Игры на умственное развитие старших дошкольников
В 5-7 лет игры на развитие интеллекта должны способствовать формированию абстрактно-логического мышления, внимания, памяти, связной речи, математических способностей, навыков чтения и знаний об окружающем мире, мелкой моторики.
Найди отличия.
Предложите малышу две очень похожие картинки, попросите внимательно их рассмотреть и сказать, чем они отличаются.
Где плавали рыбки из сказки?
Покажите ребенку три рисунка с аквариумом, а затем расскажите сказку, в которой вы опишите рыбок и сам аквариум. Затем спросите малыша, о каком из трех аквариумов идет речь.
Невидимые фигуры.
В воздухе пальцами прочертите фигуру, а потом попросите ребенка зарисовать ее. Проделайте так несколько раз. Когда фигуры будут нарисованы, малыш должен будет их назвать.
Домики, где живут цифры.
Нарисуйте несколько домов, где будут жить цифры. Потом сочините сказку о том, как цифра три пошла в гости к цифре один. Спросите малыша, сколько получится, если к трем прибавить один? Объясните, что получится цифра, идущая за цифрой 3. Попросите сосчитать до 5, чтобы малыш мог сам вычислить ответ.
Приемы и средства развития интеллектуальных способностей
Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.
Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.
Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:
- решение проблемных задач;
- познавательно исследовательская деятельность;
- наглядное моделирование;
- кодирование и декодирование;
- придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей;
- генерирование идей по принципу «мозгового штурма»;
- игры на развитие словесно-логического мышления.
Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.
Новые шашки своими руками
Пожалуй, самый простой вариант, подходящий для начала, – заменить надоевшие стандартные фигурки необычными. Сражаться по известным правилам на клетчатой доске могут любые предметы, подходящие по размеру, при необходимости их красят в два контрастных цвета.
Пуговицы, крышки от пластиковых бутылок, половинки ореховых скорлупок, детали Лего.
Такое открытие пригодится впоследствии не только для создания игры в домашних условиях.
Стимулом для фантазии послужит место для надписи или наклейки на поверхности каждой шашки. Вписываем цифры и определяем победителя по заработанным очкам;, даже оставшись без единой фигуры, можно стать победителем, если набрать много «дорогих» трофеев. Чтобы увлечь шашками малышей, приклеиваем к каждой изображения кузнечиков, кроликов или кенгуру. В «кузнечиковую чехарду», играем по обычным правилам: животное побеждает, перепрыгивая через противника.
Проведение анализа
Диагностика игровой деятельности проводится педагогом на основе наблюдения за игровыми ситуациями, которые дети проигрывают самостоятельно. В младших группах рекомендуется проводить диагностику три раза в год с целью корректирования деятельности педагога по совершенствованию игровых навыков воспитанников. В старшем дошкольном возрасте целесообразно проводить диагностическое исследование в начале учебного года и в конце.
Анализ профессиональных умений воспитателя проводит старший воспитатель или методист.
На что обратить внимание:
- Кто из детей выступил в роли инициатора игры.
- Был ли предварительный план.
- Какое количество детей принимало участие в игре.
- Перечень ролей и их распределение.
- Какие игровые действия совершали игроки.
- Что находилось в фокусе внимания детей: предметы или отношения.
- Какие новые игровые ситуации были введены.
- Продолжительность игры.
- Ситуация была проиграна полностью или оборвалась неожиданно.
- Уровень самостоятельности детей в игре.
- Как выстраивались отношения между детьми.
- Выходил ли кто-то из детей из игры спонтанно.
- Возникали ли конфликтные ситуации.
- Взаимоотношения воспитателя и детей.
в детском саду прошел праздник Березки, посвященный Дню Святой Троицы. Дети водили хороводы, пели песни, читали стихи и играли в русские народные игры
Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей.
Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей:
- путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
- проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей;
- предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей;
- предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
- координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?» и т. д.;
- воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?
Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:
- старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
- объединял детей для игры;
- поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми;
- сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.
Диагностический протокол уровня развития игровых навыков детей
Показатели развития |
Фамилия, имя ребёнка |
---|---|
1 | 2 |
I. Содержание игры1. Замысел игры появляется:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно | |
2. Разнообразие замыслов | |
3. Количество игровых задач | |
4. Разнообразие игровых задач | |
5. Самостоятельность при постановке задач:а) вставит взрослый;б) с помощью взрослого;в) самостоятельно | |
II. Способы решения игровых задач6. Разнообразие игровых действий с игрушками | |
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:а) развёрнутые;б) обобщённые | |
8. Игровые действия с предметами-заместителями:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно | |
9. Игровые действия с воображаемыми предметами:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно | |
10. Принимает роль | |
11. Разнообразие ролевых действий | |
12. Выразительность ролевых высказываний | |
13. Наличие ролевых высказываний | |
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:а) взрослого;б) ребёнка | |
15. Ролевая беседа возникает:а) со взрослым;б) со сверстником | |
16. Ролевая беседа возникает по инициативе:а) взрослого;б) ребёнка | |
17. Содержательность ролевой беседы | |
III. Взаимодействие детей в игре18. Вступает во взаимодействие:а) со взрослым;б) со сверстником | |
19. Ставит игровые задачи:а) взрослому;б) сверстнику | |
20. Принимает игровые задачи:а) от взрослого;б) от сверстника;в) отказывается | |
21. Длительность взаимодействия:а) кратковременное;б) длительное |
Хитрости
Правил мало и это делает игру очень насыщенной. Так, когда водящий целиться в игрока мячом, тот может не уклоняться. Наоборот, поймав мяч быстро добежать до центра, крикнуть «штендер» и тут же засалить игрока, которого застала в врасплох такая тактика.
Для описанной манипуляции нужна ловкость, скорость и реакция, умение быстро оценить ситуацию. Например, для находящегося далеко от центра сорванца больше шансов поймать мяч, но меньше возможность добежать до отправной точки раньше, чем остальные сумеют отдалиться на безопасное расстояние.
Каждому из массовки приходится просчитывать варианты и решать ловить мяч, который в него бросают или пытаться увернуться.
Накал борьбы не спадает и потом: следующий игрок выкрикивает новое имя незамедлительно, чаще даже на лету ловя заветный снаряд. Люди старшего поколения, не понаслышке знакомые с игрой, советуют не рвать с места, а в первые секунды следить за обстановкой.
Если становится очевидным, что мяч поймают – лучше оставаться на месте, или отбегать недалеко. В противном же случае, когда снаряд наверняка коснется земли надо бежать.
Разбираясь в игре, читая к ней «инструкцию» словно смотришь чёрно-белое послевоенное видео и выцветшие бумажные фото. Видишь людей, отбросивших полки сумасшедших штандартенфюреров, растоптавших штандарты со свастиками и подаривших счастье и солнечное небо миллионам ребят.
Но еще более удивительно насколько эта давняя игра современно смотрится сейчас, в эпоху всеобщей цифровизации, рекламных штендеров и скребущих небо железобетонных конструкций. Видимо это потому, что все человеческое в нас бессмертно и вне времени.
Выбор игр для развития с учетом возраста
Выбирая развивающие игры для дошкольников, необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям требуется восполнить пробелы в речевых навыках, другие нуждаются в тренировке памяти
Но самый главный критерий – возраст малыша.
Для детей младшего дошкольного возраста это больше подвижные, спортивные игры, а так же на развитие коммуникации, пальчиковые, дидактические. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладающими должны быть ролевые, сюжетные, настольные, деловые и компьютерные.
С 1 года до 3 лет ребенок активно занимается познанием мира, ему нужно обеспечить для этого максимально возможную свободу передвижений и действий. Для этого возраста подойдут различные мозаики и пазлы, игры на развитие мелкой моторики кисти и простые ролевые, например «дочки-матери».
Ребенок 4-5 лет начинает устанавливать связи между предметами и явлениями, изучать неосязаемые явления, у него обогащается словарный запас. Кроме того, у него появляются личные увлечения, и их нужно учесть при выборе игрушек. В этом возрасте ему нужны игры, развивающие пространственное мышление, способность сравнивать формы и размеры, определять и называть цвета. Они также должны способствовать развитию речи.
В возрасте 5-7 лет дети готовятся к школе. Они должны учиться делать самостоятельные выводы и находить нестандартные решения. Игры должны быть направлены на творчество, выявление закономерностей, прогнозирование тех или иных результатов. Кроме того, в этом возрасте нужно активно совершенствовать устную речь, в этом помогут рифмы, поговорки, загадки, стишки.
Особенность развивающей игры состоит в том, что она является активной и осмысленной для дошкольников деятельностью, в которую они добровольно и с охотой включаются.
Приёмы в игровой деятельности
В работе над играми педагог использует все приёмы взаимодействия с детьми, комбинируя их в зависимости от вида игры и этапа освоения игровых действий. Так, на вводном этапе дидактических игр преобладающими будут объяснение и демонстрация, а на основном этапе театрализованных игр акцент будет на практической деятельности малышей.
Словесные приёмы
Речевое взаимодействие в игровой деятельности реализуется при помощи:
- объяснения, которое может быть представлено в виде сказочного сюжета (например, условия обучающей игры «Буква растёт» педагог может разъяснить с помощью сюжета о том, что буква хорошо кушала и стала расти — дети показывают, как из маленькой буквы в одном углу листа, она превращается в большую в противоположном конце листа);
- загадок и стихотворений (обычно этот приём используется педагогом для мотивации малышей, так, перед театрализованной игрой «Зеркало» своим воспитанникам старшей группы я загадываю загадку «Висит Окошко. В Окошке — Антошка. Отошёл Антошка — Пустое Окошко»);
- чтения, практикуемого в группах, где есть дети, умеющие читать (суть приёма в том, что условия игры дети читают сами в «волшебных инструкциях» или «письмах» сказочных персонажей).
Наглядные приёмы
Визуальные образы для детей играют ключевую роль во всех видах деятельности, так как именно через зрительный канал восприятия малыши познают мир. Наглядность в играх может быть представлена:
- картинками с иллюстрациями хода игровых действий (например, для подвижных игр);
- демонстрацией, то есть презентацией всех действия педагогом перед самостоятельным повторением детьми (этот приём используется и в обучающих играх — лото, пазлах и др. – и в подвижных, особенно тех, где много сменяющих друг друга видов движений, и в театрализованных, в которых педагог показывает, например, мимику и жесты изображаемого малышом персонажа);
- показом — воспитатель показывает образец выполнения задания при помощи видеоролика (обычно этот приём применяется в подвижных играх, например, с мячом).
Если игра хорошо знакома детям, то напоминание условий может быть в процессе игровой деятельности
Атрибуты для игр
Отдельного внимания заслуживает реквизит для игр, в частности, игрушки, которые в этом виде деятельности могут быть трёх типов:
- готовые (куклы, машинки, животные и т. п.) для знакомства с окружающими объектами, развития фантазии и чувственной сферы;
- полуготовые (кубики, пирамидки, пазлы и др.), призванные активизировать интеллектуальную сферу малыша через расположение деталей пирамиды по размеру, выстраивания объектов при помощи конструктора и пр.;
- материалы для изготовления игрушек (кинетический песок, глина, картон и т. п.), целевое назначение которых заключается в стимуляции творческого подхода и воображения (лепке посуды из песка или глины, выкладывания машинок камушками и пр.);
- театрально-игровые атрибуты (куклы для фланелеграфа, пальчиковые игрушки, элементы костюмов и пр.), с помощью которых дети дополняют тот или иной выбранный образ.
Практические приёмы
Посредством рисунков, аппликаций и поделок дети закрепляют информацию, полученную в ходе игры. Например, изготовление аппликации «Светофор» в средней группе может быть вариантом закрепления знаний сигналов светофора из подвижной игры «Автомобили».
Поделка с сигналами светофора может быть частью закрепления содержания игры Автомобили
Функции интеллектуальных игр
Интеллектуальные игры для детей способствуют развитию:
- памяти;
- логического мышления;
- пространственного воображения;
- усидчивости;
- внимания;
- целеустремленности.
Также такие игры помогают в формировании следующих умений:
- способности в принятии решений в неопределенных условиях, то есть формируют самостоятельность;
- формируют умение долгое время концентрироваться на одном виде деятельности (коррекционная функция);
- учат правильно анализировать ошибки и неудачи, делать соответствующие выводы;
- наряду с интеллектом развивают изобретательность и творческие способности;
- самое главное — учат мыслить, анализировать, создавать план действий в уме.
Виды развивающих игр
Для малышей
- раскраски с крупными изображениями и наклейками
- мягкие пазлы большого размера
- игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
- игры на развитие логики (длина, высота, количество, размер, вес предметов).
Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.
Познавательные (дидактические)
Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.
Для развития внимания и памяти
- «Ищем пару»
- «Отличия»
- «В поисках предмета»
- «Что не так?»
- «Лабиринт»
Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.
Игры для развития мышления и логики
Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит — самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.
Раскраски
Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.
Пазлы
Пазлы — игра, где картину нужно собрать из частей — это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.
Загадки и ребусы
Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.
Математические игры
Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.
Диагностика игровой деятельности
Игра является главным видом деятельности у дошкольников, поэтому динамику всех направлений развития личности можно проследить на основе мониторинга игровой активности. В диагностическую карту мониторинга, который проводится вне зависимости от возраста детей два раза в год (в начале и в конце учебного года) включаются такие показатели развития игры, как:
- содержание (источники замыслов и их разнообразие, число игровых задач, уровень самостоятельности в решении задач игры);
- виды взаимодействия с материалами для игр (разнообразие сюжета, самостоятельность в действиях с объектами-заместителями и ролевых высказываниях);
- характер и время взаимодействия малышей в игре (с кем ребёнок вступает в игровое взаимодействие, кто ставит игровые задачи, как долго происходит взаимодействие).
Ознакомиться с образцами карт для мониторинга игры можно здесь. На основании карты составляется аналитическая справка. Пример аналитической справки по игровой активности можно увидеть в публикации воспитателя Семейкиной А.Ю.
Диагностика позволяет проследить развитие игровой деятельности у детей
Компьютерные игры для детей дошкольного возраста
Чтобы ребёнка заинтересовать, игра должна быть активной, понятной и красочной. Рассмотрим несколько самых удачных примеров.
«Маша и Медведь» от AppQuiz
Это приложение с интересным контентом для детей дошкольного и даже школьного возраста. Есть целый блок разных игр с этими персонажами:
- рисунки;
- раскраски;
- подбор слов;
- подбор объектов по форме;
- головоломки;
- изучение музыкальных инструментов;
- математика.
Отдельно можно выбрать изучение цифр, первые математические задачки, разные фигуры из геометрии и т. д.
Пазл «Маша и Медведь на прогулке»
При запуске на экране появляется картинка, которую нужно собрать из пазлов, перетягивая их с правой стороны на нужное место.
Angry Birds: «Три в ряд»
Здесь всё очень дружелюбно и спокойно. Всё, что нужно во время игры, это собирать по три одинаковых птички вместе в один ряд в любом направлении.
«Рисовалка»
Рисовалка – анимированная игра для детей от 2 лет. После того как рисунок закончен, персонаж оживает, прыгает на экране, смеётся или даже летает. Здесь собрано 30 героев и более 100 анимаций и звуков. Можно дополнительно сохранять рисунок.
«Звуки животных»
«Звуки животных» – удобное приложение, которое всегда можно взять с собой, поскольку после установки сеть ему не нужна. Для изучения здесь собраны более 30 звуков птиц, животных насекомых. А для того чтобы услышать каждый из них, нужно нажимать на подходящее изображение.
«Фиксики»
Любимые герои из мультика Симка и Нолик помогают узнать, как работает разная техника в доме, как звучат разные музыкальные инструменты, как ухаживать за домашними любимцами. А затем в качестве контрольной работы нужно пройти квест с разнообразными заданиями, угадайками, фиксипелками и т. д. «Фиксики» – игра на развитие памяти, здесь требуется, чтобы ребёнок сначала запомнил последовательность действий персонажа, а затем повторил её в правильном порядке.
«Безопасность в пути»
Игра под названием «Безопасность в пути» позволит ребёнку изучить, как правильно вести себя на дороге, что делать в той или иной ситуации. А также есть разные задачи, которые нужно будет потом выполнить.
Конечно же, это лишь часть интересных развивающих компьютерных игр для деток дошкольного возраста. Все они нацелены на развитие и созданы, чтобы помочь ребёнку больше узнать окружающий мир. Также есть отдельные игры для изучения алфавита, цифр, первых слов, названия цветов и т. д.
Какие способности называют интеллектуальными
Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.
Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.
Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.
В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.
Игры на умственное развитие средних дошкольников
В этот период дети начинают проявлять интерес к изучению букв и письму, а также установлению отношений со сверстниками. Вы можете заметить, что малыш уже выделяет конкретного ребенка из других на площадке, поэтому возраст 4-5 лет – это благоприятный этап для формирования социального интеллекта и изучения этических норм (девочек нельзя бить, старших нужно слушать). Здесь вам помогут следующие игры.
Буква в гостях.
Начинайте утро с небольшой сказки: «К нам сегодня в гости пришла буква А! (покажите малышу картинку с буквой или магнитную букву). Она сказала, что ты уже большой и тебе пора знать, из чего состоят слова. Ты ведь хочешь научиться читать сказки? Буква А есть в таких замечательных словах, как «мама», «папа» (слова повесьте тоже и попросите малыша показать в них букву А). Где в слове «мама» буква А? Правильно!»
Что лишнее?
Разложите на столе овощи, например морковь, картофель, лук, помидор, а пятым положите фрукт. Спросите у малыша, все ли здесь овощи или есть что-то лишнее? Эта игра развивает логику, словарный запас и знания об окружающем мире. Включайте постепенно малознакомые предметы и увеличивайте их количество.
Хорошо или плохо?
Данные понятия важно изучать, так как малыш начинает выстраивать личные психологические границы. Что делать можно, а что нельзя, как с ним не могут обращаться, а как могут? В игру можно играть после просмотра мультфильма или прочтения сказки: «Гусеницы поступили хорошо или плохо? Можно ли так поступать?»
Были проведены специальные исследования, по которым сделаны следующие выводы:
- ребёнок, который играет в компьютерные игры, в жизни становится более внимательным и сосредоточенным, что помогает в дальнейшем во время учебы – слушать и запоминать больше информации;
- различные головоломки, квесты и другие задания развивают логику и способность к многозадачности;
- мелкая моторика приходит в норму благодаря работе с клавиатурой и манипулятором;
- с каждым новым уровнем ребёнок учится анализировать его сложность, а далее это поможет верно оценивать свои возможности по жизни, что, в свою очередь, тоже будет помогать в саморазвитии;
- чтобы сбросить некое нервное напряжение, можно подобрать игры с элементами сдержанной агрессии, только на них стоит больше обращать внимания родителям, и для начала выбрать их самостоятельно;
- в компьютерной игре нет никаких ограничений для фантазий и даже для действий, это помогает в развитии кругозора и познании окружающего мира.
Конечно же, есть и негативные стороны в компьютерных играх, поскольку все не может быть, как светло и красиво. Во время длительного сидения перед ПК глаза подвергаются сильной нагрузке. А иногда ребенок не хочет больше ничем другим заниматься. В игре он забывается, и отключается от реальности, что в свою очередь минимизирует контакты с людьми.
Но, все эти минусы легко можно сгладить родителям, если они будут следить за своим чадом, а не просто включать ему планшет, каждый раз просто чтобы он «не мешался под ногами». К тому же есть множество различных компьютерных развлечений, где родители могут играть вместе со своим ребенком.
Игры для детей разделяют на категории в зависимости от темы, направленности.
И если говорить о детях дошкольного или школьного возраста, тогда есть свой топ-лучших компьютерных игр для развития.