Начало литературной карьеры
После двадцати лет работы у Кольбера в 1683 году Перро ушёл в отставку. Отставка от государственной службы знаменовала начало его величайшей литературной деятельности. Он написал и опубликовал несколько стихотворений и других литературных произведений, большинство из которых теперь забыты. Между 1691 и 1697 годами он сочинил свои бессмертные:
- Истории о смерти (Истории или сказки из прошлого времени);
- Сказки в стихах.
Удивительно, что Перро стеснялся своих сказок. Он отказался публиковать сказки от его имени, поэтому они были опубликованы под псевдонимом П. Дарманкур. Чтобы сохранить тайну, Перро зашёл так далеко, что отказался от своего обычного издателя Койнарда.
Биография Шарля Перро
Шарль Перро родился 12 января в 1628 г. в Париже. Он рос в многодетной интеллигентной семье и был последним из 6 детей у своих родителей. Интересен факт, что у Шарля был брат близнец, который умер через несколько месяцев после рождения.
Отец Шарля, Пьер, работал парламентским судьей, а мать Пакетт Леклеркуже, занималась воспитанием детей и ухаживала за хозяйством.
Стоит заметить, что она была образованной и мудрой женщиной. Именно мать с ранних лет обучала детей грамоте и прививала им любовь к книгам.
Детство и юность
Когда Шарлю Перро исполнилось 8 лет, его отправили учиться в колледж Бовэ. Вскоре, у него начали возникать проблемы с учителями, с которыми он часто спорил, отстаивая свою точку зрения.
В результате Шарль бросил колледж и решил самостоятельно изучать разные науки. Таким образом ему удалось выучить греческий и латинский языки, а также перечитать множество классической литературы.
В 1651 г. юноша получил диплом юриста, после чего какое-то время проработал адвокатом. Однако правовые дела не очень интересовали Перро, поэтому он решил сменить род деятельности.
В итоге он начал работать у своего брата Клода, который был архитектором. Впоследствии будущий писатель станет членом французской Академии наук и примет участие в строительстве Луврского дворца.
После этого Шарль Перро 10 лет работал приказчиком у своего брата Пьера, который был сборщиком налогов. Параллельно с этим Шарль продолжал читать книги, с жадностью поглощая новые знания.
Благодаря этому о Шарле начали говорить, как о мудром и образованном человеке
Вскоре на него обратил внимание Жан-Батист Кольбер, работавший министром финансов у Людовика XIV
Именно он помог Перро занять пост секретаря. Одновременно с этим, будущий писатель являлся советником Кольбера по вопросам культуры.
Позже карьера Шарля Перро начала стремительно расти вверх. Он стал членом Комитета литераторов, отвечал за производство гобеленов и принимал активное участие в постройке Версаля и Лувра.
В 1671 г. в биографии Шарля Перро произошло знаковое событие. Он был избран членом Академии Франции. На тот период он являлся одним из самых известных людей в стране с довольно солидным состоянием.
Биография писателя
Перро родился в Париже в 1628 году в семье богатого адвоката. В возрасте девяти лет его отправили в дневную школу Коллеж де Бове. Несмотря на то что он всегда был первым в своём классе, школьная карьера закончилась преждевременно, когда он поссорился со своим учителем, дискутируя с ним о философии. Молодой Перро ушёл из школы, чтобы никогда не вернуться! Но он не остался в одиночестве. Один из его друзей, мальчик по имени Беурайн, поддержал его и ушёл из школы вместе с ним. В течение следующих четырёх лет оба мальчика учились вместе и остались друзьями на протяжении всей жизни.
В 1651 году Шарль получил степень в Университете Орлеана. Он перепробовал многие профессии, включая медицину, теологию и право. Затем он устроился на работу в офис своего брата Пьера, который тогда был главным комиссаром налогов. Работы было мало, и он читал книги из обширной библиотеки брата.
Позже он вернулся к написанию стихов, которые очень любил в детстве. Его стихи, издававшиеся анонимно, мгновенно становились популярными настолько, что один известный поэт даже присвоил себе авторство некоторых из них. Тогда Перро счёл необходимым раскрыть своё авторство. Но когда узнал, что поэт использовал его стихи, чтобы произвести впечатление на юную леди, он простил мошенничество.
Позже Перро обратил внимание на архитектуру. В 1657 году он составил проект дома для своего брата и руководил его строительством. Французский министр Кольбер был настолько впечатлён работой Шарля, что взял его в управление строительством королевских зданий и назначил ответственным за Версаль, который был тогда в процессе строительства
Французский министр Кольбер был настолько впечатлён работой Шарля, что взял его в управление строительством королевских зданий и назначил ответственным за Версаль, который был тогда в процессе строительства.
Перро с энтузиазмом взялся за эту работу, но продолжал заниматься и другими делами: он писал оды в честь короля, планировал проекты и даже находил время для поощрения музыкантов и поддержки композитора Жана-Батиста Люлли. Он также работал со своим братом Клодом над основанием Академии наук.
Во второй половине XVII века между французскими писателями возник спор о преимуществах современных писателей по сравнению с писателями древности. Шарль Перро сыграл важную роль в этом споре, выступая против жанра и тематических ограничений классической литературы.
Юношеская привычка к самостоятельному мышлению втянула его в этот самый известный литературный спор той эпохи. В одном из своих стихов Перро похвалил писателей своего возраста, но унизил авторов древней классики. Это привело к огромному скандалу с писателями, поспешившими напасть на Перро, который защищался хорошим юмором и опубликовал свою защиту в четырёх томах «Le Parallèle des Anciens et des Modernes» (Параллель древних и современности). Этот труд был опубликован в 1688—1696 годах. Шарль испытывал большую гордость за эту сухую и скучную работу, которая теперь совершенно забыта.
История создания персонажа
Сказка о приключениях девочки, которая встретила волка, существует очень давно. Такой сюжет передавали из уст в уста жители средневековых Италии и Франции. В Центральной Европе эта история была распространена с XIV века и пользовалась невиданной популярностью. Причем в разных странах содержимое корзинки маленькой девочки варьировалось. Так, на севере Италии девочка шла к бабушке со свежими рыбами, в швейцарских сказаниях — с молодым сыром, во Франции в корзиночке внучки — пирожки и масло.
Сюжет представлял собой следующее: мать просит маленькую дочь навестить бабушку, живущую на другом краю леса. Девочка должна отнести для родственницы угощение. В лесу героиня сталкивается с серым волком (в некоторых вариантах сказки — с оборотнем или огром). Будучи доверчивой, внучка рассказывает незнакомцу, куда направляется. Тогда в голове волка зреет план — персонаж спешит в дом бабушки.
Серый злодей убивает несчастную женщину и готовит из нее ужин, а кровь старушки служит основой для напитка. Между делом волк переодевается в костюм погибшей, ложится на кровать и ждет ничего не подозревающую внучку. Когда девочка заходит в дом, волк любезно предлагает ей отведать ароматный обед. Кошка, видевшая происходящее ранее собственными глазами, пытается предупредить главную героиню, но антагонист кидает в животное деревянные башмаки и убивает.
Далее волк предлагает наивной девочке раздеться и лечь с ним в кровать. Внучка исполняет эту просьбу, бросая свою одежду в камин. Далее следуют вопросы малышки, почему «бабушка» выглядит так странно. Волк набрасывается на ребенка и заживо съедает свою жертву. В некоторых (редких) вариантах девочке удается сбежать.
В XVII французский писатель Шарль Перро решил переработать эту народную сказку. Так как сказочник ориентировался на детскую аудиторию, то исключил из оригинального повествования каннибализм, а также убрал сюжетную линию, связанную с убийством кошки. Автор одел безымянную девочку в алый чепчик-компаньонку и назвал именем Красная Шапочка. Такой чепец во время написания произведения уже вышел из моды в городах, но еще был популярен среди деревенских жительниц.
Свой вариант сказки Шарль Перро создал в стихотворном стиле, а также снабдил текст моралью, выражающей главную мысль сюжета и суть сказки — маленькая девочка, нарушающая правила поведения, горько расплачивается за свое легкомыслие. Впервые сочинение французского классика было опубликовано в 1697 году — Перро включил эту рукопись в сборник «Сказки матушки Гусыни».
В начале XIX столетия немецкие сказочники, братья Вильгельм и Якоб Гримм, предложили детской аудитории новое литературное переложение сюжета. Сказочники убрали мотивы о взаимоотношении полов, которые отражала сказка Шарля Перро, и наделили историю счастливым концом: дровосеки, проходившие мимо, услышали шум, ворвались в дом и разрезали волку живот ножницами, освободив и бабушку, и внучку.
Литературоведы отмечают, что такая линия могла быть заимствована у другой детской книги под названием «Волк и семеро козлят», а также из пьесы немецкого романтика Людвига Тика «Жизнь и смерть Красной Шапочки», созданной в 1800 году. В новой интерпретации братьев Гримм героиня нарушает не приличия, а наказ матери, которая предупреждала дочь, что нельзя общаться с незнакомцами и сворачивать с прямой дороги.
В России переводом сюжета занимался литературовед Петр Полевой, который постарался сохранить оригинальный смысл, созданный братьями Гримм. Особую популярность обрела литературная обработка сюжета, сделанная русским классиком Иваном Тургеневым. Также существуют переводы и других авторов. В разное время картинки к сказке были сделаны известными художниками.
История французских сказок
Во Франции XVII столетия господствующим направлением в искусстве был классицизм. В том числе и в литературе. Произведения античных авторов считались образцом для подражания. Во времена короля Франции Людовика XIV в искусстве процветал культ античности.
Мифологические сюжеты и герои древних историй преобладали в творчестве живописцев и поэтов. Они прославляли торжество разума и долга над чувствами и, конечно, воспевали власть монарха, якобы объединяющего все силы нации. Вскоре интересы буржуазии пришли в противоречие с интересами облеченного властью монарха, и оппозиционные настроения усилились по всей территории Франции.
Настроение общества, естественно, отразилось и в искусстве. В среде французских литераторов завязался спор о превосходстве античных и современных авторов. Немногочисленные противники классицизма утверждали, что писать прекрасные произведения можно и без подражания древним авторам. К тому же новые авторы превосходят античных уже тем, что они обладают лучшими знаниями и кругозором.
В числе инициаторов этого исторического спора о необходимости перемен был и Шарль Перро – королевский чиновник и член Французской академии. В своем произведении «Сравнение древних и новых авторов» он призывал авторов отображать современную жизнь, черпать образы и сюжеты из окружающей действительности, а не из античной литературы.
Краткая биография Шарля Перро самое главное
Шарль Перро – французский поэт и критик эпохи классицизма (стиль и направление европейской культуры семнадцатого – восемнадцатого веков).
Шарль Перро – родился 12 января 1628г, стал выходцем из семьи Пьера Перро и Пакетт Леклерк. Его отец занимал должность судьи Парижского парламента, к сожалению, о матери ничего не известно. Шарль Перро был младшим ребёнком в семье из шестерых детей. Их воспитанием была занята мать, но отец, несмотря на свою занятость пытался уделять как можно больше внимания своим детям.
В 8 лет Шарль начал свое обучение в колледже Бове. Его семья отличалась демократическим воспитанием, в связи с чем умели отстаивать свою точку зрения. Но в школе это не ценилось и жестко наказывалось сечением розгами. Но дети из семьи Перро за всё время обучения ни разу не были наказаны, что было очень странно для того времени.
Три года, столько им понадобилось, чтобы идеально изучить латинский и греческий языки, а также, изучили историю Франции и её словесность.
В возрасте 23 лет Шарль стал юристом, в следствии чего стал адвокатом, правда, вскоре ему осточертела эта работа и он стал, как большинство людей в те времена, обычным служащим. Он сочинял стихотворения. И первым текстом, которое он считал достойным была пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска», появившаяся на полках магазинов в 1652 году.
В 1663 году Шарль, при помощи Жана Коль Берна, стал секретарем Академии надписи и изящной словесности.
Важно
Шарль уделял всё время своей карьере писателя, поэтому вступил в брак в 44 года. Его возлюбленной стала молодая девушка, Мари Гашён. Брак был счастливым, Шарль стал отцом троих сыновей и одной дочери. К сожалению, в возрасте 25 лет Мари умерла.
В 1683 году погиб Коль Берн, вследствие чего на голову Шарля прекратили «падать» все привилегии, которые он ему предоставлял.
В 1685 году Шарль Перро написал свою первую сказку «Гизель», которая стала историей обычной пастушки Гизель, что стала принцессой. Эта сказка стала началом в «Эре сказочника Перро». В 1697 году в продажу поступила книга «Сказки матушки Гусыни, или истории и сказки былых времен с поучениями».
Она содержала в себе девять сказок, которые как утверждал сам Перро были переизданием народных сказок Франции, что он запоминал в детстве из колыбельных матери. Многие критики осудили Перро из-за этого.
Но и заметили то, что народные сказки обрели более красочный сюжет и привязку к реальным местам: «Спящая Красавица» – Версаль; «Золушка» – Франция тех времён, стиль одежды, люди.
Несмотря на популярность Перро подписывал свою книгу под именем Пьера де Арманкура. Он боялся этой популярности, поэтому и прибег к такому решению. Однако, его секрет вскоре раскрыли и осудили. Эта популярность счастья Перро не принесла.
Перро умер в 1703 году, в своем замке Розье. Причиной смерти стала смерть его сына, после пребывания вышеупомянутого на фронте.
2, 4 класс для детей и школьников. ранние годы
Биография Шарля Перро о главном
Шарль Перро был рожден зимой 1628 года. Его Родиной была Франция. Семья мальчика жила в Париже. Отец был судьей. В семье было шесть детей. Мальчик был младшим ребенком. Сначала учила его мама чтению и письму. Мальчик учился в колледже, как-то раз он не согласился с учителем и был выгнан с урока. С мальчиком ушел его друг.
Два ребенка бросили колледж. Они занялись самообразованием. Мальчики изучали историю, литературу и языки. Потом Шарль брал уроки и стал юристом, он недолго работал адвокатом. После этого Шарль пошел работать к брату, который был архитектором. Через несколько лет молодой человек стал секретарем новой Академии.
Он принял участие в создании словаря.
Первым известным сочинением Шарля стала поэма. Также молодой человек сочинял оды и сонеты. Он славился не только как поэт, но и как литературный критик.
Совет
Писатели того времени были уверены, что нужно подражать античной литературе, она являлась для них идеалом. Но Шарль был не согласен. Он считал, что искусство должно непрерывно развиваться как наука.
Шарль писал научные труды. Он издал несколько книг, в которых отстаивал свои идеи.
Писатель женился в 44 года. У супругов было трое сыновей и дочка. Жена скончалась рано, в возрасте 25 лет.
Писатель сочинил сборник детских произведений, который состоял из восьми сказок. Семь из них являлись литературными обработками народных сказок, а одна была придумана самим писателем. Благодаря этой книге Шарль стал популярным и известным.
Книга писателя повлияла на развитие сказок по всему миру.
Талантливый писатель скончался весной 1703 года.
2 класс, 4 класс для детей и школьников. ранние годы
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
Для детей ли писал сказки Шарль Перро?
Очень интересные факты сказочной истории
Сборник «Сказки Матушки Гусыни» вовсе не предназначался для детей, он был написан в первую очередь для взрослых и имел взрослый подтекст. Каждая сказка Шарля Перро заканчивалась нравоучением в стихах. Давайте рассмотрим, какие же уроки закладывались в некоторые сказки.
Красная Шапочка
Например, сейчас многие сказкотерапевты спорят о сказке про Красную Шапочку и заложенных в ней смыслах. А ведь смысл раскрыл сам Шарль Перро в своем стихотворном послесловии к сказке. Вот оно:
Детишкам маленьким не без причин (А уж особенно девицам, Красавицам и баловницам), В пути встречая всяческих мужчин, Нельзя речей коварных слушать, — Иначе волк их может скушать. Сказал я: волк! Волков не счесть, Но между ними есть иные Плуты, настолько продувные, Что, сладко источая лесть, Девичью охраняют честь, Сопутствуют до дома их прогулкам, Проводят их бай-бай по темным закоулкам… Но волк, увы, чем кажется скромней, Тем он всегда лукавей и страшней!
В сказке Шарля Перро охотники не приходят и не спасают Красную Шапочку и ее бабушку! Охотников вообще нет в сюжете его сказки. А в народной сказке и в этом же сюжете у братьев Гримм охотники существуют и спасают Шапочку и ее бабушку.
Почему такая разница в сюжете сказки? Она объясняется очень просто. Шарль Перро писал сказку для взрослых легкомысленных девушек, желая их предостеречь, а вовсе не для детей! Сказка предназначалась дамам светских салонов – «особенно девицам стройным и прекрасным» и должна была предостеречь наивных девушек от коварных обольстителей.
Шарль Перро был убежден, что трагедии в сказке необходимы для обучения жизни (сказка – урок жизни) и поэтому и бы так беспощаден к любимой нами Красной Шапочке. Ведь жизнь тоже может быть беспощадной к «девице».
Синяя Борода
Еще одна известная всем нам сказка Шарля Перро – сказка «Синяя борода». Как Вы думаете, в чем была задумана мораль этой сказки? Перро осуждал злого мужа по имени Синяя Борода? Вовсе нет! Интересно, что в морали к этой сказке автор говорит не о злодее – муже Синей Бороде, а о… пагубности женского любопытства!
Вот как звучит мораль сказки:
Забавна женская к нескромным тайнам страсть; Известно ведь – что дорого досталось, Утратит вмиг и вкус, и сласть.
Кот в сапогах
А мораль сказки «Кот в сапогах» словами Шарля Перро звучала так:
И если мельников сынишка может Принцессы сердце потревожить, И смотрит на него она едва жива, То значит молодость и радость И без наследства будут в сладость, И сердце любит, и кружится голова.
Значит, ни жизнь, ни сказка невозможны без любви! Будет любовь – будет и молодость, и радость даже без наследства! Вот такой интересный завет от Шарля Перро.
Спящая красавица
Послесловие с нравоучением к сказке «Спящая красавица» звучало так:
Немножко обождать, чтоб подвернулся муж, Красавец и богач к тому ж, Вполне возможно и понятно. Но сотню долгих лет, в постели лежа, ждать Для дам настолько неприятно, Что ни одна не сможет спать. Пожалуй, выведем второе поученье: Нередко звенья уз, что вяжет Гименей, Пока разрознены, и слаще, и нежней, Так обождать – удача, не мученье. Но нежный пол с таким огнем Твердит свой символ веры брачной, Что сеять ад сомнений в нем У нас не хватит злости мрачной.
Терпение, женское терпение как женская добродетель, которая будет вознаграждена – оказывается, вот что важно в этой сказке!
Каким был настоящий финал сказки «Красная Шапочка»
Павел Романютенко
Сказки полны жутких историй и приключений. «Красная Шапочка» не исключение. Та история, которую мы знаем в пересказе Шарля Перро, на самом деле не такая радостная. В отличие от наивной и доверчивой героини, которая не может отличить бабушку от волка, в большинстве старинных версий этой истории настоящую Красную Шапочку съедали живьем.
Задолго до того, как ее впервые записали, «Красная Шапочка» была народной сказкой, передававшейся из уст в уста на протяжении веков. Антрополог Джейми Теграни утверждает, Шарль Перро был не первым, кто зафиксировал этот сюжет. Историк Роберт Дарнтон объясняет, что большинство рассказов Перро почерпнул из устной традиции. Помогла ему в этом няня сына, рассказывавшая ребенку сказки.
История Красной Шапочки имеет глубокие корни и множество версий. Рассказ о девушке в красном, которая бродит по лесу и сталкивается с волком, восходит к одиннадцатому веку.
Даже после того как Перро сделал литературную обработку и издал сказку, устная традиция не умерла. Французы, бежавшие в Германию от религиозных войн, перенесли ее с собой.
От них сказка дошла до братьев Гримм, которые создали свою версию истории.
Одной из отличительных черт главной героини является ее красная шапочка — она появляется практически на каждой иллюстрации, созданной к этой истории за последние 200 лет.
Но в некоторых версиях сказки маленькая девочка вообще не носила красного головного убора. В одной из таких, рассказанной во Франции 17-ого и 18-ого века, героиня описана просто как «маленькая девочка».
В других вариантах упоминается капюшон, сделанный из золота. Красная шапочка не появляется только в 17 веке.
Деталь стала определяющей почти для всей истории. Психоаналитик Эрих Фромм утверждал, что красный капюшон является символом девичьего созревания, когда девочка становится девушкой. Рассказ превращается в урок нравственности для молодых особ, которые могут «сбиться с пути», подвергая риску свою честь. Волк, по версии Фромма, становится соблазнителем молодых девушек.
В 1690-х годах, когда Шарль Перро писал свою сказку, красный цвет ассоциировался с грехом. Многие фольклористы отмечают, что красный цвет часто был символом совершеннолетия девушки, связанным с началом менструации. Когда волк обманывает Красную Шапочку и съедает ее, смысл ясен: остерегайтесь хищников, которые хотят воспользоваться молодыми неопытными девушками.
Старые версии Красной Шапочки настолько ужасны, что мы не будем их все пересказывать. В большинстве случаев финал был такой: волк забегал в дом бабушки, убивал ее и готовил из нее вкусное блюдо. Когда приходила Шапочка, волк, притворившись бабушкой, уговаривал ее налить себе вина и перекусить. Некоторые исследователи находили в этом параллели с христианской Евхаристией.
В большинстве случаев Шапочка никогда не узнаёт волка. Возможно, у нее было плохое зрение. Главная же мораль сказки заключалась в том, что детей нужно предостеречь от реальной опасности. Чем страшнее сказка, тем больше уверенности в том, что ребенок не будет доверять незнакомцам.
Псссс..!! Теперь TravelAsk сравнивает цены с тысячи сайтов на авиабилеты, отели, аренду авто и многое другое! Попробовать
Обучение
Родители приложили все силы, чтобы дети получили достойное образование. Пока мальчики были маленькими, с ними занималась мама, учила их чтению и письму. Отец был очень занят на работе, но в свободное время всегда помогал жене. Братья Перро все учились в университетском колледже Бове, и папа иногда проверял их знания. Все мальчики отлично проявляли себя в учёбе, за весь период обучения не были пороты розгами, в то время это была большая редкость.
Когда Шарлю было 13 лет, его выгнали с урока за пререкание с преподавателем. Парень бросил учёбу, потому что во многом был не согласен с учителями.
Дальнейшее образование он получал самостоятельно со своим лучшим другом Борэном. За три года они сами выучили латынь, историю Франции, греческий язык и античную литературу. Позднее Шарль говорил, что все познания, которые пригодились ему в жизни, были получены именно в период самообучения с товарищем.
Достигнув совершеннолетия, Перро занимался правоведением с частным преподавателем. В 1651 году ему был выдан диплом юриста.
Это интересно: Биография и факты: Народная артистка России Римма Маркова
Первый сборник на русском языке
«Волшебные сказки» Перро были переведены на русский язык известным писателем И. С. Тургеневым и изданы в Санкт-Петербурге в 1867 году. Тургенев работал над переводом почти 2 года и, судя по его статьям, остался недоволен его качеством. Но, несмотря на это, его перевод уже сто с лишним лет считается одним из лучших. Особую прелесть первому изданию придали иллюстрации Густава Дорэ.
Еще раз перечислим сказки Шарля Перро. Полный список их выглядит так:
- «Гризельда» (1691);
- «Золушка» (1697);
- «Кот в сапогах» (1697);
- «Красная Шапочка» (1697);
- «Мальчик-с-пальчик» (1697);
- «Ослиная шкурка» (1694);
- «Рике с хохолком» (1697);
- «Синяя Борода» (1697);
- «Смешные желания» (1693);
- «Спящая красавица» (1696);
- «Феи» (1697).
Сборник имел оглушительный успех и был переведен на многие языки мира. По мотивам сказок создано немало музыкальных произведений, мультипликационных и художественных фильмов и даже шедевров классического балета.