Графическая составляющая
- mat_autoexposure_max 1 — определяет максимальную яркость экрана.
- mat_autoexposure_min 0.8 — определяет минимальную яркость экрана.
- mat_debug_postprocessing_effects 0 — отключение отображения алгоритмов в квадрантах экрана.
- mat_disable_bloom 1 — убирает bloom-эффект.
- mat_monitorgamma 2.2 — настройка гаммы, где 1.6 — светлый, 2.6 — темный.
- mat_queue_mode 2 — активирует многоядерный рендеринг.
- mat_savechanges — вносит настройки видео в реестр операционной системы.
- mat_setvideomode 1366 768 1 — определяет разрешение экрана.
- muzzleflash_light 0 — убирает динамический свет от вспышек.
- r_cheapwaterend 0 — изменяет значение прорисовки дна и воды.
- r_dynamic0 — настройка динамических отсветов от объектов.
Сетевые параметры
- net_channels 0 — показывает информацию о канале в консоли.
- net_graph 1 — подключает панель информации о соединении.
- net_graphheight 40 — определяет высоту net_graph панели.
- net_graphmsecs 400 — изменяет скорость обновления блока.
- net_graphpos 1 — местоположение net_graph.
- net_graphproportionalfont 0.5 — позволяет изменить размер net_graph.
- net_graphshowinterp 1 — отображает строку интерполяции.
- net_graphshowlatency 1 — показывает ping и пакеты.
- net_graphsolid 1 — убирает прозрачность лагомера.
- net_graphtext 1 — подключает текст в блоке.
- net_maxroutable 1160 — определяет максимальную фрагментацию в байтах на пакет.
- net_scale 3 — изменяет размер графика.
- rate 50000 — назначает количество байтов, которые клиент может получить от сервера за секунду.
Игры на сплочение детей 4 класса
Проявить организаторские способности, умение руководить действиями других, скоординированность дети могут во время игры «Строим цифры». Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.
Выразить свои творческие способности, свой вариант действий при совместной деятельности — такая возможность предоставляется ученикам во время игры «Живая скульптура». Учитель предлагает первому участнику выйти в центр класса и принять любую позу по его желанию. Потом просит следующего участника присоединиться к нему, тоже выбрав при этом свою позу. Так продолжается, пока все не займут место в общей композиции. После этого можно сделать фотографию скульптуры и предложить детям придумать ей название.
Довольно сложное задание предстоит детям выполнить в игре «Встаньте в круг». В ней потребуется проявить согласованность, чувство «плеча соседа». Школьников нужно собрать в просторном помещении. Сначала они должны закрыть глаза и хаотично двигаться по классу. При этом им надо стараться не задевать и не толкать друг друга. По сигналу учителя все должны остановиться. По второму сигналу дети должны попытаться создать круг. При этом им нельзя разговаривать и прикасаться руками друг к другу. После того, как все остановятся, нужно предложить всем открыть глаза и посмотреть, получился ли у них круг.
Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность — все эти качества развиваются во время игры «Цветная паутинка». Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать
И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми
Развитию сплоченности коллектива способствуют не только игры, но и любая совместная деятельность, которая направлена на достижение общих целей. Исходя из этого, использование предложенных игр обязательно нужно дополнять проведением воспитательных часов о дружбе, взаимоподдержке, моральных качествах, реализацией социально значимых для детей коллективных творческих дел или коллективных проектов.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Психологические упражнения на сплочение
Разряжая обстановку во время знакомства, тренер нередко применяет полезные упражнения на взаимодействие, объединяющие людей:
«Австралийский дождь». Для выполнения все участники садятся или встают в круг вместе с психологом, который совершает какое-то движение или показывает жест, который должен облететь весь круг и вернуться к нему. Самый наглядный пример – взять сидящего рядом за руку. Упражнение считается выполненным, когда все участники окажутся держащимися за руки, и последний член команды возьмется за ладонь ведущего, замыкая круг.
«Поиск общего»
В ходе этого упражнения участники должны уделить внимание рассматриванию друг друга для того, чтобы найти внешние сходства и занять место рядом с тем, кто больше других набрал общих черт. Это могут быть цвет одежды, форма выреза, наличие или отсутствие сережек, лак для ногтей, галстук и т.д.
«Быстрая фигура»
Для выполнения данного упражнения члены делятся на команды и получают указание построить, используя только самих себя, геометрическую фигуру, букву или цифру. Время ограничено, что повышает внимательность и старание прислушаться к команде.
Интересно. Раскрепощаясь, участники начинают смеяться, громко разговаривать – это признак успешного тренинга.
Этапы сплочения коллектива детей в начальной школе
1 класс
В 1 классе коллектив находится на стадии зарождения. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Учитель может предлагать им игры, которые помогут ближе познакомиться, установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).
2 класс
2 класс является периодом формирования основ коллектива. Именно на этом этапе наиболее часто возникают межличностные конфликты на основе разных ценностных ориентиров у детей, могут появиться «изолированные» школьники. Еще одной проблемой является проявление психологических барьеров: если первоклассники ведут себя искренне и открыто, то во втором классе у детей может возникнуть замкнутость, страхи, истеричность.
Дидактические игры, проводимые с второклашками, должны быть направлены на формирование общих правил поведения в коллективе, выработку навыков взаимодействия, решение и предупреждение конфликтных ситуаций, преодоление психологических проблем.
3 класс
В 3 классе происходит сплочение коллектива. Дети готовы выполнять общественные поручения в классе, проявляют заинтересованность в совместной деятельности. Вместе с тем именно в этот период наиболее полно раскрываются личностные качества каждого ребенка, дети осознают свою индивидуальность.
При выборе дидактических игр для данного этапа необходимо отдавать предпочтение тем, которые будут давать возможность ребенку чувствовать себя частью коллектива, показывать значимость его деятельности для всего класса, подталкивать детей к объединению в группы для достижения поставленных целей, проявлять поддержку друг другу.
4 класс
Учеников 4 класса можно охарактеризовать как сформировавшийся коллектив, члены которого проявляют заинтересованность в социально значимой деятельности и могут давать оценку поведения своих одноклассников, нести общую ответственность. В таком коллективе есть актив, который руководит жизнью класса, выделяются дети с лидерскими запросами.
В дидактических играх, проводимых в 4 классе, нужно предлагать детям выступать в качестве организатора, учить их взаимопониманию и умению координировать свои поступки с одноклассниками, согласовывать общее поведение. Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий
Стоит обратить внимание на сюжет игр и перейти от детских сценариев к ситуациям практической направленности
Особенности формирования детского коллектива в начальной школе
Для младших школьников преобладающий вид деятельности — игровой. Ребенок через игру примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. При этом примечательно, что главным мотивом таких дидактических игр является не манипуляции с предметами, а общение детей друг с другом, их взаимодействие.
Используя дидактические игры для сплочения детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Поэтому в каждом классе цели и задания, реализуемые в ходе работы над сплочением коллектива, значительно отличаются друг от друга
Педагогу важно это учитывать при выборе игры, ориентируясь на те результаты, которые он планирует получить после ее проведения
Игры разной направленности
Для того чтобы подобрать игры на сплочение в лагере, школе, саду или студенческой группе, необходимо сразу же определиться с тем, какие цели должны быть достигнуты в итоге. Помимо прочего, приветствуется комплексный подход, когда используемые упражнения обладают функцией многозадачности, помогая работать с детьми в разных направлениях, ведь тогда получается разом решить гораздо большее количество актуальных проблем.
Работа в коллективе
Выработка командного духа, который еще часто называют отрядным, начинается с того, что детей учат взаимодействовать в паре, постепенно увеличивая количество участников. В качестве наглядного примера можно привести следующие варианты интересных игр на сплочение коллектива в детском саду или группах постарше:
- «Отправляемся в путешествие». Благодаря этому нехитрому тренингу дети учатся работать в паре без малейшего намека на соперничество и связанные с ним проблемы. Кроме того, в процессе игры участники учатся договариваться и слышать друг друга. Вся суть упражнения сводится к тому, что ведущий предлагает выбранной паре отправиться в путешествие и дети должны договориться между собой, озвучив принятое решение. После этого они могут продолжить игру, поочередно называя вещи, которые возьмут с собой в дорогу.
- «Заколдованная тропа». Еще одно упражнение на сплочение, которое можно проводить как в помещении, так и в открытых пространствах. Для его организации ведущий показывает группе запутанную дорожку, якобы пролегающую через волшебный лес, после чего каждый ребенок должен пройти по этому маршруту, не сбившись с пути. Тот малыш, которому не удастся это сделать, автоматически превратится в елочку, которую можно будет расколдовать только самыми теплыми и добрыми словами.
- «Круг общения». Необходимо поставить всех детей в замкнутое кольцо и предложить любому из них выйти в середину и произнести собственное имя, а также продемонстрировать какую-то фигуру или жест, а все остальные участники должны будут повторить с максимальной точностью, после чего эстафета перейдет к следующему ребенку.
Индивидуальное развитие
В погоне за улучшением микроклимата в отдельной группе не следует забывать и о важности личностного роста каждого ребенка, для стимуляции которого существует ряд упражнений. Их перечень является очень внушительным, но вместе с тем можно выделить несколько интересных тренингов, заточенных на индивидуальное развитие:
- «Ветер дует на…». Дети выстраиваются в ряд, стоя лицом к руководителю, после чего он произносит фразу «Ветер дует на…», предлагая продолжить ее, выделяя индивидуальные способности каждого участника («…лучшего художника», «…способного математика», «…самую светловолосую девочку» и прочее).
- «Как тебя зовут». Все участники выстраиваются в круг, и кто-то из них становится в центр, громко называя собственное имя. После этого дети должны произнести всевозможные его вариации в полной и уменьшительно-ласкательной форме.
- «За иголкою нитка». Один из участников становится перед всеми остальными, показывая различные движения под сопровождающую его действия музыку. Другие дети стараются в точности повторить все эти па, после чего происходит рокировка ведущего. Это длится до тех пор, пока все участники не попробуют себя в новом амплуа.
Совершенно незамысловатые, на первый взгляд, игры помогают детям раскрепоститься и преодолеть свои внутренние барьеры.
Игры на сплочение для детей от 7 до 12 лет
Тропа
Участников делим на несколько групп, желательно, чтобы в одной было четыре-пять человек.
Первый этап. Напротив, каждой группы протягиваем или прочерчиваем прямую линию. Задача – ровно пройти по ней.
Второй этап. Завязываем глаза идущему, остальные подсказывают. Сделать это будет сложнее, так как придется слушать голос своей группы.
Третий этап. Линию рисуем или укладываем не по прямой, а с изгибами и поворотами. Теперь придется идти с завязанными глазами по кривой, остальные активно подсказывают.
Четвертый этап. Это самый сложный этап конкурса, ведь придется идти задом с завязанными глазами и все зависит от правильных подсказок товарищей.
Слепые котята
Создаем несколько групп из числа всех участников. Ведущий выбирается по очереди из каждой группы. Все участники становятся друг за другом и держатся за талию впереди стоящего на расстоянии вытянутой руки. Всем, кроме первого завязывают глаза.
Выходит, первый ведущий, он показывает какое-то движение. Показывать можно только мимикой и жестами, говорить нельзя. Например – шаг влево или право, вперед или назад, присесть или подпрыгнуть.
Капитан каждой группы громко командует и делает это движение. Остальные должны повторить его вместе. Затем ведущий меняется на игрока другой группы.
Групповая математика
Хорошая игра, которая не только поможет сплотить ребят, но и поможет в изучении математики.
Разбиваем всех участников на несколько групп. Каждому ученику выдаем карточку с цифрой. Сумма всех цифр должна быть равной у каждой команды.
Преподаватель выступает в роли ведущего – он называет сумму, которую должна показать каждая группа. Для этого они должны посчитать карточки с цифрами и встать, как будто это пример из учебника.
Например – учитель просит показать цифру девять. В команде цифры от 1 до 5. Значит участники должны выбрать карточки, которые дают эту цифру в сумме.
Писатели
Играть можно командами или по одному.
Каждой группе выдается карточка с набором слов. Чем старше участники, тем больше слов.
Задача – за определенное время составить рассказ используя эти слова. Затем нужно выйти и прочитать его перед всем классом.
Если задача слишком легкая, тогда предлагается использовать только существительные или прилагательные слова.
Другой вариант – все слова должны начинаться на определенную букву. Вставлять можно только местоимения или предлоги.
Именные слова
Всех участников делим на несколько групп. Они выписывают свои имена, берут заглавные буквы. Задача – составить как можно больше слов из этих букв.
Другой вариант для детей постарше – составить интересный рассказ. Однако, все слова должны начинаться с заглавных букв имен. Исключения составляют предлоги и местоимения.
Побеждает группа, которая составили больше слов или написала самый интересный рассказ.
Воображение
Всех учеников делим на группы по три человека. Каждой группе выдаем по форматному листику и фломастеры. Задача – нарисовать саму красивую картину. Однако, просто не бывает, поэтому усложняем задание.
Первый вариант самый простой – нужно раскрасить уже нарисованную картину. Но раскрашивать можно только своими цветами, поэтому участникам придется менять друг друга.
Второй вариант – нужно нарисовать картину и раскрасить. Каждый ребенок рисует свой фрагмент общей картины.
Третий самый сложный – один ученик показывает животное, птицу или какого-то персонажа мимикой и жестами. Двое других должны угадать, что он показывает и нарисовать.
Посмотрите это видео, где женщина подсказывает классные игры на сплочение детей и взрослых любого возраста.
Советы по организации игр для объединения детей
Планируя игру, нужно обязательно заинтересовать детей, вызвать желание принять участие в предлагаемом развлечении. Взрослый должен объяснить правила доступным для младших школьников языком, показать на примере порядок действий, помочь распределить роли, сформировать команды. Игра никогда не проводится спонтанно и требует определенной подготовки: заранее продумывается место, заготавливается необходимый инвентарь, оборудование.
Работая с младшими школьниками, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- активные игры ограничиваются по времени, сопровождаются перерывами, сменой вида деятельности;
- недопустимы задания, требующие прикладывания серьезных физических усилий, долгого пребывания в неподвижном состоянии, сидении за столом;
- дети с ограничением по здоровью не должны оставаться в стороне, им отводят роль судей или помощников ведущего;
- приветствуются игры с «замиранием»;
- нельзя отводить роль водящего всегда одним и тем же ребятам, каждый раз выбор нужно обосновывать (Петя еще не водил, Оля ни разу не нарушила правил);
- покидать игру можно только по необходимости и на короткий срок;
- правила должны строго соблюдаться каждым участником без каких-либо поблажек;
- все действия осуществляются по команде или условному сигналу ведущего;
- закончив конкурс, обязательно разобрать ошибки, похвалить ребят, дать совет, как действовать в следующий раз, подбодрить.
Важно! Игра не должна содержать элементы, унижающие человеческое достоинство. Дети младшего школьного возраста чувствуют себя комфортнее, когда взрослый играет вместе с ними
От организатора зависит, насколько успешным будет мероприятие. Поэтому стоит взять на вооружение несколько правил хорошего ведущего
Дети младшего школьного возраста чувствуют себя комфортнее, когда взрослый играет вместе с ними. От организатора зависит, насколько успешным будет мероприятие. Поэтому стоит взять на вооружение несколько правил хорошего ведущего.
- Больше улыбайтесь. Даже если настроение плохое, его нельзя показывать детям.
- Четко, емко, громким голосом произносите требования к игре.
- Находитесь там, где все будут Вас видеть.
- Заранее позаботьтесь о помощниках.
- Имейте в запасе несколько игр на случай неудачи с первой.
- Не выбирайте любимчиков, каждый ребенок должен чувствовать вашу поддержку.
- Чаще хвалите, подбадривайте ребят.
- Не забудьте поблагодарить за весело проведенное время.
Грамотно подобранная игра – это эффективный способ ненавязчиво подтолкнуть детей к общению. Результатом игровой деятельности по сплочению коллектива станет снижение уровня тревожности, рост детской самооценки, ощущение собственной значимости, нужности в коллективе.
Игра «Что мы знаем о Сергее?»
На самом деле имя может меняться, поэтому это условное название, которое может меняться.
Эта игра подходит на первое знакомство, а также на первое сплочение между детьми.
Учитель делит всех игроков на небольшие группы по пять человек, каждый получает чистый лист и фломастер. Дается небольшое время, чтобы дети познакомились и немного рассказали о себе. Чтобы было проще запомнить, все ответы можно записывать.
После знакомства учитель задает группе вопросы о каждом члене. Остальные записывают на свой листочек. В конце учитель проверяет ответы, у кого больше совпадений, тот победил.
Возможные вопросы:
- Как зовут?
- Где живет?
- Точная дата рождения.
- Наличие домашних животных.
- Каким спортом увлекается.
Вопросы могут быть разные, все зависит от степени знакомства участников.
Другой вариант – групповой конкурс. Участники одной группы расспрашивают других о ее членах. Кто наберет больше правильных ответов, тот победил.
Зиб. Зэб. Заб.
Об этой игре я услышала впервые от своих детей, никогда раньше в нее не играла. Эта забава способствует развитию быстроты реакции и наблюдательности.
Опять же игроки становятся в круг.
Первый игрок резко выбрасывает руку в перед, указывая на кого-нибудь из стоящих в кругу и громко говорит: «Зиб!»
Тот игрок, на которого указал игрок номер один, так же резко выкидывает вперед руку, указывает еще на кого-нибудь и говорит слово «Зэб!»
Этот третий игрок опять же указывает на кого-нибудь резко выкинутой рукой и произносит: «Заб!»
И так далее: «Зиб! Зэб! Заб! Зиб! Зэб! Заб!..» Важно, чтобы этот ряд не нарушался. Мне эта игра показалась ну очень простой
Но Александра сказала, что не так-то все просто, как кажется. Во-первых, можно зазеваться и не заметить, что указали именно на тебя. А во-вторых, можно (и это случалось часто) сказать вместо «Зиб», например, «Заб», то есть сбиться с ряда. Тот, с кем это случается, из игры выбывает
Мне эта игра показалась ну очень простой. Но Александра сказала, что не так-то все просто, как кажется. Во-первых, можно зазеваться и не заметить, что указали именно на тебя. А во-вторых, можно (и это случалось часто) сказать вместо «Зиб», например, «Заб», то есть сбиться с ряда. Тот, с кем это случается, из игры выбывает.
Примеры сплачивающих игр
Если речь идет о школьном коллективе, взрослый должен отводить время сплачивающим играм в ходе проведения классных часов и внеклассных мероприятий как можно чаще.
В лагерях отдыха подобная организация досуга осуществляется в течение всей смены ежедневно. Родителям такая возможность представляется нечасто, но любое собрание детей (праздник, массовое мероприятие) является прекрасным шансом для их проведения.
Важно! Сначала лучше отдать предпочтение играм, благодаря которым дети быстрее познакомятся, ближе узнают друг друга. Маленькие дети быстро устают, поэтому игры должны быть простыми, понятными и длиться непродолжительный период времени
Слепой паровозик
Участники разбиваются на команды по 3-4 человека и образуют своеобразный «поезд», цепляясь за талию впереди стоящего «вагончика». Видит путь только ребенок, изображающий последний вагон, у остальных завязаны глаза. Задача «паровозика» — под руководством зрячего дойти до нужного места, не сбившись с дороги.
Посиделки
Ведущий дает сигнал — участники быстро должны разделиться попарно. Один человек приседает, другой присаживается к нему на колени. Двое, не успевшие найти напарника или присесть, выбывают. Игра длится, до последней оставшейся пары.
Всем построиться!
Участники делятся на 2 команды. По сигналу за короткое время игроки должны построиться в соответствии с каким-либо признаком: по количеству пуговиц, карманов, цвету волос или глаз, по росту, размеру обуви.
Атомы-молекулы
Ребята хаотично бродят, изображая атомы. Далее ведущий объявляет, что они должны быстро образовать молекулы, состоящие из определенного числа атомов.
Импульс
Дети становятся кругом, держась за руки. Водящий пожимает соседу руку, эту же манипуляцию проделывают все участники. Засекается время, за которое импульс вернется к тому, кто его посылал. Цель – достичь максимальной скорости передачи рукопожатия.
Путаница
Игроки берутся за руки и перепутываются, стараясь образовать клубок из собственных тел. Водящему предстоит распутать эту конструкцию, не рассоединяя рук участников.
Крокодил
Выслушав задание ведущего, команда сообща что-либо изображает. Это может быть сороконожка, футбольные болельщики, очередь у магазина, зрители на премьере комедии.
Клубок
Ведущий берет длинный клубок ниток, наматывает вокруг кисти его конец, а остальное бросает любому ребенку со словами: « Мне нравится, что ты…» (фразу можно изменить). Поймавший обматывает часть нити вокруг своей руки и перебрасывает клубок дальше, произнося такие же слова. Игра продолжается, пока каждый не получат комплимент.
Что в нем нового?
Игра проводится через несколько дней после знакомства. Нескольких минут участники внимательно вглядываются друг в друга. Затем одному человеку дается мяч. Его он будет бросать другим игрокам, оглашая, что нового заметил в облике или эмоциональном состоянии товарищей.
Зеркало
Разбившись парами, игроки решают, кто будет зеркалом. Дальше «зеркало» повторяет все движения партнера. Через время роли меняются.
Цвет эмоций
Выбирается водящий. Втайне от него ребята задумывают цвет, который показывают с помощью мимики и жестов, предавая настроение выбранного цвета. Цель – угадать задуманное.
Светофор
К спинам участников прикрепляются жетоны разных цветов. Звучит условный сигнал — игроки одного цвета быстро собираются вместе.
Гусеница
Команда превращается в одну длинную гусеницу, сцепляясь между собой. Дальше «гусенице» предстоит показать, как она спит, бегает или другое действие, предложенное ведущим.
Паутина
Между двумя опорами натягиваются веревки, создавая образ паутины с множеством ячеек. Игроки должны перебраться на противоположную сторону, не касаясь веревки.
Прогулка слепых
Участники встают друг за другом, держась за талию или плечи впереди стоящего игрока. У всех, кроме первого, завязаны глаза. Его задача – провести «слепых» по местности, чтобы ни один из игроков не коснулся расставленных заранее препятствий.
Биг-Мак
Пары являются половинками одного устойчивого словосочетания. Например, один человек – «Биг», другой – «мак». Варианты: меч-кладенец, скатерть-самобранка, красная шапочка, «Чупа-чупс». Далее игрокам завязывают глаза и перемешивают их. Партнеры должны как можно быстрее найти свою половинку только по выкрикам.
Примеры содержания
Упражнений для тренингов сплочения придумано множество. Некоторые из них годятся только для учеников начальных классов. Однако большинство носит универсальный характер и подойдет как школьникам, так и взрослым для занятий по тимбилдингу. Назовем для примера некоторые из них:
- «Строй»;
- «Свеча доверия»;
- «Путаница»;
- «Ботинки»;
- «Почесать спинку»;
- «Танец с листком»;
- «Волшебный стул»;
- «Ты мне нравишься» и др.
В конце тренинга обязательно проводят рефлексию. Для этого часто используют метод пяти пальцев. Участники высказываются устно или записывают на ватмане свои впечатления по такой схеме:
- М (мизинец) – это мыслительный процесс, т.е. полученные знания;
- Б (безымянный) – близость цели, чего удалось сегодня достичь;
- С (средний) – состояние духа, какое было сегодня настроение;
- У (указательный) – услуга, чем мне сегодня удалось помочь другим людям;
- Б (большой) – бодрость, физическое состояние, какое у меня было самочувствие.
Также для успешного тренинга, особенно если он состоит из нескольких занятий, важны ритуалы. Это могут быть определенные проработанные нестандартные и нравящиеся участникам элементы приветствия и прощания. Их может порекомендовать ведущий, но, если дети захотят чего-то другого, он не должен стоять на своем, поскольку это сразу вызовет недоверие в группе.