Развивающие игры для детей 1 2 3 года

Игры со словами для самых маленьких

Специалисты утверждают, что в двухлетнем возрасте словарный запас ребёнка включает около 50 слов. Однако многие малыши в этом возрасте произносят гораздо меньше слов. С помощью речевых игр взрослые могут помочь малышам заговорить.

«Скажи, что это»

В продаже имеются книги с большими понятными картинками и минимумом текста для маленьких детей, а также карточки различной тематики. Рассматривая такие иллюстрации, чётко произносите, что нарисовано на них, и, если это возможно, просите повторить малыша звукоподражание, которое относится к данному слову: «Это собака. Она говорит: «Гав-гав». Скажи: «Гав-гав!».

Картинок не должно быть много. На первое время отберите 5–6. Через какое-то время таких занятий, разложите картинки на столе или на полу, чтобы ваш ребёнок их все видел, и попросите его найти какое-нибудь изображение: «Где котик? Кто говорит: «Мяу-мяу?». Ребёнок должен остановить на нужном изображении взгляд или показать на него пальчиком. Карточки, с которыми малыш уже хорошо знаком, постепенно заменяйте другими, пока малознакомыми.

Маленькие дети ещё сами не умеют организовать игру, поэтому им важно участие взрослого

«Чудесная коробочка»

Возьмите яркую коробку (корзинку, красивый мешочек), сложите в него разные небольшие предметы (игрушки). Доставайте из коробки по одному эти предметы, называйте, что это, и отдавайте малышу. Пусть рассмотрит их хорошенько. Затем предложите сложить всё на место. И опять, когда берёте предмет в руки, громко, одним словом, называйте, что это.

Если все игрушки ребёнка всегда у него на виду, они быстро наскучивают ему. У моих детей игрушек много. Когда мой старший сын был маленьким, я всё его имущество раскладывала по небольшим коробкам. Доставала ему по одной коробке и он подолгу рассматривал её содержимое, затем складывал всё назад. Если к какой-то коробке не было доступа хотя бы неделю, игрушки в ней воспринимались малышом, когда он получал её, как новые.

Разбирая и складывая по местам с ребёнком игрушки, чётко и разборчиво проговаривайте их названия

Польза артикуляционной гимнастики

Речевая гимнастика – это своеобразная логопедическая тренировка, позволяющая правильно освоить произношение слов родного языка. Владея речью, детям проще высказывать свои желания и мысли. Задача взрослых – научить малыша выговаривать слова грамотно и понятно. Естественно, что в 2-3 года трудно точно определить речевую проблему, однако артикуляционная логопедическая гимнастика играет здесь роль профилактики.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: упражнения для ребенка, если он не выговаривает букву «р»

Если мы обратимся к законам логопедии, то найдем в них мудрые и полезные рекомендации для родителей. Используйте для речевой гимнастики с детьми следующие правила:

ИНТЕРЕСНО: список развивающих книг для детей от 2 до 3 лет

Проводите упражнения регулярно, чтобы развивать и закреплять освоенные навыки.
Опасайтесь увлечься и отвратить малыша от занятий. Предлагайте для тренировки 2-3 упражнения.
Продолжительность одного занятия с 2-4 летними малышами не должна превышать 10-15 минут.
Полезно в течение дня закреплять пройденные упражнения. Просто попросите малыша повторить пройденное, чтобы удостовериться, что он его запомнил.
Обязательно облекайте ваши занятия артикуляционной гимнастикой в игровую форму (рекомендуем прочитать: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет?)

Малышам легче сосредотачивать внимание на увлекательной игре, чем на скучном уроке.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие занятия для детей с 2 лет

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Для тренировки речи разработаны специальные упражнения, которые ребенок может освоить с помощью взрослых. Используйте видео для отработки навыков. Проводите артикуляционные тренировки так:

  1. Предлагаем ребенку открыть рот и на несколько секунд замереть в такой позе. Для удобства обучения называем эту позу «Открой и закрой ворота».
  2. Следующий урок называется «Покажи забор». Ребенок должен сомкнуть зубки и показать их вам, широко улыбаясь.
  3. «Чистим зубки». Попросите ребенка открыть рот и поводить по зубкам языком, дотрагиваясь до внешней и внутренней поверхности зубов.
  4. «Рисуем языком» Высунув немного язык, малыш должен рисовать им, мысленно представляя, что он рисует. Кружок-мяч, елочка, дорога – все, что легко выполнить язычком.

Если вы замечаете, что речевое развитие вашего сокровища явно задерживается, либо во время беременности или родов малыш получил стресс или травму, вы подозреваете, что причина в серьезной патологии – немедленно покажите кроху специалистам. Помните, что активное развитие речевых навыков приходится на возраст от 1 года до 3-х лет, когда вы должны следить за этим процессом и вовремя его корректировать. Наверстать упущенное время в 4-5 лет будет гораздо труднее, вплоть до того, что у малыша может остаться речевой дефект.

Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Как влияет мелкая моторика на развитие речи?

Мелкая моторика оказывает существенное влияние на становление речи. Принцип заключается в том, что при выполнении упражнений на мелкую моторику в головной мозг поступает импульс, начинается работа мозга. Дома можно предложить малышу игры с обычными предметами. Предлагаем такие домашние игры:

  • Найди, что на дне. Возьмите две мисочки, в одну насыпьте фасоль, в другую – гречку. Под крупу положите маленький сюрприз, предложите малышу порыться в крупе обеими руками, чтобы достать подарок (рекомендуем прочитать: хорошие и приятные подарки на рождение девочки).
  • Найди одинаковые пакетики. Заготовьте 9 матерчатых мешочков, положите в каждые три одинаковый материал: вату, бумагу, крупу. Попросите ребенка по ощущениям определить три мешочка с одинаковым содержимым.
  • Веселый Еж. Берем плотную бумагу или картон, вырезаем из нее фигурку ежа, закрепляем по краю прищепки, которые имитируют у нас иголки. Предлагаем ребенку снимать прищепки и закреплять снова.
  • Много – мало. Игра направлена на изучение количества. Раскладываем игрушки на две кучки, маленькую и большую. Объясняем ребенку, что означает много и мало.
  • Раскраски. Покупайте книжки-раскраски, пластилин, карандаши, бумагу для рисования. Пусть малыш рисует часто и много, сколько ему хочется, поощряйте его творчество, хвалите. Одновременно изучайте с ним цвета, размеры, формы.

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и  запястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)

Ворона

У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )

Машинка

Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)

Самолеты

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки-мышки

Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Паровоз

Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

Речевая игра с малышами 10. Какие бывают кастрюли.

Идея речевой игры – Анастасия Ш.

Рассмотрите разные кастрюли – большие и маленькие, настоящие и игрушечные. Какие они?

Используйте разные характеристики кастрюль при чтении стихотворения. Например, если нарисовать на игрушечной кастрюле хитрые подмигивающие глаза и улыбающийся ротик – то это кастрюля – хитрюля. Может быть кастрюля – малышка (самая маленькая кастрюлька в Вашем доме). И когда Вы играете с ней, то меняете слова так: «Кастрюля – малышка нам кашку сварила…». Может быть добрая кастрюля – как ее назвать? Кастрюля – добрюля! Малыш может сам выбирать, какая кастрюля будет ему варить кашку и называть ее характеристики.

Читая стихотворение во время игры, можно заменить и блюдо — кашу можно заменить на супчик, компотик, гречку, омлетик. («Большая кастрюля омлетик сварила», «Малышка – кастрюля пюре нам сварила» и так далее по конкретной ситуации, в которой сейчас находится малыш).

Ну и конечно же накрываем кастрюльку во время «варки» платочком.

Виды и примеры дидактических игр для дошкольников

Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные дидактические игры.

Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.

Игры с предметами

1. Волшебный мешочек

Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.

2. Радуга

Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.

Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.

Настольно-печатные игры

Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:

  1. Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
  2. Пазлы.
  3. Лото.
  4. Картинки: найди различия.
  5. Картинки: подбери пару.
  6. Лабиринты.
  7. Конструкторы.

Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.

Словесные игры

Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.

1. Кукла

Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.

2. Кого нет?

Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.

3. Кубик

Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?

4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.

Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.

Артикуляционные упражнения по развитию речи

Детские органы артикуляции (язык, губы, зубы) еще недостаточно развиты, чтобы ребенок мог полноценно разговаривать (осуществлять речевой акт). Для этого требуются окрепшие мелкие мышцы, которые нельзя путать с крупными мышцами, развивающимися за счет жевания, глотания или сосания. Их укрепляет артикуляционная гимнастика как совокупность упражнений для органов речи, помогающая подготовиться к нагрузке во время разговора. Обычно она проводится дважды в день (с утра и после дневного сна), сидя перед зеркалом.

В языковые игры малыши как правило играют с огромным удовольствием. Начните занятие, расположившись вместе с ребенком поудобнее перед зеркалом. Выполняйте самые разные движения губами и языком, а малыша попросите повторять за вами. Свои гримасы сопровождайте небольшими историями. Такая зарядка для рта поможет совершенствовать малышу свою речь.

Кроме того, вы можете использовать специальные детские артикуляционные упражнения, статические и динамические. Достаточно будет 2-3-х продолжительностью около 5 минут.

Развиваем умение произносить простые слова

• « Тук- тук»

Постукивая по столу, миске или чашке, произносите: « тук-тук, тук- тук».

Задайте вопрос: «Кто так стучит?», ответьте — дятел.

Или едет поезд, и колёса стучат: « тук-тук».

А может папа стучит молотком « тук — тук-тук»?

Побуждайте малыша повторять за вами простые слова.

• « Дай- дай»

Поиграйте с малышом в его любимые игрушки.

Затем поставьте их перед ребёнком и попросите дать одну из них, произнеся: « дай-дай-дай».

После этого спрячьте её и научите малыша просить вас: «дай-дай».

Играя, он научится произносить слова.

• « Топ- топ»

Ведите малыша за ручки, читая стишок:

Встань, малыш, ещё разок

Сделай маленький шажок,

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ- топ!

Шагая, произносите слова: «топ- топ», побуждая малыша повторить.

Литература:

Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.

Дидактические игры по речевому развитию в первой младшей группе

Выступление на районном методическом объединении воспитателей раннего дошкольного возраста

По теме «Игровые упражнения, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

СП МДОУ детский сад №6

Тулешова Светлана Александровна.

г.Маркс-2018год

Добрый день, коллеги. Хочу представить вам опыт работы по теме «Игровые упражнения, способствующие речевому развитию детей младшего дошкольного возраста»

Основные требования

к организации речевой активности детей первой младшей группы это:

Создавать условия для познания окружающего мира и общения, направленные на установление контактов с взрослыми и сверстниками. Приучать слушать и слышать друг друга.

Организовать совместное, самостоятельное рассматривание детьми картинок, иллюстраций для формирования инициативной речи, побуждающие говорить.

Речь воспитателя должны быть эмоциональной, четкой, доступной.

Задачи

по реализации программы по образовательной области «Речевое развитие» в первой младшей группе представлены на слайде. И они схожи с программами других детских садов.

Проблемы речевого развития детей есть и в первой младшей группе, которые я стараюсь решить, с помощью речевых игр и упражнений. В этом мне помогает сенсорный стол, в котором находятся пособия, выполненные из качественного дерева. Ведь речевое развитие не может быть без

сенсорного развития ребенка. Чтобы развить речь необходимо развивать восприятие и формировать представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

А это, по сути и есть 6 признаков, которые предлагает МК «Я познаю мир» (цвет, форма, следы времени, место, размер). Со второй половины года я знакомлю детей с этими символами с помощью игровых упражнений.

Дидактическая игра «Разноцветный кубик»

Цель:

Развивать речь и закрепить основные цвета, закрепить знание символа признака «цвет».

У кубика стороны разного цвета, одна сторона белого цвета с прозрачным карманом. Ребенок бросает кубик, если выпадает грань зеленого цвета, то после слов «Один, два, три, объект зеленого цвета принеси», ребенок ищет в группе объекты этого цвета и приносят их. Если выпадает стороны белого цвета, то ребенок сам выбирает цвет и приносит объект этого цвета, проговаривая, что принес и какого цвета.

Дидактическая игра «Цветная дорожка».

Дети выкладывают объекты по цвету дорожек, а так же пристегивают цветы в соответствии с цветом дорожки.

Совместно с родителями изготовлены книжки-малышки про овощи. В книжках собраны стихи ,которые мы учим и загадки ,которые дети отгадывают.

Развиваем умение выполнять сюжетные действия с игрушками

• « Игры с куклой»

Для игры возьмите куклу и совершайте с ней различные действия: водите её на прогулку, нечаянно уроните, пожалейте, попляшите, накормите, уложите спать.

Передайте игрушку малышу, побуждая его повторить сюжетные действия.

Не торопитесь, будьте терпеливы и последовательны, поддерживайте малыша.

После игры с куклой научите ребёнка переносить сюжетные действия на другие игрушки.

Учите повторять простые слова: « ля- ля, бай-бай, топ- топ»

• « Кто кричит?»Возьмите книжку с картинками или набор игрушек с домашними животными.

Читая стишок, демонстрируйте и произносите название зверей:

Гусь с гусятами живет

В доме на лужайке.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка!

Га-га-га-га-га!

Вот коза козлят ведет

Прямо на лужайку.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка!

Ме-ме-ме-ме-ме!

Воронят своих зовет

Ворон на лужайку.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка!

Кар-кар-кар-кар-кар!

Побуждая малыша произносить звуки, показывайте животных, спрашивая: « Как коза подаёт голос?» или « Как гусь подаёт голос?»

Игры для формирования связной речи

Грамотная и красивая речь — это, в первую очередь, умение связно излагать свои мысли. Формирование связной речи как бы обобщает работу предыдущих направлений, поэтому в играх будет прослеживаться связь обогащения словаря с грамматическим строем речи, воспитанием звуковой культуры.

Что будет, если…?

Игра хорошо развивает умение осмысленно вести диалог, расширяет словарный запас, воспитывает культурную речь дошкольников. Можно начинать играть с четырех — пяти лет, постепенно усложняя действия в старшем дошкольном возрасте. Правила достаточно просты: взрослый начинает фразу, как причину, а ребенок заканчивает следствием. Тематика может быть различной: погода, природа, животный мир, предметы быта и другое. Например,

  • Если мы посадим в землю семечко, то … (вырастет цветок).
  • Если не поливать растение, то…(оно погибнет).
  • Если пошел дождь, то…(нужно взять зонтик, надеть сапожки).
  • Если есть холодное мороженое, то…(заболит горло).

Как вариант, можно видоизменить фразы, которые могут заканчиваться не следствием, как в первом варианте, а причиной. Например,

  • Дети одеты в теплые курточки, потому что…(на улице холодная погода).
  • Мы уезжаем отдыхать, потому что…(у мамы и папы отпуск).
  • Кошка любит молочко, потому что…(оно вкусное).
  • Брат учится в школе, потому что…(он большой).

Обязательно поощрять оригинальные ответы ребятишек, а самые интересные записывать, чтобы потом обсудить на семейном совете и похвалить ребенка.

«Реклама (словесный рисунок предмета)»

В этой игре может принимать участие вся семья, так как желательно показать ребенку различные варианты описания предметов. Взрослые подают пример, как правильно охарактеризовать любой предмет, чтобы захотелось с ним поиграть или воспользоваться в бытовой ситуации. Водящий закрывает глаза, а один из участников рассказывает о предмете. Водящий старается отгадать, о чем идет речь. На первом этапе лучше использовать предметы, очень хорошо известные ребенку, например, домашние бытовые или съедобные, или игрушки, Затем, по мере накопления знаний, надо рассказывать о других предметах, которые можно увидеть в игрушечном магазине или продовольственном. Например,

  • Это кухонная посуда, она металлическая, с прозрачной крышкой. У нее есть дно, стенки, ручки. Без нее нельзя приготовить вкусный суп или компот (кастрюля).
  • Её любят и взрослые, и дети. Она может быть круглой или как кирпичек, белой или коричневой, в обертке или коробке. Она очень сладкая на вкус, без нее будет грустно на празднике, ею можно даже украшать ёлку (конфета).

Взрослые должны поощрять ребенка, когда он попытается составить свое описание предметов. После игры можно устроить семейное чаепитие, весело обсуждая рекламы участников игры.

Такие дидактические игры по развитию речи у дошкольников обязательно помогут родителям сформировать у дошкольника грамотную красивую речь, что поможет ему успешно обучаться в школе.

Развиваем умение произносить новые слоги

• « Играем в повторялки»

Выполняя различные действия: постукивая по мячику, по полу, хлопая в ладоши, произносите новые слоги.

Побуждайте ребёнка повторять ваши движения и слоги, радуясь успехам вместе.

• « Зеркальные забавы»

Присядьте с малышом перед зеркалом.

Произносите различные звуки, раздувайте щеки, фыркайте и шипите, привлекая внимание ребёнка. Побуждайте его издавать подобные звуки, подражая вам

Побуждайте его издавать подобные звуки, подражая вам.

Произносите новые слоги, напевайте их с различной интонацией голоса.

• « Песенка по слогам»

Совершая домашние дела, напевайте разной интонацией голоса имя ребёнка или пойте песенки по слогам, которые он не умеет произносить.

Это занятие научит малыша прислушиваться к тембру вашего голоса и повторять за вами новые слоги.

Игры для развития речи у младенца

Ниже вы найдете список игр с младенцем. Они представляют собой простые упражнения, которые подходят для определенного возраста.

От 3 месяцев

«Следи за взглядом»

Что развивает: зрительную и слуховую концентрацию.

Взрослый берет малыша на руки и держит в вертикальном положении. Голова крохи должна опираться о плечо родителя. Затем другой рукой возьмите в руки погремушку. Простая игрушка не подойдет, т.к

она не издает привлекающих внимание звуков. Возьмите и потрясите погремушку, чтобы малыш посмотрел на нее

Затем медленно отведите ее в сторону на 20-30 см. Зафиксируйте положение. Так малыш сможет сконцентрировать свой взгляд. После нескольких таких упражнений, ребенок сможет фокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижной игрушке.

«Напеваю-говорю»

Что развивает: вызывает интерес к общению, стимулирует издавать звуки и отвечать на речь другого человека.

В эту игру играют многие родители и даже не подозревают, насколько это развивает ваше чадо. Ребенок должен лежать на спине. Наклонитесь над ним, примерно на расстоянии 30 см. Поулыбайтесь малышу и поговорите. Во время разговора растягивайте, как бы пропевая гласные звуки. Не путаем их с гласными буквами, которых в русском языке 10.

Гласные звуки: , , , , , .

Общаемся так в течение нескольких минут. Уже через пару таких занятий ребенок начинает улыбаться, когда к нему обращаются. Он начинает бурно реагировать, дергать ручками и ножками. Помимо этого, он начинает издавать звуки. Это реакция оживления, которая сохраняется некоторое время даже после прекращения общения.

От 6 месяцев

«Кто где зовет?»

Что развивает: слух, ребенок начинает различать голоса и может соотносить, кому он принадлежит.

В такую игру нужно играть втроем. Родители ложатся рядом по обе стороны от крохи. Постарайтесь, чтобы он не видел ваши лица. Пусть кто-то один произнесет имя малыша. Сделать это нужно с любовью, напевая. Ребенок скорее всего повернет голову в вашу сторону. Когда он это сделает, то порадуйтесь: «Вот твой папа!». После, эстафету принимает мама и делает то же самое. Малыш будет разделять вашу радость и понимать, что у него все получается.

«Как тебя зовут?»

Что развивает: ребенок начинает выделять из разговора свое имя. Постепенно он идентифицирует себя с этим словом и начинает реагировать на него.

Малыш может лежать на спине или животике. Родитель должен встать так, чтобы кроха его не наблюдал. Начните называть какое-то имя, которое непохоже по звучанию на имя вашего крохи. Произнесите его несколько раз, с интервалом в 1-2 секунды. Затем сделайте паузу (2-3 секунды), после чего проговорите имя малыша. Сделайте снова паузу и повторите чужое имя. Делайте так 2-3 раза. Помимо игры, чаще обращайтесь к малышу по имени. Улыбка и доброжелательный, ласковый голос поможет ему запомнить.

Двигательные игры

«Хватай игрушку»

Что развивает: умение обращаться с предметами, удовлетворяет хватательный рефлекс, физически развивает.

Исходное положение этой игры — лежа на спине или животе. Мама берет 2 игрушки, но такие, за которые малышу будет удобно схватиться. Положите их на таком расстоянии, чтобы малыш мог до них дотянуться, но не так легко. Чтобы схватить игрушку, ребенку нужно будет слегка потянуться.

«Разворот, переворот»

Что развивает: малыш учится ориентироваться на звук. Стимулирует к физической активности, учит переворачиваться.

Кроху укладывают на живот

Перед ним поставьте игрушку, которая бы издавала звук и привлекала внимание. Например, неваляшка или музыкальная игрушка, уточка-пищалка

Когда малыш на нее посмотрит и попытается за ней дотянуться, начинайте отводить ее в сторону. «Очертите» круг, убирая игрушку за спину малыша. Чтобы продолжать за ней следить, ему придется перевернуться.

Как развивается речь до года. Норма и задержка

В возрасте до одного года начинает формироваться понимание речи. Ребенок устанавливает связь между предметом и обозначающим его словом. После нескольких повторений и показа предмета он сам отыскивает его после вопроса взрослого («Где часы?», «Где собачка?»).

До 12 месяцев активный словарь малыша насчитывает 15-20 слов, а пассивный – до 250 и более.

Причины «долгого молчания», не связанные с состоянием здоровья

  • Генетика. Возможно, один из родителей долго не начинал говорить. Может сработать наследственный фактор
  • Личные способности. Здесь играет роль не только генетика. Чем больше родители общаются с ребенком и развивают его, тем больше у него интерес к изучению всего нового. Если ребенок много времени проводит один в манеже, сидит один напротив телевизора, то развитие речи существенно замедляется, пассивный и активный словарь не развиваются.
  • Половая принадлежность. В большинстве случаев девочки начинают говорить раньше, и их словарь растет быстрее. При этом мальчики начинают говорить позже, но более осмысленно, легче переходят на простейшие фразы
  • Зачем напрягаться? Если родители по одному взгляду, указующему пальцу и выразительному «Ы»  определяют, что нужно любимому чаду, то зачем учиться говорить в принципе?
  • Стресс. Долгое отсутствие мамы, переезд, ссоры, громкие пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его, сделать замкнутым и молчаливым на долгое время.

Как вызывать речь у неговорящего ребенка до 1 года

Игры на подражание у ребенка до 1 года

«Вынимаем из ведра». Показать ребенку, как можно по одному доставать из ведра (из коробки, из корзинки) кубики, шарики, мелкие игрушки. Побуждать его к повторению действий взрослого.

«Пирамидка». Снимать кольца с пирамидки, приговаривая «Так! Так!», побуждая ребенка к повторению.

Игры на развитие понимания речи до 1 года

«Прятки». Закрыть голову малыша, сидящего перед зеркалом, платком. Спросить: «Где Коля?», снять платок: «Вот Коля!»

«Ай, да мячик!». Поиграть с мячиком, отбивая его об пол, катая и бросая вверх. Покатить мячик, спрашивая малыша «Где?», «Кати!», «Дай!».

«Игрушка и картинка». Показать картинку с изображением машинки, затем показать игрушечную машинку. Спросить: «Где машинка?», пусть малыш покажет и игрушку, и картинку.

Игры на активизацию речи до 1 года

«Пришла собачка». Спрятать под легким платком игрушку, «найти» ее, эмоционально сняв накидку. «Где собачка?» — поднести к ребенку игрушку, — «Ав-ав!». Побуждать малыша к звукоподражанию. «Скажи собачке : «Иди!»

«У медведя дом большой». Развести ручки малыша шире: «У медведя дом большой! Ой-ой-ой!», свести их друг с другом: «А у зайца маленький! Ай-ай-ай!». «Наш медведь пошел домой! Топ-топ-топ! Заинька лег баиньки! Баю-бай!» Побуждать ребенка к договариванию междометий (ой, ай, топ-топ, баю-бай).

«Труба». «Мы пришли и сели, играем на трубе!», дуем в игрушечную трубу: «Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Можно вместо трубы сжать руки в кулак и поднести их к губам.

Важно начать обследование с консультации педиатра. Врач оценит состояние здоровья малыша, направит при необходимости к профильным специалистам

Обязательно нужно на приеме отоларинголога исключить повреждения слуха, так как у плохо слышащего ребенка речь не развивается даже при здоровой нервной системе и правильно развитых органах артикуляции

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: