Результаты исследования: как отучить ребенка от смартфона
По итогам исследования Фонда развития интернета было выявлено, что 26 % детей подросткового возраста имеют зависимость от сети и мобильных гаджетов. Данные не предвещают ничего хорошего, ведь подростки – это будущая молодежь, на плечах которых будет находиться ответственность за новое общество.
Изучая возможные причины подобных результатов, специалисты выяснили, что российским детям очень рано позволяют играть с телефоном. К примеру, детям до 2-х лет категорически не рекомендуется пользоваться телефоном, ведь структура их тела и внутренние органы еще не успели сформироваться. Но, правила постоянно нарушаются, ведь ребенка легко отвлечь с помощью такой игрушки, а мамы успеют выполнить свои срочные дела.
Как минимизировать вред от смартфона
- Постарайтесь установить с детьми доверительные отношения, расскажите о правилах пользования телефоном и Интернетом. Примерно так, как можно объяснить правила дорожного движения, — спокойно, последовательно, аргументированно. Не пытайтесь угрожать, обещать поощрения. Сделайте так, чтобы подросток вас понял.
- Попросите сына или дочь не выкладывать в общий доступ фото родственников, братьев и сестер, не ставить геолокацию на фото и не сообщать о крупных событиях. Например, не рассказывать в Сети о том, что семья едет в отпуск или планирует серьезную покупку. И, конечно, никаких фото / скан-копий паспортов и других документов.
- Научите ребенка, что смартфон — средство первой необходимости, созданное чтобы «быть на связи», а не развлечение и не игрушка. Он необходим, чтобы общаться с близкими людьми и друзьями. И, напротив, «зависать» в телефоне — значит отдаляться от семьи, от родных. Скажите ребенку, что вам обидно, что он все чаще вас игнорирует. Не давите, но дайте понять, что вы этим обстоятельством огорчены.
Нужен ли психолог?
Я считаю, что сам по себе психолог ничего не решит — кроме вопроса своего заработка. Если вы уже покаялись, ввели правила, всеми силами пытаетесь сами бороться с этой зависимостью, а вместе с вами дети, и ничего не получается — конечно, надо привлекать опытного духовника и психологов. Духовная помощь от молитвы, постов, воздержания будет, потому что это средства борьбы со всеми страстями, мы в этой аскезе учимся преодолевать их. Что касается психологической помощи, то многие специалисты говорят: должен быть временной зазор между «хочу», «дай» и «получил». Чем он больше, тем меньше шансов, что ребёнок подсядет на что-то нехорошее.
Прежде, чем обращаться к психологу, надо попытаться решить проблемы самим. Хороший психолог понимает: чтобы решить локальную проблему, надо в первую очередь решить проблему окружения. Мы всё равно к этому придём. Так что, как ни крути, начинать придётся с себя.
Причины
На сегодняшний день телефонная зависимость проявляется чаще всего у подростков, они не выпускают его из рук, даже в случае посещения ванной комнаты и туалета. Из многочисленных исследований стало известно, что подобная зависимость не появляется сама по себе, существуют определенные причины.
- Чрезмерное воздействие на детскую психику рекламы.
- Страх быть отдаленным от друзей и близких людей.
- Иллюзорные представления о беззаконности.
- Страх остаться в одиночестве без постоянного общения.
Многие специалисты были уверены в том, что зависимость пропала, когда на улицах начали убирать телефонные будки. Но так как необходимость держать связь с людьми на расстоянии не исчезла, были разработаны мобильные телефоны, которые человек может носить с собой. Можно говорить о том, что зависимость не исчезла, а усугубилась — длительное отсутствие гаджета заставляет каждого человека нервничать и переживать.Задаваясь вопросом, почему телефонная зависимость появляется у детей и подростков, можно с уверенностью сказать, что в этом отчасти виновато общество. Взрослый человек в силах осознанно и трезво оценить информацию, которую он получает из средств массовой информации, и отсеять то, что ему не нужно или же не интересно. Дети же впитывают абсолютно всю информацию, даже ту, которая им не нужна. Это приводит еще не полностью сформировавшуюся личность к телефонной зависимости.Подобная проблема у подростков может появляться в уверенности, что состоятельность человека выражается большим количеством имеющихся гаджетов. Постоянно находящийся в руках подростка телефон, планшет или другой гаджет является своеобразным показателем крутости. Несмотря на то, что является основным фактором появления мобильной зависимости, с этим нужно бороться.
Интернет-зависимость в подростковом возрасте: советы родителям
Игровая зависимость у подростков, связанная с компьютером или интернетом, не всегда проходит с возрастом. На первом этапе сам по себе «побег от реальности» не опасен. Серьезная проблема появляется, когда в своем «убежище» подросток начинает получать яркие эмоции. Это и победы в онлайн-игре, и романтические отношения в сети, и авторитет у анонимных собеседников в чате. Такие позитивные бонусы виртуальной жизни становятся для него тем же, чем являются наркотики для наркомана.
Запрет на использование компьютера и гаджетов, удаление личных аккаунтов ребенка из соцсетей — вот как чаще всего поступают родители, которые обеспокоены развитием у подростка интернет-зависимости. Это радикальный шаг, который, как правило, только усугубляет ситуацию. Ребенок, лишенный онлайн-игр и общения с виртуальными друзьями, ответит открытой или скрытой агрессией, что может стать серьезным испытанием для отношений в семье.
Поможем избавиться от интернет-зависимости
Записаться на консультацию
Зависимость от компьютера у подростков не появляется из ниоткуда. Как правило, это только следствие психологической, эмоциональной или межличностной проблемы. Возможна и целая совокупность негативных факторов. Начинать лечение интернет-зависимости у подростков лучше с установления конкретных причин, вызвавших ее.
Важно помочь подростку, поскольку самостоятельно он не выберется из виртуального мира. Лучший выход — доверительный разговор с ребенком и четко установленные правила пользования гаджетами и интернетом
Чтобы подросток вышел из-под влияния интернет-зависимости и вернулся в реальную жизнь, ему необходимо дать альтернативу, которая бы компенсировала личные потери. Помогут занятия спортом, интересные увлечения.
Когда ни доверительные разговоры, ни запреты не «работают» в борьбе с интернет-зависимостью, важно вовремя обратиться к психологу. И чаще всего в помощи нуждается не только ребенок, но и его родители
Курс 7Spsy эффективно избавляет от подростковой интернет-зависимости. Методика основана на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др. Лечение интернет-зависимости происходит путем замены негативных установок на позитивные.
Ребенок поймет, что реальное общение гораздо интереснее и продуктивнее виртуальной жизни. Курс изменения поведения поможет ему безболезненно выйти из интернет-мира, наладить отношения с родителями и сверстниками, избавиться от страха перед реальным общением с людьми. У него появится время и внутренний ресурс на учебу и личностное развитие.
Однажды ребенок скажет вам спасибо за то, что вы помогли справиться с проблемой, которая могла повлиять на его будущее.
- «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития», 2009 г., А. Е. Войскунский
- «Психология и Интернет», 2010 г., А. Е. Войскунский
- Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction—and a Winning Strategy for Recovery, 2009 г., Kimberly S. Young
- «Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков» (журнал «Молодой ученый», 2013. — №5), А. Ф. Федоров
- «Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов» (диссертация), 2010 г., М. И. Дрепа
Критерии цифровой зависимости
Во-первых, надо обратить внимание, как ребёнок относится к девайсам, не наделяет ли он их какой-то особой ценностью. Возможно, он беспокоится, когда телефон не находится рядом с ним, даже в выключенном состоянии
Второй критерий — эмоциональная зависимость. Понаблюдайте, нет ли такого, что ребёнку плохо, и он использует телефон как средство для улучшения настроения. Если он ходил рассерженный, бубнил, злился — а потом взял телефон или планшет и сразу просветлел, это тоже тревожный звоночек.
Третий важный момент — рост толерантности к гаджету, увеличение времени, которое необходимо проводить за ним. Если взял телефон в руки, то сам оставить его не в силах.
Сразу хочу сказать: даже если вы обнаружили у ребёнка перечисленные признаки зависимости, не надо впадать в отчаяние. У всех нас есть большой запас прочности и возможность восстанавливаться. Мне бы хотелось донести всю эту информацию прежде всего до родителей малышей, потому что именно на них гаджеты оказывают самое губительное влияние. У меня был случай: я крестил ребёнка в возрасте немногим больше года. Это сложный возраст, обычно такие детки с опаской подходят к крещению, плачут. Так и случилось. Ребёнок плачет, я молюсь, крёстные судорожно пытаются его успокоить. Вдруг слышу, что он затих. Обернулся — оказывается, ему поставили на телефоне мультик, и он его смотрит в то время, как я совершаю таинство. У меня даже холодок по спине пробежал: что же нас ждёт, если так дела обстоят?
Вредное влияние телефона на ребёнка
Многие родители очень рано предлагают своему ребёнку мобильный телефон. Чаще всего они приобретают себе более современную, «навороченную» модель, а старую отдают в пользование малышу-дошкольнику. И кроха порой не знает, что с ним делать: воспринимает устройство просто как игрушку (у него ведь ещё нет необходимости отзваниваться родителям о своём местоположении). А сами мама и папа уже демонстрируют игры, которые есть на любом, даже самом простом, гаджете.
Современные дети очень рано получают в пользование телефон
Когда же малыш подрастёт, сюда добавляются социальные сети, различные сайты (родители, опять-таки, сами подключают к смартфону интернет).
Если говорить о детской телефонной зависимости, речь идёт, прежде всего, о постоянных играх на данном устройстве. Кроме того, ребёнок непрерывно просматривает смс-ки, свою электронную почту, странички в соцсетях. Причём это делается автоматически, без видимой цели — рука так и тянется к гаджету.
Зависимый от телефона ребёнок постоянно играет на нём, просматривает смс-ки, страницы в соцсетях и пр. (буквально каждые пять минут)
Такое поведение, конечно же, наносит вред физическому и психическому здоровью ребёнка. Появляются следующие проблемы:
- Ухудшение зрения, развивается синдром «сухого» глаза.
- Частые головные боли.
- Боли в спине, развивается неправильная осанка (ведь увлёкшись телефоном, ребёнок часто сидит согнувшись).
- Пренебрежение гигиеной.
- Пропуск приёмов пищи (пока родители сами не заставят сына или дочь поесть).
- Бессонница (ребёнок «сидит» в смартфоне, поздно ложится и потом не может заснуть).
- Проблемы с учёбой, снижение успеваемости. Школьник попросту не хочет делать уроки или делает их наспех, поскольку это ему неинтересно.
- Ребёнок пренебрегает семьёй, общением с друзьями (если они, вообще, у него есть).
Телефонная зависимость вызывает проблемы со здоровьем — снижение зрения, частые головные боли, искривление позвоночника
Вспоминается интересный рассказ моей бывшей коллеги. Её 10-летний сын-школьник отправился в пиццерию на день рождения одноклассника. И мама ради интереса подошла к окну заведения, чтобы посмотреть, как дети проводят время. Открылась удивительная картина: несколько ребят сидели за столиком с едой, каждый «уткнувшись» в свой мобильный телефон. Так что, время, проведённое с друзьями, не всегда означает общение.
В телефонную зависимость особенно часто попадают дети, имеющие трудности с реальным общением (не получается завести друзей, нет взаимопонимания с родителями). Причём до поры до времени взрослые не воспринимают эту проблему всерьёз — они имеют так называемого «удобного» ребёнка: не спрашивает, чем ему заняться, не шляется по улице. Между тем сын или дочь постепенно уходит в вымышленную реальность.
В телефонную зависимость часто попадают дети, имеющие трудности с общением, не находящие понимания в семье
Конечно же, телефон не несёт в себе исключительно вред. Ведь с его помощью ребёнок в любой момент может связаться с родителями, пользоваться полезными приложениями, играть в обучающие и развивающие игры. В этом плане ключевую роль играют взрослые, которые ненавязчиво держат всё под контролем.
Контракт с ребенком за использование компьютера
Прежде, чем составлять этот контракт с ребенком, проговорите со всеми взрослыми членами семьи, что они обязуются его соблюдать.
Этот контракт поможет вам сформулировать правила и запреты для ребенка, расставить приоритеты, проговорить все правила и донести их до ребенка, чтобы он услышал и понял.
Вы должны быть уверены, что ребенок правильно понял все правила, чтобы потом он не сказал «Ты мне этого не говорила…»
1) Компьютер разрешается использовать (в какие дни)_____________ ____________________.
2) За компьютером можно находиться (сколько времени) в день.
3) Компьютером можно пользоваться после того как:
а) сделана домашняя работа,
б) домашние дела,
в) убрана комната.
3) Игры, в которые играть нельзя__________________________ .
4) Компьютер нельзя брать на улицу, в школу и в гости.
5) Если приходят в гости друзья, с ними можно играть столько времени, сколько тебе обычно разрешено играть в день.
Если ты нарушаешь эти правила, то:
1) Правило «Два за один» – за каждые 5 минут положенного времени за компьютером ты лишаешься 10 минут компьютера в следующий день.
2) За игру в неположенное время, в неположенном месте, если не выполнены определенные условия – ты теряешь возможность использовать компьютер на следующий день (или несколько дней).
3) Также если нарушения повторяются, ты теряешь возможность смотреть ТВ, кушать сладости (и другие возможные последствия).
4) Если в течение недели (месяца) ты следуешь правилам, то тебя ждет награждение___________
5) Если у тебя не получится следовать правилам и условиям, то мы рассмотрим возможность полного запрета на любые игры.
Подпись родителя _______________________
Подпись родителя _______________________
Подпись ребенка _______________________
Написание контракта – это способ проверить, способен ли ребенок следовать правилам.
Как помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости: советы родителям
Если предупредить развитие компьютерной зависимости не получилось и признаки той или иной стадии заболевания все же дают о себе знать, придется действовать еще более решительно, чем на этапе профилактики. Для начала, строго ограничьте время пребывания с гаджетами в руках или перед монитором компьютера. Да, это нужно было сделать гораздо раньше, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Но донесите информацию о сокращении периода без лишних эмоций и скандалов. Расскажите о своих опасениях, возможных опасных последствиях привыкания к виртуальному миру. Другими словами, не делайте из запрета наказание. Объясните, что в жизни каждого человека, как взрослого, так и ребенка, существуют правила, нарушать которые не следует.
Затем обсудите с ребенком, что беспокоит его в данный момент. Быть может, он сможет сформулировать, чем же виртуальные игры так привлекают его, как он чувствует себя, когда сидит перед компьютером и что мешает ему чувствовать себя также в реальной жизни? С кем он дружит сейчас, о чем мечтает, словом, поговорите обо всем на свете так, как это было, когда забирали его из детского сада несколько лет назад. Поверьте, просто поговорив со своим сыном или дочерью, можно узнать о них много нового.
Освободив свободное время, предложите подростку занятие, которым он сможет его заполнить. На улице прекрасная погода? Тогда отправляйтесь вместе гулять. Поделитесь с любимым чадом своими воспоминаниями о том, чем занимались с друзьями, когда были в его возрасте. Ну а если приходится сидеть дома, позаботьтесь о приобретении нескольких настольных игр. Лучше всего развивающих, но это уже дело вкуса.
Советы родителям клинического психолога, психотерапевта Александра Макарова:
1. Предъявляйте ясные, чёткие, выполнимые и однозначные требования к ребёнку в отношении использования телефона. Правила — не приказ, а договорённость о выполнении условий взамен на возможность пользоваться гаджетом.
2. Объясните ребёнку, что ответственность за нарушение использования телефона или нарушение режима обучения и воспитания лежит на нём. Если ребёнок сам понимает, что он нарушил договоренности, последовавшие за этим ограничения кажутся ему закономерными.
3. Также обсудите поощрения в случае честного выполнения или перевыполнения ребёнком требований к учёбе и прочим обязанностям.
4. Договоритесь о разумном количестве времени использования гаджета в соответствии с возрастом ребёнка и нормами сохранения здоровья.
10 золотых правил для родителей
Подводя итог рассмотрим 10 основных правил для родителей — как помочь ребенку справиться с компьютерной (игровой) зависимостью.
Каждый день находите время на вашего ребенка, чтобы поговорить, поиграть, рассказать, как прошел день, что интересного произошло. Спросите, что его беспокоит, волнует, есть какие проблемы в школе.
Заполните свободное время ребенка спортивными секциями, кружками. Но здесь не надо впадать в крайность – у ребенка должно быть свободное время на себя, на отдых.
Пусть ваш ребенок участвует в семейных делах, например, выносит мусор, моет посуду и т.д. Пусть он почувствует себя нужным в этой семье, ее частью. Говорите ему, что он ваш помощник, вы на него рассчитываете, что вы чувствуете его вклад в семейные дела, что у него хорошо получается делать именно это дело
Этим вы повышаете ощущение собственной значимости, важности у ребенка, и он больше чувствует себя членом семьи и включен в вашу семейную систему.
Составьте с ребенком график использования компьютера/планшета/телевизора: сколько часов в день, только после уроков.
Четко сформулируйте негативные последствия, если ребенок нарушит эти правила (например, лишится телевизора на неделю).
Пусть другие члены семьи будут в курсе этих правил и ни под каким предлогом не будут потворствовать желаниям ребенка в нарушение правил.
Установите на компьютер программу родительского контроля, чтобы регулировать время использования. Например, некоторые программы уже встроены в антивирусы (касперский, нортон) – они фильтруют веб-адреса в интернете, чтобы ребенок не заходил на сайты для взрослых + можно заблокировать любой сайт по адресу.
Обсудите с ребенком правила использования компьютера, убедитесь, что он все понял.
Каждый день следите за тем, чтобы ребенок исполнял ваши требования
А в ваше отсутствие за этим могут следить другие члены семьи (см. пункт №6).
Просматривайте историю в браузере на компьютере: когда и на какие сайты заходил ваш ребенок, сколько времени он просидел перед экраном монитора. Если вы считаете, что какие-то игры или сайты неприемлемы, то заблокируйте, удалите их, объяснив свои действия ребенку.
Как меняется игра по мере взросления ребенка?
Как повысить самооценку ребенка?
Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детского психолога
Мне нравитсяНе нравится
Насколько опасна для детей зависимость от телефона?
Зависимость детей и подростков от телефона, а также планшета и иных гаджетов – вполне себе распространенное явление. Вот только не каждый понимает, насколько она опасна. Попробуем разобраться.
На самом же деле, зависимость от телефона кроет в себе две группы опасностей:
-
физические;
-
социально-психологические.
К физическим опасностям зависимости от телефона у детей можно отнести непосредственное влияние гаджетов на растущий организм. Научно доказано, что использование различного рода технологических решений трансформирует мысленные процессы и становится причиной рассредоточенности внимания и ухудшения памяти.
Кроме того, стоит также отметить, что зависимость от телефона у подростков может стать причиной минимизации общения со сверстниками и к существенному снижению физической активности, что так необходимо растущему организму.
Социально-психологическая опасность зависимости от телефона у детей кроется в сложности защиты от нежелательных контактов. Использование социальных сетей и посещение сайтов с вредоносной информацией может серьезно навредить психике подростка.
Что же делать?
Не нужно паниковать, потому что паника никогда ни к чему хорошему не приводила. Нужно верить, что с Богом можно решить любую проблему. Так что я советую прежде всего обратиться к Церкви, к её опыту борьбы со страстями, которому уже более двух тысяч лет. У нас есть труды святых отцов, которые чётко раскладывают все страсти на семь корней, начиная от гордости и заканчивая чревоугодием
Я убеждён, что надо двигаться по жизни двумя ногами, то есть обращать внимание на телесную и душевную стороны. Телесная сторона — это наши врачи, традиционная медицина, а духовная — это область веры
Так какие же меры предпринимать?
Первое — это осознание проблемы, признание, что она есть. Это первый шаг в борьбе с любыми страстями.
Второе — покаяние. Нужно понять, что это мы сами дали в руки детям телефоны, научили ими пользоваться, да и сами не выпускаем их из рук дни напролёт. Правило некогда читать, а в телефон заглянуть время находится. Дети всё это видят. Так что детская зависимость — это общая проблема, и нашего вклада в ней больше всего.
Третье. Надо осознать, что ворчание и укоры типа «ты опять сидишь в телефоне, сколько можно» не работают. Призывы заботиться о своём здоровье и не нарушать нормы бесполезны: ребёнок, даже довольно сознательный подросток, не сможет сам справиться с зависимостью. У него ещё не сформировалась самомотивация, она «заработает» к двадцати одному году. Детям школьного возраста это не по плечу. Если они вам не говорят: «Да, конечно, я был неправ и исправлюсь», — слава Богу: значит, в них нет лукавства.
План действий для родителей
Приведем некоторые примеры правил для ребенка, которые вы составляете для себя и обсуждаете со всеми членами семьи.
Массовые онлайн-игры запрещены. Они сильно затягивают.
Ролевые игры, в которых нужно стрелять по людям – запрещены.
Текущие и новые игры должны соответствовать возрасту, как это определено рейтингом игр. Лучше всего, чтобы ребенок сам скачивать игры не мог.
Я не буду обещать то, что не смогу выполнить.
Я буду помогать ребенку следовать правилам, предупреждая его за 5 и за 1 минуту. По мультфильмам лучше ориентироваться не по времени, а по количеству мультиков, чтобы не прерывать просмотр на середине
И когда мультик подходит к концу, ребенку важно сказать, что сейчас закончится третий, и больше мультфильмов ты смотреть не будешь, потому что мы так договаривались.
Буду говорить спокойным и уважительным тоном. Иначе ребенок начнет перечить, пререкаться, ругаться, вопить.
Количество часов занятий за компьютером будет уменьшаться с каждой неделей (для тех детей, которые сейчас играют много часов)
После 4-5 недель занятия за компьютером будут ограничены до 1 часа в день. Тогда ребенку легче приспособиться к новому режиму, чтобы не было эмоционального шока и чувства глобальной несправедливости.
Использование компьютера разрешается только после завершения домашнего задания и выполнения домашних дел. Определите каких.
У ребенка должна быть хорошая успеваемость. Больше 3 троек в неделю приведут к временному лишению компьютера на этой неделе.
Компьютер не будет разрешен в воскресенье вечером.
Компьютер будет разрешен в следующие дни: напишите сами, какие это дни.
Компьютер будет разрешен в этих местах в квартире: на кухне, в гостиной и т.д.
Правило «Два за один» будет применяться ко времени, которое ребенок использует за компьютером сверх нормы. За каждые 5 минут лишнего времени ребенок лишается 10 минут на следующий день. Это правило используют, когда не могут установить на компьютер «программу родительского контроля».
Я буду использовать программы, которые помогут мне контролировать доступ ребенка к компьютеру и содержание игр. Это программы родительского контроля.
У ребенка может быть компьютер «для домашнего задания» и «игровой компьютер».
Все приспособления для игр будут удалены из спальни и комнаты ребенка.
Если ребенок будет следовать правилам в течение 1 месяца, его ждет вознаграждение. Напишите, какое.
Если эти правила не будут соблюдаться, будет рассматриваться полный запрет на игры. Возможно, ребенок перед лицом «опасности» выберет соблюдение правил, чем перспективу вообще остаться без компьютера.