Краткое содержание басни Крылова «Обоз»
В басни Крылова «Обоз» речь идет о двух лошадях. Одна везет обоз, нагруженный различной посудой и домашней утварью. Она очень осторожничает, продумывает каждый свой следующий шаг и вообще ведет себя неуверенно. Конечно, ведь на нее возложена большая ответственность и совершенно не хочется подвести своих хозяев.
За этим продвижением обоза со стороны наблюдает вторая героиня басни. Лошадь, которая смотрит за всем сбоку надсмехается и ерничает. Она бы сама сделала все намного быстрее и проворнее. Все что она может – это высмеивать свою подругу и раздавать ценные на ее взгляд советы. Ситуация меняется и теперь лошадке, которая так много советовала самой приходится впрячься в упряжку. Но что случилось практически сразу же? Обоз покатился на огромной скорости с горы, и резвая героиня басни ничего не могла с этим поделать – все горшки и посуда разбились и раскатились.
Как и во всех баснях, в этой тоже присутствует своя мораль. И она заключается в том, что со стороны давать советы всегда легче. Но когда ты сам оказываешься внутри ситуации, скорее всего ты наделаешь ошибок еще больше. Не стоит быть самонадеянным, пока на своей собственной шкуре не прочувствовал всю тяжесть происходящего.
Краткое содержание басни «Ворона и лисица»
Басню автор начинает моралью о том, что, сколько не предупреждай людей не поддаваться на гнусную и вредную лесть, льстец своими словами всё равно проберётся в любой уголок сердца так, что никто не сможет устоять.
Ворона где-то отыскав кусочек сыра, забралась на ель и решила вкусно позавтракать. Держа сыр во рту, как на беду, немного призадумалась. А тем временем, тут как тут, пробегала хитрая Лиса. Почуяла она сырный запах, остановилась и увидела ворону с сыром.
Не смогла Лиса удержаться от такого запаха и подошла тихонько, вертя хвостом, к дереву, на котором сидела Ворона. Не сводя глаз, стала восхищаться её красотой. Сладким голосом, чуть дыша, принялась льстить Вороне, рассказывая о том, как она хороша. Но чтобы заполучить сыр, нужно было как-то заставить Ворону открыть рот. И попросила хитрая Лиса своими льстивыми речами глупую Ворону не стыдиться и спеть, пообещав ей титул царь — птицы. У Вороны от таких слов закружилась голова, она и не подумала, что петь не умеет, от радости как каркнула во всё своё горло. Сыр выпал, а Лисе только это и надо было, она его схватила и убежала.
Басня учит тому, что не стоит верить льстивым речам, ведь льстец всегда преследует только свою выгоду.
Употребление фразеологизма «Тришкин кафтан»
—«В хозяйстве введена была, кажется, система Тришкина кафтана: отрезывались обшлага и фалды на заплаты локтей» (Н. Гоголь «Мёртвые души» ).—«И давно уже не оправдывает себя производственный Тришкин кафтан: наказали в одном месте — обласкаем в другом, лишили прогрессивки за пьянство — даём бесплатную путёвку в Кисловодск, дескать, поправь здоровье «с горя» (О. Алексеева «Честь смолоду» ).—«Настораживает вновь вспыхнувшая мода на дележку всего и вся. Будто и не было у нас за плечами семи десятилетий всяких бесплодных дележек, будто мы и не убедились еще, что, как ни дели рваный Тришкин кафтан, ничего, кроме лохмотьев да дыр, от него не достанется никому» (Н. Шмелев )—«…они подвели итоги дня и, как тришкин кафтан латая сегодняшние потери в полку, обсудили, кого и куда переместить, чтобы заткнуть все дыры» (К. Симонов, «Живые и мертвые» )
Квартет
Проказница-Мартышка,Осёл,КозёлДа косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки,-Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —Погодите!Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Расселись, начали Квартет;Он все-таки на лад нейдет.«Постойте ж, я сыскал секрет?-Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд;А все-таки Квартет нейдет на лад.Вот пуще прежнего пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.«Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть,Скажи лишь, как нам сесть!» —«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней,-Им отвечает Соловей,-А вы, друзья, как ни садитесь;Всё в музыканты не годитесь»._____________
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней,-Им отвечает Соловей,-А вы, друзья, как ни садитесь;Всё в музыканты не годитесь».
читать текст басни Квартет
Значение фразеологизма
Фразеологизм употребляется в следующих случаях:
- Когда человек делает что-либо грубо, неаккуратно, некрасиво;
- Если ремонт или какая-либо другая работа выполняется наспех, лишь бы скрыть видимые дефекты;
- Когда человек считает, что придумал мудрое решение, а на самом деле оно неправильное;
- Если люди пытаются сделать что-то напоказ, но демонстрируют себя не с лучшей, а с худшей стороны.
Изначально эта басня была написана Крыловым как сатира на чиновников того времени. Крылов сравнивал чиновников с недалеким мужичком Тришкой. В то время многие писари и другие люди, занимавшие административные должности, вели дела довольно неаккуратно. Они надеялись «на авось», думали, что никто не проверит их делопроизводство. Когда приезжали ревизоры, чиновники спешно восполняли пробелы в документах.
Однако, разрешив или скрыв одну проблему с документами, они выставляли напоказ другую. Поэтому в конце басни Крылов заявляет: многие чиновники, у которых документы, казалось бы, находятся в полном порядке, на самом деле «ходят в Тришкином кафтане». Эта басня вызвала оживленную полемику общественности.
Представители власти и чиновники восприняли эту сатиру весьма неоднозначно. Но Крылов никогда не боялся бичевать недостатки государственной власти, используя для этого поучительный стихотворный жанр — басню.
Памятка по литературному чтению. Учимся составлять анализ сказки, басни, рассказа.
План анализа басни Басня – короткое стихотворное или прозаическое произведение. Главные герои басни чаще всего животные, реже – люди или предметы. В басне принято в иносказательной форме высмеивать пороки людей, недостатки их характера : гордыню, трусость, жадность, глупость, лицемерие.Басня – это жанр литературы, родившийся в Древней Греции. За время его существования сложились определенные штампы*, например, лиса – хитрость, осел – глупость, вол – работоспособность, медведь – неуклюжесть, заяц – трусость, петух – чванливость, волк – злоба, лев – власть, сила т.д.1. Прочитай произведение. Подумай, подходит ли оно под определение басни.2. Есть ли в басне слова, которые прямо выражают ее мораль, то есть главную мысль, идею?* Штамп – избитое выражение; устоявшийся образ.3. Попробуй передать главную мысль (мораль) басни своими словами.4. Подбери пословицы, близкие по смыслу к морали этой басни.5. Определи, как написана эта басня: прозой или стихами.6. Какие людские недостатки или пороки высмеиваются в этой басне?7. Какие выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?8. Перечисли основные черты характера главных героев басни.9. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?10. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню «по ролям».11. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык?
План анализа рассказа Рассказ – любое небольшое повествовательное произведение.1. Прочитай внимательно рассказ.2. Подумай, отражает ли название рассказа его содержание.3
Обрати внимание на имя автора. Вспомни, что ты знаешь о нем? какие еще книги этого писателя ты читал?4. Узнай, когда и где рассказ был написан.5
Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе :- повествование ( рассказывает );- описание ( показывает );- рассуждение ( доказывает ).6. Кратко перескажи рассказ.7. Что, по-твоему, явилось кульминацией ( высшей точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа?8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему?9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным?10. Какому из героев ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем?13. Какие достоинства произведения ты отметил?
Узнай, когда и где рассказ был написан.5. Подумай, какой из типов изложения событий преобладает в рассказе :- повествование ( рассказывает );- описание ( показывает );- рассуждение ( доказывает ).6. Кратко перескажи рассказ.7. Что, по-твоему, явилось кульминацией ( высшей точкой напряжения в развитии действия ) этого рассказа?8. Каких героев ты считаешь положительными, а каких – отрицательными и почему?9. Что в этом рассказе тебя рассмешило, испугало, обрадовало, а что – показалось грустным, странным?10. Какому из героев ты больше всего сопереживал? Опиши чувства, которые ты испытал вместе с этим героем.11. О чём нам предлагает задуматься автор? Сформулируй главную идею этого произведения.12. Подумай, как может сложиться судьба героев в будущем?13. Какие достоинства произведения ты отметил?
План рассказа о герое1. Начни рассказ о понравившемся ( непонравившемся) герое со слов : «мне очень понравился (ась)», «меня ужаснул (а)», «больше всего мне запомнился(ась)», «мне показался интересным (странным, необычным)», «я восхищаюсь», «мне очень не понравился (ась)», «я был удивлен, узнав» и т.д.2. Опиши внешность героя: его лицо, фигуру, одежду, манеру поведения.3. Вспомни поступки, мысли и действия, в которых лучше всего раскрывается характер героя.4. Перечисли основные черты характера этого героя.5. Расскажи о взаимоотношениях героя с другими персонажами.6. Вспомни героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.7. Хотелось (не хотелось ) бы тебе быть похожим на этого героя? Почему?8. Подумай, какая из пословиц, поговорок или крылатых фраз лучше всего передает характер этого героя?9. Если бы ты был художником, как бы ты изобразил этого героя? В какой момент развития действия? Что делал бы герой? Какое у него было бы выражение лица, поза? Во что он был бы одет? Что происходило бы вокруг?
Поучение для детей
Жанр басни зародился до наступления нашей эры. Эти рассказы издревле пользовались популярностью у детишек, рожденных в знатных семьях. Они служили способом воспитания и обучения. Ребята с удовольствием усваивали глубокий моральный смысл через легкий и веселый рассказ. Этот жанр описывает распространенные жизненные ситуации. Автор дает понять, какой выход из них можно найти.
Все, чему учат басни Крылова, соответствует понятиям добра и справедливости
Впервые басни были признаны самостоятельным литературным жанром благодаря Шарлю Бате. В основе этих произведений лежат людские пороки. Занимательные рассказы описывают черты характера, узнаваемые в окружающих. Они реалистичны и захватывают воображение. Ребенок осмысливает содержание рассказа, что позволяет корректировать его поведение.
Суть произведения
Как обычно, автор использовал особый стиль написания. Главными персонажами сочинения являлись животные. Через них Иван Крылов хотел выразить свои мысли и высмеять очередную абсурдную ситуацию.
Осел, мартышка, козел и мишка решили устроить квартет. Обезьянка являлась инициатором всей описываемой игры. Но только как они не старались достигнуть своей цели у них, ничего не получалось.
Главную мораль басни «Квартет» очень легко определить, она заключается в том, что без таланта и специального умения невозможно получить признания. Только упорный труд и долгое обучение помогут достичь успеха. Но герои думали, что достаточно красиво выйти и сесть. Как выясняется, они были неправы.
Автор хотел донести до читателей, что он высмеивает не конкретных музыкантов, а людей, которые берутся не за свое дело. Соловей из басни является мастером, профессионалом, он сказал веселой компании, что как бы они ни садились, хороших и талантливых музыкантов из них не выйдет. Некоторые люди уверены в том, что если они возьмутся за любое дело у них все получится. Это мнение самоуверенных и хвастливых персон.
Крылов описывает через аллегории болтунов, которые разбрасываются словами, а не поступками. Очень часто писатели в своих произведения высмеивают политиков и научных деятелей. Как правило, они неспособны на определенные действия и не всегда принимают правильное решение из-за своей неграмотности в конкретном деле.
Баснописец в тексте использовал выражения, которые вошли в разговорную речь и используются и сегодня, например:
- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
- А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Мораль басни «Тришкин кафтан»: метафорический характер творчества Ивана Крылова
Меню статьи:
В 1815 году увидела свет очередная легендарная басня Ивана Крылова. Писатель опубликовал текст басни на страницах журнала «Сын Отечества». Между тем, когда именно Крылом написал басню неизвестно. В этой статье нас интересует, прежде всего, мораль басни «Тришкин кафтан».
Крылов – мастер создания крылатых выражений. Само название «крылатые высказывания» прекрасно сочетается с фамилией писателя
Басня породила фразу «подлатать Тришкин кафтан», которая означает решение мелкой проблемы так, что «за бортом» остается глобальное, важное, основное дело. Люди совершают необдуманные поступки, не размышляя о причинах неудачи
Скрытые смыслы басни о Тришкином кафтане
Крылов уничижительно характеризует пороки, присущие ленивым, глупым, слабовольным, легкомысленным, недальновидным, безответственным, нерадивым людям.
Кроме того, басня высмеивает недостатки помещиков, управленцев, которые исправляют финансовые проблемы, закладывая и перезакладывая имения через Опекунский совет.
Можем ли мы увидеть похожую ситуацию в современном обществе? Безусловно: кредиты, которые люди оформляют ради погашения предыдущих задолженностей, ломбарды, где закладывается одно имущество ради выкупа других вещей и т. д.
Во времена Ивана Крылова российское общество столкнулось с проблемой: дворяне не желали самостоятельно управлять собственными поместьями, деревнями, хозяйственными делами. Аристократия оставляла решение проблем по хозяйству управляющим, старостам и приказчикам, которые нередко доводили имения до банкротства. Производительные силы, эффективность хозяйствования на селе резко сокращалась, приводя к сокращению и доходов от имений.
Лень находится в центре, в корне проблемы. Это связано с тем, что человек выбирает легкий путь, вместо того чтобы трудится, беречь имущество, рационально вести хозяйственные дела. Выражение «Тришкин кафтан» приобрело нарицательный характер почти сразу после выхода басни. Например, о том, что не следует щеголять в «Тришкином кафтане», писал Николай Гоголь, обращаясь к матери. Письмо датировано 1836 годом.
Мораль басни Крылова
В качестве заключения наших размышлений об идеях и дидактике произведения российского баснописца приведем формулировку спрятанной в басне морали. Итак, прежде всего, в проблеме нужно выявлять причины, а потом – заниматься устранением причин, а не только маскировкой последствий, ликвидацией симптомов.
Краткий рассказ о жизни И.А. Крылова и его творческом пути
Появился на свет будущий баснописец в Москве 13 февраля 1769 г. в семье небогатого офицера-дворянина, поэтому раннее детство мальчика прошло в различных гарнизонах. Капитан Андрей Прохорович Крылов был защитником Яицкой крепости во время Пугачевского бунта. Члены семьи офицера Крылова, включая четырехлетнего ребенка, были приговорены Пугачевым к повешению, но смерти удалось избежать. Когда крепость была в осаде, матери чудом удалось вывезти сына в Оренбург, который вскоре тоже был окружен восставшими. В осажденном городе Иван узнал, что такое голод. Эту историю впоследствии А.С. Пушкин описал в «Истории Пугачева», отец Крылова послужил прототипом при создании образа капитана Миронова в повести «Капитанская дочка».
Когда Ивану было 6 лет, семья после отставки отца перебралась в Тверь. Образование мальчик получил домашнее, но без учителей. Иногда зажиточный сосед разрешал ему посещать уроки для своих детей. В 1782 г. умер отец, Иван с матерью и братом переехали из Твери в Петербург. Семья терпела нужду, в 14 лет Иван стал служащим в казенной палате, в которой прослужил до 1787 г. Продолжал заниматься самообразованием: изучал математику, иностранные языки, литературу. Свои первые произведения написал в 15 лет, получив за них гонорар 60 рублей: это были либретто и остроумные куплеты к опере «Кофейница». В 1786 г. семнадцатилетний Иван Крылов стал известен как драматург, написав пьесы «Проказники», «Сочинитель в прихожей», «Бешеная семья» и др. В 1788 г. скончалась мать Крылова, у 19-летнего Ивана остался на руках маленький брат Лев.
В 1789 г. Крылов писал статьи для журнала «Почта духов», который выходил всего 8 месяцев и был ликвидирован, т.к. Екатерина II выразила недовольство его резкой общественной сатирой. В 1792 г. Крылов стал издавать журнал «Зритель», но и над этим изданием установили надзор полиции, и оно было вскоре запрещено. В 1797 г. Крылов оставил журналистику, стал секретарем князя С. Голицына, поселился в его пензенском имении и занимался обучением детей князя.Там он продолжал писать стихи и пьесы. В 1805 г. показал свои басни известному поэту-баснописцу И.И. Дмитриеву, который оценил по достоинству мастерство Крылова и высказал мнение, что истинное предназначение поэта в сочинительстве басен. Благодаря Дмитриеву Иван Крылов стал знаменит как выдающийся баснописец.
В 1806 г. Крылов возвратился в столицу, продолжил писать басни и пьесы. В 1809 г. впервые издал книжку своих басен. При жизни поэта всего вышло 9 сборников его басен. В 1810 г. Крылов устроился в Императорскую публичную библиотеку, служил библиотекарем до конца своей жизни почти 30 лет. Скончался Иван Андреевич Крылов в Петербурге 21 ноября 1844 г. от воспаления легких.
И. А. Крылов добился всего в жизни сам. Не имея возможности обучаться в учебных заведениях, он занимался самообразованием: читал литературу, научился играть на скрипке, освоил несколько европейских языков, в том числе древнегреческий. Крылов был всесторонне образованным человеком;проявил себя как публицист, драматург, переводчик, поэт, но более всего прославился как создатель басен.
Анализ, мораль басни И. А. Крылова «Тришкин кафтан»
Басня «Тришкин кафтан» увидела свет в журнале «Сын Отечества» в 1815 году и позднее неоднократно редактировалась автором. В результате произведение приобрело лаконичность и выверенные формы. Ее название стало крылатым выражением и объектом цитирования (например, в поэме Н. В Гоголя «Мертвые души») еще при жизни Ивана Андреевича. В рамках миниатюрного произведения, которое кажется просто забавным, автор рассматривает важные философские дилеммы – «цель – средство», «результат – плата».
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- разговорную лексику – «продрался» – то есть прорвался, разодрался;
- бранную лексику – «дурак», в но контексте речи она служит для самохарактеристики героя басни;
- риторические вопросы – «Что долго думать тут?», «Да что до этого печали?» – позволяют отследить ход мыслей персонажа;
- риторическое восклицание – «О, Тришка … не простой!» – подчеркивает инициативность героя басни;
- метонимию – «принялся за иглу» – перенос значения по смыслу позволяет создать акцент на детали;
- инверсию – «смеется всяк», «обрезал он», «Тришка мой», «носит он», которая позволяет обеспечить стихотворный размер;
- цитирование – «Так я же … поправлю: длиннее … я рукава наставлю», придающее изложению достоверность;
- ряды однородных членов предложения – «обрезал, заплатил», «обрезал, наставил», и повтор слова «обрезал» неслучаен: так автор подчеркивает склонность героя к радикальным действиям.
Чтобы понять смысл сказанного в басне, надо знать значение некоторых слов. «Заплатил» – значит «поставил заплату». Фалды – это задние, напоминающие половинки хвоста полы мужской одежды с разрезанной спинкой. Кафтан – мужское пальто длиной значительно ниже колен. Камзол как часть мужского гардероба традиционно имел приталенный силуэт, длину до колен, заменял жилет и надевался под кафтан. Таким образом человек, у которого кафтан оказывался короче камзола, выглядел нелепо.
Несмотря на то, что в басне идет речь о человеке незнатного происхождения и небогатом, Крылов намекает на господ-помещиков, которые ради сиюминутных выгод пытаются поправить бедственное материальное положение путем перезалога имений, но не спешат задуматься о реорганизации хозяйств с тем, чтобы повысить их доходность. Такие люди легкомысленно лишают средств свои семьи и на много лет загоняют близких в долговую кабалу.
Речь в басне идет о неискорененных дурных привычках, нравственных изъянах, присущих русскому человеку, которые не отменяют его тонкой самоиронии, великодушия и наблюдательности, острого взгляда, которые и демонстрирует автор. На первый взгляд Тришка представляется ловким неунывающим человеком, действующим в стесненных обстоятельствах, но умеющим найти выход из любого затруднительного положения. Но басня совсем не об этом. В лице незадачливого Трифона автор обличает глупость, лень и недальновидность, неспособность нестандартно мыслить, нежелание напрягать ум и решать проблему кардинально, окончательно.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни
Значения
Фразеологизм «Тришкин кафтан» употребляется тогда, когда пытаются указать на проблему, которая решается созданием новых неурядиц, которые впоследствии могут привести к более плачевным результатам.
Происхождение этого словосочетания пошло от басни И. А. Крылова с одноименным названием. В основу басни автор взял обычай своего времени, когда помещики закладывали свое имение под залог несколько раз. Таким образом они получали деньги в кредит, но если не успевали отдать долги, то все имущество переходило в руки банка, выдавшего ссуду, и продавалось с молотка.значение человеческой глупости и необдуманности .
Спустя рукава
Данное выражение уходит в глубь веков и находит свое отражение в древней Руси, когда рукава у рубах были длинные. Чтобы что-то сделать, надо было сначала их засучить для удобства. Синонимами данного выражения послужат такие слова как: безответственно, небрежно. То есть фразеологизм можно применить смело к человеку ленивому, который делает что-то через не хочу.
Авгиевы конюшни
Происхождением своим обязан мифам Древней Греции, а именно приключениями Геракла. Фразеологизм применяется к помещению, в котором стоит невообразимый бардак.
Водить за нос
Происходит это словосочетание от цыган, которые на ярмарках для развлечения толпы водили медведей за кольцо в носу. При этом обманывая их угощениями. Следовательно, выражение означает в современном мире — обман и ложь.
Зарубить на носу
Словосочетание уходит в древность
Когда неграмотный народ брал с собой специальные дощечки, которые звались носами, на них они оставляли насечки и зарубки, чтобы не забыть что-то важное. Смысл в современном мире — запомнить что-то крепко-накрепко
Истина в вине
Взято с латыни. Можно интерпретировать так: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. И понимать надо следующим образом: чтобы узнать что думает человек, надо его угостить вином.
Медвежья услуга
Источник этого фразеологизма басня И. А. Крылова
, в которой говориться о медведе, который пожелал помочь своему другу — убить сидевшую на лбу муху. В итоге он одним хлопком убил и друга и муху. По-другому это словосочетание можно понять так: это услуга, которая впоследствии приносит больше вреда, чем пользы.
Значение фразеологизма
«Тришкин кафтан» — такой способ решения проблемы, в процессе которого возникают новые сложности. Проблема не исчезает, а заменяется другой. Зато создаётся видимость мнимого благополучия.
С Тришкиным кафтаном можно сравнить, например, нерациональное распределение семейного бюджета. После похода в парк аттракционов родителям нечем заплатить за школьные обеды ребёнка. Приходится выкраивать деньги, отказываясь от покупки лекарства для мамы. Мать терпит боль, зато дети сыты. Одна трудность исчезает, но вместо неё возникает другая. Про такую семью можно сказать: «Бюджет у них, как Тришкин кафтан: сколько ни штопай, а дыры всё равно вылезут».
Иногда фразеологизм применяют для того чтобы кратко охарактеризовать ямочный ремонт дорог, результат которого как правило весьма не долговечен, а вместо имеющихся на дороге ям после ремонта появляются кочки. Говорят «дороги чинить — что Тришкин кафтан латать».
Жанр басни и понятие морали
Роль аллегории в баснях. Эзопов язык
Басня – известный с античных времен эпический жанр, представляющий собой краткий поучительный рассказ. Легендарным баснописцем древности был Эзоп, живший в VI в. до нашей эры. Его считают родоначальником басенного жанра. Эзоп для порицания людских пороков и поступков сочинял не скучные нравоучительные речи, а небольшие остроумные прозаические истории. Баснописец был рабом и не мог себе позволить в открытую высмеивать недостатки своих хозяев, поэтому он пользовался аллегорией, т.е. иносказанием, чтобы скрыть истинный смысл высказывания.
Творения Эзопа стали классическими образцами басни, их сюжеты использовались многими литераторами для создания своих произведений. Басни Эзопа перевел на латынь древнеримский поэт Федр в I в. нашей эры. Во II в. древнегреческий поэт Бабрий стал басни писать стихами, зарифмовав басни Эзопа. В XVII в. басенный жанр значительно развил француз Жан де Лафонтен, занимавшийся переводами античных басен.
С XVIII в. немало русских литераторов занимались переводами и сочинением басен: Д.И. Фонвизин, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и др.К их популярным в свое время басням читатели со временем утратили интерес. Исчезающий жанр басни в творчестве Крылова заиграл новыми красками, его басни стали неиссякаемым источником народной мудрости, многие выражения превратились в афоризмы. Крылов стал автором 236 басен, многие из них не теряют своей актуальности и сегодня.
От имени древнегреческого баснописца Эзопа появилось понятие «эзопов язык». Это язык иносказаний и намеков, позволяющий скрыть истинный смысл от цензуры, но дающий возможность донести его до читателя. Персонажами басен становились не только люди, но и животные, птицы, растения, а их поведение и характеры взяты у людей. Помимо «очеловечивания» животных, в баснях присутствует прием олицетворения, т.е. качества живых существ приписываются предметам и явлениям неживой природы. Поскольку басни были нравоучительными сочинениями, первые или последние строки заключали в себе вывод, основную мысль, т.е. мораль. Мораль басни являлась нравственным советом читателю.
Для Крылова басни Эзопа тоже стали источником вдохновения.По сюжетам Эзопа были написаны «Стрекоза и муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и ягненок» и много других басен. Русский поэт-баснописец в скудные по использованию художественных средств древнегреческие басни привнес красочные живые картины, для создания которых использовал иронию, метафоры, сравнения и пр. В баснях Крылова появились сюжетная интрига, метко прорисованные характеры персонажей, колоритная речь, виртуозные диалоги.Крылов делал авторские переводы и басен Лафонтена. Заимствованные сюжеты классических басен в творчестве Крылова обрели национальный колорит. Помимо переводных произведений, у баснописца есть много оригинальных басен, их сюжеты были взяты из жизни его современников, связаны с проблемами российского общества.Сам Крылов писал: «Люблю, где случай есть, я пощипать порок».
«Тришкин кафтан»
В своем произведении, Крылов поднимает весьма актуальный для своего вопрос обедневших помещиков. Чтобы раскрыть смысл басни обратимся к истории. В период, предшествующий воне 1812 года, многие помещики обеднели из-за того, что привыкли жить на «широкую ногу».
Чтобы не ограничивать себя в возможности веселиться и гулять, они начали массово закладывать в залог свои поместья, чтобы получить кредитные средства. Прогуливая все деньги, помещики не могли выплатить необходимые проценты и лишались своих имений. Именно такие расточительные дворяне и стали прототипам Тришки, который чинил свой кафтан неразумно, и в итоге остался вовсе без него.