Читать краткое содержание басни Крылова Зеркало и обезьяна
Героями данной басни Крылова являются Мартышка и Медведь. Мартышка кривлялась перед зеркалом, что само по себе выглядело очень некрасиво. Видя себя со стороны Мартышка не могла признать того, что это именно она такая кривляка и решила, наверно это какой-то родственник. Пораженная всем увиденным она тут же поделилась своим впечатлением с Медведем. Мартышка предложила ему посмотреть на эту рожу, отражающуюся в зеркале. В данном отражении она просила Медведя рассмотреть и согласиться с мнением о том, что это её кумушки имеют такой тоскливый вид
На это Медведь ответил, что прежде чем сваливать вину на других, следует обратить внимание на себя. Однако такой невежде, какой была обезьяна, данный урок Медведя не принёс никакой пользы и осталась она такой же необразованной
Автор произведения высмеивает глупость, и нежелание прислушаться к мнению других. Басня учит тому, что перед тем как обвинять других, надо уметь признавать и свои ошибки.
Краткое содержание стихотворения
При транспортировке горшков на обозах хозяин столкнулся с необходимостью спускаться с высокой горы. Он решает вести воз по очереди и оставляет остальных лошадей с телегами наверху. Первым пошёл немолодой опытный конь. Медленно и аккуратно конь выполнял свою работу, не позволяя телеге катиться слишком быстро.
Сверху наблюдавшая молодая лошадь начинает задирать старого коня, смеётся над его осторожностью, хвастается своей силой и ловкостью. Не успев стихнуть после волны возмущений, приходит её очередь спускать телегу, юная лошадь бездумно трогается в путь
Но не сумев справиться с трудным спуском, конь теряет контроль, телега вместе с ним понеслась вниз и упала в канаву, разбив все перевозимые горшки.
Что такое лыко? История выражения
Лыко — это молодой луб, дешевый материал, из которого крестьяне делали корзины и лапти. Для тех, кто плохо понял, что есть лыко, объясняем: в пространстве между корой и стволом дерева находится тонкая прослойка. Наверное, нет такого человека, который в детстве не чистил ветку дерева, и он, конечно, видел лыко, но только не знал его названия.
Самый лучший «поставщик» материала для лаптей и других изделий — это липа. Если говорить современным языком, то изделия из лыка, в том числе и обувь, — это бюджетное решение. В лапти обувались самые бедные люди. Таким образом, теперь понятно и происхождение, и значение фразеологизма «не лыком шит».
Мораль басни «Дерево» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы
Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Дерево» Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике «Новые басни» в 1816 г. В этой статье представлены материалы о морали басни «Дерево» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д. Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Дерево» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Дерево» заключается в том, что люди нередко смотрят на ту или иную ситуацию только с негативной точки зрения, не замечая преимуществ своего положения; довольно часто люди жалеют о том, что в свое время не ценили какие-то благоприятные обстоятельства
В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, легкомысленность, недальновидность, самонадеянность, нерасчетливость, неосторожность
Суть и смысл басни также отражены в русских народных пословицах:
По мнению В. Ф. Кеневича, басня «Дерево» схожа с одноименной басней Хемницера. Это были материалы о морали басни «Дерево» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
www.literaturus.ru
Мораль басни «Зеркало и Обезьяна»: своими словами
Мораль учит нас быть лучше. Именно такая мысль должна прослеживаться в каждой небылице. Крылов умел хорошо писать, обозначая недостатки других людей в виде персонажей своих произведений. Вот мораль басни «Зеркало и Обезьяна» своими словами:
Нравоучение басни заключается в том, что некоторые люди отказываются видеть свои недостатки и несовершенства, но при этом охотно замечают их в других. Для самого Крылова основной смысл заключен в последних строках, он призывает людей быть объективными, трезво оценивать себя. Конечно же, в каждом человеке есть что-то хорошее.
Но, тем не менее, и идеальных людей нет. Потому, не стоит думать, что если в другом человеке заметны минусы, то собственных не имеется. На самом же деле, отрицательные и позитивные качества – это неизменный багаж каждого. И прежде чем обвинять кого-то в его недостатках, высмеивать их либо же осуждать, стоит сначала проанализировать свои собственные действия, найти изъяны в самом себе – кто знает, быть может, их даже больше, чем у того, кто подвергается критике.
Анализ басни Скворец
Басни Ивана Андреевича очень известны, каждое его произведение очень четкое и чуткое, хорошо раскрывает мораль и нравоучение для человека, тонкая аллегория, но по делу, со смыслом и, наверное, перед написанием очередной свое басни он сталкивался с подобными людьми, а затем и писал. Не исключением стала и рассматриваемое нами, произведение!
Главным героем басни является Скворец, он хорошо научился петь щеглёнком, но был завистлив очень, что, услышав, как хвалят Соловья, решил спеть также, не хуже его! Но получилось, как всегда и Скворушка распугал этим пением всех лесных жителей! А мораль сей басни такова: «пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем».
Аллегория главный художественный приём этой басни, Скворец становится примером талантливого, но очень самоуверенного человека. Он иллюстрирует зависимость от вкуса окружающих его слушателей, не терпящий конкуренции. Басня имеет нравоучение, и оно заключено в самом ее начале, когда автор призывает делать то, что дано тебе, что лучше всех получается у тебя и не гоняться за чужими успехами!
Баснописцы есть по наше время, и чтобы не стать их “Жертвой” присматривайтесь к моралям басен, и живите по совести!
Мораль басни «Листы и Корни» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы
Портрет И. А. Крылова. Художник И. Е. Эггинк |
Басня «Листы и Корни» Крылова была написана до 8 марта 1811 г. и в том же году впервые опубликована в сборнике «Новые басни» (№19). В этой статье представлены материалы о морали басни «Листы и Корни» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д. Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Листы и Корни» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Листы и Корни» заключается в том, что любой полезный труд имеет право на уважение и благодарность. К сожалению, высокомерные и неблагодарные люди нередко считают чужой труд менее важным и значимым, при этом преувеличивая свой собственный вклад в жизнь общества. Судя по всему, в своей басне Крылов имеет в виду крепостных крестьян (Корни), за счет которых живут дворяне и другие слои общества (Листы).
По мнению В. Ф. Каневича, под корнями Крылов действительно подразумевает крепостных крестьян:
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:
Литератор И. Халтурин комментирует басню таким образом:
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» считают, что мораль басни состоит в следующем:
И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни таким образом:
Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» видят мораль басни в следующем:
www.literaturus.ru
История написания
Эта басня была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1815 году, а опубликована впервые в журнале «Сын отечества». По воспоминаниям автора, работа над произведением заняла у него буквально несколько дней. Наблюдая за своими знакомыми, Крылов увидел, что многие из них готовы обсуждать качества других людей, но при этом совершенно не замечают своих недостатков.
Главными героями этой басни являются:
- Медведь.
- Мартышка.
Специально чтобы осветить эту тему, Крылов решается на написание небольшой и доступной для понимания басни, которая бы предназначалась для детей, но была актуальной для каждого взрослого. В отличие от многих других произведений Крылова, «Зеркало и обезьяна» имеет свой оригинальный сюжет, полностью придуманный автором, а не скопированный из иностранных произведений.
Анализ басни Ворона и лисица
У известного русского баснописца Ивана Андреивича Крылова самой знаменитой является басня о «Вороне и Лисице». Использовав классический сюжет, известный еще со времен классических античных авторов, например, Эзопа и использовавшийся его предшественниками эпохи классицизма – Сумароковым и Тредиаковским, Крылов возродил этот сюжет, перекроив его на свой лад под свою эпоху.
Сюжет басни строится вокруг двух главных героев: Вороны и Лисицы. Последняя хочет заполучить сыр, которым уже хочет полакомится Ворона, но понимает, что силой отнять у вороны его не сможет. Высоко на ель взгромоздилась птица. Тогда она идет на хитрость, решая выманить сыр у Вороны, и начинает говорить «так сладко, чуть дыша». И Ворона, которая предстает совсем не глупой птицей и в былинном эпосе, и в русской литературе поддается на наглую лесть Лисы.
Итог, сей басни не безвестен – «вещуньина вскружилась голова», она «запела» и сыр вывалился в лапы Лисицы. И хотя мораль сей басни кристально чиста, как снег, однако она все же нуждается в пояснении.
Крылов порицает не только Лису, не только того, кто льстит и лебезить (т.е. угодничает), но и того (Ворону), кто на эту лесть поддается. В том обществе начала XIX века, в котором жил автор, лесть витала во всех кругах высшего общества, была неотъемлемой составляющей жизни людей. И потом в знаменитой своей пьесе «Горе от ума» Грибоедов скажет устами Чацкого: «Служить бы рад – прислужиться тошно».
Интересен и тот факт, что образ вороны связывается с глаголом «каркать», который в своем переносном значении означает «накликать неудачу, беду». Крылов никак не комментирует окончание басни, тем самым закрепляя трагический финал басни и трагическую судьбу человека, попавшего в ловушку льстеца.
Суть произведения
Как обычно, автор использовал особый стиль написания. Главными персонажами сочинения являлись животные. Через них Иван Крылов хотел выразить свои мысли и высмеять очередную абсурдную ситуацию.
Осел, мартышка, козел и мишка решили устроить квартет. Обезьянка являлась инициатором всей описываемой игры. Но только как они не старались достигнуть своей цели у них, ничего не получалось.
Главную мораль басни «Квартет» очень легко определить, она заключается в том, что без таланта и специального умения невозможно получить признания. Только упорный труд и долгое обучение помогут достичь успеха. Но герои думали, что достаточно красиво выйти и сесть. Как выясняется, они были неправы.
Автор хотел донести до читателей, что он высмеивает не конкретных музыкантов, а людей, которые берутся не за свое дело. Соловей из басни является мастером, профессионалом, он сказал веселой компании, что как бы они ни садились, хороших и талантливых музыкантов из них не выйдет. Некоторые люди уверены в том, что если они возьмутся за любое дело у них все получится. Это мнение самоуверенных и хвастливых персон.
Крылов описывает через аллегории болтунов, которые разбрасываются словами, а не поступками. Очень часто писатели в своих произведения высмеивают политиков и научных деятелей. Как правило, они неспособны на определенные действия и не всегда принимают правильное решение из-за своей неграмотности в конкретном деле.
Баснописец в тексте использовал выражения, которые вошли в разговорную речь и используются и сегодня, например:
- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
- А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Отзыв на басню Крылова Стрекоза и муравей
Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны. Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне. Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.
Мнение Петухова
Выше мы рассмотрели отзыв на крыловский шедевр одного из критиков – Тихомирова. Теперь обратимся к мнению Петухова. Он, в частности, отмечает двусмысленность и неопределенность морали произведения
Критик подчеркивает важность крыловского текста для педагогики. Басня – источник духовной пищи для молодого поколения и детей
На таких произведениях строится нравственная основа воспитания.
Петухов отмечает, что автор справедливо демонстрирует негативные последствия легкомыслия и ветрености. Эти качества красивы только на первый взгляд, что воплощается в образе крыловской героини. Она грациозна, невинна, элегантна. Но героиня совершенно не думает о завтрашнем дне. Муравей обладает, с одной стороны, положительными качествами. С другой же стороны, Петухов тоже заметил его самолюбие, ожесточенность, эгоизм, склонность к насмешкам над ближними.
Мнение Жуковского
Крыловский шедевр не прошел мимо знаменитого мэтра – Василия Андреевича Жуковского. Критик делал акцент на оригинальности произведения. Вопреки тому, что писатель заимствовал сюжет у француза Лафонтена, Василий Андреевич этот текст переводом не считает. Сюжет басни значительно переработан, строки разбавлены ярким русским национальным колоритом. В центре повествования находится уже не Кузнечик, а Стрекоза.
На этом образе критик останавливается достаточно подробно. Во-первых, сам автор детально изображает личность Стрекозы – подвижную, веселую, живую и легкую. Эта героиня олицетворяет «красное лето», красивое, но короткое время года. Время течет очень быстро, незаметно, неуловимо. Крылов указывает на этот момент между строк произведения. Время нужно ценить, считать, замечать. Так что, как считает Жуковский, русский баснописец совершенно по-новому переосмыслил классический сюжет. Ведь упоминаемый мотив известен в литературе еще с эпохи античности.
История создания басни «Зеркало и Обезьяна»: как это было?
«Зеркало и Обезьяна» Басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова была написана до 2 января 1816 года, и в том же году впервые опубликована в журнале «Сын Отечества». С этого момента началась история создания и жизни этой небылицы. Как это было в то время?
- Примечательным является то, что автора вдохновило обычное взяточничество.
- Баснописец, как и всегда, творил «на злобу дня». Именно поэтому публикация оказалась провокационной.
- Можно сказать, что в образе Обезьяны увековечены негативные черты представителей власти, чиновников, невежественных правителей.
Увы, литератору приходилось вращаться в подобных кругах. Поэтому он знал, о чем говорит и пишет.
Анализ басни Крылова Ворона и лисица 2 вариант
Произведение «Ворона и лисица» было написано в 1807 году Иваном Крыловым, оно относится к жанру басен, и впервые свет увидел басню в журнале в 1808 году.
Басня предполагает собой небольшой рассказ, зачастую написанный стихами, в главных героев чаще всего встречаются звери, и через их образы и ситуации авторы пытаются передать смысл и нравственные уроки. Сюжет отличается своей простотой и доступностью, в главных ролях ворона и лисица. Ворона где-то раздобыла сыр и уселась на еловой ветке, только хотела позавтракать, но отвлеклась и задумалась. Тут появляется лисица и услышав запах сыра тут же приближается к вороне. Лисица задумала любым способом завладеть сыром, поэтому начала лестно высказываться в сторону вороны, она ее и хвалила и просила спеть. Ворона же наслушавшись таких речей открыла клюв и выронила сыр. Лисица подхватила добычу и убежала.
Суть многих басен это преподнести читателю какой-либо урок, нравоучение, путем показа жизненных ситуаций. Главной темой басни Ворона и лисица является-лесть, конечно любому приятно слушать хорошие слова в свои адрес, но это не значит, что нужно полностью поддаваться этому и верить, ведь не всегда тот, от кого вы будете слышать такие слова будет желать вам лучшего и неизвестно, чем эта лесть обернется для вас. Данная басня является одной из самых известных у Крылова, автор взял за основу простой сюжет, который был известен ещё с античной эпохи.
В произведение мы видим двух главных героев, это Ворона и Лиса. Цель лисы-получить заветный кусочек сыра, а для этого ей нужно придумать как это сделать. И она решила задобрить ворону красивыми словами, та в свою очередь наслушалась и выронила сыр.
Если вдуматься в смысл басни, то можно понять, что автор не только лису показывает с негативной стороны, но и ворону. Ведь Лису плоха тем, что льстит ради собственной выгоды, а Ворона с легкостью поддается на это.
На примере двух животных басня учит относится к льстецам с осторожностью, ведь по сути люди способны на всё ради достижения своих целей, а так же следить за собой, то есть оставаться таким какой ты есть, не задирать нос и не считать себя лучше других. Составляя характеристику главных героев, можно выделить главные качества присущие им
Лиса-по сути из многих сказок нам известно, что эти животные обладают весьма хитрым характером, они способны быстро придумывать план и находить выход из ситуации, в басне лиса представляется лживой и льстивой. Ворона противоположна по характеру, она отличается своей глупостью, доверчивостью, она не старается разбираться в словах которые ей говорят и развесив уши она слушает похвалу, из-за свой глупости она лишилась своего завтрака, выронив его лисе
Составляя характеристику главных героев, можно выделить главные качества присущие им. Лиса-по сути из многих сказок нам известно, что эти животные обладают весьма хитрым характером, они способны быстро придумывать план и находить выход из ситуации, в басне лиса представляется лживой и льстивой. Ворона противоположна по характеру, она отличается своей глупостью, доверчивостью, она не старается разбираться в словах которые ей говорят и развесив уши она слушает похвалу, из-за свой глупости она лишилась своего завтрака, выронив его лисе.
В заключении хотелось бы отметить тот факт, что басни не зря описывают жизненные ситуации через образы животных, ведь если подумать, то в жизни человека всегда найдутся люди, такие как эта лиса. Такие люди используют все возможные способы, дабы получить своё
Поэтому главное в такой ситуации, не давать лести окутать ваш разум, следует с осторожностью доверять людям и не идти на поводу у красивых слов. Наоборот в таких ситуациях следует быть неприступным и безразличным
Главная мысль басни «Зеркало и Обезьяна»: в деталях
«Зеркало и Обезьяна» Мысль небылицы сможет увидеть каждый, кто внимательно прочитает текст. Автор настолько просто раскрывает смысл, что он понятен даже ребенку. Вот главная мысль басни «Зеркало и Обезьяна» в деталях:
Героиня басни очень похожа на других героев из произведений Крылова. Она такая же невежественная и недалекая. Видя в зеркале кривляку, она думает, что это Медведь или иное дивное животное. На самом же деле, это она сама. Однако Обезьяне не дано этого понять. Она не замечает свои недостатки, считает себя идеальной. Мало того, даже здравый совет Мишки она пропускает мимо ушей. Просто не допускает мысли о том, что может иметь несовершенства.
Автор говорит, что прежде чем осуждать других, важно самому научиться видеть в себе негативные качества, не стесняться и не бояться их. Ведь силен тот, кто умеет признать свою слабость
И только слабый, кто полагает, что вовсе не имеет негативных сторон.
Если человек признает свою неправоту, либо отрицательные черты, если осознает, что они ему вредят – это уже шаг на пути к исправлению. Конечно же, нет живых существ абсолютно без минусов. Даже в самом физически и морально идеальном человеке есть некая червоточинка, которую практически невозможно искоренить. Она является частью натуры.
Слушать Басню Крылова Обоз
Как много раз мы удивлялись рифмованным историям Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его способностью проводить аналогию животных с людьми, и на примере его басен легко усваивали жизненные истины. Данного автора без зазрения совести можно назвать знатоком душ человеческих, ведь он способен указывать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько плохих человеческих качеств. Для чего это нужно? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить некоторые жизненные ситуации.
Басни Крылова — крылатые выражения и пословицы из басен
1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/
2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/
3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/
4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/
5. А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/
6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/
7. А он – дивит
Свой только муравейник. /«Муравей»/
8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/
9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/
10. Берись за то, к чему ты сроден
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/
11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/
12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/
13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/
14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/
15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/
16. Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. /«Парнас»/
17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/
18. За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/
19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/
20. И из гостей домой
Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/
21. И сделалась моя Матрёна
Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/
22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/
23. Как белка в колесе. /«Белка»/
24. Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/
25. Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/
26. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/
27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/
28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/
29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/
30. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/
31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/
32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/
33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/
34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/
35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/
36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/
37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/
38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/
39. Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/
40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/
41. Коль выгонят в окно, так я влечу в
другое. /«Муха и Пчела»/
42. Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/
43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/
44. Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/
45. Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/
46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/
47. Молчи! Всё знаю я сама;
Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/
48. Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. /«Квартет»/
49. Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/
50. Наделала Синица славы,
А моря не зажгла. /«Синица»/
51. Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/
52. Не плюй в колодец – пригодится
Воды напиться. /«Лев и Мышь»/
53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/
54. Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/
55. Одни поддельные цветы
Дождя боятся. /«Цветы»/
56. Они немножечко дерут:
Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/
57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/
58. Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/
59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл,
И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/
60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/
61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/
62. Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/
63. По мне уж лучше пей,
Да дело разумей. /«Музыканты»/
64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/
65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/
66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/
67. Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/
68. Худые песни Соловью
В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/
69. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/
70. Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/
71. Что от ворон она отстала,
А к павам не пристала. /«Ворона»/
72. Что сходит с рук ворам, за то воришек
бьют. /«Воронёнок»/
73. Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/
Читать все басни Крылова. Список произведений
Крылатые выражения и пословицы из басен Крылова. Читать
1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/ 2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/ 3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/ 4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/ 5. А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/ 6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/ 7. А он – дивит Свой только муравейник. /«Муравей»/ 8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/ 9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/ 10. Берись за то, к чему ты сроден Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/ 11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/ 12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/ 13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/ 14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/ 15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 16. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. /«Парнас»/ 17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/ 18. За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/ 19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/ 20. И из гостей домой Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/ 21. И сделалась моя Матрёна Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/ 22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/ 23. Как белка в колесе. /«Белка»/ 24. Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/ 25. Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/ 26. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/ 28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/ 29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/ 30. Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/ 31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/ 32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/ 33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/ 34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/ 35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/ 36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/ 37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/ 38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/ 39. Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/ 40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/ 41. Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. /«Муха и Пчела»/ 42. Крестьянин ахнуть не успел, Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/ 43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/ 44. Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/ 45. Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/ 47. Молчи! Всё знаю я сама; Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/ 48. Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем. /«Квартет»/ 49. Навозну кучу разрывая, Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/ 50. Наделала Синица славы, А моря не зажгла. /«Синица»/ 51. Не презирай совета ничьего, Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/ 52. Не плюй в колодец – пригодится Воды напиться. /«Лев и Мышь»/ 53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/ 54. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/ 55. Одни поддельные цветы Дождя боятся. /«Цветы»/ 56. Они немножечко дерут: Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/ 57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/ 58. Орлам случается и ниже кур спускаться; Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/ 59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/ 60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/ 61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/ 62. Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/ 63. По мне уж лучше пей, Да дело разумей. /«Музыканты»/ 64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/ 65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/ 66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/ 67. Хоть ты и в новой коже, Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/ 68. Худые песни Соловью В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/ 69. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/ 70. Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/ 71. Что от ворон она отстала, А к павам не пристала. /«Ворона»/ 72. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. /«Воронёнок»/ 73. Я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/ Читать все басни Крылова. Список произведений
Крылатые выражения
Многие выражения из басни понравились людям и стали известными. Их часто можно услышать в разговоре.
«Попрыгунья Стрекоза» – нередко шутливо характеризуют беззаботную и веселую девушку.
«И под каждым ей кустом был готов и стол и дом» – фраза иронически подчеркивает характер коммуникабельного человека, который запросто пользуется помощью большого количества друзей.
«Лето красное пропела» – о времени, потраченном впустую.
«Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!» – употребляют в качестве насмешки над легкомысленностью человека.
«Оглянуться не успела, как зима катит в глаза!» – так говорят, когда лето неожиданно заканчивается.
Тяжелый смысл стихотворений, который не изучается школьниками
Самым интересным является то, что в раскрытии морали автор указал прямую ситуацию — взяточничество, которое получило свое распространение именно со времен жизни Крылова. Басня «Зеркало и обезьяна» была написана Иваном Андреевичем, что называется, на злобу дня, поэтому начала активно обсуждаться жителями России сразу после публикации.
На сегодняшний день рифмованные истории этого автора изучаются школьниками с 3-5 класса, тем не менее их потаенный смысл доступен далеко не каждому ученику
Именно поэтому преподаватели предпочитают заострять свое внимание на более простой интерпретации смысловой нагрузки, а не углубляться. Иван Крылов удивительным образом сочетал в своих баснях поучительный смысл для детей и глубинную мораль, которая в большинстве своем имела ориентацию на держателей власти: нечистых чиновников и неграмотных управленцев, среди которых автор постоянно вращался
Басня «Зеркало и обезьяна» стала некой оплеухой некоторым из них.
Мартышка и Медведь ведут непринужденную беседу в басне Крылова Зеркало и обезьяна. Читать басню Крылова дети любят по ролям или заучивать наизусть – она короткая и совсем не сложная.