Краткое содержание
Жила семья, состоящая из отца, его сына, невестки и внука. Дед со временем состарился, остался без зубов, практически ничего не видел и не слышал, а ноги и руки не слушались. Когда дедушка ел, то вся пища вываливалась изо рта, он чавкал. По этой причине его перестали сажать за общий стол, выделили ему место за печкой.
Как-то старик нечаянно разбил тарелку с едой, этим поступком он разозлил невестку. Та стала ругать старика за порчу вещей в доме. Она сказала, что теперь дед будет есть не из чашек, а из деревянной лоханки. Дедушка огорчился, вздохнул, но не стал ничего говорить.
Однажды сын с невесткой увидели, как их ребенок что-то делал из дощечек. Они спросили у мальчика, что он хочет соорудить. Ответ удивил родителей. Мальчик сказал, что делает лоханку, из которой он будет кормить маму и папу, когда те состарятся.
Краткое содержание
В одной семье стал старик очень дряхлым: ноги у него уже не ходили, он был ослепшим, глухим и беззубым, а когда ел, всё у него выливалось назад изо рта. Из-за этого его взрослый сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать за печкой.
Однажды они принесли ему обед в чашке, а он её случайно разбил. Забранила его тогда невестка, что он у них в доме посуду бьёт, и сказала, что теперь будет подавать ему еду в лоханке. Дед только вздохнул и промолчал.
Как-то раз заметили муж с женой интересную картинку: их сынишка Миша, внук старика, дощечками на полу играет и что-то слаживает. Спросили они, что он делает. Он и ответил, что мастерит лоханку — когда они старыми станут, он из неё их кормить будет.
Басня «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Несколько интересных Басен
- Басня Эзопа Путник и Гермес
Текст и анализ басни Путник и Гермес
- Басня Эзопа Беременная гора
Давно это было, ещё во время Oно, когда в недрах огромной горы раздался страшный грохот похожий на стон
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Действующие лица
Большинство творений Толстого являются поучительными. Своим героям автор придает черты характера, которые позволяют различать добро и зло, положительные и отрицательные стороны людей.
В басне описаны четыре персонажа. Среди них старик, его сын, невестка и внук. Герои характеризуются следующими качествами:
- Старик — больной, глухой, беззащитный, немощный, беспомощный, беззубый.
- Сын с невесткой — эгоистичные, грубые, равнодушные, безжалостливые люди, осознавшие свою вину. Муж не перечил жене, соглашался во всем, даже с ужасным обращением с его родным отцом.
- Мальчик Миша — любящий, понимающий, заботливый и добрый ребенок, указавший своим родителям на их жестокое и неуважительное отношение к дедушке.
https://youtube.com/watch?v=PwWhz7uSdHY
Анализ басни «Старый дед и внучек»
В басне «Старый дед и внучек» автор повествует нам о, казалось бы, обычной семейной жизни, в которой живут бок о бок три поколения: отец, сын с женой и внук. Отец беспомощен и стар, чем бесспорно раздражены и обозлены сын и его жена. Внук же, читая происходящее с позиции чистого и не уставшего от взрослых проблем и угнетенности сердца, открывает своим родителям глаза, всего лишь назвав вещи своими именами. Видя, с каким пренебрежением относятся к деду, мальчик делает вывод, что это норма, и готовится к аналогичной позиции по отношению к родителям в будущем. И лишь спроецировав сложившуюся ситуацию на себя, родители понимают, насколько же они были не правы.
Своей историей Толстой хотел наглядным образом показать истинное отражение реальности, которая настигает многие семьи – старость родителей, к сожалению, приходит вместе с нетерпеливостью и раздраженностью их детей. Это весьма жестокая сторона медали под названием «Семья». Однако решение отказаться от такой беспощадной несправедливости не станет для вас неподъемным, следует лишь на миг представить, что отношение ваших детей к вам в период беспощадного старения будет аналогичным. Устраивает? Нет? Значит, вы на верном пути.
Отнеситесь к своим старикам с должным уважением и заботой, дабы после не корить себя за обратное всю оставшуюся жизнь.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Идея и главная мысль
Главная проблема, затронутая в этом произведении, — правильное отношение к своим постаревшим родителям. Очень часто взрослые дети оказываются равнодушны к их болезням, со злобой относятся к их недостаткам, не понимают, что те прожили долгую жизнь, вырастили своих детей и теперь заслуживают уважения и благодарности с их стороны.
Основная мысль басни — необходимо уважать старость, оказывать пожилым людям почёт и заботиться о них, быть к ним терпеливыми и снисходительными.
Произведение учит, что за больными и немощными стариками нужно ухаживать, учит не быть равнодушным эгоистом и быть благодарным своим родителям, которые в своё время сделали для своих детей много хорошего.
Также автор хочет донести до читателей, что маленькие дети берут со старших пример, даже если этот пример — не всегда положительный. В силу своего возраста они не всегда понимают, что правильно, а что — нет. Поэтому маленький Миша решил, что кормить стариков из лоханки — это норма, и начал готовиться относиться так же к собственным родителям, когда они состарятся. Но тем самым он невольно открыл им глаза на неприглядную картину, показав, насколько они неправы. Спроецировав ситуацию на себя, они признали свою ошибку и изменились.
Анализ басни «Старый дед и внучек»
В басне «Старый дед и внучек» автор повествует нам о, казалось бы, обычной семейной жизни, в которой живут бок о бок три поколения: отец, сын с женой и внук. Отец беспомощен и стар, чем бесспорно раздражены и обозлены сын и его жена. Внук же, читая происходящее с позиции чистого и не уставшего от взрослых проблем и угнетенности сердца, открывает своим родителям глаза, всего лишь назвав вещи своими именами. Видя, с каким пренебрежением относятся к деду, мальчик делает вывод, что это норма, и готовится к аналогичной позиции по отношению к родителям в будущем. И лишь спроецировав сложившуюся ситуацию на себя, родители понимают, насколько же они были не правы.
Своей историей Толстой хотел наглядным образом показать истинное отражение реальности, которая настигает многие семьи – старость родителей, к сожалению, приходит вместе с нетерпеливостью и раздраженностью их детей. Это весьма жестокая сторона медали под названием «Семья». Однако решение отказаться от такой беспощадной несправедливости не станет для вас неподъемным, следует лишь на миг представить, что отношение ваших детей к вам в период беспощадного старения будет аналогичным. Устраивает? Нет? Значит, вы на верном пути.
Отнеситесь к своим старикам с должным уважением и заботой, дабы после не корить себя за обратное всю оставшуюся жизнь.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Басня «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Басня «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Басня «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Краткий анализ текста
В произведении Толстого «Старый дед и внучек» описана поучительная история, крайне актуальная до сих пор. Эта басня распространилась в обществе в качестве поучения, как быль «реальной» семьи.
Тема старости
Литературное произведение — иллюстрация уважения к старшим, описывает важность заботы о родителях. При чтении это произведение Льва Толстого нашло живой отклик в сердцах каждого
Оно повествует о противостоянии старости и полноценного существования, где слабость нуждается в терпении и снисхождении окружающих.
Образ дедушки — краткий пересказ пожилых лет любого человека, потому что каждого ждут немощь и старческое время. Старостью принято называть период жизни с момента потери человеческим организмом возможности продолжать свой род до смерти. В старческие годы обычно плохое здоровье, умственные способности снижаются, замедляется и увядает функционирование организма.
Образ семьи у Толстого
В басне Толстого мальчик всего-то называет вещи своими именами с точки зрения чистого сердца. Безусловно, родители угнетены своими проблемами и озлоблены. Их глаза закрыты на всё происходящее в их семье. Наблюдая, как пренебрежительно они относятся к дедушке, сын решает, что так и надо себя вести. Он начинает заблаговременно готовиться к такой же позиции перед собственными родителями. Мать и отец проецируют обстоятельства на себя и осознают свою неправоту.
Этим поучительным рассказом автор хотел показать действительность, которая есть во многих семействах — старость приходит, к сожалению, рука об руку с раздражительностью и озлобленностью домочадцев.
Русский классик Толстой задавался вопросом: «Что для счастья нужно?», и тут же дал на него ответ. Необходимы близкие, надо делать добро для окружающих. Уютное слово «семья» — от него веет любовью, взаимопониманием, миром. Это наиболее ценное в жизни, а объединение семейства — это основа благополучия и счастья.
Анализ басни «Старый дед и внучек»
В басне «Старый дед и внучек» автор повествует нам о, казалось бы, обычной семейной жизни, в которой живут бок о бок три поколения: отец, сын с женой и внук. Отец беспомощен и стар, чем бесспорно раздражены и обозлены сын и его жена. Внук же, читая происходящее с позиции чистого и не уставшего от взрослых проблем и угнетенности сердца, открывает своим родителям глаза, всего лишь назвав вещи своими именами. Видя, с каким пренебрежением относятся к деду, мальчик делает вывод, что это норма, и готовится к аналогичной позиции по отношению к родителям в будущем. И лишь спроецировав сложившуюся ситуацию на себя, родители понимают, насколько же они были не правы.
Своей историей Толстой хотел наглядным образом показать истинное отражение реальности, которая настигает многие семьи – старость родителей, к сожалению, приходит вместе с нетерпеливостью и раздраженностью их детей. Это весьма жестокая сторона медали под названием «Семья». Однако решение отказаться от такой беспощадной несправедливости не станет для вас неподъемным, следует лишь на миг представить, что отношение ваших детей к вам в период беспощадного старения будет аналогичным. Устраивает? Нет? Значит, вы на верном пути.
Отнеситесь к своим старикам с должным уважением и заботой, дабы после не корить себя за обратное всю оставшуюся жизнь.
Обновлено: 13.10.2019
103583
Основная идея произведения
Главная мысль басни заключается в том, что необходимо относиться с уважением к старости, надо почитать родителей и заботиться о них
Следует всегда оказывать внимание и помощь больным и ослабевшим. Нельзя быть эгоистом, нельзя оставаться равнодушными к страданиям других
Разумеется, священный долг — никогда не забывать об отце и матери. Их надо благодарить и быть с ними рядом.
Мальчишка Миша научил своих родителей правильно относится к дедушке. Они поняли, что подавали своему сыну очень плохой пример, и через некоторое время сами вполне могут быть на месте состарившегося и болезненного деда. Все когда-нибудь постареют, преклонные года никого не обходят стороной.
Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни:
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Как относишься к другим, так и они к тебе.
- Как откликнется, так и аукнется.
- Откапали кошке мышкины слёзы.
- Жалей отца с матерью, иных не будет.
Басня «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Несколько интересных Басен
-
Басня Эзопа Путник и Гермес
Текст и анализ басни Путник и Гермес
-
Басня Эзопа Беременная гора
Давно это было, ещё во время Oно, когда в недрах огромной горы раздался страшный грохот похожий на стон
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Действующие лица
Большинство творений Толстого являются поучительными. Своим героям автор придает черты характера, которые позволяют различать добро и зло, положительные и отрицательные стороны людей.
В басне описаны четыре персонажа. Среди них старик, его сын, невестка и внук. Герои характеризуются следующими качествами:
- Старик — больной, глухой, беззащитный, немощный, беспомощный, беззубый.
- Сын с невесткой — эгоистичные, грубые, равнодушные, безжалостливые люди, осознавшие свою вину. Муж не перечил жене, соглашался во всем, даже с ужасным обращением с его родным отцом.
- Мальчик Миша — любящий, понимающий, заботливый и добрый ребенок, указавший своим родителям на их жестокое и неуважительное отношение к дедушке.
Несколько интересных Басен
- Басня Эзопа Путник и Гермес
Текст и анализ басни Путник и Гермес
- Басня Эзопа Беременная гора
Давно это было, ещё во время Oно, когда в недрах огромной горы раздался страшный грохот похожий на стон
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Действующие лица
Большинство творений Толстого являются поучительными. Своим героям автор придает черты характера, которые позволяют различать добро и зло, положительные и отрицательные стороны людей.
В басне описаны четыре персонажа. Среди них старик, его сын, невестка и внук. Герои характеризуются следующими качествами:
- Старик — больной, глухой, беззащитный, немощный, беспомощный, беззубый.
- Сын с невесткой — эгоистичные, грубые, равнодушные, безжалостливые люди, осознавшие свою вину. Муж не перечил жене, соглашался во всем, даже с ужасным обращением с его родным отцом.
- Мальчик Миша — любящий, понимающий, заботливый и добрый ребенок, указавший своим родителям на их жестокое и неуважительное отношение к дедушке.
Сюжет
Старый дед совсем состарился: у него выпали зубы, глаза почти ничего не видели, ноги совсем не слушались, он почти ничего не слышал. Когда старик ел, то у него все выливалось обратно изо рта. Невестка с сыном перестали сажать его за общий стол, и отвели место за печкой.
Однажды старик случайно разбил чашку с едой, чем очень сильно разозлил невестку. Женщина принялась ругать деда за то, что он портит ей вещи в доме. Она заявила, что отныне он будет есть не из тарелок, а из деревянной лоханки. Старик вздохнул, но промолчал.
Как-то раз сидели сын с невесткой дома, и заметили, как их сынишка Миша что-то настойчиво пытался сложить из дощечек. Отец поинтересовался у мальчика, что же он хотел соорудить. Тот ответил, что пытается сделать лоханку, чтобы кормить из нее родителей, когда те станут совсем старенькими.
Муж с женой переглянулись, и заплакали. Им стало очень стыдно за свое поведение перед беспомощным стариком. Они вновь посадили деда на самое почетное место за столом, и с тех пор больше никогда его не обижали.
Основная мысль
Главная идея басни в том, что нужно уважать старость, почитать своих пожилых родителей, дедушек и бабушек, заботиться о них. Это произведение учит:
- милосердию;
- терпению;
- состраданию;
- уважению.
Важно избавиться от эгоизма, бессердечия, равнодушия, благодарить своих родных за все. Они подарили жизнь своим детям и внукам
На примере мальчика автор преподнес ценный урок. Как родители относятся к старикам, так и дети будут. Ведь они берут пример с самых близких им людям. Каждый пока еще молодой человек станет старым. Старость придет обязательно. Ребенок дал урок своим родителям, показал, что их ждет такая же участь, как дедушку.
Уважение, помощь и забота — долг детей перед стариками. Брань и неуважение показывают человека с дурной стороны. Этому произведению прекрасно подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».
Характеристика персонажей
Главные герои произведения — обычная семья. Их описание и характеристика:
- Дедушка — очень старый, немощный и беззащитный старик. Когда невестка бранит его, он только вздыхает и ничего не говорит, из чего можно сделать вывод, что ему самому неловко за свою немощность.
- Внучок Мишка — маленький мальчик, добрый и заботливый, мудрый не по годам, который указал родителям на их ошибку.
- Сын и невестка — равнодушные и жестокие люди, которых раздражала беспомощность старика. Предметы обихода, которые он мог им испортить в силу своей немощности, были для них важнее чувств пожилого человека. Однако они вовремя осознали свою вину перед ним, заплакали и исправились. Они оказались не бесчувственными, а сознательными людьми.
Описание дедушки не может не вызывать у читателя сочувствие и сострадание. Он настолько состарился, что ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, а во рту уже не было зубов. Поэтому, когда он ел, у него всё текло изо рта. Однако окружающие должны были понимать, что он не был виноват в собственной немощности.
Основная мысль
Главная идея басни в том, что нужно уважать старость, почитать своих пожилых родителей, дедушек и бабушек, заботиться о них. Это произведение учит:
- милосердию;
- терпению;
- состраданию;
- уважению.
Важно избавиться от эгоизма, бессердечия, равнодушия, благодарить своих родных за все. Они подарили жизнь своим детям и внукам
На примере мальчика автор преподнес ценный урок. Как родители относятся к старикам, так и дети будут. Ведь они берут пример с самых близких им людям. Каждый пока еще молодой человек станет старым. Старость придет обязательно. Ребенок дал урок своим родителям, показал, что их ждет такая же участь, как дедушку.
Уважение, помощь и забота — долг детей перед стариками. Брань и неуважение показывают человека с дурной стороны. Этому произведению прекрасно подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».