Начинаем говорить, играя
Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.
Звуки и руки
Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.
Играем в мячик
Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.
«Будильник»
Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.
«Поезд»
Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.
«Кап-кап-кап»
Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.
«Пузыри»
Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б»–«п», «в»–«ф», «т»–«д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.
«Говорящий мячик»
Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных), а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА, КИ-СА и т. д.
«Чудесный шкафчик»
Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.
«Буль-буль»
Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».
«Шарик»
Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая: «Ух! Ух! Ух!».
«Цап-цап»
Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш хорошо освоит игру.
Еще один совет: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.
Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!
Правило №1: понятно!
Первое из них гласит: начинайте развивать речь своего ребенка, исходя из уже имеющихся его навыков. Это на самом деле очень важный момент!
«Повторяй за мной»
Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Этого достаточно для обучения самым первым словам. Перед началом игры подберите те слоги или звуки, которые малыш уже достаточно хорошо произносит.
- Возьмем, например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи». Приготовьте игрушки, вещества, предметы, названия которых содержат этот слог. Подойдут песок, игрушечный пират, пижамка, пистолетик, детское пианино, яркая пирамидка.
- Сядьте поудобней, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Дайте ему немного воды и сразу же уберите бутылочку.
- «Посмотри, кто это пришел? Мишка. А у мишки есть пижама.Пи-жа-ма.Скажи вместе с мамой: «Пижама».
- «Ой! Что за инструмент? — и нажмите при этом пальчиком крохи на клавишу детского пианино. — Пианино, пианино, давай повторим!».
«Колыбельная»
Упражнение помогает малышу произносить звук«а-а-а».Эту игру хорошо проводить вечером. Помимо успокаивающего воздействия она стимулирует первые голосовые реакции. Включите медленную колыбельную, лучше всего знакомую малышу, и нараспев пойте звук «а»,«а-а-а»(на разных высотах).
Побуждайте ребенка к произнесению звука «а»
Ваше лицо должно выражать эмоции, привлекать внимание к вашей артикуляции. Попросите ребенка спеть для вас
Используйте его любимую игрушку: мишку или же куклу и пойте вместе с ним этот же звук«а-а-а».Пусть названия подобранных игрушек или их имена начинаются именно со звука «а».
«Моя энциклопедия»
Игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также служит развитию артикуляции звуков.
Заранее подберите картинки (они должны быть достаточно крупные, четкие, яркие и желательно одинакового размера) по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т. д. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями.
Посадите малыша напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать свое лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо.
Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок при произнесении каждого нового слова
Вы должны достаточно выразительно артикулировать, чтобы привлекать внимание малыша и к себе, и к картинкам. В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему
Черезкакое-товремя возвращайтесь для повтора уже пройденных тем.
«Первая галерея»
Стимулирует первые голосовые реакции ребенка. Вам понадобятся яркие иллюстрации — изображения животных формата А4.
- Для начала подготовьте3—4 картинкии повесьте их на стену детской комнаты. Для последующих игр картинки либо меняются, либо добавляются. Вывешивать их надо на уровне глаз ребенка.
- Включите приятную музыку. Если вы повесили, например, изображения уточки, котенка, петушка и курочки, то можно нараспев произнести следующий текст: «Наши уточки с утра — крякря-кря, а котик замурлыкал — мяу-мяу-мяу, петушок проснулся и кричит —ку-каре-ку,курочки кудахчут —ко-ко-ко».
- Для игры хорошо бы приготовить указку, так будет удобнее. Произносите слова и показывайте на соответствующую картинку.
Что будем развивать?
Для детей 4–5 лет важными являются несколько аспектов речевого развития, которые напрямую зависят от уровня их общего развития и состояния, а также достигнутых ими речевых навыков.
Активный словарь.
Сейчас кроме существительных и глаголов речь дошкольников отличается присутствием наречий с признаками времени и пространства (скоро, сейчас, около, вокруг). Появляется понятие ступеней обобщения (мышь – грызун – животное). Дети знают животных, их детенышей, части предметов (колесо машины, полка шкафа, ножка стула).
Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью.
Грамматический строй речи.
Дети этого возраста активно занимаются словообразованием. Начинают пользоваться суффиксами, обозначающими человека по его профессии. Сейчас ребенок образует формы слов по похожему образцу, используя те же грамматические признаки. Иногда это может получаться неправильно: больно – больнее, звонко – «звончее». В речи малышей остается все меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов. Но если ошибка допущена, после подсказки взрослого ребенок быстро усваивает правильный вариант: пол – полы, озеро – «озеры» – озёра.
Овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок.
Связная речь.
После 4 лет у детей кроме ситуативной развивается контекстная речь. Еще возможны непоследовательное изложение событий и пересказ с помощью вопросов или подсказок взрослых. К 5 годам без дополнительной помощи ребенок может составить связный пересказ из нескольких десятков предложений, причем в их числе уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. В этом возрасте формируется внутренняя, планирующая функция речи – она становится средством планирования и регуляции внутреннего поведения ребенка.
С этого времени речь постепенно превращается в полноценный рассказ. Кроме того, ребенок все активнее пользуется коммуникативной функцией речи – использует ее для разнообразного общения с окружающими. Он может переспрашивать, возражать, уточнять, аргументированно отвечать на вопросы.
Освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребенка.
Речевой (фонематический) слух.
Дети этой возрастной группы различают звуки разной артикуляции (например, и ), отмечают ошибки произношения не только у окружающих, но и у самих себя. Изменяют интонацию, тембр голоса при выразительном пересказе. Могут отличать гласные звуки от согласных, твердые от мягких, шипящие от свистящих. Способны не только определить, есть ли конкретный звук в слове, но и где именно он находится (в начале, середине, конце слова).
Развитие фонематического слуха позволяет произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме.
Произношение.
В норме к концу 5-го года у дошкольника должны исчезнуть все неточности и трудности звукоизвлечения. Возможно, ребенок будет произносить средние звуки между и , и , если овладел ими недавно. Иногда дети в этом возрасте не выговаривают . В 5 лет эта проблема уже требует коррекции логопеда.
Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто
Над этим и важно работать, вовлекая ребенка в различные лингвистические игры
Артикуляционные упражнения по развитию речи
Детские органы артикуляции (язык, губы, зубы) еще недостаточно развиты, чтобы ребенок мог полноценно разговаривать (осуществлять речевой акт). Для этого требуются окрепшие мелкие мышцы, которые нельзя путать с крупными мышцами, развивающимися за счет жевания, глотания или сосания. Их укрепляет артикуляционная гимнастика как совокупность упражнений для органов речи, помогающая подготовиться к нагрузке во время разговора. Обычно она проводится дважды в день (с утра и после дневного сна), сидя перед зеркалом.
В языковые игры малыши как правило играют с огромным удовольствием. Начните занятие, расположившись вместе с ребенком поудобнее перед зеркалом. Выполняйте самые разные движения губами и языком, а малыша попросите повторять за вами. Свои гримасы сопровождайте небольшими историями. Такая зарядка для рта поможет совершенствовать малышу свою речь.
Кроме того, вы можете использовать специальные детские артикуляционные упражнения, статические и динамические. Достаточно будет 2-3-х продолжительностью около 5 минут.
Учим детей рассказывать по сюжетным картинкам.
Дорогие друзья! Если Вы решили заниматься с малышом по рекомендациям сайта «Родная тропинка», значит, Вы хотите, чтобы он вырос здоровым, крепким, самостоятельным, жизнерадостным, умным. Я с радостью помогу Вам в этом и поделюсь своим опытом обучения дошкольников родному языку. Занятия по картинкам из этой статьи научат ребенка говорить точно и выразительно, сочинять веселые и поучительные истории и загадки, рассуждать, сравнивать, устанавливать причину и следствие событий, делать выводы, различать звуки родного языка.
В эту статью вошел мой собственный авторский опыт проведения игр и занятий с малышами по моей же книжке «Аппчхи, будь здоров!», выпущенной издательством «Карапуз». Я постаралась в этой статье рассказать о том, как сделать занятия по книжке более интересными и занимательными для детишек, дополнила и уточнила рекомендации по их проведению. То, что Вы найдете ниже – это вариант игр и занятий, апробированный с десятками малышей от 4 до 6 лет. Это вариант занятий специально отобран мной из многих других как самый результативный и самый интересный для детей и взрослых, радостный и веселый!
Когда врач поставил «ЗПР»
Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.
Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:
- ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
- ЗПРР – задержка психоречевого развития (рекомендуем прочитать: хорошие чистоговорки для развития речи). В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
- ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.
При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.
Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.
Работа над речью через изучение алфавита
Дети в возрасте до 10 месяцев имеют способность запоминать буквы алфавита. Казалось бы, это не совсем логично, что дети понимают его, когда в месяц начинают гулить. Однако если вы проанализируете уникальные преимущества алфавита, успех в его понимании детьми становится понятен.
В русском алфавите 33 буквы, каждая из которых предлагает вашему малышу поэкспериментировать с упрощёнными звуками. К примеру, гласные содержат только один звук, в то время как короткое слово, состоящее из трёх букв, содержит уже три звука.
Хоть и шаги к достижению понимания алфавита маленькие, зато награда за это большая. Такое обучение влияет на малыша с разных сторон, хоть мы часто этого просто не осознаём. Естественно, это достижение способно поднять самооценку ребёнка и развить чувство самоуважения, положительно повлиять на развитие речи у детей
Важно ещё и то, что из-за этого не пропадает интерес, и развивается способность сосредоточиваться на уроке, как и то, что развивается чувство доверия к вам. Вы тот человек, который начал этот урок, и вы же объясните малышу, что у него всё получится
Ребёнок будет доверять вам.
И, наконец, самое большое преимущество алфавита заключается в том, что урок продолжается даже тогда, когда вы уже закончили. Буквы окружают ребёнка везде, раньше он их просто не замечал. И вдруг надписи на игрушках или на экране телевизора превращаются в возможности попрактиковаться в изучаемом вопросе. Такой урок может быть бесконечным.
Помощь логопеда: когда пора?
Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: уроки быстрого чтения для детей в домашних условиях
Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.
Черты возраста
После 4 лет дети умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными или шипящими (однако к концу пятого года в норме все звуки становятся на место). Огромная роль в этом принадлежит родителям, их способности создать вокруг ребенка правильную, активную речевую среду и благоприятную обстановку в семье.
Речь малышей младшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями:
- дети могут назвать имена, отчества, фамилию всех членов своей семьи, адрес проживания;
- владеют 3000–4000 слов, активно их используют;
- умеют ориентироваться во времени суток, пространстве вокруг себя;
- знают названия и последовательность времен года;
- знают все основные геометрические фигуры, счет до пяти;
- употребляют вежливые слова;
- могут идентифицировать свое самочувствие, настроение;
- умеют полно отвечать на вопросы, задавать их собеседнику;
- делают достаточно подробный пересказ, составляют рассказы на заданную тему, придумывают конец обозначенной истории;
- могут описывать предметы, определять предмет только по описанию;
- строят фразы из 6–8 слов;
- используют повелительное наклонение, множественное число;
- употребляют синонимы и антонимы,
- правильно употребляют прилагательные, наречия, предлоги;
- согласовывают слова в предложении по роду, числу, падежу;
- определяют отличительные признаки предметов;
- знают разные профессии и их суть;
- могут без проблем пересказать услышанное, увиденное;
- знают наизусть стихи, скороговорки, забавные потешки.
Как их можно использовать?
Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят
Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры
Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.
Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.
Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.
Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.
Правила для логопедических занятий дома
Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:
Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи
Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными
Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.
Варианты игр с карточками
Чтобы не было скучно и однообразно, мы каждый день играем по-разному. Вот некоторые примеры:
- Карточки в руке у мамы веером. Малыш выбирает любую карточку, переворачивает ее и пытается озвучить.
- Карточки лежат в стопочке рубашкой вверх. Малыш берет только по одной верхней карточке, переворачивает ее и называет (или не называет).
- Карточки рубашкой вверх все смешиваются в кучку, ребенок берет какую захочет, но только по одной.
- Держу карточки в своей руке. Ребенку нужно выполнить какое-либо действие, чтобы карточку можно было взять. Например, нажать как-будто бы на кнопку, дернуть маму за пальчик и пр.
- Прячу по одной карточке в каждую руку и предлагаю ребенку выбрать в какой руке.
- Использую мягкую игрушку, которая предлагает взять карточку.
Пальчиковые игры
Какие игры на развитие речи с ребенком без пальчиковых игр!
Проводятся они за столом и задействованы в основном только руки. Ребенок подражает и имитирует те или иные действия, конечно показывает и помогает мама.
Такие игры довольно эффективны и проверены не одним десятилетием.
Более подробно о пальчиковых играх для детей до трех лет я писала в этой статье.
Так же отлично расширяют кругозор и дополняют пассивный словарь малыша карточки Домана, здесь можно их скачать и ознакомиться с методикой автора.
Так как развитие речи происходит через игру, то мы играем в театр.
Есть много разных видов детского театра. Я остановилась на таком:
Театр теней 2+
Есть еще пальчиковый театр, где на пальчики надеваются герои-персонажи и обыгрывается сказка. Но такой театр мы не практиковали, все не дошли у меня руки.
Больше нам по душе пришелся театр теней. Сделать его можно очень быстро и просто из обычной коробки и листа бумаги.
Посмотрите короткий видео ролик и все станет понятнее:
Обучение дошкольников работе с серией картинок
На данном этапе последовательность обучения следующая:
- выкладывание картинки в одну линию слева направо;
- нахождение главных персонажей и общие предметы и явления на всех картинках;
- определение места действия на каждой картине и установление связи на основе анализа местоположения героев и предметов;
- определение время событий на каждой картинке (время года, время суток);
- выделение сквозных персонажей, называние их действий и подведение к мысли о целях их действий (зачем делает?);
- установление последовательность действий (что сначала, а что потом?);
- составление связного рассказа с опорой на выложенную серию.
Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ
Если рассказ ребенка отрывистый, скудный, беден на предлоги и прилагательные, без использования ярких образных оборотов, помогите ему.
Можно использовать наводящие вопросы:
- сколько героев на картинке?
- как он/они выглядят? Во что одеты, какое у него/у них настроение?
- чем он/они заняты?
- какое время суток, время года на картинке?
- Понравилась ли тебе картинка? А герой — хороший или плохой? Ты бы с ним/ними подружился?
Далее ребенок повторяет попытку составления рассказа по тем же карточкам (если не устал). Не беда, если получается пересказ: он тоже обогащает речь новыми словами и оборотами, тренирует память и звуки.
Конечно, составление рассказа — деятельность более сложная чем пересказ, и развивать навык составления рассказа в режиме монолога перед школой следует обязательно.
Возрастные этапы обучения рассказыванию
Младший возраст
(обогащается словарь, формируется внимание к отдельным деталям картины, совершенствуется умение отвечать на вопросы по их содержанию).
Средний возраст. Обучение с опорой на вопросы логопеда, а затем по образцу.
Старший возраст
Самостоятельное составление рассказа, помощь взрослого в придумывании начала и концовки повествования.
Подготовительная группа. Самостоятельное описание каждой картины из серии, после чего высказывания ребенка объединяются в единый сюжет.
Детям в дошкольном возрасте оптимально предлагать серию картин сначала из 6-8 кадров, а затем из 3-4 кадров.
Задания для развития речи в картинках для дошкольников средней группы
Развитие речи ребёнка-дошкольника – один из важных факторов его успешного интеллектуального развития. Если ребёнок хорошо говорит, у него обычно нет проблем в общении со сверстниками, он хорошо усваивает материал на занятиях, правильно отвечает на вопросы, умеет выражать свои мысли.
Хорошо, если с ребёнком проводятся специальные занятия по развитию речи. Они сделают речь малыша более чёткой, правильной, выразительной, обогатят его словарный запас, разовьют связную речь.
При помощи этих заданий вы сможете не только развивать речь ребёнка, но и проверить уровень развития речи вашего малыша.
Упражнение №1
Назови предметы. Чётко и правильно произнеси все звуки.
Упражнение №2
Назови предметы. Чётко и правильно произнеси все звуки.
Какой предмет в каждом ряду лишний? Обрати внимание на последние звуки
Упражнение №3
Повтори предложения. Чётко произнеси все слова.
Упражнение №4
Рассмотри картинку. Ответь на следующие вопросы.
— Кто нарисован на картинке?
— Где сидит бабочка?
— Где летит птичка?
— Где растёт цветок?
— Где сидит улитка?
— Где ползёт гусеница?
Упражнение №5
Измени слова по образцу.
Упражнение №6
Что нарисовано на картинке? Составь рассказ
Упражнение №7
Рассмотри картинки. Расскажи, что на них изображено. Дай названия картинкам.
Упражнение №8
Рассмотри картинки. Чем они отличаются? Расскажи.
Упражнение №9
Расскажи как можно больше про каждый предмет.
Упражнение №10
Составь рассказ про девочку и куклу. Дай название своему рассказу.
Упражнение №11
Посмотри на картинки и назови сказки, к которым они нарисованы. О чём эти сказки?
Упражнение №12
Найди слова с противоположным значением. (Прочитайте ребёнку слова)
Упражнение №13
Сравни предметы между собой. Назови признаки сходства и различия между ними.
Упражнение №14
Послушай русские народные песенки-потешки. Ответь на вопросы.
— Кисонька-мурлысенька,
Где ты была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурлысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурлысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурлысенька,
С кем прянички ела?
— Одна
— Не ешь одна! Не ешь одна!
(Где была кошка? Что она там делала? Что пекла кошка? С кем она ела пряники?)
— Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка,
Зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи, пи-пи-пи!
(Куда пошла курочка? Зачем она пошла? Кто будет пить воду?)
Упражнение №15
Составь рассказ по картинкам.
Занятия для четкой речи
Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.
Артикуляционная гимнастика
- Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
- Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
- Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
- Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.
Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.
Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:
- Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
- Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
- Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
- Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
- Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
- Рычим как мишки: «Ррррр!»
- Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».
К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения – это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.
Занятия в детском саду
В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:
- Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
- Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда дети начинают при правильном развитии разговаривать?
Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.
Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:
- Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
- Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
- Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.
Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.
Помните, что большинство проблем решаемо. Главное – не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.