В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Что надо знать родителям: этапы развития речи

В первые годы после рождения малыш больше всего времени находится в домашней, семейной обстановке. Это означает, обучение ребенка речи считается обязанностью родителей, и игнорировать развитие никак нельзя.

Ребенок плохо разговаривает

К сведению. Такое обучение, как учеба не воспринимается, а является частью жизни, общения мамы, папы с малышом. Однако, зная правила и способы, как помочь ребенку научиться говорить, это даст возможность быстро справиться с поставленной задачей.

Малыш учится в домашней обстановке

Развитие речи ребенка от рождения до школы

Опытный логопед подскажет, как учить ребенка разговаривать. Развивается речь поэтапно:

  1. Первые сочетания звуков ребенок начинает издавать, когда ему 2-3 месяца от роду. Малыш даже может различать голоса, но вот общие звуки новорожденные воспринимают, как успокаивающую мелодию. Это начальная стадия речевого развития.
  2. Примерно в 6 месяцев «гуление» ребенка становится наиболее понятным, эмоционально раскрашивается, и это следующая стадия правильного развития маленького чада.
  3. Наконец, в период с 7-9 месяцев ребенок начинает произносить небольшие слова, состоящие из слогов: «ма-ма», «па-па».

Понимание речи формируется у детей в возрасте около 12 месяцев, когда запас слов включает в себя уже несколько конструкций из 3-10 несложных слов. Если с ребенком на данном этапе проводить занятия, то в 2 года дочь или сын смогут не только расширить запас слов, но и называть демонстрируемые вещи, действия и передавать свои ощущения.

На заметку! Если малыш плохо говорит или совершенно не хочет идти на словесный контакт с другими детьми и взрослыми после того, как ему исполнилось 3 года, родителям надо бить тревогу — записаться к логопеду и детскому психологу. Нельзя исключать, что проблема в умственном развитии.

Разговор о событиях

Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка развивалась речь?

Внимательных и ответственных родителей волнует вопрос, как научить ребенка разговаривать. Специалисты дают рекомендации:

Важно получать удовольствие, общаясь с дочкой или сыном и от самих уроков. Это позволит уделять малышу больше времени

Кроме того, разговоров будет больше, они наполнятся добром и нежностью.
Надо все время разговаривать с малышом о вещах, явлениях и событиях, окружающих его и происходящих с ним.
Необходимо покупать соответствующие возрасту игры, книги с картинками, «развивашки».

Важно играть совместно, так как играя, родитель может называть предметы и акцентировать внимание крохи на их свойствах, описании, включая размеры и цвета. Кроме того, нельзя «сюсюкать» и искривлять слова из активного детского лексикона. Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса

Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса.

С ребенком нужно разговаривать в любом возрасте

Считается нормой, если малыш не очень хорошо общается в 2-2,5 или даже в 3 года. Научить сына, дочь говорить — это значит видеть явный прогресс в развитии речи:

  • Новые звуки.
  • Попытку повтора слов.
  • Знание названий определенных предметов.

Девочки в этом смысле значительно быстрее восхищают мам и пап своими звуками, а мальчики отстают от них, начинают говорить чуть позднее. Все потому, что девочки созревает намного раньше, чем мальчики — так создала природа.

На заметку. В тех семьях, где мама и папа общаются на двух и более языках, ребенок скорее всего начнет говорить еще в более поздний период, так как годовалому и новорожденному «понять» сразу два информационных потока сложно.

Читаем книги, стихи и песенки

Задумываясь о том, как учить ребенка говорить, необходимо ежедневно и не по раз играть со слогами и звуками, читать книжки, петь, ведь всё это реально совмещать с повседневными заботами: поездка в маршрутке (можно поиграть в слоги), на прогулке (спеть песню).

Когда ребенок подрастет, важно повысить нагрузку и добавить к полезным развлечениям вопросы: что бывает сладким (сахар), что может быть желтым (солнце). На заметку

Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки

На заметку. Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки.

Как научить ребенка говорить? Советы родителям

1. Разговаривайте с ребенком как можно чаще с самого рождения. Просто рассказывайте все, что вы делаете, называйте все, что вы видите, спрашивайте что-либо и сами отвечайте.  Всегда слушайте то, что говорит вам малыш, не отмахивайтесь от него, пытайтесь понять.

2. Не сюсюкайте с ребенком, не заменяйте нормальный язык детским и псевдодетским лепетом. Лучше употребляйте мягкие уменьшительно-ласкательные слова. Но самое главное – это нежный голос и любовь, и тогда уж точно не будет нужно никакого сюсюканья.

3. Разговаривайте с ребенком и на серьезные темы, объясняйте ему все, но при этом не рассчитывайте на то, что кроха вас поймет

Просто малышу важно слышать различные слова, интонации

4. Почаще носите малыша с собой: по квартире, на улице, в гости и т. д. Пусть ребенок общается не только с родителями и близкими родственниками, а с большим количеством людей.

5. Если есть возможность, то пусть малыш «общается» с детьми с самого рождения. Особенно важным это становиться в период становления речи. Пусть друзья будут немного старше вашего крохи – детский пример самый действенный.

6. Как можно раньше приучайте ребенка жевать пищу. Пусть сначала это будут небольшие кусочки, но все же. И не надо ждать первого зуба! Он все равно никак не повлияет на развитие жевательных навыков, ведь резцами не жуют.

7. Пойте ребенку песни, не только колыбельные, чтобы заснул, но и просто когда находитесь рядом, переодеваете, купаете, убираетесь и готовите обед. Пусть это будут и детские песенки, и русские народные песни, и бардовские, и просто ваши любимые.

8. Читайте малышу книги. С рождения! Самое интересное, что даже младенцы перестают плакать, когда им читают. Ребенку после полугода приобретите личные книжки, читайте их ему и все показывайте на картинках.

9. В год малыш уже может обзавестись первой энциклопедией, в которой будут большие картинки, а сама книга будет раскрывать основные понятия и группы предметов (семья, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и. т. д.). Хорошо, если в ней будет много стихов.

10. Развивайте мелкую моторику: играйте с ребенком в пальчиковые игры («Сорока-белобока» и др.), ближе к году начинайте заниматься рисованием, давайте малышу играть с мелкими предметами и конструктором (конечно, строго под вашим присмотром), как можно раньше начинайте учить ребенка есть самостоятельно. Если ребенок уже неплохо ходит, можно научить его копать песок (снег) лопаткой, чуть позже – лепить куличики.

11. Играйте в игры с карточками, на которых написаны буквы, понятия и наклеены картинки – после года.

12. Периодически повторяйте слова, как бы проигрывая их перед ребенком, побуждайте его повторять, но не требуйте постоянно: «Скажи, ну, скажи!»

Есть ли различия между мальчиками и девочками

Принято считать, что раньше говорить начинают все-таки девочки.

Это обусловлено тем, что они чаще всего более спокойные и неэмоциональные, нет особой нужды в помощи со стороны.

Такие дети будут тихо лепетать про себя во время интересного занятия, следовательно, речь разовьётся раньше.

Напротив же, мальчики более вспыльчивые и шумные, для них на ранней стадии взросления характерны громкие крики, визги и резкие движения.

Так, придерживаясь больше невербального способа выражения мыслей, их речь может задерживаться.

Также по некоторым исследованиям девочки имеют достаточно пластичную нервную систему, благодаря которой им намного проще развиваться.

Общие принципы или как быстро научить ребенка разговаривать

Чтобы стимулировать развитие и научить подопечного говорить, есть смысл придерживаться ряда правил. Они позволят сделать процесс более эффективным. В основном, эти правила касаются детей от 1,5 до 3 лет. Научить годовалого ребенка говорить у вас вряд ли получится. Хотя бывают и такие случаи. Актуальны описанные правила и в поздние годы, вплоть до 7 лет. Что же это за принципы?

Не торопитесь

Речевое развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей организма, психики. Поэтому не стоит форсировать процесс. Заставить ребенка разговаривать вы не сможете, это пустая трата времени. К тому же очень вредная: при определенных условиях, например, если такие насильственные попытки повторяются, вы получите обратный результат. Разговорная речь не будет развиваться, сформируется психологический блок. С такой ситуацией справиться своими силами уже не получится. Никакого насилия, только настойчивость и упорство. В то же время…

Начинать надо с самого появления ребенка на свет

Это не значит, что вам придется силой добиваться первых слов. Ни в коем случае так делать не нужно. Ваша задача — постоянно, каждый день говорить между собой. Хорошо, если в семье есть тот, кто может составить вам компанию. В возрасте с года и до 5 лет дети быстро усваивают то, что воспринимают на слух. Поэтому можно считать беседы вариантом упражнения. Правда, пассивного, основанного не на действии, а на восприятии.

Не заставляйте ребенка скучать

Лучше всего, если занятия проходят в форме игры. С одной стороны, такая форма общения исключает давление. С другой — ему самому интересно, что же будет дальше. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка. Чем это может обернуться — уже сказано выше. Проводите занятия в игровой форме: используйте игрушки, наглядный материал. Можете проявить артистические способности. Главное, чтобы навыки усваивались легко и непринужденно. Как ни странно, в возрасте до 5 и даже 7 лет такой подход дает наилучшие результаты.

Упражнения

Желательно при планировании занятий следовать определенной системе. Помимо «импровизации» прибегать к наработкам логопедии и дефектологии. Использовать упражнения и их комплексы. Имеет смысл обратиться к специалисту или, по крайней мере, найти такие варианты самостоятельно. Вопрос остается на ваше усмотрение.

Вариант упражнений на запуск речи:

Развивайте мелкую моторику рук

Как показывают исследования, участок мозга, ответственный за говорение, также отвечает за нормальную речь, ее полноту, экспрессивность. Также за саму возможность речи. Из этого следует простой вывод. Есть смысл развивать мелкую моторику, тогда и второй, смежный навык сформируется быстрее. Это просто и интересно для самого подопечного.

В ход идут конструкторы, краски, карандаши. Конструировать, рисовать и пр. Вот основные способы. При этом кора головного мозга формируется до 20-22 лет. Потому такие же правила касаются детей старшего возраста.

Читайте книги

Не оставляйте детей один на один с собой. Это плохо сказывается на речевой функции. Читайте увлекательные книги. Подбирать варианты нужно по возрасту. Для подопечных младшего возраста до 1 года подойдут народные сказки. Дальше — больше. Можно брать сказки народов мира, более длинные произведения, но так, чтобы подопечный не утомлялся. Иначе результата не будет. Не старайтесь таким образом разговорить годовалого малыша. Но знайте, что процесс идет, просто пока активного говорения нет. Мозг при этом активно формирует нейронные связи. Наберитесь терпения.

Пойте

Пение помогает развиваться лобной и височной долям головного мозга. Обе они ответственны за процесс речи. Ее экспрессии, богатства словарного запаса. Также за слух, в том числе музыкальный. Имеет смысл развивать навыки пения. Не обязательно быть профессионалом, чтобы следовать этому принципу.

Не сюсюкайтесь

Ошибки или упрощение произношения слов на начальном этапе говорения вполне нормально. Но вам уподобляться детям нельзя ни в коем случае. Человек теряет ощущение, как правильно произносить то или иное слово. А то и вообще не приобретает, если сюсюканье практикуется систематически. Подопечного можно научить разговаривать, только если вы сами говорите правильно. Иначе возникнут дефекты и плохие привычки. Без помощи логопеда-дефектолога их не устранить.

Придерживаясь базовых принципов, вы заложите прочный фундамент. Хотя внешне вряд ли заметите большие отличия.

Молитвенные заговоры

С просьбой помочь малышу заговорить родители часто приходят к святым. Делать это лучше всего перед иконой, но если такая возможность отсутствует, стоит мысленно представить образ.

С молитвами о здоровье детей в православном мире обращаются к:

  • Иоанну Рыльскому;
  • Иоанну Златоусту;
  • Пресвятой Богородице;
  • Матроне Московской.

Прошение к Иоанну Рыльскому

Ребенок быстрее начнет выговаривать буквы, если родители будут многократно посылать моление болгарскому святому. После того как малыш уснет, следует уединиться в другой комнате, зажечь свечу перед иконой и произнести заклинание.


Прошение к Иоанну Рыльскому учим наизусть.

Иоанну Златоусту

Считается, что молитва настолько могущественна, что помогает в самых сложных случаях, когда другие действия оказались безрезультатными. Читается над спящим ребенком 7 раз подряд.


Молитва Иоанну Златоусту.

Пресвятой Богородице

Православная церковь славит Богородицу как мать всех людей, живущих на земле. Обращенные к ней молитвы о здравии обладают большой силой. Перед иконой просят о помощи в исцелении и защите от самых тяжелых болезней.


Молитва Пресвятой Богородице.

Матроне Московской

Предания о силе и благих делах, которые совершала при жизни святая Матрона Московская, передаются из уст в уста. У ее мощей собираются тысячи людей. Молятся Матрене и о том, чтобы помочь ребенку избавиться от молчания.


Обращение к Матроне Московской.

Когда дети начинают говорить?

После появления на свет младенца, родители с нетерпением ждут того момента, когда он произнесет первое слово. Молодые мамы интересуются, когда дети начинают говорить.

Однозначный ответ дать сложно, ведь на становление речи влияют психические, социальные, педагогические, наследственные факторы. Немаловажную роль играет и моторное развитие.

Формирование психических функций ребенка во многом зависит от возраста родителей. Например, ранняя беременность негативно сказывается на развитии плода. Это объясняется несформированностью организма молодой матери. Поздняя беременность также плохо отражается на становлении психики малыша. Это связано с началом старения организма, дефицитом костной ткани для развития плода.

Внутриутробные проблемы приводят к различным нарушениям протекания психических процессов, негативно сказываются на речевой функции ребенка. То, когда малыш произнесет первое слово, начнет общаться предложениями, зависит от его социально-бытовых условий.

Если младенец находится в неблагополучной семье, в которой родители постоянно ругаются, злоупотребляют алкоголем, не уделяют ему внимания, то у него будут проблемы с психикой, развитием речи, социализацией.

Определенные сложности могут возникнуть, если малыш растет в билингвальной среде.

Если родители внимательно относятся к ребенку, проводят с ним обучающие занятия, то это может ускорить становление речи, даже если имеются какие-нибудь заболевания, тормозящие данный процесс. Становление речи связано с развитием моторики.

Многое зависит от тонуса и крепости артикуляционных мышц, сформированности тонких движений пальцев рук. Определенные нарушения в работе нервной системы и головного мозга, могут приводить к тому, что малыш не начнет говорить в срок.

Речь развивается поэтапно. Сначала младенец произносит отдельные звуки, потом – слоги, затем слова. Спустя время у него появляется способность общаться фразам, строить простые и сложные предложения.

«Мама», «папа» и другие слова

В первые два месяца жизни дети выражают свои потребности плачем. К трем месяцам они начинают гулить. В этот период малыш экспериментирует с произношением артикуляционных звуков.

В полугодовалом возрасте гуление сменяется лепетом. Младенец начинает выговаривать и повторять простые слоги. Родители могут услышать «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие звукосочетания. Эти слова ребенок произносит неосознанно.

После 10 месяцев речь грудничка становится осмысленной. Он выговаривает двухсложные или односложные слова: например, «мама», «папа», «дай», «баба», «на», «да». Произношение еще несовершенное, нечеткое. К годовалому возрасту активный лексикон составляет около 20 слов.

Осознанными предложениями

При отсутствии неврологических заболеваний и проблем со слухом, осознанными предложениями дети начинают разговаривать примерно с 1,5 лет. В этом возрасте лексикон насчитывает 30-40 слов. Учиться общаться малыши могут по-разному.
Одни хорошо выговаривают сложные звуки, но не могут составлять фразы из слов. Другие дети, наоборот, произносят предложения, но их речь невнятная, ее способны понять только родители и близкие родственники.

Оба варианта считаются нормальными. Надо отметить, что девочки начинают разговаривать раньше мальчиков. Полуторагодовалые дети могут задавать родителям вопросы «что это?», «где?». К двум годам речь значительно улучшается. Малыши уже четче выговаривают звуки.

Их лексикон содержит более 300 слов. При построении предложений дети могут использовать глаголы, наречия. Но их речь еще несовершенна и продолжает развиваться. В три года малыши уже могут строить предложения с предлогами, вопросительными словами, прилагательными. Ближе к четырехлетнему возрасту они осваивают местоимения и соединительные союзы, различные грамматические формы.

Дети уже хорошо связывают односложные предложения, разговаривают на языке, понятном не только родным, но и чужим людям. Они становятся полноценными собеседниками. Этот этап формирования речи является завершающим. Далее ребенок совершенствует способность общаться.

Занимаемся с двухлетним малышом: учим слова, строим фразы и короткие предложения

Если соблюдать указанные ранее рекомендации, то в два года ребёнок будет разговаривать уже довольно хорошо (может сам строить фразы из 3–4 слов). Но у каждого малыша свой темп развития, и иногда встречаются дети-молчуны, которые в указанном возрасте практически не говорят (очень мало или же на своём «детском» языке), но при этом хорошо понимают всё сказанное.

В два года встречается довольно много детей-молчунов, которые всё хорошо понимают, но почти не разговаривают

Чтобы изменить ситуацию, взрослые должны следовать таким рекомендациям:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком, причём целыми предложениями.
  2. Постоянное читать книг и беседовать по ним.
  3. Демонстрировать картинки на самую разную тематику (овощи, фрукты, животные, транспорт, птицы и пр.) и вместе называть изображаемый объект.

  4. Предлагать упражнения и игры на развитие мелкой моторики, в том числе лепку из пластилина, специального теста, рисование пальчиковыми красками.
  5. Играть в пальчиковый театр (персонажи надеваются на пальцы ребёнка), проигрывать стихотворения с помощью пальчиковой гимнастики.

  6. Почаще устраивать своему чаду общение с детьми более старшего возраста или сверстниками, которые уже хорошо говорят.
  7. Эмоционально рассказывать малышу ритмичные и простые стихи (например, А. Барто).
  8. Устраивать игры-инсценировки, где персонажи (куклы, предметы повседневного обихода, продукты и пр.) должны разговаривать.

Признаки задержки речевого развития

Специалисты выделяют несколько причин, провоцирующих задержку речевого развития:

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей с запозданием начал говорить, то ребенку вероятнее всего передастся такая особенность.
  2. Неврологические нарушения. В первую очередь задержка речи может стать следствием гипоксии, которая развивается при тяжелых родах.
  3. Индивидуальные особенности. Активные и эмоциональные дети намного быстрее начинают произносить слова, чем флегматичные.
  4. Проблемы в семье. Дети интуитивно ощущают напряженность, царящую между родителями. Они замыкаются в себе и плохо идут на контакт.

Существует несколько признаков, которые указывают на проблему с речью:

  • годовалый малыш не произнес ни единого слова, отсутствует звукоподражание;
  • в 1,5 года не реагирует на собственное имя и игнорирует просьбы показать (принести) что-нибудь;
  • при достижении двух лет не повторяет слова, сказанные старшими, не составляет словосочетания;
  • в 2,5 года не может идентифицировать цвета или части тела;
  • к 3 годам не в состоянии составить простое предложение, не улавливает суть простого рассказа.


При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду

Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения

Дети-молчуны аналогично встречаются и в три, и даже в четыре года (конечно, гораздо реже, чем двухлетние). Здесь уже малыша нужно обязательно показать специалисту (лору, неврологу, психологу, логопеду), и если со здоровьем всё в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

Основные рекомендации для родителей следующие:

  1. Постоянный диалог в ребёнком. Даже если он не может полноценно ответить, нужно подталкивать его к выражению мысли. К примеру, перед прогулкой, нужно спрашивать малыша, какие игрушки он хочет с собой взять. Причём игрушки должны находиться далеко, чтобы кроха не указал на них жестом. В беседе с сыном или дочкой нужно задать вопросы, не предполагающие односложного ответа.
  2. Постоянное общение со сверстниками. Малоразговорчивому ребёнку особенно полезно посещать детский сад, ведь это дома родители понимают его с полуслова, в коллективе же, встретив непонимание со стороны окружающих детей, малыш скорее заговорит.

  3. Расширение кругозора. Это посещение новых мест, комментарии взрослых по поводу увиденного.
  4. Игра в ассоциации. Дома или на прогулке мама загадывает предмет в пределах видимости малыша и описывает его признаки, например, «я вижу большую металлическую белую… (машину)». Ребёнок должен назвать предмет.
  5. Продолжается чтение книг (кроха знакомится с новыми словами, понятиями), занятия артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.

Малышу 3–4 лет можно предлагать такие речевые игры:

  1. «Шаги». На каждый шаг ребёнок называет по одному слову на определённую тематику: животные, овощи, фрукты, птицы, съедобное, круглое, летающее, плавающее и пр.

  2. «Третий лишний». Взрослый называет четыре слова, малыша должен выбрать и назвать лишнее (например, тарелка, чашка, ложка, чай или кошка, собака, мышь, ворона).
  3. «Телефон». Мама предлагает ребёнку поговорить по игрушечному телефону: малышу нравится ощущать себя взрослым, и он охотно поддержит игру, отвечая в трубку на вопросы взрослого.

  4. Ролевая игра. Куклу или плюшевого мишку нужно научить правильно произносить какой-то звук, затем слог и, наконец, целое слово.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: