Социальная педагогика макаренко

Коммуны

Количество беспризорников в 20-е гг. XX века было огромно, а методов работы с ними не было. Педагогические коммуны стали решением.

Первая из них была создана в 1921 году недалеко от Полтавы на базе трудовой колонии и получила своё название в честь Максима Горького, который активно участвовал в борьбе с детской беспризорностью. Дети, разделённые на отряды по 7-15 человек, имели самоуправление, выборные должности и даже хорошо налаженное производство, которое позволяло коммуне не только обеспечивать себя, но и отдавать деньги в бюджет государства.

Любая деятельность детей оказывалась полезной и осмысленной. Он разработал «метод перспективных линий», который предполагал, что перед человеком ставится цепочка последовательных конкретных целей.

Через воспитательные учреждения Макаренко на Украине прошли многие «неблагополучные» дети и малолетние преступники.

За системой Макаренко стоял дух коллективизма, строгая дисциплина и постоянная занятность. Перед педагогом стояла цель именно воспитывать, а не образовывать. В одной из лекций он рассказывал: «Лично мне на практике пришлось воспитательную цель иметь как главную: поскольку мне в течение 16 лет поручалось перевоспитание так называемых правонарушителей, передо мной ставилась прежде всего задача — воспитать переделать характер».

5 высказываний Макаренко:
 

  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
  • Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
  • Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
  • Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.
  • Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива.

Первая коммуна просуществовала пять лет, а затем Макаренко принял решение перенести её под Харьков. Одной из причин стало то, что многие ребята хотели освоить рабочие специальности, а такой возможности не было. На новом же месте уже существовали оборудованные мастерские и электростанция. Вторая причина: растущее неприятие другими педагогами системы Макаренко и невозможность дальше возглавлять коммуну.

Казалось, что сохранить порядок и выстроенные отношения в новой коммуне уже не удастся: на момент переселения в колонии было уже 300 воспитанников. Но методика Макаренко сработала. Так называемый «метод взрыва», когда воспитанники включаются в работу сразу, без подготовки, отлично подействовал.

На безе мастерских этой коммуны, названной в честь Феликса Дзержинского, был создан завод ФЭД (что и расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский). На заводе в то время производились простейшие сверлильные машины и затем уже прославившиеся фотоаппараты.

Этой коммуной педагог руководил до 1935 года. Потом его перевели в Киев, а дальше в Москву, где он прожил до самой смерти.

Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:

Труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе

Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами.

 Самоуправление.

Коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа.

Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.

В то же время он писал, что воспитание — это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.

Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.

Дисциплина и режим

С точки зрения своей педагогической практики А.С. Макаренко считал, что дисциплина — это не средство воспитания, а результат воспитания, и как средство воспитания должна отличаться от режима. Режим — это определенная система средств и методов, которые помогают обучать устройство. Дисциплина — это результат воспитания. При этом он считал, что дисциплину следует понимать не как внешнее явление, не как метод командования или приведения человека к подчинению элементам власти, а как более широкое понятие.

«Дисциплина в нашем обществе, пишет Макаренко, — это нравственное явление….. Недисциплинированный человек — это тот, кто противоречит обществу, и такого человека следует рассматривать не только с точки зрения внешнего технического удобства, но и с точки зрения морали.

Антон Семенович убедился на своем опыте — если убедить человека, что он должен быть дисциплинированным, и надеяться, что с помощью этого убеждения можно добиться дисциплины, то это означает риск 50-60% успеха. Дисциплина должна быть осознанной. Это продукт всей суммы воспитательных воздействий, здесь и процесс воспитания, и процесс формирования характера, и процесс столкновения, конфликта и разрешения конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия, а также такие процессы, как физическое воспитание, физическое развитие.

По его словам, прежде всего, каждый студент должен быть убежден, что дисциплина — это форма для наилучшего достижения цели. Коллектив детей также должен иметь такое же убеждение. О дисциплине следует часто говорить с учениками, особенно на собраниях по самоуправлению, ассамблеях и т.д

При любой возможности необходимо обращать внимание студентов на феномен дисциплины в нашем обществе

Культивирование дисциплинарного тона в учреждении, считает Макаренко, будет успешным только в том случае, если само руководство подаст пример в этом направлении. Если, например, коллектив в строю или в группе идет куда-то пешком, а руководитель учреждения или педагог пользуются автомобилем, можно заранее сказать, что никакого особого дисциплинарного тона культивироваться не будет. На все собрания и сборы по сигналу или тревоге руководство, учителя и воспитатели должны приходить не после всех, а раньше всех. В непредвиденной чрезвычайной ситуации необходимо включить работу всей команды преподавателей.

Чрезвычайно важным обстоятельством является тон, в котором руководство проводит свои дисциплинарные контакты с коллективом

Это должен быть тон серьезный, простой, точный, решительный, но в то же время доверительный, расположенный к ученику, иногда украшенный улыбкой и шуткой, и всегда сопровождаемый особым вниманием к каждому человеку

Все это относится к высшим формам дисциплины, которые являются показателями уже определенного образовательного процесса. Собственно процесс дисциплинированния должен происходить не столько в области дисциплины, сколько во всех других сферах жизни и работы детского учреждения.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Модель свободной школы Войтенко
  2. Основные этапы развития педагогики
  3. Традиционные принципы обучения
  4. Педагогический процесс
  5. Направления воспитательной работы
  6. Теория обучения и воспитания
  7. Теории образования
  8. Организация сотрудничества младших школьников на учебном занятии
  9. Образование как социокультурный феномен
  10. Проблема обучения и развития в разных подходах

Концепция социального воспитания А. С. Макаренко

Замечание 2

Концепция социального воспитания А.С. Макаренко основана на формировании личности ребенка, исходя из тех социальных условий, в рамках которых он существует.

Согласно данной концепции А.С. Макаренко считал, что в условиях трудовой колонии реально воспитать нового человека, советского гражданина и коллективиста.

Формирование педагогической теории А.С. Макаренко осуществлялось в условиях становления советского государства, где процесс воспитания был политизирован. Педагог считал, что только воспитание, основанное на коллективизме, может противостоять мещанству и иным порокам воспитания. Это связано с тем, что, по его мнению, коллективное воспитание дает возможность личности раскрыть свои способности и задатки в коллективе и на его благо.

Основные методы коллективистского воспитания А.С. Макаренко видел в:

  • Соревновательности
  • Общественном мнении
  • Поощрении
  • Наказании

Несмотря на то, что А.С. Макаренко предусматривал воспитание личности в коллективе, он при этом не унижал и не принижал личность каждого своего воспитанника. Основным принципом его педагогики было «Как можно больше уважения, как можно больше требований».

Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию у ребенка сознательности и дисциплины

В настоящее время актуальным остается теоретическая разработка ответственности, которую А.С. Макаренко внедрил в практику формирования социально-ответственной личности.

Именно А.С. Макаренко впервые дал точную формулировку отношениям ответственной зависимости и сути ответственных связей

Кроме того, он уделил большое внимание вопросу разграничению понятий «коллективная ответственность», «воспитание ответственности» и «ответственность перед коллективом». Каждое из понятий приобрело свой индивидуальный смысл и значение в формировании личности ребенка

Все указанное является далеко не полным списком тех проблем, которые были решены А.С. Макаренко в рамках социальной педагогики и общественного воспитания детей. Вклад, который А.С. Макаренко внес в развитие социальной педагогики, является неоценимым, а высказанные идеи актуальными и в настоящее время. Опыт педагога можно переосмысливать и развивать в рамках современной системы воспитания и потребностей, которые предъявляются обществом к подрастающему поколению.

Разработанные А.С. Макаренко принципы воспитания в коллективе и через коллектив, имеют большое значение для любого вида коллектива – трудового, учебного, семейного и т.д., а также для любой социальной общности, где имеются проблемы формирования социально активной и ответственной личности.

Заслугой А.С. Макаренко является теоретическое обоснование и практическое доказательство того, что исходным для формирования человеческой личности является создание коллектива. Именно созданию коллектива он придавал решающее значение в педагогической и воспитательной деятельности

Выделяют ряд актуальных для современного социального педагога идей А. С. Макаренко:

  • умение создавать детский коллектив, объединенный разумным, творческим, производительным трудом;
  • создание детского самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника;
  • создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями;
  • широкий круг методов в создании коллектива.

Что он принес нового в педагогику?

Я ознакомился с принципами системы А.С. Макаренко, в ВУЗе, получая специальность психолог.

Отвечая на вопрос о том, что нового привнёс этот уникальный человек в педагогику, считаю правильным сделать акцент на тех принципах, которыми он руководствовался:

Принцип коллективности или совместной деятельности. Мы знаем, что в коммуне под его руководством, присутствовало разделение обязанностей между проживающими там ребятами. Этот принцип говорит о том, что каждый из них одновременно несёт ответственность за себя и за окружающих его людей.

Совместная деятельность, по моему мнению, – это командное взаимодействие. Именно его элементы Антон Семёнович применял при общении со своими воспитанниками. В его методике ярко виден каждый элемент командного взаимодействия.

Примером, я считаю, способность найти компромисс и наладить продуктивное сотрудничество команды в направлении достижения цели в бесконфликтной атмосфере. Умение работы в коллективе, чёткое знание круга своих обязанностей и полномочий, а также порядок согласования действий и выработки плана поставленной задачи. Для любого человека возможность работы в команде, путь к адаптации в общество.

Принцип самоуправление подразумевает, что участники коммуны А.С. Макаренко распределяли обязанности между собой, отводя Антону Семёновичу роль консультанта и старшего коллеги. Каждый участник коммуны имел возможность побыть в роли руководителя или рядового. Примером полезности принципа считаю свою работу в студенческих проектах во время обучения в ВУЗе. Это подразумевало, что студент, который хотел предложить проект для включения его в студенческую жизнь факультета должен был попробовать себя в роли рядового участника и руководителя проекта — попеременно.

Для этого было необходимо:

  1. Принять на себя руководство проектом.
  2. Составить его план.
  3. Собрать команду для реализации, не менее 3-х человек.
  4. Представить его на заседании студенческого актива, на котором в качестве научного консультанта присутствовал декан факультета.
  5. Принятие решения о реализации проекта, проводилось общим голосованием, студентов факультета и студенческого актива.

Принцип трудового воспитания. В наше время его принято называть, принципом адаптации к труду. Во времена А.С. Макаренко, он подразумевал выполнение повседневных обязанностей по функционированию коммуны.

Сегодня, при обучении психологов и других специалистов, помогающих профессий (юрист, врач и другие), приобретение практических навыков во время обучения, приветствуется на волонтёрских началах, помимо учебных практик и в дополнение к ним.

Учение А. С. Макаренко о коллективе

В развитие педагогической науки был внесен огромный вклад А.С. Макаренко, который предложил свое видение коллектива и значимости его воздействия на личностное развитие.

Предложенная им теория о коллективе актуальна по сей день. Рассмотрим ее основные положения.

Определение 1

Коллектив – это объединение людей, ориентированное на достижение конкретной цели при реализации какого-то направления деятельности.

Коллектив характеризуется такими чертами, как:

  1. Сплоченность;
  2. Разделение полномочий;
  3. Ответственность;
  4. Общая идея;
  5. Целевое назначение деятельность;
  6. Ориентация на создание общественно полезного продукта;
  7. Непрерывное движение и развитие коллектива.

Макаренко считал движение основой существования и залогом сохранения коллектива. Без движения, динамики и развития коллектив не может существовать и функционировать.

А. С. Макаренко были определены принципы функционирования и стадии развития коллектива. К основным стадиям развития коллектива относятся:

  1. Формирование коллектива. Происходит объединение детей в коллектив. Это реализуется педагогом, который формирует классы, отдельные группы обучения, формирует кружки. Таким образом происходит создание социально-психологической общности людей, объединенных общими интересами и потребностями, характер взаимоотношений которых определяется ориентацией их совместной деятельности и целевым назначением.
  2. Развитие коллективного влияния. На этой стадии происходит развитие коллектива. Он не просто продолжает выполнять требования организатора, но и сам формирует свой актив, который определяет направления деятельности, исходя из ее положительного воздействия на существование и функционирование коллектива. Таким образом, коллектив развивается, приобретая вид целостной системы, компоненты которой способны к самоорганизации и самоконтролю. Коллектив становится способом воспитания конкретных свойств личности подрастающего поколения.
  3. Подъем коллектива или пик его развития. Каждый член коллектива развивается вместе с ним. Происходит расширение требований к собственным способностям и возможностям, их преобладание над требованиями к другим членам коллектива. Это говорит о развитии каждого члена коллектива и его воздействии на формирование высоконравственной всесторонне развитой личности.

Что касается признаков сформированного коллектива т.е. такого, который способствует формированию личности, наделенной нравственными ориентирами деятельности, то к ним можно отнести следующие:

  • Непрерывная готовность к действию;
  • Гордость за себя, как часть коллектива и осознание его ценности;
  • Дружеские отношения между членами коллектива;
  • Ощущение надежности и защищенности всеми участниками коллектива;
  • Проявление активности и инициативности участниками коллектива;
  • Терпимость, сдержанность в проявлении эмоций;
  • Идейная общность, которая сплачивает его участников.

Рисунок 1. Воспитание в коллективе и через коллектив. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагогические идеи Макаренко

Основываясь на педагогической литературе и собственных исследованиях и опыте, Макаренко считал, что воспитание и образование являются наиболее важными факторами, влияющими на становление и развитие личности. Его точка зрения контрастировала с практическими стандартами того времени.

Макаренко также отвергал физическое наказание, обычную меру его времени.

Доказав эффективность своей воспитательной системы в Полтавской колонии, в 1927 году Макаренко был назначен заведующим детским домом для беспризорных детей под Харьковом. Тысячи детей в Советском Союзе стали сиротами после гражданской и Первой мировой войны. Оставшись без родительской любви и заботы, многие из них стали несовершеннолетними преступниками.

Детский дом под Харьковом был известен как место, куда самые неисправимые воры и мошенники помещались на реабилитацию. Инновационный педагог Макаренко сумел завоевать их уважение. В своем воспитании проблемных сирот он сочетал настойчивость и уважение, школьное образование и продуктивный труд.

Методы воспитания, разработанные Антоном Семёновичем, были высоко оценены Максимом Горьким, который считал, что «педагогический эксперимент Макаренко имеет значение для всего мира». Вдохновленный Горьким, писателем, которым он восхищался, Макаренко написал «Педагогическую поэму», основанную на реальных историях своих учеников из детского дома для беспризорных детей. В своей книге он показал, как правильное образование может превратить неконтролируемых и агрессивных подростков в достойных и ответственных граждан.

Кто такой Антон Макаренко

Антон Семенович Макаренко – выдающийся советский педагог, чья работа получила признание во всём мире. Макаренко входит четвёрку лучших педагогов 20 века (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори), по версии ЮНЕСКО.

Деятельность Макаренко пришлась 20 и 30 годы двадцатого века. Это был крайне непростой период для страны. По мимо общих проблем, связанных с политическими событиями того времени в стране, остро стояла проблема малолетней преступности. Количество детей беспризорников было огромным. Макаренко в то время руководил детскими исправительными учреждениями. Ему попадали очень трудные дети: воры рецидивисты, девочки проститутки, беспризорники. И Макаренко не просто удавалось сделать их полноценными членами общества, но и по заверениям многочисленных исследователей его работы из детей Макаренко выросли по-настоящему счастливые люди.

За годы работы Макаренко воспитал более 3000 детей и среди них нет ни одного случая рецидива. Для понимания сейчас в России 40% детдомовцев попадают в тюрьму в первые два года, 30% спиваются, 20% ведут маргинальный образ жизни, приспосабливаются к обществу жизни не более 10%.

По мимо своей рабочей деятельности Макаренко является автором произведений, посвященных педагогике. Наиболее известные: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Методика организации воспитательного процесса» и «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Макаренко о воспитании

  • «Наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем более полноценные воспитываются из них люди».

  • «Я не верю в то, чтобы были морально дефективные люди. Стоит только поставить в нормальные условия жизни, предъявить ему определённые требования, дать возможность выполнить эти требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком, человеком нормы».

  • «Я повторяю, что если из человека выходит хулиган, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы».

  • «Я имею право утверждать, что работа по воспитанию — очень легкая работа. Легкая не в том смысле, что можно поработать, потом пойти погулять, потом почитать, отдохнуть и т. д. Нет, времени она берет много, но она легкая по типу напряжения.

    Последние годы у меня было 600 коммунаров… и мне было легко работать, настолько легко, что с 1930 г. я работал без обычной в интернатах должности воспитателя. Были учителя в школе, были инженеры на заводе, но детский коллектив в 600 человек жил, в известном смысле, самостоятельно. И утром, когда я слышал сигнал «вставать» и знал, что в моем коллективе нет ни одного взрослого человека, я не беспокоился. (…) Я сначала поражался, зная, как трудно встать вовремя, натереть полы, когда за тобой никто не следит, а потом перестал удивляться и увидел, что это нормальное коллективное действие, нормальный человеческий поступок, а нормальный человеческий поступок и есть самый простой и самый легкий поступок».

  • «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».

  • «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать».

  • «Чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах…»

  • «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздей­ствия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущно­сти. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдель­ная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12–15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизнен­ные впечатления.

Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеж­дать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты яв­ление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно. Я старал­ся убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник произ­водственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии. Меньше всего я старался убедить его, что он только воспитанник, т. е. явление только педагогическое, а не общественное».

Основание трудовой колонии им. М. Горького

В 1920 году Губернский отдел народного образования поручает Антону Семеновичу создать в селе Ковалевка, расположенном недалеко от Полтавы, колонию для несовершеннолетних подростков с криминальным прошлым.

Ранее обучавший обычных детей, Антон Макаренко берется за перевоспитание подопечных-воришек, не желающих работать и учиться. Педагогу удается наладить отношения с бывшими беспризорниками.

Постепенно талантливый воспитатель убеждает ребят в том, что колония может быть для них не тюрьмой, а домом, в котором они станут полноправными хозяевами и сами будут распоряжаться плодами своего труда.

Колонию называют трудовой, поскольку одним из методов воспитания ее учащихся является совместный труд на общее благо для обозримой и конкретной цели.

С 1921 года колония носит имя Максима Горького, активно интересующегося воспитательно-педагогической системой увлеченного своим делом энтузиаста. Известный уже к тому времени писатель сыграл значительную роль в педагогической биографии Макаренко.

Через шесть лет после основания трудовую колонию вместе с ее руководителем переводят из Ковалевки в Куряжский монастырь под Харьковом и объединяют с колонией, в которой живут неисправимые, казалось бы, беспризорники-воры.

Макаренко и здесь удается доказать действенность своего метода, основанного на доверии и требовательности, сочетающего в себе школьное обучение и производительный труд (воспитанники колонии учились и вели сельское хозяйство).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: