Что должен уметь мальчик в 3 месяца
В первый год жизни малыш растет и развивается очень интенсивно. Уже в возрасте 3 месяцев он многое может.
Особенности развития
Дети в 3 месяца разных полов, как правило, развиваются практически одинаково. Для них характерно обязательная прибавка в весе (каждый месяц в среднем по 1 кг), интенсивный рост (2-4 см в месяц), а также постоянное уменьшение количество часов для сна и увеличение времени бодрствования.
Развитие на 3 месяце
Но все же развитие мальчиков имеет некоторые особенности:
- Малыш мужского пола с 3 месяцев до 5 — 6 кг набирает вес. Он более крупный и круглый, на его теле появляются складочки.
- Более интенсивный рост. Уже через 90 дней после рождения рост малыша увеличивается в среднем на 8-9 см.
- Активность. Мальчики в большинстве случаев более активны, чем девочки. Они много двигаются, пытаются переворачиваться на живот, дольше держат голову, опираясь на руки.
- Лучший аппетит, усиленное сосание. Мальчики часто лучше едят, быстрее насыщаются. Трехмесячный малыш часто бывает готов к первому прикорму.
Умения и навыки
Мальчики в 3 — месячном возрасте обладают уже достаточным багажом умений и навыков. Особенно это отражается в их физическом развитии — малыш в этом возрасте:
- Хорошо держит голову. При выкладывании на живот ребенок начинает приподнимать головку, чтобы рассмотреть окружающие предметы. При этом его головка еще шатается, что связано с недостаточным развитием мышц шеи.
-
Упирается ножками в опору. Если мальчика приподнять, удерживая под мышками, то он будет пытаться упереться ногами в стол или кроватку.
- Пытается переворачиваться на бок и обратно на спину.
- Пробует ухватить предметы. Если крохе показать яркую игрушку или приблизить к нему руку, то он обязательно попытается ее схватить рукой.
- Все попадающиеся вещи и предметы сует в рот. Так малыш знакомится с окружающим миром.
Усовершенствуется слух и зрение крохи. Он задерживает взгляд на ярких блестящих вещах, с интересом рассматривает лица людей, прислушивается к голосам и даже сам пытается воспроизводить звуки. В эмоциональной сфере также происходят изменения – малыш часто улыбается, откликается на голос матери.
Складываем стаканчики
Для этой игры требуются всего лишь одноразовые пластиковые стаканчики. Задача — вкладывать стаканчики один в другой, чем больше, тем лучше. Сначала малышу нужно показать, как это делается, — вложить один стаканчик в другой, медленно повторить несколько раз. Дать ребенку два стаканчика, поманипулировать его ручками, вкладывая стаканчик в стаканчик.
Если стаканчики разноцветные, то игру можно усложнять по мере роста ребенка. Сначала стаканчики просто вкладываются друг в друга, затем — в определенной последовательности в зависимости от цвета.
— Берем стаканчик, один стаканчик, один синий стаканчик (постоянно нужно комментировать действия, полностью описывая каждый предмет, участвующий в игре; описание идет от простого к сложному: сначала сам предмет, затем количество, затем свойства предмета).
— Берем стаканчик, один стаканчик, один красный стаканчик. Вкладываем стаканчик, один стаканчик, один красный стаканчик в другой стаканчик, в синий стаканчик…
Навыки месяца
В возрасте 3 месяцев малыш уже может продемонстрировать немного больше навыков, чем месяцем ранее, а те, что уже были, сейчас совершенствуются.
Что малыш умеет в этом возрасте?
- Он уже уверенно держит голову, находясь вертикально, и поворачивает ее из стороны в сторону. А лежа на животике, может приподнимать и удерживать ее до минуты, при этом опираясь на предплечья.
- Мышцы ребенка уже достаточно окрепли, чтобы переворачиваться на животик из положения на спине. Многие детки в этом возрасте учатся даже передвигаться перекатами.
- Если малыша поддерживать под мышки, он будет упираться ножками в горизонтальную опору.
- Гипертонус новорожденных постепенно угасает, поэтому кроха учится осознанно управлять ручками: он может попадать по игрушкам, висящим перед ним, толкать их. Может схватить игрушку, потянуть ее в ротик, чтобы как следует изучить, ведь слизистая полости рта у него сейчас намного чувствительнее, чем пальчики рук.
- С интересом изучает свои кулачки, которые уже могут раскрываться, и даже пяточки – рассматривает их, облизывает, сосет.
- Комплекс оживления проходит активную стадию развития. Кроха узнает маму и папу, живо реагируя на их появление призывным гулением, улыбкой, движениями ручек-ножек.
- Зрение совершенствуется. Теперь кроха не только следит за предметами перед глазами, даже если их передвигать достаточно быстро, но и всматривается в них, фокусирует взгляд, разглядывает – появляется предметное восприятие.
- Безошибочно находит источник звука, поворачивая в его сторону головку.
- Эмоции 3-месячного ребенка становятся все ярче. Общаясь со взрослыми, он может улыбаться и даже заливисто смеяться, уже умеет выражать протест, капризничать, хныкать, требовать, радоваться, пугаться.
- Что касается речевых навыков, то стадия гуления входит в активную фазу. Ребенок пробует разные интонации, пытается подключать к своим «изречениям» мимику, подражая родителям, в его «лексиконе» появляется все больше звуковых комбинаций.
Нормы развития малыша в 3 месяца
Развитие ребенка от 3 до 4 месяцев проходит интенсивно и стремительно, его органы и системы совершенствуются бурными темпами.
Физическое развитие
В три месяца малыша обязательно нужно показать педиатру. Специалист зафиксирует и оценит прибавки в весе и росте ребенка, наличие необходимых рефлексов, назначит комплекс прививок.
С трех до четырех месяцев кроха должен набрать порядка 880 граммов и вырасти на 3 сантиметра. В этот период окружность головы малыша сравнивается с окружностью грудной клетки.
В трехмесячном возрасте малыш, лежа на животе, удерживает голову в течение 10-15 секунд. Он может поворачивать ее, реагируя на звуки, и рассматривать лица окружающих людей
Кроме человеческих лиц внимание крохи привлекают и яркие предметы. Но теперь он способен не только следить взглядом за интересующей его вещью, но и пытается ухватить ее
Координация движений карапуза заметно улучшается. Более того, все, что попадает в руки, он не только разглядывает, но и пытается засунуть в рот.
Ребенок в 3 месяца способен переворачиваться со спины на бочок, приподниматься на локтях. Последний навык очень важен в переоценке отношения к пространству и для формирования самосознания маленького человека. Кроха, частично отрываясь от поверхности, начинает чувствовать границы своего тела и уясняет, что кроватка или пеленальный столик – не его продолжение.
Психическое развитие
Центральная нервная система трехмесячного малыша поражает скоростью своего эволюционирования, от чего напрямую зависят особенности психического развития.
Она уже вполне осмысленная и превращается в универсальный способ общения. Причем улыбается кроха по-разному, в зависимости от ситуации.
В три месяца карапуз осчастливливает родителей первым настоящим звонким смехом. Поддержите его в этих начинаниях – почаще улыбайтесь своему чаду и смейтесь вместе с ним. Таким образом налаживается контакт с малышом, родители и ребенок учатся понимать друг друга. Подобное взаимодействие – залог успеха в дальнейшем развитии крохи.
По окончании третьего месяца малыш уже умеет капризничать, что чаще всего связано с тем, что он заскучал. Хнычущий плач капризули легко отличить от настоящего плача, вызванного реальной проблемой – физическим или моральным дискомфортом.
Характер плача ребенка в этом возрасте поможет взрослым разобраться в том, что же на самом деле беспокоит малыша:
- Голодный плач начинается со всхлипываний, резко усиливается, становится пронзительным. Покормите своего карапуза – и он успокоится.
- Плач от усталости зачастую сопровождается потиранием глазок и прикладыванием головки к кроватке или маминой груди. Создайте условия для малыша, чтобы помочь ему заснуть.
- Плач от боли, громкий и раздраженный, как правило, начинается внезапно. Если вы не можете понять, что болит у вашего чада, стоит обратиться к врачу.
- Повышенное внутричерепное давление (нередкое явление у младенцев) может заставить кроху плакать. Обычно это происходит в одно и то же время.
Карапуз в три месяца уже может проявлять характер и пытаться настоять на своем. Как только родители подходят к кроватке младенца, он тут же начинает активничать – двигаться и улыбаться. Если раньше малыш подобным поведением просто копировал ваши действия, то сейчас он сопоставляет ваш образ с заботой и лаской.
Когда ребенок бодрствует, он нуждается в вашем присутствии, ему хочется видеть родные и близкие лица. Если родители надолго исчезают из его поля зрения, кроха начинает проявлять тревогу и беспокойство. В такие моменты нарушается «обратная связь», которая очень важна в обеспечении нормального интеллектуального и психического развития малыша.
Игры и упражнения в 3 месяца
Так как восприятие и двигательная активность ребенка еще не сильно развиты, то особо сложных игр ему не требуется. Но взаимодействовать с ним нужно. Достаточно довольно простых, но веселых и милых забав.
Как развивать зрение
Малыш уже следит взглядом за предметами. Нужно укреплять этот навык — подносим к его личику предметы на расстояние около 20 см, медленно отодвигаем до полуметра в разные стороны
Привлекаем внимание звуками — например, начинаем шуршать сбоку погремушкой
Узнайте, как должен развиваться ребенок в 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев и 1 год.
Хорошо подходят своеобразные прятки, в них можно играть по-разному:
- С помощью предмета. Показываем что-то, прячем за спину, спрашиваем: «А где?».
- Игра в «ку-ку». Закрываем лицо руками, открываем: «Ку-ку. Где мама? Вот мама!».
Движения не должны быть резкими и быстрыми, сопровождаем игры ласковым голосом.
Ознакомьтесь с показателями веса и роста грудничка, характерными для каждого месяца его жизни, а также узнайте, когда малыш научится сидеть, ползать и ходить.
Чтобы малыш проводил время наедине с собой, над кроваткой можно подвесить несколько (три-шесть) небольших игрушек на веревочках. Можно закрепить их на кружащейся основе, или опустить достаточно низко, чтобы малыш мог дотянуться руками, пробовать схватить.
Развитие слуха
Для ребенка очень важны звуки. Непрерывно говорите с ним, называйте по имени, комментируйте все свои действия и происходящее вокруг. Старайтесь поддерживать диалог: не перебивайте малютку, когда он издает звуки, повторяйте их за ним. Говорите ласково, но не монотонно, ребенок начинает учиться распознавать эмоции по голосу.
Пойте, даже если не умеете. Мамин голос — лучшая музыка. Подбирайте композиции к ситуации: нежную, спокойную колыбельную перед сном, бодренький мотивчик к активной игре.
Можете ставить записи, только не слишком громко. Подойдут и инструментальная мелодия, и вокал, и звуки природы.
Знаете ли вы? Малыши хорошо реагируют на классические композиции. Главное — не переусердствовать. Пятиминутка классики в день — оптимальный вариант.
Как развивать двигательные навыки
Стоит стимулировать малыша к движению, ползанию. Можно класть в поле его зрения (недалеко) интересную или любимую игрушку, пусть тянется к ней, берет в руки. Если крохе сложно оттолкнуться, создайте ему опору: подложите под стопы раскрытую ладонь, ребром к поверхности, по которой будет двигаться малыш. Можно оставить его в манеже с несколькими предметами разных размеров и цветов, любопытство подтолкнет его к ним. Чтобы побудить дополнительный интерес, можно трясти погремушкой перед личиком ребенка (на расстоянии около 30-40 см), когда он лежит на животе.
Поднимаем ребенка на руках, вверх-вниз, затем по дуге на манер самолета — это весело и развивает вестибулярный аппарат. Держа кроху под мышки, можно давать ему оглядывать окружающую обстановку. Мама даже может поставить его на поверхность, но при этом ни в коем случае нельзя переносить вес ребенка на его ноги. В таком возрасте это грозит проблемами с позвоночником — опорно-двигательный аппарат недостаточно развит для самостоятельного стояния. Стопы должны лишь чуть касаться поверхности.
Читайте подробнее о том, сколько должен спать ребенок в 3 месяца, а также какие причины расстройства и нарушения сна у детей и причины запотевания головы во сне.
Тактильные ощущения и сенсорное восприятие
Новые ощущения — еще один источник опыта и эмоций. Для этого вокруг грудничка должно быть много разнообразных на ощупь и размер предметов. Можно соорудить что-то похожее самостоятельно, или воспользоваться готовыми решениями:
- Мобили. Яркие, динамичные, иногда с мелодичным звуковым сопровождением.
Сенсорные коврики. Состоящие из множества увлекательных и безопасных деталей конструкции надолго займут малыша.
Знаете ли вы? Младенцы обладают инстинктивным, врожденным умением плавать и нырять. Однако при достижении 6-месячного возраста эта способность теряется.
Игры с трехмесячным младенцем
Вместе с родителями малышу интересно играть в любые игры, взаимодействовать с ними или даже просто «разговаривать». В трехмесячном возрасте полезно заниматься следующими видами деятельности:
- Игры с погремушкой — покажите крохе, как она издает звук, каким образом ее нужно трясти. Затем дайте игрушку малышу, сопровождая свои действия комментариями. Можно сначала потрясти погремушку, зажатую в руке ребенка, своей рукой. Малыш быстро научится трясти игрушку.
- Прятки с закрыванием лица ладонями. Сопровождайте игру эмоциональными восклицаниями и звуками. Можно закрывать ладонями глазки малыша, но ненадолго, чтобы он не испугался.
- Пальчиковые игры с песенками или стишками. Они полезны как для общего развития, так и для формирования нейронных связей между руками и мозгом, что составляет основу мелкой моторики.
- Воздушные шарики — можно подкидывать над кроваткой ребенка или толкать по полу. Если шарик гелиевый, его можно привязать к ручке или ножке, тогда малыш будет с любопытством наблюдать за движениями шарика. Ни в коем случае не оставляйте кроху одного во время таких игр, чтобы он не запутался в нитке.
- Разные материалы и ткани для того, чтобы пощупать. Можно вкладывать ребенку в ручки шерсть, мех, шелковые ткани или велюр.
Что умеет ребенок в 3 месяца
Чтобы понимать, что вам делать с малышом, для начала узнайте, как он может реагировать на ваши действия. При этом помните, что если ваш ребенок еще не делает того, что «должен» – это не повод паниковать. Данные очень приблизительные, а темпы развития у всех разные. Обычно серьезные отклонения сочетаются с другими тревожными симптомами.
Итак, около 3 месяцев ребенок может демонстрировать:
- Оживление – реакция на смену выражения лица, интонации, появление/исчезновение родителей в поле зрения. Малыш может улыбаться, раскрывать шире глаза, вертеть головой, вздрагивать, раскидывать ручки в стороны или смыкать ладошки;
- Хватание – кроха начинает координировать свои движения и хватать игрушку, протянутую ему и даже тянуть ее в рот;
- Поднимать голову, лежа на животе, опираясь, главным образом, на предплечья;
- Следить взглядом за человеком или предметом;
- Различать звуки и издавать свои – «ааа», «ооо», «ууу», поворачивать голову на источник звука;
- Толкаться ножками – если держать ребенка вертикально за подмышки и опереть ножками на твердую поверхность, он начнет отталкиваться, как бы прыгая;
- Переворачиваться на бок со спины или с живота на спинку. Со спины на живот научится переворачиваться попозже, около 5 месяцев (читайте статью по теме: Когда ребенок начинает переворачиваться?>>>).
Получается, что можно развлекать младенца разными способами. А подробно о развитии малыша в этом возрасте вы можете узнать из статьи Что должен уметь ребенок в 3 месяца>>>.
Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года?
1) При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.
2) Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.
3) Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.
Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир
Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.
Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.
Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!
Список использованной литературы
- Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
- Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
- Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.
Психологический аспект развития
Трехмесячные малыши много времени посвящают рассматриванию собственных ручек. Они сжимают и разжимают пальчики, следят за движением, поднимают руки над головой и опускают, располагая вдоль тела. Ребенок начинает понимать, что эти пухленькие ладошки принадлежат именно ему, и он может не только любоваться чудесными складочками, но и получать желаемое. Кроха сконцентрирован на осязании — старается дотронуться до всего в области досягаемости. Детские развивающие игрушки становятся его верными спутниками — он трогает, подолгу удерживает погремушки, мячики и колечки, предпринимает попытки отправить найденное в рот.
Многие трехмесячные малыши способны установить связь между тем, что они видят и слышат. Если провести эксперимент и позвенеть в колокольчик за спиной у крохи, он попробует повернуться, чтобы увидеть, откуда идет звук.
Ребенок различает знакомые звуки и чужеродные. Услышав незнакомый звук, он затихает и на время перестает двигаться. Если ничего страшного не происходит, в малыше просыпается интерес, и он ищет источник новых ощущений. Кроха запоминает мелодии телефонного звонка, звук маминых шагов и даже скрежет ключа в замочной скважине.
Малыш не только щупает, но и гладит окружающие предметы. Он изучает поверхности: гладкая — шероховатая, твердая — мягкая, пушистая — колючая. Нетрудно заметить, что ему нравится все приятное на ощупь, но интересно все.
Эти простые движения позволяют концентрироваться на предметах, развивают координацию, укрепляют мышцы пальчиков и ручки в целом. Таким образом, кроха накапливает необходимые знания о мире вокруг него.
Развивающие игры для ребёнка в 7 месяцев
Мешочки с крупой. Маленькие мешочки, наполненные различными крупами (гречка, горох, фасоль, рис). Дайте их вашему малышу и они помогут в развитии мелкой моторики, дают возможность исследования, их можно хватать, жевать, бросать.
Молоточек. Игрушка с пищалками на концах. Детки в 7 месяцев любят стучать такими игрушками об пол. Весело и полезно для координации движений.
Барабан. Любая кастрюлька, миска и деревянная ложка подойдут для игры. Малыш ударяет по разным «барабанам» и слышит разницу в звуках. Полезно для развития слуха и логики.
Книжки и кубики из ткани, «шуршалки» вызовут интерес, разовьют внимание, полезны для мелкой моторики. Показывайте книжку ребёнку, потом он сможет рассматривать её сам
Основные умения
Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.
Физическое развитие
В 4 месяца малыш:
самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), — так он выражает свою радость;
при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
когда находится в положении лежа (неважно — на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, — соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.
Социальное развитие
Четырехмесячный ребенок:
интересуется тем, что происходит вокруг него;
особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки — это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
лепечет и гулит;
реагирует на собственное имя;
отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.
Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.
Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства
Исследуем тактильные игрушки
С того момента, как малыш начинает брать в ручку игрушки и различные предметы (примерно с 4х месяцев), ему уже можно предлагать различные тактильные игрушки. Пробуя на ощупь разные текстуры – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие – малыш будет совершенствовать сенсорное восприятие.
Иногда можно услышать, что лучше всего для этих целей чуть ли не с рождения подходит сенсорное лото. Вынуждена не согласиться с данным утверждением, так как с трудом представляю себе, как 4-месячный ребенок будет правильно захватывать лото-фишку и щупать ее в строго заданном месте.
Для развития сенсорных ощущений в этом возрасте лучше всего подойдут массажные мячики, можжевеловые ежики, шарики и палочки, бигуди-липучки и т.п. Их можно просто раскладывать на пеленочке рядом с малышом, катать их перед ним. И он, лежа на животике, будет пытаться схватить их ручкой. Шероховатые и выпуклые игрушки будут стимулировать рецепторы на пальчиках малыша, для него это будут новые интересные ощущения.
Также с помощью массажного мячика можно делать легкий массаж, прокатывая «колючего ежика» по тельцу малыша. Такой массаж можно сопровождать стишком:
Затем ручку поменяем.
Примерно с 5 месяцев можно предлагать малышам самые простые сенсорные коробки, заполненные помытыми грецкими орехами (в скорлупе) или крупными макаронами (типа каннелонни).
Коробка будет наиболее интересной, если добавить в нее нескольких текстурных элементов. Малыш будет с удовольствием брать предметы ручкой. А саму коробку желательно придерживать, чтобы он ее не перевернул за раз.
Физиологические изменения
Внутренние системы организма
- площадь слизистой желудка увеличилась в три раза, позволяя крохе больше есть. В среднем объем потребляемой пищи составляет 1 литр;
- центральная нервная система окрепла. Благодаря этому кроха учится менять интонацию, произносить новые звуки, успешно выстраивать нервные связи в головном мозге;
- кишечник заселен полезной микрофлорой. Если у малыша наблюдались кишечные колики ранее, то в норме к 3,5 месяцам болевые ощущения полностью проходят. Стул становится постоянным;
- головной мозг усиленно развивается, обрабатывая и запоминая поступающую информацию. Развитие отделов, отвечающих за речь, слух, зрение, обоняние и сенсорику, можно заметить в усовершенствованных навыках;
- легкие увеличились в два раза с рождения. Частота дыхания уменьшилась, глубина увеличилась, кроха стал громче кричать;
- поджелудочная стала больше в 1,5 раза. При рекомендации педиатра малыш уже может употреблять некоторые продукты: соки и фруктовые пюре.
Нижняя граница нормы веса | Верхняя граница нормы веса | Нижняя граница нормы роста | Верхняя граница нормы роста | Средний обхват груди | Средний обхват головы | |
Мальчик | 5,1 | 7,9 | 57,6 | 65,3 | 38,5 | 40,5 |
Девочка | 4,6 | 7,4 | 55,8 | 63,8 | 38 | 39 |