Режим дня
В возрасте с 13 до 18 месяцев происходит переход на один дневной сон. Нервные процессы ребенка стали стабильнее, ему требуется больше времени для бодрствования.
Примерный распорядок дня ребенка, готового к переходу или уже перешедшего на один дневной сон:
Время | Режимные моменты |
8.00 | подъем, утренние гигиенические процедуры |
8.15 | завтрак |
8.30 | игры, занятия, упражнения |
10.00 | второй завтрак |
10.30 | прогулка |
12.30 | обед |
13.00 | дневной сон |
15.30 | полдник |
16.00 | игры, занятия, упражнения |
16.30 | прогулка |
18.30 | ужин |
19.00 | игры, занятия, упражнения |
19.30 | вечерние гигиенические процедуры |
20.00 | ночной сон |
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ
Почему малыш не хочет спать? Причинами нежелания спать могут являться:— перевозбуждение нервной системы в результате шумных и веселых — игр незадолго до сна;— отсутствие прогулки в течение дня;— переход на новый режим
ВАЖНО! Только строгое соблюдение режима поможет избежать истерик и капризов, плохого засыпания, ухудшения аппетита
Познавательное развитие ребенка 5 месяцев
Игры, прогулки и общение с малышом способствуют развитию его интеллекта. Родители могут поиграть в развивающие игры для малышей 5 месяцев:
Изучаем лицо
Склонившись над ребенком, дайте ему возможность изучить ладошками сначала ваше лицо, а затем и свое собственное. Не забывайте называть те части, до которых малыш дотрагивается.
Изучаем причинно-следственные связи
Соберите цветные пирамидки или башенки из нескольких деталей. Стройте, чтобы малыш видел, как вы это делаете, покажите, как из кубиков можно соорудить элементарные постройки. Поднесите ребенка к пирамидке. Он ее толкнет и скорее всего, сломает. Скажите: «Бух! Упала». Предложите построить еще.
Знакомьтесь с предметами и окружающим миром
Что бы вы ни делали и где бы ни находились, если ребенок рядом, показывайте ему предметы и называйте их: «Это кастрюля», «смотри, кошечка».
Вика, мама Анюты 1 год: «В 5 месяцев я активно показывала дочке предметы в нашей квартире и на улице. Диван, шкаф, стол и т.п. называла почти каждый день. В 6 месяцев показывала карточки с изображением тех же предметов. Удивительно, но в 8 месяцев Анюта на вопрос «Где стол?» показывала пальчиком стол. А если я раскладывала перед ней 5 карточек и задавала тот же вопрос, она и на карточке находила стол».
Огромная роль в развитии пятимесячных малышей принадлежит игрушкам.
Режим дня и питание
Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.
Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.
Доктор Комаровский к этим признакам добавляет наличие зубов. Но сроки их прорезывания у детей различны. Некоторые обзаводятся ими далеко за рекомендуемый возраст введения прикорма (4 — 6 месяцев).
В качестве первого прикорма рекомендуется овощное пюре или каша. Если ребёнок мало весит, имеет проблемы со стулом, начинать надо с каш. При наличии избыточного веса или запоров предпочтительнее овощи.
Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно вводить овощное пюре в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.
Отклонения в развитии: когда бить тревогу
Здоровый малыш большую часть времени находится в прекрасном расположении духа
Каждому заботливому родителю очень важно знать, какие именно признаки могут указывать на возможные отклонения в развитии пятимесячного малыша. Зачастую «первыми звоночками» становятся вполне безобидные поведенческие реакции, которые могут расцениваться в качестве особенностей конкретного малыша
В том случае, если мамы и папы будут предельно внимательно относиться ко всем изменениям в психоэмоциональном и физическом развитии своего ребенка, то любые нарушения в этом возрасте могут быть скорректированы. В том числе, с помощью медикаментозной терапии.
Обязательно обратиться к участковому терапевту следует в том случае если:
- При гулении ребенок использует только гласные звуки и полностью игнорирует согласные.
- Когда ребенку протягивают руки, он не пытается подтянуться или же малыш не способен самостоятельно двигать корпусом и переворачиваться.
- У крохи отсутствует интерес к игрушкам и предметам, которые его окружают.
Пятимесячные дети способны реагировать на слова, обращенные к ним и эмоциональную окраску речи. Если этого нет, следует обратиться к специалисту и пройти обследования, исключающие заболевания головного мозга и некоторые неврологические патологии.
Некоторые мамы принимают решение вводить прикорм в 5 месяцев
Самые распространенные проблемы
В числе наиболее частых проблем, возникающих с пятимесячными младенцами можно отметить:
- Падения. Ребенок все активнее и смелее использует возможности собственного тела и родители не должны оставлять его без присмотра даже на минуту. В любой момент кроха может перевернуться и упасть. Однако, не стоит паниковать если это произошло. Прежде всего, нужно успокоить малыша — он сильно испугался. В течение какого-то времени наблюдается за поведением и самочувствием ребенка, при любых настораживающих симптомах следует незамедлительно обратиться к врачу.
- Появление первых зубов, которое, как правило, становится причиной капризного поведения грудничка. Прорезывание зубиков всегда доставляет немало хлопот родителям и вызывает серьезный дискомфорт у малыша. Для того чтобы справиться с ситуацией можно использовать различные прорезыватели и специальные гели с охлаждающим и обезболивающим эффектом.
- Первый прикорм становится причиной проблем со стулом. Овощные и фруктовые смеси способны не только доставить много радости ребенку, но и вызывают изменения стула – он может разжижаться или наоборот уплотняться. Если новые блюда были введены слишком рано, могут начаться запоры. Такие проблемы провоцируют белковые и молочные продукты прикорма и слишком малое потребление воды. Для того чтобы снизить риск возникновения запоров и болей в животике прикорм следует вводить постепенно небольшими порциями и только после согласования с педиатром.
- Замедление прибавки в весе. Дети, находящиеся на грудном вскармливании в среднем прибавляет до 500 граммов в месяц. Если вес крохи за прошедший месяц изменился менее, чем на полкилограмма врач может назначить введение прикорма.
- Гипертонус или рефлексы новорожденных. Появление подобных признаков у детей в возрасте 5 месяцев является первым признаком серьезной неврологической патологии. В этом случае родителям следует незамедлительно обратиться к неврологу. Специалист может назначать парафиновые ванночки, массаж и курс медикаментозных препаратов.
https://youtube.com/watch?v=DYsqF4dDyq4%2520
Малыш в 5 месяцев
Календарь развития пятимесячного ребенка. Что умеет малыш?
9.5 Total Score
Ребенок в 5 месяцев
Достоверность информации
9
Актуальность информации
9.5
Раскрытие темы
9.5
Доступность применения
10
ПЛЮСЫ
- Малыш осваивает новые навыки
- Можно начинать прикорм
- Узнает родных
- Гулит и смеется
МИНУСЫ
Ребенок начинает активно двигаться, что может быть небезопасным
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
В пятимесячном возрасте грудничок обычно ведет себя так, будто в его организме кости вовсе отсутствуют: лежа на спине, он тянет ножки к лицу и берет пальчики стоп в рот. Если же уложить его на животик, он с лёгкостью поднимет вверх грудную клетку и прогнёт спинку вниз, занимая позу «тюленя». Согласно наблюдениям педиатров и педагогов, пятимесячные дети могут демонстрировать и другие навыки.
Таблица навыков 5-месячного ребенка
В этом возрасте исчезают безусловные рефлексы. Все дальнейшие действия у детей происходят осознанно. Существует примерная таблица, что должен уметь младенец в возрасте 5 месяцев, с которой родителям рекомендуется сравнивать развитие своего малыша.
Физические навыки (крупная моторика)
переворачивается со спинки на живот;
уверенно держит в руках погремушку;
некоторое время сидит с опорой для спины;
держась
за мамины руки, стоит несколько секунд.
Мелкая моторика
развивается рука: возникает противопоставление большого
пальца;
появляется умение хватать;
ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее в
руке;
ощупывает
всё пальчиками: свою руку, лицо, одежду, игрушки.
Эмоциональные навыки
узнаёт родителей и близких;
в присутствии с незнакомыми людьми ведет себя настороженно;
с помощью мимики выражает различные эмоции;
криками и плачем пытается привлечь внимание близких людей.
Слуховые навыки
узнает знакомые голоса;
прислушивается к новым звукам;
поворачивает голову на источник звука;
по-разному реагирует на спокойную и веселую музыку.
Зрительные навыки
отдаёт предпочтение предметам яркой окраски;
умеет концентрировать взгляд на определенном предмете, в том числе движущемся.
Речевые навыки
певуче
гулит;
произносит
первые слоги;
повторяет
отдельные звуки.
То, что должен уметь малыш в 5 месяцев, согласно наблюдениям педиатров России и ВОЗ, могут и умеют не все пятимесячные дети. Например, многие младенцы в этом возрасте ещё не способны переворачиваться, уверенно упираться на ножки, держась за руки взрослого, произносить слоги. Такое отставание входит в рамки нормы. Главное, чтобы малыш внешне был здоров и бодр.
Анастасия, мама 10-месячного Саши: «Мой сын в 5 месяцев уже поворачивался на бок, мог лежа на животе, упираться на вытянутых ручках на ладони, но переворачиваться у него не получалось. Зато буквально спустя месяц сынок легко крутился со спинки на живот и обратно, а также уверенно сидел. Говорить первые слоги наш малыш тоже начал позже – в конце шестого месяца жизни».
Для пятимесячных детей важным показателем физического здоровья являются их рост и масса тела.
Рост и вес ребенка 5 месяцев
В зависимости от пола здоровые пятимесячные малыши весят от 4,8 до 10,4 кг. Ростовые и весовые нормы по ВОЗ определяются следующей таблицей:
Нормы для девочек (ВОЗ)
Условные обозначения таблицы: Р – рост; В – вес.
Очень низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рост (см) | Вес (кг) | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес |
57,4 | 4,8 | 59,6 | 5,4 | 61,8 | 6,1 | 64,0 | 6,9 | 66,2 | 7,8 | 68,5 | 8,8 | 70,7 | 10,0 |
Нормы для мальчиков (ВОЗ)
Очень низкий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Очень высокий | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рост (см) | Вес (кг) | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес | Рост | Вес |
59,6 | 5,3 | 61,7 | 6,0 | 63,8 | 6,7 | 65,9 | 7,5 | 68,0 | 8,4 | 70,1 | 9,3 | 72,2 | 10,4 |
В России нормы веса и роса определяются Московским НИИ педиатрии и хирургии.
Для пятимесячных малышей они имеют следующие значения:
Средний показатель роста (см) | Диапазон нормы роста (см) | Средний показатель массы (кг) |
Диапазон нормы |
|
---|---|---|---|---|
Девочки | 63,9 | 62 — 67 | 7,2 | 6,2 — 8,0 |
Мальчики | 66,9 | 65 — 69 | 7,8 | 7,0 — 8,4 |
Для всестороннего развития ежедневно рекомендуется заниматься с детьми развивающими упражнениями и играми. Ведь до года дети усваивают информацию и овладевают различными навыками быстрее, чем в какой-либо другой период своей жизни
Очень важно не потерять время, которое можно провести с колоссальной пользой для здоровья и интеллекта подрастающего поколения
Главные моменты ухода за 5-месячным младенцем
Уход за крохой включает в себя ряд мероприятий, выполнение которых обеспечит его своевременное физическое и эмоциональное развитие.
Купание
Для ребёнка огромное значение имеют водные процедуры. Утром проводят интимную гигиену и лёгкий душ, а вот перед ночным сном педиатры рекомендуют прохладную ванну. В воду можно добавлять отвары целебных трав (череды, ромашки), особенно если у малыша есть аллергические реакции на коже. На дно нужно постелить специальный коврик, чтобы карапуз не скользил, а крохе предложить игрушки для купания ярких цветов. Он будет хватать их руками, а родители объяснять, какого они цвета и формы. Рекомендованное время купания составляет не менее получаса, оптимально — сорок минут.
Правила купания для детей до полугода жизни — видео
Массаж
После водных процедур врачи рекомендуют проводить гимнастику или делать ребёнку массаж. Гимнастика занимает меньше времени и направлена на то, чтобы взбодрить младенца после ночного сна, поэтому выполняется утром. А массаж расслабляет мышцы, успокаивает кроху, некоторые дети даже засыпают во время процедуры. Его оптимально делать после вечернего купания.
Как правильно делать массаж малышу 5-ти месяцев — видео
Нужен ли прикорм: питание грудничка в пять месяцев
В этом возрасте малыш съедает в сутки приблизительно один литр грудного молока или адаптированной смеси. Ребёнок ест пять раз в день, а ночью может просыпаться два-три раза для кормления.
Грудное молоко или адаптированная детская смесь — оптимальная еда для ребёнка пяти месяцев
Если малыш набирает меньше положенного, а дефицит массы тела угрожает отставанием физического и психологического развития, то врач может рекомендовать ввести прикорм. Какие продукты начинать давать первыми определяет педиатр.
Только врач по показаниям может посоветовать ввести прикорм ребёнку в 5 месяцев. Самостоятельно делать это не рекомендуется
Осмотр педиатра
Не следует забывать о ежемесячном посещении поликлиники. Доктор осматривает младенца, определяет прибавку веса и роста, расспрашивает родителей о новых навыках и умениях крохи. На основании полученных данных специалист устанавливает темпы развития малыша, определяет, не отстаёт ли он по некоторым критериям.
Ежемесячный осмотр педиатра поможет вовремя выявить проблемы, если они имеются
Именно к пяти месяцам у детей должен пройти врождённый гипертонус мышц. Если этого не произошло, доктор назначит соответствующее лечение, а также лечебную гимнастику и курсы массажа. Поэтому родителям не стоит забывать ежемесячно показывать своего кроху доктору.
Физическое развитие ребенка в 5 месяцев
Тест При подтягивании за руки из положения лежа на спине стремится сесть: сгибает свои руки, активно приподнимает голову вперед так, что подбородок достает до грудины. Посаженный вами ребенок начинает сидеть самостоятельно с опорой на ладони рук.Тест-играЕсли поставить ребенка вертикально с опорой на стопы, он хорошо на них опирается, стоит прямо, переступает ногами, начинает подпрыгивать или пританцовывать. Ребенок сам держит свой вес. Ваши руки нужны только для того, чтобы поддерживать его равновесие, чтобы он не упал в сторону. Сразу после проверки верните ребенка в положение лежа. Долго держать его в положении стоя нежелательно. Эту игру нельзя использовать как упражнение.
Приблизительное расписание занятий на неделю
Занимаясь развитием малыша, главное, не переусердствовать. Малышу должны быть интересны упражнения, а это означает, что нельзя выполнять одно и то же занятие с ребёнком 2 лет каждый день, так как в итоге это может просто надоесть ему. Чтобы этого не случилось, необходимо составить расписание занятий. Такой план не только позволит родителям не перегрузить ребёнка, но и убедиться в том, что вы ничего не упустили, и малыш хорошо развивается.
Развивающие занятия для детей 2 лет. Приблизительный план:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | |
Мелкая моторика | Крупы | Гимнастика для пальцев | Шнуровка | Прищепки | Прищепки | Песок | Наклейки |
Сенсорное развитие | Тёплое и холодное | Материалы | Вкусы | Шершавое и гладкое | |||
Познавательное | Пазлы | Поиск картинки по её кусочку | Поиск теней | Виды домашних животных | Цвета и сортировка предметов по ним | Времена года | Поиск игрушки |
Речевое | Кривляние | Обсуждаем картинку | Чтение сказок | Обсуждение прочитанного | Разыгрываем сказку | Чтение стихов | Задувание свечей |
Социальное | Общаемся с другими детками | Игры в песочнице | Гости. Идём в гости или принимаем у себя | ||||
Творческое | Аппликация | Лепка из пластилина | Рисуем красками | Раскрашивание | Лепка из теста | ||
Музыкальное | Детские песни | Пение | Классическая музыка | Музыкальные инструменты | |||
Физическое | Игры в мяч | Бег с препятствиями | Прыжки | Ходьба на руках | Игра в улитку | Занятие с фитоболом | Ходьба по линии |
Это только приблизительный план. Вам же, для того чтобы заниматься развитием ребёнка 2 лет самостоятельно, при составлении распорядка потребуется учесть характер малыша, его интересы и умения, а также цели, которые вы преследуете.
Кроме того, в составленном вами расписании желательно отметить те занятия, которые вы считаете наиболее важными, и не готовы их пропустить. Также следует определить те виды развития, которые вы считаете обязательными для своего малыша. По ним занятия могут проходить и 5-7 раз в неделю. При этом не нужно занимать занятиями всё время малыша. Пусть в его распорядке дня будет место и для самостоятельных игр.
После того как вы позанимаетесь с ребёнком по этому расписанию несколько недель, вы сможете проанализировать результаты занятий и то, насколько был выполнен план. Если вас что-то не будет устраивать в полученных результатах, вы сможете заменить некоторые занятия, добавить их или же убрать.
Нервно-психическое развитие ребенка
На этом этапе жизни ребенка память ребенка уже развита достаточно хорошо. Так, например, у него могут появиться любимые игрушки, увидев, которые он проявляет радость. Такую привязанность к предметам можно использовать для того чтобы стимулировать младенца ползать, переворачиваться и подсаживаться.
Пятимесячные дети уже начинают различать «своих» и «чужих». Любые перемены во внешности папы или мамы – цвет волос, стрижка, макияж и т.д., могут не только насторожить младенца, но и стать причиной сильного испуга.
К незнакомым людям пятимесячные груднички могут относиться достаточно настороженно. Если же незнакомые малышам люди пытаются взять их на руки или начинают разговаривать с ними, дети могут выразить свой страх и недовольство громким плачем. Некоторые молодые родители начинают серьезно беспокоиться из-за такой реакции чада — еще совсем недавно такой общительный и смешливый карапуз внезапно становится «букой».
Специалисты уверены, что повода для тревог в такой ситуации нет
Просто нужно терпеливо переждать становление важного этапа в нервно-психологическом развитии ребенка. Теперь он смог осознать свое место в мире, а родителям необходимо во всем поддерживать младенца, дать ему возможность почувствовать себя защищенным и оказать помощь в социализации
Некоторые родители совершают грубую ошибку, ругая малыша и отказываясь принять его нежелание «общаться» с людьми, которых он редко видит и не может признать «за своих». Подобные действия могут привести к появлению у младенца негативных впечатлений и подорвать доверие к родителям.
Кроме того, чрезмерная общительность с посторонними людьми является далеко не самым хорошим качеством в жизни. И через пару уже подросшему ребенку будет намного сложнее объяснить, почему ему не стоит доверять незнакомым тетям и детям, брать у них конфеты или садиться в чужую машину.
Многие младенцы в пятимесячном возрасте начинают копировать некоторые движения родителей, их мимику. За компанию с окружающими они могут начать смеяться или наоборот плакать. Появляется умение концентрироваться на одной вещи, детки подолгу занимаются новыми игрушками, с увлечением рассматривают яркие картинки. Особенно интересным для малышей является изучение предметов не только визуально, но и на ощупь и даже на вкус.
Малыш активно выражает свои эмоции
Зрение
Зрительное восприятие – одно из самых важных в нашей жизни. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем именно так. В 5 месяцев зрение ребенка продолжает свое развитие, становится еще более совершенным. Теперь он различает не только формы и очертания предметов. На этом этапе кроха не просто видит и различает цвета, его глаза могут распознать даже несколько оттенков одного цвета.
Очертания предметов перестают быть размытыми, окружающий мир приобретает четкость и резкость. Зрачки охватывают уже больше пространства, для того, чтобы удержать предмет в поле зрения, карапузу уже не нужно скашивать глаза.
Боковое зрение все еще слабовато, но вот четко перед собой человечек видит более, чем просто хорошо. Это позволяет разнообразить занятия с ним – теперь он видит, что объект перед ним круглый, красный, на нем есть выпуклости. Малыш еще не осознает, но вполне различает рисунки в детской книжке.
Играем с малышом
Во что поиграть с малышом, чтобы помочь ему познакомиться с окружающим миром, а также развить его навыки? Этот вопрос задает себе каждая молодая мама. Рассмотрим несколько развивающих игр.
Развиваем чувства
До 16 недель маленький ребенок может видеть лишь на расстоянии вытянутой руки, а после его зрительные возможности значительно расширяются. Теперь он может рассмотреть все, что есть в комнате, за окном, на улице, умеет сфокусировать взгляд на конкретном предмете.
Во время прогулки или в квартире давайте малышу рассматривать все, что его окружает, называйте и показывайте предметы, обращайте внимание на движение, звуки, удаленность и другие явления. Все это способствует развитию зрения малыша и его кругозора
Кроме этого малыш такого возраста пытается все потрогать и пощупать. Не отказывайте ему в этом. Пройдитесь по квартире и дайте потрогать все, что безопасно, расскажите про предметы, покажите картины и портреты. На улице можно потрогать листики, травку, стволы деревьев, цветы.
Чтобы развить контактные чувства ребенка, можно дать подержать теплые и холодные предметы.
Чередуйте температуру, фактуру и формы предметов, чтобы малыш привыкал к различным ощущениям.
Развитие моторики
В этом возрасте ребенок уже хорошо умеет управлять своими руками, поэтому необходимо развивать координацию его движений. Научите малыша одновременно держать предмет двумя ручками, а также перекладывать его из одной в другую. Дайте ему большую игрушку, которая не умещается в его ладошке, и покажите, как нужно держать двумя руками. Затем снова дайте, но уже без подсказки.
Можно поиграть в такую игру. В каждую ручку малыша дать по небольшой игрушке. Когда он наиграется и изучит их, дать третью, показав, как переложить первую игрушку в ладошку ко второй, и взять третью, не выпуская при этом ни одну из рук. С первого раза малыш вряд ли справится. Но со временем он научится.
Развитие речи
В этом возрасте малышу необходимо слышать значительно больше речи. Разговаривайте с ребенком во время прогулки, описывайте все, что видите, читайте сказки и стихи.
Провоцируйте ребенка на «разговор». Скажите ему простую короткую фразу. Например, «Сегодня солнечное утро». Дождитесь лепета малыша в ответ, загляните ему в глаза и кивните. Слушайте его «речь», тем самым давая понять, что вам нравится, как он разговаривает. Сделайте паузу, скажите следующую фразу.
Играя в такую игру, малыш поймет, что его внимательно слушают. Это способствует развитию уверенности в себе и его речи.
13.06.2018
- 1 Физиология и навыки ребенка
- 2 Игрушки для развития малыша
- 3 Познавательные игры
- 4 Игры для физического развития
- 5 Игры для умственного развития
- 6 Игры для творческого развития
Детство – это чудесная пора для малышей, которая является самым важным периодом роста. В этот период родители должны особо внимательно подходить к развитию ребенка в различные месяцы взросления. Чтобы пятый месяц развития ребенка прошел без хлопот ознакомимся с основными аспектами в воспитании.
Игры: чему можно научить
Поскольку малыша интересует всё вокруг него, почаще разговаривайте с ним, показывая ему то, что попадает в поле его зрения: небо, цветок, игрушку и так далее. Можно обучать малыша свойствам предметов, например, «вот шарик, он катится», или как произносят звуки животные: собачка лает, киска мяукает, изображая, как они это делают. Кроху это приведёт в неописуемый восторг, и он будет пытаться воспроизвести эти звуки сам.
Можно показывать малышу крупные цветные картинки с изображениями предметов и животных, называя их и объясняя, что или кто это. Такую книжку можно соорудить своими руками, делая не просто картинки, а вставляя элементы для развития: кармашки, разные детали на липучках и так далее.
Книжку с картинками можно сделать своими руками
Игры с подбрасыванием
Многие родители, играя с ребёнком, подбрасывают его на небольшое расстояние на руках. Сначала малышу страшно, но потом он привыкает к этому, с восхищением воспринимая это занятие. Но кроме радости для ребёнка и развития вестибулярного аппарата, в этом занятии скрыт определённый психологический момент — формирование доверия между мамой или папой и малышом, это чувство останется у него на всю жизнь
Соблюдайте, конечно, меры предосторожности, и если малышу некомфортно или страшновато, эту затею лучше оставить
Как учить ребёнка играть с мячом
Поиграйте с малышом в футболиста. Положите надувной мячик ему на стопы так, чтобы малыш упирался в них. Пусть он стучит по мячу ножками ими пытается оттолкнуть его. Такое занятие укрепляет мышцы ног, подготовит их к ходьбе.
У современных мам набирает популярность фитбол — специальный гимнастический мяч, с помощью которого малыша также можно физически развивать, делая различные упражнения.
Игры на специальном мяче доставляют удовольстве ребёнку
Игра в прятки
У малышей прятки вызывают бурные эмоции, они могут звонко хохотать во время игры. Научить играть очень просто — мама закрывает ладошками лицо и «прячется» от малыша, при этом говоря: «Где мама?», через несколько секунд появляясь. Также можно «прятать» малыша, накрывая его лёгким куском ткани, например, носовым платочком, который он может снять самостоятельно.
Пальчиковые игры
Эти игры развивают мелкую моторику, память. Это разжимание и сжимание кулачков и пальчиков, сопровождающееся песенками, стихами и сказками.
Популярна сказка-потешка «Сорока-ворона». Помните, в детстве мама играла с нами, водя пальчиком по открытой ладошке: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила — этому дала, этому дала, а этому не дала. Ты печку не топил, воду не носил, дрова не рубил — не дам тебе кашки».
Пальчиковая игра «Сорока-ворона» развивает память и мелкую моторику
Как играть с ребёнком в 5–5,5 месяцев — видео
Итак, ваш ребёнок растёт и развивается. Впереди ещё много разных достижений и побед. Но помните, ваш малыш индивидуален, и если что-то соседский мальчик умеет делать в 5 месяцев, а ваш нет, не нужно срочно бежать к врачу и проверять ребёнка на разные болезни. Всё придёт в норму в своё время. Соблюдайте требования педиатра, развивайте ребёнка и скоро вы будете радоваться каждому новому движению или звуку.
Занятия с папой
Для отцов существует своя ниша в отношениях с маленьким ребенком. Например, вы могли бы научить кроху сохранять равновесие — такие занятия полезны и приятны. А кто лучше папы сумеет показать малышу мир с высоты собственного роста! Посадите его себе на плечи и немного покатайте. Когда устанете, «приземлитесь» на удобный стул, положите ногу на ногу и, усадив ребенка на сгиб стопы лицом к себе, покачайте, придерживая за руки или за локотки. Можете спеть песенку, причем меняя темп исполнения и стараясь в соответствии с ним качать малыша. А вот еще варианты для «мужских игр».
- Протяните длинный шнур между спинками двух стульев. Сложите пополам большой кусок папиросной бумаги и накиньте его на шнур, чтобы получилось подобие стены. Теперь разрежьте эту бумагу на вертикальные полосы, чтобы «волк» смог пробить себе дорогу через «стену» в «дом». Когда эти несложные декорации будут готовы, расскажите крохе сказку «Три поросенка». Как только дойдете до места, где волк «рычит и пыхтит», постарайтесь словами и жестами побудить ребенка включиться в игру.
- Посадите кроху к себе на колени, погладьте его по го лове и скажите: «Прелестные волосики». Затем положите руки малыша на свою голову и скажите: «А это папочкины волосы». Покажите, как вы расчесываете свои волосы. Затем, взяв под уздцы игру шечную лошадку, проведите расческой по ее гриве. При двиньте лошадку к малышу и попросите его сделать то же самое. Потом малыш может причесать и вас.
- Достаньте три любимые игрушки малыша. Взяв каждую по очереди в руки, назовите ее. Затем поставьте все иг рушки в ряд, назовите одну и попросите малыша дать ее вам. Если он выполнит зада ние, похлопайте в ладоши и похвалите его.
Достижения ребенка к 9 месяцам
В этом возрасте ребенок имеет следующие достижения в сенсорно-двигательной сфере:
- хлопает в ладоши;
- берет большие предметы двумя руками и рассматривает их;
- удерживает маленькие предметы одной рукой;
- встает на ноги, воспользовавшись помощью взрослого.
Интеллектуальные способности включают в себя следующие действия:
- помнит вчерашнюю игру;
- повторяет слова из двух слогов;
- понимает взрослого;
- делает попытки при помощи жестикуляции объяснить свои действия и желания;
- реагирует на просьбы.
Ребенок пытается освоить речь. Если хотите, чтобы сын говорил правильно, общайтесь с ним медленно и четко, не коверкая слов.
Физическое развитие
На 9 месяце ребенок начинает ползать, лежа на животе и, вытягивая тело вперед, совершая боковые движения. Он может сидеть, опираясь на две или одну руку, пытаясь свободной дотянуться до игрушки. В это время дети уверенно стоят при поддержке мамы или папы. Они берут предметы большим и указательным пальцами, осваивая щипковый захват, поэтому следует удалить все мелкие предметы, чтобы они не попали в рот.
Дети готовятся к прямохождению, поэтому большое внимание нужно уделять физической активности, направленной на укрепление костного аппарата. Их все меньше привлекают мамины руки, они с удовольствием ползают и передвигаются по полу, удовлетворяя любопытство, рассматривая различные предметы. Дети меньше прибавляют в весе, т
к. много двигаются. При использовании ходунков они могут передвигаться, приседать и прыгать в среднем около 10 минут
Дети меньше прибавляют в весе, т. к. много двигаются. При использовании ходунков они могут передвигаться, приседать и прыгать в среднем около 10 минут.
В этом возрасте дети демонстрируют крепкую «хватку». Взяв палец или игрушку, они не собираются их отпускать до тех пор, пока не потеряют интерес. К этому времени у детей появляется 4-6 зубов. Для физического развития важны:
- ежедневная зарядка и массаж;
- тренировки кисти и мелкой моторики;
- ползание;
- занятия плаванием;
- активные прогулки.
Во время гуляния на улице дочь или сын должны меньше находиться в коляске. Позволяйте им понюхать цветок, потрогать лист, покопаться в песочнице, знакомиться с окружающим миром и исследовать его. Все это научит самостоятельности и разовьет любопытство.
Эмоциональное и психическое развитие
Дети внимательно наблюдают за действиями мамы и папы. Если раньше их привлекали знакомые лица, то теперь они увлеченно изучают их движения. Они начинают подражать им: надевать на голову платок, пытаться пить из чашки, складывать вещи в сумку. Они с удовольствием играют в «прятки». Внимательно наблюдают за тем, когда мама прячется за креслом или диваном и весело реагируют, когда она выглядывает.
Реакция на незнакомых людей индивидуальна для каждого. Одни с удовольствием общаются, другие пугаются и прячутся за маму. Следует предупреждать детей о приходе посторонних людей, и со временем младшие члены семьи поймут, что гости не представляют никакой опасности. Дети реагируют на интонацию взрослого и сами пытаются «играть» голосом, меняя громкий лепет на тихий.
Родители часто задаются вопросом, во что поиграть с девятимесячным ребенком, т. к. любимой забавой становится бросание игрушки на пол. Детей привлекают игры по своим правилам. Сидя на коленях взрослого, они бросают игрушку вниз и ждут, пока ее поднимут, чтобы повторить свои действия.
Ребенок знает свое имя, умеет при помощи жестикуляции выразить свои желания, реагирует на простые просьбы. Он пытается принимать участие в несложных действиях:
- вытягивает руки во время переодевания;
- может стянуть шапку;
- держит чашку двумя руками;
- уверенно держит ложку, но ест, в основном, при помощи рук.
Эмоциональные реакции становятся более яркими. Дети проявляют бурную радость, громко смеются, демонстрируют гнев. В этом возрасте ребенок не может играть самостоятельно, ему нужен партнер. Для детей 9 месяцев важны развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие физических навыков и логического мышления.
Речь
Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок к развитию речи. В этом возрасте дети произносят сочетания звуков: «па-па-па», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Они не просто лепечут, а демонстрируют собственную речевую деятельность. Дети становятся сообразительными, хорошо понимают речь взрослых.