Технология исследования передового педагогического опыта
Определение 1
Передовой педагогический опыт – это практика организации учебно-воспитательного процесса, дающая наиболее высокий педагогический результат в достижении образовательных целей и задач при меньших материально-технических и кадровых затратах.
Передовой педагогический опыт характеризуется следующими параметрами:
- Высокие количественные и качественные показатели итогов образовательной работы.
- Создание образовательной системой личности, имеющей социальную ориентацию своей жизнедеятельности.
- Высокообразованные учащиеся.
- Сформированность познавательной заинтересованности учащихся, их стремление к познанию и потребность в нем.
- Желание саморазвиваться, самообучаться и самосовершенствоваться.
- Применение педагогом творческого подхода к организации учебно-воспитательной работы.
- Научно-организованный труд.
- Оптимальность педагогического опыта т.е. максимальный результат при минимальных затратах.
- Перспективность и научная обоснованность педагогического опыта.
Изучение передового педагогического опыта – это один из методов педагогического исследования, ориентированный на проведение мониторинга педагогической практики, выявление новых направлений педагогической работы и подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
Этот опыт исследуется на основе изучения массового педагогического опыта, работы педагогических коллектив в течение конкретного временного промежутка с использованием различных методик и технологий диагностирования.
Передовой педагогический опыт изучается на разных уровнях существования педагогического процесса: на уровне города, области, региона, страны, отдельного учебного учреждения.
Технология исследования передового педагогического опыта основывается на применении ряда методов. К ним относятся следующие:
- Наблюдение за протеканием педагогического процесса. Данный метод основывается на составлении плана мероприятий по наблюдению, определению его целей и составлении системы мероприятий. Наблюдение необходимо проводить регулярно. Оно должно носить системный характер, а его итоги правильно фиксироваться и адекватно оцениваться. Метод наблюдения позволяет оценить реализацию педагогического процесса в динамике и развитии;
- Проведение бесед с педагогами. Беседы начинаются с того, что педагогам объясняется целевое назначение изучения их работы и рассказывается об акцентировании внимания исследователей на тех или иных направлениях их работы, отдельных мероприятиях и подходах. Беседа позволяет выявить все детали реализации педагогического процесса, его отдельных этапов.
- Исследование педагогической документации. Документация ведения педагогической работы отражает процесс ее планирования и прогнозирования, показывает программы и мероприятия, которые были реализованы в его ходе, позволяет изучить отчеты о педагогической деятельности, чтобы проанализировать ее итоги, рассмотреть творческие направления деятельности и т.д.
Изучением педагогического опыта занимаются следующие подразделения:
- Цикловые комиссии и лаборатории;
- Разнообразные методические общества и объединения;
- Научные коллективы по исследованию педагогических вопросов и актуальных проблем;
- Научно-педагогический семинар;
- Школы педагогического мастерства;
- Курсы по узконаправленным проблемам педагогики;
- Курсы повышения квалификации педагогов.
Что необходимо для проведения обобщения опыта воспитателя детского сада
Обобщать можно опыт, полученный следующими путями:
- Воспитатель находит и применяет в своей деятельности собственные разработки. Это творческий процесс, который при удаче обеспечивает высокий результат и значительную отдачу. Новшества в работе позволят развивать практическое применение педагогической работы и продвигать ее на более высокий уровень. Новаторы в дошкольном воспитании – это те люди, которые двигают прогресс в духе времени и постоянно изменяющейся ситуации.
- Высокие и полезные результаты можно получить и при обработке и использовании наработок других педагогов, если он представляет интерес для применения в конкретном детском учебном заведении. Эти сведения в обобщенном, концентрированном состоянии могут стать источником важных знаний для начинающих воспитателей и тех педагогов, которые еще не накопили собственного достаточного опыта работы.
Концентрировать и анализировать знания и умения необходимо не только для дальнейшего применения в работе с детьми. Потребуется обобщение опыта работы воспитателя ДОУ и для аттестации, особенно на высшую категорию, где от сотрудника детского сада требуются значительные достижения, применение творческого подхода и умение внести новое в процесс воспитания и обучения дошкольников.
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов
Обобщение педагогического опыта – это своего рода подведение итогов работы преподавателя за определенный период времени, которое вполне может стать методическим руководством коллегам. Это не просто отчет для начальства и вышестоящих инстанций, который никто больше читать не будет. Следует подойти к его написанию ответственно, так как документ может помочь и самому автору структурировать и проанализировать свою деятельность, посмотреть на себя со стороны, поделиться с другими своими достижениями.
В этой части проекта постарайтесь подробно описать, как строилась работа учителя за отведенный период времени, какие виды деятельности принесли наилучшие результаты, а что не совсем удалось. Делать акцент на неудачных экспериментах не нужно, но можно аккуратно проанализировать их, сделав определенные выводы
Подумайте, что удавалось лучше всего, в чем вы являетесь настоящим профессионалом? Отталкивайтесь от этого и постепенно переходите к менее важному
Они могут выглядеть так:
- Игра – ведущий вид деятельности.
- Работа в парах и группах как неотъемлемая часть урока.
- Проблемное обучение помогает качественно усвоить материал.
- Соревнования – прекрасный способ поддержать интерес к предметам и разнообразить учебный процесс.
- Использование ИКТ – важная часть современного занятия.
Обобщение опыта учителя начальных классов также иногда предусматривает предоставление конспектов нескольких уроков или их фрагментов. Приведите конкретные примеры из жизни, из вашей повседневной деятельности и подкрепите все это дидактическими материалами. В контролирующих органах всегда приветствуется, если «слово подтверждается делом». Здесь как раз и пригодится папка с наработками и портфолио учителя.
Чтобы не возникало спорных моментов и недопонимания, обязательно согласуйте черновой вариант текста с администрацией школы и уточните все детали. Дело в том, что в некоторых школах очень строгие правила написания таких трудов, в то время как руководство других заведений дает педагогам полную свободу действий.
Слайд 99Предполагаемые результаты:-улучшение качества образования;- применение новых образовательных ресурсов, облегчающих проведение уроков,
и возможности создания собственных учебных ресурсов;- повышение ИКТ – компетентности и уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя;- внедрение новых педагогических технологий, основанных на широком использовании ИКТ.Практическая значимость: повышение качества образования младших школьников.Доступность: опыт может быть применим учителями, работающими в классах с разным уровнем подготовленности учащихся и их потребностями в знаниях при урочной и внеурочной форме организации образовательного процесса независимо от учебно- методического комплекта.
Слайд 6Длительность опыта6I. этап Начальный 2014 – 2015 учебный год:изучение теоретической базы
по теме опыта;анализ образовательной программы, анализ тематического планирования;диагностика уровня самостоятельности получения знаний в процессе обучения младших школьников;изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.
II. этап Основной 2015 – 2016, 2016-2017 учебный год:подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов;создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего) ;применение информационных продуктов на уроках разных типов, применение во внеклассной работе.
III. этап Заключительный 2017 – 2018 учебный год:обработка и осмысление полученных в ходе работы данных;систематизация и обобщение результатов опыта работы по теме самообразования;оформление опыта работы;распространение опыта: выступления на ШМО, школьных пед.советах, семинарах.
Как организовать рабочий процесс по самообразованию
По ФГОС, смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя во самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и всестороннего развития личности. Суть этого процесса заключается в получении, анализе и совершенствовании умений решать те или иные задачи, овладевать навыками и культурой умственного труда, а также постоянно самосовершенствоваться.
Только самодостаточная личность будет интересна детям
Для учителя система самообразования — это не отрывочное изучение передового опыта, а чётко структурированная работа, которая реализуется в рамках специальной программы с учётом наиболее актуальных тем.
Требования
Повышение уровня профессионализма — это способ непрерывного развития личности педагога. Образовательным стандартом определены основные направления самообразования:
- изучение новой информации и передового опыта коллег;
- самостоятельное приобретение знаний через педагогическую деятельность;
- самоанализ и самооценка собственной работы.
Таким образом, повышение квалификационного уровня учителя — это не только дань специфике профессии, но и требование современного общества. Эволюционные изменения в науке и практике определяют расширение спектра вопросов, связанных с самыми разными сторонами жизни, помощь в решении которых ложится на плечи педагога. Получается, что успех педагогической деятельности непосредственно зависит и от уровня самообразования личности.
Цели
Самообразование педагога начальных классов по ФГОС ставит перед собой следующие цели:
- ознакомление и овладение новыми профессиональными технологиями;
- работа над повышением качества компонентов, участвующих в образовательном процессе, в частности в обучении и воспитании детей;
- создание условий для всестороннего развития познавательной сферы учащихся.
Задачи
Для успешной реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить и частично (или полностью) применять новые педтехнологии;
- развивать познавательную активность у детей;
- постоянно повышать уровень своей методической грамотности;
- изучать методическую литературу по выбранной теме;
- обобщать и распространять полученный опыт.
Только ответив честно на вопрос: «Чего я не знаю», можно добиться того, что на этот же вопрос вам честно ответят дети
Принципы
Важное условие реализации программы по самообразованию — соблюдение таких принципов работы, как:
- непрерывность (учитель выбирает тему и работает над ней длительный период времени, обычно в течение 3–4 лет);
- взаимосвязь и преемственность (после окончания периода разработки одной темы педагог берёт следующую, как правило, связанную с предыдущей);
- соответствие целям (процесс освоения программы идёт в рамках поставленных целей и задач);
- доступность (теоретические принципы должны быть реальными для воплощения на практике);
- опережающий характер (учитель интересен детям любого возраста только в том случае, когда они уверены, что он знает больше, чем они, а учитывая темпы развития современного общества, педагог должен идти в ногу со временем);
- единство общей и профессиональной культуры (при составлении программы по самообразованию учитель должен следовать принятым в обществе нормам и правилам, соблюдать профессиональную этику).
Источники
Собственные мысли и наблюдения, методически переработанные и внедрённые в практику — это, безусловно, важный источник самообразования
Однако не менее важно быть в курсе того, что представлено в таких источниках, как:
- СМИ (в том числе и на интернет-ресурсах);
- методическая, научно-популярная, а также художественная литература;
- семинары, вебинары, которые учитель посещает очно или заочно;
- конференции, лектории, мероприятия по обмену методическим опытом;
- программы курсов повышения квалификации;
- методическая копилка школьных научно-практических конференций.
Участие в педагогических конференциях — важный аспект самообразования
Формы организации процесса
Самообразование может проходить в двух формах:
- индивидуальной (инициатором является сам учитель), включающей в себя посещение уроков других учителей, участие в советах педагогических работников школы, в работе методического объединения педагогов района, города, региона;
- групповой (инициатором выступает руководство отделов образования), предполагающей подготовку педсоветов, заседаний методических объединений, курсовую подготовку совместно с коллегами.
Процесс подготовки каждого из этих мероприятий отображается в документальном виде (планы, сценарии, отчёты, сертификаты, дипломы) и составляет папку педагога по самообразованию.
Слайд 1818
Список используемой литературы: 1.Анатольева Э.В «Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках в начальной школе» edu.cap.ru2.Бирюкова Ю. В. « Использование ИКТ на уроках в начальной школе по ФГОС»http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir3. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 20004.Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. 5. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г 6. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г 7. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. 8. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. — №7. 9. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2.2821)
Слайд 10для учителя: экономия учебного времени;возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;
включение учащихся в активную познавательную деятельность; развитие коммуникативных умений учащихся на уроке; осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся;рациональное использование различных форм, методов и приемов работы; создание положительного эмоционального фона урока.
для учащихся: обеспечивает более эффективную доступность информации; позволяет ученику работать в своем темпе;развивает нестандартное мышление;воспитывает самостоятельность, способность принимать решения;формирует уверенность в своих возможностях и способностях.
Преимущества использования ИКТ
10
Заключение
В заключении подведем итоги.
Система оценивания – очень сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования в целом.
Проверка и оценка учебных достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, основным приоритетам и целям образования. Тщательное планирование учителем целей обучения и способов проверки способствует повышению объективности оценки, качества процесса обучения. Процесс оценивания должен быть индивидуальным и дифференцированным.
В начальной школе у детей происходит создание базовой структуры всей последующей учебной деятельности, не только базовых знаний и умений, но и навыков учебной деятельности, развитие познавательного интереса и положительной мотивации. Именно поэтому контрольно- оценочная деятельность нужна не только для управления и самоуправления учебной работой учащихся, но и для формирования у них устойчивой положительной мотивации обучения, от которой зависит успешность всей учебной деятельности младшего школьника.
Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера, и с введением федерального государственного общегосударственного стандарта начального общего образования, эти недостатки стали заметно уменьшатся, а в отдельных системах оценивания устранились полностью.
Таким образом, любое оценивание должно основываться на дружелюбном отношении учителя к ребенку и эмоционально не вредить полученной отметке. Учитель обязан лаконично, но достаточно понятно для ученика проанализировать трудности, которые еще тот не преодолел, объяснить, к чему это приводит, нацелить на положительный результат. Учитель должен помнить, что неудовлетворительная отметка негативно влияет на обучение, создает тревожное состояние у ученика, недовольство собой и отрицательно сказывается на интересе к изучаемому предмету. Исследования психологов показывают, что отрицательные эмоции, порожденные оценкой, в одном случае мобилизуют силы, в другом дезорганизуют их.