Бесплатные приюты для детей рабочих и крестьян
Деревенские дети. 1890-1909. ГМИИ им. А. С. Пушкина/russianphoto.ru
В первой половине XIX века в России не было специальных учреждений, в которых родители могли бы оставить детей, пока сами работают. Каждый находил свои способы справиться с этой проблемой.
«У дворянских детей были няни, гувернеры, бонны, — рассказывает кандидат педагогических наук и автор научных публикаций по истории дошкольного образования Людмила Волобуева. — У детей рабочих вместо нянек были бабушки, которые уже не могли работать, старшие сестры или братья. Уже в 6-8 лет дети нянчили малышей, своих и чужих, могли приготовить обед и убраться в доме. Маленькие дети крестьян тоже оставались со старшими родственниками, подросшие — шли помогать родителям в поле. Если не было других возможностей, детей оставляли одних, что иногда приводило к трагедиям. Именно поэтому российские меценаты с 1837 года стали открывать приюты для приходящих детей».
Первые приюты появились в Санкт-Петербурге под руководством писателя и благотворителя Владимира Одоевского, а затем распространились по всей России. Приюты создавались в городах и селах и были бесплатными, поэтому в них могли оставлять детей на время работы и городские рабочие, и крестьяне. В «Положении о приютах», созданном Одоевским, было сказано, что с детьми в приютах необходимо заниматься ручными работами, счетом, чтением — для этого Одоевский даже написал букварь.
«На деле все происходило по-разному, — рассказывает Людмила Волобуева. — Приюты существовали только на средства благотворителей. В некоторых приютах не хватало денег, и работники были не заинтересованы в детях. Они не учили детей, а занимали старших ручным трудом, например, починкой одежды или шитьем, а младшим давали «жевки» с травами, чтобы те спали и не отвлекали взрослых».
У смотрительниц не было педагогической подготовки. Одоевский в своем «Наказе лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами» писал: «Лучшее приготовление для намеревающейся поступить в должность смотрительницы есть следующее: пробыть несколько времени в каком-либо уже существующем заведении сего рода, оставаясь там от самого входа детей до минуты их выхода». Но в некоторых, особенно городских, приютах старались как могли: с детьми беседовали о Боге, о природе, о добрых и злых качествах, разучивали духовные песни, учили кроить, шить, вышивать, готовить еду. В свободное время дети играли в мяч, кубики, куклы, гуляли».
Природа как среда развития и воспитания ребенка — дошкольника в теории Е.И.Тихеевой
E. И. Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем в области дошкольного воспитания. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследие К.Д. Ушинского и других педагогов.
Е.И. Тихеева в своей работе «Дошкольное воспитание и детский сад» предлагает реализовать одно из требований Ж. Руссо и К.Д. Ушинского — воспитывать детей среди природы и учить их наблюдать эту природу. Очень важным вопросом является выбор помещения для детского сада. По мнению Е.И. Тихеевой, оно должно быть как можно ближе к природе, среди которой необходимо найти уголок, соответствующий психофизическим интересам маленького ребенка. В деревне, в небольшом городе это вполне достижимо.
Главную задачу детского сада Е.И. Тихеева видела в том, чтобы дать детям возможность действовать, занять их делом, которое бы им нравилось, которое бы они понимали и чувствовали ценность. Уже в дошкольном возрасте дети могут самостоятельно ухаживать за животными, птицами, живущими в саду, за клумбами с цветами и комнатными растениями, то есть они могут выполнять большую работу, неразрывно связанную с их преобладающими интересами. Активно участвуя во всем этом одновременно, дети расширяют круг своих знаний, представлений, упражняются в суждениях, мышлении и речи.
Большое внимание Е.И. Тихеева уделяла подбору обитателей для уголка живой природы в детском саду
«Мы должны заботиться о том, — писала она, — чтобы дать ребенку возможность общения с природой. Наша главная педагогическая обязанность — создать в комнатах такую обстановку, чтобы по возможности обеспечить детям то, что они не могут почерпнуть из открытой природы, принести природу в дом. Объекты живой природы не должны быть сосредоточены только в одном уголке природы, а должны быть разбросаны по всему учреждению, быть представлены в каждой комнате.
Дети больше всего любят все живое и движущееся. Воспитатель должен сделать все от него зависящее, чтобы создать дом природы в стенах детского сада.
При приеме детей в детский сад Е. И. Тихеева рекомендовала среди прочего задавать им такие вопросы: были ли вы в деревне, где именно, как она называется; видели ли вы лес, поле, луг, речку, сад, фруктовый сад. Каких животных, птиц вы знаете? Чем занимаются люди в деревне? Когда лучше: зимой или летом? Видел ли ты небо, солнце, звезды? Слышал ли ты, как гремит гром?
На основе данных, полученных в ходе опроса, Е.И. Тихеева рекомендовала строить занятия с детьми. Их элементами могут быть: 1) наблюдения за красотой в природе в целом и в частности; 2) художественное музыкальное восприятие; 3) слушание — художественных сказок и других литературных произведений; 4) произведения живописи.
Е.И. Тихеева предъявляет высокие требования к личности педагога и его подготовке к работе с детьми: «Приобретать знания о природе в ее наиболее распространенных явлениях, доступных наблюдению маленького ребенка, и умения к этим явлениям подводить его.
Черпайте знания о природе, откуда только можно, выходите в природу, сначала без детей, с целью практического и активного ее изучения. А потом передавайте их детям».
Е.И. Тихеева разработала план-программу по ознакомлению дошкольников с природой, в которой выделила разделы: времена года, животный и растительный мир, наблюдение за трудом человека в природе. Она считала, что каждый педагог, ознакомившись с природой, глубоко осмыслив ее и распределив материал в соответствии с педагогическими целями и задачами, должен составить подробный план-программу для каждой возрастной группы отдельно.
Чему учили в детских садах
В детском саду, 1930-е. Леонид Шокин. МАММ/МДФ/russianphoto.ru
Первые детские сады открывались в крупных городах. В них ходили дети разных сословий — в основном дворянского и мещанского, иногда духовенства. Чаще всего обучением занималась «садовница» — женщина с педагогическим образованием или без него, ездившая за рубеж для знакомства с фребелевскими садами или прочитавшая книги Фребеля. Иногда «садовниц» специально приглашали из Германии или Швейцарии. Родители могли оставаться в саду с детьми — заниматься и помогать «садовнице».
В сад ходили ребята от трех до восьми-девяти лет, — рассказывает Людмила Волобуева. — Дети проводили в саду 3-4 часа с утра и до обеда. В садах они не ели и не спали, а только занимались, играли и гуляли
На занятиях «садовницы» беседовали с детьми об окружающем мире и домашних животных, читали книги о природе, развивали внимание и наблюдательность. Дети, сообразно возрасту и силам, занимались «работами Фребеля» — специальными развивающими заданиями: считали кубики, плели из полосок цветной бумаги, строили геометрические фигуры из лучин
В некоторых садах дети рисовали, лепили и даже занимались столярным делом и шитьем. Ребят старше шести лет готовили к школе — учили чтению, арифметике, письму, языкам.
Занятия сначала проводились по пособиям Фребеля, а затем русские педагоги стали адаптировать их и создавать собственные. Во многом это было связано с русской культурой и особенностями русской природы. Фребель очень много внимания уделял занятиям с природными материалами, и не все их можно было найти в России. Его песенки и рассказы также были немецкими, поэтому приходилось придумывать свои или обрабатывать народные песни и сказки. Больше всего были известны материалы педагогов Василия и Елизаветы Водовозовых и Аделаиды Симонович.
Авторский опыт российских педагогов был признан и за рубежом. В 1900 году петербургское Фребелевское общество участвовало во Всемирной педагогической выставке, на которой получило бронзовую медаль. Эти заслуги прямо отражали высокий уровень воспитателей — в начале двадцатого века в России издавали больше ста педагогических журналов, проводили выставки дошкольного образования в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. На выставках читали лекции о дошкольном воспитании, продавали книги для взрослых и детей и материалы для занятий в семье и детском саду. Чаще всего российские педагоги работали в двух противоположных направлениях: свободное воспитание и религиозно-нравственное воспитание. Сторонники первого подхода считали, что к каждому ребенку нужно найти свой подход, создать развивающую среду по возрасту и не мешать играть и творить. Сторонники второй идеи считали, что дети должны стремиться к духовному идеалу, который и нужно в них воспитывать.
Детские загадки о еде
Загадки про еду — отличная возможность весело провести время со своим ребенком. Продукты питания есть каждый день у нас на столах, поэтому детские загадки о еде легко и с интересом разгадываются.
В коллекции на этой страничке вы найдёте загадки про молочные продукты, загадки про сладости и многие другие загадки про еду для детей.
Белый снег В чести у всех. В рот попадает – В миг пропадает. |
Сахар |
В воде родится, воды боится. |
Соль |
Ножка деревянная, Одежка шоколадная. На солнышке я таю, Во рту я исчезаю. |
Мороженое |
Можно сварить, а можно разбить, Если не прикасаться цыпленком может оказаться. |
Яйцо |
Не снег, А белое всегда. Хоть и течет, А не вода. |
Молоко |
Жидко, а не вода, Бело, а не снег. Начинается на К Наш продукт из молока. |
Кефир |
Догадайтесь, кто такая? Белоснежная, густая. Сливки взбили утром рано, Чтоб была у нас … |
Сметана |
Что за белые крупинки? Не зерно и не снежинки. Скисло молоко — и в срок Получили мы … |
Творог |
Сделан он из молока, Но тверды его бока. В нем так много разных дыр. Догадались? Это … |
Сыр |
Мы на хлеб его намажем И добавим к разным кашам. Кашу не испортят точно Бело-желтые кусочки. |
Масло |
Прозрачный дом, Много братишек в нем – Не лягушки, а зеленые, Не в морской воде, а соленые? |
Соленые огурчики |
В кусочке сдобного теста Нашлось для начинки место, Внутри него не бывает пусто – Там часто мясо или капуста. |
Пирожок |
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, Вкусный даже подгорелый. |
Хлеб |
Сладок, нежен и воздушен. Иногда он всем нам нужен. Ни одно ведь торжество Не проходит без него. |
Торт |
В день веселых именин Выпекают хлеб один, И поют все: «…, … Кого любишь, выбирай!» |
Каравай |
Хлеба свежего полоса, Сверху сыр и колбаса. Сам он просится к нам в рот, Аппетитный… |
Бутерброд |
Пчелки летом потрудились, Чтоб зимой мы угостились. Открывай пошире рот, Ешь душистый, сладкий… |
Мёд |
Мама из крупы сварила, Посолила, подсластила. Эй, ну где же ложка наша?! Так нужна на завтрак… |
Каша |
Все мы — сыновья картошки, Но для нас не надо ложки. Мы хрустим, хрустим, хрустим, Угостить ребят хотим. |
Чипсы |
И уха он, и бульон, Щи, рассольник — тоже он. Он гороховый, капустный И, конечно, очень вкусный. |
Суп |
Ароматную пластинку Разломлю на половинки И еще на долечки — Вот будет сколечко! И вкусна, и сладка, Что же это? |
Шоколадка |
Я готовлюсь на кострах, Иногда в глуши лесной. Жарюсь там на шампурах, Вкусный, сочный и мясной. |
Шашлык |
Спрыгнул он со сковородки, Подрумяненный в середке. Знать, готов еще один С пылу с жару тонкий… |
Блин |
Сварит бабушка из ягод Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье — Ароматное… |
Варенье |
Сахаристая рубашка, Сверху — яркая бумажка. Сладкоежки любят это. Что за лакомство? |
Конфета |
Сидят на ложке, Свесив ножки. |
Макароны |
Маленькое, сдобное, Круглое, съедобное. Я один тебя не съем, Разделю ребятам всем. |
Бублик |
Вернуться в раздел загадки для детей.
Слайд 10Первые детские сады России 19-20 веков.Первые детские сады в России появились
в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных и филантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, за редким исключением, все они были платными.Государство не принимало участия в их организации. Первый бесплатный, так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Петербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводились по системе Фребеля.В целом развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно.В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 копейки в год. К октябрю 1917 г. в стране имелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, из них 250 — платные.Дошкольное воспитание в России существовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, среди которых следует выделить А.С. Симонович, Е.Н. Водовозову, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихееву.
Развиваем память. Игра «Что пропало?»
Рассказываем ребенку сказку про зайку, который собирал себе фрукты на обед. Нашел яблочко (красное, румяное) – выкладываем яблоко перед ребенком – нашел бананчик (длинный, сладкий) – кладем банан перед малышом. (Обязательно описываем и яблоко, и банан, трогаем его, рассматриваем – так мы помогаем ребенку хорошо запомнить предмет).
Вдруг! Пока зайка отвернулся, прилетела ворона и кое-что у него украла! (Накрываем полотенцем фрукты и незаметно от малыша прячем какой–нибудь фрукт за спину).
Ребенок должен угадать, что за фрукт утащила ворона.
Начинать, конечно же, нужно с двух фруктов, в первое время наверняка придется много подсказывать, но со временем ребенок легко и быстро научится определять пропавший предмет.
Слайд 3Аделаида Семеновна СимоновичРассматривая детский сад как «связывающее звено между семьей и
школой», она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.Установив определенную систему игр и занятий с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А. С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от расписания.
Беседа
Какие вы знаете овощи? У каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки? У каких едим луковицу? У каких едим листья? Рассмотрите кочан капусты, у которого сохранились кочерыжка и корни. Покажите кочан цветной капусты.
У каких овощей мы едим семена? (Горох, бобы). В чем лежат зерна гороха, бобов? (В стручке). Что сделается с стручком, когда зерна поспеют? Какого цвета сырой горох? Какого цвета спелый?
У каких овощей мы едим плоды? (Огурцы, арбуз, дыня, тыква). Какие овощи сладкие? Отчего они сладкие?
В каком виде мы едим овощи? (В сыром и вареном)
(Мое примечание – здесь хорошо было бы выяснить, в каких знакомых ребенку блюдах есть овощи – рагу, борщ, щи, шаньги и т.д.)
Растут ли овощи зимой? Откуда же мы берем их зимой? (Мое примечание – это очень важный вопрос! Вопрос проблемный и требует от ребенка найти самостоятельно вариант решения противоречия. Если ребенок ответит «Зимой мы овощи берем из магазина», то нужно спросить: «А откуда овощи взялись зимой в магазине, ведь они зимой не растут?». Пусть малыш выскажет предположение. После его предположения задайте следующий вопрос). Как их сохраняют? (В сухом прохладном подвале). (Мое примечание — в современном варианте в овощехранилище).
Что мы делаем с огурцами, капустой? (Мое примечание – наверное, имеется ввиду, что огурцы мы солим, а капусту квасим). Сушеные овощи показать. (Мое примечание –сейчас можно показать сушеную морковь или лук, которые продаются в магазине).
Как называется место, где растут овощи? (Огород). Был ли кто на огороде? Что нужно делать, чтобы овощи хорошо росли?
Пусть дитя узнают каждый на ощупь, по вкусу (Мое примечание – имеется ввиду игра – «угадай на ощупь» с завязанными глазами и аналогичная игра с завязанными глазами «угадай овощ на вкус»).
Краткие биографические данные
Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительниц.
В 1882 году Л.К. Шлегер начинает работать в качестве учителя начальных классов, также в семьях выполняет функции домашней воспитательницы, чуть позднее осуществляет педагогическую деятельность в детском приюте для бедных и больных детей г. Москвы.
В 1906 году принимала активное участие в создании просветительного общества «Сетлемент», которое далее было преобразовано в общество «Детский труд и отдых».
В 1905-1918 гг. является руководителем первого московского народного детского сада, осуществляющего работу в форме экспериментально-педагогической лаборатории. Одновременно, начиная с 1907 г. осуществляла работу вместе с Е.Я. Фортунатовой в экспериментальной начальной школе для мальчиков и девочек. Являлась также преподавателем Московского городского народного университета, где осуществляла подготовку воспитательниц.
В 1918году Л.К. Шлегер осуществляла консультативную работу по организации дошкольного воспитания в Наркомпросе.
С 1919 года по 1932 год являлась заведующей дошкольного отдела, орагизованного при первой опытной станции по народному образованию.
В 30-хх гг. проводила исследовательскую работу по проблемам начального обучения.
Умерла в 1942 году в Москве.
Слайд 4Елизавета Николаевна Водовозоважизнь детей была интересной и содержательной, строилась в духе
русских традиций, пробуждала и удовлетворяла интерес к окружающему. Этой цели служили и рекомендованные ею программы прогулок, экскурсий и наблюдений, творческой деятельности, физических упражнений, подвижных народных игр, посильного труда детей и т. д. Причем все занятия были расположены в постепенно усложняющейся системе.В программах Е. Н. Водовозовой большое место отводилось умственному и нравственному воспитанию. Уделяя много внимания ознакомлению с природой как средству умственного развития, она включила в его содержание знакомство с окружающей жизнью, с трудом и бытом народа.Социальные и педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой были прогрессивны для своего времени, а ее труд «Умственное и нравственное воспитание детей» был одним из основных пособий при подготовке воспитателей детских садов в России.
Что мы делали?
Я вырезала овощи и фрукты. Все их смешала и дочка их отсортировала — овощи в кастрюлю для супа, а фрукты и ягоды в кувшин для компота. Потом мы его варили, понарошку кушали и называли отдельные овощи и фрукты и кормили наших друзей-игрушек. Получилось очень весело, интересно и познавательно. Потом мы решили приклеить овощи в кастрюлю, а фрукты в кувшин и теперь две картинки висят у нас в детской и напоминают об этой игре.
Надеюсь и Вам она понравится.
Она основана на методе раннего развития Марии Монтессори. Малыш учится сортировать, тем самым развивая свою логику, внимательность, мелкую моторику (перебирая картинки), речь, знакомится с окружающим миром.
Попробуйте и Вы поиграть.)) И пишите свои отзывы.
Скачать игру: «Овощи и фрукты для детей» можно здесь.
Фрукты:
материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика. Занимательные речевые упражнения и игры для детей. Физкультминутки. Мультфильмы.
Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста
В этой статье Вы найдете:
-
Беседу о фруктах
. -
10 речевых игр
по теме «Фрукты». - Пальчиковую гимнастику.
- Три идеи для физкультминуток.
Фребелевские сады — как в Германии и Швейцарии
Дети во дворе дома Мяздриковых, 1890-е. Муромский историко-художественный музей/russianphoto.ru
В том же 1837 году, когда в России открывались первые приюты для приходящих детей, в Германии педагог Фридрих Фребель открыл первый «детский сад» — воспитательное заведение, которое облегчало матерям труды по воспитанию детей, когда они заняты по хозяйству. Детским садом это заведение называли по двум причинам: во-первых, Фребель в своих работах сравнивал детей с растениями, требующими тщательного ухода, во-вторых, рядом со зданием действительно был сад, в котором дети играли и знакомились с природой. О детских садах Фребель написал несколько книг, а также создал дидактические материалы и пособия по воспитанию детей. К концу XIX века детские сады, как частные, так и государственные, открылись в Европе, Америке и Японии.
В Российской империи первый детский сад открылся в 1859 году — в городе Гельсингфорсе, нынешнем Хельсинки. На территории современной России первый детский сад открылся в Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года. Учредительницей стала Софья Люгебиль, жена известного филолога Карля Люгебиля. Теперь именно 27 сентября в России отмечают день работников дошкольного образования.
«Медленно, но верно садов становилось все больше, — рассказывает Людмила Волобуева. — В 1874 году в России их было 56, а в 1881 году уже 84. Все первые сады были частными, их создавали на собственные деньги педагоги, просветители и общественные деятели. Почти все они перед тем, как создать собственные заведения, лично бывали во фребелевских садах, открытых в Германии и Швейцарии, — смотрели, как работают «садовницы» — женщины, ухаживавшие за детьми, изучали дидактические материалы». Если в приютах за детьми просто присматривали, то детские сады открывались для того, чтобы детей воспитывать и готовить к школе».
Почти все сады были платными, оплата зависела от размера города, в котором создан сад, и составляла от 50 до 150 рублей в год. За детьми в них присматривали «садовницы». Существовали и бесплатные сады — их устраивали и занимались там с детьми сами родители. Чаще всего занимались не в специальных помещениях, а на дому то у одной, то у другой семьи.
Когда учить ребенка питаться правильно
Приучать малыша питаться правильно нужно с малых лет. Это поможет сформировать пищевые привычки. Было проведено исследование, в рамках которого диетологи наблюдали за пищевым поведением полутора тысяч детей от рождения до шестилетнего возраста. Оказалось, что дети, которым мало давали фрукты и овощи на первом году жизни отказывались их есть в 6 лет. Лучший возраст для приучения ребенка к правильному питанию с 6 месяцев.
Кстати, малыш знакомится со многими вкусами еще до своего рождения. Находясь в животе матери, он заглатывает амниотическую жидкость. Вкус этой жидкости зависит от того, чем питается женщина во время беременности.
После рождения ребенок находится на грудном вскармливании и вкус молока также зависит от рациона питания матери. Возможно поэтому дети, которые питаются материнским молоком намного легче переходят на прикорм, чем малыши, которые едят смеси.
Доказано, что восприятие ребенком новых продуктов сильно зависит от того, присутствовали ли они в рационе матери во время беременности и периода лактации. Поэтому женщине нужно крайне внимательно относиться к своему питанию в это время. Оно должно быть гипоаллергенным, сбалансированным и рациональным.
Некоторые предпочтения в еде заметны у ребенка уже в первые месяцы его жизни. Например, он может с удовольствием есть соленую и сладкую пищи, отказываясь при этом от кислой или горькой еды. Частично это защитная функция организма, который на всякий случай пытается избегать горькой пищи, так как она может содержать токсичные вещества. Однако, далеко не все горькие продукты вредны для здоровья.
Еще из раздела Педагогика:
- Курсовая работа: Розробка дидактичного проекту навчання майбутнього спеціаліста дисципліни «Ветеринарна медицина»
- Статья: Впровадження положень Болонського процесу в Україні
- Контрольная работа: Пенитенциарная педагогика
- Статья: Пути совершенствования концепции и программ образовательной области «Технология»
- Дипломная работа: Развитие полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы
- Дипломная работа: Роль міжкультурного виховання у підготовці вчителів Німеччини
- Реферат: Спортивно-педгогическая деятельность
Литература для детей
Дедка и репка (современный вариант названия сказки «Репка»).
Репка (в обработке К.Д. Ушинского)
Мужик и медведь (современный вариант названия сказки «Вершки и корешки» — Вам она знакома по одноименному мультфильму
Мультфильм «Вершки и корешки»
Пятеро в одном стручке Г.Х. Андерсена — современное название «Пятеро из одного стручка».
Пятеро из одного стручка
Как дед Мирон репку сеял.
Ясное утро Флерова.
Воспитателю и заинтересованному родителю: вопрос на засыпку.
1.Можно ли сейчас использовать беседы Л.К. Шлегер? Как? Что в беседе об овощах Вы бы оставили бы прежним, а что бы изменили?
2. Отличается ли и чем структура современной беседы с детьми и беседы с детьми Л.К. Шлегер? Чем? Одинакова ли последовательность вопросов в беседе об овощах Шлегер Л.К. и в беседах в соответствии с современными требованиями?
Советую почитать:
Полезные практические материалы для игр и занятий с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубриках:
Интересную и полезную информацию по истории дошкольной педагогики Вы также найдете в статьях серии «Детский сад 100 лет назад»:
Дары Фребеля: первые в мире обучающие и развивающие игры для воспитания детей в детском саду.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Правила и требования к детским садам
В детском саду, 1930-е. МАММ/МДФ/russianphoto.ru
До конца девятнадцатого века государство никак не регулировало частные детские сады. В 1893 году в очередной редакции законов Российской империи появились правила для открытия детских садов. Теперь частные детские сады могли открыть только русские подданные, для работы с детьми требовалось педагогическое образование — для мужчин это должен быть вуз, а для женщин — восьмой класс гимназии или последний класс курсов благородных девиц. В детском саду появлялись обязательные предметы: русский язык и Закон Божий. Отдельного здания у детского сада могло и не быть, достаточно было даже комнаты.
«В законе не были прописаны требования к помещению — нужно было лишь указать его адрес и сделать вывеску на доме, — рассказывает Людмила Волобуева. — Если будущий владелец детского сада мог соблюсти все требования, он придумывал название детскому саду, решал, сколько человек он будет обучать и подавал прошение в учебный округ. Чаще всего, если все документы были в порядке, окружные чиновники давали разрешение. Владелец должен был каждый год сдавать отчет в округ: сколько детей какого сословия посещают сад, по каким пособиям занимаются. Информации было немного, но отказаться от отчета было невозможно, иначе разрешение на детский сад отзывали через полицию».
Жизнь и деятельность выдающегося педагога дошкольного воспитания
Луиза Карловна Шлегер родилась 1863 г. в селе Игнатьеве, сегодняшней Тульской области, а умерла в 1942 г. в Москве. Всю свою жизнь она посвятила педагогической деятельности и проявила свое активное участие в области дошкольного воспитания и начального образования. Она прошла обучение при Саратовской женской гимназии, где и окончила педагогический класс в 1882 г. С 1884 по 1887 гг. она продолжила свое обучение на историко-философском факультете высших женских курсов города Москвы, а с 1887 по 1903 гг. на педагогических курсах Московского общества воспитательниц и учительниц.
В 1882 г она посвятила себя работе в педагогической сфере. Так с 1882 по 1903 гг. она работала учительницей начальных классов и практиковала воспитательную деятельность на дому. В первой половине XX в. советский инженер-архитектор Александр Устинович Зеленкий познакомил Луизу Карловну со студентом Станиславов Теофиловичем Штацким, наделенным идеей движения «Settlement». «Settlement» — это клубы в рабочих кварталах городов США, сформированные с целью культурно-просветительской деятельности.
Идейное движение захватило ее. Она находилась в 1906 г. среди инициаторов создания просветительского общества «Settlement», со временем реорганизованного в общество «Детский труд и отдых». С 1905 по 1918 гг. под ее руководством находился сформированный при обществе первый народный детский сад в городе Москва, который в 1919 г. был включен в состав первой опытной станции Наркомпроса. С 1907 г. она продолжила свою деятельность в созданной в творческом союзе с Еленой Яковлевной Фортунатовой экспериментальной начальной школе. При Университете Шанявского Шлегер осуществляла преподавательскую деятельность на курсах подготовки воспитательниц. С 1918 г. в Москве в отделе народного образования она выступала одновременно, как в роли консультанта по дошкольному воспитанию в Наркомпросе, так и принимала участие в подготовительном процессе педагогов для работы в детских садах. В 1930-х гг. основной род ее деятельности был представлен исследовательской работой в сфере начального обучения.
Основная педагогическая система Луизы Карловны была сформирована на основе воздействия представления о свободном воспитании. Основное предназначение общества, воспитательного учреждения заключалось в ограждения детей от отрицательных влияний среды, формирование условия для совершенствования их способностей, самодеятельности, инициативы и творчества.
Луиза Карловна Шлегер у истоков своей педагогической деятельности не признавала потребности в целенаправленном педагогическом руководстве и постепенном планировании работы с детьми. Функции воспитателя в соответствующей деятельности должны были быть устремлены в сторону целенаправленного восприятия, а так же помощи детям в их свободном самостоятельном проявлении. Для этого ей были предложены игры и ручного труд, как одна из разновидностей общей организации жизни в детском дошкольном учреждении. На практике в детском саду Шлегер приводила в жизнь систематическую воспитательную работу. Со временем она всё больше внимания направляла в сторону вопросов руководства и планирования деятельности детского сада. Она создала увлекательный и схожий с практическими потребностями детей дидактический материал. Тяготея к преемственности между детским садом и начальной школой, Шлегер и Фортунатова выдвинули предложение и применили на практике в экспериментальной школе принципы комплексной системы обучения. Основная цель применения их состояла в приведение в упорядоченное положение и расширение кругозора детей об окружающем мире, что должно оказывать благоприятное влияние на развитие самых разных интересов и способностей, в том числе формированию навыков чтения, письма и счёта.
Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.
Подготовка к беседе.
Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.
Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты
Беседа.
На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?
Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.
Посмотрим, что внутри яблока, разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?
Какие семена у вишни? У сливы?
Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?
Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.
Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.
Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?
Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?
Детские работы по теме «Фрукты».
- Лепка плодов, рисование их.
- Вырезание и наклеивание (аппликация).
- Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
- Иллюстрация «Сбор яблок».
- Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)
Вопрос для педагогов для размышления:
Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?
Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи «Беседа в детском саду» по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».
Давать ли ребенку экзотические фрукты?
Учеными и врачами давно доказано, что организм ребенка лучше реагирует на продукты той местности и региона, в которой он вырос. То есть начинать прикорм лучше с отечественных яблок и груш. Даже бананы и апельсины лучше не давать до 2-х лет.
Не стоит давать экзотические фрукты – манго, папайю или личи, с раннего возраста. Лучше дайте организму малыша окрепнуть, пусть его пищеварительная система работает полноценно и правильно. Не нужно устраивать ей сюрпризов в виде непривычных фруктов, по крайней мере до 4-5 лет.
Фрукты способствуют гармоничному и здоровому развитию детского организма, потому что содержат в составе большое количество витаминов и минералов. Но не стоит забывать, что чрезмерное употребление любого фрукта может вызвать аллергию и другие неприятные последствия. Во всем нужно соблюдать меру.