Цели и задачи настольно-печатных игр
Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.
К таким играм относятся:
- мозаики;
- дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
- складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
- пазлы;
- лото;
- домино;
- шашки и др.
Настольно-печатные игры — важная часть предметно-развивающей среды в детском саду
Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:
- закрепление или отработка полученных знаний;
- развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
- тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
- воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.
Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:
- закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
- учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
- выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
- вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения отношений и ссоры);
- формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
- методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
- поощрять самостоятельность малышей.
Наглядный материал
Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.
С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:
- сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
- пазлы (в том числе и объёмные);
- наборы лото и домино;
- кубики;
- мозаики;
- «бродилки» с фишками и игральным кубиком.
Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект
Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой — тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.
Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.
Таблица: особенности выбора игр для детей разного возраста
Возраст/группа | Особенности развития | Игры | Примеры | Время | Примечания |
2–2,5 (первая младшая) | Игры должны быть с сюжетными картинками |
|
|
До 5 минут | Если режим позволяет (есть время до сна или до еды), то хорошо бы сменить эту деятельность более активной |
3–4 (вторая младшая) | Интерес к играм в парах |
|
|
7 минут | Работа направлена на развитие речи |
4–5 лет (средняя) | Работа в микрогруппах (3–4 человека) |
|
|
7–8 минут | |
5–6 лет (старшая) | Осознанное участие в командных играх |
|
|
10 минут | Совмещение физической активности взрослого и ребёнка |
6–7 лет (подготовительная) | Нетерпимость по отношению к помощи взрослого |
|
|
10–12 минут | Дети учатся комментировать свои действия при высокой самостоятельности выполнения заданий |
Дидактическая игра «Сложи квадрат» воспитывает в детях терпение и настойчивость
Временной план игры
Все элементы образовательного процесса в детском саду должны быть строго хронометрированы. Только в этом случае не будет нарушений дисциплины, а вся новая информация будет восприниматься максимально эффективно. План игры состоит из 3 важных этапов:
Введение — 1–2 минуты. Воспитатель объясняет или напоминает правила игры и раздаёт необходимые материалы. Если они уже заготовлены на столах, то объясняет назначение каждого.
Собственно игра — 3–7 минут. Педагог помогает, направляет действия детей в случае необходимости.
Подведение итогов — 1–2 минуты
На этом этапе важно похвалить каждого участника, независимо от успеха результатов его игры.
Даже игра в лото проводится под наблюдением взрослого
Пример хронометража игры «Где это можно купить?»
При изучении темы «Покупки» воспитатель объясняет малышам, в каких отделах магазина продаётся та или иная продукция. Целью этой игры является закрепление знаний малышей о различных товарах и отделах магазинов (продуктовом, хозяйственном и т.д.), развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, воспитывать желание помогать взрослым.
- Объяснение правил: дети обсуждают, где мамы покупают те или иные продукты, потом взрослый раздаёт маленькие картинки с продукцией, а на стену вешает большой плакат, на котором изображены различные отделы магазина (2 минуты).
- Дети раскладывают картинки по соответствующим отделам, объясняя свой выбор (2 минуты).
- Подведение итогов (3 минуты).
Игра «Где это можно купить?» развивает умение дошкольника ориентироваться в окружающем мире
Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»
Автор
Макрушина Татьяна, МДОУ детский сад «Сказка», Саратовская область, р.п. Дергачи
Название
Фрагменты настольно-печатных игр «Что за форма» и «Лото»
Возраст детей, группа
3–4 года, младшая
Описание игры «Что за форма»
Обращает внимание детей на размеры «строительных материалов».
Воспитатель просит каждого ребёнка взять по одной геометрической форме и назвать её.
Дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки…>
Описание игры «Лото»
Дети рассматривают маленькие карточки.
Воспитатель спрашивает у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней, где она растёт (на дереве). Затем уточняет, где растёт дерево вишня. Дети отвечают, что в саду. Воспитатель спрашивает, где растут цветы (в лесу, на клумбе, на лугу), огурцы (на грядке в огороде) и другие овощи.
Педагог даёт детям рассмотреть карточки, на которых изображены огород, сад и цветник.
«Сейчас вы будете играть так, чтобы всё, что растёт в огороде, появилось в огороде, что в цветнике, попало в цветник, что в саду — в сад. Все предметы должны встать на свои клеточки на карте».
Кто первым закроет все клеточки, тот и выигрывает. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.
Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например, о посуде, мебели, одежде, обуви и т.д…>
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-chast-3.html
Настольно-печатные игры в детском саду активно применяются как непосредственно на занятиях, так и при проведении досуга. Этот вид деятельности помогает не только отработать, закрепить полученные знания, но также развивает познавательные процессы, речь, мелкую моторику, воспитывает терпение и умение соблюдать правила. Кроме того, дети с удовольствием осваивают разные формы проведения игр: индивидуальную, парную и коллективную, что формирует навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Раздел 3. Логопедические игровые задания в картинках
1. Тараторки на пригорке: карточки с логопедическими заданиями в картинках для детей
В комплект вошли 27 заданий в картинках для детей для автоматизации правильного произношения звук Р. Чтобы закрепить в речи ребенка правильное произношение звука необходимо многократное повторение слов и фраз с этим звуком. С интересными заданиями, которые заставляют ребенка не механически отвечать, а размышлять, сравнивать, выбирать, намного интереснее заниматься развитием речи!
Этот набор могут использовать логопеды, воспитатели детских садов, педагоги детских центров. Также с ним могут заниматься и родители по заданиям логопеда.
В комплект входят очень разные речевые задания для детей. Например:
- произнести слова ласково, громко — тихо,
- найти ошибку в предложении и ее исправить,
- заменить первый звук в слове так. чтобы получилось новое слово,
- повторить скороговорку и чистоговорку,
- назвать, у кого из животных есть рога, что нужно повару для пиццы, назвать музыкальные инструменты,
- сказать наоборот (антонимы),
- назвать, что нарисовано и определить место звука Р в этих словах,
- выполнить движение,
- посчитать предметы на картинке.
3.2. Белки — балаболки: карточки с логопедическими заданиями в картинках для детей
Это комплект и той же серии, но посвященный словам со звуком Л. Он состоит из 27 карточек с разными заданиями со словами, в которых есть звук Л. Например:
- назвать слова и определить, что здесь лишнее,
- ответить на вопрос по картинке — «На кого лает лайка?» «Кого не встретишь в сказке Колобок?», «Кто на лавке, а кто под лавкой?»
- произнести чистоговорку и скороговорку,
- назвать половинки,
- показать движения,
- сказать по образцу
- найти одинаковый слог в цепочке слов и многие другие задания.
Раздел 1. Настольные игры для развития фонематического восприятия ребенка дошкольного возраста
Речевая игра 1. Звезда с неба
Возраст детей: «Звезда с неба» — это увлекательная игра по развитию речи детей от 4 лет и старше.
Чем полезна эта игра: Игра развивает фонематический слух детей, учит различать звуки с и з, помогает автоматизации правильного произношения данных звуков в словах, учит составлять предложения с заданными словами, развивает память, учит описывать картинки.
Где можно использовать данную игру: Игра может использоваться на развивающих занятиях с детьми дома, в детском центре, с воспитателями в детском саду, а также на занятиях дефектолога — логопеда.
Сколько детей может играть в игру: от одного до четырех детей одновременно.
В набор для игры входят: шнурочки (4 шнурка и 4 фиксатора) и карточки со звездами (32 картинки — звезды со словами со звуками С и З, выполненные из очень плотного качественного картона).
Как играть в игру: три варианта настольной игры «Звезда с неба»
Вариант 1.
- Игроки определяют, кто из них будет ловить звезды со звуком с, а кто будет ловить звезды со звуком з.
- Далее по очереди игроки берут звезду, переворачивают ее и называют картинку. Если картинка названа правильно, то игрок ее нанизывает на свой шнурочек. Он поймал звезду с неба!
- Игра заканчивается, когда все звезды находятся у детей.
Вариант 2.
- Ведущий берет звезду и не показывает детям своей картинки. Он описывает, что нарисовано на его картинке. Дети отгадывают. Если ребенок отгадал — он забирает эту звезду себе и нанизывает на свой шнурочек.
- Кто больше собрал звезд (или чья команда больше угадала — собрала звезд) — тот и победил сегодня в игре.
Вариант 3.
- Дети составляют предложение со словом, изображенным на картинке звезды. Если предложение ребенка принимается игроками, то он нанизывает звезду на шнурок. Если не принимается — то придумывает еще предложение или уточняет первое.
- В конце игры игроки рассматривают звезды друг друга и вспоминают, кто какое предложение называл.