Басня «свинья под дубом» (иван крылов)

Краткое содержание

В соответствии с канонами направления, главная героиня истории — свинья. Она добывает себе пищу под дубом, возраст которого насчитывает несколько веков. На земле лежит много желудей, и свинья выкатывает их, зарываясь в почву пятаком. Поскольку животное приходит к дереву часто, постепенно еды становится всё меньше. Свинья начинает копать глубже, не замечая, что корни векового исполина оголяются.

На ветвях дуба сидит ворон. Он делает гостье замечание, говоря, что дерево может пострадать. Однако глупая свинья не тревожится этими проблемами. Главное для неё — насытится, а до состояния дуба нет никакого дела. Поскольку у ворона не получилось что-либо доказать свинье, с ней попытался побеседовать дуб. Дерево объясняет животному, что на щедрость нельзя отвечать неблагодарностью. Свинья могла кушать жёлуди, сколько хотела, а в ответ она начала причинять вред тому, кто их даёт.

Но неразумное животное думало, что пища падает с неба, а дерево здесь ни при чём.

Ворона и Лисица

У Крылова много забавных и поучительных басен. Мне нравится «Ворона и Лисица». Ее герои похожи на людей. Автор пишет с большой буквы эти слова, потому что подразумевает нас, наделяет своих героев человеческими качествами.

Лисица хитрая, льстит Вороне, говорит комплименты. Все потому, что хочет выманить у глупой птицы сыр, которым та собралась позавтракать. Она расхваливает носок, перышки, шейку, голосок. Просит спеть. Хотя Лисица и обманывает, она мне нравится своей сообразительностью, находчивостью. Умеет говорить так, что ей верят. Немногие герои басен могут похвастаться этим умением

Осторожно подходит к объекту, на цыпочках

Ворона простодушная, глупая, доверчивая. Слушает лживые речи, не понимая того, что ей говорят неправду. Ангельского голоска у нее было, красотой особенной не отличалась. Однако красивые слова понравились. Ворона, оказывается, сестрица, голубушка, свет. Поддавшись на уговоры, льстивые слова, она пытается петь. Спеть не получилось, только каркнула во весь голос. Сыр потеряла, обманутой оказалась. Поэтому особой симпатии у меня эта героиня не вызывает.

Басня – сплошные восклицания. Лиса говорит восклицаниями. Восхищаться надо правдиво, чтобы поверили, действует целенаправленно. У Вороны нет дыхания, слов: сыр сказать мешает. Но только рот открыла, плутовка утащила завтрак.

Мораль басни я понимаю так. Люди должны отличать правду от лжи, иначе их просто обманут. Пользоваться такой уловкой тоже не следует. Это произведение учит быть честными, сообразительными, правильно оценивать себя.

Творчество в зрелые годы

Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Ивана Андреевича, определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года начинающий баснописец приехал в Санкт-Петербург. В этом городе он прожил все последующие годы.

Его жизнь вошла в однообразное и мирное русло. Он принимает активное участие в столичной литературной жизни, становится членом литературных и научных сообществ. Близко знакомится с известнейшими писателями того времени. Живёт по соседству с переводчиком «Илиады» Н. И. Гнедичем и является сотрудником Публичной библиотеки.

Крылов сближается с президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В доме Олениных в те годы собирались известные учёные, писатели, художники. Бывали Шаховский, Озеров, Гнедич, Батюшков, позже Пушкин и многие другие популярные люди. В дом сразу же попадали все литературные новости, вновь появившиеся стихотворения, информация об интересных книгах, самобытных картинах.

С приходом к власти Александра I в стране набрали силу либеральные веяния. В результате этого Иван Андреевич Крылов вновь вернулся к литературной деятельности. Наряду с баснями, которые стали основным видом его деятельности, в 1806-1807 годах были написаны такие комедии как «Модная лавка», «Урок дочкам», «Илья-Богатырь». Они имели успех у зрителей и были проникнуты любовью и уважением к русской национальной культуре.

В них жизненно правдиво, весело, метко было показано невежественное провинциальное дворянство. Оно благоговело перед всем иноземным, и в результате своего легковерия позволяло иностранным проходимцам себя обирать и дурачить. Но народную славу Крылову принесли не комедии, а басни.

В 1809 году вышла первая книга басен Ивана Андреевича. И с тех пор в течение четверти века всю свою энергию он отдавал написанию басен. В 1811 году его избрали членом «Беседы любителей русского слова», объединившей писателей старшего поколения. В это время Крылов уже не был похож на того дерзкого бунтаря, который осмеливался задевать стрелами сатиры саму императрицу.

Он становится степенным, неторопливым, замыкается в себе, а окружающие начинают считать его чудаковатым. Да и как не считать, если Иван Андреевич Крылов мог теперь часами сидеть у окна в своей комнате с трубкой в зубах, раздумывая о течение человеческой жизни.

О его рассеянности и лени стали ходить легенды. Говорили, что он как-то явился во дворец в мундире, пуговицы на котором были замотаны портным в бумажки. А Пушкин, близко знавший Крылова, писал о нём в то время как о ленивом чудаке.

Однако друг Пушкина П. А. Вяземский вовсе не считал Ивана Андреевича чудаком. Он прозорливо написал: «Крылов вовсе не был рассеянным и простосердечным Лафонтеном, каковым все его долго считали. Во всём и всегда он был чрезвычайно умён. Его призванием были басни.

В них он мог многое говорить, не притворяясь, и под личиной животных касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых у него не хватало духу прямо доходить».

И. В. Тургенев, встретивший знаменитого баснописца в молодости, так описал его облик: «Крылова я видел всего один раз на вечере у одного петербургского литератора. Он просидел более 3-х часов неподвижно между двумя окнами и за это время ни слова не молвил.

Одет он был в просторный поношенный фрак, белый шейный платок, сапоги с кисточками облекали его тучные ноги. Он опирался руками на колени и ни разу не повернул голову. Только глаза двигались под нависшими бровями. Нельзя было понять: слушает ли он или просто так сидит».

Таков был Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. В молодости он зарекомендовал себя бунтарём, дерзко нападавшим на власть придержавших, а в зрелые годы притаился, напустив на себя образ ленивого чудака. Правду об окружающем мире он стал выражать через басни, умело пряча свои подлинные мысли и чувства.

Анализ стихотворения Маяковского «Отношение к барышне»

Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но и взаимоотношений с женщинами. Считается, что музой поэта была Лиля Брик, однако это не мешало Маяковскому заводить романы на стороне. К некоторым из своих избранниц, среди которых – русские эмигрантки Татьяна Яковлева и Мария Денисова – поэт питал действительно очень возвышенные и нежные чувства. Другие женщины, в числе которых Элли Джонс и Лилия Лавинская, рожали от Маяковского детей.

Подробнее…

Стрекоза и муравей

Одной из самых популярных басен Крылова, является «Стрекоза и муравей», ее часто используют абитуриенты для поступления в актерский и театральный Вуз.

Эта басня стала и моей любимой, поскольку учит трудолюбию и преодолению каких либо препятствий на пути к намеченной цели.

Автор не зря выбрал главными героями басни Стрекозу и Муравья.

Как и присущи муравью как насекомому, качества трудоголика, он по сюжету басни работал все лето, запасая припасы на зиму. А легкомысленная Стрекоза же, не заботясь о собственном пропитании на будущее, и тем более о зимовке, проводила лето красное, порхая с ветки на ветку, с кустика на цветок и распевала песни. Как и многие люди, ей присуща та черта, которая отнюдь не является положительной – это жить одним днем, а там будь, что будет.

Стрекоза – как ей это и присуще, олицетворение праздности, легкомыслия и беспечности. Как результат беспечности она остается без средств к дальнейшему существованию долгой и холодной зимой. Поняв ошибку своей легкомысленности, Стрекоза просит помощи и приюта у Муравья, который предупреждал ее о том, что необходимо позаботиться о себе и о припасах на зиму.

Но поддержки у него она не нашла, Муравей не проявляет к ней милосердия и отказывает ей в приюте, поскольку считает, что беспечность должна быть наказана.

Мораль басни о трудолюбии должна быть применима не только в отношении одного человека, а страны в целом, заботясь об экономики и экологии и прочих проблем человечества.

Басня – это такое произведение, которое высмеивает пороки и недостатки общества в целом и каждого человека в отдельности. Действующими героями басен в основном являются животные, растения или просто вещи, олицетворяющие некие качества и характерные черты людей.

Анализ произведения «Свинья под дубом вековым» Ивана Крылова

История произведения:

Иван Андреевич Крылов написал произведение (сказку) Свинья под дубом в 1823
году. Автору было 54 года, на тот момент он уже несколько лет работает в
Публичной библиотеке. Произведения автора Крылова уже известны не только в
России, но и в Европе, его басни переводят на европейские языки. Он известен как
лучший баснописец.

Басня «Свинья под дубом» впервые напечатана на страницах «Северной пчелы».

Литературный анализ басни про свинью

Каков образ главного героя Свиньи? Свинья – отрицательный герой
произведения, характеризуется  отрицательными
чертами.

Следующие слова доказывают это:

  • «Свинья наелась жолудей»
  • «До-сыта, до-отвала»,
  • Далее Свинья«выспалась под ним»
  • «Глаза продравши»: здесь мы видим просторечие, как и «рыло».
  • Главная героиня начинает рыть корни дерева, под которым только что спала.

Второй главный герой басни – Ворон.

Ворон: оно засохнуть может.

Свинья: «Хоть век его не будь»: гипербола.

Мы видим невежество Свиньи, которая даже не прослеживает связи между Дубом
деревом, его же плодами, она всегда только и роется в земле.

«Я от них жирею»: эгоцентризм.

Третий герой произведения: сам Дуб, выразивший свое отношение к Свинье
эпитетом «неблагодарная!»

Глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство
немногих сказанных им слов.

«Эти жолуди на мне растут».

Но, наша героиня Свинья может слышать только себя.

Чем заканчивается эта история не вполне понятно. Поняла ли Свинья урок или
нет, можно догадаться.

Мораль и основная суть

Мораль сей басни отражает конфликт в область широкой метафоры, переносит
нас в наше человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». Но ведь
и невежды пользуются плодами «ученых трудов» каждый день.

Крылов пишет, что невежественные люди находятся «в ослепленье», он их как бы жалеет. Существует опасность размножения Свиней. Ведь если из будет много, страдать будут все — Дуб, но и Ворон итд. Противостоять Свиньям сложно. Басня высмеивает Свинью. Это и есть главная мысль рассказа, ну а нам с вами нужно сделать вывод и следить, чтобы не стать Свиньей в своей жизни.

Тема высмеивания

Басня высмеивает невежество человека. В произведении рассматривается слепая глупость без каких-то возможных проблесков.

Глупец слеп. Это относится и к обезьяне, которую Медведь из басни «Зеркало и Обезьяна» хотел научить смотреть на собственные недостатки, прежде чем унижать остальных, и к Свинье, пытавшейся разрушить Дуб, дающий ей плоды. В этом случае рассматривается только одно качество, но в различных его проявлениях.

Во времена писателя людей, отрицавших науку и знания, было немало. Но это еще не самая большая беда. Важней то, чтобы человек не сделал поспешных действий и выводов — таких, что отрицательно скажутся на обществе. Если что-то осуждать, нужно в первую очередь подумать, компетентен ли критик в этой проблеме, на самом ли деле то, что он пытается осудить, является бесполезным.

Чаще всего это не так. Не каждый может думать шире и смотреть на вещи под различными углами. Негативное отношение к познаниям появляется не из-за того, что от науки нет толка, а из-за обычной лени.

Естественно, невежды это не могут признать, а утверждают, что только ученье виновато в их несчастьях. Конечно, вина не в знаниях, а в их отсутствии. Помимо того, если человеку не требуются какие-то блага, не нужно считать, что они не нужны другим людям. Разрушая что-то из-за собственной неприязни, необходимо подумать: «Может быть, не трогать это и оставить в покое? Для меня это бесполезно. Но что, если это смогут использовать остальные люди?».

Анализ, мораль басни Крылова «Свинья под Дубом»

Басня «Свинья под Дубом» увидела свет в 1825 году, когда Иван Андреевич уже стал мэтром басенного жанра, имел награды за литературные заслуги и публиковался за рубежом

Но это никоим образом не повлияло на тщательность, энергию и внимание, с которыми он работал над словом, что подтверждается сличением и рукописей, и многочисленных изданий

Развитие сюжета басни происходит в форме беседы трех персонажей – Дуба, Ворона и Свиньи. Такой малоприятный персонаж, как Свинья, стал идеальным воплощением осуждаемых автором недостатков. Образ Ворона, антипода Свиньи – способный к предвидению, вещий символ здравомыслия, но вряд ли его слова производят на героиню хоть какое-то впечатление. Дуб символизирует кормильца, источник благ.

Прелесть и непреходящая ценность басен Крылова – в их своеобразии и живом, цветистом языке. Он доступен даже детям. В тексте имеются архаизм «бранит», разговорное «не будь», «прок» в значении «польза», устаревшее «коль», «когда бы» в значении «если бы» («когда бы вверх могла…»), усечение местоимения «это» – «то», просторечные слова и обороты «с Дубу», «примолвил» в значении «добавил, дополнил», «глаза продравши», «жирею». Они гармонично вплетены в ткань стихотворения и добавляют басне народный колорит.

Частотность глаголов и глагольных форм в небольшом по объему произведении подчеркивает приоритет действия. Поэтому в басне сравнительно мало эпитетов – это «вековой дуб», «ученый труд», «неблагодарная», но имеются длинные ряды однородных сказуемых – «наелась …, выспалась, встала и …подрывать стала», «вижу, не пожалею, жирею», имеется и ряд однородных дополнений – бранит «науку и ученье, и …ученые труды». Среди других средств художественной выразительности: синонимы – «досыта, до отвала», эллипсис – «лишь были б (на нем) желуди», фразеологизм – «век его не будь».

Устаревший оборот «вкушать плоды» употребляется в переносном смысле, в контексте басни он приобретает значение «пользоваться результатами труда». Многочисленные примеры инверсии – «под Дубом вековым», подрывать у Дуба корни стала», «меня то не тревожит», «проку мало вижу я», «лишь были б желуди», «могла поднять ты рыло», «тебе бы видно было» – объясняются в основном необходимостью рифмовки.

Басня «Свинья под Дубом» обличает жадность, воинствующее невежество, неспособность выстроить простейшие причинно-следственные связи, узость кругозора и тупое самодовольство – ведь Свинья не понимает и не хочет понять, что ее кормит именно Дуб. Она видит и понимает исключительно собственную выгоду, жиреет здесь и сейчас, не думая о завтрашнем дне. Свинья буквально не видит дальше собственного носа. Отоспавшись и проголодавшись, она беспечно подрывает Дуб в надежде отыскать присыпанные землей желуди: ее алчность преодолевает здравый смысл.

Мудрый, повидавший жизнь поэт-патриот словами небольшой емкой басни призывает читателей просчитывать последствия своих поступков, какой бы необходимостью они не были продиктованы. Поэтому произведение необычайно актуально и сегодня, когда ради «крупных желудей» находятся желающие подрывать основы государственности, неспособные посмотреть наверх. Или когда бездумно, хищнически расходуются природные ресурсы. Автор подчеркивает, что невежда способен только разрушать, но никогда и ничего не способен создать.

Несмотря на упоминание о науке и ученых трудах, мораль басни гораздо шире. Иван Андреевич призывает уважению чужого труда независимо от того, связан он с наукой или нет. Необразованность, невежество автор приравнивает к серьезному физическому пороку – слепоте, которую человек, не желающий учиться, приобретает добровольно.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: