Использование ресурсов интернета в работе педагогов

Минусы дистанционного образования

Минусы дистанционного обучения в школе совсем не так многочисленны, как может показаться. Однако они есть, и школьный учитель должен знать, с какими сложностями и ограничениями он может столкнуться.

Необходимость разбираться в цифровых технологиях. Никто не спорит, переключаться на новый стиль работы тревожно и утомительно. Особенно если единых инструкций нет, а разобраться во всем требуется быстро. Не знаете, с чего начать, — начните с вебинаров по дистанционному образованию. Если приложить немного усилий, за неделю можно стать практически экспертом во всех цифровых образовательных инструментах — на самом деле в них нет ничего сложного.

Недостаток личного общения. Для учителя, который привык держать всех учеников во время урока в поле зрения, «домашний» урок может оказаться трудным испытанием. Ведь при дистанционной учебе трудно контролировать всех детей. Решить эту проблему помогут видеоконференции, общий чат, где педагог сможет общаться с детьми, работа над групповыми проектами в Google Документах и прочие инструменты для взаимодействия в режиме реального времени.

Необходимость работать с мотивацией учеников. Работа современного преподавателя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник. Его задача — мотивировать и вдохновлять учеников, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы. Не существует компьютерной системы, которая могла бы взять на себя эти функции. И сейчас, как никогда раньше, педагогу нужно проявить все эти таланты. Возможно, педагогам придется уделять гораздо больше внимания тем детям, у которых есть проблемы с мотивацией и организованностью: такие ученики могут решить, что учиться теперь вообще необязательно. Поэтому учителям придется изобретать новые формы контроля таких школьников.

Отсутствие границы между рабочим и свободным временем. Эта проблема знакома всем, кто работает удаленно. Работая из дома, человек практически не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается. Поэтому люди нередко перерабатывают. С другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно, бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома». Домашние наверняка будут прерывать вас

Поэтому так важно выделить уголок для работы и договориться с членами семьи: пока вы сидите в этом уголке, вы все равно что в школьном классе, пусть и виртуальном. В эти часы никто не должен отвлекать вас и обращаться к вам

А чтобы поддерживать здоровый баланс работы и отдыха, заведите будильник, который будет напоминать вам о том, что каждый час следует вставать из-за стола и делать разминку, а после 19:00 вообще стоит выключить компьютер и как следует отдохнуть.

Эффективный учитель придерживается четкого режима

Online Test Pad

Online Test Pad — бесплатный сервис для создания тестов с автоматической проверкой.

Эту платформу мне посоветовали коллеги. Она позволяет составлять различные тестовые задания: с одиночным или множественным выбором, свободными ответами, на установление последовательности и т.д. Всего сервис предлагает 17 типов тестов для любых учебных задач. Совмещая разные типы заданий можно удобно готовить учеников к ЕГЭ. Например, в первой части ЕГЭ по истории и обществознанию идут тестовые задания, а во второй — работа с текстом и источниками (написание сочинения, подбор аргументации за и против). Для тренировки я создаю эти задания на платформе, и первая (тестовая) часть проверяется в автоматическом режиме, а вторую, письменную (оформленную в программе как вопросы со свободным ответом) я проверяю и оцениваю сама.

Кроме тестов в Online Test Pad есть возможность создавать опросы, кроссворды и диалоговые тренажеры. Я составляю кроссворды для младших школьников, и  делать это на платформе очень просто: выписываешь нужный набор слов, и программа автоматически собирает их в кроссворд. 

Online Test Pad также позволяет создавать комплексные задания (комбинировать разные виды материалов) и полноценные дистанционные курсы, но этот функционал мне еще предстоит освоить.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Что такое электронное обучение

Электронное обучение (от английского Electronic Learning, или просто e-Learning) — это система обучения при помощи интернета и электронных технологий. Смысл заключается в том, что ученик использует гаджеты для учёбы.

‍Онлайн-обучение стало особенно популярным в последние годы. Многим удобно учиться дома: не нужно тратить время на дорогу и сборы, нет привязки к конкретному месту. Но у образования онлайн есть и минусы — некоторым тяжело концентрироваться без очного присутствия преподавателя, особенно тем, у кого-то не оборудовано рабочее место дома.

Давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки электронного обучения. 

Минусы электронного обучения

Адаптация

Перестроиться на новый лад не всегда легко. Потребуется время, чтобы привыкнуть к новому режиму учёбы в онлайн-формате. Всё будет по-другому — не нужно рано просыпаться, одеваться и куда-то ехать к первому уроку. Но появятся новые обязанности — вовремя подключиться к вебинару или выполнить домашку на сайте до дедлайна. 

Решение — выбрать платформу, где адаптироваться помогут наставники. 

Отсутствие лицензий у некоторых школ

Онлайн-школ много, но не у всех есть подтверждающие документы.

Лицензия на образовательную деятельность — это важный документ для учебных заведений. Он необходим организациям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно. Даже электронное обучение не снимает с организации ответственности перед законом. 

Решение — проверять документы курсов или онлайн-школ. 

Неподготовленность учеников

Часть населения лишена возможности учиться в онлайне, поэтому электронное образование может показаться страшным и непонятным. 

Решение — найти платформу с дружелюбным и интуитивно понятным интерфейсом и научиться правильно учиться онлайн.

<<Перелинковка>>

Нехватка кадров

Другой минус электронного образования — недостаток компетентных специалистов, которые умеют преподавать в онлайне. Электронное и очное обучение сильно различаются. Педагог должен уметь доносить информацию через экран компьютера так, чтобы это было ярко, понятно и интересно. 

Решение — выбирать онлайн-курсы с проверенными учителями, которые давно работают на дистанционке и знакомы с особенностями электронного образования. 

Отсутствие живого общения

Если школьник экстраверт и учится в онлайне, ему может не хватать общения со сверстниками, ведь вся учёба проходит за компьютером. Переписок в чате и соцсетях тоже не всегда достаточно. 

Решение — компенсировать нехватку общения посещением секций, кружков, путешествиями и экскурсиями. 

Роль технологий в развитии интернет-образования

Дистанционное обучение посредством радиовещания обладало внушительным недостатком — отсутствием обратной связи. Появление интернета стало поистине революционным моментом в этой области.

Стала использоваться электронная почта, давшая ту самую недостающую обратную связь между преподавателем и студентами. С течением времени были разработаны специализированные платформы для удаленного обучения. А затем появились целые онлайн-курсы, которые позволили многим попробовать учиться бесплатно.

Современное дистанционное образование использует технологии интернета. С помощью видеосвязи студенты общаются с преподавателями. Задания выполняются и отправляются либо онлайн через специальные сервисы, либо классическим способом по электронной почте.

Роль технологий в развитии интернет-образования

Российская образовательная система не признает дистанционную форму обучения как самостоятельный вид образования. Это лишь способ организации учебного процесса с использованием инструментов дистанционного обучения.

Тем не менее, выгода от ведения учебного процесса на дистанции заключается не только в преодолении больших расстояний и более дешевом для студентов обучении (в 2-4 раза дешевле по сравнению с очной формой). Эти, факторы, безусловно мотивируют вузы даже небольших стран переходить на дистант. В Европе одним из лидеров по распространению интернет-обучения является Германия.

Здесь усилиями правительства начала формироваться новая образовательная политика, заключающаяся в ориентации прежде всего на новые технологии предоставления образовательных услуг потребителям, а не на собственно содержательную часть образовательных программ.

В данном случае специалисты опираются на концепцию «обучения в течение всей жизни». Раньше, в индустриальную эпоху, знания давались людям с учетом их тогдашней актуальности в течение 20-25 лет. Современное информационное общество существует в условиях сверхвысокой динамики экономических и социальных процессов. Ценность информации существенно возросла, люди стали гораздо более мобильными.

Существенно увеличился уровень миграции. В такой насыщенной среде знания устаревают уже через 5-7 лет, что привело к появлению феномена lifelong learning и, как следствие, повышению спроса на получение образования со стороны достаточно взрослых людей. Возможности дистанционного обучения помогли многим стать студентами, не тратя на посещение лекций драгоценное время.

ТОП-30 IT-профессий 2022 года с доходом от 200 000 ₽

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности
и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились
с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 16898

Особенно это актуально было среди вечно занятых бизнесменов и служащих. Доступ к получению образования получили даже заключенные, пенсионеры и военные.

Почему нас пугает новая цифровая реальность

В завершение дискуссии Дмитрий Нестеренко согласился с тем, что возможна ситуация, когда цифровые инструменты станут только мешать персонализации, а не способствовать ей — «будут воспитывать привычку полагаться на какие-то костыли». Однако он заметил, что новые технологии, меняющие образовательный процесс, — это лишь один из вызовов, с которыми общество сталкивалось уже неоднократно:

«Мы воспринимаем как некую данность ту систему образования, из которой мы вышли, в которой мы все выросли. И нам кажется, что это некоторая базисная точка, от которой мы отталкиваемся. И на все изменения мы смотрим с этого горизонта. Но ведь её тоже когда-то не было, тоже когда-то возникали вот эти классы с большим количеством учеников, с педагогами. Это ломало какие-то каноны, какие-то парадигмы, которые складывались до этого веками».

По словам Дмитрия, цифровые инструменты персонализации закономерно вызывают опасения, потому что мы пока не поняли, как их правильно проектировать и как использовать. Но, как и другие технологические новшества, «это новая реальность, в которой нам жить». Поэтому исследователям и педагогам-практикам придётся искать ответы на многие вопросы: например, как разрабатывать задания, если любую информацию можно нагуглить, и как развивать субъектность учащихся в цифровой среде.

Умные кампусы

Умный кампус отвечает на любые запросы студентов, которые — связаны с учёбой и жизнью в студенческом городке: как найти лекционную аудиторию, зарегистрироваться на выбранный курс, получить задания, найти свободное место на парковке или связаться с профессором.

Smart-кампус уже есть в западноавстралийском университете (UWA). Он работает на Watson, суперкомпьютерной системе, созданной в IBM.

Хотите создать свою онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта?
Регистрируйтесь прямо сейчас на бесплатный вебинар и получите PDF-план пошагового создания своей онлайн-школы.
Зарегистрироваться

Чему и как обучаться?

Интернет-обучение (дистанционное обучение) осуществляется по школьной, вузовской или специальной, в том числе, уникальной, авторской программе.

Нравятся курсы дизайна? – Пожалуйста! А разработка эффективной рекламы? – Есть такой курс! Хотите изучить английский язык? – Масса курсов. Научиться оптимизации и продвижению сайтов? – Отыщется и такой курс.

Что бы вы не выбрали, необходимо поступать мудро: прежде, чем записаться и стать слушателем курсов, следует тщательно ознакомиться на сайте системы дистанционного обучения (интернет-обучения) с планом, материалами, преподавателями-тьюторами (их резюме), отзывами выпускников и учащихся. Необходимо посмотреть какой документ в конце обучения выдается (государственного образца диплом, как сами понимаете, скорее всего, вы не получите, чаще всего – сертификат, удостоверение). Но не отчаивайтесь, работодателей чаще интересуют профессиональные знания, умения и навык, а не «бумажка». Далее – зарегистрироваться на выбранный вами курс, и начать обучение. Под руководством прикрепленного тьютора (дистанционное обучение) или «под самоуправлением» (интернет-обучение).

Виртуальные курсы требуют только регистрации, «средненького» компьютера и выхода в Интернет. Тьютор (наставник), ведущий такой курс, часто разрабатывает авторский (и часто оригинальный и интересный) учебный план, курс. Он же проводит занятия, организуя и управляя учебным процессом, отвечая на вопросы и проверяя задания.

Обычно набирается небольшая группа, что позволяет индивидуализировать адаптивное обучение каждого. Хотя и полагают, что интернет-обучение изолирует обучаемых, на самом деле есть возможность плодотворного интенсивного общения во время занятий и выполнения заданий (чат, форум, группа, вебинар).

Модель обучения может быть выстроена как с использованием Интернет, так и полностью «на Интернет»: Интернет-технологии либо «встраиваются» в обычный учебный процесс, либо обучение осуществляется полностью в Интернет.

Learnis

Learnis — платформа для создания образовательных квестов, игр-викторин (например, “Своя игра”), терминологических викторин и интерактивных видео.

Есть платная и бесплатная версия, и последняя обладает достаточно большим функционалом: можно создавать квесты и интерактивные видео без покупки подписки. 

Интерактивные видео — это очень интересный и удобный для учителя формат. Например, когда вы задаете посмотреть детям видеоурок или какой-то фрагмент, многие могут просто кивнуть, мол, посмотрели. Но как это проверить? Learnis работает таким образом, что в сервис загружается ссылка с YouTube или с другого сервиса, и далее учитель расставляет контрольные вопросы прямо по ходу видео: например, на третей минуте один вопрос, на пятой другой. Пока ребенок на них не ответит, он не сможет досмотреть видео до конца и, соответственно, платформа не зафиксирует выполнения задания.

Квест-комнаты — это еще один необычный и увлекательный формат. От учителя требуется только написать вопросы и оформить их как слайды презентации, дальше эти слайды выгружаются на платформу, и получается что-то вроде компьютерной игры: ученик попадает в комнату, из которой ему нужно выйти, но сделать это можно только с помощью специального кода, который нужно собрать из правильных ответов на подготовленные учителем вопросы. В комнате спрятаны специальные предметы, если их найти, на экране высвечивается один из вопросов. Если ребенок нашел все секретные предметы и ответил на заданные вопросы — он может ввести «код» от двери и выполнить задание.

Learnis предлагает удобный интерфейс сбора обратной связи, и все результаты учеников можно быстро просмотреть и проанализировать.

На платформе также есть игры-викторины, однако в них не очень удобно играть на дистанте: кто быстрее нажал на кнопку, у того и право ответа. Если у кого-то из учеников проблемы с интернет-соединением, он может проиграть просто по техническим причинам, а это будет уже не честное оценивание.

Плюсы дистанционного образования

Дистанционное образование — прототип «образования для всех» и «образования через всю жизнь». Именно эти тезисы провозгласило специализированное образование ЮНЕСКО при ООН, поэтому к очевидным плюсам такого формата обучения отнесем:

  • Доступность. Обучающийся получает знания независимо от собственного географического положения и положения образовательного учреждения, временная разница тоже часто не играет роли;
  • Свобода выбора и гибкость графика. Обучающийся волен выбрать любой курс и проходить его в любое удобное время, в любой точке мира. Сюда же добавим комфортные условия, возможность совмещения обучения с работой и другими обязанностями.
  • Индивидуальный темп. Личные обстоятельства и особенности восприятия новой информации позволяют каждому ученику выбрать свою собственную скорость обучения.
  • Широкое использование информационных и телекоммуникационных технологий делает обратную связь преподавателя с обучающимся результативной.
  • Социальное равновесие. Такое обучение могут пройти все, независимо от материального положения, социального статуса, состояния здоровья, места проживания. Финансовый аспект особенно актуален для тех, кто в силу высокого конкурса на бюджетные места поступить не смог, а платное обучение не по карману.

Обусловленное этими плюсами, основное сосредоточение спроса на дистанционный формат образования фиксируется в регионах. Действительно: именно в провинциях не хватает вузов соответствующего уровня, а заработная плата не позволяет выделить десятки тысяч в год на обучение.

Дистанционное образование — целый мир совсем рядом

Что такое электронное обучение? Знайте важность электронного обучения в образовании

В этом посте мы более подробно рассмотрим, что такое электронное обучение, и рассмотрим некоторые из его различных типов, доступных сегодня. 

Если вы похожи на большинство людей, вы, вероятно, думаете об «электронном обучении» как о онлайн-курсе или программе, которые вы проходите, чтобы получить новые навыки или знания. И хотя это, безусловно, одно из применений электронного обучения, оно далеко не единственное. На самом деле буква «е» в слове «электронное обучение» означает «электронное», что означает, что любая учебная деятельность, осуществляемая онлайн или в электронном виде, может считаться электронным обучением. Это может включать в себя просмотр обучающего видео на YouTube, участие в дискуссионном форуме с одноклассниками или даже игру, предназначенную для обучения вас новой информации. 

Сегодня технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Находимся ли мы дома или на работе, мы используем технологии для общения, обучения и продуктивной работы. И с постоянно растущими достижениями в области технологий, электронное обучение становится все более популярным и удобный способ обучения.

Авторы изображений: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:ESL_online_learning.jpg

Когда, какие и для чего проходить курсы интернет-обучения?

Подбираем курсы дистанционного обучения (интернет-обучения) согласно целям и уровню стартовых знаний

Для начинающих – особенно важно уметь пользоваться компьютером, работать в Интернет. Впрочем, есть и такие, подготовительные курсы

Они, как правило, реализованы индуктивным методом, «от простого — к сложному». Например, это курсы по Windows и офисным программам, веб-приложениям, где научат работать с текстами, таблицами, графиками, искать нужную информацию в WWW, работать с электронной почтой, файлами.

Курсы для продвинутых – специализированные или углубленные: детали ОС, приложений, технологий, например, веб-дизайн, веб-программирование и др.

Такие курсы позволят вам уверенно пользоваться различным инструментарием, что, несомненно, скажется на продвижении по работе. Возможно, вы получите вторую специальность, а она, возможно, будет приносить вам удовлетворение – моральное и материальное.

Роль образования в развитии общества

Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другие.

Многие учёные и эксперты сходятся во мнении, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования. А всё потому, что оно выполняет ряд функций, которые важны для общества.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Функции образования в современном обществе

Проявление роли образования в жизни современного общества выражается в выполнении трёх функций:

  1. Экономической. Роль системы образования заключается в том, чтобы сформировать общественные группы, в которых люди получают современные и эффективные знания и смогут применить их в работе, улучшая экономические показатели страны и мирового сообщества.
  2. Социальной. Через обучение человек получает социальные навыки и учится взаимодействовать с людьми.
  3. Культурной. Одна из важнейших ролей образования в обществе — это передавать культурные ценности, воспитывать личность человека и раскрывать его творческие способности.

Основные тенденции развития образования

Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. На сегодняшний момент в образовательном процессе наметились такие направления:

Образование становится массовым и демократическим. Ещё недавно обучение являлось роскошью, доступной элитным представителям высшего общества. Но сегодня практически все страны мира ввели обязательное начальное образование. А университеты принимают всех, кто готов и хочет обучаться.
Растёт продолжительность обучения. Знания становятся сложнее, а требования к профессиональным навыкам выше. Всё это увеличивает общую продолжительность учёбы.
Образование становится более гуманным. Сегодня в центре внимания не учебная программа, а личность самих учащихся. Обучение выстраивают с учётом их интересов, особенностей и запросов.
Увеличивается количество гуманитарных дисциплин

В современном обществе всё большую важность приобретают такие социальные навыки, или soft skills, как умение общаться и взаимодействовать. Поэтому растёт роль гуманитарных направлений — социологии, политологии, экономики, правоведения.
Образование приобретает интернациональный характер

Это значит, что образовательные системы разных стран ищут точки соприкосновения, разрабатывают единые модели (Болонский процесс), развивают программы студенческого обмена и запускают другие инициативы. Что ещё раз доказывает высокую роль образования в жизни общества.
Образование становится технологическим. В каждой школе и университете уже есть компьютерные классы, многие вузы предлагают полностью дистанционное обучение, внедряют адаптивное образование. Развитие технического прогресса активно влияет на обучение.

Сложно представить обучение без компьютеров и ноутбуков

Специальные платформы для дистанционного обучения в школе

— Skyeng готов помочь педагогам в это нелегкое время! Платформа Skyes от Skyeng и издательства «Просвещение» предлагает задания для проведения уроков в онлайн формате с демонстрацией экрана. Преподаватель подключает необходимое количество классов и может всем отправить домашние задания, задав дату/срок выполнения. Причем проверка не требуется — задания проверяются автоматически, вы можете посмотреть результат и выставить оценки.  Если заданий недостаточно, есть возможность добавить платные задания для развития различных навыков.

— Яндекс Учебник на время карантина становится платформой для проведения онлайн-трансляций. Звук на уроке поступает только от учителя к детям, общение ограничено чатом. Преподаватель выдает задания, которые автоматически проверяются, что очень облегчает работу.

Недостатки традиционного обучения

В школах – зачастую авторитаризм, натаскивание, зубрежка и т.п. Недостатками классической парадигмы обучения (обеспечения цикла «знания-умения-навыки») являются:

  • отрыв обучения от реальной жизни;
  • ориентация на усвоение квантов знаний;
  • единственно распространенная форма занятий – классно-урочная (в школе) и лекционно-аудиторная (в вузе);
  • отсутствие эффективных средств организации индивидуальной работы;
  • содержание образования отождествляется с обучением, а обучение – с усвоением;
  • объяснительно-иллюстративный, репрезентативный метод обучения.

Не работают или слабо работают творческий, проектный, компетентностный подход, самообучение, междисциплинарная дидактика.

В школе и, частично, в вузе, укоренилось положение: преподаватель – основной источник и регулятор знаний учащихся, которые пассивно усваивают эти знания. Учащиеся – не пассивные «поглотители» информацию, они должны создать собственное представление предмета.

Требуется коррекция такой модели обучения на основе новых важных концепциях: основа обучения – творческое сотрудничество, учащийся – активный участник процесса обучения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: