есть мнение».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.
Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо.
Шаг 2. Разговор с учителем
По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом.
Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта
Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы
Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало.
Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.
Шаг 3. Урегулирование конфликта
- Если проблема в неуспеваемости, нужно помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях. Например, можно обратиться к репетитору или подтянуть знания на онлайн-курсах.
- Если ребёнку скучно на уроках, можно попросить учителя давать ему дополнительные задания или, к примеру, разрешить читать книгу, пока остальные ребята доделывают упражнение.
- Если у ребёнка проблемы с дисциплиной, вероятно, ему потребуется помощь психолога.
- Если причина конфликта в борьбе за уважение класса, можно попробовать найти более достойное применение лидерским качествам ребёнка, например, в командных видах спорта.
- Если школьник отказывается признать авторитет учителя, можно объяснить, что в жизни будут часто встречаться неприятные в общении люди, но с многими из них придётся выстраивать деловые отношения. Этот навык — признак взрослого цивилизованного человека.
Ольга Шинкарёва, преподаватель обществознания
Шаг 4. Контроль ситуации
Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами
Анализ ошибки учителя. Пример из жизни
Второкласснику Игорю учительница записала замечание в дневник и вызвала его родителей в школу за то, что он разбил окно в классе. При этом все одноклассники Игоря знали, что окно разбил совсем не он, а другой ученик их класса. Но, когда учительница вошла в класс и увидела Игоря возле разбитого окна, она решила, что именно он виноват в случившемся. Сам Игорь молчал и не отрицал своей вины. Он не хотел подводить одноклассника — своего приятеля, разбившего окно. Но даже, когда учительница потребовала у Игоря дневник и сказала, что хочет встретиться с его родителями, никто из одноклассников, в том числе и сам виновник, не сказал, что Игорь ни в чём не виноват.
А как бы ты поступил на месте одноклассников Игоря?
Ребята, которые учились с Игорем и видели, кто на самом деле разбил окно, поступили неправильно и нечестно, не сообщив учительнице, что она ошиблась. При этом они могли не называть имя того мальчика, который разбил окно, но позволить наказать невиновного человека они были не должны. Тот мальчик, который был виноват во всей этой истории, должен был сам признаться в своём поступке, рассказав учительнице правду. Не сделав этого, он поступил нечестно и не по-товарищески.
Когда учитель ошибается и наказывает невиновного ученика, ему нужно обязательно сказать об этом. Если ты вежливо и тактично укажешь учителю его ошибку, он наверняка её исправит и не будет в обиде на то, что ты заметил его неточность.
Почему возникают трудности в общении с подростком?
Общаться с подростком бывает очень непросто. Но всегда или мы тоже готовы к общению? Неприятности на работе, усталость, обиды, которые еще не ушли и нам мешают нормально общаться. Что уж говорить о детях? Прежде чем начать разговор, учтите некоторые моменты.
- Неправильно выбрано время. Сначала выясните, настроен ли ребенок на беседу. Может он плохо себя чувствует, с кем-то поссорился, написал контрольную не так хорошо, как хотел. Мало ли причин. У подростка свои проблемы, которые могут показаться взрослым ерундой, но они важны для тинэйджера. Если вы тоже устали или расстроены, а ребенок хочет с вами поговорить, попросите его отложить разговор
- Возникшие сложности в начале разговора. Иногда серьезный разговор очень непросто начать. Поэтому попросите ребенка говорить так как будто вас нет рядом, тогда вам станет ясно почему он страдает или злиться. Позвольте подростку выговориться, и ему станет легче, возможно, что спустя некоторое время проблема покажется ему несущественной.
- Подросток не понимает зачем вообще разговаривать. Тогда нужно сказать ему, что разговор может помочь и ему станет легче. Если подросток уже довольно взрослый и многое понимает, начните разговор сами, поговорите о том, что беспокоит вас. Пусть ребенок выскажется тоже. Попробуйте подумать, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.
- Беседа напоминает допрос. Когда взрослые «интересуются» проблемами ребенка слишком активно, он чувствует себя, словно его допрашивают, поэтому замыкается в себе. Когда взрослые начинают давить, ему вообще не хочется разговаривать. Чтобы не было такого, меняйтесь ролями. Сначала о своих беспокойствах говорить родитель, затем ребенок.
Налаживаем контакт с подростком
Как разговаривать с подростком и найти общий язык с юным бунтарем? Прежде всего, помним, что он больше не маленький ребенок. Он требует уважения и имеет на это право.
1 Общение нужно строить на равных, как с лучшим другом. Позиция родитель-ребенок изживает себя.
2 Не стоит настаивать на разговоре, если он не хочет. Пройдет время и он по собственному желанию подойдет поговорить.
3 В комнату все-таки лучше стучаться. Это еще раз покажет ваше уважение к нему и его личному пространству, подкрепит его чувство значимости, так необходимое в этом возрасте.
4 Не надо смеяться над одержимостью подростка своей внешностью, лучше помогите с этим справиться: отведите в парикмахерскую, спортзал или к врачу, поддержите, помогите.
Но при этом помним:
- перед нами тот же ребенок, не стоит перегружать его обязанностями, делами и ответственностью, просьбы и поручения должны быть посильны;
- его друзей лучше знать лично (устройте для ребенка праздник, пригласите всех его друзей);
- общение поможет контролировать ситуацию и сохранить контакт (почаще делитесь с ним своими мыслями, чувствами, воспоминаниями о себе в его возрасте);
- совместные хобби никто не отменял (попросите спеть его любимую песню или вместе посмотрите его любимый фильм, похвалите его картину или стихотворение);
- он по-прежнему как ребенок нуждается в вашей любви (чаще говорите, как вы его любите).
Попытайтесь передать подростку ощущение безопасности и доверия вам. Он должен знать, что вы его примете, поймете, не станете наказывать, а постараетесь помочь. Тогда в сложной ситуации он пойдет за советом к вам, а не к неизвестным друзьям на улице.
И, наверное, самое главное, что поможет понять, как правильно общаться с подростком: вспомните себя в его годы. Чем вы жили, о чем мечтали, чем увлекались, на что обижались, с кем общались, как проводили свой день. Почувствуйте это состояние, эти эмоции. Делитесь ими со своим подростком, и снова чувствуйте. Вы были такими же, как и он. Вы его понимаете. Эта мысль, это чувство — ключ к построению доверительных отношений, к подписанию мирного договора между подростком и взрослым.
Правила общения с подростками в 12, 13, 14 лет
Вступая в период проб и ошибок, подростки начинают «примерять» на себя разные модели поведения и общения, пробовать новые увлечения и занятия, чтобы понять, что им подходит, а что нет. Порой они не нуждаются ни в чьих советах, так как хотят всё испытать и проверить на собственном опыте, и это нормально. Так они ищут свой путь и строят свою личность.
Родителям, которые задаются вопросом, как разговаривать с подростком, мы предлагаем несколько рекомендаций психологов.
- Если конфликты всё больше и больше разрушают вашу связь, есть смысл перенести акцент с ребёнка на себя. Возможно, вы проявляете гиперопеку, и вашей любви и заботы слишком много. Настало время вспомнить о себе. Вы много трудились для того, чтобы вырастить своё чадо. Теперь можно немного расслабиться и отдохнуть. Посетите места, где давно хотели побывать: интересные выставки, музеи, выступления творческих коллективов. Отправьтесь в путешествие. Почему бы родителям взрослого дитяти не освежить свои чувства, вспомнив медовый месяц? Заботливые бабушки и дедушки вполне смогут заменить вас на пару недель. Займитесь своим хобби, саморазвитием, карьерой, повысьте свою квалификацию, освойте новую профессию. В век Интернета возможностей для приобретения новых знаний довольно много. Если ваш отпрыск увидит, что вы работаете над собой, это добавит вам немало баллов в его глазах.
- Считайтесь с интересами и желаниями ребёнка, постарайтесь понять его чувства и побуждения. Реже приказывайте и принуждайте. Дайте ему свободу выбора. Если он не совпадает с вашим, не значит, что он неверный.
- Не фиксируйтесь лишь на его недостатках. Вы можете задавить его тотальной критикой, и в дальнейшем он будет бояться проявить инициативу. Отмечайте достоинства. Чаще хвалите вашего ребёнка.
- Проявляйте строгость, приучайте к дисциплине. Если возникает необходимость в наказании, обязательно объясняйте свои действия. За что именно он был лишён карманных денег? Почему должен был сделать так, как вы его просили?
- Не стремитесь решать его проблемы. Ваша задача – вложить в его руки удочку, которой он самостоятельно будет ловить рыбу. Помогайте советами. Не бойтесь его ошибок. Для того чтобы чему-то научиться, нужно набить не одну шишку.
- Письменная речь предоставляет человеку большие возможности. Такая форма общения позволяет чётко и точно сформулировать мысль, предварительно обдумав её. А современные гаджеты дают шанс при необходимости редактировать написанное. С устной речью такое проделать не удастся. Ведь, как известно, «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Поэтому используйте для общения новые технологии. Шутка, смешное фото, короткое интересное видео нужны вашему ребёнку не для того, чтобы поднять его настроение, а для того, чтобы он чувствовал, что вы рядом.
- Не делайте поспешных выводов. Если ваша дочь-старшеклассница рассказала вам о чувстве симпатии к молодому человеку, это не значит, что нужно начинать бить тревогу и бояться её неожиданной беременности. Паника и скандал не входят в комплекс мер по её предотвращению.
- Если в какой-то ситуации вы были не правы, не считайте унизительным попросить прощения у ребёнка. Когда он будет неправ, он поступит также.
Вывести из дома тему школы
Вообще. Вынести ее вместе с мусором. Говорить о школе только, если ребенок сам инициирует этот разговор
(Сюда же относятся разговоры про оценки, ЕГЭ, от результатов которого якобы зависит будущее всей семьи, угрозы про армию, работу дворником, беседы о важности хождения в театры и музеи и пр.) Если вы не будете выносить ему мозг своими нотациями, есть шанс услышать, что он говорит. Еще раз: если вы закроете рот, возможно, ребенок сам захочет что-то вам рассказать и поделиться сокровенным
Не стоит также вынимать левой рукой планшет, а правой вкладывать книгу в руки подростка. Бесполезно.