Уголок патриотического воспитания в разных возрастных группах
Патриотический уголок в младшей группе
Воспитанники младшей группы (дети 3-х лет) находятся в периоде активного формирования речи, поэтому текстовым материалам должно быть уделено особое внимание. Так, стоит разместить папку с потешками, сказками (например, сказками В. Бианки) и небольшими стихотворными произведениями из русского фольклора
Бианки) и небольшими стихотворными произведениями из русского фольклора.
Поэтому правильно будет разместить в уголке кукол в ярких русских сарафанах и кокошниках, дымковские раскрашенные игрушки, свистульки – то, что привлечет внимание малыша и заставит его взять игрушку в руки. В этом возрасте ребенок воспринимает только ближайшее окружение, поэтому картинки в уголок младшей группы стоит выбирать с изображениями природы родного края – например, с заснеженной елью, ежиком, спешащим домой с яблоком, осенним пейзажем. В этом возрасте ребенок воспринимает только ближайшее окружение, поэтому картинки в уголок младшей группы стоит выбирать с изображениями природы родного края – например, с заснеженной елью, ежиком, спешащим домой с яблоком, осенним пейзажем
В этом возрасте ребенок воспринимает только ближайшее окружение, поэтому картинки в уголок младшей группы стоит выбирать с изображениями природы родного края – например, с заснеженной елью, ежиком, спешащим домой с яблоком, осенним пейзажем.
Хорошим наглядным и игровым пособием для самых маленьких станут куклы-матрешки или тряпичные куклы в русских народных костюмах.
Патриотический уголок в средней и старшей группе
Уголок патриотического воспитания в средней группе и старшей стоит укомплектовать более глубокими дидактическими материалами.
На стендах можно разместить фотографии родного города со значимыми достопримечательностями – памятниками архитектуры, особо живописными и известными местами города или поселка, мемориалами. Также стоит поместить изображения с гербом родного города, гербом российской федерации и флагом. Можно поставить настольные флажки или оформить всю стенку уголка большим флагом.
Хорошей идеей будет представить творчество самих воспитанников, например, поделки, выполненные для пап к 23 февраля. В папке с творческими заданиями можно поместить карточки со словами на тему «Россия наша Родина» и попросить воспитанников составить несложные предложения с этими словами.
Патриотический уголок в подготовительной группе
Уголок патриотического воспитания в подготовительной группе следует наполнить материалами, формирующими гражданскую позицию ребенка.
На стенде можно разместить карту России, родного края, российский флаг и символику, портрет президента РФ, альбомы с фотографиями, иллюстрирующими изменения родного города, картинки на историческую тему – например, изображение русского богатыря или солдата-защитника отечества 1812 года, фотографии памятников, посвященных памяти воинов Великой Отечественной Войны.
Мальчикам, несомненно, будут очень интересны и полезны настольные игры военной тематики, где демонстрируются различия между солдатами разных войск. Поделки, рисунки и открытки, выполненные ко дню Победы 1945 года, станут замечательным украшением такого уголка.
Текстовые материалы лучше разнообразить произведениями поэтов-классиков, например, стихотворением А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!». Также стоит разместить альбом, демонстрирующий национальное разнообразие России.
Уголок безопасности в школе:
Уголок безопасности в школе решает важную задачу ― предостережение детей начальных классов от фатальных ошибок, которые могут стоить им здоровья и даже жизни. Наглядные пособия и повторение правил поведения в опасных ситуациях помогает детям запомнить правильный алгоритм действий в случае ЧП.
общие правила
Как правильно оформить школьный уголок безопасности:
- Опасные ситуации желательно освещать по-отдельности на разных плакатах. Если на одном плакате разместить много разных сведений, ребенку будет трудно запомнить информацию.
- Приветствуются наводящие вопросы, например, «Как правильно?». Они помогут детям поразмышлять на заданную тему и понять ее суть.
- Кроме плакатов, тематических стендов, листовок можно использовать макеты, муляжи, которые моделируют определенные ситуации, например, поведение на дороге или на берегу реки.
Оснащение уголка краеведения и патриотического воспитания (часть 1)
Ризида Фарадисовна Хакимзянова
Оснащение уголка краеведения и патриотического воспитания (часть 1)
Уважаемые коллеги, в предыдущих публикациях много и подробно было рассказано и показано о некоторых альбомах, являющихся составляющей патриотического уголка группы.
Сегодня я хотела бы предложить Вашему вниманию весь наш уголок, основной целью создания которого является осуществление патриотического воспитания дошкольников.
С 01.04.2015 года по 28.04.2015 года в нашем ДОУ проходил смотр-конкурс уголков краеведения и патриотического воспитания всех групп.
Цель:
создание условий для приобщения детей и педагогов к изучению истории родного города, края, создание оптимальных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию.
Задачи:
— знакомство с историей города и родного края;
— содействие развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности;
— воспитание у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране;
— побудить педагогов – участников конкурса – к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музея, в которых представлены яркие страницы истории нашего народа;
— выявление творческих способностей педагогов при оформлении уголков по краеведению, при использовании новых форм работы с дошкольниками.
Требования к оформлению:
эстетичность, доступность, наличие символики, отражающей тематику, соответствие возрасту детей и требованиям программы.
Наша группа тоже участвовала в смотре-конкурсе уголков краеведения и патриотического воспитания.
Вот что мы имеем в нашем патриотическом уголке…
— начнём с расположения и внешнего вида уголка:
Конечно, вниманию дошкольников прежде всего представлены флаг и герб России, фотография нашего президента Владимира Владимировича Путина, фотография столицы – Москвы.
Здесь же дети могут увидеть то, что им близко и дорого: герб родного города, фотографии родного садика.
Также каждый уголок в нашей группе (а их, как Вы хорошо понимаете, большое количество) имеет маркер – символ нашей группы. Наша группа называется «Медвежата» — такая яркая иллюстрация висит на нашей входной двери.
Соответственно в патриотическом уголке тоже есть такой маркер – мишка-патриот.
А теперь подробнее о содержании самого уголка.
О родном городе Губахе дошкольники могут пересмотреть, повторить информацию, перелистывая уже известные Вам альбомы: «История рождения Губахи», «Природа Губахи», «Заповедные места Губахи», «Наши стихи о родном городе Губаха», «…очень дружно мы живём – чем заняться мы найдём…».
Для обогащения представлений о родном крае имеется альбом «Заповедные места городов Пермского края».
О нашей стране есть альбом «Наша Родина – Россия» и ещё некоторые дополнительные материалы.
Конечно, есть материалы для ознакомления с другими городами нашей Родины.
В рамках одной публикации невозможно показать всё содержимое пособий и альбомов – поэтому кратко продолжу описывать основные составляющие уголка.
Конечно, мы не забываем и о других странах – с чем тоже знакомим дошкольников.
Весь материал невозможно сразу представить детям – но это и не нужно. Есть специальная коробочка, где можно найти много интересного любому заинтересованному ребёнку.
Содержимое в ней естественно тоже меняется по мере изучения материала в ходе совместной деятельности.
Есть здесь и альбом «Из истории прошлого», где дошкольники могут найти картинки о совершенно незнакомых для них на сегодняшний день словах: люлька, печь, колодец и т. д.
При ознакомлении дошкольников с понятиями «семья» и «дом» используем пособия:
Говоря с детьми о семье, обращаем внимание на права и обязанности каждого. Это лишь часть нашего уголка краеведения и патриотического воспитания
Это лишь часть нашего уголка краеведения и патриотического воспитания.
Об остальном речь пойдёт в следующей публикации.
Оформление уголка детского творчества
Львиную часть времени дети в дошкольном образовательном учреждении занимаются полезными, развивающими занятиями. Одним из любимых дел каждого малыша, является создание поделки своими руками.
Чтобы обустроить творческую зону, можно использовать одну из следующих идей:
- Кот Леопольд, который держит в своих лапах полку с детскими работами.
- Композиция из радуги и солнышка.
- Лесная поляна со зверятами.
- Раскидистое дерево, на ветках которого разместились детские работы.
Оформление уголка довольное простое, не требующее особенных навыков и знаний. К примеру, чтобы сделать украшение с Леопольдом, показанное на фото, необходимо нарисовать изображение героя на фанере, вырезать и раскрасить. В области ладошек монтируются полочки, на которых и будут размещаться детские поделки. Очень красиво смотрится творческая зона, оформленная радугой и солнышком
Яркая радуга, вырезанная из глянцевой бумаги в сочетании с желтым солнышком и наклеенная на стену, притягивает внимание обитателей и гостей группы. В данном случае поделки размещают на полках, которые закреплены под радугой
Игры в патриотическом уголке
Что больше всего может привлечь внимание детей? Конечно, игры. К примеру, классическая игра «Одень куклу»
Девочки, да и мальчики, могут облачать кукол в национальные костюмы народов Российской Федерации, которые живут именно в вашем регионе. И, конечно же, играть с ними: например, петь заранее разученные народные песенки, рассказывать народные сказки и потешки.
В патриотическом уголке можно поместить игру «Профессии». В рамках изучения профессий сделать акцент на таких профессиях, как учитель, врач, военный как защитник Родины, пограничник, защитник границ Отечества, а также на других общественно значимых профессиях
Важно, чтобы дети знали не только, что делают взрослые этих профессий, но и для чего они это делают: для счастливой и безопасной жизни всех людей нашей страны
К слову скажем, что многие игры, на первый взгляд никак не связанные с любовью к Отечеству, можно подвести под патриотическое воспитание дошкольников. Ту же дидактическую игру «Сложи букву», во время которой дети из элементов буквы складывают целую литеру
А почему бы в связи с этим не рассказать ребятишкам о славянской азбуке и ее создателях, братьях Кирилле и Мефодии? Важно, чтобы сам воспитатель был, как говорится, «в теме», чтобы он понимал и чувствовал момент, когда что-либо можно сказать или показать детям в дополнение к материалу
Однако это, как говорится, классика. А что более современное может содержать уголок патриотического воспитания в ДОУ?
Уголок в детском саду шаблоны
шаблоны символы России
Для оформления патриотического уголка необходимы изображения официальных и народных символов страны. Распечатав готовые шаблоны, вы получите весь набор необходимых материалов.
В первую очередь необходимо создать патриотический посыл при помощи главного символа России — ее флага.
На почетном месте разместите герб государства.
Креативно будет смотреться герб, разрисованный ребятишками. В такой способ можно сразу провести тематический урок и усвоить информацию о гербе своей страны.
Такой символ, как карта страны, будет ежедневно укреплять патриотические ценности группы.
шаблоны картинок для оформления
Чтобы заинтересовать детей и пробудить в них интерес к учению, используйте для оформления уголка яркие и красивые шаблоны национальных символов России.
шаблон красивый шрифт
Патриотический уголок можно оформить красивыми шрифтами. Если вы планируете использовать сразу несколько шрифтов, лучше их распределить, например, крупный и яркий шрифт подберите для заголовка, а более классический шрифт оставьте для подзаголовков.
Презентация на тему: » Организация патриотического уголка в условиях группы.» — Транскрипт:
1
Организация патриотического уголка в условиях группы
2
Цель работы: Младший дошкольный возраст: ознакомление детей с ближайшим окружением Средний дошкольный возраст: ознакомление детей с понятием «семья» и её традициями, детским садом, родным городом, достопримечательностями, знаменитыми горожанами, приобщение к истокам русской культуры, начало знакомства с родным краем Старший дошкольный возраст: краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, народным календарём, национальными праздниками
3
Принципы организации Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала) Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения) Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а так же убирать ненужные) Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне) Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях)
4
Образовательные материалы патриотического уголка Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад) Ознакомление с малой Родиной (родной город и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о городе) Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декор-прикл. искусства, русская-народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор) Ознакомление с Родным краем (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности) Ознакомление с Родной страной (символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, достопримечательности, Великая отечественная война, национальные праздники и обычаи) Наша планета Земля (модель земного шара, национальности)
5
Младшая группа Материал по социально-нравственному воспитанию: «Семья», «Дом в котором я живу», «Ребёнок и сверстники», «Моя группа» Ознакомление с малой Родиной: «Родной город», «Ближайшие улицы» Приобщение к народной культуре: русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки)
6
Средняя группа Материал по социально- нравственному развитию: «Семья», «Дом в котором я живу», «Ребёнок и сверстники», «Эмоциональные состояния», «Поведение детей» Ознакомление с малой Родиной: «Родной город и его улицы», «Знаменитые жители», «Природа моего города», «Транспорт и архитектура, достопримечательности, памятные места, профессии моего города», «Из истории моего города», «Символика и гимн» Приобщение к народной культуре: «Русская народная изба», «Национальный костюм», «Предметы старины», «Русские промыслы», художественная литература по фольклору — сказки, песенки, пословицы, поговорки Ознакомление с Родным краем: «Символика и гимн», животный и растительный мир
7
Старшая и подготовительная группа Ознакомление с Родным краем: символика, животный и растительный мир, достопримечательности. Ознакомление с Родной страной: карта РФ, природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство; символика, гимн; достопримечательности нашей страны; наши предки; Великая отечественная война; памятники воинской славы; национальные праздники и обычаи Приобщение к народной культуре: древняя Русь, предметы старины, русские- народные костюмы, народные праздники и гулянья, народный календарь; художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания), изображения храмов, икон Представление о планете Земля: модель Земного шара, различные национальности
8
Критерии оценки патриотических уголков 1. Логика размещения материала 2. Эстетичность оформления 3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток) 4. Соответствие материала возрасту детей 5. Творческий подход педагога в оформлении уголка
Оформление патриотического уголка в детском саду
Составляющая часть работы педагогов ДОУ ― патриотическое воспитание воспитанников
Важно понимать, что дух патриотизма в современном обществе является невидимым якорем, удерживающем на плаву понятие «государственность». По этой причине формированию этих качеств у молодого поколения отводится столь главная роль
правила оформления по ФГОС
В стенах детского сада проводится кропотливая работа по просвещению детей на тему патриотизма. В этих целях используют патриотические уголки, содержание которых соответствует правилам ФГОС. Их целью является формирование у детей чувства глубокой причастности к судьбе своей страны и ее народа.
Требования к оформлению уголка:
- Оснащение патриотического уголка в соответствии с потребностями малышей конкретной возрастной группы.
- Качество используемых пособий и материалов, их безопасность и надежность.
- Многофункциональность, которая предоставляет возможность наглядно изучать все символы патриотизма, моделировать игровую обстановку для активного и всестороннего развития воспитанников.
- Возможность перегруппировки всех составляющих в зависимости от потребностей учебного процесса.
- Доступная вариативность — конструирование, а также игры в одиночку или группами.
Значение патриотического воспитания
Судьба России напрямую зависит от того, какие качества будут развиты у детей, которые и определяют будущее нашей страны. Каким будет это будущее, в большой степени зависит от нас и от тех понятий, которые будут заложены в сознание детей.
Первые годы жизни ребенка являются самым важным этапом в воспитании и развитии будущего гражданина и человека. В этом возрасте закладываются те чувства и черты характера ребенка, которые уже с самого рождения связывают его со своей семьей, народом, страной и определяют дальнейший жизненный путь.
Воспитание патриотических чувств — длительный процесс, который имеет в своей основе язык, песни, музыку русского народа
В дошкольном возрасте очень важно насытить душу ребенка понятием чести, человеческих ценностей
Как правильно оформить уголок патриотического воспитания?
Организация уголка патриотического воспитания проводится открыто – в этом процессе участвуют дети, родители и преподаватели. На преподавателях лежит организационная функция, они должны правильно составить план действий и контролировать, чтобы патриотический уголок побуждал чувство любви к Родине.
Роль семьи в патриотическом воспитании
Оформление уголка не должно проводиться по какому-либо шаблону. Основой является национальная символика и портрет президента, все остальное коллектив подбирает самостоятельно. Это творческий процесс, зависящий от фантазии, но обязательно учитывающий возраст детей.
Внимание!
Оформление патриотического уголка должно соответствовать возрасту детей. Например, для возраста 3-5 лет достаточно знать название Родины и ее столицу. Поэтому в патриотическом уголке должно быть минимум текстовой информации и максимум игрушек.
Школьники старших классов должны уметь поддерживать аргументированную беседу о том, почему Россия считается великой страной. Для этого в патриотическом уголке должны быть факты о Великой Отечественной Войне, ресурсах страны, достижениях выдающихся деятелей.
Оформление для детского сада
В детском саду дети дошкольного возраста условно разделяются на три группы:
Младшая группа – патриотический уголок дает первоначальные знания о своем городе, родном крае, упор делается на куклы с национальными костюмами и символикой
Для мальчиков можно поставить игрушки в виде танков и военных самолетов, чтобы рассказать о важности военной технике в защите родной страны. Для девочек – куклы в национальных нарядах
Средняя группа – уголок оформляется в духе воспитания любви к родному краю
Можно разместить фотографии местных памятников и архитектурных достопримечательностей. Можно попросить деток нарисовать то место в родном городе, которое им нравится больше всего. Всей группой выбирают лучшие рисунки, которые потом размещают в патриотическом уголке для всеобщего обозрения. Старшая группа – для старшей группы ДОУ нужно наглядно показать величие России. Обязательным является упоминание о победе в Великой Отечественной Войне, изображение карты России с хронологией прироста земель. Желательно указать информацию о городах-героях, проконтролировать, чтобы дети выучили хотя бы несколько из них. Можно поместить интересные статистические данные о населении России, ее площади, соотношение территории России с общим количеством суши на Земле. Величие России обязательно должно перекликаться с родным краем для детей. Нужно подчеркнуть его самобытность – для этого в уголок приносят предметы декоративно-прикладного искусства, коллекцию минералов, портреты известных деятелей, картинки с изображением природных красот и т. д.
Оформление для школы
Оформлением патриотического уголка в школе обычно заведует классный руководитель. Для этого в кабинете отводится свободное пространство, хорошо подходящее для обзора с любой части кабинета.
Ложный патриотизм — болезнь современного общества
Особенности оформления патриотического уголка также зависят от возраста детей, можно выделить три варианта, как и для детского сада:
- Младшие классы – акцент делается на фольклор и традиции родного края. Можно красочно оформить военно-патриотические песни, провести конкурс стихов о России и разместить лучшие работы на стенде.
- Средняя школа – предлагается оформить уголок в виде следующих тематических папок: «Города-герои», «Богатыри земли русской», «Российская армия». Рекомендуется сделать краткие выдержки об истории русского костюма, рассказать о жизни людей в Древней Руси. Обязательны тематические картинки для лучшего восприятия информации.
-
Старшая школа – популярной идей оформления является разбивка патриотического уголка на несколько стендов: «Триколор», «Символы России», «Русский Кремль», «Праздники России», «Защитники Родины». Упор должен делаться на текстовую информацию, которая поможет школьникам овладеть фактическими знаниями о своей Родине.
Военная-историческая тема и тема достижений России
Как уже было указано, отражению военных тем необходимо выделить место в патриотическом уголке. Ведь в истории нашего государства было немало войн. И изо всех русский народ рано или поздно выходил победителем. О славных подвигах предков, о богатырях, чьи подвиги воспеты в былинах, об оружии и оружейниках прошлых столетий и современных военных установках, машинах, вооружении, оружии и их конструкторах обязательно должны знать и мальчики, и девочки.
Может быть, в патриотическом уголке появятся модели оружия, вооружения, боевых машин, а также экипировки воинов разных эпох. Уместны будут материалы о полководцах, военных конструкторах, создателях лучшего в мире оружия. Все это пробудит интерес к военным темам и создаст предпосылки того, чтобы мальчики в будущем с желанием служили в Вооруженных силах, а может быть, стали профессиональными военными.
Развивая военно-историческую тематику, можно рассказать детям и о понтонных мостах, по которым передвигаются люди и техника через любые водные преграды, и о том, почему понтоны непотопляемы. Или поведать о полевой кухне, которая впервые появилась именно в русской армии сравнительно недавно, только в Первую мировую войну. И несколько полевых кухонь были подарены французам, в то время нашим противникам. И таких тем много, был бы интерес, который от воспитателя передался бы детям.
Помогут и мультфильмы в знакомстве с историей нашей страны с древнейших времен до современного времени. Таких развивающих мультфильмов для детей к настоящему времени создано очень много. Ребята должны понимать, что русские воины всегда использовали оружие только для защиты государства. Для того чтобы обеспечить мирную жизнь страны, армия всегда должна быть готова дать отпор любому завоевателю.
Важно воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, за достижения соотечественников в различных областях. Это также можно сделать с использованием мультфильмов. К примеру, советский мультфильм «Самый маленький» рассказывает о первом самолете, а, как известно, самолет – дело русского изобретателя Игоря Сикорского
Только нужно учитывать, что по названию мультфильма не всегда можно понять, о чем пойдет речь. И чтобы подобрать нужные мультики, нужно обратиться не только на сайты, где собраны описания обучающих мультфильмов, но и к знатокам мультипликации, на форумы
К примеру, советский мультфильм «Самый маленький» рассказывает о первом самолете, а, как известно, самолет – дело русского изобретателя Игоря Сикорского. Только нужно учитывать, что по названию мультфильма не всегда можно понять, о чем пойдет речь. И чтобы подобрать нужные мультики, нужно обратиться не только на сайты, где собраны описания обучающих мультфильмов, но и к знатокам мультипликации, на форумы.
Чтобы воспитанники могли сами выбирать те мультфильмы, которые им хочется посмотреть, можно сделать небольшую книжку-раскладушку. Каждую страничку посвятить одному мультфильму. Краткое описание и небольшая иллюстрация к мультфильму чуть-чуть расскажут о содержании фильма и заинтересуют детей. Если кто-либо из старших дошкольников уже умеет читать, то он сможет и сам получить необходимую практику чтения, и другим детишкам помочь выбрать мультфильм для просмотра. Полезно будет сделать такую книжечку в двух экземплярах: одним постоянно будут пользоваться дети, а другой будет у воспитателя.
Оформление классного уголка в начальной школе:
Если грамотно подойти к оформлению уголка, можно отлично повысить мотивацию детей, сплотить их, помочь раскрыть их творческий потенциал. Ведь в процессе его создания и дальнейшего обновления ученики будут фиксировать свои достижения и пережитые события, которые достойны внимания.
общие требования
Наполнению информационного стенда в начальных классах следует уделять особое внимание:
Чтобы классный уголок был полезен, важно наполнить его информацией, следить за ее актуальностью и вовремя ее обновлять. Если сведения не будут обновляться, ученики перестанут их воспринимать
Подбирая темы для уголка, не стоит забывать о возрасте ребят, чтобы поданная информация была им понятна и соответствовала интересам Информация должна быть максимально простой, без лишних деталей, отвлекающих внимание. Важным является и месторасположения информационных блоков ― оптимально располагать их на уровне глаз ребят
Продумайте шрифт ― он должен быть удобочитаемым
Для детей 1-4 класс выберите шрифт красного, пурпурного, желтого, синего или розового цвета.
Что касается структуры поданной информации, то есть обязательные элементы наполнения уголка:
Классный уголок в начальной школе ― структура:
шаблоны уголка начальной школы
Собранную информацию для классного уголка необходимо красиво и доступно расположить на информационном стенде. Легче всего воспользоваться готовыми шаблонами с пустыми блоками для ваших сведений.
Оформление уголка безопасности
Значение уголка безопасности в воспитательной деятельности педагогов достаточно велико. Но, чтобы успешно и качественно выполнять обучение детей основам безопасности, необходимо иметь интересный и разнообразный материал по этому направлению работы.
Уголок ОБЖ может содержать:
- Стенды с информацией для родителей о возможных травматических ситуациях.
- Аналитические справки по чрезвычайным происшествиям с детьми.
- Наглядные материалы по обучению безопасному поведению для детей и взрослых.
- Дидактические игры («Дорожные знаки», «Добрый и злой огонь», «Умный светофор», «Основы безопасности» и так далее) фабричного изготовления и созданные своими руками.
- Макеты пожарной техники, скорой помощи, пожарного щита – для лучшего ознакомления детей со службами по чрезвычайным ситуациям.
- Макеты предметов для личной безопасности: отражатели, пожарный извещатель, огнетушитель, телефоны службы спасения.
- Игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: куклы-пожарные, спасатели, полицейские; детская экипировка работников ГБДД и службы спасения.
- Напольное покрытие для конструирования дорожного движения при изучении ПДД.
Как часть предметно-развивающей среды детского сада, уголок безопасности должен соответствовать требованиям: эстетичное и привлекательное для детей и родителей оформление, функциональность и вариативность, периодическое обновление наполнения для поддержания интереса к материалу.
Материал для распечатывания по уголку безопасности можно найти на сайтах:
- В статье «Уголок безопасности» представлен материал для размещения на стенде по всем направлениям работы.
- Статья «Безопасность жизнедеятельности детей» содержит много иллюстраций и стихов для уголка безопасности.
- Вероника Парфёнова в своей работе «Уголок безопасности в младшей группе» рассказывает, как она оформила такой уголок. Есть много фотографий.
Паспорт уголка безопасности в детском саду
Паспорт уголка безопасности входит в паспорт группы. При его оформлении указываются цели и задачи его создания и перечисляются материалы, входящие в состав этого уголка. К ним относятся:
- Крупногабаритные макеты и игрушки: светофоры, ростовые куклы, дорожные знаки, макеты городских улиц, разметка пешеходного перехода, пожарный щит и макеты огнетушителей.
- Экипировка детей.
- Плакаты и методический материал.
- Стенды по пожарной безопасности, ПДД и другие.
- Игрушки, дидактические игры, книги и другое оборудование, имеющееся в наличии.
Оформление паспорта уголка
Пример оформления паспорта уголка взят из статьи «Паспорт подготовительной/средней группы» детского сада «Морошка».
Как оформляется технический паспорт на уголок безопасности можно посмотреть в статье Елены Мищенко «Паспорт уголка безопасности в ДОУ».
Примеры оформления уголка безопасности
Название уголка безопасности говорит о его назначении. Оно может быть таким:
- Школа безопасности.
- Дорожная азбука.
- Юные спасатели.
- Островок безопасности.
- Безопасный детский сад.
- Расту счастливым.
- Безопасность каждый день.
- Формула безопасности.
Как уже было сказано, обучение безопасному поведению детей имеет три составляющие: безопасность в быту, знание и применение правил дорожного движения, безопасное поведение на природе и во время игр. В соответствии с этими направлениями оформляются и стенды уголка.
Фотогалерея: оформление стенда по знанию ПДД
Стенд по ПДД для старших группУголок содержит много текстового материалаУголок содержит макеты зданий и проезжей частиДидактическая игра по ПДД
При изучении безопасности в быту, особенно важна тема пожарной безопасности.
Фотогалерея: оформление стенда по пожарной безопасности
Юный спасатель рассказывает о правилах безопасностиИгрушечный пожарный щит со всеми атрибутамиЯркое пособие для детей младшей и средней группыМакеты пожарной техники
Имеется большое количество плакатов, в красочной форме напоминающих детям о правилах безопасного поведения. Их можно использовать в оформлении уголка, не забывая о периодическом обновлении.
Фотогалерея: плакаты по безопасному поведению
Плакат для дошкольников по поведению на природеПравила поведения для малышей в бытуПравила поведения во время игр, в быту, с незнакомыми людьмиБезопасное поведение дома и на улице
Можно использовать готовые стенды с кармашками для обновления информации.
Фотогалерея: варианты готовых стендов для уголка безопасности
Представлены все направления работыКомпактный стенд оригинальной формыНебольшой стенд, содержащий элементы обучения ОБЖФорма такого стенда будет привлекать внимание
С чего начать?
Прежде чем приступить к оформлению группы в детском саду и создавать различные тематические уголки в детском саду, обязательно следует заняться общей отделкой внутри группы. При покраске не стоит использовать много ярких цветов. Лучше, если тон основной краски будет светлым и «теплым»:
- бежевый,
- персиковый,
- жемчужный и так далее.
Хорошо смотрятся в детских группах фотообои с героями сказок, мультфильмов, а также наклейки с детской тематикой.
Лучше оформлять все помещения группы в едином стиле и заранее продумать тематику, которая будет связывать воедино спальню, приемную, зону для занятий и игровые уголки в детском саду. Перед началом оформления конкретных уголков стоит посоветоваться с родителями, вместе обсудить и ознакомиться с возможными вариантами для детей разного возраста. Здесь представлены некоторые уголки которые возможно организовать в детском саду, для примера посмотрите фото.
Развивающая среда
Игровое пространство
Традиционно в каждой группе предусмотрено отдельное помещение для спальни, а общее групповое помещение делится на зону для занятий и игровую. Игровые уголки для детского сада оформляются по-разному в зависимости от возраста детей в группе, свободного пространства и творческого размаха организатора. Так, например, в игровой зоне часто отдельное место отводится под уголок ряженья в детском саду.
Место для него необходимо выбирать с особой тщательностью, он должен быть легкодоступен и постоянно открыт для детей. Целью его оформления является создание условий в группе для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Оформить такое место можно в виде дома моделей, кабинета стилиста или небольшой ширмы с разнообразными нарядами:
- профессии,
- животные,
- артисты,
- герои сказок и так далее.
После того, как место определено и выбран вариант оформления можно приступать к практической части. Границы уголка оформляются с помощью мебели. Это могут быть: невысокий стеллаж с полками, ящиками и перекладиной для плечиков с нарядами. Для удобства в уголке может располагаться столик и стулья. Обязательным атрибутом в уголке ряженья должно стать зеркало, где дети смогут разглядывать и оценивать свой внешний вид. На стене можно расклеить картинки различных костюмов, шляпок и других предметов одежды.
Варианты оформления
Иногда в такой уголок гармонично вписывается уголок парикмахера в детском саду. Здесь уже все готово для оборудования рабочего места парикмахера – стол, стул для клиента, зеркало. На столе можно поставить флакончики, положить расчески, украшения для волос и прочее. На стене можно приклеить изображения ножниц и расчесок. Фартук для мастера может располагаться на одной из вешалок на перекладине.
Если позволяет место, то уголок парикмахерская в детском саду оформляется отдельно, как самостоятельная зона для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская». Сначала также устанавливается необходимая мебель, полки. Вместо стеллажа с нарядами можно поместить тумбочку или мини-шкаф с принадлежностями парикмахера. Для них также можно сшить настенные кармашки. Затем уже вносятся игровые предметы. Обычно такое место делают, как детский уголок для девочки, исходя из интереса к прическам, украшениям и так далее.