Ребенок не ползает на четвереньках. нужно ли бить тревогу?

Лайфхаки для четверенек

Итак, вы готовитесь к тому, что ваш ребёнок скоро поползёт. Для этого необходимо учесть несколько моментов, которые помогут облегчить путь к четверенькам вашему малышу.

  1. Удобная поверхность пола – это та поверхность, на которой ребёнку не будет холодно и жарко, которая не будет сильно жёсткой, тереть, на которой не будет лишних выпуклостей и ямок. Для этих целей прекрасно подойдут термоковрики или специальные мозаичные коврики.
  2. Комфортная одежда – это та, что не будет сковывать движения ребёнка или сползать по время ползания. Лучше снять слипы во время бодрствования, а отдать предпочтение песочникам или штанишкам с открытой стопой, либо вообще в одном подгузнике. Здесь наблюдайте и ориентируйтесь на своего ребёнка, на его ощущения. Если позволяет температура, стопы лучше оставить босыми.
  3. Безвыходное положение – это условие, при котором ребёнок обязательно поползёт. То есть, можно положить ребёнка перпендикулярно на свои вытянутые ноги, проще говоря, животом на бедро, получится такое препятствие, через которое ребёнку захочется переползти, особенно если поманить его любимой игрушкой.
  4. Мотивация – шуршащие пакеты, пульты, мячики, крышки разного размера, лазерная указка и так далее – это всё необычное, что поможет стимулировать ползание. Может, малыша заинтересует робот-пылесос, игрушка на верёвочке (например, машинка), домашнее животное. Пусть у ребёнка будет несколько разных вариантов, к какому-то из них он поползёт. Не кладите игрушку сразу в руки, дайте возможность малышу приползти к игрушке самому.
  5. Весёлые игры – покажите ребёнку, как нужно ползать на собственном примере, придумайте игры с догонялками на четвереньках, с преодолением преград, тоннелями, используйте разные текстуры, например, что-то мягкое, пушистое, шуршащее, прохладное. Поощряйте ползание.

Чем активнее будет ползать ребёнок, тем меньше у него будет проблема с ходьбой, потому что тело уже натренировано, у малыша отличная координация и есть чувство пространства и понимания своего тела. Главное – не лениться.

Значит можно успокоиться?

На этот вопрос доктор Комаровский отвечает однозначно – да. Если врач-педиатр, наблюдающий малыша, не говорит о явных отклонениях в его развитии, значит всё в порядке. И не надо оглядываться на других детей.

При нормальном физическом развитии ребёнок начинает стремиться двигаться ползком после того, как полностью освоил навык переворачивания на живот. Однако в отличие от своих родителей дети не знают о каких-то нормативах. Так что часто малыши, пренебрегая традиционным ползанием, ищут альтернативные способы передвижения, а некоторые вообще сразу стремятся встать и перемещаться на «своих двоих» цепляясь за спинку своей кроватки или родительского дивана.

Полезные упражнения

Ограниченное пространство манежа или кроватки не поможет младенцу освоить навыки ползания. В четыре месяца кроху можно положить на пол, предварительно застелив его чистой пеленкой или одеялом. Разложите вокруг него любимые игрушки так, чтобы он не мог их достать без подвижки к ним. Кроха поневоле попробует сдвинуться или повернуться, начнет отталкиваться ножкой, помогать себе рукой. Похвалите чадо, дайте ему эмоциональный стимул. Специалистами разработаны специальные упражнения, которые помогают детям наработать навыки ползания. Если ввести их в распорядок и уделять им по 15-20 минут 2-3 раза в день, через 4-5 недель ваше чадо научиться ползать. Главное – не отступать и проводить занятия регулярно. Приведем упражнения, которые помогут научить маленькое создание передвигаться на ручках и ножках:

«Тачка». Положите малыша на животик на полу, подождите, пока он упрется ручками, поднимите его за ножки. Постарайтесь, чтобы он сделал несколько шагов руками.
«Работа на валике». Сверните из мягкой ткани валик, подложите его под грудь крохи

Привлеките его внимание игрушками, чтобы он поворачивал голову и пытался до них дотянуться. Упражнение способствует укреплению шейных и плечевых мышц.
Замените валик подушкой, и подложите ее так, чтобы поднялась и попка крохи

Теперь предложите ему игрушку так, чтобы он сделал движение к ней.
Упражнение с вожжами или простыней. Проденьте вожжи под грудь и попку крохи, немного приподнимите его на импровизированных качелях. Следите, чтобы он уперся ручками в пол, а попа приподнялась. Ребенок окажется на коленках. Слегка покачивая, тренируем новое движение.
После тренировки с вожжами переходим к стоянию на коленках без посторонней помощи. Учим передвигать ножки и ручки в такой стойке. Как правило, дети быстро схватывают такой принцип передвижения.
Прекрасный стимул – чужой пример. Ребенок быстрее научиться ползать в компании с детьми, которые уже умеют это делать. Нет такой компании – примером может стать папа.

Упражнения

Общеукрепляющие упражнения направлены на обучение ребенка ползанию и ходьбе за счет тренировки мышц спины, рук и ног.

Обратите внимание на следующий комплекс заданий, делайте их каждый день, сразу после сна или за 2–3 часа до ночного отдыха. Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:

А вот, какой результат после этих упражнений получился у малышки спустя 2 недели:

Укрепляем мышцы рук

Задача ребенка: опираться на одну руку, приподнимая вверх другую. Повесьте над головой малыша яркую картинку, игрушку. Младенца выложите на живот. Пусть заинтересуется погремушкой и потянется к ней ведущей рукой, оставляя внизу опорную.

Учимся опираться на обе ручки

Выкладывайте ребенка на живот, показывайте игрушку, постепенно поднимая ее вверх. Чтобы закинуть голову высоко, младенец будет опираться на руки, вытягивая их.

Тренируем вестибулярный аппарат

Положите кроху на пол или кровать, под животиком должен находиться валик из полотенца или тонкого одеяла. Перед ручками нужно расставить игрушки, пусть тянется к ним, рассматривает и трогает. Ножки будут свободны.

Покажите, как перевернуться

Потребуется, если младенец плохо переворачивается в 6 месяцев

Потяните ребенка за руку в одну сторону из положения лежа на спине, осторожно уложите на бок, потом на живот. Повторите упражнение в другую сторону

Стимулируем ползание

Положите ребенка на свернутый матрас, чтобы руки были свободны, а колени упирались в пол

Осторожно двигайте матрас к себе. Ребенок будет передвигать ногами вместе с опорой, чтобы не упасть

Учим переставлять ручки

Нужно захватить ножки малыша в положении лежа на животе, помочь подняться на руки.

Положить перед глазами ребенка игрушку чуть в стороне, заинтересовать. Малыш захочет потянуться, переставит руки. Поддерживайте корпус ребенка, чтобы он не упал лицом вниз.

Делаем упражнение «Лягушонок»

Младенец лежит на животе. Мама встает сзади, берет в руки детские ножки, сгибает их в коленях так, как плавает лягушка. Ребенок научится отталкиваться от опоры, проползет пару сантиметров по-пластунски.

Тренируем стойку на коленях

Держите грудничка, ставьте на согнутые колени и удерживайте в таком положении. Перед выполнением упражнения нужно постелить на пол мягкий плед.

Учимся стоять на четвереньках

Потребуется фитбол небольших размеров. Малыш укладывается на мяч животом, ножки и ручки упираются в пол. Маме следует помогать малышу удерживать равновесие, приучать отталкиваться стопами от пола.

Учимся ползать на четвереньках

Правильно делать вдвоем. Один родитель передвигает ножки, другой — ручки. Можно поддерживать ребенка за животик, чтобы малыш не терял равновесие.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Как делать не нужно

Чтобы не навредить здоровью малыша, важно помнить о том, чего делать «во благо» не нужно

  1. Использовать приспособления для поддержания вертикального положения тела ребёнка: ходунки, рюкзаки-кенгуру и пр. Эти девайсы увеличивают нагрузку на позвоночник, что чревато серьёзными проблемами с опорно-двигательным аппаратом в дальнейшем.
  2. Увлекаться играми в манеже. Желание доползти до интересующего объекта — естественное желание малыша. Манеж ограничивает пространство.
  3. Насильно ставить малыша на четвереньки. Это вызовет у крохи протест, и он будет ещё долго отказываться по ползания.
  4. Беспокоиться, если ребёнок ползёт не вперёд, а назад.
  5. Пренебрегать массажем перед гимнастикой.

Важно не забывать, что ползание полезно только тогда, когда оно безопасно. Поэтому рядом с «ползунком» не должно быть острых предметов, розеток и пр

Симптоматика исходя из формы нарушения

Выделяют несколько разновидностей ДЦП, отличающиеся симптомами, уровнем поражения нервной системы и головного мозга:

  1. Диплегическая форма. Центральная нервная система повреждается во внутриутробном периоде. К первым проявлениям относят резкое повышение тонуса мышц, если ноги малыша всегда перекрещены или вытянуты. Наблюдается малая активность ребенка, его нежелание садиться или переворачиваться. Отставание возникает в интеллектуальном и физическом развитии. Если больного ребенка пытаются поставить, то происходит мгновенное реагирование мышц резким увеличением тонуса. Также малыш может ходить на цыпочках, ставить одну ногу перед другой, держать колени близко друг к другу.
  2. Гемиплегическая форма. Происходит при проникновении внутриутробной инфекции или кровоизлиянии при родах, когда поражается одно полушарие в головном мозге. Мышцы больных детей постоянно напряжены, из-за чего их движения ограниченны и становятся следствием непроизвольных движений той или иной части тела.
  3. Гиперкинетическая форма. Патология развивается при иммунной несовместимости ребенка и матери, когда у малыша в утробе или при рождении повреждаются подкорковые нервные узлы. Такая форма ДЦП характеризуется неловкими движениями, когда больной принимает сложные и неудобные положения. Причиной патологии является нестабильный мышечный тонус, который может снижаться, повышаться или нормализоваться.

Родители должны внимательно относиться к состоянию ребенка, чтобы не пропустить первые симптомы ДЦП у новорожденного на ранних этапах его развития. Признаки болезни следует контролировать, если наблюдалась проблемная беременность, роды или мама перенесла заболевания.

Если начинать лечение ребенка в возрасте до 3 лет, то в 75% ситуаций ДЦП является обратимым. А при лечении детей старшего возраста восстановление связано с их психическим развитием. У церебрального паралича нет тенденций к прогрессированию, поэтому при поражении только двигательной системы, и при отсутствии органических поражений мозга, можно достичь отличных результатов в его лечении.

Половая цивилизация

Глен Доман, известный апологетраннего развития, говорит о том, что существует очень сильная зависимость между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке, на собственных руках, на том расстоянии, с которого мы читаем, пишем, лепим, рисуем.

Поскольку у первобытных народов отсутствуют полы, и их дети лишены возможности ползать, у них не развивается ближнее зрение, а это ведет к отсутствию письменности и цивилизации.

«Покажите нам культуру, -— говорит Доман, -— где бы отсутствовали полы, и мы сами расскажем вам о ее примитивности. И наоборот. Египетские и греческие полы, полы инков сохранились до нашего времени. И представители этих культур делали операции на мозге и создавали прекрасные произведения искусства еще три тысячи лет назад».

А посему, спустив малыша на пол, вы весьма ускорите его интеллектуальное развитие.

Полезные советы

Иногда, чтобы ребенок пополз, настолько «буквальные» упражнения не нужны – малыш может понять суть ползания с помощью других стимулов. Попробуйте заинтересовать его, например, такими способами.

  • Положите кроху животиком поперек своей вытянутой ноги, с другой стороны расположите привлекательную игрушку. Возможно, он сам довольно быстро сообразит, как преодолеть препятствие в виде вашей ноги.
  • Чтобы научить ребенка ползти правильно, если он умеет делать это по-пластунски, можно использовать и другие препятствия. Например, подушки, мягкие игрушки. Разложите их на полу между вами и малышом. Поманите к себе броской игрушкой. Чтобы добраться до нее, карапузу придется переползать через искусственные преграды, поднимая ножки и ручки. Довольно часто деткам достаточно такого способа.

Кроме того, когда кроха преодолевает препятствия, он становится выносливее, развивает чувство равновесия, моторику, совершенствует зрение. Поэтому такое упражнение полезно даже для тех детишек, кто уже научился ползанию. Пусть они покоряют эти вершины, пока не придет пора для новых.

Польза ползания

  1. Тренируются и укрепляются все группы мышц: рук, ног, спины, шеи, живота.
  2. При ползании ребенок впервые начинает согласованно выполнять перекрестные движения: выдвигать правую руку и левую ногу и наоборот – левую руку и правую ногу. Это настоящая “революция” для его центральной нервной системы. В мозгу укрепляются нейронные связи, которые позже позволят так же согласованно действовать при ходьбе.
  3. Ребенок учится поддерживать равновесие и правильно переносить вес при движении.
  4. Развивается глазомер и способность ориентироваться в пространстве, выбирать путь и преодолевать препятствия.

Когда ребёнок начинает ползать

Педиатры называют этап ползания промежуточным между переворачиванием и ходьбой. Девочки обычно начинают ползать чуть раньше, в 5–9 месяцев, мальчики проявляют интерес к ползанию в 6–10 месяцев. Однако эти сроки являются приблизительными, так как все дети развиваются, по словам известного педиатра Е. О. Комаровского, по индивидуальной программе. Возраст, когда малыш начинает осваивать ползание, зависит также и от:

  • веса крохи — крупным малышам передвигаться сложнее, в отличие от худеньких сверстников;
  • темперамента — чем спокойнее ребёнок, тем позже он может заинтересоваться ползанием;
  • наличия осложнений при родах — если у малыша были родовые травмы, то на скорость освоения двигательных навыков влияет тип травмы.

Этапы ползания: по-пластунски и на четвереньках

«Ползунки» осваивают важный навык поэтапно.

  1. Первый этап, вызывающий умиление у окружающих — это ползание по-пластунски: малыш передвигается, лёжа на животике, опираясь на локоть, подогнув одну ножку.
  2. Второй этап — ползание на четвереньках. Этот этап предшествует ходьбе. Некоторые дети минуют этот уровень освоения ползания, сразу переходят к ходьбе. Страшного в этом ничего нет, но педиатры считают такой «скачок» нежелательным: прямохождение требует укреплённых на достаточном уровне мышц спины, плечевого пояса. Этому укреплению как раз и способствует ползание на четвереньках.

Ползание для ребёнка является также и важным этапом освоения мира вокруг

Как понять, что малыш готов к ползанию

Факторами готовности к ползанию являются следующие признаки:

  • малыш держит головку;
  • умеет переворачиваться;
  • тянется за игрушкой;
  • пытается приподнять себя на ручках;
  • сидит или пробует сидеть.

Важность физического развития детей

  • Ребенку нужно много двигаться. Занимайтесь с малышом гимнастикой, ходите на плавание, окружайте его привлекательными стимулами, заставляющими двигаться. Манеж, ходунки, долгие прогулки в коляске в состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить безопасность — все это снижает вашу тревогу, но мешает развитию ребенка.
  • Давайте ребенку шанс показать, на что он способен. Чтобы не затягивать с первыми шагами, не берите ребенка на руки, когда хотите перенести его с места на место. Наоборот, поощряйте его попытки передвигаться самостоятельно, вместо того чтобы всегда рассчитывать на вас.
  • Учитывайте особенности ребенка. Бывает, что вполне хорошо физически развитые малыши не проявляют достаточно интереса к ходьбе. Конечно, важен темперамент: спокойные дети не спешат сделать первые шаги в отличие от своих более активных сверстников, так же, как и крупные малыши в сравнении с невысокими и стройными ровесниками.
  • У ребенка должна быть причина для того, чтобы встать и пойти. Развивайте и поощряйте самостоятельность: вы не всегда будете рядом с ним, пора понемногу учиться добиваться желаемого самому! Попробуйте заинтересовать ребенка чем-то, что находится выше уровня пола. Например, если ребенок играет с игрушками на полу, расположите некоторую их часть на журнальном столике или книжной полке выше уровня пола. Также можно разместить игрушки не в одном месте в детской, а распределить их на уровне глаз ребенка по всему доступному пространству. Это может повысить мотивацию к овладению навыками ходьбы.
  • Позвольте ребенку учиться самому. Если мама, папа или старшие родственники пытаются страховать ребенка от падения — например, придерживая его затылок ладонью, — это приводит к нарушению равновесия. Малыш вместо того, чтобы выстраивать ось вертикально, опираясь на ножки, пружиня и раскачиваясь из стороны в сторону, начинает переносить часть веса на ладонь взрослого и заваливаться назад без опоры. Ребенок должен освоить ходьбу сам. Это его работа, помощники тут только помешают.

Требования к организации пространства

Специалисты советуют каждому родителю встать на четвереньки и осмотреть квартиру «детскими» глазами. В этом положении вы увидите все непреодолимые преграды, острые уголки, опасные места, незакреплённую мебель и валяющиеся на полу мелкие предметы.

Если в семье подрастает «ползунок», следует в обязательном порядке приобрести крепления для мебели, чтобы она не свалилась на голову маленькому исследователю. Также стоит купить замки на выдвижные ящики, блокираторы дверей и прочие полезные приспособления.

Поставьте на розетки специальные заглушки, все провода спрячьте под плинтусы или особые короба. Электроприборы поднимите наверх, чтобы убрать их из зоны досягаемости маленьких ребятишек. Также следует поднять или спрятать хрупкие или бьющиеся предметы, бытовую химию.

Кроме того, обязательно нужно проверить, нет ли сквозняка на полу. Чтобы малыш не простудился, нужно приобрести тёплый ковёр или специальный не скользящий коврик. Такая поверхность позволит быстрее освоить полезный навык ползания.

Когда грудничок начинает ползать? Когда услышит зов природы. Задача родителей – не опережать формирование навыка, а помочь малышу реализовать свои возможности. Для этого сгодится профилактический массаж, собственный пример или специальные упражнения. Если же вас что-то настораживает, лучше пообщаться с педиатром.

Физиологическая готовность малыша, и как учить ребенка ползать в раннем возрасте

Очень важно обратить внимание на то, готов ли ребенок физиологически и психологически к такому важному этапу, как обучение ползанию. Это зависит от возраста малыша, что обязательно должно приниматься в расчет родителями крохи

В 5 месяцев

Этот период сопровождается повышенной активностью движений малыша

Чтобы подготовить его к ползанию, необходимо как можно чаще упражняться с ним в перевороте на бочок, привлекая его внимание к игрушке или другим интересным предметам

В 6 месяцев

Малыши в 6 месяцев уже, как правило, активно учатся поворачиваться на бок, или даже на животик и спинку. Сидеть им пока тяжело, поэтому родители должны поддерживать равновесие крохи, придерживая его спинку руками. Чтобы малыш мог сидеть, его нужно обложить подушками со стороны спины и по бокам.


Занятия нужно проводить в игровой форме. Чтобы заинтересовать младенца, можно использовать гимнастический мячик – фитбол.

В 7 месяцев

Дети в 7 месяцев проявляют особый интерес к передвижениям ползком. Они могут перемещаться на животике, по-пластунски или на четвереньках.

Если кроха не может справиться с последним этапом, то мама должна ему в этом помочь. Чтобы заставить малыша ползать на четвереньках, нужно соорудить небольшой тоннель или преграду. Таким образом, у младенца не будет иного выбора, кроме как преодолеть внезапно возникшее препятствие.

На заметку!Младенцы очень любят «преграды» в виде папы или мамы, сидящей/лежащей на полу. Такие занятия превращаются в увлекательную игру, которая не только развивает кроху, но также объединят всю семью.

В 8 месяцев

В 8 месяцев детки уже ползают во всю, а также пытаются вставать на ножки. Сначала при помощи мамы или папы, либо посредством держания за прочную опору, а затем – самостоятельно. Мама должна дать крохе больше простора для активности, чтобы ему было где гулять.

Можно проводить такие упражнения на свежем воздухе, расстелив для ребенка мягкое покрывало или одеяло. При этом мама должна находиться всегда рядом, поддерживать младенца, направлять его, координировать его движения, если это необходимо.

Заниматься с малышом нужно регулярно. Поначалу следует проводить упражнения 2-3 раза в неделю. Постепенно нужно приучить его делать это ежедневно. 10-15 минут будет достаточно, однако, исходить нужно из желаний самого крохи.

Как научить ребенка ползать?

Задача родителей – создать безопасные условия для тренировок, а также заинтересовать кроху. Сделать это несложно. Как только малыш начнет хорошо удерживать голову в положении лежа, переселяйте его на пол. Отныне все время, когда он не спит и не ест, он будет проводить тут. На постели двигаться неудобно, она пружинит и не дает отталкиваться от опоры, а еще небезопасно: младенец пока не понимает, где заканчивается кровать, и не может удержаться на краю. Также не подойдет для обучения манеж. Его территория ограничена, и ползти в нем попросту некуда.

С пола же и не упадешь, и поверхность здесь ровная, и путь открыт во все стороны. Чтобы стимулировать движение, положите перед малышом игрушку. Сначала пусть она лежит на расстоянии вытянутой руки, чтобы ребенок мог до нее дотянуться и посмотреть. Когда эта находка надоест, положите новую игрушку чуть подальше. Пусть кроха постарается до нее добраться самостоятельно.

Когда малыш начнет ползать хотя бы по-пластунски, не оставляйте его без присмотра ни на секунду и начинайте работать над безопасностью Будьте уверены, малыш будет тянуться ко всему, до чего сможет добраться, тащить в рот самые неподходящие предметы, биться о все выступающие углы. Поэтому убираем свисающие провода, запираем лекарства и бытовую химию, приобретаем заглушки на розетки, защиту на углы, стопперы на двери, блокираторы на ящики, дверцы мебели, не пользуемся скатертями.

Сами играйте с малышом на полу. Мама для ребенка привлекательнее всех игрушек, и к ней-то он точно захочет добраться. Также будет очень здорово пригласить в гости родных или друзей с уже умеющим ползать ребенком. Он станет одновременно и примером, и стимулом для движения.

Не стоит торопить ребенка: ставить его на четвереньки, показывать, как двигать руками и ногами. Он поползет, как только будет готов, как только достаточно окрепнут его мышцы, а мозг поймет, как управлять непослушным и пока неумелым телом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: