Анализ 2
Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.
Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.
Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.
Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.
Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.
Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.
Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам.
Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.
Подумай, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.
Мартышка – это зверёк, который вечно кривляется, не слушается, показывает различные выходки и пытается что-то повторить за человеком.
Это смешное животное, а в басне – ещё и глупое.
Задействовав её образ, автор хотел высмеять людей, которым присущи аналогичные черты.
Ведь в реальной жизни можно встретить людей, которые пытаются повторять за другими и делают что-то, не будучи в этом осведомлены.
А, когда у них это не получается, винят других – свою ошибку признать не желают.
Эта басня Ивана Андреевича не единственная, в которой главным героем выступает это животное.
Мартышки имеют много плохих «привычек», поэтому их можно сравнить со многими людьми.
Вообще каждое животное — персонаж, которое задействовано в произведениях Ивана Андреевича, имеет черты, что присущи и людям.
Таким образом, на их примерах автор учит нас моральным ценностям.
Стоит отметить, что каждая басня указанного автора написана простым, доступным языком, читается легко и ненавязчиво.
Они смешат и одновременно учат.
Поэтому их читать не только невероятно интересно, но и полезно.
Анализ, мораль басни Крылова «Мартышка и очки»
Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году. Она неизменно входит в сборники лучших басен поэта, настолько ярок и самобытен ее язык, прост для восприятия сюжет и очевидна мораль.
В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса. По нему можно изучать историю нашего языка. Но почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.
В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» – «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» – это мера счета, равная 12.
Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.
Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.
Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) – для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.
В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.
Среди других средств художественной выразительности – удивительные метафоры «слаба глазами стала (стала хуже видеть)», «брызги (осколки) засверкали», «толк клонит к худу (очерняет, хулит)», «знать цену (оценивать по достоинству)», инверсия – «все про очки лишь мне налгали», антитеза – «полезна вещь – толк к худу клонит, … гонит».
Басня содержит мораль и редкое в баснях Ивана Андреевича личное отношение автора к описываемой ситуации – вводный оборот «к несчастью». Поэт не боится намекать на невежд из числа знати.
Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта – она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт. Басня является прекрасной иллюстрацией красоты и емкости русского языка, отличного владения автора словом при внешней простоте и лаконичности выражений. Она обличает самомнение, самодовольство скорых на суд невежд.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни
Тема, идея и проблема
Произведение И. А. Крылова «Мартышка и очки» — пример глубокомыслия, емко высмеивающего пороки общества. Путем раскрытия поведения и характера главной героини создается целостная картина изображаемых человеческих недостатков:
- Тема — неумение достойно применять собственные знания.
- Идея — показать, как глупо выглядят люди, критикующее то, что находится за гранью их познаний.
- Проблема — необразованность и примитивизм.
На примере Мартышки баснописец раскрывает такой злободневный вопрос, как неспособность человека использовать свои знания в правильном русле. Нелепо выглядит главная героиня, которая не смогла найти способ применения очкам, сетуя на то, что ее обманули. Часто встречаются люди, которые ругают и обвиняют в своих бедах кого-то другого, хотя у самих нет понимания как с пользой применить ту или иную вещь.
И. А. Крылов наводит на мысль о том, что со знаниями нужно обращаться бережно, толково, применять их, как требуется, и только тогда от них будет польза. Если не понимаешь — это повод учиться, но никак не ругать хорошие вещи или людей, которые якобы виноваты в сложившейся ситуации. Каков багаж знаний — таковы и плоды его. Критиканы выглядят глупо, а верить их словам на основе неудачного опыта не стоит.
В произведении раскрывается ряд общественных проблем, в том числе и проблема примитивного мышления, то есть ограниченного, простого, недалекого. Стоило бы Мартышке приложить чуть больше усилий, потратить немного больше времени, и выход обязательно бы нашелся.
Мораль и анализ
Мораль в басне — ее художественная и жанровая особенность. Так и в произведении она играет роль подытоживающего элемента рассказа.
Баснописец выводит мораль басни в конце повествования, которая заключается в том, что часто необразованные люди судят о какой-либо вещи, не осознавая принципа и сути ее применения. Невежды обесценивают значимость предмета, который не могут осмыслить.
Некоторые думают, что они умнее всех, хотя это не так. Басня наглядно иллюстрирует простую истину — чтобы чего-то добиться или в чем-то разобраться, нужно владеть определенными познаниями, а в случае отсутствия последних — стремиться к их получению.
Некоторые поэты, педагоги и исследователи творчества И. А. Крылова предлагают следующие толкования морали басни:
- И. И. Хемницер говорит о том, что очки и вправду полезны, однако же Мартышка «переколотила их как ни к чему не нужные», к тому же и возмущается, что все — сплошной обман. Такое происходит и между людьми: для кого-то определенный предмет приносит пользу, а другой схватится — и один убыток. Поэт приводит прекрасный пример для описания основной мысли басни: хоть какой топор не выбери, если рубить не умеешь, никакой не поможет.
- Д. И. Тихомиров считает, что в любом деле опасно невежество. «Губительна умственная темнота», смешны те самоуверенные люди, которые берутся за дело без соответствующих знаний. Педагог говорит о том, что страшен тот невежда, который худо отзывается о непонятной ему вещи.
- Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» сравнивают очки со знаниями. Очки не виноваты, ими лишь нужно толково вооружиться, тогда и многое откроется взору. Авторы призывают людей идти путем просвещения, не слушая таких «мартышек», которые испытывали очки языком, хвостом, и говорят, будто от них нет пользы. Каждый должен иметь свою голову на плечах.
https://youtube.com/watch?v=XsGnYNBU4AY
Приемы образности
Басня не представляется возможной без ее основного признака и компонента — аллегории. Иносказание здесь выражено в образе Мартышки, обозначающей невежд, берущихся за дело, которое они не могут выполнить.
- Слаба глазами — метафора, обозначающая нарушение зрения, при котором человек плохо и расплывчато видит мир.
- Завести очки — метафора в значении приобрести предмет, раздобыть, завладеть.
- Большой руки — метафора, обозначающая степень силы, серьезности проблемы. Одновременно играет роль сравнения.
- Проку на-волос нет — сравнение, которое образно иллюстрирует абсолютное отсутствие какой-либо пользы.
- Брызги засверкали — олицетворение. Этот троп придает образности действиям Мартышки, разбившей очки. Брызги олицетворяют осколки стекла, мимолетно разлетевшихся, то единственное, что теперь осталось у героини от прежнего предмета.
История создания и краткий пересказ
Точное время написания басни неизвестно, но впервые она была напечатана в сборнике «Басни» в 1815 году.
В ней говорится о том, как с наступлением старости у Мартышки начались проблемы со зрением. Узнав о том, что люди в таких случаях пользуются очками, она закупила сразу полдюжины и решила примерить, чтобы наверняка избавиться от своего недуга.
Но обезьяна не умела ими пользоваться. Она прижимала их к голове, пробовала прикрепить к хвосту, то облизывала их, то нюхала — ничего не получалось, зрение не восстанавливалось.
Мартышка разозлилась, начала ругать очки, что нет в них никакого проку, проклинать тех, кто ей их посоветовал. В порыве гнева она бросила их, ударив о камень так, что только брызги засверкали.
Автор пишет, что так же бывает и у людей: не зная правил пользования вещью, они ломают ее, а потом, не добившись нужного результата, ругают изготовителей.
Чтобы управлять машиной или прибором, вначале нужно изучить их строение и инструкцию применения.
Слушайте басню Мартышка и очки
Басня Крылова Мартышка и очки
значима в первую очередь тем, что главная мысль в ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.
К стати, а что такое басня?
Басня это:
Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действующие лица — животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
Басней называется краткий рассказ, обычно написанный в стихотворной форме, имеющий ироническую направленность. Этот жанр литературы имеет особенность: хотя рассказывается в нем обычно о зверях, птицах, насекомых, надо понимать, что это иносказание, а на самом деле речь идет о том, что волнует общество. Басня Крылова «Мартышка и очки» как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку. В самом конце басни содержится небольшое заключение — это мораль. Неудивительно, что основанные на них сценки часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия героев.
Чему еще учит басня
Чтобы понять ценность какой-либо вещи, нужно научиться ее применять. Нежелание тратить время на то, чтобы учиться чему-то новому — признак глупости, которая высмеивается в басне. Иван Андреевич Крылов в очередной раз призывает подрастающее поколение не жалеть времени и сил на получение знаний.
Еще произведение предостерегает от привычки делать преждевременные выводы. Прежде чем критиковать совет, нужно как следует над ним поразмышлять, подумать, как он помогает другим. Не стоит заранее говорить, что ситуация особенная и никто не может помочь.
Другая распространенная ошибка — нежелание просить помощи. Мартышке никто не запрещал спросить других, что делать. Раз за короткий срок она нашла много очков, значит, она не из робкого десятка и при желании может многое. Если бы у нее возникло желание разобраться, она бы с легкостью нашла, у кого попросить помощи. Произведение Крылова учит быть благодарными за знания, опыт, который человек перенимает у других. Когда дают совет, вместо проявления упрямства нужно слушать каждое слово, чтоб потом его применять.
«Мартышка и очки» — басня, мораль которой понятна даже детям. Обезьяна — это аллегория, в которой некоторые узнают себя. В какой-то мере глупость присуща каждому человеку, ведь все ошибаются
Но важно учиться думать, приобретать знания и не выставлять глупость напоказ, а бороться с нею
Особенности произведения Крылова в контексте актуальной автору общественной ситуации
«Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Глупость, праздность и самодовольство Крылов считает наибольшими проблемами человеческой натуры. Особенно, как отмечает писатель в басне, если эти недостатки присущи человеку, наделенному властью.
Иван Андреевич Крылов написал басню «Мартышка и очки» после окончания Отечественной войны 1812 года. Эта война на территории России длилась менее одного года, но показала полную бестолковость большинства высокопоставленных чиновников. Победа в этой позорной войне считается достижением исключительно героизма русских солдат и офицеров.
Читатель, наверняка, знаком с произведением Льва Толстого «Война и мир», где автор описывает роль крестьян, призванных в солдаты, в ходе русско-французской войны 1812-го года
Например, внимание привлекает фигура Платона Каратаева. Крылов, похоже, согласен с Толстым, что порой мудрость «русского мужика» превосходит понимание жизни аристократа
Так, Платон Каратаев учит жизни Пьера Безухова, потерявшегося в ценностных ориентациях. По мнению Крылова, слишком много человеческих жизней положили на алтарь победы командиры и военачальники. Причина – глупость, тщеславие и некомпетентность людей, занимающих незаслуженное место во властных кабинетах.
О морали басни про мартышку и очки
Однако, хоть и причиной, вдохновившей Крылова к созданию басни, послужила война, нравственный аспект басни трактуется гораздо шире. Не только в девятнадцатом веке, но и в современном мире, актуальность басни нисколько не уменьшилась.
Во все времена глупые, необразованные, чванливые, самодовольные люди всеми силами стремятся к власти. Опасность от деятельности таких невежд особенно велика в научной сфере. Новые открытия, разработки и достижения, оказываясь в руках несведущего человека, наделенного властью, однозначно не приносят пользу человечеству. Довольно часто наблюдается нецелесообразное использование ресурсов или научно-технических достижений. Народная мудрость в таких случаях гласит: «Забивать гвоздь микроскопом».
Вот именно с такой проблемой общества сражался при помощи искрометной иронии и поэтического таланта Крылов. Образ глупенькой и несведущей Мартышки с первых строк басни пронизан юмором и сарказмом.
Однако, добившись поставленной цели: «Очков с полдюжины себе она достала», – решить проблему героине крыловской басни так и не удается.
Проблемы общества, представленные в басне Крылова
Необразованность и примитивизм в сочетании с высокомерием и чванливостью помешали Мартышке добиться успеха. Решение лежало совсем близко, следовало приложить немного настойчивости, трудолюбия и просвещения, и рациональные усилия помогли бы исправить ситуацию. Но, увы, основная проблема именно в этом и заключается. Если человек невежествен, но уверенно считает себя просвещенным, то результат деятельности такой личности будет идентичен разочарованию Мартышки.
Не разобравшись в ситуации до конца, героиня басни убеждена в обмане. Безапелляционно обвиняя всех вокруг, Мартышка уверенно утверждает, что проблему со зрением при помощи очков решить невозможно:
Важно отметить, что в басне Крылов не просто с иронией отмечает неверное применение очков Мартышкой. Героиня писателя могла ведь просто оставить попытку использовать увеличительные стекла и все
Но животное именно разбивает новомодное приспособление вдребезги:
Когда недальновидный облеченный властью чиновник просто откладывает рассмотрение нового проекта в дальний ящик или, не разобравшись досконально, отсылает на доработку – это еще полбеды. Куда хуже, когда горе-начальник принимает радикальные решения, при этом совершенно не имея понятия о реальной пользе проекта:
Морально-нравственный аспект текста Крылов изложил довольно просто, но при этом достаточно точно. Нужно, несмотря на «Мартышек», не сходить с пути просвещения. Не позволять подобным «Мартышкам», которые только и могут, что испытывать очки хвостом да языком, заниматься не своим делом
Особенно важно не допустить таких вот «Мартышек» к власти
4.1
5
(
8
голосов
)
Мораль басни Мартышка и очки:
Мораль басни заключается в том, что часто невежды, не удосуживаясь поинтересоваться ценностью какого-либо предмета, начинают высказываться о нем плохо. Так случается и в реальной жизни. К примеру, люди, не ценящие научно-технический прогресс, склонны высказываться о достижениях человечества в негативном ключе, забывая о том, что именно благодаря науке человек избавлен от изнуряющего физического труда, многочисленных заболеваний и т. д. Если человек не знает, как пользоваться какой-либо вещью – это не повод, чтобы высказываться о ней плохо, учит баснописец.
Мартышка и очки рисунок
Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение
Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:
Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.
Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.
На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.
Басня «Мартышка и очки»
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, – цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.
Примечания
Не так большой руки – не особенно значительное. Сюжет, возможно, навеян «былью» «О глупом мужике» (в кн.: «Старичок-весельчак, рассказывающий давние московские были». СПб., 1790, с. 4–6), герой которой думал, что, купив очки, он сможет, не учась грамоте, читать книги.
Время написания: не позднее начала мая 1815 г. Первая публикация: 1815 г. Крылатые выражения: 1. Мартышка к старости слаба глазами стала. Цитируется как шутливый комментарий по поводу собственной близорукости, необходимости носить очки, а также своего возраста. 2. Беда еще не столь большой руки. В основе выражения – старинная идиома «…большой руки». Например, «начальник большой руки», то есть большой, важный начальник. Иносказательно: невеликая, небольшая беда (арх.).
Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3‑х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга первая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946