Проверяем технику чтения самостоятельно: подбираем текст и считаем слова

С какого возраста можно упражняться в скорочтении

Уроки быстрого чтения будут полезны только в том случае, если ребенок в принципе умеет хорошо читать

Поэтому специалисты не советуют начинать сразу с первого класса, когда важно освоить неторопливое и вдумчивое понимание текста. В это время лучше и вовсе не обращать внимания на скорость, позволяя ребенку двигаться в своем темпе

Большинство упражнений для развития скорочтения предназначено для детей 9-10 лет. Некоторые педагоги и вовсе считают, что они могут заинтересовать ребенка только в подростковом возрасте, когда он понимает смысл таких занятий.

Но это не значит, что до 9 лет нужно отложить любые техники. С дошкольниками и первоклассниками можно заниматься развитием внимания, делать упражнения на расширение поля зрения, визуализировать прочитанное. Умение концентрироваться и образное мышление помогут ребенку быстро освоить новое, когда придет пора специальных упражнений по скорочтению.

Как оценивать технику чтения в начальной школе по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) на сегодняшний день особое внимание уделяет сформированности у выпускников начальной школы навыка быстро и осознанно читать. Однако, ФГОС не дает четких нормативов

Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов

Однако, ФГОС не дает четких нормативов. Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов.

Техника чтения состоит из следующих компонентов:

  • темп чтения (скорость – количество слов, прочитанных за минуту);
  • способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами);
  • правильность (безошибочность, т.е. без повторов, замен букв, пропуска и др);
  • выразительность (интонационные паузы, постановка ударений и др.);
  • осознанность (понимание прочитанного).

Ориентировочный темп чтения дан ФГОС на конец 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать текст про себя со скоростью 100-120 слов в минуту» [Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012]

Перед учителями встает вопрос каким образом проверять технику чтения и какие тексты подбирать?

Что учитывается при проверке техники чтения по классам

В 1 классе отметки не ставятся, но контроль будет проводиться, чтобы увидеть динамику развития читательского навыка. Делается это в начале (сентябрь), в середине (декабрь) и в конце учебного года (май).

Способ чтения в 1 классе – слоговой, в последующих – словами.

При подсчете слов (темпа чтения) учитываются все самостоятельные и несамостоятельные части речи (предлоги, союзы)

Во 2-4 классах контроль проводится 5 раз в год: начало года, по четвертям

Важно учитывать не только темп чтения, но и другие показатели: осознанность, правильность, способ чтения

К концу 4 класса ученик должен читать со скоростью, доступной для понимания смысла текста, движений речевого аппарата ученика. Без этого навыка учиться в 5 классе будет сложно.

Техника чтения в 1 классе по ФГОС

Оценка/Отметка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Чудесно! Более 20 слов Более 40 слов
«4» — Здорово! 16-20 слов 31-40 слов
«3» — Неплохо 10-15 слов 25-30 слов
«2» — Маловато Менее 10 слов Менее 25 слов

Техника чтения во 2 классе по ФГОС

Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 55 слов Более 70 слов
«4» 40-55 слов 55-70 слов
«3» 25-39 слов 40-54 слов
«2» Менее 25 слов Менее 40 слов

Техника чтения в 3 классе по ФГОС

Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 75 слов Более 90 слов
«4» 60-75 слов 75-90 слов
«3» 45-59 слов 60-74 слов
«2» Менее 45 слов Менее 60 слов

Техника чтения в 4 классе по ФГОС

Оценка 1 полугодие 2 полугодие
«5» Более 100 слов Более 120 слов
«4» 85-100 слов 105-120 слов
«3» 70-84 слов 90-104 слов
«2» Менее 70 слов Менее 90 слов

Характеристика цифровой отметки за технику чтения

«5»(«отлично») ставится, если выполнены все 4 требования (способ, осознанность, правильность/выразительность, темп)

«4»(«хорошо») ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

«3»(«удовлетворительно») Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

«2»(«плохо») ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтобы тренировать технику чтения в начальной школе необходимо дозировать нагрузки, доступность и посильность заданий с постепенным нарастанием сложности

При этом важно учитывать индивидуальные особенности детей и грамотно подбирать тексты для проверки техники чтения в начальной школе

Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 55 слов

Более 70 слов

«4»

40-55 слов

55-70 слов

«3»

25-39 слов

40-54 слов

«2»

Менее 25 слов

Менее 40 слов

Тексты для проверки техники чтения во втором классе должны подбираться в зависимости от рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов. Не стоит брать тексты, в которых встречаются длинные прилагательные, редко употребляемые слова, диалоги или рисунки.

От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному — читать. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно.

Карточки по литературному чтению “Работа с текстом” 2 класс.

ФИ _________________________________ дата ____________

1. Прочитай текст.

Плохо.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:– Как вам не стыдно!– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.– Вот это и стыдно! – гневно ответила женщина.

(В. Осеева)

 2. Почему автор назвал рассказ “Плохо”? Выбери верный ответ.

  • Котёнку было плохо.

  •  Мальчики совершили плохой поступок.

  •  Женщина пристыдила мальчиков.

3.  Дополни диалог словами женщины.

– ____________________________________________________

– А что – стыдно? Мы ничего не делали!

– ____________________________________________________

5. Запиши, по отношению к каким героям ты испытываешь эти чувства.

уважение к ________________________________

жалость к ___________________________________стыдно за _____________________________________

6. Ответь на вопросы, опираясь на содержание текста. Запиши ответы в клеточки.

а) Как лаяла собака на котёнка?

 

б) Каким стал котёнок, когда его напугала собака?

в) Кто выручил котёнка из беды?

ФИ ________________________________ дата ___________

1. Прочитай текст.

Плохо.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:– Как вам не стыдно!– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.– Вот это и стыдно! – гневно ответила женщина.

(В. Осеева)

 2. Почему автор назвал рассказ “Плохо”? Выбери верный ответ.

  • Котёнку было плохо.

  •  Мальчики совершили плохой поступок.

  •  Женщина пристыдила мальчиков.

3.  Дополни диалог словами женщины.

– ____________________________________________________

– А что – стыдно? Мы ничего не делали!

– ____________________________________________________

5. Запиши, по отношению к каким героям ты испытываешь эти чувства.

уважение к ________________________________

жалость к ___________________________________стыдно за _____________________________________

6. Ответь на вопросы, опираясь на содержание текста. Запиши ответы в клеточки.

а) Как лаяла собака на котёнка?

б) Каким стал котёнок, когда его напугала собака?

в) Кто выручил котёнка из беды?

Проверка в I полугодии

Текст №1 Куница

Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться.

(51 слово. В. Чаплина)

Текст №2 Лето

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

(59 слов. И. Соколов-Микитов)

Текст №3 Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.

(57 слов. К. Ушинский)

Текст №4. Лев, медведь и лисица (проверка в октябре)

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

(35 слов. Л. Толстой)

Текст №5. Барсуки (проверка в октябре)

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

(47 слов. И. Аксенов)

Текст №6. Золотой подснежник (проверка в декабре)

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

(51 слово. К. Пронин)

Текст №7

В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.

С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.

(47 слов)

Текст №8. Чудесная елка (проверка в декабре)

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

(61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)

В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.

1 полугодие

Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.

Темп чтения — 25-30 слов в минуту.

2 полугодие

Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.

Темп чтения — 30-40 слов в минуту.

Техника чтения во 2 классе

1 полугодие

Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.

Темп чтения — 40-50 слов в минуту.

2 полугодие

Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.

Темп чтения — 50-60 слов в минуту.

Техника чтения в 3 классе

1 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 60-70 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.

Темп чтения — 70-80 слов в минуту.

Техника чтения в 4 классе

1 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.

Темп чтения — 80-90 слов в минуту.

2 полугодие

Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.

Темп чтения — 100-120 слов в минуту.

Техника чтения в 5 классе

Наблюдение за техникой чтения рекомендуется проводить и в 5 классе. Однако такая проверка уже не носит характер контроля, так как преследует совершенно иные цели обучения. В 5 классе при проверке техники чтения акцент необходимо делать не на скорость чтения, а на продуктивность (техника и осмысленность).

Как выбрать эффективную методику обучения чтению

Существует множество образовательных программ, которые могут эффективно развивать навыки работы с текстом. Но если ребенок учится в начальной школе, то этого недостаточно – чтобы повысить технику, он должен заниматься с интересом

Важно, чтобы у учащегося появилось желание тренироваться – только тогда результат будет максимальным. Вовлечь школьника в учебный процесс удастся в том случае, если занятия ведутся в формате игры

Именно на этом принципе основана методика обучения чтению от академии AMAKids. Она включает в себя два блока – Букварику и Читарику, которые выбираются в зависимости от уже имеющихся у ученика знаний. Букварика подойдет тем, кто только начинает изучать грамоту. На этом этапе ребята освоят алфавит, научатся читать по слогам. У Читарики другие функции – она поможет освоить пословное и текстовое воспроизведение, улучшить качество понимания материала.

Методика подходит как для дошкольников от 5 лет, так и для младших школьников, ведь начать заниматься можно с любого блока. Занятия ведутся по авторским учебникам и при помощи специальной игровой платформы. Ребята учатся играя, благодаря чему их навыки совершенствуются в увлекательном режиме. Запишите ребенка на Букварику или Читарику уже сейчас и оцените преимущества обучения грамоте в формате игры.

Задания по литературному чтению 2 класс

Задания к школьной олимпиаде по литературе

Фамилия, имя _________________________________________

Класс _________________

Первый тур

1. Прочитай текст. Выполните задания, пользуясь текстом:

Это было давно. Тогда муравьи ещё поодиночке жили…

Встретились однажды на тропинке два муравья и стали жаловаться друг другу.

– Мне вчера жук ногу отдавил, – говорит один Муравей другому.

– А меня Гусеница обидела. «Она мой домик так толкнула, что он развалился», – говорит другой.

– Плохо нам, муравьям, жить на свете. Мы маленькие, каждый нас обидеть может. А заступиться некому.

– Знаешь, что, давай вдвоём жить. Друг за друга заступаться, друг другу помогать. Стали муравьи жить вдвоём. Вот ползёт по дороге жук. Говорит ему Муравей:

– А ну, жук, попробуй мне теперь на ногу наступить! А жук видит: муравьёв двое. Их вдвоём не осилишь. И уполз поскорее. Узнал третий Муравей, что двум муравьям легче жить стало.

– Возьмите меня с собой жить, – говорит.

Стали муравьи жить втроём. Втроём ещё сильнее стали. А потом и четвёртый к ним пришёл, и пятый.

И вот все муравьи стали жить вместе. Если одному тяжело, все ему помогают. Если одного обижают, все его защищают.

Один за всех и все за одного.

И. Пивоварова

1) Кто однажды встретились?

А) жуки

В) гусеницы

С) муравьи

2) Где происходят события, описанные в тексте?

A)на тропинке

B)на грядке

C)на полянке

3) О чём жаловались друг другу два муравья?

A) им нечего есть

B) они хотят научиться летать

C) им сложно приходится жить в одиночку

4). Почему жук, увидев, что муравьёв двое, решил не обижать их?

A) потому что их двое, они могут защититься

B) они старые друзья

C)потому что жук очень добрый

5) Выбери соответствующее название к тексту.

А) Веселая история.

В) Один за всех, а все за одного.

С) Стали муравьи жить вдвоем.

Второй (основной ) тур

1. Соотнеси произведение с жанром устного народного творчества.

Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржёт,

не лает, нападает на клубки, прячет в лапки

когти. загадка

Баю -баюшки-баю, не ложись на краю,

Придёт серенький коток, схватит Колю за бочок,

Схватит Колю за бочок, и утащит во лесок.

пословица

Родина-мать, умей за нее постоять! песня

2. Соотнеси пословицу с её объяснением

3. Дополни стихотворение словами-рифмами.

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой ………………………,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы ……………………………

Только ссориться друзьям

Никогда не ……………………………….!

Слова – помощники: цветок, надо, рады.

4. Прочитай . Определи тип текста.

Я очень люблю своего дедушку. Он у нас очень активный. Он и бабушке

помогает, и газеты читает. Мы с дедом ходим в лес, на рыбалку. Дедушка мне

дает мудрые советы, рассказывает интересные истории. Я учусь у деда! С

ним мне легко и хорошо.

Это текст – _________________________

Как оценить скорость чтения?

Скорость или темп чтения определяется количеством слов, которые ребенок успел прочитать за минуту. При подсчёте слов необходимо учитывать все предлоги и союзы.

В критерий правильности входит не только верное прочитывание каждого слова, но и правильная постановка ударения

Также следует обращать внимание на повторы слов или предложений. Это тоже считается ошибкой

Но! Нельзя останавливать ребенка во время проверки и указывать ему на эти ошибки. С ними разберетесь уже после того, как проверка завершится. Вернитесь к «ошибочным» словам и прочитайте их еще раз.

Осознанность прочитанного текста. Необходимо не только бегло читать, но и понимать, о чем речь. То есть читать осознанно. Для проверки осознанности задайте ребенку два или три вопроса по тексту. Пересказывать ничего не надо. Ответов на ваши вопросы будет достаточно. процесс понимания прочитанного во многом зависит от объёма внимания вашего ребёнка.

Обращайте внимание на выразительность, наличие интонационных пауз, логических ударений. Для себя можете отметить способ чтения: по слогам, слоги+целые слова или чтение целыми словами

Для себя можете отметить способ чтения: по слогам, слоги+целые слова или чтение целыми словами.

При выставлении оценки особое внимание уделяется трём критериям: скорость, осознанность, правильность

Определение скорочтения

Скорочтение — это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик. Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным.

Развитие скорочтения позволяет школьникам и студентам тратить меньше времени на домашнее задание, на подготовку к экзаменам, поиск материала для рефератов и дипломных работ. Способность быстро читать полезна и взрослым, ведь во многих профессиях приходится иметь дело с большим потоком информации.

К вопросу о том, как развить скорость чтения, есть несколько подходов. Многие из них основаны на том, что данная скорость зависит от порядка считывания информации, а его можно перестроить. В школе детей учат читать по определенной схеме: сначала отдельные слоги, затем слова, которые складываются в предложения и, наконец, осмысленный тест.

Повзрослев, многие продолжают использовать тот же алгоритм: слово – предложение – текст. Но нашему мозгу доступен и более сложный порядок, который поможет сэкономить время. Давайте рассмотрим, как освоить скорочтение при помощи конкретных упражнений и техник.

Получайте письма об образовании детей

Еще больше лайфхаков по обучению детей — в бесплатной рассылке Skysmart для родителей. Каждую неделю учителя, методисты и психологи делятся экспертными советами: как мотивировать ребенка учиться, помогать с домашкой или нет, какие навыки развивать сегодня, чтобы быть успешным и счастливым в будущем. Присоединяйтесь!

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

Какие ставить оценки за технику чтения?

Техника чтения в 1 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 20 слов

Более 40 слов

«4»

16-20 слов

31-40 слов

«3»

10-15 слов

25-30 слов

«2»

Менее 10 слов

Менее 25 слов

Техника чтения во 2 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 55 слов

Более 70 слов

«4»

40-55 слов

55-70 слов

«3»

25-39 слов

40-54 слов

«2»

Менее 25 слов

Менее 40 слов

Техника чтения в 3 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 75 слов

Более 90 слов

«4»

60-75 слов

75-90 слов

«3»

45-59 слов

60-74 слов

«2»

Менее 45 слов

Менее 60 слов

Техника чтения в 4 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 100 слов

Более 120 слов

«4»

85-100 слов

105-120 слов

«3»

70-84 слов

90-104 слов

«2»

Менее 70 слов

Менее 90 слов

Ключевые навыки для высокой скорости чтения

Некоторые навыки можно и нужно тренировать в любом возрасте — они будут полезны как ребенку, так и взрослому:

способность фокусировать внимание и не отвлекаться;
широкое поле обзора, развитое периферическое зрение;
умение структурировать информацию, выделять главное;
большой объем оперативной памяти;
высокая скорость мышления.

Занятия на развитие этих качеств можно проводить как параллельно с обучением скорочтению, так и отдельно. В младшем возрасте они подготовят ребенка к школе, а школьникам и взрослым помогут быстрее обрабатывать текстовый материал и лучше усваивать прочитанное.

Кроме того, практически все эти навыки тесно связаны друг с другом и развивая один из них, можно прокачать другие. Например, когда мы учимся структурировать информацию, параллельно мы его и запоминаем — так память становится лучше, а скорость мышления увеличивается.

Ситуация чтения: что происходит и зачем об этом задумываться

Сегодня повсеместно обсуждаются исследования PIRLS и PISA. Первое оценивает читательскую грамотность младшеклассников, их умения понимать и использовать письменную речь. Здесь мы занимаем лидирующие позиции. Второе исследование проверяет, насколько хорошо уже взрослые ребята умеют применять знания – в том числе размышлять над текстами и использовать их для достижения целей. Тут показатели регулярно падают: уже 31-е место по читательской грамотности в 2018 году (против 26 в 2015). 

Специалисты разделяют современную грамотность на читательскую и функциональную. При этом функциональная грамотность тоже имеет отношение к чтению: в нее входят умения найти информацию в книге или статье, осмыслить полученные данные. Это называется «Функциональное чтение».

Сама ситуация чтения требует ответа на три главных вопроса:

  • Что? (книгу нон-фикшн, любовный роман, статью в интернете и т.д.)
  • Зачем? (отвлечься, повысить профессиональный уровень, разобраться в проблемах учеников-подростков и т.д.)
  • Как? (бегло, вчитываясь, отмечая нужные факты и т.д.)

Разумеется, в обыденной жизни мы редко выбираем стратегию чтения – точнее, определяем ее неосознанно, «на автомате». Но для того, чтобы обучить детей осмысленному подходу к текстам, лучше лишний раз продумать стратегии, то есть приемы для полного освоения материала.

Виды чтения можно представить в форме следующей таблицы.

Вид Цель Задания
Просмотровое Получение общего представления об информации, содержащейся в тексте. Просмотрите текст и определите…
Просмотрите текст и объясните…
Ознакомительное = беглое Извлечение основной информации. Выделяется тема, основная мысль, опускаются детали. Прочитайте и определите главную мысль…
Какая проблема поднимается в тексте?
Изучающее Полное точное понимание содержания. Вдумчиво прочитайте текст и разделите на абзацы.
Ответьте на вопросы.
Поисковое Нахождение значимых элементов информации. Найдите в тексте…

Рассмотрим подробнее ключевые понятия в современных методиках обучения чтению, их сходства и различия.

Технологии продуктивного и смыслового чтения, ТРКМЧП

Технология продуктивного чтения – природосообразный способ обучить детей воспринимать и понимать текст, формировать собственный взгляд на автора и содержание. Технология опирается на законы читательской деятельности и конкретные приемы. Она применяется на начальном этапе воспитания читателей, то есть в младших классах.

Смысловое чтение – то, чему мы обучаем детей постарше, в основной школе. Как понятно из названия, речь идет о работе над смыслом текста. Сюда входит принятие коммуникативной задачи, выделение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) – еще одно важное направление. Оно ведет к тому, чтобы школьники научились действовать по принципу: вызов (побуждение) → осмысление (получение новой информации) → рефлексия (рождение нового знания).. Что ещё почитать?

PISA — тест на компетентность

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Что такое «Национальный корпус русского языка» и чем он полезен?

ЭОР по литературе

Что авторы учебников предлагают для развития осмысленного чтения

Что ещё почитать?

PISA — тест на компетентность

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Что такое «Национальный корпус русского языка» и чем он полезен?

ЭОР по литературе

Что авторы учебников предлагают для развития осмысленного чтения

  • Реферат, доклад. Правильная организация работы над рефератом и докладом позволяет добиться неожиданных, высоких результатов даже от «средних» учеников. Чтобы увлечь ребенка, помочь ему себя проявить, нужно дать ему интересную тему и источники информации с диаметрально противоположными мнениями, предоставив школьнику возможность определить, сформулировать, аргументировать и презентовать свою точку зрения.
  • Несплошной текст. Создание интеллект-карт позволит ученикам анализировать информацию из таблиц и графиков, самим систематизировать свои знания. Это умение пригодится ребятам во многих профессиях. Представляем вам несколько сервисов для создания интеллект-карт, инфографик, которые можно использовать в домашних заданиях, исследовательской и проектной деятельности:
    ,
    ,
    ,
    .

Проверка во II полугодии

Текст №1 Может ли дерево взлететь?

(Сказка).

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

(63 слова. Дж. Родари)

Текст №2 Первая гроза

Пришла черная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.

(64 слова. А. Митяев)

Текст №3 Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

(68 слов. Е. Житков)

Текст №4. Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

(52 слова. Е. Чарушин)

Тексты подобрали: Ткачева Ирина Алексеевна, Борщ Оксана Геннадьевна.

Полный текст материала Техника чтения во 2 классе. Тексты для проверки техники чтения во 2 классе (1 и 2 полугодие) смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен фрагмент.

Техника чтения 2 класс – нормативы

Ученики начальной школы быстро улучшают навыки работы с текстом, а потому и нормативы при проверке техники чтения меняются от полугодия к полугодию. По завершении 2 четверти второклассники должны читать около 40-50 слов в минуту, а ближе к концу 2 класса эта норма возрастает до 50-70 слов. 

Скорость, с которой читает учащийся, важна, но помимо нее учитель обращает внимание и на другие факторы:

  • формирование навыков беглого воспроизведения. На втором году обучения ребята должны привыкнуть читать по словам или по фразам, а не по слогам. При этом, послоговое воспроизведение сложных словесных конструкций допускается.
  • качество усвоения текстового материала. Учащиеся должны понимать и запоминать суть даже тех отрывков, которые читаются на скорость. 
  • соблюдение пауз и интонаций. Воспроизводя отрывок, ребенок должен соблюдать паузы, правильно озвучивать восклицательные и вопросительные предложения, передавать интонацию персонажей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: