Как писать сказку?
Вспомните детские сказки. В каждой из них есть добрый и злой герой. Сказки показывают две стороны: белую и черную. Поэтому сказка про гриб должна содержать в себе добро и зло. Отрицательным персонажем может быть и сам гриб, а может и кто-то, кто желает грибочку зла.
В начале расскажите что-то со спокойной сюжетной линией. «Жил-был, гулял, и однажды…» Затем смените повествование чем-то очень неожиданным, внезапным, что и станет началом интересных приключений.
Если ребенок не любит приключения, можно сделать сказку с элементами детектива или просто рассказ с какой-либо моралью в конце.
Окончание сказки можно оставить стандартным: «…и стали они жить поживать да добра наживать». Но если вы решились сделать сказку на современный лад, то не забывайте о победе добра над злом.
Игры для развития речи по лексической теме «Грибы». в старшей группе
Елена Головко
Игра «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Гриб – грибок
Игра «Один — много»
Цель: употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
Боровик — боровики — много боровиков
Сыроежка – сыроежки — много сыроежек.
Опенок – опята — много опят. И т. д.
Игра «Сложные слова»
Цель: упражнять в образовании сложных слов
Мух морит – мухомор;
сырыми едят – сыроежки;
под берёзой – подберёзовик;
под осиной – подосиновик
Игра «Скажи по-другому»
Цель: упражнять в образовании прилагательных от существительных
Суп из грибов — грибной суп.
Место, где растет много грибов— грибное место.
Пора, когда вырастает много грибов,— грибная пора.
Начинка из грибов — грибная начинка.
Пирог с грибами — грибной пирог /
Цель: формировать умение согласовывать числительные с существительными. Усложняем задание прилагательным (один белый гриб…., два крепких опёнка)
1 гриб, 3. , 5.
1 опенок, 3. , 5. И т. д.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: обогащение словаря антонимов
Старый гриб большой, а молодой -.
У боровика ножка толстая, а у подосиновика -.
Опята съедобные грибы, а мухоморы -. и т. д.
Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.
У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.
Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами.
У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая
Игра «Назови лишнее слово»
Цель: классификация предметов, закрепление обобщающих понятий
Воспитатель произносит цепочку слов, ребёнок должен выделить лишнее слово и назвать его
Опята, маслята, мухоморы, сыроежки (мухоморы);
лисичка, подберёзовик, малина, подосиновик (малина);
боровик, поганка, грузди, волнушки (поганка)
Игра «Исправь ошибки»
Цель: формировать умение согласовывать числительные один – одна, два – две с существительными
Под ёлкой растёт одна мухомор, две лисички, одна опёнок.
Грибник срезал одна груздь, два синявки, один лисичка
Игра «Отвечай – не зевай!»
Цель: учить связному монологическому высказыванию
Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)
Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.)
Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
Название гриба очень похоже на название домашнего животного. Какой это гриб? (Свинушка.) Почему его так называют? (Потому, что он в пятнах, «грязный, как свинушка».)
Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)
Цель: изменение существительных по падежам (употребление в Род. п.)
Росли на крепкой ножке, теперь лежат в лукошке
Хочется отдельно выделить загадки про грибы лисички и про белые грибы. Лисички очень чистые грибочки и никакие червячки в них не поселяются, а белый – это царь среди всех грибов, очень вкусный и питательный.
Загадки про грибы лисички
***
Растут на опушке
Рыжие подружки,
Их зовут …(Лисички)
***
Золотистые косички —
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.(Лисички)
***
Нас называют как зверей,
Которых нет в лесу хитрей,
Хотя мы сами – из грибов.
Так кто же мы, — сказать готов?(Лисички)
***
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.(Лисички)
***
Очень чистый, вкусный гриб —
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются…(Лисички)
***
Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат — для малых ежат.(Лисички)
***
Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички
Светло-желтые…(Лисички)
***
Где-то во лесочке,
Прямо под листочком,
Рыжий, озорной грибок,
Первым я увидеть смог.(Лисички)
***
Хитренькой лисичке
Грибочки не сестрички.
Но зовут их так же,
Цветом тем же даже.(Лисички)
***
Бегать вовсе не умеют,
Огоньком в траве желтеют,
Без хвостов они с сестричкой,
Хоть зовутся и… (Лисички)
***
Эти хитрые грибочки,
Прячутся от нас в листочках.
Светло-рыжие сестрички…
Как зовем мы их? …(Лисички)
***
Я нашла грибы в лесу.
Быстро маме отнесу.
Рыженького цвета
Нам привет от лета.
Очень любят их сестрички.
Называются …(Лисички)
***
Яркий, рыженький грибок
Я найти сегодня смог.
Словно дружные сестрички
Прячутся в траве…(Лисички)
Загадки про белые грибы
***
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три — и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.(Белый гриб)
***
Под сосной, в бору растёт,
На крепкой ножке доброхот.
Под толстой шляпкою сидит…
Как гриб зовут тот?(Боровик)
***
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый…(Боровик)
***
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый…(Боровик)
***
Ножка толстая как пень,
Шапка лихо набекрень,
Он не мал и не велик,
Гриб прекрасный …(Боровик)
***
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нем бурый колпачок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает.(Боровик)
***
Самый лучший гриб в лесу
Я в лукошечке несу —
Крепкий, не червивый,
Со шляпою красивой.
Догадаетесь Вы в миг,
Что в корзинке …(Боровик)
***
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!(Белый гриб)
***
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора — …(Боровик)
***
Из-под елок на пригорок
Вышел мальчик ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел,
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную.(Белый гриб — боровик)
***
Мне кажется, что я очень красивый,
На толстой ножке я стою.
Но вот грибник очень счастливый,
Возьмёт меня в тару свою.(Белый гриб)
***
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!(Белый гриб)
***
Этот – главный гриб в лесу.
В ельник я за ним пойду.
Он еще тропинки любит,
Ждёт, когда пройдут там люди.
Из него суп вкусный, светлый,
А зовут грибок тот…(Белый)
Каждый малыш знает, что грибочки состоят из шляпки и ножки, но что они могут быть съедобные и ядовитые, в этом дети разбираются довольно плохо. Все знания о грибах, полученные малышами из загадок обязательно пригодятся в будущем: и не только в школе, но и на прогулках по лесу, собирая съедобные, полезные грибы.
Приглашаю посмотреть и другие статьи про занимательные загадки для детей:Детям о цветах в загадкахЗагадки про веснуИнтересные загадки про птицЗагадки про животных для детейЧто растет в саду, на грядке? Загадки про овощи и фруктыЗагадки на логику с подвохомСмешные загадки с подвохом для детей и взрослых
И для настроения послушаем еще песню про грибы.
Рассказ 6. Сколько живут грибы?
Жизнь грибная очень — очень короткая! Гриб пять дней молодой, на шестой день обычно гриб уже полностью созрел, а на седьмой день уже .. состарился :(. Вот какая маленькая у них жизнь!
Чтобы ребенок осознал этот временной промежуток времени- на календаре покажите ему понедельник. Это день, когда гриб появился. Вспомните, что вы делали вместе с ребенком в понедельник. Вспомните, что вы делали в другие дни недели и в субботу. А в это время гриб уже полностью созрел — он за эти несколько дней стал уже совсем взрослый! Вспомните, что вы делали в воскресенье. Как мало времени прошло! А гриб стал старичком всего за неделю!
Рассказ 4. Зачем нужны грибы? С кем дружат грибы?
Спросите ребенка, кому и чем полезны грибы. Да. они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу:
— Грибы собирают и едят люди. Мы их солим, маринуем, варим из них грибной суп, делаем грибную икру, печем пироги с грибами и делаем из них много других вкусных блюд.
— Грибы едят и животные. Питаются ими летом и собирают — запасают на зиму. Даже ядовитые для человека грибы могут быть полезны животным! Например, мухомор едят белки, слизни, сороки. А лось может проглотить целый мухомор целиком, и не один! Он так лечит себя. Для него мухомор — это лекарство.
— А еще — грибница нужна для жизни лесных деревьев, кустарников, трав и цветов. Грибы — настоящие друзья деревьев! Грибница срастается с тонкими корешками дерева в земле. В результате грибы получают от деревьев нужное им питание и полезные вещества, а деревья также получают от грибов полезные вещества для их питания. Благодаря грибам деревья лучше усваивают всё полезное из своей «пищи» и быстрее растут. Так грибы и деревья помогают друг другу всю жизнь! Они лучшие друзья и друг без друга жить не могут!
Например, мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, а еще он украшает лес!
Грибы помогают переработать остатки растений в лесу: разрушают пни, поваленные стволы деревьев, упавшие сучья. Это санитары леса, которые его чистят.
Как появились ядовитые грибы.
Когда-то очень давно на планете жили одни грибы. Они не росли как сейчас на одном месте, а умели ходить, так как у них было две ноги. И еще грибы были говорящие. Жили грибы большими семьями. Однажды в одной семье родился особенный грибочек. За противный, и вредный характер его прозвали Поганка. Поганка ни кого не слушал, ни маму, ни папу и в грибную школу не хотел ходить.
Прошло время, гриб по прозвищу Поганка вырос и решил захватить грибной мир. Он творил зло и те грибы, которые были со скверным характером стали помогать ему. Вскоре все грибы разделились на два лагеря: вредных и злых, как их предводитель Поганка и грибов которые были добры и приветливы. Началась война между грибами.
Она подумала: — «Они же погубят друг друга».
И вот однажды проснувшись утром, грибы обнаружили, что у них осталась одна нога. Грибы хотели закричать о том, что они не смогут больше ходить, но и говорить они тоже не могли. Грибы жили молча на одном месте, но злые грибы копили и копили ненависть в себе, она стала превращаться в яд. Стали злые грибы очень ядовитыми.
Шло время, на планете появились люди и злые грибы стали вредить людям. Люди стали передавать из поколения в поколение знания о том, какие грибы можно кушать, а какие следует обходить стороной.
Вот к чему может привести злость и вражда.
Дидактические игры «Грибы» в младшей группе
Предлагаем комплекс игр для дошколят 2–4-летнего возраста.
Грибная поляна
Игра расширяет и закрепляет представления о дарах леса, о местах произрастания и съедобности грибов. Для занятия необходима иллюстрация осенней лесной поляны крупного формата. В ее кармашки нужно вставить вырезанные изображения съедобных и ядовитых грибов. На каждый вид должно приходиться несколько изображений — не менее 3-х. Также необходимы корзины.
Воспитатель предлагает ребятам стать грибниками, пройтись по осеннему лесу. Предварительно дети должны побеседовать на тему, как правильно одеваться для похода в лес, что следует с собой взять. Далее игроки по очереди рассматривают изображение лесной поляны, выбирают съедобные грибы, кладут в корзину. Сделав выбор, ребенок говорит, как называется гриб, почему ему дано такое название, где он предпочитает расти.
Шляпки и ножки
Дидактическая игра знакомит с разнообразием грибного мира, развивает концентрацию внимания, мыслительные и речевые способности, зрительное восприятие, моторику рук. Для работы нужны раздельные изображения грибных шляпок и ножек.
Игровая задача — подобрать шляпку к ножке. Игрок должен сказать, какой гриб получился.
Грибные пазлы
Дидактическая игра знакомит с разнообразием мира грибов, учит составлению целого из нескольких частей, развивает визуальное восприятие, мелкую моторику, мыслительные и речевые навыки.
Педагог раскладывает перед воспитанниками иллюстрации грибов, разрезанные на 4 произвольные части. Дети должны сложить из частей картинку, рассмотреть ее, сказать, какой грибочек изображен.
Грибники
Игра для физического развития проводится в форме эстафеты. Игроки делятся на две команды, строятся в шеренги параллельно друг другу. Перед участниками эстафеты находится предварительно устроенная имитация лесной поляны, разделенная на две части, разложены изображения грибов.
Педагог раздает первым участникам эстафеты корзины. По сигналу ребята начинают соревнование. Они подбегают к лесной поляне, хватают грибочек, кладут в корзину, бегут обратно, передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первой собравшая лесной урожай на своей части поляны.
Разложи по размеру
Игра совершенствует восприятие величин объектов.
Педагог раскладывает перед воспитанниками карточки, изображающие один и тот же гриб, но разного размера. Задача игроков — разложить картинки в ряд по возрастанию или убыванию величины.
Мухомор
Для творческой дидактической игры требуется крупное изображение мухомора без белых пятнышек на красной шляпке. Распечатанное изображение нужно наклеить на плотную картонную основу. Это будет шаблон для творческой работы. Он подходит для рисования пальчиковыми красками и для работы с пластилином. В первом случае дошколята макают пальчик в белую краску, ставят пятнышки на грибной шляпке. Во втором случае скатывают из белого пластилина маленькие шарики, кладут на шляпку, расплющивают пальчиком.
Учим месяцы играя
Костюмированные сценки – также хорошо помогут запоминанию месяцев и сезонов года. Ребенок может быть как участником, так и зрителем.
На тему месяцев можно придумать разные загадки. Например, на карточках нарисуйте детей в сезонной одежде. Ребенок должен отгадать, в какое время года ее носят. Рисование картинок, которые соответствуют месяцам года, также принесет пользу в обучении ребенка.
Кроме вышеперечисленных способов, тематические дидактические игры также станут отличным способом выучить месяца года. Эти игры разработаны специально для изучения детьми дошкольного возраста месяцев года. Кроме того, они показывают связь с живой природой, а также развивают память и логическое мышление.
Интересная и захватывающая информация легко запоминается детьми. Ведь дети всегда задают множество вопросов и хотят узнавать все больше, познавая при этом окружающий мир.
Ребенок – прекрасный собеседник и умеет хорошо слушать. Месяца года – это очень интересная и познавательная тема для ребенка, и он будет с удовольствием изучать ее вместе с вами.
Месяцы в картинках для детей
Ребенку будет проще и интереснее изучать, какие месяцы в году существуют, если вы будете демонстрировать ему тематические картинки или презентации. Презентация про времена года и про каждый месяц отдельно, созданная вами собственноручно непосредственно для вашего ребенка, а может быть, и вместе с ним – это вообще отличная идея.
Подобрав картинки о каждом месяце и продемонстрировав их ребенку – вы сможете зафиксировать их названия в его памяти. Для этого подберите картинки, на которых изображена жизнь животных в каждый период года, одежда людей зимой и летом.
Кроме того, можно изобразить особенности каждого месяца. Например, сентябрь может характеризоваться опаданием листьев и началом учебного года. В презентации продемонстрируйте праздники. К примеру, декабрь – украшение ёлки, подарки, Новый год. Ну и обязательно нужно не забыть о месяце дня рождения ребенка. Ведь этот праздник каждый малыш знает наверняка.
Презентация должна быть яркая и красочная, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка.
Зимние месяцы
Весенние месяцы
Летние месяцы
Осенние месяцы
С чего начать
Несколько простых правил смогут помочь вам подготовиться к процессу и настроиться на творческую волну:
- Возьмите черновик для вашей сказки. На черновике вы сможете не только зачеркнуть лишнее, но и нарисовать персонажей, чтобы представить, о чем говорит ребенок.
- Напишите тему. Можете написать «Сочинение. Сказка про грибы»» в центре вашего черновика. Это поможет ребенку не отвлекаться от основной темы и не переживать, что он ее забыл или неправильно понял.
- Нарисуйте ваших героев, вырежьте их или подберите картинки. Ребенок в процессе игры сможет сочинить сказку намного легче, чем просто сидя перед чистым листом.